Научная статья на тему 'Психологическое здоровье как психолого-педагогическая проблема'

Психологическое здоровье как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
392
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / MENTAL HEALTH / SOCIAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE / PSYCHOLOGICAL COMFORT / CREATIVE ACTIVITY / INTELLECTUAL INITIATIVE / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Безуглая Т.И.

Статья посвящена исследованию и представлению различных научных подходов и направлений изучения проблемы психологического здоровья как психолого-педагогической проблемы. На основании сравнительно-исторического метода в статье представлены исследования ученых разных стран, проводившихся на протяжении веков, приводится историческое описание исследования этой проблемы, дается определение научной категории «психологическое здоровье». Автором уточняется использование результатов этих исследований в содержании научных дисциплин высшей педагогической школы мира в разное время, ставится вопрос о необходимости рассмотрения этой проблемы и результатов ее исследования в содержании современного высшего педагогического образования России.The article is devoted to the study and presentation of various scientific approaches and directions of studying the problems of psychological health as a psychological and pedagogical problem. Based on the comparative historical method, the article presents the research of scientists from different countries, conducted over the centuries, provides a historical description of the study of this problem, defines the scientific category of “psychological health”. The author clarifies the use of the results of these studies in the content of scientific disciplines of the world's highest pedagogical school at different times, the question is raised about the need to consider this problem and the results of its research in the content of modern higher pedagogical education in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое здоровье как психолого-педагогическая проблема»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 167.7 ГРНТИ 14

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Безуглая Т.И.

кандидат педагогических наук, доцент Доцент Института образования Балтийског федерального университета им. И. Канта г. Калининград

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию и представлению различных научных подходов и направлений изучения проблемы психологического здоровья как психолого-педагогической проблемы. На основании сравнительно-исторического метода в статье представлены исследования ученых разных стран, проводившихся на протяжении веков, приводится историческое описание исследования этой проблемы, дается определение научной категории «психологическое здоровье». Автором уточняется использование результатов этих исследований в содержании научных дисциплин высшей педагогической школы мира в разное время, ставится вопрос о необходимости рассмотрения этой проблемы и результатов ее исследования в содержании современного высшего педагогического образования России.

ABSTRACT

The article is devoted to the study and presentation of various scientific approaches and directions of studying the problems of psychological health as a psychological and pedagogical problem. Based on the comparative historical method, the article presents the research of scientists from different countries, conducted over the centuries, provides a historical description of the study of this problem, defines the scientific category of "psychological health". The author clarifies the use of the results of these studies in the content of scientific disciplines of the world's highest pedagogical school at different times, the question is raised about the need to consider this problem and the results of its research in the content of modern higher pedagogical education in Russia.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье, психологическое развитие, психологическое знание, психологический комфорт, творческая активность, интеллектуальная инициатива, индивидуально-психологических свойств личности.

Keywords: psychological health, mental health, social health, psychological development, psychological knowledge, psychological comfort, creative activity, intellectual initiative, individual psychological characteristics of a person.

Реформирование высшего образования, происходящее в настоящее время, его гуманитаризация затрагивают вопросы разных научных проблем. Таковой в настоящее время становится и проблема психологического здоровья. Напряжение современной жизни становится одним из главных факторов формирования различных заболеваний. В конце XX века Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) было подчеркнуто, что проблема здоровья носит выраженный комплексный характер, то есть ее исследованием занимается целый ряд наук, в том числе, психология и педагогика.

Здоровье рассматривается в трех основных видах:

- «физическое здоровье (совершенствование саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде);

- психическое здоровье (стратегия жизни человека, степень господства человека над обстоятельствами);

- социальное здоровье (мера трудоспособности, социальной активности, активное, деятельное отношение к миру)». [4, С.42]

Определением психического здоровья занимались ученые и в России, и за рубежом. Это послужило возникновению новых научных подходов:

- потребностно-ценностный и медико-психологический подходы (А. Маслоу, Э. Фромм). [17, 29];

- экзистенциально-аналитический подход (В. Франкл) [27, С.56];

- социокультурный подход (К. Хорни) [31];

- эпигенетический подход (Э. Эриксон) [35];

- поуровневый подход (Б.С. Братусь) [6, С.4-

14].

В результате исследования проблемы психического здоровья, были созданы различные научные направления:

- психодинамическое направление психологии (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер); [28, 36, 1].

- феноменологическое направление (К. Роджерс) [25];

- гуманистическое направление (А. Маслоу)

- эгопсихологическое направление с выходом на социальную общность и культуру (Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон). [29, С.240]

B.М. Бехтерев, создававший теорию поведения в психологии настаивал на том, что человек способен контролировать свое поведение и поступки, и управлять им, следуя своему индивидуальному психологическому укладу, который является целостным образованием, Здоровье, при этом выступает в трех уровнях функционирования как сложной системы: биологическом, психологическом и социальном. Он утверждал, что взаимосвязь этих трех уровней здоровья человека изучалась учеными на протяжении веков, а в настоящее время (начало ХХ века) становится особенно значимой. [5]

C.С. Корсаков, основоположник отечественной психиатрии настаивал на мнении о том, что здоровый человек представляет собой гармонию здорового самочувствия - физического и психического. Подобная гармония свидетельствует о состоянии здоровья человека. Он определил факторы, влияющие на формирование психического здоровья:

- наследственный фактор,

- фактор условия зачатия,

- фактор состояние здоровья матери во время беременности,

- факторы развития детей,

- фактор правильного воспитания детей,

- фактор профилактики нарушений в период полового развития. [15]

В.Н. Мясищев понимал человека как единство организма и личности. Он изучал вопрос о психическом здоровьи человека в ситуации компенсированных, стертых, латентно

протекающих форм пограничной психической патологии, которые требуется диагностировать специальными методами психологической диагностики. Подобная тонкая диагностика, по утверждению В.Н. Мясищева, требуется для определения не только соматических, но и психических заболеваний. [23]

Позже, в конце ХХ века русские ученые пришли к выводу о том, что исследование только психического здоровья как компонента научного понятия целостного здоровья человека недостаточно. В связи с этим И.В. Дубровиной было введено новое понятие - «психологическое здоровье». По ее мнению при изучении психического здоровья необходимо учитывать его психологические аспекты. Это совокупность характеристик личностности, предполагающих стрессоустойчивость, социальную адаптацию, самореализацию, что подчеркивает

индивидуальность человека. [9]

В теории и практике высшего педагогического образования России, в течении длительного времени сформировались предпосылки

исследования проблемы психологического здоровья:

- определение психологического здоровья как научной категории;

- изучение становления категории психологического здоровья в веках;

- выявление условий эффективного развития проблемы психологического здоровья в процессе профессиональной подготовки студентов. [9, С.57]

A.В. Петровский, М.Г. Ярошевский утверждали, что психологически здорового человека можно определить на основании отсутствия у него любых болезненных психических явлений. И такое определение дали понятию в своем знаменитом словаре. [24, С.230]. В.Э. Пахальян и Р.М. Хусаинова определяли психологическое здоровье как «состояние внутреннего субъективного благополучия». [22, 35]. Духовное благополучие личности в психологическом здоровьи подчеркивают Л. Д. Демина, утверждая, что это является основанием личностных выборов и личностной ответственности человека. [8]. И.М. Щербакова соотносит психологическое здоровье с духовностью человека. Она утверждает, что более духовный человек более сознательно относится к себе, к жизни и к здоровью. [34, С.892-901]

B.И. Слободчиков с А.В. Шуваловым считали основой психологического здоровья онтогенетическое развитие в соответствии с возрастной нормой. Под нормой они понимали то лучшее, что возможно для каждого человека на определенном возрастном этапе и в определенных условиях. [26, С.91-105]. Также через определение нормы развития рассматривают психологическое здоровье такие ученые как Н.Н. Колотий, М.С. Мышкина. [13, 19]. При этом Н.Н. Колотий, считает, что психологическое здоровье - это качественный «показатель» психического развития человека на каждом возрастном этапе. Качество психического развития он рассматривает как «уровень психологического благополучия личности, а также особенности ее индивидуального развития», которое выражено в «особенностях индивидуально-психологических свойств личности, взаимоотношений с социумом, процессов саморегуляции и саморазвития, реализации потребностей» [13, С.68].

Т.В. Башкирева [3, С.140-151] указывает на то, что психологическое здоровье связано с адаптацией человека к окружающему. Это позволяет устанавливать гармоничные отношения между личностью и обществом [3]. О.В. Завгородняя считает, что состояние контакта между внутренней и внешней реальностью человека, позволяющее ему достигать самовыражения в жизни и практике также обеспечивает психологическое здоровье. [10].

Е.Р. Калитиевская рассматривает

психологическое здоровье как состояние, позволяющее человеку выступать «автономным субъектом», активно изменяющим собственную жизнь в изменяющихся условиях окружающего. [12, С. 115-121]. Психологическое здоровье как системное образование психики, включающее

компоненты, обеспечивающие функциональный баланс рассматривает В.Н. Коновальчук. При наступлении любой дисфункции психики и психологических защит возможно возникновение психологического нездоровья. [15, С.20-24]

Присоединяясь к мнению В.Н. Коновальчука о структурных и функциональных компонентах психологического здоровья, к показателям психологического здоровья М.Г. Иванова отнесла стабильные (объясняющие психологическое здоровье в онтогенезе) и вариативные (социально-психологическая адаптивность и интеллектуально-личностные характеристики личности,

относящиеся к психологическому здоровью). Она также выделила 3 типа психологического здоровья. [11]

Исследуя проблему психологического здоровья личности с точки зрения акмеологического ресурса, М.В. Хватова установила его вариативные и инвариативные свойства. Вариативные свойства - это «личностные притязания, система целеполагания, достижение в деятельности, самооценка», [30, С.132] а инвариативные свойства - это «продуктивность, социальность, самоактуализация личности». [30, С.132]

М.В. Хватова выделила факторы, развивающие акмеологический ресурс психологического здоровья: «деятельностный, институциональный, социальный, межличностный, внутриличностный» и разработала механизмы развития акмеологического ресурса. [30, С. 137]

1) О.В. Хухлаева, занимаясь проблемой психологического здоровья и его коррекции, предлагала его обобщенную модель, включающую в себя «аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный компоненты». [33]

С.А. Панченко, рассматривая отклонения в психологическом здоровьи в подростковом возрасте, пришел к выводу о том, что причиной их становится противоречие между актуальными потребностями возраста и недостатками личностного развития из-за проблем социализации. При этом условием сохранения психологического здоровья становится толерантность, сохраняющая целостность образа «Я» и стабильность психики. Таким образом, Панченко создала модель и программу сохранения психологического здоровья посредством толерантности и установила критерии психологического здоровья. [21]

Н.П. Бабакова определила критерии психологического нездоровья, которые

выражаются в тревожности, агрессивности, враждебности, плохом самочувствии, отсутствии активности, сниженном фоне настроения, неадекватной самооценке. Она создала технологию, которая является двухуровневой целостной, которая способствует снижению этих критериев. [2]

В.В. Кудряшова разработала модель психологической службы педагогического

колледжа, способствующей позитивному развитию психологического здоровья студентов через формирование возрастных психических новообразований. [16]

А.В. Медведев определил конструктивные фактор - самоактуализацию личности и деструктивный фактор - социальную и учебно-профессиональную тревожность развития психологического здоровья студентов. [18, С.117-124]

А С.И. Оксанич определил социально-психологический тренинг, как средство развития психологического здоровья студентов

медицинского колледжа. Он рекомендовал использовать упражнения по решению проблемных задач на основании осознания потребностей и ценностей, развития социальной активности, позитивной самореализации. [21]

Проблема психологического здоровья рассматривается и изучается в настоящее время особенно глубоко, что обусловлено требованием времени. Свою деятельность по изучению этой научной проблемы, как мы видим, посвятило большое количество ученых. И.В. Дубровина дала определение психологическому здоровью, сравнивая его со здоровьем психическим, которое заключается в развитии не только высших психических функций, процессов и механизмов, но и как развитие личности и индивидуальности человека. [9]

Индивидуальность рассматривается разными науками не одинаково. В частности философия и педагогика понимают индивидуальность как особенность, уникальность каждого человека. Философское научное знание рассматривает индивидуальность как особенную черту личности. Таким образом понятия «личность» и «индивидуальность» выступают как нечто похожее. Тому свидетельство исследования таких ученых как Г.М. Гак, Л.А. Зеленов, М.С. Каган, И.С. Кон, Д.Г. Лоуренс, Н.К. Михайловский, И.И. Резвицкий, В.П. Тугаринов, Ю. Хабермас и других.

Исследования других ученых (Б.Г. Ананьев, О.С. Гребенюк, В.С. Мерлин, В.В. Печенков, С.Л. Рубинштейн, В.М. Русалов и других) рассматривают понятие «индивидуальность» иначе. Они утверждают, что индивидуальность -это особенность человека, представляющая собой многокомпонентную структуру, объединяющую в себе семь психических сфер: «интеллектуальная, мотивационная, волевая, эмоциональная, предметно-практическая, экзистенциальная,

саморегуляции». [7, С.4]

Как мы уже отмечали, И.В. Дубровина настаивала на том, что индивидуальность является важной составляющей и психологического здоровья, что мы и берем за основу своего исследования.

Т.Б. Гребенюк, в своем исследовании, касаясь вопроса формирования индивидуальности будущего педагога, отмечала, что «индивидуальность выпускников педагогического факультета характеризуется дисгармоничностью

сфер». [7, С.4] Она утверждала, что в российском вузе чаще внимание уделяется развитию интеллектуальной сферы, в части познавательных процессов студентов. А развитие таких сфер как экзистенциальная, эмоциональная, а также способность к саморазвитию происходит слабо. В связи с этим возникает неуверенность в себе, неадекватная самооценка, отсутствие собственной позиции по любым вопросам и другое. Но особенно слабо, по ее мнению, в индивидуальности студента представлена сфера саморегуляция, что регистрируется, в частности, в слабом умении регулировать собственные эмоциональные и познавательные состояния и другое. [7, С.7] Все это способствует снижению психологического здоровья студента-будущего педагога.

Требования современного образовательного стандарта будущего педагога включают необходимость владения определенными профессиональными компетенциям.В связи с этим диктуются более высокие требования, в том числе, и к деятельности преподавателя вуза. Недостаточно на сегодняшний день быть специалистом, способным организовать педагогический процесс в вузе, обеспечив его необходимыми компетенциями. Для преподавателя становится важным и необходимым собственное психологическое здоровье; способность, на основании развития индивидуальности студентов формировать их психологическое здоровье, его сохранение и укрепление. Высшее педагогическое образование России в настоящее время пока не уделяет должного приоритетного внимания психологическому здоровью студентов, как развитию их индивидуальности.

Список литературы:

1. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб.: Питер, 2017. - 472 с. [Adler A. Individual'naya psihologiya. SPb.: Piter, 2017. - 472 s. (In Russ).]

2. Бабакова Н.П. Особенности коррекции психологического здоровья в юношеском возрасте / Н.П. Бабакова. - Ростов на/Д, 2007. - 196 с. [Babakova N.P. Osobennosti korrekcii psihologicheskogo zdorov'ya v yunosheskom vozraste / N.P. Babakova. - Rostov na/D, 2007. - 196 s. (In Russ).]

3. Башкирева Т.В. Общие критерии психического, психологического, социального / Т.В. Башкирева // Мир психологии. - 2007. - № 2 [Bashkireva T.V. Obshchie kriterii psihicheskogo, psihologicheskogo, social'nogo / T.V. Bashkireva // Mir psihologii. - 2007. - № 2. (In Russ).]

4. Безуглая Т.И. Педагогические условия обеспечения психологического здоровья при подготовке детей к школе. дис. ... канд. пед. наук. Калининград: КГУ, 2000. - 210 с. [Bezuglaya T.I. Pedagogicheskie usloviya obespecheniya psihologicheskogo zdorov'ya pri podgotovke detej k shkole. dis. ... kand. ped. nauk. Kaliningrad: KGU, 2000. (In Russ).]

5. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука. Серия «Памятники психологической

мысли», 1991. - 480 с. ISBN: 5-02-013392-2 [Bekhterev V.M. Ob"ektivnaya psihologiya. M.: Nauka. Seriya «Pamyatniki psihologicheskoj mysli», 1991. - 480 s. ISBN: 5-02-013392-2 (In Russ).]

6. Братусь Б.С. Христианская психология как научное направление: к истории вопроса. // Национальный психологический журнал. - 2015. -№ 3 (19). [Bratus' B.S. Hristianskaya psihologiya kak nauchnoe napravlenie: k istorii voprosa. // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. - 2015. - № 3 (19). - S. 4-14. (In Russ).]

7. Гребенюк Т.Б. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки. Автореферат дис. ... д.п.н. Ярославль, 2000. - 39 с. [Grebenyuk T.B. Formirovanie individual'nosti budushchego pedagoga v processe professional'noj podgotovki. Avtoreferat dis. ... d.p.n. YAroslavl', 2000. - 39 s. - S.4. (In Russ).]

8. Демина, Л.Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. - Барнаул: АТУ, 2000. - 121 с. [Demina, L.D. Psihologicheskoe zdorov'e i zashchitnye mekhanizmy lichnosti / L.D. Demina, I.A. Ral'nikova.

- Barnaul: ATU, 2000. - 121 s. (In Russ).]

9. Дубровина, И.В. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: Метод. пособие для дет. практ. психологов учреждений образования / И.В. Дубровина. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -170 с. [Dubrovina, I.V. Psihologicheskoe zdorov'e detej i podrostkov v kontekste psihologicheskoj sluzhby: Metod. posobie dlya det. prakt. psihologov uchrezhdenij obrazovaniya / I.V. Dubrovina. -Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2000. - 170 s. (In Russ).]

10. Завгородняя О.В. Психологическое здоровье человека: теоретические и прикладные аспекты: монография/ О.В. Завгородня, Л.О. Курганская. - К.: Информационно-аналитическое агентство, 2008 [Zavgorodnyaya O.V. Psihologicheskoe zdorov'e cheloveka: teoreticheskie i prikladnye aspekty: monografiya/ O.V. Zavgorodnya, L.O. Kurganskaya. - K.: Informacionno-analiticheskoe agentstvo, 2008. (In Russ).]

11. Иванова М.Б. Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности: дис. ... канд. психол. наук / М.Б. Иванова. - Кемерово, 2010. - 242 с. [Ivanova M.B. Strukturnye, funkcional'nye i dinamicheskie harakteristiki psihologicheskogo zdorov'ya lichnosti: dis. ... kand. psihol. nauk / M.B. Ivanova. - Kemerovo, 2010. - 242 s. (In Russ).]

12. Калитиевская, Е.Р. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии / Е.Р. Калитиевская, В.И. Ильичева // Психологический журнал. - 1995. - № 1. - С. 115-121 [Kalitievskaya, E.R. Adaptaciya ili razvitie: vybor psihoterapevticheskoj strategii / E.R. Kalitievskaya, V.I. Il'icheva // Psihologicheskij zhurnal. - 1995. - № 1.

- S. 115-121. (In Russ).]

13. Колотий Н.Н. Особенности социально-психологической адаптации первоклассников к условиям обучения в динамике года / Н.Н. Колотий,

С.Н. Цилюрик // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы Междунар. конгр. - М., 2004. - С.68 [Kolotij N.N. Osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptacii pervoklassnikov k usloviyam obucheniya v dinamike goda / N.N. Kolotij, S.N. Cilyurik // Zdorov'e, obuchenie, vospitanie detej i molodezhi v XXI veke: materialy Mezhdunar. kongr. - M., 2004. - S.68. (In Russ).]

14. Коновальчук В.Н. Теория вариативного развивающего начального образования с позиции аксиологического подхода / В.Н. Коновальчук // Образование. Наука. Инновации. Южное измерение. - 2007. -№ 1. - С. 20-24. [Konoval'chuk, V.N. Teoriya variativnogo razvivayushchego nachal'nogo obrazovaniya s pozicii aksiologicheskogo podhoda / V.N. Konoval'chuk // Obrazovanie. Nauka. Innovacii. YUzhnoe izmerenie. - 2007. -№ 1. - S. 2024. (In Russ).]

15. Корсаков С.С. Общая психопатология. Изд. 3, дополн. М.: Лаборатория знаний. - 465 с. [Korsakov S.S. Obshchaya psihopatologiya. Izd. 3, dopoln. M.: Laboratoriya znanij. - 465 s. (In Russ).]

16. Кудряшова В.В. Обеспечение психологического здоровья студентов средствами психологической службы педагогического колледжа: дис. ... канд. психол. наук / В.В. Кудряшова. - Ростов н/Д, 1999. - 185 с. [Kudryashova V.V. Obespechenie psihologicheskogo zdorov'ya studentov sredstvami psihologicheskoj sluzhby pedagogicheskogo kolledzha: dis. ... kand. psihol. nauk / V.V. Kudryashova. - Rostov n/D, 1999. - 185 s. (In Russ).]

17. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - М., 1983. - 456 с. [Maslou A. Samoaktualizaciya. Psihologiya lichnosti. Pod red. YU.B. Gippenrejter, A.A. Puzyrej. - M., 1983. - 456 s. (In Russ).]

18. Медведев А.В. Самоактуализация как фактор сохранения психического здоровья студентов вуза / А.В. Медведев, Л.Б. Кузнецова // Вестник Поморского университета. - 2010. - № 1. -С. 117-124. [Medvedev A.V. Samoaktualizaciya kak faktor sohraneniya psihicheskogo zdorov'ya studentov vuza / A.V. Medvedev, L.B. Kuznecova // Vestnik Pomorskogo universiteta. - 2010. - № 1. - S. 117-124. (In Russ).]

19. Мышкина М.С. Состояние психологического здоровья детей дошкольного возраста в условиях вариативной образовательной среды / Т.Н. Клюева, М.С. Мышкина, В.Э. Пахальян // Прикладная психология. - 2001. - № 2. [Myshkina M.S. Sostoyanie psihologicheskogo zdorov'ya detej doshkol'nogo vozrasta v usloviyah variativnoj obrazovatel'noj sredy / T.N. Klyueva, M.S. Myshkina, V.E. Pahal'yan // Prikladnaya psihologiya. -2001. - № 2. (In Russ).]

20. Оксанич, С.И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов медицинского колледжа: дис. ... канд. психол. наук / С. И. Оксанич. - Самара, 2007. - 221 с. [Oksanich,

S.I. Psihologo-pedagogicheskie usloviya sohraneniya i podderzhaniya psihologicheskogo zdorov'ya studentov medicinskogo kolledzha: dis. ... kand. psihol. nauk / S. I. Oksanich. - Samara, 2007. - 221 s. (In Russ).]

21. Панченко С.А. Развитие толерантности как условие сохранения психологического здоровья подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Ставрополь, 2007. - 24 с. [Panchenko S.A. Razvitie tolerantnosti kak uslovie sohraneniya psihologicheskogo zdorov'ya podrostkov : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - Stavropol', 2007. - 24 s. (In Russ).]

22. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с. [Pahal'yan V.E. Razvitie i psihologicheskoe zdorov'e. Doshkol'nyj i shkol'nyj vozrast / V.E. Pahal'yan. - SPb.: Piter, 2006. - 240 s. (In Russ).]

23. Психология отношений: избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. - Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с. - (Психологи Отечества). - ISBN 5-89112-046-1. - ISBN 5-89395096-8. [Psihologiya otnoshenij: izbrannye psihologicheskie trudy / V.N. Myasishchev. - Moskva: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh: NPO «MODEK», 1998. - 368 s. - (Psihologi Otechestva). -ISBN 5-89112-046-1. - ISBN 5-89395-096-8. (In Russ).]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Психология: Словарь / под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. [Psihologiya: Slovar' / pod red. A.B. Petrovskogo, M.G. YAroshevskogo. - 2e izd., ispr. i dop. - M.: Politizdat, 1990. (In Russ).]

25. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. М.: Изд-во Института психотерапии. Серия: Золотой фонд психотерапии, 2007. - 560 с. ISBN 5-903182-11-9. [Rodzhers K. Klient-centrirovannaya terapiya. M.: Izd-vo Instituta psihoterapii. Seriya: Zolotoj fond psihoterapii, 2007. -560 s. ISBN 5-903182-11-9. (In Russ).]

26. Слободчиков В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 91-10. [Slobodchikov V.I. Antropologicheskij podhod k resheniyu problemy psihologicheskogo zdorov'ya detej / V.I. Slobodchikov, A.V. SHuvalov // Voprosy psihologii. - 2001. - № 4. - S. 91-10. (In Russ).]

27. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - 380 с. [Frankl V. CHelovek v poiskah smysla. -M., 1990. - 380 s., S. 56. (In Russ).]

28. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: Эксмо, 2019. - 416 с. ISBN 978-5-04-098600-2. [Frejd Z. Vvedenie v psihoanaliz. M.: Eksmo, 2019. - 416 s. (In Russ).]

29. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2017. - 288 с. ISBN 978-5-17-091681-8. [Fromm E. Begstvo ot svobody. M.: AST, 2017. - 288 s. ISBN 978-5-17-091681-8(In Russ).]

30. Хватова М.В. Психологические факторы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодёжи / М.В.

Хватова // Вестник ТГУ. - 2011. - № 8 (100). - С. 132. [Hvatova M.V. Psihologicheskie faktory razvitiya akmeologicheskih resursov psihologicheskogo zdorov'ya molodyozhi / M.V. Hvatova // Vestnik TGU.

- 2011. - № 8 (100). - S. 132. (In Russ).]

31. Хорни К. Невротическая личность нашего времени/ К. Хорни. М.: Академический проект, 2009. - 208 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://psilib.org/ua/books/homk02/index.htm. - 3агл. с экрана. [Horni K. Nevroticheskaya lichnost' nashego vremeni/ K. Horni. M.: Akademicheskij proekt, 2009.

- 208 s. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://psilib.org/ua/books/homk02/index.htm. - 3agl. s ekrana. (In Russ).]

32. Хусаинова P.M. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / P.M. Хусаинова. - Казань, 1999. - 20 с. [Husainova P.M. Zavisimost' psihologicheskogo zdorov'ya uchitelya ot vozrasta i stazha pedagogicheskoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk / P.M. Husainova. - Kazan', 1999. -20 s. (In Russ).]

УДК 371.044

33. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2003. - 176 с. [Huhlaeva O.V. Korrekciya narushenij psihologicheskogo zdorov'ya doshkol'nikov / O.V. Huhlaeva. - M.: Akademiya, 2003. - 176 s. (In Russ).]

34. Щербакова, I. М. Духовний вимiр психолопчного здоров'я особистосп в сучасному глобалiзованому просторi / I.M. Щербакова // Проблеми сучасно! психологи. - 2010. - 10. - С. 892901. [Shcherbakova, I. M. Duhovnij vimir psiholopchnogo zdorov'ya osobistosp v suchasnomu globalizovanomu prostori / I.M. Shcherbakova // Problemi suchasno! psihologi. - 2010. - 10. - S. 892-901. In Russ).]

35. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000 - 301 с. [Erikson E.G. Detstvo i obshchestvo / per. [s angl.] i nauch. red. A.A. Alekseev. — SPb.: Letnij sad, 2000. (In Russ).]

36. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Алфавит, 1992. - 104 с. ISBN: 5-7044-0006-X. [Yung K.G. Psihologicheskie tipy. M.: Alfavit, 1992. - 104 s. ISBN: 5-7044-0006-X. (In Russ).]

МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ БРИТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Володин Олег Сергеевич

магистрант факультета иностранных языков Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Хренова Наталья Федоровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Воронежский государственный университет, г. Воронеж

MIGRATIONS IN THE MODERN BRITISH SOCIETY

Volodin Oleg Sergeevich

graduate student of the faculty of foreign languages Voronezh state University, Voronezh Chrenova Hatalya Fedorovna candidate of philological sciences, Assistant Professor of the Department of the Foreign Languages Voronezh state pedagogical university, Voronezh

АННОТАЦИЯ

Актуальность исследования обусловлена растущим интересом к исследованию миграционных процессов в современном британском обществе. В статье анализируются особенности внешней миграции в Великобританию в течение разных периодов времени, вплоть до сегодняшнего дня, ее влияние на положение британского общества, его мировоззрение. Материалом исследования является различные отечественные труды и зарубежные ресурсы: монографии, статьи, статистические данные. Авторы останавливаются на детальном изучении процессов внешней миграции в Великобританию, какими факторами она обусловлена, в чем ее последствия для общества и для всего государства. Установлено, что за последнее десятилетие уровень притока мигрантов в Великобританию значительно увеличился и миграционные процессы оказывают негативное влияние на британское общество, среди них: создание конкуренции на рынке труда для коренных жителей, снижение уровня социальной защиты населения, рост преступности и развитие радикальных движений. Делается вывод о том, что внешние миграционные процессы оказывают негативное влияние на британское общество, так как создают много преград для остального населения Великобритании, однако, за счет миграции в страну, ее население растет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.