Научная статья на тему 'Психологическое здоровье участников образовательного процесса юридических вузов: проблемы и перспективы'

Психологическое здоровье участников образовательного процесса юридических вузов: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / HEALTH-FORMING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / THEPSYCHOLOGICAL HEALTH LEVELS / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА / THEPSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL CAREER OF A LAWYER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ежова Олеся Николаевна, Иванова Светлана Владимировна

Расcматриваются содержательные характеристики и компонентная структура психологического здоровья студентов и преподавателей. Приводятся особенности психологического здоровья будущих юристов и преподавателей юридических вузов. Представлены факторы, воздействующие на психологическое здоровье людей юридических профессий. Выделены проблемы, возникающие в юридических вузах при формировании психологического здоровья студентов и преподавателей.The article considers the meaningful features and component structure of psychological health of students and teachers. The features of psychological health of future lawyers and law institutes teachers. Presents factors affecting the psychological health of those legal professions. Selected problems in law institutes in the formation of psychological health of students and teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ежова Олеся Николаевна, Иванова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое здоровье участников образовательного процесса юридических вузов: проблемы и перспективы»

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

О.Н. Ежова, С.В. Иванова,

Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний

Психологическое здоровье участников образовательного процесса юридических вузов: проблемы и перспективы

Испокон веков здоровью человека уделялось и уделяется большое внимание со стороны общества и государства. Существует множество подходов к феномену человеческого здоровья. Понятие «здоровье» рассматривается в контексте его наличия либо отсутствия, способности к адаптации, самосохранению, саморазвитию, а также сопротивления и приспособления к изменениям в условиях жизни и среде обитания. Выделяют три основных признака здоровья: структурная и функциональная сохранность систем и органов человека, индивидуальная приспособляемость к природной и социальной среде, сохранность привычного самочувствия. Все более широкое признание получают взгляды на здоровье как на источник ресурсов повседневной жизни, заключающий в себе как социальные и личные, так и физические возможности [5].

Традиционно основное внимание уделяется вопросам сохранения физического здоровья. Между тем, проживая информационный бум, быстротечность меняющих друг друга событий, глобальные изменения в стране и мире, человек переживает сильное эмоциональное напряжение, стресс, чувство постоянного беспокойства и др., что актуализирует проблему сохранения психологического здоровья.

Психологическое здоровье, как правило, рассматривается как состояние (или характеристика) ду-

Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний

шевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Оно определяется двумя признаками: соблюдением принципа оптимума или «золотой середины»; эффективной адаптацией (социальной, социально-психологической, интрапсихической).

Психологи отмечают, что психологическое нездоровье наступает тогда, когда личность не способна удовлетворить свои жизненно важные потребности и быть социально компетентной в плане проживания в сложном мире, сохраняя удовлетворительные отношения и адаптивное поведение.

Сущность здоровьеформирую-щей образовательной среды следует видеть в создании оптималь-

но благоприятных условий для формирования культуры здоровья у ее субъектов. Следует отметить, что в качестве субъектов выступают не только студенты, но и педагоги, что ориентирует систему образования на расширение диапазона деятельности по внедрению и использованию здоровьесбе-регающих технологий в системе высшего профессионального образования, способствующего освоению будущими специалистами, наряду со специальностью, способов противостояния различным стрессовым ситуациям и факторам риска; на акцентирование внимания как на физическом, так и на психологическом здоровье субъектов образования; на создание условий для сохранения и формирования психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

© Ежова О.Н., Иванова С.В., 2015

■ ПСИХОЛОГИЯ_

ОЛЕСЯ НИКОЛАЕВНА ЕЖОВА

ности уголовно-исполнительной системы Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний. Сфера научных интересов: психология развития, совладающее поведение, методы саморегуляции, юридическая психология. Автор более 100 публикаций

Расстановка приоритетов образования над психологическим здоровьем его субъектов приводит к необходимости более подробного изучения этого понятия.

Впервые в нашей стране этим вопросом заинтересовалась И.В. Дубровина, рассматривающая его как «интерес человека к жизни, свободу мыслей и инициативу, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности» [4, с. 29].

В контексте психологического благополучия проблему психологического здоровья изучал В.Э. Пахальян, рассматривающий это понятие как «динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические воз-

СВЕТЛАНА

ВЛАДИМИРОВНА

ИВАНОВА

кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний. Сфера научных интересов: педагогическая психология и психология развития. Автор 30 публикаций

можности на любом этапе развития» [3, с. 41].

В настоящей статье под психологическим здоровьем мы понимаем способность человека поддерживать равновесие на всех уровнях функционирования: биологическом, психологическом, социальном при меняющихся условиях внешней среды на основе способности к саморегуляции [1, с. 38] -и видим его в качестве составляющей психического здоровья.

В контексте профессиональной подготовки нам близка точка зрения А.В. Медведева, доказавшего, что психологическое здоровье будущих профессионалов развивается в ходе формирования профессиональной идентичности и направленности [2]. Это объясняется тем, что душевная гармония, лежащая в основе психологического здоровья, наступает тогда, когда у студента вуза в полном объеме представлены установки на здоровый образ жизни, успешно протекает процесс его профессионального становления, установки и профессиональное ста-

новление соответствуют статусу специалиста [2].

Все это актуализирует вопрос формирования психологического здоровья студентов. В тоже время обращение к литературе, раскрывающей основные аспекты подготовки студентов к профессиональной деятельности в юридических вузах, показало, что проблеме психологического здоровья уделяется очень мало внимания.

Между тем имеет место факт ухудшения психологического здоровья при обучении студентов в вузе. В высших учебных заведениях, обеспечивающих подготовку кадров к работе в правоохранительных органах, эта проблема становится еще более актуальной, так как процесс их обучения, а в дальнейшем и профессиональная деятельность сопровождаются постоянными психоэмоциональными и физическими перегрузками, оказывающими еще более сильное воздействие на психологическое здоровье студентов и курсантов.

Однако анализ вузовских учебно-методических документов показал отсутствие конкретных указаний по предупреждению заболеваний у студентов, повышению уровня их здоровья, особенно психологического. Кроме того, наблюдается односторонний подход, не раскрывающий основную суть рассматриваемой проблемы, прослеживается бессистемность взглядов разных авторов к оценке существующих рисков для здоровья студентов и их отношению к здоровому образу жизни. Все это затрудняет определение конкретных мероприятий по формированию и развитию отдельных составляющих психологического здоровья в период обучения, создает препятствия при рассмотрении особенностей развития психологического здоровья будущих сотрудников правоохранительных органов.

В основе решения этой проблемы должны лежать личностный и системный подходы. Личностный подход обеспечит буду-

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры управления и ин-формационно-техническо-го обеспечения деятель-

Рассматриваются содержательные характеристики и компонентная структура психологического здоровья студентов и преподавателей. Приводятся особенности психологического здоровья будущих юристов и преподавателей юридических вузов. Представлены факторы, воздействующие на психологическое здоровье людей юридических профессий. Выделены проблемы, возникающие в юридических вузах при формировании психологического здоровья студентов и преподавателей. Ключевые слова: психологическое здоровье, психическое здоровье, здоровьеформирую-щая образовательная среда, уровни психологического здоровья, психологические аспекты профессиональной деятельности юриста.

The article considers the meaningful features and component structure of psychological health of students and teachers. The features of psychological health of future lawyers and law institutes teachers. Presents factors affecting the psychological health of those legal professions. Selected problems in law institutes in the formation of psychological health of students and teachers.

Key words: psychological health, mental health, health-forming educational environment, thepsychological health levels, thepsychological aspects of professional career of a lawyer.

ПСИХОЛОГИЯ ■

щему специалисту активность в постановке и достижении целей, возможность проявлять субъект-ность и будет способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья. А системный подход поможет решит проблему комплексно, вкупе со всеми другими проблемами, возникающими в ходе реализации образовательного процесса. Психолого-педагогические условия, которые могли бы способствовать сохранению и поддержанию психологически здоровой личности студента, в основном определяются наличием следующих факторов:

- психологическим сопровождением студентов посредством организации психологической службы;

- психологическим сопровождением образовательной среды вуза;

- внедрением различного рода программ и тренингов здорового образа жизни.

Отметим, что психологическое здоровье студента неразрывно связано и с психологическим здоровьем преподавателей, причинами ухудшения которого могут стать низкая престижность здоровья, резко сниженное представление педагогов о ценности здоровья, низкая осведомленность

работников образования об истинном состоянии здоровья, причинах его снижения и предлагаемых средствах, формах его укрепления. Сверхзадачей развития компетентности работников образования в области здоровья является формирование социально-психологической установки на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье преподавателей и студентов как со стороны администрации вуза, так и со стороны педагогов, студентов, родителей.

Подчеркнем отличительные особенности содержания психологического здоровья преподавателей вузов, связанные с изменением их жизненных ориентиров. У преподавателей психологическое здоровье (при сохранении общей сути данного понятия) рассматривается как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регу-ляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности преподавателя при любых условиях протекания процесса профессиональной деятельности. Восстановление психологического здоровья преподавателя - это прежде всего управление механизмами, детерминирующими развитие личности, способствующими

формированию позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности. В основе психологического здоровья преподавателя должна лежать саморегуляция, формируемая посредством психотренингов и спортивно-оздоровительных мероприятий. В противном случае преподаватель может стать объектом внешних воздействий, неспособным проявлять субъектность и накапливать свой субъектный опыт профессиональной деятельности.

Однако в документах, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, не обозначена проблема формирования психологического здоровья преподавателя, не определены основные пути решения этого вопроса. Поэтому задача формирования психологического здоровья субъектов образовательного процесса юридического вуза очень актуальна, но она на сегодняшний день по многим аспектам остается открытой. Ее решение должно осуществляться комплексно и системно среди всех субъектов образовательного процесса на разных ступенях образования с учетом их возрастных особенностей и потребностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ежова О.Н. Сохранение и поддержание психическогоздо-ровья педагогов как условие эффективности их профессиональной деятельности // Экспериментальная педагогическая психология и педагогика: сб. науч. ст. / под ред. В.М. Миниярова. Прага: Vedeckovydavatelskecentrum «ЗоеюзТега^», 2014. С. 271.

2. Медведев А.В. Социально-психологическиеаспектыраз-вития психологического здоровья студентов в процессе профессионализации в вузе: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2010. 161 с.

LITERATURA

1. Ezhova O.N. Sohranenie ipodderzhanie psihicheskogo zdorov'ja pedagogov kak uslovie yeffektivnosti ih professional'noi dejatel'nosti // Yeksperimental'naja pedagogicheskaja psihologija i pedagogika: sb. nauch. st. / pod red. V.M. Minijarova. Praga: Vedeckovydavatelskecentrum «Sociosfera-CZ», 2014. C. 271.

2. Medvedev A.V. Social'no-psihologicheskie aspekty razvitija psihologicheskogo zdorov'ja studentov v processe professionalzacii v vuze: dis. ... kand. psihol. nauk. Kursk, 2010. 161 s.

3. ПахальянВ.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2006. 240 с.

4. Практическая психология в образовании: учеб. пособие. 4-е изд. / под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. С. 41.

5. Семенова Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / под ред. проф. Е. А. Панько. Мозырь: Белый Ветер, 2010. 174.

3. Pahal^n V.Ye. Razvitie i psihologicheskoe zdorov'e: doshkol'nyi i shkol'nyi vozrast. SPb.: Piter, 2006. 240 s.

4. Prakticheskaja psihologija v obrazovanii: ucheb. posobie. 4-e izd. / pod red. I. V. Dubrovinoi. SPb.: Piter, 2004. S. 41.

5. Semenova E.M. Psihologicheskoe zdorov'e rebenka i pedagoga: posobie dlja pedagogov uchrezhdenii, obespechivayushih poluchenie doshkol'nogo obrazovanija / pod red. prof. E. A. Pan'ko. Mozyr': Belyi Veter, 2010. 174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.