Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES
УДК 72.07
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ
ВИЛКОВА ДИАНА СЕРГЕЕВНА
Астана, Казахстан
Аннотация. В данной статье рассматривается психологическое влияние цвета через призму проектирования архитектурной среды. Особенное внимание уделено различным аспектам: выбор цвета, психологическое значение колористики помещений, соответствие цветовой палитры с окружающей средой. Указывается важность каждого отдельного архитектурного элемента, учет его воздействия на психологию людей, находящихся в рассматриваемом пространстве.
Ключевые слова: психология, архитектурная среда, цвет, свет, психологическое воздействие.
Цвет и свет всегда играли очень важную роль в жизни людей. Особенно сильно это ощущается в дизайне интерьера тех помещений, в которых мы проводим огромное количество времени. Эти два компонента являются одними из самых важных элементов внутренней среды любого объекта. Они не только определяют внешний вид и стиль помещения, но и влияют на наше настроение, эмоции и поведение, формируя тем самым здоровый психологический климат и способствуя комфортному времяпровождению. Цветовое восприятие человека - это загадочный физиологический феномен. Мы способны воспринимать цвет лишь глазами, а он влияет практически на весь наш организм.
Исторически цвет не всегда отделялся от окружающей нас архитектурной среды. Ранее профессия художника охватывала очень большой спектр: живопись, скульптуру, архитектуру. Цветовые приемы свободно использовались в архитектуре из-за желания «прославить» Бога, короля, чудесное начало самого здания и др. При создании любого объекта появлялась необходимость учитывать цветовой эффект каждого отдельного элемента архитектурной среды: от стандартных цветов основных строительных материалов (дерева, камня, кирпича и т.д.), до цвета отделочных материалов и отдельных элементов пространства (колеровка, двери, окна и т. д.).
Цветовое впечатление, которое создается проектировщиком, имеет первостепенное значение для создания психологического настроения и атмосферы, поддерживающих функциональность пространства. Цвета в архитектурной среде могут также подчеркивать или скрывать некоторые детали, увеличивать или уменьшать пространство, делать его более светлым или темным, теплым или холодным. Они свободно и четко передают характер и настроение человека, при этом не переставая соответствовать функции и стилю помещения [1,2].
В данном аспекте важно отметить, что, существует отдельная отрасль науки - теория цвета. Данная отрасль сформирована на стыке проектирования и психологии. Теория цвета занимается изучением цветовосприятия человека и анализом психологического влияния цвета на деятельность человека и настроение в целом.
Цвет имеет три основных свойства:
- оттенок (чистый цвет, который определяется длиной волны света);
- насыщенность (степень чистоты цвета, которая зависит от количества белого или черного цвета, смешанного с оттенком),
- яркость (степень светлоты или темноты цвета, которая зависит от количества света, отраженного или поглощенного предметом).
Для удобства классификации и сочетания цветов используется круг Иттена, который был разработан швейцарским художником и теоретиком в области искусства Иоганном Иттеном.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES
Круг Иттена — это колесо из 12 основных цветов и их многочисленных оттенков, которые расположены по порядку длины волны света. Каждый цвет данного круга имеет свое значение и эмоциональное воздействие на человека в интерьере. Это зависит от многих факторов, таких как физиология зрения, культурный контекст, личный опыт, память, ассоциации и т.д. Однако, существуют некоторые общие закономерности и тенденции, которые необходимо учесть при выборе цветовой палитры в процессе формирования внутреннего пространства архитектурного объекта [2].
Так, тёплые оттенки света напоминают о вечернем времени. С рассветом, с холодными оттенками, ассоциируются дневное временя, когда человек бодр и энергичен. Яркие, но не резкие оттенки, поднимают настроение, а также повышают работу мозга, а с серые тона, напротив, могут вызвать меланхолию. Оптически агрессивные поля, состоящие из одинаковых деталей, также плохо влияют на психику. Например, ярко-красный свет вызовет яркую, бурную эмоциональную реакцию, а синий - спокойную и безмятежную, снижая кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Глухие кирпичные стены вызывают скуку и монотонность, в то время когда прозрачные стеклянные поверхности дают возможность попадать свету и создают ощущение открытости и свободы. Простые формы, такие как квадрат и овал, легче и быстрее воспринимаются человеком, чем сложные. Прямые линии ассоциируются с ясностью и умиротворением, изогнутые — с изяществом и лёгкостью, а кривые и ломаные — с агрессией и резкостью.
В этой связи следует отметить, что цвета и отдельные элементы архитектурной среды имеют физические характеристики и оказывают психологическое воздействие.
При этом самый выраженный результат, связанный с психологической ассоциацией цветовых оттенков и, соответственно, с настроением человека, является его постоянность в повседневной жизни человека. Поскольку цвет - это международный визуальный язык, понятный каждому. Передаваемое им цветовое впечатление имеет первостепенное значение для создания психологического настроя и атмосферы, поддерживающих функциональность пространства [3].
Из вышеизложенного следует, что цвет и свет оказывают огромное влияние на повседневную жизнь каждого отдельного человека, определенным образом реагирующего на определенные цвета, яркость, контрастность и цветовые сочетания в целом.
1. Рац, А.П. Основы цветоведения и колористики. Цвет в живописи, архитектуре и дизайне: курс лекций. М: Московский государственный строительный университет. - 2014. - С.128
2. Потокина, Т. М. Понятие цвета и его роль в архитектуре / философские проблемы культуры. - 2019. - №1(9). - С. 77-79.
3. Сальник, Т.С., Жукова, Л.Г. Современное строительство и архитектура/Цвет в архитектуре - 2018. -№2(10).- С. 5-7.
ЛИТЕРАТУРА:
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"