Научная статья на тему 'Специфика посттравматических стрессовых расстройств у детей на отдаленном этапе травматизации'

Специфика посттравматических стрессовых расстройств у детей на отдаленном этапе травматизации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
727
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА / ДЕТСКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / CHILDREN'S UNEASINESS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / POSTTRAUMATIC STRESSFUL DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Магомедов М.Г.

В статье исследуется специфика посттравматических расстройств (ПТСР) у детей, пострадавших в результате военных конфликтов и террористических актов (на материале Республики Дагестан). На основе результатов тестирования по батарее методик (детский модифицированный вариант Миссисипской шкалы оценки посттравматических реакций М.Г. Магомедова; симптоматический опросник Александровича, опросник агрессивности Басса-Дарки; тест Спилбергера-Ханина; проективная методика «Несуществующее животное»; методика «Незаконченные предложения»; родительская анкета оценки травматических переживаний детей Н.В. Тарабриной) уточнен симптомокомплекс ПТСР на отдаленном этапе травматизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Магомедов М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF POST-TRAUMATIC STRESS DISORDER IN CHILDREN ON A DISTANT STAGE OF TRAUMATIZATION

This article explores the nature of post-traumatic disorder (PTSD) among children affected by military conflicts and terrorist attacks (on the material of the Republic of Dagestan). On the basis of the results of testing for battery of methods (children’s modified version of the Mississippian scale assessment of post-traumatic reactions; symptomatic questionnaire by Alexandrovich, Bass&Darkyaggressiveness questionnaire; Spielberger&Haninquestionnaire; projective technique “Non-existent animal” technique;technique “Incomplete sentence”; the parent questionnaire evaluation of traumatic experiences children by N.V. Tarabrina) refined PTSD syndrome at distant stage psychological traumatism.

Текст научной работы на тему «Специфика посттравматических стрессовых расстройств у детей на отдаленном этапе травматизации»

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Магомедов М.Г.

СПЕЦИФИКА ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ НА ОТДАЛЕННОМ ЭТАПЕ ТРАВМАТИЗАЦИИ

Конец двадцатого - начало двадцать первого века ознаменованы большим ростом числа экстремальных ситуаций (техногенных катастроф, локальных военных конфликтов, террористических актов с большим радиусом поражения, стихийных бедствий), с последствиями которых человеческая психика уже не может самостоятельно справляться. Это ведет к формированию различного рода непсихотических пограничных расстройств, таких, как посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР).

Несмотря на то, что ПТСР активно исследуется в зарубежной науке уже на протяжении пятидесяти лет, отечественные исследователи по многим идеологическим причинам оказались отодвинуты на периферию проблемного поля изучения неспецифических реакций человека на экстремальные ситуации. Изменения политической ситуации в стране способствовали вовлечению российских ученых в научно-практический поиск решения проблемы посттравматических стрессовых расстройств.

Большинство исследований, проведенных как за рубежом, так и в России проводились на взрослых (особенно - на участниках войн во Вьетнаме и Афганистане, беженцах и вынужденных мигрантах из зон военных конфликтов, ликвидаторах последствий техногенных катастроф). Однако проблема посттравматических стрессовых расстройств у детей является недостаточно изученной. Недостаточно разработаны методы психолого-педагогического сопровождения в условиях школьного обучения, диагностики и психокоррекции, которые могут быть осуществлены усилиями педагога-психолога школы. Можно отметить лишь небольшое количество исследований в этом направлении (И.Н. Денисова и А.А. Романов, 1997; П.О. Омарова, 2001; О.Е. Хухлаев, 2001; О.Д. Шарова, 2001; Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, 2002; Р.Т. Оздоева, 2005 и др.).

Анализ литературных источников позволил прийти к выводу о необходимости уточнения психологической картины симптомокомплекса ПТСР у детей на отдаленном этапе травматизации. Интерес к теме психологопедагогического сопровождения детей с ПТСР был вызван большим количеством в г. Махачкале детей-мигрантов из Чеченской Республики и из высокогорных районов Дагестана (Ботлихский и Цумадинский) в результате военных действий

45

ISNN 1029-3388

на территории Чечни и Дагестана в 1999-2003 г. г.. Необходимость оказания детям специализированной помощи при недостаточности разработанности темы в литературе активизировали наш научный поиск в указанном направлении. Трагические события 9 мая 2002 года в г. Каспийске (теракт во время демонстрации и гибель большого количества людей) и их последствия подтвердили актуальность выбранной темы в рамках волонтерской деятельности в Центре лечебной педагогики, созданного в декабре 2000 года на базе Дагестанского государственного педагогического университета. Центр лечебной педагогики был создан под руководством профессора П О.Омаровой, в задачи которого входило оказание бесплатной психолого-педагогической помощи детям, пострадавшим при военных конфликтах и террористических актах.

Исследование проводилось на базе Центра лечебной педагогики г. Махачкалы, в школе .№26 г. Махачкалы, в средней школе .№14 г. Хасавюрта, в школах №2 и №6 г. Каспийска в 2000-2010 гг. В исследовании участвовало 200 детей подросткового возраста.

При проведении исследования мы использовали батарею методик:

1. Детский модифицированный вариант Миссисипской шкалы оценки посттравматических реакций М.Г. Магомедова.

2. Симптоматический опросник Александровича.

3. Опросник агрессивности Басса-Дарки.

4. Тест Спилбергера-Ханина.

5. Проективная методика «Несуществующее животное».

6. Методика «Незаконченные предложения».

7. Родительская анкета оценки травматических переживаний детей Н.В. Тарабриной.

Исследование уровня выраженности посттравматических реакций у детей, пострадавших при военных конфликтах и террористических актах, с помощью детского варианта Миссисипской шкалы позволило выявить, что большинство подростков имеют высокий (67% выборки) и средний (25% выборки) уровни выраженности ПТСР. Только 8% детей имели низкий уровень выраженности посттравматических стрессовых реакций. Однако мы сочли возможным включить их в дальнейшую экспериментальную работу, поскольку в личных беседах они отмечали, что не смотря на то, что им намного легче по сравнению с другими испытуемыми, все же они хотели бы получать психологическую помощь. Кроме того, мы допускали вероятность слепых ошибок при тестировании.

Оценка психического статуса подростков с ПТСР проводилась с помощью симптоматического опросника Александровича, позволяющего выявить психотические и невротические нарушения. Исследование было проведено в сравнении с подростками без посттравматических стрессовых расстройств.

Полученные данные свидетельствуют о том, что различия между выборками подростков без ПТСР и с ПТСР достоверны по показателям «страхи,

46

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012

фобии», «беспокойство и напряжение», «нарушения сна», «психастенические нарушения», «трудности в социальных контактах», «соматические нарушения», что позволяет включить указанные расстройства в симптомокомплекс ПТСР в подростковом возрасте. Качественный анализ данных позволил прийти к выводу, что в большинстве случаев (96% выборки) указанные состояния проявляются на уровне пограничных непсихотических состояний, однако, в 4% случаев речь идет о патологии и необходимости вмешательства психиатра (психотерапевта).

Изучение агрессивности детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами проводилось с помощью личностного опросника Басса-Дарки.

При сравнительном обследовании дети с ПТСР продемонстрировали следующие результаты:

- высокий уровень прямой или мотивационной агрессии - у 20% выборки;

- средний уровень агрессивности - у 40% выборки;

- низкий уровень агрессивности - у 20% выборки.

- высокий уровень враждебности - у 54%

- средний уровень враждебности - 46%

У детей без психотравмирующего опыта были отмечены такие результаты диагностики уровней враждебности и агрессивности:

- средний уровень агрессивности - у 40% выборки;

- низкий уровень агрессивности - у 60% выборки.

- средний уровень враждебности - у 52% выборки;

- низкий уровень агрессивности - у 48% выборки.

Результаты были подвергнуты анализу с использованием критерия Стьюдента. Материалы статистической обработки данных свидетельствуют о достоверности выявленных различий при рй” 0,05.

Данные, полученные в результате использования опросника Басса-Дарки, свидетельствуют, что степень агрессивности и враждебности у детей экспериментальной группы достоверно выше, чем у детей контрольной группы (результаты обобщены в таблице 1).

Таблица 1. Результаты диагностики враждебности и агрессивности

Дети с ПТСР Дети без ПТСР Р

Уровень агрессивности

высокий 20 0 р< 0,05

средний 40 40 р< 0,05

низкий 40 60 р< 0,05

Уровень враждебности

ВЫСОКИЙ 54 0 р< 0,05

средний 46 52 р< 0,05

низкий 0 48 р< 0,05

Важным аспектом при исследовании ПТСР в связи с результатами, полученными с помощью опросника Александровича (высокий уровень страхов),

47

ISNN 1029-3388

мы сочли измерение уровня тревожности с помощью методики Ч.Д. Спильбергера-Ю. Л. Ханина. В таблице 2 приведены данные по тесту Спилбергера-Ханина.

Таблица 2. Результаты исследования по тесту Спилбергера-Ханина

Вид тревожности Дети без ПТСР Дети с ПТСР Достоверность различий при р = 0,05

М SD М SD

Личностная 33,4 10,27 60,5 10,71 Достоверные

Ситуативная 31,7 8,47 58,9 7,96 Достоверные

Таким образом, по показателям личностной и ситуативной тревоги выборки достоверно различаются при р=0,05. Высокие показатели личностной и ситуативной тревожности у детей с ПТСР по данной методике свидетельствует о том, что повышенная тревожность входит в структуру нарушений при указанном состоянии в подростковом возрасте.

Дополнительно для оценки агрессивности и тревожности мы использовали методику «Несуществующее животное». По результатам теста «Несуществующее животное» у 60% детей присутствует различного типа агрессия, сопряжённая с эмоциональными переживаниями, то есть у 52% - страха и у 76% - тревожностью. Особенно наблюдается повышенная тревожность у 80% девочек.

Методика «Незаконченные предложения» относится к группе проективных тестов. В экспериментально-психологической практике этот метод применяется давно. Существует множество его вариантов. Мы в своей работе использовали вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви, модифицировав его под контингент испытуемых (детей и подростков, пострадавших в теракте 9 мая 2002 года в городе Каспийске).

Анализ полученных результатов позволил выявить проблемы в следующих сферах жизни детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами:

• проблемы во взаимоотношениях с отцом - 56%;

• проблемы во взаимоотношениях с матерью - 8%;

• проблемы в эмоциональной сфере:

беспокойство -20%; раздражительность - 18%; депрессивность - 16%;

• страхи:

будущего - 26%;

потери близких людей - 28%;

умереть - 18 %;

пауков, насекомых, живых существ - 12%; высоты - 12%; родителей - 4%;

48

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012

людей - 4%;

• потеря ощущения безопасности после случившегося - 44%;

• появление ощущения собственной исключительности по сравнению с другими детьми - 12%;

• проблемы в общении со сверстниками - 22%;

• проблемы во взаимоотношениях с учителями - 48%;

• стремление забыть случившееся - 86%;

• желание отомстить - 64 %.

Следует отметить, что у большинства детей указанные проблемы выступали в группах симптомокомплексов, что и отражено в процентных показателях (превышение 100% при суммировании данных)

Данные обследования по методике «Незаконченных предложений» позволяют очертить круг направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению: работа с родителями; создание дружественной среды и понимания в среде сверстников, коррекция страхов и травматических переживаний, снятие эмоционального напряжения и релаксация.

Для независимой экспертизы травматических переживаний детей использовалась родительская анкета по Н.В Тарабриной (2001).

Перед началом исследования с родителями проводилась беседа, основной целью которой являлось мотивирование родителей на ответственное и точное заполнение анкеты. Анализ результатов использования родительской анкеты позволил определить основные проблемы детей с ПТСР (по мнению родителей).

Согласно полученным данным они распределились следующим образом:

• повышенная тревожность и страхи - 72%;

• сниженный уровень аффекта - 48%

• устойчивые симптомы повышенной возбудимости - 58%

• снижение числа контактов с окружающими - 43%

• утрата интереса к учебе - 34%

• регрессивные формы поведения - 4%

• симптомы избегания - 29%

• соматические жалобы - 62%

• нарушения памяти и внимания - 22%

• нарушения сна - 39%

У многих детей проблемы сочетались, что и отражено в статистике.

По словам родителей, у многих детей после случившегося наблюдалось чувство усталости, ухудшение памяти, нарушение сна, утратилась способность гибко приспосабливаться к различным ситуациям.

Родители пострадавших детей очень обеспокоены поведением своих детей. Анализ материалов бесед с родителями свидетельствует о том, что пострадавшие дети оказались не адаптированы к новой социальной ситуации и нуждаются в квалифицированной помощи и психолого-педагогическом сопровождении.

49

ISNN 1029-3388

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, как показали результаты диагностической работы, у детей, пострадавших при военных действиях и при взрыве 9 мая в г.Каспийске, наблюдаются различного рода проявления посттравматического стресса и высокий уровень тревожности, сопровождающийся страхами, основанными на собственном опыте детей и связанными с экстремальной ситуацией, которую они пережили.

Существенным результатом является выявление специфики ПСТР в детском возрасте на отдаленном этапе травматизации, позволившее уточнить симптомокомплекс ПТСР такими симптомами, как:

• высокий уровень личностной и ситуационной тревожности;

• наличие страхов и фобий;

• выраженные беспокойство и напряжение;

• нарушения сна;

• психастенические нарушения;

• повышенные показатели агрессивности и враждебности;

• трудности в социальных контактах;

• снижение школьной успеваемости, не связанное с интеллектуальными нарушениями;

• соматические нарушения.

Степень выраженности указанных симптомов находится в пределах непсихотических пограничных расстройств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава Г. А. Методологические ориентиры современной психологии. М.: ИД РАО, 2009. 176 с.

2. Котова И.Б., Конаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов-на-Дону: Феникс. 2004. 474 с.

3. Омарова П. О., Магомедов М.Г. Методика психологического сопровождения подростков с посттравматическими расстройствами на отдаленном этапе травматизации //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - Махачкала, 2008. №1. С. 32-42.

4. Омарова П.О., Магомедов М.Г. Посттравматические стрессовые расстройства как предмет научной рефлексии // Ж. «Современные гуманитарные исследования» - М.: Спутник+, 2008. № 1. С. 316-327.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.