Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА ГАРМОНИЗАЦИИ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ'

ПРОБЛЕМАТИКА ГАРМОНИЗАЦИИ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
222
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / КОЛОРИТ / ЭСТЕТИКА ЦВЕТА / ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ / ДИЗАЙН / ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА / ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Парукова Екатерина Вячеславовна

Предметом исследования является цвет и гармония цветовых сочетаний в современном интерьере. Автор подробно рассматривает принципы построения гармоничного сочетания цветов, затрагивает вопрос визуального восприятия, оказывающий влияние на выбор определенного цветового решения. Подчеркнута необходимость применения принципов цветовой гармонии для решения поставленных задач, которые будут отвечать современным требованиям и необходимой эстетической значимостью пространственной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HARMONIZING COLOR COMBINATIONS IN CONTEMPORARY INTERIORS

The subject of the study is the color and harmony of color combinations in a modern interior. The author examines in detail the principles of building a harmonious combination of colors, touches on the issue of visual perception, which influences the choice of a certain color solution. The necessity of applying the principles of color harmony to solve the tasks that will meet modern requirements and the necessary aesthetic significance of the spatial environment is emphasized.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА ГАРМОНИЗАЦИИ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ»

УДК 7.01 ББК 85.100,57

DOI 10.34685/Ш.2022.39.4.008

ПРОБЛЕМАТИКА ГАРМОНИЗАЦИИ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Парукова Екатерина Вячеславовна,

магистр наук, профессиональный творческий работник, эксперт в области изобразительного искусства, член РОО «Профессиональный союз художников России, член РОО ТС «Евразийский художественный союз» секция «Классическая живопись», ул. Чкалова, д. 44, г. Витебск, Республика Беларусь, 210041,

[email protected]

Аннотация

Предметом исследования является цвет и гармония цветовых сочетаний в современном интерьере. Автор подробно рассматривает принципы построения гармоничного сочетания цветов, затрагивает вопрос визуального восприятия, оказывающий влияние на выбор определенного цветового решения. Подчеркнута необходимость применения принципов цветовой гармонии для решения поставленных задач, которые будут отвечать современным требованиям и необходимой эстетической значимостью пространственной среды.

Ключевые слова

Цвет, колорит, эстетика цвета, цветовая гармония, дизайн, оформление интерьера, восприятие цвета.

Сложно переоценить значение цвета в жизни человека. Проблема цвета, цветовой гармонии, воздействие цвета на человека всегда привлекала людей. Тысячелетиями люди познавали цвета, взаимодействовали с ними, осмысляли их и интерпретировали.

Каждый цвет оказывает влияние на человеческое мышление, чувственное и психофизиологическое восприятие действительности. Своеобразный характер использования цвета в виде цветных плоскостей, красочных орнаментальных инкрустаций либо декоративных росписей, в тех или иных цветовых сочетаниях оформились в различные эпохи и нашли свое воплощение в различных интерьерных стилях.

В настоящее время цвет стал активным средством улучшения пространственной среды,

где все большее значение приобретает цветовое оформление интерьера, ориентированное на художественно-образное осмысление предметного мира через его духовное освоение1. Внутреннее пространство, в котором живет и работает человек, на сегодняшний день, должно выполнять не только функциональные задачи, но и благоприятно воздействовать на психологическое состояние и сознание человека, отвечать эстетическим требованиям, посредством гармоничного цветового решения интерьера, стимулировать к работе или создать среду для отдыха и развлечения.

1 Браэм Г. Психология цвета, пер. с нем. М.В. Крапивки-

ной. М.: АСТ: Астрель, 2009. С. 156.

С другой стороны, в погоне за уникальностью и неповторимостью интерьерного решения, происходит некоторая усталость от цветового многообразия, небольшая притупленность восприятия и подсознательно укрепляющаяся вера в скрытую силу цветов. Поэтому, дизайнер должен быть не просто «модным», а учитывать архетипические установки человека, в противном случае успех интерьерного пространственного решения будет недостаточно долговечным.

В связи с этим, актуальность данного исследования заключается в определении принципов гармонизации цветовых сочетаний, которые будут отвечать современным требованиям по созданию и реализации эстетически значимой пространственной среды, оригинальных и выразительных жилых и общественных интерьеров.

В разное время вопросами цветовой гармонии занимались Гете И.В., Майер Т., Максвелл Д., Рунге Ф., Крымов Н.П., Волков Н.Н., Кандинский В.В., Матюшин М.В. и многие другие. Касаясь вопроса гармонизации цвета Гете И.В. отмечал, что цвет, как физиологическое явление, нужно рассматривать, прежде всего, со стороны природы. Каждый цвет производит на человека особое впечатление, и тем «раскрывает свою сущность глазу и душевному настроению»2. В зависимости от аспектов рассмотрения вопроса, цвету дается различное определение. Так, с точки зрения изобразительного искусства цвет — это важнейшее средство композиции, с точки зрения дизайна — это инструмент субъективного характера3. Современная наука определяет цвет как свойство света вызывать зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом излучаемого или отражаемого источника4.

Весьма важно отметить, что воздействие цвета на человека происходит через визуальное восприятие. Большое значение в изучение визуального восприятия внес И. Иттен. Он считал, что цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, обладает своим содержанием

2 Месяц С.В. Иоганн Вольфганг Гете и его учение о цвете (часть первая). М.: Кругъ, 2012. С. 397.

3 Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 81.

4 Медведев В.Ю. Цветоведение. Колористика: учеб. пос. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. С. 11.

и смыслом, а цветовое воздействие — это не что иное, как психофизиологическая реальность цве-та5. В свою очередь цвет и цветовое воздействие могут быть идентичны только при гармоничном созвучии.

При оформлении интерьера цвет играет решающую роль. В интерьере мы имеем дело с искусственной, специально созданной средой со своими особыми законами гармонизации. Использование цвета, сочетаний цветов и оттенков, способны изменить визуальное восприятие любого помещения. Поэтому, в различных функциональных зонах жилых помещений, используемая цветовая палитра должна отражать соответствующий эмоциональный строй. Цвет в помещениях может содействовать или препятствовать функциональным процессам, и характер психофизиологического воздействия и эмоционального восприятия в интерьере совсем другой, нежели во внешней, природной среде, в которой цветовой фон всегда гармоничен6.

При оценке эстетического воздействия цвета используется понятие колорит — закономерное сочетание цветов по цветовому тону, насыщенности и светлоте объектов дизайна, на основе принципов гармонии цветовых сочетаний. Цветовая гармония, в свою очередь, определяется как колористически закономерная взаимосвязь цветов7. Принцип гармонии прежде всего относится к эстетике цвета, воплощающей в себе художественное начало и является обязательной и первичной целью в оформлении интерьера. В отношении к цвету гармония означает уравновешенность цветовых тонов с их светлотой и насыщенностью. Основное условие гармонии — способность вызывать эстетическую реакцию на увиденное, эстетическое удовлетворение, радость встречи с прекрасным и совершенным8.

Говоря о цветовой гармонии, подразумевается оценка впечатления от взаимодействия двух или более цветов. В свою очередь стоит подчеркнуть, что понятие цветовой гармонии

5 Иттен И. Искусство цвета. 14-е издание. М., 2018 г. С. 19.

6 Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. К.: Вища шк. Головное

изд-во, 1985. С. 18.

7 Медведев В.Ю. Указ. соч. С. 41.

8 Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. К.: Вища шк. Головное

изд-во, 1985. С. 69.

принадлежит не только области субъективных чувств, она также относится к области объективных закономерностей.

В отличие от понятия гармоничного сочетания цветов, то есть цветов собственных, ничем не обусловленных, принцип гармонии цветов в интерьере предполагает гармонизацию конкретной цветопредметной среды с учетом ее многосторонних связей и взаимной обусловленности. Так, Миронова Л.Н. приводит такие признаки цветовой гармонии, как единство цветового тона, единство противоположностей, меру цветовых контрастов и насыщенности, пропорциональность, равновесие, легкость восприятия цветовых соотношений, принципы которых работают на гармонизацию цветовых сочетаний при оформлении интерьера с объективной точки рассмотрения вопроса9. Ярким примером несоблюдения этих принципов можно представить, выполнив все стены помещения с постоянным пребыванием людей насыщенно красными. Подобным образом можно добиться большого эмоционального эффекта, однако вскоре возникнет ощущение зрительного дискомфорта, и цвет, поначалу показавшийся привлекательным, станет раздражающим для восприятия.

Значительное влияние при выборе цветового решения имеют отношения между цветовой реальностью и цветовым воздействием, другими словами, между тем, что воспринимается глазом, и тем, что возникает в сознании человека10. В психологии хорошо известно, что воспринимаемый цвет может вызывать у человека как психическое, так и физиологическое воздействие. Восприятие цветовых образов в известной степени зависит и от субъективных предпочтений. Таким образом, в гармоничных цветовых сочетаниях невозможно применение психологически негативных цветов, вызывающих чувство отвращения, это противоречит самой природе гармоничного цветового восприятия.

Очень много исследований посвящено ассоциативной связи цвета с разными уровнями психологического восприятия и влиянию, которое оказывает сила цвета на человеческое мышление и чувственное восприятие действительности.

9 Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. 3-е изд.. Мн.: Беларусь, 2005. С. 109.

10 Иттен И. Искусство цвета. 14-е издание. М., 2018 г. С. 15.

Гармоничное сочетание цветовых отношений, влияет на эстетическое восприятие интерьера и может вызвать определенные ассоциации. Так, Кандинский В.В., в своей теории восприятия цвета, утверждал, что любой цвет и форма, которой он ограничен, оказывают специфическое воздействие и рождают определенные эмоциональные ассоциации, которые в свою очередь могут быть позитивные и негативные11. Эмоции всегда тесно связаны с ассоциативным восприятием действительности, поэтому каждый цвет имеет определенное психоэмоциональное воздействие, и человек выбирает для себя предпочтительные цвета и соответственно, отвергает 12

нежелательные12.

Базыма Б.А. в своей монографии «Психология цвета: Теория и практика» раскрывает природу цвета и, на основе анализа цветовых предпочтений, приводит психологические данные, которые позволяют отождествить цвета с эмоционально-физиологическим восприятием. Таким образом, красный цвет характеризуется как — возбуждающий, согревающий, активный; желтый — тонизирующий и бодрящий; синий цвет и, в какой-то мере, зеленый — релаксирующий и успокаивающий, и наиболее предпочтительный предыдущим

13

двум цветам13.

Главная задача цвета в интерьере — гармонизировать пространственную среду. Анализ существующих на сегодняшний день теорий цветовых гармоний позволяет выделить основные типы цветовых гармоний, к которым можно отнести все многообразие цветовых решений14:

- Однотоновая гармония — строится на сочетании цветов одного цветового тона, при наличии различий по светлоте и насыщенности;

- Гармония родственных цветов (нюансная) — основывается на наличии в них одного и того же главного цвета;

- Комплементарная (полярная) гармония — построена на противопоставлении двух главных

11 Кандинский В.В. О духовном искусстве. М.: БуксМАрт, 2020. С. 63.

12 Голубева О.Л. Основы композиции. Учеб. Пособие. 2-е изд. М.: Изд. дом «Искусство», 2004. С. 19.

13 Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. Изд. Речь, 2005. С. 38.

14 Буймистру Т.А. Колористика: цвет - ключ к красоте и гармонии. М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2010. С. 75.

цветов, которые в свою очередь могут быть как дополнительными, так и контрастными.

Таким образом, на основе данных типов, можно сформулировать основные принципы построения цветовых гармоний:

— принцип одинаковости цветов (однотоно-вые гармонии);

— принцип соподчиненности цветов (родственные гармонии);

— принцип дополнительности (полярные гармонии дополнительных цветов);

— принцип противопоставления (полярные гармонии контрастных цветов);

— принцип конструктивного построения (цвета располагаются на концах вписанных в круг геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, пятиугольников и т.д.)15.

Однако, цветовая гармония не сводится лишь к рассмотрению вопроса о том, какой цвет с каким гармонирует. На эстетическую оценку гармоничного цветового сочетания в интерьере оказывает много факторов, такие как тип помещения, его размеры, предназначение, освещенность. Наряду с этим, необходимо учитывать вкусы, возраст, интересы и род деятельности людей, которые будут находиться в данном помещении. Поэтому, инте-рьерные задачи разного уровня, в зависимости от потребностей, включают в себя различные варианты колористического решения16.

Так, например, успокаивающие цвета (бирюзовые, голубые, синие) обычно следует применять в помещениях для пассивного отдыха — спальнях, холлах, либо залах для совещаний. Другими словами, там, где необходимо успокоить и снизить интенсивность эмоций.

Тонизирующие цвета (оранжевый, желтый, салатовый) могут применяться в любой производственной обстановке или общественных интерьерах, для создания атмосферы бодрости и работоспособности.

Возбуждающие цвета (красные, оранжевые) уместны там, где требуется большая двигательная активность, для повышения нервно-психического тонуса, например, в спортзалах, аттракционах, ярмарок и т.д.

Оценка эстетического восприятия при вы-

15 Буймистру Т.А. Указ. соч. С. 78.

16 Рыбникова В.Ю. Архитектурная колористика. Цвет в интерьере: учебное пособие. Кулага. — Кострома: КГСХА, 2007. С. 16.

боре цветового решения в оформлении интерьера, также может быть связана с практичностью, с красотой внешнего вида, которая в свою очередь определяется из индивидуальных, субъективных предпочтений. В значительной мере на колористику интерьеров оказывают большое влияние и постоянно меняющиеся модные тенденции в декорировании и дизайне интерьеров.

Так, посредством проведенного анализа материалов, приведенных в актуальных рейтинговых изданиях по дизайну интерьера, таких как «Красивые квартиры», Salon Interior, Интерьер+дизайн, Elite Interior, можно заключить, что на современном этапе, за период 20202022 год, ведущими тенденциями в оформлении современного интерьера жилых помещений частного характера, выступает лаконичный минимализм и скандинавский стиль, в основе которых лежит стремление к простору, естественному свету и воздушности пространства. На первый план выходит натуральность и близость к природе, чем обусловлено применение в интерьере элементов грубой обработки дерева, штукатурки под бетон, натурального камня и т.д., грубая текстура которых уравновешивается глубокой, спокойной палитрой с контрастами из светлых и темных естественных оттенков. Предпочтение в цветовом отношении отдается базовым белым, серым, бежевым, коричневым цветовым сочетаниям. Подобные комбинации способны растворить границы помещения, и сделать его еще более комфортным для отдыха и времяпрепровождения.

Таким образом, можно сделать вывод, что цвет в интерьере представляет собой простой и эффективный способ полностью изменить и оживить любое пространство, главной задачей которого является гармонизация пространственной среды. В свою очередь гармония цветовых сочетаний подразумевает уравновешенность цветовых тонов, с их светлотой и насыщенностью. Применив принципы гармоничного цветового сочетания с учетом пространственных характеристик и особенностями психоэмоционального воздействия цвета на человека, можно решить задачи, связанные с созданием более привлекательного интерьера, отвечающего современным требованиям и необходимой эстетической значимостью пространственной среды.

Список использованной литературы

1. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. Изд. Речь, 2005. 110 с.

2. Браэм Г. Психология цвета, пер. с нем. М.В. Крапивкиной. М.: АСТ: Астрель, 2009. 158 с.

3. Буймистру Т.А. Колористика: цвет - ключ к красоте и гармонии. М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2010. 236 с.

4. Голубева О.Л. Основы композиции. Учеб. пос. 2-е изд.М.: Издательский дом «Искусство», 2004. 120 с.

5. Иттен И. Искусство цвета. 14-е издание. М., 2018 г. 95 с.

6. Кандинский В.В. О духовном искусстве. М.: БуксМАрт, 2020. 162 с.

7. Медведев В.Ю. Цветоведение. Колористка: учеб. пос. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. 116 с.

8. Месяц С.В. Иоганн Вольфганг Гете и его учение о цвете (часть первая). М.: Кругъ, 2012. 464 с.

9. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. 3-е изд. Мн.: Беларусь, 2005. 151 с.

10. Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 144 с.

11. Рыбникова В.Ю. Архитектурная колори-стика. Цвет в интерьере: уч. пос. Кулага. - Кострома: КГСХА, 2007. 40 с.

12. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. К.: Вища шк. Головное изд-во, 1985. 184 с.

THE PROBLEM OF HARMONIZING COLOR COMBINATIONS IN CONTEMPORARY INTERIORS

Parukava Katsiaryna,

Master of Science, Professional creative worker, Fine art expert, Member of the Russian Federation Artists Trade Union, Member of the Eurasian Art Union of the section "Traditional Art", Ul. Chkalova, dom 44, 210041, Vitebsk, Republic of Belarus,

[email protected]

Abstract

The subject of the study is the color and harmony of color combinations in a modern interior. The author examines in detail the principles of building a harmonious combination of colors, touches on the issue of visual perception, which influences the choice of a certain color solution. The necessity of applying the principles of color harmony to solve the tasks that will meet modern requirements and the necessary aesthetic significance of the spatial environment is emphasized.

Keywords

Color, coloring, color aesthetics, color harmony, design, interior design, color perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.