НАУКА МОЛОДЫХ Абдираман Н.Т.
Научный руководитель: ст. преп. Тобагабылова И. А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Евразийский гуманитарный институт
Ключевые слова: социальные сети, гаджеты, психологическое влияние, ученики начальных классов
Аннотация: В статье раскрываются роль социальных сетей и гаджетов у учащихся начальных классов, а так же психологические расстройство детей от зависимости мобильных телефонов.
Key words: social networks, gadgets, psychological influence, primary school students
Abstract: The article reveals the role of social networks and gadgets in primary school students, as well as psychological disorders of children from the dependence of mobile phones.
Актуальность исследования. В ежегодных Посланиях и поручениях Президента, в Стратегии «Казахстан-2050» нашли отражение наша современность и картины светлого будущего. В документе, определившем приоритетные направления развития страны, Нурсултан Назарбаев говорил: «Воспитание детей - это огромные инвестиции в будущее. С этой точки зрения, мы должны стремиться дать нашим детям лучшее образование» [1].
Действительно, на пути, ведущей к вершинам развития мировой цивилизации, особое место занимают знания и умения. Чтобы систематически реализовывать столь благородные цели, педагогам необходимо воспринимать учащихся личностями, направлять их стремления на нужное русло. В настоящее время очень много внешних факторов, которые отрицательно влияют на личностное развитие учащихся начальных классов. Одной из самых актуальных проблем является зависимость наших детей от гаджетов и социальных сетей, это всех нас беспокоит больше всего. По данным исследования британских ученых, дети, которые проводят свой досуг в социальных сетях, несчастливы больше, чем их сверстники [2].
В настоящее время все больше расширяется сфера информационных технологий и возраст пользователей, привлеченных
в социальные сети, становится все моложе и моложе. В социальных сетях нет никаких возрастных ограничений. Как известно, существующие в Интернете неизвестные «закрытые группы» так или иначе имеют негативное влияние на детей младшего школьного возраста, если не непосредственно, то хотя бы косвенно. Доказательств тому очень много, одно из них -суицид, который стал бичом общества. В современном мире социальные сети можно рассматривать как одну из причин распространения самоубийства среди детей. Они влияют не только на физическое состояние ребенка, но и на его кругозор, что вредит его нормальному развитию. За осуществление контроля за соцсетями, в первую очередь, ответственны родители. То, что дети зависают в виртуальных сетях, происходит от недостатка родительского внимания.
Да, конечно, в век информационных технологий обойтись без гаджетов и социальных сетей просто невозможно. Потому что это будущее. Ребенок одним нажатием кнопки сможет получить доступ к сведениям, содержащимся в различных направлениях. Поговорим о негативной стороне такого доступа. Он может и не заметить, как станет зависимым от них.
Тема нашей работы "Психологическое влияние социальных сетей на учащихся начальных классов" обусловлена всем вышесказанным и вытекающими из него противоречиями.
Цель исследования: выявление негативного воздействия гаджетов и социальных сетей на учащихся начальной школы и рассмотрение путей предупреждения.
Объект исследования: учащиеся начальных классов.
Предмет исследования: негативное воздействие гаджетов и социальных сетей на учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Выявление причин психологической зависимости учащихся начальных классов.
2. Анализ причин возникновения термина "Отдельный мир".
Способы и методы исследования: для достижения поставленной
цели: контроль, наблюдение, анализ, обработка данных Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханиной.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены вредные воздействия социальных сетей и гаджетов на учащихся начальных классов. Изучены причины снижения родительской ответственности.
2. Рассмотрены положительные и негативные стороны использования детьми гаджетов в школе и внешкольное время на основе анкетирования родителей.
Обозначены наиболее распространенные приметы у детей, часто применяющих гаджеты:
1. Психические заболевания. Также на основании многочисленных исследований существует мнение, что чрезмерное пользование современными игрушками и устройствами вызывают у детей стресс, тревогу, синдром дефицита внимания, аутизм, отклонения полярностей, психоз и другие отклонения в его поведении.
2. Агрессия. Особо восприимчивы ко всему, что происходит на экранах телевизора и играх, дети с еще несформировавшейся психологией. Убийство, избиение, насилие - это ведь не полный перечень экранных злодеяний. Все это приводит к возникновению агрессии у ребенка.
3. Информационная перегрузка. Чрезмерный избыток информации (например, СМИ) может являться причиной появления синдрома дефицита внимания, также могут вызвать стресс, привести к рассеянному вниманию и помешать хорошей успеваемости.
4. Зависание в гаджетах. Родители вместо того, чтобы поговорить и поиграть с детьми, много времени проводят за разглядыванием смартфонов и ноутбуков. Если ребенок отдаляется от родителей, то он может найти друга среди множества современных игрушек и устройств.
5. Радиационное излучение. Дети гораздо более чувствительны, чем взрослые, их мозг и иммунная система находятся на стадии развития. В связи с чем необходимо помнить о вреде радиационного излучения, исходящих от мобильных телефонов. Всемирная организация здравоохранения относит их и другие беспроводные устройства к категории 2В - возможным канцерогенным [3].
Организация экспериментально-практических работ. В зависимости от целей и задач исследования, для практического подтверждения теоретических сведений, упомянутых выше, нами были организованы экспериментальные опыты в начальных классах школы-лицея № 48 города Астаны. Исследовательская работа состоит из 2 этапов:
1. Первый этап - определяющий - с учащихся начальных классов были проведены следующие методики: тест на определение стресса [4], Методика выявления агрессии А. Басса и А. Дарки [5, 93]. Дополнительно применялась методика Ч.Д. Спилбергера и
Ю.Л. Ханиной по выявлению тревожности [6, 32б] и анкетирование родителей.
2. Второй этап - с учащимися начальных классов и их родителями были проведены воспитательные часы, беседы, тренинги по работе с коррекционной программой "Зависимость от социальных сетей и гаджетов".
1. С целью выявления подверженности стрессу, образовавшегося под воздействием гаджетов и социальных сетей, с двумя классами было проведено тестирование по методике Н.Е. Водопьяновой "Выявление стресса", обработаны результаты. Результаты на рисунке 1.
□ не под стрессом II иногда
□часто
Рисунок 1 - Результаты теста на выявление стрессового состояния
учащихся
В результате проведенных тестов на выявление стрессового состояния учащихся начальных классов, учащихся, находящихся в опасном состоянии стресса, не оказалось, более или менее подверженные стрессу составили 40%, часто подвергаемые стрессу -35% количество учащихся, остальные 25% учащихся были совершенно не подвержены стрессу. 2.Методика выявления агрессии А. Басса и А. Дарки помогла получить следующие результаты. На рисунке 2 представлены показатели результатов исследования.
С помощью данной методики были диагностированы присутствие агрессии, его виды и формы отражения. Высокие показатели агрессии были выявлены у 30% учащихся, у 35% уровень агрессии не превышает нормы, а у учащихся 35% агрессии нет вовсе.
Диагностика агрессии
Высокая агрессия Агрессия в норме Не агрессивен
27% ¿ей 29% 30% 31% 3294 35% 34% 3594 ЗЙ6
Рисунок 2 - Результат диагностирования агрессии
3. Методика Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханиной по определению уровня тревожности помогла выявить у детей присутствие беспричинной тревожности. На рисунке 3 итоги результатов исследования.
По вышеуказанной методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханиной у 40 % учащихся наблюдается тревожность высокого уровня. Количество учащихся со средним уровнем тревожности составило
30 %, с низким показателем -30 %.
□ НИЖЕ 30 ■ средне 30
□ выше 40
Рисунок 3 - Результаты определения уровня тревожности
Заключение. В современное время мы должны научиться грамотно применять информационные технологии. Эту ответственность должны взять на себя окружение ребенка, его родители и учителя. Какой бы ни была эпоха, ее создают люди.
В экспериментальной части нашего проекта нами были использованы несколько анкет и методов изучения зависимости учащихся от гаджетов и социальных сетей. Было определено стрессовое состояние детей, в том числе организованы и проведены
тест на выявление тревожности по Басс-Дарки и тест Спилбергер-Ханиной по выявлению уровня агрессии.
В ходе проведения этих работ, можно отметить несколько причин формирования зависимости школьников от социальных сетей и гаджетов.
Нескончаемый поток бытовых проблем и сложные перипетии современности, чрезмерная занятость многих родителей привели к тому, что дети проводят бесконтрольное время в социальных сетях. Родители зачастую не обращают на это никакого внимания, гаджет все время с ребенком, все время в его кармане. С развитием информационных технологий растет и их негативное воздействие на людей.
Исходя из результатов исследования, из совместных работ, проведенных с родителями, можно сделать вывод: через психолого-педагогическую поддержку можно изменить отношение ребенка к семье, наладить его отношения с родителями, также со стороны родителей начинает проявляться озабоченность за судьбу своих детей.
Родители должны любить своих детей, дарить им свою теплоту, уделять им больше внимания. Тогда счастливому ребенку не будут нужны ни гаджеты, ни социальные сети. Потому что он будет жить не в виртуальном мире, а будет рядом со своими родителями сегодня и сейчас. Все в наших руках, можем развивать его личностное развитие, а можем пустить все наутек. Главное, чтобы социальные сети не десоциализировали нас.
Список литературы
1. Ежегодное послание президента РК: https://qazaquni.kz/2015/09/22/40682.htm
2. https ://т. ги. sputnik.kg/world/20170415/.. ./chem-vredny-planshety-dlya-detej.html?..
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kaz.nur.kz/.
4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса-Изд.Питер,2013.
23с
5. Темперамент и характер: психологическая диагностика. -М.:Изд.ВЛАДОС-ПРЕСС,2011. 93с
6. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. -М.:Эксмо,2017. 32с