Таблица 4
Показатели средних значений и значимые различия теста смысложизненных ориентаций в разрезе ригидности
Показатель Ригидность
Экспериментальная группа Контрольная группа
Мобильность Ригидность Мобильность Ригидность
М (среднее) М (среднее) М (среднее) М (среднее)
Цель 7,6 6,4 7,0 6,2
Процесс 8,2 7,5 7,8 6,3
Результат 6,2 5,7 5,6 5,0
Локус-Я 7,8 7,4 7,6 7,5
Локус-жизнь 7,4 6,7 7,3 6,6
В экспериментальной группе имеет место различие в показателях: «цель», «ло-кус-контроля жизнь» и «ригидность». В контрольной группе наблюдается различие в показателях по тестовым шкалам: «цель», «процесс», «локус-контроля жизнь» и «ригидность» (см. табл. 4).
Можно предположить, что личность в период юности способна самосовершенствоваться, исходя из собственной системы смыслов. Однако, чем выше ригидность, тем в большей степени блокируются каналы выхода во внешнюю среду, тем сильнее игнорируются возможности самореализации, открывающиеся во взаимодействии человека со средой. Ригидность, обеспечивая избирательную работу сознания, является центральным звеном в структуре готовности человека к изменению образа жизни в ситуации закономерных или вынужденных жизненных изменений [1; 2; 3].
Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают, что психологическое здоровье старшего школьника может определяться умением ставить четкие цели, формировать адекватные ситуации социальные ожидания, делать самостоятельный нравственный выбор, получать удовлетворение от результатов своей деятельности, определять направленность своего развития и актуализировать собственные ресурсы с целью изменения своего образа жизни и противостояния таким эмоциональным проявлениям, как тревожность и неуверенность.
Литература
1. Галажинский, Э.В. Психическая ригидность как интегральный показатель степени открытости психологической системы (в контексте проблемы самореализации личности) /
Э.В. Галажинский // Сиб. психол. журнал. 2001. №14-15. С.48-53.
2. Залевский, Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии / Г. В. Залевский / Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. 272 с.
3. Залевский, Г. В. Фиксированные формы поведения / Г. В. Залевский. Иркутск: Вост,-Сиб. кн. изд-во, 1976. 192 с.
4. Психология здоровья: учеб. для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер. 2006. 607 с.
5. Шувалов, А.В. Гуманитарно-антропо-логические основы теории психологического здоровья / А.В. Шувалов // Вопр. психологии. 2004. №6. С. 28.
Д.Л. ЗЕЛЕНЦОВА (Москва)
ЗАВИСИМОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ В ПЕРИОД ЕГО ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ
В контексте исследования причин девиантного поведения несовершеннолетних изучается влияние нежеланной беременности на развитие девиантного поведения развивающихся детей в период их подросткового возраста. Отношение матери к своему ребенку в период его внутриутробного развития рассмативается в качестве одной из таких причин.
Подростковый кризис является самым сложным из всех критических периодов детства возрастов, т.к. характеризуется глубокими изменениями, касающимися физио-
© Зеленцова Д.Л., 2008
логии, развития познавательных процессов, отношений со взрослыми и сверстниками.
Личность подростка в этот период жизни дисгармонична: протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, более многообразными и содержательными становятся отношения с окружающими людьми. Типичными проявлениями поведения подростка являются желание бороться, достигать, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения. Это становится почвой для девиантного поведения [4; 5].
Вопрос о причинах изучаемых явлений-всегда один из самых сложных для любой науки. Что касается подростковых девиаций, то существует множество взглядов на истоки отклоняющегося поведения. Каждый подход по-своему трактует природу девиаций.
На сегодняшний день большинство ученых, анализируя отклоняющееся поведение, считают продуктивным социально-личностный подход, объединяющий биологические, психологические и социальные причины девиаций. Детерминирующими являются личностные факторы, а ситуативными - средовые. Иными словами, девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий и ситуаций, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения [4].
Безусловно, сложные жизненные обстоятельства, негативное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружения влияют на социальное развитие детей. Однако, находясь в одинаково неблагоприятных условиях, далеко не каждый подросток совершает нарушения дисциплинарного или правового порядка.
Очевидна необходимость более тщательного изучения истоков девиантного поведения. В этой связи очень важно обратить внимание на период внутриутробного развития, когда начинают закладываться взаимоотношения матери и ребенка, оказывающие огромное влияние на дальнейшее психическое состояние и развитие человека.
Ранее считалось, что новорожденные младенцы не обладают чувствительностью, их мозг примитивен, слабо развит и не способен к запоминанию. Многие ученые
считали младенца аутичным (погруженным в себя и нечувствительным к социальным сигналам). Однако многочисленные работы исследователей, среди которых 3. Фрейд [6], С. Грофф [2], Д. Чемберлен [9], А.И. Захаров [3], Ж.В. Цареградская [7; 8] и другие, доказали, что младенец уже в утробе матери способен осознавать и запоминать. Он помнит события, происходившие с ним в матке, при рождении и во время ухода в период новорожденности. У него существуют врожденные ожидания правильной беременности, родов, грудного вскармливания и ухода в раннем возрасте. Если репродуктивная цепочка нарушается, ребенок получает психотравму, которая в итоге способна разрушить его здоровье.
Большинство родителей не придают значения тому факту, желанным или отвергаемым появляется ребенок на свет. А наука уже с уверенностью утверждает, что психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения. Если мать сознательно вынашивает дитя, чувствует симбиотическую связь с ним, посылает ему позитивные эмоции, образы, мысли и сама чувствует себя комфортно, то ребенок воспринимает такое поведение матери как поток любви, идущий из окружающего пространства. При этом в блоках памяти бессознательной сферы, на уровне чувственного интуитивного опыта ребенок приобретает позитивный урок и интуитивное доверие к окружающему миру. Если же мать во время беременности находится в стрессовом состоянии, имеет постоянные источники эмоционального напряжения, с ужасом думает о рождении ребенка и даже допускает в мыслях варианты его смерти, то ребенок ощущает хаос и агрессию окружающего его мира, чувствует угрозу своему существованию и испытывает интуитивное недоверие к миру. Чтобы выжить, он активизирует дополнительные инстинкты, защищаясь от агрессии.
Исследования многих ученых показали, что нежеланные дети повышенно обидчивы, капризны, беспокойны. Они более завистливы и труднее переносят успехи других, в их поведении часто проявляются недоброжелательность, колкость, язвительность, ироничность, заостренная потребность в признании с целью возмещения не полученных ранее любви и уважения окружающих. У нежеланных детей отсутствует чувство самоценности, уве-
ренности в себе, своих силах и возможностях. Исследователи сходятся во мнении, что, в противовес нежеланным детям, желанные физически более крепкие. Они реже болеют, не страдают неврозами, не имеют патологических привычек. Такие дети более доброжелательны, позитивны, отзывчивы, эмоционально уравновешены, уверены в себе и контактны [10].
По итогам нашего исследования было установлено, что большинство матерей нежеланных детей во время беременности испытывали необъяснимую тревогу или страх (79%), в их жизни имели место стрессы (83%), беременность была тяжелой, окрашенной отрицательными эмоциями (96%), а в послеродовой период присутствовала депрессия (98%). Матери из этой группы испытывали страх перед родами (89%), сами роды были осложнены выраженными отклонениями от естественного течения (98%), вследствие чего имели место медицинские вмешательства (98%), асфиксия (54%) или гипоксия младенца (29%). Грудное вскармливание в этой группе либо совсем отсутствовало (62%), либо продолжалось не более двух месяцев (38%). В дальнейшем матери данной группы предпочитали рано выйти на работу, перепоручив младенцев бабушкам или няням (97%). Нежеланные дети чаще других были подвержены в детстве несчастным случаям (76%) и травмам (82%).
Большинство матерей желанных детей не могли припомнить какие-либо отрицательные эмоции во время вынашивания ребенка (85%), они не испытывали страха перед родами, а сами роды воспринимались ими как важное событие и протекали нормально (97%). Грудное вскармливание в данной группе продолжалось от 1 до 2 лет (100%). Выйти на работу матери этой группы предпочитали после исполнения ребенку года (84%), некоторые женщины не работали, являясь домохозяйками (16%).
Таким образом, просматривается связь между нежелательностью рождения ребенка и развитием его девиантного поведения в подростковом возрасте. Однако эта связь не является прямолинейной. Наличие девиантного поведения среди подростков может определяться отношением к ребенку матери после его рождения, а также типом семейного воспитания. При воспитании нежеланного ребенка в благоприятных семейных условиях и с позитивным отношением к нему матери уровень раз-
вития девиаций в подростковом возрасте снижается.
В ходе нашего исследования была выявлена группа нежеланных при рождении девиантных подростков, воспитывающихся в благоприятных семейных условиях (19%). Это дети, матери которых со временем изменили к ним отношение, приняли и полюбили своих детей. Анализируя типы девиаций в данной подростковой группе, мы выявили среди них прогулы учебных занятий, граффити, делинквентное поведение, т.е. девиации, являющиеся достаточно безобидными на фоне криминальных, аморальных, аддиктивных форм, встречающихся в оставшейся группе подростков.
Вместе с тем в группе нежеланных детей было выявлено много случаев отсутствия нарушений семейного воспитания (67%). Это свидетельствует о том, что ребенок уже с внутриутробного периода травмирован негативным отношением к нему матери, при этом даже отсутствие нарушений в воспитании не стабилизировало ситуацию.
На сегодняшний момент не существует единого мнения по поводу истоков отклоняющегося поведения среди детей подросткового возраста. Мы считаем, что девиантное поведение несовершеннолетнего можно сравнить с патологической привычкой, реализация которой в какой-то мере способствует уменьшению нервно-психического напряжения, которому подвержены нежеланные дети, посредством его разрядки и временного отключения от травмирующих переживаний. Изучение проблемы нежеланности ребенка до рождения является необходимым для понимания причин, влияющих не только на девиантность несовершеннолетних, но и на нарушение их общего психического здоровья.
Литература
1. Брусиловский, А.И. Жизнь до рождения / А.И. Брусиловский. М.: Знание, 1984.
2. Гроф, С. За пределами мозга / С. Гроф. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1993.
3. Захаров, А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм/А.И. Захаров. СПб.: Союз, 1998.
4. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. М., 2001.
5. Фельдштейн, Д.И. Трудный подросток / Д.И. Фельдштейн. Душанбе, 1972.
6. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд. М.: Наука, 1991.
7. Цареградская, Ж.В. Перинатальная психология / Ж.В. Цареградская. М., 1999.
8. Цареградская Ж.В. Ребенок от зачатия до года / Ж.В. Цареградская. М.: Астрель: ACT, 2005.
9. Чемберлен, Д. Разум вашего новорожденного ребенка/ Д. Чемберлен. М.: Независ. фирма «Класс», 2005.
10. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстиц-кис. СПб.: Питер, 1999.
Н.К.ЩЕПКИНА (Благовещенск)
ПУТИ И СПОСОБЫ ДЕСТИГМАТИЗАЦИИ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Дается характеристика осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, как стигматизированной группы.
Раскрываются способы их дестигматизации с помощью социальных и личностных технологий.
Показана роль образования, выступающего средством снятия в исправительном учреждении стигматизационного напряжения, ресоциализации и реадаптации осужденных.
Проблеме поиска путей дестигматизации разных групп, относящихся к социальным меньшинствам, в последние годы уделяется все больше внимания. Начало было положено в Германии при исследовании психически больных. Затем сфера стигматизированных групп стала расширяться (ВИЧ-инфицированные, сексуальные меньшинства и т.п.).
В настоящей статье представлена попытка раскрыть сущность феномена «стигматизированная группа» применительно к осужденным, показаны возможные пути их дестигматизации, в том числе в условиях организованной образовательной среды пенитенциарного учреждения.
В научной литературе стигма понимается как «определенное качество или признак индивидуума, который определяется индивидуумом как неприемлемый, негативный, неприятный» [2: 149]. Причем этот
признак явно носит негативный для личности характер, поскольку не соответствует как ее собственным принципам, так и актуальным ценностям общества.
Личность стремится перенести этот признак на другого человека или на социальную группу, тем самым иллюзорно, хотя бы внутри себя, освобождается от него. Создается ложное представление, что всем негативом обладает кто-то другой, но только не сам человек, оказавшийся в неприемлемых для себя условиях. Таков путь формирования группы, которую можно ненавидеть, бояться, презирать, ее можно оскорблять и унижать. Эта группа имеет заранее заданный характер поведения, в нее входят лица с определенными качествами и признаками. Дистанцируясь от этой группы, человек считает себя нормальным.
«Стигматизированная группа - это группа людей (группы-меньшинства), объединенных признаком (стигмой), неприемлемым для так называемой нормализованной группы (группа-большинство)» [2: 149]. К стигматизированной группе относятся лица, осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание в колониях. Подтверждением тому служит наличие 3 базовых условий: во-первых, эта группа малочисленна; во-вторых, обладает определенными характеристиками, неприемлемыми для группы-большинства, т.е. стигмой; в-третьих, стигматизированная группа изолируется нормализованной группой, отчуждающей у нее некоторые права или ограничивающей их.
Находясь в колонии, осужденные становятся более контролируемыми и более безопасными. Стигматизированной группе осужденных присваивается признак «изгои». Страх, который испытывает группа большинства перед стигматизированными группами, очень часто трансформируется в агрессию, неприятие и неприязнь, что подталкивает большинство к изолированию, отчуждению, отторжению от общества этих групп даже после их освобождения из мест заключения. Такое исключение из общества неявно сопровождается обесцениванием прав у стигматизированных групп (например, права на труд).
Изменение отношения большинства к объекту, когда он оказался в стигматизи-
© Щепкина Н.К., 2008