И. В. Бакунова
определяет стресс как «любое условие, которое нарушает нормальное функционирование организма».
Если стрессовые условия существуют в течение длительного периода, то возникает психологическое истощение. Структура личности и индивидуальные предрасположенности реакций также играют существенную роль в развитии психических срывов [1; 5; 8].
Как свидетельствует практика, все люди, перенесшие войну, вынужденную миграцию, репрессии, физическое и сексуальное насилие, нуждаются в активной психотерапевтической помощи, даже если они не предъявляют жалоб на свое состояние.
В изучении вопроса об оказании психокоррекционной помощи жертвам массовых катастроф, стихийных бедствий и локальных конфликтов, известны работы французских ученых (С. М. Chemtob, S. Tomas), которые большую роль отводят собеседованию, как наиболее широко распространенному способу психологической помощи. Собеседование — это способ психологической поддержки, позволяющий уменьшить чувство психологического дискомфорта. Даже через достаточно большой промежуток времени у лиц, перенесших посттравматическое переживание, сохранялись яркие воспоминания о пережитом. По мнению данных авторов (С. М. Chemtob, S. Tomas), собеседование, проведенное в отдаленные сроки, более эффективно, чем немедленное вмешательство, и, кроме того, это позволяет выявить лиц, длительное время испытывающих чувство психологического дискомфорта.
Также известно, что кратковременные сеансы когнитивно-поведенческой психотерапии, проведенные вскоре после психотравмы, способствуют улучшению психического статуса потерпевших. Симптомы постстрессовых расстройств слабее выражены у тех, кому была оказана своевременная психотерапевтическая и психокоррекционная помощь (Е. В. Foa, 1995) [6, с. 63-64].
По мнению отечественных ученых (В. С. Мякотных, 1994) предпочтительнее проводить личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию.
Целями и задачами которой (Б. Д. Карвасарский, 1985) являются:
1) глубокое и всестороннее изучение личности клиента, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования, структуры и функционирования его системы отношения;
2) выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих как возникновению, так и сохранению невротического состояния и симптоматики;
3) достижение у клиента осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и его заболеванием;
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ У БЕЖЕНЦЕВ ...
4) помощь клиенту в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, изменении при необходимости его объективного положения и отношения к нему окружающих;
5) изменение отношений клиента. Коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что является главной задачей психологической помощи и в свою очередь ведет как к улучшению субъективного самочувствия клиента, так и к восстановлению полноценности его социального функционирования [7, с. 45].
В лечении ностстрессовых расстройств используются психокоррекци-онные техники, относящиеся к основным психокоррекционным подходам: психодинамическая психокоррекция, когнитивно-поведенческая и групповая психокоррекция. Когнитивно-поведенческой психокоррекция - это техника «вскрывающих интервенций» (Exposure-BasedIntervention, EBI). В качестве основного приема в ней используется прямая или косвенная конфронтация клиента с травматическими образами-воспоминаниями. Метод основан на том, что при постстрессовых расстройствах действует не только страх релевантных травме стимулов, но и страх воспоминаний о травме. Из этого следует предположение о том, что повторное переживание эмоций, связанных с травмой, помогает пациенту интегрировать негативный опыт. EBI снижают уровень дистресса, навязчивые воспоминания и уровень физиологической реактивности. Эффективность данного вида коррекции подтверждена в работе с ветеранами войн, детьми и подростками, находящимися в зоне военных действий (Mowrer, 1960; Meichenbaum, 1994) [5, с. 162].
Довольно широкое распространение получил метод глазодвигательной десенсибилизации (Eye movement desensitization, EA4DR), предложенный Ф. Шапиро в 1987г. EMDR представляет собой вариант Exposure-Based Intementions (EBI) и представляет комбинацию из следующих процедур: представления клиентом травматической сцены, переживания чувства тревоги, когнитивной рестуктуризации (это та часть, которая объединяет EMDR и EBI) и направляемых психологом саккадических движений глаз (то что является специфичным для EMDR).
Наиболее часто с людьми, пережившими психотравматический опыт используют метод групповой психокоррекции в сочетании с различными видами индивидуальной коррекции. Как правило, не существует каких-либо специальных предпочтений относительно того, какой вид групповой психокоррекции следует применять, скорее, практикуются совершенно различные направления, такие как: группы открытого типа, ориентированные на образовательные задачи или на структурирование травматических воспоминаний (работа в «там и тогда»); группы, имеющие заданную структуру, ориентированные на конкретную задачу, на выработку навыков совладения с травмой, на работу с интерперсональной динамикой (работа «здесь и теперь»).
И. В, Бакунова
Многочисленные направления групповой психокоррекции охватывают когнитивно-бихевиоральные, психолого-образовательные, психоаналитические, психодраматические группы, группы самопомощи, юнгианс-кого анализа сновидений, арт-терапии.
Психологическая коррекция беженцев должна представлять систему различных мероприятий, направленных на предупреждение хронизации психических расстройств, развития затяжных патологических процессов, и на более раннее возвращение к социальной деятельности.
По мнению В. Н. Нечипоренко, С. В. Литвинцева, Е. В. Снедкова, Ю. К. Малахова, В. Е. Саламатова участники войн и локальных конфликтов, применительно к которым осуществляются реабилитационные психокоррекционные мероприятия, разделяются на:
- психически здоровых лиц с пограничными нервно-психическими расстройствами; больных с психотическими формами;
- с аддиктивными расстройствами (алкоголизм и наркомания) и с соматической патологией.
Причиной психической дезадаптации беженцев являются нажитые в экстремальной обстановке личностные изменения, новые реактивные способности и эмоционально-поведенческие стереотипы в виде сочетаний хронической тревоги, агрессивности и импульсивности. Психологическая коррекция должна использовать основные положения современной интегративной копииг-концепции, согласно которой в преодолении стресса человек пытается:
- смягчить или ликвидировать проблему;
- уменьшить ее интенсивность, изменив свою точку зрения на нее;
- облегчить ее воздействие отвлечением на что-либо или использованием различных других способов преодоления [2; 3; 6; 8].
В отечественной литературе последнего периода известны работы, посвященные психокоррекции психогенных расстройств, которые опираются на принципы патогенетической концепции, основанной на психологии отношении (В. Н. Мясищев, 1969; Б. Д. Карвасарский, 1986). Согласно этой концепции, психогенное нервно-психическое расстройство возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека. Психологический конфликт рассматривается здесь с позиций диалектического единства объективных и субъективных факторов его возникновения и развития, его нейрофизиологической и психической природы [8, с. 73].
Суть метода патогенетической психокоррекции сводится к следующему общему положению: поскольку в соответствии с патологической концепцией неврозов основной детерминантой невротического конфликта является неблагоприятный для личности индивидуальный опыт социального взаимодействия, то изменить, оптимизировать внутреннее состояние невротической личности, реконструировать конфликтную систему ее субъективных отношений к действительности также можно
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ У БЕЖЕНЦЕВ ...
посредством общения с другими людьми, но организованного на принципиально иных, открытых и здоровых, нормообразуюших началах. Эти общие методологические положения оказываются крайне эвристич-ными и для современного системного анализа более частных проблем, связанных с коррекцией психических нарушений у вынужденных переселенцев.
Основной целью патогенетической психокоррекции является, в первую очередь, изменение нарушенной системы отношений, коррекция неадекватных эмоциональных реакций, необходимой предпосылкой которой является достижение понимания причинно-следственных зависимостей между особенностями системы отношений и заболеванием.
Другим направлением этого метода является рациональная психокоррекция. Ее особенностью является направленность на уменьшение интенсивности пли снятие переживаний, связанных со стрессом. Одним из направлений рациональной психокоррекции является разьяснение человеку сущности невротических расстройств.
Многие исследователи (М, J. Horowitz, А. Bleich, В. Siegel, R. Garb) высказываются в пользу кратковременной психокоррекции для лиц, подвергшихся психологической травме, вызванной вынужденной миграцией. Эта терапия обычно связана с когнитивным подходом, а также она обеспечивает поддержку и защиту. Кратковременность психокоррекции минимизирует риск возникновения зависимости и хронизации. Групповая и семейная психокоррекция оказалась также эффективным методом при лечении лиц, подвергшихся травматизации.
Библиографический список
1. Китаев-Смык, Л, А. Психология стресса. [Текст] / А. А. Китаев-Смык-М, 2003.
2. Колодзии, Б. Как жить после психической травмы. [Текст] / Б. Колодзин-М1992.
3. Мясищев, В. Н. Психология отношений. [Текст] / В. Н. Мясищев - М., 1995.
4. Пуховский, И. Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций [Текст] / И. Н. Пуховский - М., 1997.
5. Селье, Г. Стресс без дистресса. [Текст] / Г. Селье - М., 2003.
6. Цыганков, Б. Д. Психические нарушения у беженцев и их медико-психологическая коррекция. [Текст] / Б. Д. Цыганков : Руководство для врачей. Б. Д Цыганков, А. И. Былим- 1998.
7. Черепанова, Е. М. Психологический стресс. [Текст] / Е. М. Черепанова-М, 1996.
8. Шапиро, Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: основные принципы, протоколы и процедуры [Текст] / Ф. Шапиро. Пер. с англ. - М., 1997.
9. Эверли, Дж. С. Стресс: природа и лечение [Текст] / Дж. С. Эверли, Р. Розен-фельд: Пер. с англ. - М., 2005.
Раздел VIÍI
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
УДК 372, 08
Прилепская Нина Александровна
Заместитель директора по общеобразовательной подготовке профессиональное училище №47, [email protected], Бердск
ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФХТЕХОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Prilepskaya Nina Alexandrovna
Deputy director of in the vocation № 47, [email protected], Berdsk
INTEGRATION OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE VOCATION TRAINING AS A COMPONENT OF THE INNOVATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Современное развитие рынка труда достигло такого уровня, что можно с достаточной степенью определенности обозначить основы сложившейся системы трудоустройства выпускников профтеха, работающих в условиях с современного рынка труда.
Интерактивный анализ рынка труда показывает, что работодатель принципиален к выбору контингента, особое внимание заслуживает наличие опыта работы и квалификации.
Образовательный процесс в учреждениях профтехобразования складывается из двух больших составляющих, таких как- теоретическое обучение и практическое. Практическое в свою очередь подразумевает как практику в учебно производственных мастерских, так и работу с социальными партнерами. Отличительной чертой педагогического процесса профтехобразования является социальное партнерство. Именно благодаря социальному партнерству совершенствуются знания, умения навыки, полученные на теоретическом обучении, вырабатывается стратегия дальнейшей деятельности.
Образовательное учреждение профтехобразования включает в себя внутреннюю образовательную среду, которую в свою очередь можно разграничить на: управленческий штат, штат инженерно-педагогических сотрудников, материальную базу и административно хозяйственный механизм и непосредственно на участников учебного процесса-учащихся, во имя чего и создаются условия для формирования инновационной среды и внешнюю среду. Внешняя среда делится на микро среду и макро среду. Микро среда
ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
находится в поле деятельности администрации заведений и непосредственно может изменятся под их давлением. Макросреда же не подлежит никакому влиянию, она сама влияет на все учебные заведения.
К микросреде можно отнести: абитуриентов, их родителей, другие учебные заведения, учебно методический центр, предприятия социальных партнеров и т. д.К макро среде относятся такие составляющие как рения правительства такие, как «Закон об образовании», положение по ЕГЭ и т. д., экономическое положение в стране, проблемы демографии и т. д.
Чтобы условия, формируемые в учебном заведении были инновационны, необходимо стратегическое управление со стороны администрации.
Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении ресурсного потенциала учебного заведения с возможностями и угрозами внешнего окружения в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что учебное заведение хочет достичь ее целями, линией поведения выбранной для достижения этих целей.
Стратегия должна стать «нитью времени», связывающей прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию.
В силу того, что основной контингент - это дети с нестабильной психикой из неблагополучных семей, семей оказавшихся за чертой бедности и дети сироты, миссия учебного заведения профтехобразования заключается в формировании у учащихся инициативы, творчества, уверенности в себе и умения адоптироваться к условиям внешней окружающей среды.
Уже на начальном этапе прохождения производственной практики учащиеся областных государственных образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования пробуют свои силы у станка, получают практические навыки, которые усовершенствуются из года в год и к концу второго курса становятся прочной базой для прохождения практики на предприятиях социальных партнеров.
Государство перестает быть единым и единственным потребителем рабочей силы, оно перестает жестко детерминировать поведение человека в социальной сфере, определять набор социальных услуг, которые гражданин может или должен получать. Федеральные структуры (продолжившие практику союзных) перестают определять планы набора и выпуска учебных заведений, они во все большей степени формируются на основе спроса региональных и местных рынков труда, появляется маркетинг и мониторинг этого рынка.
Во-первых, разгосударствление социальной сферы и освобождение государства от функций непосредственного предоставления гражданину социальных услуг. По многим видам социальных услуг государство перестает быть оператором, предоставляющим потребителю эти услуги. В одних случаях оно отводит себе роль только законодателя, устанавливающего правила, в других случаях посредника. Возможны и иные варианты.