ПСИХОЛОГИЯ АНТИВИТАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2011—2013 ГОДАХ
Сагалакова Ольга Анатольевна
канд. психол. наук, доцент кафедры клинической психологии, ФГБОУВПО «Алтайский государственный университет », РФ, г. Барнаул
E-mail: olgasagalakova @mail.ru Труевцев Дмитрий Владимирович канд. психол. наук, заведующий кафедрой клинической психологии, ФГБОУ ВПО
«Алтайский государственный университет» РФ, г. Барнаул
E-mail: truevtsev@gmail. com
PSYCHOLOGY OF TEENAGER'S ANTIVITAL BEHAVIOUR ORIENTATION IN ALTAY TERRITORY IN 2011—2013
Sagalakova Olga
candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of Clinical Psychology
Department at Federal State Budget Institution of Higher Professional Education
Altai State University, Russia, Barnaul
Truevtsev Dmitry
candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor, Chairman of Department at Federal State Budget Institution of Higher Professional Education Altai State
University, Russia, Barnaul
Публикуется при поддержке гранта Российского научного фонда (Конкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» № 14-1801174).
АННОТАЦИЯ
В статье приводится исследование социально-психологических, клинико-психологических механизмов антивитальной направленности поведения и его реализации среди подростков Алтайского края в 2011—2013 году. Сформулированы основные задачи комплексной программы профилактики антивитальной направленности поведения среди молодежи.
ABSTRACT
In article research of socially-psychological, clinic psychological mechanisms of teenager's antivital behaviour orientation and its realization in Altay territory in
2011—2013 is resulted. The primary goals of the complex program of preventive maintenance teenager's antivital behaviour orientation are formulated.
Ключевые слова: антивитальная направленность поведения; подростковый возраст; психологические механизмы антивитальной направленности поведения.
Keywords: antivital behaviour orientation; teens; psychological mechanisms of teenager's antivital behaviour orientation.
Проблема антивитального поведения подростков в Алтайском крае требует внимания специалистов и проведения комплексного исследования данного феномена. Антивитальное поведение включает в себя как возникновение мыслей о возможном уходе из жизни, размышления и настроенность на реализацию задуманного, так и собственно суицидальную и парасуицидальную активность на разных этапах ее осуществления. Проблема психологии антивитального поведения и его профилактики диктуется высоким уровнем самоубийств и покушений на собственную жизнь среди подростков в разных районах Алтайского края, снижением возраста как первых попыток антивитальной направленности поведения, так и завершенного суицида, отсутствием на настоящий момент научно обоснованного и постоянно действующего алгоритма профилактических действий с учетом региональных особенностей.
Можно констатировать, что колебание уровня самоубийств среди молодых людей в возрасте до 18 лет в период с 2010 по 2013 год в Алтайском крае свидетельствует о неравномерности реализации профилактических психологических, клинико-психологических, психолого-педагогических и психолого-социальных мер, а также несогласованности действий разных специалистов в процессе оказываемой психологической поддержки, осуществляемой зачастую без должного понимания психологических
механизмов воздействия, отдаленных последствий вмешательства, закономерностей онтогенеза, психического здоровья подростков.
Подростковый возраст в психологии все чаще трактуется в широком диапазоне как относительный возрастной период с 10—12 лет до наступления 18 лет. Высокий уровень самоубийств среди детей и подростков до 18 лет в Алтайском крае и в ближних регионах Сибирского округа широко контрастирует с отсутствием необходимого внимания к данной проблеме, сокращением ставок психологов в образовательной среде, недостаточностью регулярно действующих программ по защите психического здоровья подростков, отсутствием единой системной, опирающейся на научные подходы и непротиворечивые модели научной психологии программы, объединяющей в себе необходимость создания единой базы психологических данных о детях и подростках Алтайского края, особенно тех районов, в которых вероятность антивитального поведения наиболее высока. Подросток и может, и способен пойти на крайние меры в том случае, если его не воспринимает «всерьез» ближайшее окружение, неуважительно относятся к его чувствам и нуждам, он не видит другого способа изменить эту ситуацию.
Профилактически-коррекционные мероприятия должны осуществляться с учетом территориальных, социально-демографических, социально-психологических, культурно-специфических и иных особенностей региона Алтайского края, а также с учетом комплексной жизненной ситуации ребенка или подростка, его включенности в разные типы деятельностей. Зачастую осуществляемая профилактика антивитального поведения среди подростков сводится к созданию внешних, а потому временных и низкоэффективных условий для повышения самооценки учащегося и снижения его тревожности вместо формирования у него зрелых компенсаторных механизмов, стабилизации самооценки за счет обучения совладающим стратегиям в сложных стрессовых, оценочных ситуациях, с которыми рано или поздно сталкивается каждый человек, а также вместо выработки гибких тактик
целеполагания, гибкого уровня притязаний и его коррекции в ситуациях, превышающих индивидуальные возможности.
Любое суицидальное поведение, даже возникновение мыслей и намерений в детско-подростковом возрасте — это комплексный феномен, не сводимый к отдельным «видимым» причинам. Истинные намерения свести счеты с жизнью, как правило, хорошо маскируются подростком, так что распознать их в беседе без применения специальных методов психологической диагностики, особенно экспериментально-психологических приемов, не всегда возможно [1; 2; 3; 4]. Ключевыми в антивитальной настроенности подростка выступают случаи отвержения, осмеяния, неприятия сверстниками на фоне отсутствия возможностей компенсации неприятных переживаний в ближайшем окружении, дисфункциональных отношений в микросоциальном окружении. Имеет место «взаимодействие» факторов «неблагоприятная ситуация в семье» и «ситуация осмеяния, отвержения значимыми другими». Неблагоприятная ситуация в семье блокирует естественную для ребенка возможность психологической разгрузки, а несформированность собственных систем саморегуляции и опосредствования переживаний, совладания с трудными жизненными ситуациями способствует декомпенсации в таких субъективно болезненных обстоятельствах.
Подростка делает уязвимым к антивитальной направленности поведения неспособность к адекватному вербальному выражению и когнитивному осмыслению своего эмоционально-аффективного состояния в стрессовой жизненной ситуации, ригидность тактики целеполагания или ее отсутствие, ригидность уровня притязаний и невозможность его коррекции, нестабильность самооценки, неадаптивная самоидентичность, несформированность надситуативных ценностно-смысловых приоритетов личности и ее зрелости, низкая сформированность категориального мышления, руководство в оценках событий и прогнозов ситуаций ситуативными побуждениями и случайными эмоционально детерминированными связями, а также отсутствие необходимого арсенала психологических средств/инструментов для опосредствования
аффективной импульсивной реакции в психологически стрессовых ситуациях (ситуации унижения, отвержения, критики, осмеяния, публичного неуспеха) [5; 6; 7]. Большую роль в возникновении антивитальной и суицидальной направленности поведения личности играет невозможность субъективно повлиять на события своей жизни, отсутствие опыта учета индивидуального мнения подростка/ребенка, беспомощность и затруднение самореализации наряду с зачастую большим и неорганизованным потенциалом физической энергии подростка.
Последнее, наряду с неблагоприятной семейной ситуацией, конфликтными и сложными отношениями с родителями или опекунами, создает почву для формирования антивитальных настроений у подростка и совершения суицида или парасуицида. Речь идет о таких внутрисемейных отношениях, в которых подростку отводится роль подчиненного, не обладающего «голосом» субъекта, не имеющего права на инициативу и собственную позицию, в которых у ребенка затруднена самоидентификация (идентичность становится противоречивой, дисгармоничной, а любая «ошибка», социальный промах «перечеркивает» его возможность на позитивную идентичность) [5; 6; 7].
Несмотря на неблагоприятную тенденцию ко все большему «омоложению» суицидального поведения, самоубийства чаще всего совершаются в период 16—17 лет, а также в 14—15 лет, еще реже (отдельные случаи) — в 11 и раньше. Кризисные периоды - пик подросткового возраста (14 лет) и юношества (16—17) — являются наиболее уязвимыми к неблагоприятным факторам среды.
Самоубийство осуществляется, как правило, подростками, проживающими в частном доме, в котором имеются подсобные помещения и пристройки (сарай, баня, др.), веранда, окрестности вокруг дома. Именно в таких «укромных» помещениях на территории или в доме (чердак, подвал) или в непосредственной близи от дома чаще всего совершается завершенный суицид через повешение. Почти все завершенные суициды с 2011 по 2013 год (включительно) совершены в Алтайском крае посредством повешения.
Сезонные закономерности совершения самоубийств в 2013 году показывают пики в весенние и осенние месяцы (особенно март, май, октябрь), почти все суициды совершены в вечернее или ночное время. Во второй половине месяца (любого месяца года) совершается до 75 % самоубийств (особенно в 20-х числах месяца). Пограничность времени, ситуации и физического пространства реализации антивитального поведения подростков свидетельствует не о том, что это фактор, напрямую повышающий уязвимость, но о том, что это последний неблагоприятный элемент в цепи аккумулированного психологического неблагополучия. Территориально-региональный анализ завершенных суицидов лицами до 18 лет в 2013 году показывает, что суициды совершаются либо вблизи центрального района края, либо в наиболее отдаленных районах края. В подавляющем большинстве случаев суицид осуществляется в сельской местности или в небольших городах с сельским ландшафтом (см. Рис. 1).
Рисунок 1. Карта самоубийств подростков в разных районах Алтайского края в течение 2013 года. Числа — регионы края, «звездочка» — отдельный случай самоубийства в том или ином районе. «Кружком» обведены районы, в которых совершено по два случая суицида
Традиционное соотношение самоубийств среди мальчиков и девочек предполагает убежденность в значительно большем числе завершенного суицида среди мальчиков. В 2013 году совершено 9 завершенных женских и 14 мужских суицидов среди подростков края (х2=1,087; р=0,297), при этом достоверных различий в частотах исследуемого признака не обнаружено. Попытки самоубийств совершают чаще девушки. Из 46 случаев попыток самоубийства за 2013 год 33 совершены девушками, а 13 — юношами. Статистический анализ данных показывает достоверно значимое различие (при р=0,003; х2=8,696) частоты случаев покушения на собственную жизнь среди мальчиков и девочек подросткового возраста. Статистически достоверных различий в частоте завершенных суицидов среди мальчиков и девочек подросткового возраста не обнаружено, т. е. подростки мужского и женского пола статистически одинаково часто совершают самоубийство в районах Алтайского края (по данным 2013 года), однако попытки чаще совершают девушки (33 девушки и 13 юношей). Наибольшее число завершенных самоубийств встречается в семьях с одним или обоими неродными ребенку опекунами (чаще всего структура семьи — «отчим и родная мать»), в семьях, характеризующихся наличием вредных привычек, склонностью к асоциальному образу жизни, находящихся на грани нищеты.
Особым условием, создающим хроническую неблагоприятную ситуацию развития, выступает материально-финансовое неблагополучие семьи, отсутствие необходимых благ для самореализации, адекватного лечения и питания, позитивной идентификации подростка с успешным современным молодым человеком и организованной перспективы социально-психологического развития личности. К этим условиям можно отнести отсутствие учебно-профессиональных перспектив, возможностей социальной и экономической мобильности, переключения активности (участие во внешкольных видах деятельности, др.), правильной организации и планирования деятельности обучения, чередования нагрузок и отдыха у
ребенка / подростка, профилактики перенапряжения психики, а также снижение физического здоровья. Так, в сельской местности подростки в 2013 году совершили значительно больше завершенных самоубийств, чем в городской (Х2=9,783; р=0,002).
Подросток редко понимает фатальность, необратимость данного поступка, поскольку посмертная психологическая «аутопсия» показывает намерение таким образом обратить внимание на себя и свои проблемы, переживания, восстановить контроль над ситуацией. В представлениях современных подростков присутствует «романтизация» суицида и тематики смерти, самоубийство рассматривается как один из вариантов «выхода» из сложившейся ситуации. Виртуализация коммуникации, увлечение компьютерными играми и тому подобное способствует формированию представления у подростков об обратимости любого действия. Суицидальные записки подростки оставляют меньше чем в половине всех случаев суицида, это может указывать на импульсивность и необдуманность суицидального поведения во многих случаях, т. е. на отсутствие четких намерений суицидального поведения. Анализ оставленных подростками предсмертных записок показал, что подростки считают субъективной причиной решения об уходе из жизни: 1) романтические отношения и фрустрации в этой сфере, 2) ссоры с родителями и ближним коммуникативным окружением (или и теми, и другими), недостижимость некоторых конкретных целей и 3) общую тоску и безнадежность (желание уйти).
Частота завершенных суицидов среди подростков до 18 лет в 2012, по сравнению с 2011 годом, в Алтайском крае снизилась (13 к 18), но в 2013 году резко возросла (23 случая суицида и 46 попыток самоубийства). На начало 2014 года (с января по август) совершено 3 суицида несовершеннолетними, имеются факты попыток сведения счетов с жизнью. Самоубийства часто совершаются детьми и подростками в периоды невозможности переключиться с семейных конфликтов, трудностей, тягот семейной обстановки, в том числе территориально. Это происходит в периоды каникул, вынужденного
непосещения школы (снежные завалы, отсутствие возможности добраться до места) и иных учреждений (спортивно-оздоровительного характера, дополнительного развития и образования, др.), а также в периоды отсутствия возможности общения со сверстниками.
Основными задачами комплексной профилактической программы должны выступить следующие задачи:
1. способствовать развитию психологической диагностики, помощи и поддержки семье и детям из групп риска по антивитальной направленности поведения, исследовать подростковые суициды, сопоставить со статистикой взрослых суицидов, проанализировать специфику детско-подросткового суицидального поведения и современных тенденций развития ситуации;
2. осуществлять психологический мониторинг условий, возможных причин и поводов суицидального поведения (роль семьи и окружения, роль социальных, экономических возможностей граждан, роль психологический средств и возможностей для преодоления конфликтов, фрустраций, психологического дискомфорта);
3. осуществить половозрастной и региональный анализ системы условий суицидального поведения, выявить специфику, составить карту прогнозов, осуществить анализ индивидуальных случаев, провести оценку эффективности профилактической работы, организуемой на местах;
4. оценить роль семьи и формирование родительской компетентности как фактора профилактики суицидального поведения (осуществление психологической работы с разведенными родителями для компенсации психологического неблагополучия ребенка и предупреждения аутодеструктивного поведения; психологическая работа по повышению престижности и принятию роли родителя, зрелой родительской позиции с осознанием обязанностей перед ребенком и значимости своей роли в контексте всей его жизни);
5. работа по преодолению психологической, физической травли в школах и других детско-подростковых учреждениях, налаживание механизмов
получения психологической поддержки и популяризация ценности такой поддержки, культивация психического и физического здоровья населения, обеспечение доступности и престижности получения психологической и медицинской помощи, формирование позитивного имиджа принятия психологической помощи, здорового образа жизни, ценности жизни как таковой;
6. развитие у детей и подростков, а также членов их семей навыков преодоления стрессовых и критических ситуаций, конфликтных ситуаций (в том числе профилактика агрессивного и аутоагрессивного поведения), формирование возможностей социальной мобильности (социальных лифтов) для детей и подростков, обеспечение необходимой информации о конкретных способах, путях, средствах использования данных возможностей;
7. психологическая работа (диагностика и профилактика вероятного суицидального поведения, коррекция дезадаптации, формирование навыков совладания, адаптивных способов выхода из затруднительных ситуаций), создание условий формирования стрессовой устойчивости подростков, умений справляться с конфликтными, трудными ситуациями, преодолевать затруднения и фрустрации потребностей (обратить внимание на преодолевающие стратегии в ситуациях публичных унижений, негативного оценивания значимыми другими, ситуации отказов, критики и отвержения значимыми другими, ситуации затруднения профессиональной перспективы в будущем, реализации своего потенциала);
8. формирование возможностей занятости детей и подростков во внеучебное время (кружки, дополнительные факультативы, школы дополнительного образования, сообщества, группы по интересам, координируемые взрослыми, др.), включение детей и подростков в деятельность с обеспечением опыта успешности, значимости результатов деятельности, обеспечение детей и подростков внешними и внутренними атрибутами опыта успешной деятельности на фоне невыраженной конкуренции;
9. профилактика формирования различного рода «социального клейма» на подростках, расслоения в группе подростков на разные «успешные» и «неуспешные» категории, поощрение учебной и внеучебной деятельности детей и подростков на уровне семьи, школы и так далее, в том числе посредством документов (грамоты, свидетельства, дипломы, сертификаты, благодарности, др.), подчеркивающих достижения ребенка, выявление и развитие способностей, склонностей, талантов ребенка; если имеются какие-либо затруднения или нарушения развития ребенка, необходим поиск путей их компенсации, развития в обход, через иные возможности ребенка;
10. профилактика неблагоприятного влияния информации о суицидах других (ограничение данной информации, фокусировка на конструктивной информации), профилактика развития психических нарушений аффективного спектра, развитие коммуникативных навыков и гибкого осмысления обстоятельств повседневной жизни, в том числе эмоционально-тягостных, личностно-унизительных, экспертно-оценочных ситуаций;
11. активизация социальной политики на преодоление алкоголизма и наркомании, вредных привычек, асоциального образа жизни, формирование идеалов психического здоровья и благополучия, престижа поиска и получения социальной, психологической поддержки.
Список литературы:
1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации М.: МЗ РФ, 1980. — 55 с.
2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности. Актуальные проблемы суицидологии. В сб.: Труды Московского НИИ психиатрии МЗ РФ. М.: МЗ РФ, 1978. — С. 6—28.
3. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. М.: МЗ РФ, 1978 — 13 с.
4. Аптер А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи // Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств. М.: Смысл, 2005. — С. 192—208.
5. Сагалакова О. А. Когнитивные и метакогнитивные механизмы девиантного реагирования в ситуации стресса // Психологические проблемы девиантного поведения в образовательной среде: профилактика, диагностика, консультирование и коррекция: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Барнаул, 29—30 ноября 2012 г.) / Под ред. Л. Д. Деминой, Д.В. Труевцева. Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2013. — С. 348—355.
6. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Метакогнитивные стратегии регуляции при социальном тревожном расстройстве: Монография. Томск: Изд-во Томский государственный университет, 2014. — 210 с.
7. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Когнитивно-перцептивная избирательность и целевая регуляция психической деятельности в ситуациях персонального оценивания при социальном тревожном расстройстве // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2014. — № 1 (24) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mpri.ru (дата обращения — 25.08.2014).