АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE
© А. М. Юстус, 2024
УДК 72.017.4:711.41(571.120-25) 2.1.12 Архитектура зданий и сооружений.
Творческие концепции архитектурной деятельности (архитектура, технические науки)
ФОРМИРОВАНИЕ КОЛОРИСТИКИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦВЕТОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЦВЕТОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СУБЪЕКТА
А. М. Юстус
Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия
FORMATION OF URBAN ENVIRONMENT COLOURISTICS UNDER THE INFLUENCE OF COLOUR CULTURE AND COLOUR PREFERENCES OF A PERSON
Аnastasia M. Justus
Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia
Аннотация. Цвет играет важную роль в создании безопасной и информативной городской среды. Однако до сих пор в колористике городского пространства наблюдается стремление к цветовой монотонности или, наоборот, хаотичным кричащим цветам. Негативное влияние оказывают и процессы глобализации в архитектурно-градостроительном проектировании, ведущие к утрате индивидуального облика, узнаваемости современных быстрорастущих городов, к которым можно отнести и Тюмень. Исследование посвящено изучению колористики города, ее формированию под влиянием цветовой культуры и цветовых предпочтений людей. Проводится сравнительный анализ существующих методик формирования колористики городской среды, основанных на совокупности различных факторов. Особое место в исследовании отводится
Abstract. Colour plays an important role in creating a safe and informative urban environment. However, there is still a tendency towards colour monotony or, on the contrary, chaotic flashy colours in the colourism of urban space. The globalisation process in urban planning also has a negative impact and leads to the loss of individual image and recognition of modern fast-growing cities, including Tyumen. The article studies the colouristics of the city, its formation under the influence of colour culture and colour preferences of citizens. The author compares the existing methods of formation of urban environment colouristics based on a set of different factors. A special place in the study is given to regional colour culture. Its basis lies in the colour preferences of a person, certain social groups or a nation. The study of the history of colour culture in Tyumen relies on historical and qualitative methods,
DOI 10.31660/2782-232X-2024-1-6-21 Архитектура, строительство, транспорт
2024. № 1 (107). С. 6-21
региональной цветовой культуре. Ее основа кроется в цветовых предпочтениях отдельного человека, определенных социальных групп или нации. Исследование истории цветовой культуры г. Тюмени опирается на исторический и качественный методы, анализ архивных материалов, различных письменных и визуальных документов. Приведены примеры влияния цветовой культуры на формирование колористики городской среды. Натурные обследования реальных архитектурных объектов центральной части г. Тюмени и анализ изменений цветовых предпочтений, вызванных сменой цветоносителей, позволил выделить особенности колористики города в отдельные периоды его застройки. Научная новизна заключается в углубленном рассмотрении формирования колористики городской среды в контексте региональной цветовой культуры.
analysis of archival materials, various written and visual documents. The study gives examples of the influence of colour culture on the formation of urban environment colourism. Field surveys of real architectural objects in the central part of Tyumen and the analysis of changes in colour preferences caused by the change of colour carriers made it possible to identify thecolouristics peculiarities in the city in certain periods of its construction. Scientific novelty consists in an in-depth consideration of the formation of urban environment colouristics in the context of regional colour culture.
Ключевые слова: колористика городской среды, цветовая палитра города, цветовая культура, цветовые предпочтения, цветовая родина, цветовой регионализм, колористический генеральный план, архитектура Тюмени
Key words: colouristics of urban environment, colour palette of the city, colour culture, colour preferences, colour homeland, colour regionalism, colouristic master plan, Tyumen architecture
Для цитирования: Юстус, А. М. Формирование колористики городской среды под влиянием цветовой культуры и цветовых предпочтений субъекта / А. М. Юстус. - 001 10.31660/2782-232Х-2024-1-6-21. - Текст : непосредственный // Архитектура, строительство, транспорт. - 2024. - № 1 (107). -С.6-21.
For citation: Justus, A. M. (2024). Formation of urban environment colouristics under the influence of colour culture and colour preferences of a person. Architecture, Construction, Transport, (1(107)), pp. 6-21. (In Russian). DOI 10.31660/2782-232X-2024-1-6-21.
1.Введение
Природа с ее изменчивостью, цикличностью, постоянно меняющимися цветовыми сочетаниями воспринимается человеком как норма красоты и гармонии. Но современный человек практически постоянно находится в городском пространстве - искусственной среде обитания, созданной им самим. Чувствовать себя в нем комфортно, легко ориентироваться в этом пространстве крайне важно для людей. Несмотря на то, что, по мнению многих исследователей, нема-
лую роль в создании комфортной и информативной среды играет цвет, городам присущи «цветовой хаос или, наоборот, монотонность» [1]. Цвет является частью системы внутригородских отношений, однако цветовая проблематика выходит за пределы градостроительных и архитектурных вопросов.
Пионерами в области градостроительной колористики, чьи проекты были реализованы, можно назвать архитекторов Б. Таута и Э. Мая, которые новаторски решали вопрос цветового об-
лика немецких городов в начале ХХ века, однако ориентировались они в большей степени на композиционные приемы работы с цветом, а не на стилистические или природно-климатические особенности. Возможности формообразующего действия цвета в архитектуре подробно рассмотрены в работах Ж.-Ф. Ланкло, А. Немчича, Ф. и М. Клее. Они провели масштабные исследования колористики архитектуры в различных провинциях Франции в середине прошлого столетия. Их методика ориентирована на составление «региональных» палитр на основе доминирующих цветов природного окружения.
Проектирование колористики города проходит те же стадии, что и градостроительное проектирование, следовательно, при разработке структуры колористического поля города необходимо учитывать его планировочную структуру. Методологической основой для изучения специфики существующих градостроительных систем и классификаций городских территорий могут служить труды крупных ученых в области градостроительства, среди которых К. Линч [2], А. Э. Гутнов [3], и градостроительной политики - С. Н. Лесков [4].
В отечественных исследованиях А. В. Иконникова [5], О. Е. Железняк [6], Н. В. Быстрянцевой [7], С. М. Михайлова [8], М. Ю. Гайдук [9] рассматриваются вопросы организации светоцветовой городской среды, архитектурной и городской колористики, проблемы изучения и сохранения регионального наследия в архитектуре. Особого внимания заслуживают работы А. В. Ефимова и В. Ж. Елизарова, разработавших последовательную методику колористического проектирования, учитывающую совокупность ряда факторов, в том числе местную цветовую культуру [10]. Они являются разработчиками колористических решений для городов европейской части России (Ярославля, Москвы) и северных городов страны (Сургута, Якутска, Иркутска).
Исследования в области цвета проводят и зарубежные коллеги [11]. Проект, посвященный французскому периоду экологического (основанного на цветах почв и окружающей природы) цветового дизайна, послужил поводом к проведению серии интервью об эволюции цвета в окружаю-
щей среде с шестью архитекторами и дизайнерами цвета, в настоящее время живущими в Париже: М. Альбер-Ванелем, И. Шарне, В. Шерубин Грилло, Б. Лассусом, А. Лемонье, а также Ж.-Ф. Ленкло, многие труды которого посвящены изучению цвета почв, природного окружения, колористики архитектуры в различных провинциях Франции [12].
Как отмечает К. Хэберле, в условиях глобализации, характеризующей современный этап развития общества, сложнее уйти от «штамповок» и сохранить эффект «цветовой родины» [13]. Ученый говорит о влиянии природной полихромии региона на цветовые предпочтения местных жителей. Раскрывая сущность феномена «цветовой родины», он объясняет существование особых «цветовых регионов» - пространственно ограниченных областей, в которых индивиды имеют сходные коллективные цветовые установки и цветовые предпочтения. По мнению ученого, «на территориальные границы этих областей почти не влияют политические и социокультурные факторы, но определяющими, вместе с тем, являются природные условия» [13].
Анализ проведенных исследований позволяет выделить ряд факторов, которые необходимо учитывать при создании концептуальных решений колористики архитектурной среды. Это природно-климатические условия, историко-сти-листические направления архитектуры, функционально-планировочные решения, местные и привозные строительные материалы, современные технологии возведения и эксплуатации зданий, а также социокультурное пространство, которое позволяет динамично развиваться современной колористике городской среды. Требуется учитывать и физическое пространство, работа с которым позволит сохранить константу, нечто характерное для данной местности. Также важно опираться на региональную и местную цветовую культуру, на те аспекты, которые недостаточно учитываются в современном цветовом проектировании. Это поможет добиться равновесного соотношения традиционного и современного, позволит колористике городского пространства развиваться и при этом сохранить индивидуальный облик города. Комплексный подход к цве-
товому проектированию архитектурной среды можно представить в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Схема комплексного подхода к цветовому
проектированию архитектурной среды Fig. 1. Scheme of complex approach to colour design of architectural environment
Таким образом, можно заключить, что в мировой практике существуют различные подходы к проектированию колористической среды городов. Однако цветовая среда все более усложняется, в настоящее время архитекторы стремятся внести цветовое разнообразие в массовую архитектуру и безликую продукцию домостроительного конвейера. Но, как замечает А. В. Ефимов, «отсутствие диалога архитектора и потребителя порождает взаимную отчужденность: архитектору не нравится любительский цветовой хаос..., а жителю города претит монотонность окружения, и он стремится. утвердить в нем свои идеалы цветовосприятия» [10]. Этот конфликт интересов мешает созданию живой цветовой среды в городе, необходимо соучаствующее проектирование - творческое сотрудничество архитектора-колориста с горожанами.
Особое внимание следует обратить на основные приоритеты современного общества -ценность человеческой жизни, комфортную жизнедеятельность, гармоничное сосуществование с окружающим миром, пространством, каковым является территория города. Градостроительный кодекс РФ предусматривает взаимосвязь стратегического и территориального планирования, что должно способствовать устойчивому развитию территории. Утвержденная Стратегия пространственного развития РФ содержит приоритеты и цели регионального развития Российской Федерации1. В документе определен ряд задач градостроительной политики, в том числе архитектурно-планировочных, а именно: формирование полноценной градостроительной среды населенных мест и повышение эстетических качеств застройки, создание уникального облика каждого населенного места.
Актуальность темы данного исследования обусловлена в первую очередь необходимостью расширения научных оснований для разработки принципов проектирования колористики архитектурного и городского пространств, дополнения их критериями социокультурных отношений, а во вторую - отсутствием систематизированных материалов по изучению и хронологизации цвета городского и архитектурного пространства Тюмени, сложившихся цветовых традиций многонациональной Тюменской области, а также трудов, посвященных исследованию региональной цветовой культуры, формированию цветовых предпочтений и их влиянию на развитие местной цветовой культуры.
2. Материалы и методы
Данная статья посвящена рассмотрению цветовых предпочтений человека, их эволюции и факторам, влияющим на их развитие. Цвето-
1 О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон № 172-ФЗ : принят Государственной думой 20 июня 2014 года : одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 года (ред. от 17.02.2023). - Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : сайт. - 1Ж1-: https://docs.cntd.ru/document/420204138 (дата обращения: 10.08.2023).
вые предпочтения раскрываются посредством изучения цвета предметов быта, произведений живописного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. В архитектурно-градостроительный дискурс А. В. Ефимовым было введено понятие цветовой культуры, которую он трактует как «феномен, который характеризуется системой устоявшихся и ассоциативно возникающих смысловых значений» [10]. Феномен цветовой культуры несет в себе смысловую, эмоциональную, эстетическую информацию, систему цветовых символов, индивидуальные и коллективные традиции, он зарождается и развивается в гуще социально-пространственных процессов, имеет границы (временные и географические), региональные центры. К элементам цветовой культуры А. В. Ефимов относит: цвет в объектах материального мира (с его цветовой символикой) и философские представления о феномене цвета, которые выражают цветовые представления и предпочтения, являющиеся движущей силой цветовой культуры. Именно в данном контексте рассматривается региональная и местная цветовая культура в настоящем исследовании. Как отмечено в [14], «многозначная роль цвета в общественной жизни и опыте каждого человека позволяет специально выделить и рассмотреть цветовой феномен».
Исследования цвета и исторического развития цветовой культуры имеют различные методологические основы. В философских исследованиях - это метод парадигмального анализа, подразумевающий три парадигмы познания цвета: метафизическую, естественнонаучную и гуманитарную. По мнению А. А. Исаева, они позволяют получить наиболее полное представление о феномене цвета: «Цвет имеет объективную обусловленность, но открыт для развития со стороны каждого индивида, что позволяет ему динамично развиваться в русле общественной культуры» [14].
Психологические и физиологические особенности восприятия цвета человеком и формирование цветовых предпочтений подробно описаны в трудах Б. А. Базымы [15]. Его работы представляют большой интерес с точки зрения объективного влияния света и цвета на вегета-
тивную и нервную системы человека. Внушительное исследование колористики города в контексте историко-культурных и социологических факторов применения цвета в России и за рубежом было проведено доктором культурологии Ю. А. Грибер в Смоленском государственном университете [16]. Оно основывалось на историческом методе, включающем анализ архивных и других письменных документов, библиографическом подходе, подразумевающем изучение личных документов и семейных архивов, качественном методе, основывающемся на анализе визуальных документов (визуальная социология или антропология), изобразительных, фото- и видеоисточников.
Исследование состояния колористики в Тюмени и ряде других городов Тюменской области базируется на перечисленных выше методах, а также на методах натурного анализа архитектурных объектов.
3. Результаты и обсуждение
Теории истоков формирования цветовых предпочтений
Исследования А. Немчича, А. В. Ефимова, Н. Коленды, Ф. Биррена, Б. А. Базымы, А. В. Грибер дают представление о том, как формируется цветовая культура и какие факторы влияют на ее развитие.
Цветовые предпочтения людей базируются на главных жизненных потребностях, биологических ритмах и защитных механизмах психики (желании спрятаться, остаться незаметным). Б. А. Базыма в монографии «Цвет и психика», анализируя факторы и механизмы цветовых предпочтений, в частности, акцентирует внимание на характере взаимосвязи цветового восприятия с деятельностью вегетативной и центральной нервных систем человека и делает выводы об объективной потребности нервной системы в цветовых раздражителях для саморегуляции [15]. Эти обстоятельства также необходимо учитывать при проектировании колористики городской среды.
Формирование цветовых ассоциаций происходило на ранних этапах человеческой истории
и было связано с образом жизни, тактильными ощущениями и эмоциональными переживаниями. Исследования в области антропологии показывают, что дальнейшие эволюционные изменения произошли в сознании людей в эпоху охоты и собирательства, причем они были обусловлены природными факторами и местностью. Этим объясняется тот факт, что эскимосы различают большое количество оттенков белого, люди, живущие в лесу или джунглях (охотники), хорошо ориентируются в оттенках в сине-зеленой части спектра, а собиратели (в основном женщины) - в красно-волновой части спектра.
Существует несколько теорий истоков формирования цветовых предпочтений. В так называемой теории гендерных схем высказано предположение о том, что половая принадлежность может влиять на цветовые предпочтения. В обществе часто поддерживаются гендерные стереотипы, хотя разница в восприятии цвета мужчинами и женщинами объясняется физиологией и эволюционным развитием. Интерес в этой области представляет исследование «Цветовые ассоциации для слов "женский" и "мужской" в девяти разных странах». Основная его цель - изучить, как цвета с разным оттенком, яркостью и насыщенностью связаны со словами «женский» и «мужской». Одной из задач исследования была визуализация полученных цветовых ассоциаций и определение их межкультурного сходства и различия [17].
Согласно теории экологической валентности, восприятие определенного цвета развивается на основе приобретаемого эмоционального опыта, связанного с ним [18]. Человек переживает определенные события, негативные или позитивные, и в дальнейшем от этого зависит его отношение к цвету. Это психологическое значение цвета, связанное с пищевыми привычками, с эмоциональными, чувственными переживаниями. Немалую роль играет «константность восприятия цвета», когда, невзирая на разницу в освещении и объективный спектральный состав излучения, человек все равно воспринимает одуванчик желтым, небо голубым, а апельсин оранжевым.
Суть теории ассоциативных сетей заключается в том, что с приобретаемым опытом человеческий мозг формирует сеть ассоциативных связей [18]. В этой теории первое место отводится семантическому значению цвета, мировосприятию и поведенческим принципам.Значение цвета в различных культурах может сильно различаться, поэтому необходимо изучать культурную специфику восприятия цветов у различных народов.
В ходе изучения региональной цветовой культуры Тюменской области автором статьи совместно со студентами Института архитектуры и дизайна Тюменского индустриального университета по системам RAL и NCS были составлены таблицы цвета, отражающие цветовые маркеры декоративно-прикладного искусства коренных народов Севера и цвета их природного окружения (рис. 2).
Данные таблицы иллюстрируют ассоциативные связи, сформировавшиеся на основе природного разнообразия и пищевых ассоциаций, когда цвета доступных продуктов и живой природы были перенесены в декоративно-прикладное искусство.
Северные народы используют преимущественно контрастную по светлоте гамму с преобладанием теплых оттенков красного и желтого цветов, синие и фиолетовые оттенки полярной ночи только подчеркивают тепло красного, желтого и оранжевого. Красный цвет - один из самых важных для народов Севера, символизирующий кровь, огонь, солнце, жизнь.
Прошлый опыт, культура и контекст определяют значение цвета. Известно, что теплые насыщенные цвета стимулируют нервную систему. Эта реакция имеет отношение к теории экологической валентности: психологии и физиологии человека. Оценочная реакция в большей степени строится на ассоциативных связях. Исследования показывают, что даже размышление о цвете может вызвать эффект, схожий с его визуальным восприятием, а нахождение человека в помещении, окрашенном в теплый или холодный цвет, влияет на субъективное восприятие температуры с амплитудой в 3-5 градусов. При
■ш ■ш шш шш
■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■
ЦП 2 (противоположные цвет )
Цветовая палитра 4 (акценты)
Цветовая палитра 3
1 1 1 III Цветовая палитра 5 (приглушенные)
1 1 1 1 1
Рис. 2. Таблицы цвета декоративно-прикладного искусства коренных народов Севера и их природного окружения (теории экологической валентности и ассоциативных сетей) Fig. 2. Tables of colours of Northern indigenous people arts and crafts and their natural environment (theories of ecological valence and associative networks)
оценке цвета учитываются три фактора - уместность, эстетика и значение, - которые широко используются маркетологами в рекламных целях в дизайне и в меньшей степени в архитектуре.
Например, самый горячий кофе может быть только в красной кружке (Nescafe) - уместно (положительный ход); окраска многоэтажного здания в цвет российского триколора - псевдо-патриотично, неэстетично (отрицательный ход). Цвет должен быть эстетичным, то есть привлекательным.
Третий фактор - значение - имеет два направления: социальное и функциональное. Некоторые цвета могут быть в моде и, соответственно, иметь большую социальную значимость (их часто выбирают люди, чтобы подчеркнуть свой
статус, или компании в качестве корпоративных цветов), практичные цвета более функциональны [18].
Немаловажную роль в восприятии цвета играет также возраст субъекта. Восприятие цвета младенцем существенно отличается от восприятия цвета взрослым человеком. Кроме уже упомянутых теорий существует еще и физиологическая. Восприятие цвета зависит от цвета волос и глаз, о чем писал И. Иттен в книге «Искусство цвета» [19].
В 2018 году ученые Смоленского государственного университета при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Администрации Смоленской области провели массовое исследование пожилых жителей, что-
бы определить, как именно меняется их цветовая коммуникация2.
Развитие и изменение цветовой культуры
Венгерский ученый А. Немчич проводил глубокие исследования цветовых предпочтений и цветов различных эпох. Он отметил совпадение эволюции цветовых пристрастий человека в течение жизни и цветопредпочтений в эволюции стилей. Ученый распределил цвета исследуемых эпох по цветовым зонам. Частота их появления позволила составить диаграммы, демонстрирующие общую эволюцию цветопредпочтений [20]. Выводы, к которым пришел ученый, принципиально важны при разработке цветовой стратегии города в зависимости от его возраста, «жизненной активности» и перспектив в развитии. Также американский ученый Ф. Биррен предложил периодизацию архитектурной полихромии по историческим эпохам.
Таким образом, к элементам цветовой культуры можно отнести метафизические (философ-
ские) представления о цвете, его физические свойства (объективные параметры цвета и научные знания о нем), цвет в объектах материального мира, цветовую символику, а цветовые предпочтения человека и различных социальных групп представить как «внутреннюю движущую силу» цветовой культуры.
Доктор архитектуры А. В. Ефимов пишет: «Можно предположить, что феномен цветовой культуры развивается благодаря возникновению и распаду цветового канона», что подтверждается многочисленными исследованиями [10]. Изменение социально-культурной обстановки и цветовых предпочтений, новые веяния и ассоциации ведут к появлению новых канонов и новых цветовых традиций. На основании проведенных исследований автором статьи были составлены схемы развития и изменения цветовой культуры на основе формирования цветовых предпочтений человека под влиянием различных факторов (рис. 3).
Рис. 3. Схемы развития и изменения цветовой культуры на основе формирования цветовых предпочтений человека под влиянием различных факторов Fig. 3. Schemes of development and change of colour culture based on the formation of human colour preferences under the influence of various factors
2 Геронтопсихология цвета. - Текст : электронный // Со1ог1.аЬ : сайт. - 1Ж1-: http://color-lab.org/obuchenie-cvetu/ (дата обращения: 12.09.2023).
Рис. 4. Примеры стилевых особенностей в декоративно-прикладном искусстве, ковроткачестве, деревянной архитектуре Зауралья и Тюменской области [21] Fig. 4. Examples of style features in arts and crafts, carpet weaving, wooden architecture of Zauralye and Tyumen region [21]
Формирование цветовых традиций на примере народного творчества Тюменской области
Изучение народного творчества и декоративно-прикладного искусства дают дополнительные сведения о цветовых предпочтениях людей, населяющих определенную территорию.
Тюмень находится на юге Западной Сибири на берегах реки Туры. Город был основан в азиатской части России, что сильно влияет на этнический состав. Население города, по версии РОССТАТ, состоит на 84.4 % из русских. Татары составляют 6.1 % населения, украинцы - 1.7 %, азербайджанцы и армяне ~ 1 %, немцы - 0.6 %, казахи и чуваши - 0.5 %, белорусы - 0.4 %, таджики - 0.4%, прочие народы - 3.4 %. Также на территории проживают небольшие этнические группы коренного населения: ненцы, манси, ханты, кеты, эвенки3. Многонациональный состав населения и присутствие различных конфессий на одной территории во многом предопределили развитие яркого и самобытного народного творчества. Примером может служить роспись предметов быта и деревянных зданий, а также известный тюменский ковер, для которого характерны яркие и насыщенные цвета (рис. 4) [21]. Богатая палитра служит напоминанием о пышной растительности и сочных красках тюменского лета.
Изучение источников об истории региональной цветовой культуры позволило сделать вывод о том, что предпочтение отдается природным оттенкам: зеленым, красным, бордовым, охристым. Ультрамариновые и изумрудные оттенки используются в качестве фоновых или акцентов.
Архивные документы свидетельствуют о расселении этнических групп в различных районах города. Так, в заречной части селились обычно татары, приезжие торговцы из азиатских стран. Этот район получил название Бухарской слободы. Данный факт отразился на внешнем облике застройки, в основном деревянной (до настоящего времени), с большим количеством ярко окрашенных элементов ультрамаринового и изумрудно-зеленого цвета в совокупности с желтыми и белыми оттенками, что в целом характерно для татарской цветовой культуры. Цветовые предпочтения русских находятся в другой части спектра и отличаются меньшей насыщенностью и контрастом цветового тона. В настоящее время в заречной части города можно увидеть большое количество частных домов с крышами и заборами из яркого металлосайдинга ультрамариновых и изумрудных оттенков, на фасадах - наличники и декоративные элементы насыщенных цветов. Формирование таких цветовых предпочтений
3 Население города Тюмень. - Текст : электронный // Статистика России и мира - информация и показатели : сайт. - URL: https://rosinfostat.ru/naselenie-tyumeni/?yscüd=lpqiqfpifv996785030 (дата обращения: 12.09.2023).
объясняется теорией ассоциативных связей, экологической валентности и религиозной культуры и может служить ярким примером влияния национальных предпочтений на местную цветовую культуру, которая естественным образом трансформируется в колористику городской среды.
Формирование цветовой культуры зависит также от социальных сословий, проживающих в городе. Большое влияние на застройку Тюмени, особенно ее центральной части, оказало купечество. На средства купечества в Тюмени построены культовые объекты, благотворительные заведения, здания образовательных, культурно-просветительских, торговых заведений, жилой застройки и промышленных предприятий [9]. Ценность этих зданий высока, а стилистика разнообразна и включает сибирское барокко, провинциальный классицизм, эклектику, модерн и неоклассику. Цветовая гамма этих зданий широка и соответствует стилевому направлению. Самые распространенные цвета - желтые и охристые, терракотовые, красно-бордовые, серо-голубые, приглушенно- и светло-зеленые, голубые и белые. Цветоносители - дерево, штукатурка и красный кирпич.
На облик Затюменского района сильное влияние оказало другое социальное сословие, широко представленное в Тюмени, - ямщики. Семьи ямщиков селились в части города, получившей название Ямской слободы. Этот район застраивался частными деревянными домами, преимущественно одно- и двухэтажными, в основном не окрашенными, с небольшим количеством декоративных элементов зеленых, синих, красно-коричневых цветов. Доминантой и ориентиром в этом районе по-прежнему является Троицкий монастырь - массивное белое сооружение с золотыми куполами, относящееся к стилю сибирского барокко.
Исследование цветов и цветоносителей в исторической части г. Тюмени
В ходе исследования полихромии центральной части г. Тюмени в рамках работы над проектом «Архитектурный облик региона», реализованном в Тюменском индустриальном университете в 2017-2020 гг., автором статьи совместно с коллегами-архитекторами были проанализированы исторические и современные архитектурные сооружения. На основании проведенного исследования был создан генплан по времени застройки и применяемым цветоносителям (рис. 5 и 6).
1—1 XVIII в.
1 1 конец XIX - начало XX в.
1 m 1930-1960 гг.
1 1 1960-1980 гг.
1 1 1980-2000 гг.
2000-...
1 я частный сектор, гаражи
Рис. 5. Генеральный план центральной части г. Тюмени по времени исторической застройки Fig. 5. General plan of the central part of Tyumen according to the time of historical construction
Камень Штукатурка
Штукатурка
Дерево ^^ Дерево окрашенное Кирпич
Кирпич окрашенный
Штукатурка
X
Кирпич Плитка облицовочная
Штукатурка
Камень Остекление Панели
облицовочные
Кирпич
Штукатурка
№
ш Плитка облицовочная Камень
ш м^з
Кирпич
Фасадная плитка Остекление
f)
Штукатурка Вентилируемы
Иск. камень
Плитка облицовочная
¿¿Ш I
Остекление
Кирпич Металлосайдинг
Рис. 6. Результаты исследования цветов и цветоносителей в центральной части г. Тюмени по периодам застройки: а) XVIII в.; b) XIX- нач. XX вв.; с) 1930-1960 гг.; d) 1960-1980 гг.; e) 1980-2000 гг.; f) с 2000 г. Fig. 6. Results of the study of colours and colour carriers in the central part of Tyumen according to the periods of construction: a) XVIII c.; b) XIX - early XX c.; c) 1930-1960; d) 1960-1980; e) 1980-2000; f) since 2000
В этот же период коллективом архитекторов Института архитектуры и дизайна Тюменского индустриального университета под руководством заслуженного архитектора РФ С. Б. Капелевой была разработана Архитектурно-градостроительная концепция центра г. Тюмени в пределах ул. Ленина от Исторического сквера до ул. Тургенева (с прилегающими территориями). На основании пред-проектных исследований и с учетом особенностей местной цветовой культуры была создана методика проектирования цвета для этой части города [22]. Автором статьи совместно с архитекторами Д. В. Бугаевым и О. А. Горьковой была разработана часть проекта, относящаяся к колористическим решениям. Консультантом проекта в части колори-стики выступил А. В. Ефимов. Предложенный колористический генеральный план представляет собой колористическую организацию центральной части города, включает в себя цветовые кластеры, связанные с зонированием пространства по ряду признаков. Развертки зданий с колористическими решениями представлены на рис. 7.
Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, в части этапов колористического
развития городской среды Тюмени, более подробно представлены ранее в [23, 24] и перекликаются со стилистическими особенностями архитектуры Тюмени, описанными С. П. Завари-хиным и Б. А. Жученко [25]. В обобщенном виде их можно представить следующим образом.
XVII век - город застраивался деревянными домами, дороги также мостились деревом [26]. Основная цветовая гамма включала в себя все оттенки дерева - от светлого до темного, коричневого и золотисто-охристого. Цветными (окрашенными) могли быть только детали, насколько интенсивной была их окраска, определить сложно. Город выглядел монохромным.
В первой половине XVIII века началось «каменное дело». Среди монохромной деревянной застройки стали появляться отдельные оштукатуренные и побеленные культовые сооружения. Данные доминанты были видны из разных частей города, служили ориентирами. Кровли и главы в основном из дерева, крашеные, редко (из-за дефицита) применялось железо, иногда -кровельный кирпич. Но город все еще выглядел монохромным - коричневым, с белыми доминан-
Рис. 7. Развертки улицы Ленина, Тюмень. Концепция колористического решения (четная сторона - сверху, нечетная - снизу, фрагмент). Выполнены А. М. Юстус совместно с архитектором О. А. Горьковой Fig. 7. Concept of colouristic design of Lenin Street, Tyumen (fragment). Authors are architects A. M. Yustus and O. A. Gorkova
тами и редкими цветовыми акцентами. Исключением была Благовещенская церковь (не сохранилась), которая, как свидетельствуют архитекторы Б. А. Жученко и С. М. Заварихин, «являла собой единственный в Западной Сибири образец применения полихромной окраски и изразцовой техники в декорировании фасадов» [25].
В первой половине XIX века в городской застройке появился «тюменский классицизм». Бревенчатые стены часто стали обшивать гладким тесом (что предполагало и облегчало окрашивание) с накладными строгими наличниками и пилястрами. «Замкнутость и традиционность уклада жизни в Тюмени, как отмечали современники, накладывает свой отпечаток на характер городской архитектуры, темпы и типологию строительства», о чем трактуется в [25]. Основной цвет по-прежнему коричневый, с белыми доминантами и дополнительными терракотовыми и охристыми цветами. Акценты - синие, ультрамариновые, зеленые, ярко-желтые; контраст темного и светлого.
Под влиянием идей рационализма в XX веке в городской среде распространяется эстетика краснокирпичного стиля. В этот период в Тюмени возводят здания из красного кирпича различного назначения (жилые, общественные, религиозные и производственные). В каменном зодчестве все большее применение находят народные мотивы, что привнесло своеобразие в облик местной архитектуры. Архитектура советского периода представлена зданиями, выполненными в традициях классической ордерной архитектуры, малоэтажными каменными жилыми, а также промышленными зданиями. Цветовая гамма была светлой и теплой, выступала в контрасте с темно-коричневым цветом деревянных построек. С 1950-60 гг. возводились преимущественно кирпичные и крупнопанельные дома. Районы этого периода застройки выглядят невыразительно, преобладающий цвет - серый, что в совокупности с асфальтовым покрытием создает ощущение ахроматично-сти городской среды. Доминирующие цвета -коричневый, серый, дополнительные - терракотовый, красный, охристый, розовый, голубой, акцентные - синий, зеленый, желтый, оранжевый.
Особую актуальность результаты исследования имеют для современного периода, так как для начала XXI века характерен двойственный подход к проектированию: один - основывающийся на историзме, второй - исключающий какую-либо зависимость архитектуры от исторических аналогов. Этот дуализм предполагает развитие колористики города сразу в двух направлениях: применение цветов исторической застройки (привычных и традиционных) и современной, насыщенной, почти спектральной цветовой гаммы. Использование новых технологий и строительных материалов способствовало значительному расширению цветового диапазона городской среды. Необходимо отметить, что историческая и современная застройка часто вступают в конфликт по цветовым характеристикам, что приводит к цветовому хаосу в одних районах и неприглядной ахроматичности, цветовой скудости в других.
В весенне-летний и осенний периоды в общую колористику города включается озеленение, которое служит объединяющим фоном для колористики архитектуры.
Аналитическое исследование колористи-ки центральной части города Тюмени в разные периоды застройки позволяет выделить следующие особенности современного этапа в изменении общего колорита архитектурных сооружений города: в ультрасовременной застройке отмечается большое цветовое разнообразие, арсенал современных строительных материалов позволяет вносить самые разные оттенки в колористику города.
В связи с этим необходимо принимать во внимание следующие рекомендации. Во-первых, важно помнить об уместности использования цветов в городской среде. Во-вторых, необходимо учитывать при проектировании колористики городской среды историческое колористическое наследие и социокультурную обстановку в городе.
Полученные результаты вносят вклад в понимание уместности тех или иных цветовых решений, осмысление потребностей жителей, сложившихся цветовых традиций региона, которые так важно учитывать в современной ситуации.
4. Заключение
Исследование цветовых предпочтений и традиций населения позволило проследить эволюцию местной цветовой культуры и естественное развитие колористики городской среды в Тюмени и сделать следующие выводы:
1) цветовые предпочтения человека вырабатываются на основе собственного и коллективного опыта предшествующих поколений, определенных социальных общностей (купечество/ ямщики);
2) феномен цветовой культуры основывается на сумме знаний и представлений о цвете, которые накопило общество за всю историю своего существования;
3) цветовая культура народа - это характерные признаки изобразительного декоративно-прикладного искусства того или иного этноса, выражающиеся в цветовых предпочтениях, которые находят отражение в живописи, архитектуре, дизайне интерьера и города, одежде, игрушках, утвари и т. д. (например, цветовая культура татар, русских и др.);
4) цветовые предпочтения отдельных групп (социальных, профессиональных, конфессион-ных, по национальному признаку и т. д.) оказывают сильное влияние на формирование коло-ристики отдельных районов в городской среде и должны учитываться и регулироваться в процессе проектирования колористики города.
Важно отметить, что рассмотренные в статье факторы, влияющие на формирование колори-стики города и определяющие методику комплексного проектирования колористики городской среды, не единственные. Сделан акцент на тех из них, которые, на наш взгляд, способствуют формированию самобытного облика города. Региональные цветовые традиции и местная цветовая культура в комплексе позволяют сохранить уникальность города.
Проблему неудовлетворительного состояния колористики городской среды Тюмени можно решить следующим образом: при проектировании необходимо учитывать объемно-планировочные решения, скорость и точки восприятия архитектурных сооружений зрителем, влияние природно-климатических условий, принимать во внимание дихотомию физического и социокультурного пространства, включить концепцию колористики в систему комплексного благоустройства городской среды и в регламентирующие документы органов местного самоуправления. Важно учитывать социокультурную обстановку в городе, проводить социологические опросы и открытые слушания по предлагаемым архитектурным проектам и колористическим решениям. Это сделает граждан сопричастными к созданию гармоничного облика города, а архитекторам поможет лучше ориентироваться в потребностях и запросах общества.
Библиографический список
1. Ефимов, А. В. Методика формирования колористики комплексов / А. В. Ефимов. - Текст : непосредственный // Техническая эстетика. - 1984. - № 12. - С. 14-18.
2. Lynch, K. The image of the city / K. Lynch. - 20th edition. - London : Massachusetts Institute of Technology, 1990. -103 p. - Текст : непосредственный.
3. Гутнов, А. Э. Эволюция градостроительства / А. Э. Гутнов. - Москва : Стройиздат, 1984. - 256 с. - Текст : непосредственный.
4. Лесков, С. Н. Градостроительная политика в нефтегазодобывающих районах Тюменской области : в 2 томах. Т. 1. Переход от социалистической к рыночной системе 1960-2000 гг. / С. Н. Лесков ; ред. Н. И. Зайцева, И. П. Волостнова. - Новосибирск : Издательство СО РАН, 2016. - 150 с. - Текст : непосредственный.
5. Иконников, А. В. Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций / А. В. Иконников. - Москва : Искусство, 1990. - 384 с.
6. Железняк О. Е. Цветовое пространство города в контексте культуры / О. Е. Железняк. - Текст : непосредственный // Проект Байкал. - 2015. - Т. 12, № 45. - С. 103-111.
7. Быстрянцева, Н. В. Комплексный подход в создании световой среды вечернего города : специальность 05.23.20 «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Быстрянцева Наталья Владимировна. - Москва, 2015. - 22 с. - Текст : непосредственный.
8. Михайлов, С. М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция) : специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Михайлов Сергей Михайлович. - Москва, 2011. - 57 с. - Текст : непосредственный.
9. Гайдук, М. Ю. Формирование архитектурного облика г. Тюмени при содействии местного купечества во второй половине XIX - начале XX века : специальность 21.11.00 : диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Гайдук Мария Юрьевна, 2022. - 309 с. - Текст : непосредственный.
10. Ефимов, А. В. Колористика города / А. В. Ефимов. - Москва : Стройиздат, 1990. - 272 с. - Текст : непосредственный.
11. Schindler, V. M. The evolution of environmental colour design in the French period / V. M. Schindler, Y. A. Griber. -Текст : непосредственный // Proceedings of the International Colour Association (AIC) Conference 2021. - Milan : International Colour Association, 2021. - P. 833-836.
12. Lenclos, J. Ph. La method du rhythm et des velour's / J. Ph. Lenclos. - Текст : непосредственный // Architecture interieure CREE. - 1979. - No. 171. - P. 89.
13. Häberle, Ch. J. Farben in Europa / Ch. J. Häberle. - Текст : непосредственный // Wuppertal. - Bergische Universität Gesamthochschule Wuppertal ; Fachbereich Design, Kunst und Musikpädagogik Druck, 1999. - S. 195-196.
14. Исаев, А. А. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа : специальность 09.00.01 «Онтология и теория познания» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Исаев Александр Аркадьевич. - Магнитогорск, 2006. - 23 с. - Текст : непосредственный.
15. Базыма, Б. А. Цвет и психика : монография / Б. А. Базыма. - Харьков : Харьковская государственная академия культуры, 2001. - 172 с. - Текст : непосредственный.
16. Грибер, Ю. А. Методы изучения и проектирования цветового пространства города / Ю. А. Грибер. - Смоленск : Смоленский государственный университет, 2011. - 156 с. - Текст : непосредственный.
17. Jung, I. Colour associations for the words feminine and masculine in nine different countries / I. Jung, Y. A. Griber. -Текст : непосредственный // Colour and Landscape : Proceedings of the International Colour Association Conference 2019 ; eds. by J. L. Caivano. - Buenos Aires : International Colour Association, 2019. - P. 249-254.
18. Kolenda, N. Цветовая психология: полный гид для маркетологов / N. Kolenda. - Текст : электронный // [ne] Trendy web studio : сайт. - URL: http://netrendy.ru/images/articles/color_psychology_marketing_guide.pdf (дата обращения: 16.08.2023).
19. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен ; пер. с нем. Л. Монаховой. - 4-е изд. - Москва : Д. Аронов, 2007. -94 c. - Текст : непосредственный.
20. Nemcsics, A. Das Farbenpräferenz-Indexzahlensystem im Dienste der farblichen / A. Nemcsics. - Budapest : BME, 1970. - 161 р. - Текст : непосредственный.
21. Иванова, Л. В. Русские художественные промыслы Зауралья XIX - начала XXI вв. в контексте социокультурной динамики региона / Л. В. Иванова. - Тюмень : Печатник, 2015. - 500 с. - Текст : непосредственный.
22. Ефимов, А. В. Колористика в системе комплексного благоустройства г. Тюмени / А. В. Ефимов, А. М. Юстус, О. А. Горькова. - Текст : непосредственный // Архитектура и современные информационные технологии. -2019. - № 2 (47). - С. 289-305.
23. Юстус, А. М. Векторы развития колористики города Тюмени / А. М. Юстус, О. А. Горькова. - Текст : непосредственный // Особенности развития региональной архитектуры : сборник материалов международной научно-практической конференции, Брест, 14-15 декабря 2020 г. - Брест : БрГТУ, 2020. - С. 105-113.
24. Юстус, А. М. Сравнительный анализ колористики архитектуры исторических центров городов юга Тюменской области / А. М. Юстус. - DOI 10.31660/2782-232X-2021-2-6-16. - Текст : непосредственный // Архитектура, строительство, транспорт. - 2021. - № 2. - С. 6-16.
25. Заварихин, С. П. Архитектура Тюмени / С. П. Заварихин, Б. А. Жученко. - Тюмень : Радуга-Т, 2004. - 296 с. -Текст : непосредственный.
26. Волынец, Е. И. Этапы градостроительного формирования исторических городов Тобольской губернии (1796-1920 гг.) / Е. И. Волынец. - DOI 10.31660/2782-232X-2022-4-16-27. - Текст : непосредственный // Архитектура, строительство, транспорт. - 2022. - № 4 (102). - С. 16-27.
References
1. Efimov, A. V. (1984). Metodika formirovaniya koloristiki kompleksov. Tekhnicheskaya estetika, No. 12, pp. 14-18. (In Russian).
2. Lynch, K. (1990). The image of the city. London, Publ. Massachusetts Institute of Technology, 103 p. (In English).
Получена 21 декабря 2023 г., одобрена 6 февраля 2024 г., принята к публикации 23 марта 2024 г. Received 21 December 2023, Approved 6 February 2024, Accepted for publication 23 March 2024
3. Gutnov, A. E. (1984). Evolyutsiya gradostroitel'stva. Moscow, Stroyizdat Publ., 256 p. (In Russian).
4. Leskov, S. N. (2016). Gradostroitel'naya politika v neftegazodobyvayushchikh rayonakh Tyumenskoy oblasti. V 2 tomakh. T. 1. Perekhod ot sotsialisticheskoy k rynochnoy sisteme 1960-2000 gg. Novosibirsk, SB RAS Publ., 150 p. (In Russian).
5. Ikonnikov, A. V. (1990). Tysyacha let russkoy arkhitektury. Razvitie traditsiy. Moscow, Iskusstvo Publ., 384 p. (In Russian).
6. Zheleznyak, O. (2015). An urban colour space in the context of culture. Project Baikal, 12(45), pp. 103-111. (In Russian).
7. Bystryantseva, N. V. (2015). Kompleksnyy podkhod v sozdanii svetovoy sredy vechernego goroda. Avtoref. diss. ... kand. arkh. Moscow, 22 p. (In Russian).
8. Mikhaylov, S. M. (2011). Dizayn sovremennogo goroda kompleksnaya organizatsiya predmetno-prostranstvennoy sredy (teoretiko-metodologicheskaya kontseptsiya). Avtoref. diss. ... dokt. iskusstvoved. Moscow, 57 p. (In Russian).
9. Gayduk, M. Yu. (2022). Formirovanie arkhitekturnogo oblika g. Tyumeni pri sodeystvii mestnogo kupechestva vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka. Diss. kand. arkh. Tomsk, 309 p. (In Russian).
10. Efimov, A. V. (1990). Koloristika goroda. Moscow, Stroyizdat Publ., 272 p. (In Russian).
11. Schindler, V. M., & Griber, Y. A. (2021). The evolution of environmental colour design in the French period. Proceedings of the International Colour Association Conference 2021. Milan, Publ. ICA, pp. 833-836. (In English).
12. Lenclos, J. Ph. (1979). The method of rhythm and velour's [La method du rhythm et des velour's]. CREE interior architecture [Architecture interieure CREE], (171), p. 89. (In French).
13. Häberle, Ch. J. (1999). Colours in Europe [Farben in Europa]. Wuppertal [Wuppertal]. Fachbereich Design, Kunst und Musikpädagogik Publ., pp. 195-196. (In German).
14. Isaev, A. A. (2006). Fenomen tsveta v kontekste bytiya cheloveka: opyt filosofskogo analiza. Avtoref. diss. ... kand. filos. nauk. Magnitogorsk, 23 p. (In Russian).
15. Bazyma, B. A. (2001). Tsvet i psikhika. Khar'kov, KhSAC Publ., 172 p. (In Russian).
16. Griber, Yu. A. (2011). Metody izucheniya i proektirovaniya tsvetovogo prostranstva goroda. Smolensk, Smolensk State University Publ., 156 p. (In Russian).
17. Jung, I., & Griber, Y. A. (2019). Colour associations for the words feminine and masculine in nine different countries. Colour and Landscape. Proceedings of the International Colour Association Conference 2019. Buenos Aires, Publ. International Colour Association, pp. 249-254. (In English).
18. Kolenda, N. (2022). Color Psychology: What each color means (and why). NICK KOLENDA psychology + marketing. Available at: https://www.kolenda.io/pdf/color.pdf (accessed 16.08.2023). (In English).
19. Ittens, J. (1973). The art of color [Kunst der Farbe]. New York, Publ. Van Nostrand Reinhold, 94 p. (In English).
20. Nemcsics, A. (1970). The colour preference index number system in the service of colour [Das Farbenpräferenz-Indexzahlensystem im Dienste der farblichen]. Budapest, Publ. BME, 161 p. (In German).
21. Ivanova, L. V. (2015). Russkie khudozhestvennye promysly Zaural'ya XIX - nachala XXI vv. v kontekste sotsiokul'turnoy dinamiki regiona: monografiya. Tyumen, Pechatnik Publ., 500 p. (In Russian).
22. Efimov, A., Justus, A., & Gorkova, O. (2019). Coloristics in the system of complex improvement of Tyumen city. Architecture and modern information technologies, (2(47)), P. 289-305. (In Russian).
23. Justus, A. M., & Gor'kova, O. A. (2020). Vektory razvitiya koloristiki goroda Tyumeni. Osobennosti razvitiya regional'noy arkhitektury: Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, December, 14-15. Brest, Brest State Technical University Publ., pp. 105-113. (In Russian).
24. Justus, A. M. (2021). Coloristics comparative analysis of the historical centers' architecture of the cities in the south of the Tyumen region. Architecture, Construction, Transport, (2), pp. 6-16. (In Russian). DOI 10.31660/2782-232X-2021-2-6-16.
25. Zavarikhin, S. P, & Zhuchenko, B. A. (2004). Arkhitektura Tyumeni. Tyumen, Raduga-T Publ., 296 p. (In Russian).
26. Volynets, E. I. (2022). Stages of urban planning of the historical towns of Tobolsk province (1796-1920). Architecture, Construction, Transport, (4(102)), pp. 16-27. (In Russian). DOI 10.31660/2782-232X-2022-4-16-27.
Сведения об авторе
Юстус Анастасия Михайловна, доцент кафедры дизайна архитектурной среды, Тюменский индустриальный университет, e-mail: [email protected]. ORCID 0009-0000-6335-4170
Information about the author
Anastasia M. Justus, Associate Professor at the Department of Design of the Architectural Environment, Industrial University of Tyumen, e-mail: yustus7027@ gmail.com. ORCID 0009-0000-6335-4170