Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение студентов с эмоциональной неустойчивостью в условиях образовательной среды вуза'

Психологическое сопровождение студентов с эмоциональной неустойчивостью в условиях образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
353
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / EMOTIONAL HEALTH / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ / EMOTIONAL INSTABILITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева Н. И., Цечоева Р. Х.

В статье раскрываются особенности психологического сопровождения студентов с эмоциональной неустойчивостью, создание условий, способствующих эмоциональной стабильности личности студентов. Авторы делают выводы, что психологическое сопровождение можно рассматривать как вид деятельности, в процессе которой создаются психологические и педагогические условия для успешного обучения, развития каждого обучающегося в образовательной среде вуза, чему способствуют эмоциональное здоровье, благополучие и эмоциональная стабильность студента. Это сложный, многоаспектный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого становятся решения и действия, способствующие прогрессу в развитии сопровождаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS WITH EMOTIONAL INSTABILITY IN CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY

The article describes the specifics of psychological support of students with emotional stability, creating conditions conducive to emotional stability of students' personality. In the article the authors present an analysis of factors and conditions that affect the emotional health of students in the Republic of Ingushetia. The authors conclude that the psychological support can be seen as a type of activity, during which the psychological and pedagogical conditions contribute to the successful learning and development of each student in a university, stimulate their emotional health, well-being and emotional stability. This is a complex, multifaceted process of interaction of a student of his supporter, the results of which are the decisions and actions that contribute to the progress in the development of the student.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение студентов с эмоциональной неустойчивостью в условиях образовательной среды вуза»

4. Козина Г.Ю. Концептуальная модель воздействия социальных фактов на формирование здоровья человека. Межвузовский сборник научных трудов, Пенза: 2008: 64 - 71.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.

6. Сторожева Ю.А. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студенческой молодёжи. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2013.

7. Сторожева Ю.А. Эффективность учета социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студенческой молодёжи. Акмеология. 2013; № S1: 234.

References

1. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij. Moskva: Izdatel'stvo «Institut prakticheskoj psihologii», Voronezh NPO «MOD'EK», 1995.

2. Bodalev A.A. Lichnost'i obschenie: Izbrannye trudy. Moskva: Pedagogika, 1983.

3. Kostina L.A., Taraskina T.V., Fomenko O.I. Osnovy ponimaniya suschnosti zdorov'ya studentami medicinskih vuzov na 'etape reformirovaniya obrazovaniya. Sbornik statej mezhdunarodnoj prakticheskoj konferencii, 10 noyabrya, Ufa: A'eterna, 2014: 51 - 55.

4. Kozina G.Yu. Konceptual'naya model' vozdejstviya social'nyh faktov na formirovanie zdorov'ya cheloveka. Mezhvuzovskijsbornik nauchnyh trudov, Penza: 2008: 64 - 71.

5. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo «Feniks», 1997.

6. Storozheva Yu.A. Social'no-psihologicheskie osobennosti professional'nogo samoopredeleniya studencheskoj molodezhi. Avtoreferat dissertacii . kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2013.

7. Storozheva Yu.A. 'Effektivnost' ucheta social'no-psihologicheskih osobennostej professional'nogo samoopredeleniya studencheskoj molodezhi. Akmeologiya. 2013; № S1: 234.

Статья поступила в редакцию 01.11.16

УДК 159

Medvedeva N.I., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Stavropol Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: [email protected]

Tsechoeva R.H., senior teacher, Department of Psychology, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS WITH EMOTIONAL INSTABILITY IN CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. The article describes the specifics of psychological support of students with emotional stability, creating conditions conducive to emotional stability of students' personality. In the article the authors present an analysis of factors and conditions that affect the emotional health of students in the Republic of Ingushetia. The authors conclude that the psychological support can be seen as a type of activity, during which the psychological and pedagogical conditions contribute to the successful learning and development of each student in a university, stimulate their emotional health, well-being and emotional stability. This is a complex, multifaceted process of interaction of a student of his supporter, the results of which are the decisions and actions that contribute to the progress in the development of the student.

Key words: emotional health, emotional instability, psychological support of students.

Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф., ГОУ ВПО «Ставропольский педагогический институт», г. Ставрополь,

Е-mail: [email protected]

Р.Х. Цечоева, ст. преп. каф. психологии, Ингушский государственный университет, Е-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

В статье раскрываются особенности психологического сопровождения студентов с эмоциональной неустойчивостью, создание условий, способствующих эмоциональной стабильности личности студентов. Авторы делают выводы, что психологическое сопровождение можно рассматривать как вид деятельности, в процессе которой создаются психологические и педагогические условия для успешного обучения, развития каждого обучающегося в образовательной среде вуза, чему способствуют эмоциональное здоровье, благополучие и эмоциональная стабильность студента. Это сложный, многоаспектный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого становятся решения и действия, способствующие прогрессу в развитии сопровождаемого.

Ключевые слова: эмоциональное здоровье, эмоциональная неустойчивость, психологическое сопровождение студентов.

Среди последствий эмоционального стресса часто отмечают узкое, «канализированное» внимание, аффективные реакции (от глубокой депрессии до ярких проявлений гнева и агрессии), нарушение саморегуляции, возрастную регрессию, диссоциацию, деформацию образа мира личности, а также отсроченное во времени отчуждение человека от себя, других и мира в целом. В настоящее время достаточно много внимания уделяется проблеме эмоционального здоровья и эмоциональной стабильности. Встаёт национальная задача, как поддержать эмоциональное здоровье нации. В нашем исследовании были проанализированы факторы и условия, влияющие на эмоциональное здоровье студентов республики Ингушетии. Как показали наши исследования, разные представители совокупной выборки студентов республики Ингушетии имеют этнические особенности в культуре и индивидуально-психологических характеристиках. Своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий развития, образа жизни, культуры привели к формированию типологических черт социального и национально-психологического облика представителей Северного Кавка-

за, особенностей эмоционального регулирования в поведении. В теоретическом анализе нашего исследования мы обзорно представили данные этнографических, социально-психологических и социологических исследований, в которых показаны психологические особенности представителей ингушского народа. При составлении программы психологического сопровождения ингушских студентов, мы учитывали, что у них высоко развиты и обострены чувства национальной гордости, самолюбия и самоуважения, существует большая приверженность национальным традициям и привычкам, которые способствуют поддержанию родовой сплоченности и ответственности. Мы экспериментально подтвердили выраженность у большей части молодежи студенческого возраста (84%) самостоятельности, активности и инициативности, упорства и настойчивости в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, в большей степени тех, что индивидуально предпочтительны и выгодны. Обследуя этические и моральные установки, мы отметили, что не потеряны традиции подчёркивать внимание и уважение к старшим по возрасту, социальному положению и должности (96%). Был вы-

явлен достаточно высокий образовательный уровень, хорошая физическая подготовка, но достаточно слабое знание русского языка. Важной характеристикой этноса является стремление к лидерству среди этнических общностей и в многонациональных коллективах, также к образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку.

Многие выявленные индивидуально-психологические особенности представителей ингушского студенчества были учтены нами при составлении психологических тренингов, консультаций, использования психотерапевтических техник. В повседневном общении и учебной деятельности с представителями других национальностей у ингушских студентов наблюдалась тенденция к образованию микрогрупп по национальному признаку. Стремясь стать неформальными лидерами в студенческих коллективах, они испытывают дискомфорт в случае эмоционального отвержения. Вырастая в ингушских семьях, где дети практически не подвергаются наказаниям с минимумом запретов, занимаясь национальными видами борьбы, бокса, с постоянной готовностью к отпору, активностью, попадая в социум, студенты часто испытывают особенно острую потребность в понимании и эмоциональной поддержке. В случае дезадаптации в условиях вуза снижается эмоциональная устойчивость. Если в многонациональном коллективе задевают достоинство и самолюбие, не учитывают их национальных традиций, то студенты достаточно агрессивно противопоставляют себя обидчикам. Культуре Ингушетии свойствен тип личности, определяющий способы общения: медленность вхождения в новую социальную среду, интровертирован-ность, как обращенность внутрь своей малой первичной группы. По данным нашего исследования, в среде студентов чувство одиночества «часто» испытывают 23% респондентов, «редко» -42%, в то же время, «чувство локтя», защищенность «редко» испытывают 66%, а 21% респондента не испытывали его никогда, и только 13 % считают, что они находятся в ситуации защищённости [1]. «Буферный эффект» обеспечивается в основном за счёт таких явлений общения как соучастие, сопереживание, доброжелательность, вера в человека, его силы. Более половины опрошенных (58%) указали, что они часто сталкиваются с безразличием и равнодушием [1].

В программе психологического сопровождения студентов группы риска мы опирались на психотерапевтические, психогигиенические и психопрофилактические функции культуры. В каждой культуре наработаны свои способы поддержания душевного здоровья, выраженные в традициях, обрядах, закреплённые в национальном характере. Основой нравственно-этического поведения ингушского народа является «Эздел» - благородство, свод моральных и этических правил поведения ингушей, который охватывает все сферы жизни любого члена общества, начиная с самого детства. «Эздел» - кодекс чести и поведения, который передается из поколения в поколение родителями и обществом. Он содержит такие понятия как «яхь» - чистая конкуренция, «эхь - скромность, «сий» - честь, «денал» - сила воли, «камаьршал» - щедрость и многое другое. Константы этнического характера и национального менталитета ингушского народа формировались с древних времен. Из поколения в поколение передавались представления о том, какие события в его истории были наиболее существенными, какие факторы более значимыми и ситуации наиболее типичными. Они концентрировали в себе исторический опыт, выражая устойчивые представления народа о себе, своей исторической судьбе. Суровый кавказский климат воспитывал в горцах выдержку, упорство, выносливость. Уважение к мужественности и стойкости духа, отсутствие малодушия становились чертами характера. «Храбрость воодушевляет их крепкие и энергичные тела; здравомыслие направляет их чувства; отсутствие наук, изящных искусств, роскоши, грубая нравственность - всё это действительно глубоко запечатлено в их сердцах», - отмечал И. Бларамберг [2].

Каждый ингуш в нравственном ответе за взаимоотношения с людьми, он не замкнут в узком кругу своей малой общности, и не видит необходимости что-либо менять в сложившихся человеческих связях. Ингуши большое значение придают родственным

Библиографический список

связям. Каждый ингуш - одно целое в близкой системе фамильных родственников. Свою индивидуальность ингуш обязан был подтягивать до установок общества, которым следовать обязан каждый его представитель. Иметь чистые мысли и намерения входит в кодекс ингушской чести и тем самым имеет статус этнической ценности, нравственного закона. Для ингушского кодекса чести традиционна установка - думать об этическом значении поступка. «Силовое поле» этических требований выводит любые проявления малодушия, горделивости за рамки достойного поведения. Верность данному слову и ответственность утверждались в сознании ингушей с раннего возраста. «Слово было камнем, и камень был словом», - пишет А. Танкиев [3]. Самым большим богатством и достоянием ингуши считают заслужить уважение обществом: «Наха везаш хилар доккха рузкъа да». В течение многих веков горцы выработали в себе эстетическое чувство прекрасного, благородного и бережного отношения к образу своей жизнедеятельности, к труду. Показателем жизнеутверждающего начала в культуре ингушей является то, что, пройдя через многие лишения, унижения духа ингушский народ через свою этническую культуру проводит мысль: «не озлобиться». В образовательной среде вуза должны поддерживаться традиции и культура народа, являющиеся мощным психотерапевтическим фактором. Это позволяет переориентировать педагогов на создание такой образовательной среды, в которой не только наиболее полно раскрываются когнитивные способности, но и развивается личность каждого студента.

В вузе обязательно должна быть психологическая служба, которая в своей деятельности основывается на концепции комплексного психологического сопровождения каждого студента. Следует отметить, что история зарождения и становления психологической службы в вузе многолетняя. Но, в частности в нашей стране, парадигма сопровождения - ещё молодое и интенсивно развивающееся направление психологической службы, ставшее в последние годы, в связи с изменениями в сфере образования, особенно популярным [4]. В своём исследовании мы применяли как групповые, так и индивидуальные формы психологического сопровождения. Групповое сопровождение было направлено на профилактику или коррекцию проблемы эмоциональной неустойчивости, характерной для групп студентов. Психологическое сопровождение конкретного студента было направлено на профилактику или решение его проблем, создание условий для его гармоничного развития и образования, коррекции эмоциональной неустойчивости. Находясь в едином процессе сопровождения, каждый вид деятельности, будь то диагностика, консультирование или психокоррекция, получает свои специфические особенности, конкретное наполнение, содержание и формы. В качестве основных компонентов диагностики эмоционального здоровья и эмоциональной неустойчивости в процессе психологического сопровождения выступают: устойчивое эмоциональное состояние, проявляющееся в позитивном восприятии процесса обучения и образовательной среды вуза в целом; 2) хорошее отношение к педагогам и сокурсникам; 3) положительная самооценка; 4) эмоциональная готовность к переходу на последующие ступени обучения; 5) отсутствие высокой и ситуативной тревожности. Для реализации функций психологического сопровождения мы использовали развивающую диагностику; тренинги личностного и профессионального развития и саморазвития; психологическое консультирование; тренинги повышения профессиональной и психолого-педагогической компетентности, тренинги самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, психологическое сопровождение рассматривается нами как вид деятельности, в процессе которого создаются психологические и педагогические условия для успешного обучения, развития каждого обучающегося в образовательной среде вуза, чему способсвуют эмоциональное здоровье, благополучие и эмоциональная стабильность студента. Это сложный, многоаспектный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого становятся решения и действия, способствующие прогрессу в развитии сопровождаемого.

1. Цечоева РХ. Факторы и условия формирования эмоциональной неустойчивости студентов в условиях образовательной среды вуза. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 209 - 210.

2. Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Москва, 2010.

3. Танкиев А.Х. Ингуши: сборник статей и очерков по истории и культуре ингушского народа. Available at: http://urss.ru/cgi-bin/db.pll ang=ru&blang=ru&page=book&id=111182

4. Медведева Н.И. Современные подходы к психологическому сопровождению личности в условиях стрессогенной социальной среды. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014; 4 (43): 236 - 239.

References

1. Cechoeva R.H. Faktory i usloviya formirovaniya 'emocional'noj neustojchivosti studentov v usloviyah obrazovatel'noj sredy vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 209 - 210.

2. Blaramberg I. Istoricheskoe, topograficheskoe, statisticheskoe, 'etnograficheskoe i voennoe opisanie Kavkaza. Moskva, 2010.

3. Tankiev A.H. Ingushi: sbornik statej i ocherkov po istorii i kul'ture ingushskogo naroda. Available at: http://urss.ru/cgi-bin/db.pllang= ru&blang=ru&page=book&id=111182

4. Medvedeva N.I. Sovremennye podhody k psihologicheskomu soprovozhdeniyu lichnosti v usloviyah stressogennoj social'noj sredy. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2014; 4 (43): 236 - 239.

Статья поступила в редакцию 10.11.16

УДК 378

Nogailieva M.H., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, Department of Public Administration and Political Science,

Karachai-Cherkess State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]

THE ROLE OF KNOWLEDGE IN THE FIELD OF LEGAL CONFLICTS IN THE PROCESS OF TEACHING STUDENTS STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT (CODE 38.03.04). The article shows the role of knowledge in the field of legal conflicts in the process of teaching students in State and Municipal Management (Specialization Code 38.03.04). The author reveals the basics of a legal conflict, the dynamics of its unfolding, the kinds of legal conflicts. The article shows that the value of the conflict management in conditions of market economy is increasing because of the development of competitive relations, for competition is a variation of a conflict situation, in which an improper management can develop it into a serious conflict. The author concludes that the fundamentals of the legal basis of conflictology helps to provide a more effective education to bachelor students in the field of management, if they use various methods of solving conflicts and of prevention conflicts, to get a precise idea of conciliation and other ways to resolve conflicts, to adapt the parties to labor disputes, property disputes and other conflicts, involving law.

Key words: legal conflict, types of legal conflict, students, professional education.

М.Х. Ногайлиева, канд. филос. наук, ст. преп. каф. государственного и муниципального управления и политологии,

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]

РОЛЬ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 38.03.04 -ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В статье показана роль знаний в области юридической конфликтологии в процессе подготовки студентов по направлению 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление. Автором раскрыта сущность юридического конфликта, динамика его разворачивания, виды юридических конфликтов. В статье показано, что значение управления конфликтами возрастает в рыночных условиях с развитием конкурентных отношений, поскольку конкуренция представляет собой вариант конфликтной ситуации, которая при неправильном управлении может перерасти в серьёзный конфликт. Автор приходит к выводу о том, что знание основ юридической конфликтологии поможет овладеть будущим бакалаврам в области управления различными методиками урегулирования и профилактики конфликтов, получить конкретное представление о примирительных процедурах и других способах разрешения противоборств, позволяющих привести участников трудовых споров, имущественных тяжб, других юридических конфликтов к согласию.

Ключевые слова: юридический конфликт, виды юридического конфликта, студенты, профессиональная подготовка.

Деятельность государственных органов, предприятий, разнообразных государственных и частных учреждений, негосударственных организаций постоянно усложняется. В результате современным руководителям и специалистам крайне необходимы знания и навыки в области управления и разрешения конфликтов.

Российское общество, за последний период его развития, характеризуется значительным обострением противоречий, возникновением очагов конфликта в различных областях общественной жизни нашего общества. Как правило, ситуация застаёт врасплох органы власти и общественность. Нарастает острота конфликтов, при этом многие из них остаются нерешёнными.

В этой связи особенно актуальным становится усиленное и серьёзное развитие юридической конфликтлогии. Знания в этой области и навыки их использования имеют огромное значение в процессе профессиональной подготовки студентов по направлению 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление.

Рассмотрим суть юридического конфликта. Научное определение понятия «конфликт» в западной литературе неоднозначно. Согласно мнению одних западных конфликтологов, конфликт существует уже в том случае, когда налицо противоречие, противоположность, несовместимость, (Дж. Бернард, К. Боулдинг, и др.). Для других он возникает в тех ситуациях, когда несовместимость предполагает противоборствующие типы поведения (М. Крозье и др.). Третьи за основу берут лишь поведенческий аспект рассматриваемого процесса (М. Дойч и др.) [1].

Однако большинство отечественных учёных считает, что только когда начинается взаимодействие субъектов в форме борьбы, столкновения (противоборства), только тогда противоречия и противоположности превращаются в конфликт. Тем самым, конфликт - это противоборство двух или нескольких субъектов, обусловленное противоположностью (несовместимостью) их интересов.

Иногда конфликт с самого начала имеет юридическую основу. Это происходит в тех случаях, когда стороны связаны правовыми отношениями и именно эти отношения выступают в качестве объекта конфликта или мотива поведения участников. Но чаще всего юридическая форма конфликта возникает не сразу, а лишь по мере его развития.

В процессе развитии юридического конфликта существенную роль играет вмешательство третьей стороны - государственного правоприменительного (правоохранительного) органа, который будет разбирать данный конфликт и принимать по нему решение. В качестве государственного правоприменительного (правоохранительного) органа может выступать администрация предприятия (или Министерство), суд, или другое государственное учреждение, с которым стороны связаны соответствующими правоотношениями. Существует точка зрения, что все правоотношения, по сути, являются трехсторонними: помимо прямых участников в них состоит и публичная власть, регулирующая течение событий путём соответствующего контроля или властного вмешательства в отношения сторон [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.