Научная статья на тему 'Психологическое здоровье студентов-педагогов и его профессиональная значимость'

Психологическое здоровье студентов-педагогов и его профессиональная значимость Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
401
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PEDAGOGICAL ORIENTATION OF EDUCATION / PROFESSIONAL VALUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Амосова Н. О.

Рассматривается профессиональная значимость психологического здоровья студентов педагогических специальностей. Представлены особенности психологического здоровья студентов-педагогов 1—4-х курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS-TEACHERS AND ITS PROFESSIONAL VALUE

In the article the professional value of psychological health of students of pedagogical qualifications is viewed. The psychological health peculiarities of students-teachers among 1-4 courses are pointed out.

Текст научной работы на тему «Психологическое здоровье студентов-педагогов и его профессиональная значимость»

УДК 159

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Н.О. Амосова (Иркутск)

Аннотация. Рассматривается профессиональная значимость психологического здоровья студентов педагогических специальностей. Представлены особенности психологического здоровья студентов-педагогов 1-4-х курсов.

Ключевые слова: психологическое здоровье; педагогическая направленность обучения; профессиональная значимость.

Психологическое здоровье является одной из составляющих физического здоровья. Физическое здоровье, отражая биологическую составляющую биопсихосоционоэтической природы человека, в процессе онтогенетической социализации оказывается под влиянием составляющих природы человека и его здоровья более высокого уровня (прежде всего духовного) и интегрируется в структуру «личностного здоровья» (которое образуют, помимо духовного, психологическое и социальное здоровье)...» [1. C. 20].

Как отмечает А.В. Шувалов, «.на протяжении длительного периода дошкольного и школьного детства считать психологическое здоровье сугубо достоянием ребенка некорректно и в принципе неверно. Психологическое здоровье ребенка имеет выраженную интерсубъективную природу. Отношение взрослого как форма и способ сопричастности к жизненному миру ребенка является существенным фактором детского психологического здоровья» [2. C. 98], поэтому важным становится психологическое здоровье студента, а в дальнейшем педагога, как условие психологического здоровья ребенка.

Анализ теоретических подходов к изучению психологического здоровья и наш собственный исследовательский опыт позволяют сформулировать следующее определение психологического здоровья и выделить его показатели.

Психологическое здоровье - динамическая совокупность психических свойств и состояний личности, обеспечивающих состояние гармонии, полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности, осознание своей индивидуальности и своеобразия всех окружающих людей, высокий потенциал достижения благополучия в жизни.

На основании анализа теоретических источников по проблеме исследования нами были определены показатели психологического здоровья студентов: принятие себя, принятие других, уверенность в правильности профессионального выбора, полноценное межличностное общение, осознание своих желаний, ценностей, своего смысла жизни, саморегуляция, самоактуализация.

31

№ 44

Сибирский психологический журнал

2012 г.

Исходя из показателей психологического здоровья, нами был определен следующий диагностический блок:

1. Методика для оценки уровня развития адаптационных способностей личности (МЛО «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермяниной).

2. Методика «Измерение уровня самоактуализации личности». Вариант данной методики создавался в 1993-1994 гг., в его стандартизации и валидизации принимал участие психолог А.В. Лазукин.

3. Шкала субъективного благополучия (адаптация М.В. Соколовой).

4. Шкала самооценки (тревожности) (разработана Ч.Д. Спилбер-гером, адаптирована Ю.Л. Ханиным).

5. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева).

6. Методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной.

С целью определения особенностей психологического здоровья студентов-педагогов было обследовано 192 человека. Анализ результатов показал, что в выборке преобладают средний, ниже среднего и выше среднего уровни психологического здоровья (рис. 1).

Ъ5<\ 30.

25.

20.

15.

10.

5.

0

4,2

-30

Л

выше среднего

ниже среднего

низкий

Уровни

высокий

средний

Рис. 1. Результаты исследования психологического здоровья студентов-педагогов

Низкий уровень преобладает в следующих компонентах психологического здоровья.

Самоактуализация:

- ориентация во времени - 33%;

- взгляд на природу человека - 49%;

- потребность в познании - 37%;

- автономность - 41%;

- спонтанность - 55%;

- самопонимание - 39%;

- аутосимпатия - 39%;

- шкала контактности - 39%.

Адаптация: поведенческая регуляция - 66%.

Сила (самоконтроль) - 44%.

32

Психологическое здоровье студентов-педагогов

Для большинства студентов-педагогов характерны мнительность, неуверенность в себе, завышенное стремление к достижениям, невротическая погруженность в прошлые переживания, недоверие к людям, окружающему миру, предвзятое отношение, нежелание узнавать, открывать что-то новое, ориентация на мнение окружающих, отсутствие спонтанности, тревожность, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности, недостаточный самоконтроль, зависимость от внешних обстоятельств и оценок.

Высокий уровень психологического здоровья преобладает по такому компоненту, как самоактуализация (шкала ценностей). 34% студентов-педагогов разделяют следующие ценности: истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах. По остальным компонентам психологического здоровья у студентов-педагогов преобладает средний уровень.

Рассмотрим результаты исследования психологического здоровья студентов разных курсов (рис. 2).

Рис. 2. Результаты исследования психологического здоровья студентов-педагогов 1-4-го курсов

Как свидетельствуют данные, отраженные на рис. 2, уровень психологического здоровья студентов разных курсов имеет свои особенности. Для первокурсников характерно преобладание среднего (36,1%), ниже среднего (29,2%) и выше среднего (26,4%) уровней. Низкие показатели высокого уровня (4,2%) психологического здоровья связаны, по нашему мнению, с периодом адаптации. Низкий уровень

33

№ 44

Сибирский психологический журнал

2012 г.

психологического здоровья первокурсников также имеет невысокие показатели (4,2%). Очевидно, это можно объяснить тем, что на данном этапе решение о профессиональном образовании было реализовано при поступлении в вуз.

Проанализируем показатели некоторых компонентов психологического здоровья, которые, по нашему мнению, определяют в большей степени его особенности у студентов-первокурсников. У 51,38% респондентов выявлены недоверие к людям, предвзятость, отсутствие доброжелательности. Для 40,27% опрошенных характерен низкий уровень автономности (жизненность, самоподдержка, зрелость). 50% респондентов отличаются неуверенностью, низким уровнем спонтанности. У 65% студентов выявлены низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности.

Психологическое здоровье студентов второго курса характеризуется следующими особенностями. Наибольшие значения выявлены по уровням выше среднего (33,3%) и ниже среднего (33,3%). Очевидно, на втором курсе складывается образ выбранной профессиональной деятельности. Часть студентов этот образ принимает и видит себя в дальнейшем в этой профессии, у другой части, для которой характерен уровень психологического здоровья ниже среднего, будущая профессиональная деятельность вызывает напряженность. Показатели по уровням психологического здоровья «высокий» (2%) и «низкий» (3,9%) у студентов второго курса имеют самые низкие значения в сравнении с показателями других курсов. Недоверие к людям, предвзятость, отсутствие доброжелательности характерны для 43,14% второкурсников. Студентов, которые характеризуются низким уровнем спонтанности как качества, вытекающего из уверенности в себя и доверия к окружающему миру, на втором курсе стало больше - 58,83%. Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности также характерны для 58,82% студентов второго курса.

У студентов третьего курса показатели по уровням психологического здоровья «высокий» и «низкий» одинаковые (9,4%), причем высокий уровень преобладает над показателями по другим курсам. Уровни «выше среднего» (28,1%), «средний» (28,1%), «ниже среднего» (25%) отличаются незначительно. Низкий уровень спонтанности характерен для 46,88% студентов третьего курса. 40,62% опрошенных продемонстрировали низкую предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми. Низкий уровень поведенческой регуляции характерен для 50% студентов третьего курса.

Для студентов выпускной группы (4-й курс бакалавриата) характерно преобладание среднего уровня психологического здоровья

34

Психологическое здоровье студентов-педагогов

(43,2%). Уровни «ниже среднего» (29,7%) и «низкий» (10,8%) в сумме выявлены у 40,5% обследованных. Совокупный показатель по уровням «высокий» (2,7%) и «выше среднего» (13,5%) равен 16,2%. Эти особенности психологического здоровья студентов четвертого курса можно объяснить окончанием учебного заведения и осознанием ответственности за дальнейшую жизнь, что, как показывает исследование, характерно не для всех студентов и вызывает снижение уровня психологического здоровья. Для 45,95% респондентов четвертого курса характерен низкий уровень автономности, у 43,24% выявлен низкий уровень спонтанности. 48,65% опрошенных можно охарактеризовать как неуверенных, ориентированных на мнение окружающих. Низкий уровень поведенческой регуляции выявлен у 62,16% студентов четвертого курса.

Таким образом, психологическое здоровье является динамической совокупностью психических свойств и состояний личности. Проблема психологического здоровья студентов-педагогов как фактора сохранения детского психологического здоровья в будущем требует специальной превентивной и коррекционной работы, которая должна осуществляться на протяжении всего периода получения профессионального образования.

Литература

1. Кузьмина Ю.В. Самооценка уровня здоровья и образа жизни студентов во взаимо-

связи с биосоциальными факторами и личностными ресурсами : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2011. 24 с.

2. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы

психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 91-105.

PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS-TEACHERS AND ITS PROFESSIONAL VALUE

Amosova N.O. (Irkutsk)

Summary. In the article the professional value of psychological health of students of pedagogical qualifications is viewed. The psychological health peculiarities of students-teachers among 1-4 courses are pointed out.

Key words: psychological health; pedagogical orientation of education; professional value.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.