Научная статья на тему 'Психологическое здоровье старшеклассников'

Психологическое здоровье старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4064
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Наталья Борисовна

Приводятся результаты исследования психологического здоровья старшего школьника. Экспериментально подтверждена связь между психологическим здоровьем и умением ставить четкие цели, формировать адекватные ситуации социальные ожидания. Определены возможности молодого человека корректировать свой образ жизни и справляться с эмоциональными проявлениями тревоги и неуверенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Трофимова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое здоровье старшеклассников»

играющих важную роль в поддержании высокого тонуса симпатической нервной системы, в частности, адреналина и норад-реналина. В организме возникает «само-поддерживающий» механизм, который помогает сохранять высокий тонус симпатической нервной системы.

В связи с активизацией функций этой системы в организме происходят многочисленные изменения. Анализ этих изменений позволяет сделать вывод: повышение тонуса симпатической нервной системы способствует экстренной перестройке тех функций организма, деятельность которых необходима для того, чтобы человек в новой, экстремальной ситуации, которая так или иначе волнует его, смог обрести высокую мобилизованность и преодолеть возникшие трудности.

Изменения, наступающие в мобилизованном организме, субъективно выражаются в виде различных эмоциональных состояний. Сочетание положительных эмоций, проявляющихся в ощущениях прилива сил, уверенности в себе, вдохновения, является основой оптимального психофизического состояния.

Среди отрицательных эмоций наиболее часты тревога и страх. Эти чувства демобилизуют человека, не дают возможности рационально использовать свои силы. Мнение о том, что страх тоже может мобилизовать на большие усилия, несомненно, обоснованно. Но далеко не каждый раз можно с его помощью достичь нужной степени мобилизованности, ибо страх - эмоция, как правило, вредная. Подхлестывание человека страхом может довольно скоро привести к патологическим изменениям, которые поражают в первую очередь нервную и сердечно-сосудистую системы, но могут захватить и любой орган, даже кожу, вызывая, например, экзему.

Учителям и ученикам необходимо научиться сознательно управлять существующим многообразием эмоций и, организуя их нужным образом, вытеснять отрицательные, мешающие, а на первое место в своем сознании выдвигать эмоции положительные, мобилизующие.

Психическая саморегуляция - процесс, подобный любой тренировке, только воздействует не на физическую, а на нервно-психическую сферу организма. Поэтому,

как и любая тренировка, психическая саморегуляция требует постоянства, планомерности, настойчивости в течение долгого времени. Психическая саморегуляция должна стать в идеале столь же привычной, необходимой и приятной, как утренняя зарядка или разминка.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что вдохновение - это состояние, которое можно сознательно вызывать и пользоваться им именно тогда, когда этого требует учебно-воспитательный процесс или жизненная ситуация.

Н.Б. ТРОФИМОВА (Волгоград)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Приводятся результаты исследования психологического здоровья старшего школьника. Экспериментально подтверждена связь между психологическим здоровьем и умением ставить четкие цели, формировать адекватные ситуации социальные ожидания. Определены возможности молодого человека корректировать свой образ жизни и справляться с эмоциональными проявлениями тревоги и неуверенности.

Актуальность исследований психологического здоровья старших школьников определяется наличием целого комплекса факторов, присущих образовательной среде и негативно влияющих на физическое и психическое состояния. Рост психологической нагрузки в 10 - 11-х классах, ожидание предстоящих выпускных и вступительных экзаменов, неопределенность будущего, трудности социальной адаптации в период личностного самоопределения и другое приводят к стрессовому напряжению школьников. Переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому и психологическому здоровью старшеклассника.

Здоровье входит в число основных ценностей, на которых строится понимание смысла жизни. Здоровье как ценность включено в структуру общих ценностных ориентаций старшеклассников, но весьма слабо связано с проблематикой собствен-

© Трофимова Н.Б., 2008

--------------------------- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ ---------------------------------------

Таблица 1

Описательные статистики и значимые различия тревожности в контрольной и

экспериментальной группах

Тревожность (Спилбергера-Ханина) Тип группы

Контрольная Экспериментальная

М т с> М т с>

ЛТ (личностная) 5,2 0,2 1,7 5,3 0,1 1,1

РТ (реактивная) 5,3 0,2 1,7 5,2 0,2 1,6

ного здоровья в сознании формирующейся личности. В юности убежденность в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов позволяет не задумываться о профилактике здорового образа жизни.

Особое внимание следует уделить такому фактору риска по отношению к сохранению психологического здоровья, как неопределенность профессионального и в целом социального будущего. В рассматриваемый период онтогенеза на первый план выступают установки и ожидания, связанные с предстоящими событиями в жизни молодого человека. Обобщенно их можно разделить на положительные (позитивные, оптимистические социальные установки, которые выражаются в ожидании положительных событий, и отрицательные (пессимистические), о проявлении которых свидетельствуют ожидания негативных событий. Первые помогают успешно преодолеть стресс, поскольку эмоции, испытываемые в трудных ситуациях, действуют как механизмы подкрепления деятельности. При наличии отрицательных установок эмоции начинают оказывать деструктивное, ослабляющее действие. Ожидания по отношению к ситуации могут меняться в зависимости от конкретных условий, но присутствуют и генерализованные ожидания, не зависящие от содержания ситуации и отражающие либо пессимистические, либо оптимистические взгляды индивида. По отношению к результатам деятельности их можно разделить на три группы: 1) низкие ожидания положительного подкрепления; 2) высокие ожидания наказания; 3) низкие ожидания собственного влияния на результаты деятельности [4: 467].

Проведенные нами исследования позволяют утверждать, что ожидания - продута1 объективных условий и субъективного опыта

- всегда вызывают определенные эмоциональные состояния. Причем, если ожидания оправдываются, то это приводит к появлению эмоциональных состояний, способствующих продуктивной деятельности; а вот если ожидания сильно расходятся с уровнем притязаний и не оправдываются, то ситуация, как правило, сопровождается нарушением эмоционального комфорта и может служить причиной стресса.

Внешние события, так или иначе изменяющие жизнь человека, часто сопряжены со стрессовой ситуацией. Это имеет место в том случае, когда человек оканчивает школу, выбирает специальность, поступает в вуз. В этих условиях для сохранения психологического комфорта важен баланс между представлениями об эффективности собственных действий и ожиданиями. Ситуация рассогласованности вызывает дисбаланс в эмоциональной сфере, что становится причиной депрессивных, кризисных состояний, основными проявлениями которых являются чувство тревоги, беспокойства, неуверенности.

Исследование особенностей психологического здоровья школьников проводилось в г. Воронеже и области. Выборку исследования составили школьники 10 - 11-х классов из различных социокультурных слоев (город, село). Экспериментальная (58 респондентов) и контрольная (58 респондентов) группы были представлены уравненными выборками по полу (29 юношей и 29 девушек) и возрасту.

Для определения направленности ожиданий (позитив-негатив) старшеклассников была использована проективная рисуночная методика «Мое будущее». В эксперименте участвовали выпускники городских и сельских школ. В результате были получены следующие данные: чаще всего школьники соотносили свои ожидания с новым статусом, новой социальной ролью -

Таблица 2

Корреляционная таблица I-Кендалла для показателей теста смысложизненных ориентаций и тревожности (экспериментальная и контрольная группы)

Тревожность (Спилбергера-Ханина) СЖО

цель процесс результат локус-Я локус-жизнь

КОНТ. эксп. КОНТ. эксп. КОНТ. эксп. КОНТ. эксп. КОНТ. эксп.

ЛТ (личностная) ,09 -,05 -,03 ,01 ,20* -,03 ,09 -,03 ,14 ,07

РТ (реактивная) ,03 ,18 ,02 ,18 ,00 ,34* -,05 ,24* -,03 ,11

абитуриента, студента, семьянина (более 74% рисунков), 14% - ожидали от жизни больших благ в виде материальной собственности (машина, вилла, дом и т.п.), остальные 12 % изобразили нечто неопределенное. Из 225 респондентов 25 работ (из разных школ) выполнены черным карандашом, с изобилием штриховки, что служит ярким негативным проявлением не только ожиданий школьников, но и их психологического состояния. Тревогу перед неопределенным будущим испытывали еще 62% респондентов, и лишь 28% школьников имели положительные ожидания, верили в свою состоятельность. Полученные результаты являются яркой характеристикой неблагополучия в плане психологического здоровья выпускников школ.

Все компоненты структуры ожиданий тесно взаимосвязаны и зависят от особенностей образовательной среды, психологического климата в коллективе, возможностей учителя-его компетентности, личностных качеств, межличностных отношений с учениками.

Необходимо отметить, что успешность результатов воспитательной работы со старшеклассниками во многом определяется умением педагогов регулировать воспитательные воздействия, вносить изменения в планы воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а также строить в отношении каждого ребенка систему позитивных социальных ожиданий. В процессе взаимодействия ребенок пытается соответствовать ожиданиям значимых людей не только в младшем школьном возрасте, но и в более старших периодах, в том числе в подростковом и раннем юношеском. Опыт работы со старшеклассниками позволяет утверждать, что позитивное влияние на ожидания старшеклассников становится возможным, если педагогическая деятельность содержательно и методически на это направлена.

Старший школьник стоит на пороге взрослой жизни, которую он пытается планировать, но практически не способен контролировать. Ожидания неконтролируемых, но значимых жизненных событий приводят к развитию отрицательных состояний, в первую очередь тревожности. В этой связи следующим этапом экспериментальной работы было исследование тревожности старшеклассников.

Анализ результатов исследования по методике «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Спилбер-гера-Ханина» позволяет говорить о средней общегрупповой выраженности личностной (JIT) и реактивной (РТ) тревожности. Применение t-критерия для независимых выборок не выявило значимых различий для данных переменных в контрольной и экспериментальной группах. Можно отметить, что средние значения JIT и РТ приблизительно одинаковы в этих группах и соответствуют среднему уровню (см. табл. 1).

Значимых различий для теста Спил-бергера-Ханина обнаружено в сравниваемых группах не было. Однако при анализе индивидуальных показателей тревожности имелись существенные различия. Специально проведенный корреляционный анализ t-Кендалла для показателей теста смысложизненных ориентаций и тревожности позволил выявить наличие положительных корреляционных связей между показателями JIT и результата (СЖО) в контрольной группе (см. табл. 2). Это подтвердило предположение о том, что чувство неудовлетворенности и тревоги, возникающей по отношению к индивидуальному опыту личности, связано с прошлым и с будущей самореализацией. В контрольной группе наблюдалось нереалистичное видение будущего, имело место внутренний конфликт между желаемым и возможным.

Корреляция РТ и результата (СЖО), РТ и локус-контроля Я (СЖО) в экспе-

--------- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ ----------------------------------------

Таблица 3

Распределение показателя «ригидность»

Ригидность Тип группы

Контрольная Экспериментальная

количество % количество %

Мобильность 38 66 44 76

Ригидность 20 34 14 24

Всего 58 100 58 100

риментальной группе (см. табл. 2) показала эмоциональную реакцию на прошлый опыт в виде тревоги, беспокойства, озабоченности. Это реакция на те трудности, которые реально встают перед молодым человеком. Отмечался умеренный уровень как РТ, так и JIT, который обычно способствует довольно быстрому восстановлению эмоционального комфорта, уверенности в себе после устранения напряженной ситуации или полноценного включения личностной регуляции и самоконтроля. Это, как правило, характерно для высоко ответственных, требовательных по отношению к себе и другим школьников, настойчивых в осуществлении своих целей, в ряде случаев властных.

На основе анализа полученных данных можно сделать заключение о том, что тревожность как относительно устойчивое образование, как личностное свойство, оказывает влияние на особенности ценност-но-смысловой сферы личности. Наличие JIT может затруднять нахождение человеком смыслов в жизни, формирует чувство неуверенности в своих силах, бесцельности и бесперспективности собственной жизни, приводит к потере возможности занять активную позицию и к неудовлетворенности самореализацией.

Было бы ошибкой считать, что нарушения психологического здоровья по аналогии с психическими недугами обязательно принимают вид душевного страдания, проявляются в социальной дезадаптации или асоциальных действиях. Психологическое здоровье не исключает тревоги и растерянности, конфликтов и кризисов. Состояние психологического здоровья имеет так называемую «мерцательную природу», т.е. здоровье и нездоровье соприсутствуют в виде противоборствующих субъективных тенденций и смысловых содержаний, каждое из которых может преобладать в отдельные моменты жизни. Вместе с тем мож-

но говорить о направленности мотивов и характере поступков, внутреннем складе и личностной устремленности человека [5: 28].

В свете современных психологических концепций степень открытости человека в мир во многом определяет категория «ригидность». Её показатели характеризуют систему «человек и его мир» как более (или менее) открытую. Г.В. Залев-ским [3] предложен плодотворный подход к изучению ригидности (стиля познавательного контроля, противоположного гибкости) через анализ структуры отдельного действия. Этот метод основан на сочетании двух уровней структуры действия - уровня цели и уровня средств. В случае, если эти уровни связаны адекватными иерархическими отношениями (т.е. уровень цели-высший, а уровень средств подчинен ему), действие имеет гибкие (нефиксированные, свободные и даже творческие формы. Если же это соотношение нарушается, то форма действия становится фиксированной. Ригидность в этом случае рассматривается как следствие доминирования уровня средств над уровнем цели при сохранении ясного представления о ней. Ригидность раскрывается как содержательная характеристика внутренней неготовности к изменению себя, определяемая соотношением включенных в нее ведущих психических образований -целей и средств действия.

Анализ показателей ригидности в контрольной и экспериментальной группах свидетельствует о выявленных различиях. В экспериментальной группе этот показатель ниже (см. табл. 3). Ригидный человек при изменениях в жизни с трудом выходит из привычной ситуации и поэтому опасается будущего, даже будучи неудовлетворен настоящим и т.д.

Обращает на себя внимание наличие значимых различий в показателях СЖО и ригидности.

Таблица 4

Показатели средних значений и значимые различия теста смысложизненных ориентаций в разрезе ригидности

Показатель Ригидность

Экспериментальная группа Контрольная группа

Мобильность Ригидность Мобильность Ригидность

М (среднее) М (среднее) М (среднее) М (среднее)

Цель 7,6 6,4 7,0 6,2

Процесс 8,2 7,5 7,8 6,3

Результат 6,2 5,7 5,6 5,0

Локус-Я 7,8 7,4 7,6 7,5

Локус-жизнь 7,4 6,7 7,3 6,6

В экспериментальной группе имеет место различие в показателях: «цель», «ло-кус-контроля жизнь» и «ригидность». В контрольной группе наблюдается различие в показателях по тестовым шкалам: «цель», «процесс», «локус-контроля жизнь» и «ригидность» (см. табл. 4).

Можно предположить, что личность в период юности способна самосовершенствоваться, исходя из собственной системы смыслов. Однако, чем выше ригидность, тем в большей степени блокируются каналы выхода во внешнюю среду, тем сильнее игнорируются возможности самореализации, открывающиеся во взаимодействии человека со средой. Ригидность, обеспечивая избирательную работу сознания, является центральным звеном в структуре готовности человека к изменению образа жизни в ситуации закономерных или вынужденных жизненных изменений [1; 2; 3].

Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают, что психологическое здоровье старшего школьника может определяться умением ставить четкие цели, формировать адекватные ситуации социальные ожидания, делать самостоятельный нравственный выбор, получать удовлетворение от результатов своей деятельности, определять направленность своего развития и актуализировать собственные ресурсы с целью изменения своего образа жизни и противостояния таким эмоциональным проявлениям, как тревожность и неуверенность.

Литература

1. Галажинский, Э.В. Психическая ригидность как интегральный показатель степени открытости психологической системы (в контексте проблемы самореализации личности) /

Э.В. Галажинский // Сиб. психол. журнал. 2001. №14-15. С.48-53.

2. Залевский, Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии / Г. В. Залевский / Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. 272 с.

3. Залевский, Г. В. Фиксированные формы поведения / Г. В. Залевский. Иркутск: Вост,-Сиб. кн. изд-во, 1976. 192 с.

4. Психология здоровья: учеб. для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер. 2006. 607 с.

5. Шувалов, А.В. Гуманитарно-антропо-логические основы теории психологического здоровья / А.В. Шувалов // Вопр. психологии. 2004. №6. С. 28.

Д.Л. ЗЕЛЕНЦОВА (Москва)

ЗАВИСИМОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ В ПЕРИОД ЕГО ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ

В контексте исследования причин девиантного поведения несовершеннолетних изучается влияние нежеланной беременности на развитие девиантного поведения развивающихся детей в период их подросткового возраста. Отношение матери к своему ребенку в период его внутриутробного развития рассмативается в качестве одной из таких причин.

Подростковый кризис является самым сложным из всех критических периодов детства возрастов, т.к. характеризуется глубокими изменениями, касающимися физио-

© Зеленцова Д.Л., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.