знавательной и поведенческой сфере личности. У неподготовленных психологически появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, возможен психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами.
Под действием регулярного потока агрессивных факторов, но, благодаря психическим механизмам саморегуляции системы, осуществляется эффективная защита человека и его адаптация к условиям внешнего мира. Психическая саморегуляция включает как сознательные, так и бессознательные механизмы. Эти механизмы обеспечивают адаптацию к предметному и социальному миру как в привычных для человека условиях, так и в неординарных, новых ситуациях. Поведенческие стратегии, применяемые человеком для разрешения экстремальной ситуации, называют копинг-стратегиями или механизмами совла-дания. Это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности, в условиях приспособления к болезни как угрозе, физическому, личностному и социальному благополучию. Копинг-поведение может проявляться когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями функционирования личности. Когнитивные стратегии включают отвлечение или переключение мыслей на другие темы; проблемный анализ ситуации и её последствий, поиск соответствующей информации, взвешенный подход к решениям; относительность в оценке ситуации, сравнение с другими, находящимися в худшем положении; придание сложной ситуации значения и смысла. Эмоциональные стратегии ко-пинг-поведения могут быть представлены в виде переживания протеста, возмущения, противостояния проблемной ситуации; эмоциональной разрядки - выражением чувств, например, плачем; сохранения самообладания - равновесия, самоконтроля. Поведенческие стратегии совладания могут быть выражены в отвлечении - обращении к какой-либо деятельности, уходе в работу; альтруизме - заботе о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; уединении - пребывании в покое, размышлении о себе; активном сотрудничестве; поиске эмоциональной поддержки - стремлении встретить содействие и понимание.
Способности и личностные качества, помогающие успешно преодолевать сложные ситуации, называют жизненными ресурсами личности. Жизненные ресурсы можно рассматривать как
Библиографический список
источник внутренних сил человека, позволяющий ему справиться с необычными жизненными ситуациями, стрессовыми факторами, трудностями внутреннего и внешнего плана, разобраться в проблемах и принять правильное решение, добиться успеха, самоактуализироваться. Существует два вида жизненных ресурсов: внутренние и внешние. К внешним можно отнести социальную поддержку, симпатии окружающих, взаимопомощь, к внутренним - интеллектуальные и эмоциональные ресурсы, духовный потенциал, стрессоустойчивость. Использовать внешние ресурсы возможно в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами - открытостью, доверием, толерантностью, умением и желанием понять, принять другого человека, разобраться в тех людях, которым он может доверить свои тайны. Внутренние ресурсы включают эмоциональный и социальный интеллекты. В эмоциональном интеллекте интегрируются умственные способности, позволяющие обработать эмоциональную информацию, которые включают структурные компоненты - распознавание собственных эмоций, эмоциональная регуляция (адекватность выражения эмоций), понимание эмоций. Качества, характеризующие эмоциональный интеллект, включают эмоциональную насыщенность жизни, эмоциональную устойчивость к стрессовым ситуациям, способность принимать свои эмоции, а не закрываться от них, способность к конгруэнтному выражению эмоций, способность «чувствовать» других людей, понимать и принимать их эмоции, способность сопереживать, сочувствовать другим людям. В целом, нам представляется целесообразным выделить следующие группы личностных ресурсов.
1. Мировоззрение и верования человека, сила духа.
2. Интеллект, креативность, интерес к миру.
3. Системы навыков, умений и знаний.
4. Энергетический ресурс, включающий физическое и психическое здоровье, выносливость человека, его темперамен-тальные характеристики.
5. Свойства личности, направленные на противостояние разрушительным воздействиям (жизнестойкость, целеустремлённость, оптимизм, локус контроля и т. п.).
Функциональная роль жизненных ресурсов в психической регуляции - преодоление аффективного напряжения, возникающего в процессе регуляции, контроль взаимодействия субъекта с окружающим его миром в целях сохранения и поддержания позитивного самоотношения.
1. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Ленинград, 1983 .
2. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Москва, 2001.
3. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. Москва, 2000.
4. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификации и диагностика: пособие для студентов и учителей. Горький, 1975.
References
1. Nemchin T.A. Sostoyaniya nervno-psihicheskogo napryazheniya. Leningrad, 1983 .
2. Pavlov I.P. Lekcii o rabote bol'shih polusharijgolovnogo mozga. Moskva, 2001.
3. Levitov N.D. O psihologicheskih sostoyaniyah cheloveka. Moskva, 2000.
4. Sosnovikova Yu.E. Psihicheskie sostoyaniya cheloveka, ih klassifikacii i diagnostika: posobie dlya studentovi uchitelej. Gor'kij, 1975.
Статья поступила в редакцию 11.05.16
УДК 331
Tohchukov М.О., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Head of Office for Quality of Education, Karachay-Cherkess State University n. a. U. D. Aliev (Cherkessk, Russia), Е-mail: [email protected]
THE BASIC MECHANISMS OF COOPERATION OF THE SOCIAL PARTNERS DURING THE ECONOMIC CRISIS. The article discusses mechanisms of cooperation of the social partners during the economic crisis, identifies the main problems. The implementation of the anti-crisis package implies the participation of a wide range of workers and representatives. In order to prevent social conflicts it is necessary to use such institutions and procedures, harmonize interests of employees and an employer as a fee for the conclusion and monitoring of the use of collective agreements. Thus, social partnership is a mechanism of regulation of socio-em-ployment relations, based on coordination of interests of workers and employers on issues of work relations and other directly related relations. Practical implementation of mechanisms of social partnership will help to take into account the interests of employees and assist them in times of crisis.
Key words: social partnership, social partnership principles, complex of anti-crisis measures, human resources.
М.О. Тохчуков, канд. экон. наук, доц. каф. экономических и финансовых дисциплин, начальник управления по качеству образования, ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Черкесск, Е- mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
В статье рассматриваются механизмы сотрудничества социальных партнёров в период экономического кризиса, выявляются основные проблемы. Реализация комплекса антикризисных мер предусматривает участие широкого круга работников и их представителей. В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо использовать такие институты и процедуры согласования интересов работников и работодателя, как комиссии по заключению и контролю выполнения коллективных договоров. Социальное партнёрство рассмотрено в качестве механизма регулирования социально-трудовых отношений, основанных на согласовании интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Практическая реализация механизмов, предусмотренных социальным партнёрством, поможет максимально учесть интересы работников и помочь им в условиях кризиса.
Ключевые слова: социальное партнёрство, принципы социального партнёрства, комплекс антикризисных мер, кадровый потенциал.
Социальное партнёрство является формой регулирования социально-трудовых отношений на трёхсторонней основе между работодателями, властью и профсоюзами.
Социальное партнёрство является специфической формой общественных отношений. При этом его основной целью является вовлечение как можно большего числа различных организаций в процесс социально-экономического развития общества. При практической реализации идей социального партнёрства появляется потенциальная возможность справиться с множеством социальных проблем, опираясь не на бюрократический аппарат, а на общественность.
Основными принципами социального партнёрства являются:
- демократичность, законность, добровольность, равноправие сторон;
- толерантность, компромисс, консенсус;
- социальная справедливость, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;
- социальный диалог, свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашений и договоров, обязательность их исполнения,
- ответственность сторон за неисполнение принятых соглашений и договоров [1].
Социальное партнёрство осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др. Взаимодействие социальных партнёров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с новым Трудовым кодексом Российской Федерации, который был введён в действие с 1 февраля 2002 года (его Последняя редакция от 30.12.2015 вступила в силу 10.01.2016) [2].
При наличии в организации коллективного договора, институтов представительства интересов работников (профсоюзной организации) для подготовки и реализации комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений целесообразно использовать имеющиеся органы, осуществляющие согласование интересов сторон. При согласии сторон может быть создан иной орган управления - например, антикризисная комиссия и др. В этом случае сторонами социального диалога должны быть определены круг задач, порядок формирования, состав и полномочия создаваемого органа, процедура подготовки предложений и порядок их утверждения.
Антикризисной комиссией может разрабатываться и согласовываться комплекс антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений. При этом в случае невозможности временного выполнения отдельных положений коллективного договора, стороны могут вступить в переговоры по временной приостановке действия данных положений и внести соответствующие изменения в коллективный договор в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Для эффективного взаимодействия социальным партнёрам необходимо обеспечить [3, с. 110]:
- проведение работы по разъяснению работникам организации особенностей кризисного периода, а также намеченных мер по сохранению конкурентоспособности организации, содействию занятости и социальной защищённости работников;
- своевременное и объективное информирование сторон о социально-экономическом положении в организации;
- привлечение к решению проблем в организациях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, компетентных в решении данных вопросов.
Тем самым социальные партнёры в пределах своей компетенции должны содействовать: разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров в досудебном порядке с использованием процедур, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, и предупреждению возникновения конфликтных ситуаций в организации среди членов коллектива и администрации.
Таблица 1
Система мер сохранения кадрового потенциала и рабочих мест в рамках антикризисной программы
Система основных мер Вспомогательные меры
- предоставление по просьбе работников (по личному заявлению) отпусков без сохранения заработной платы; - перевод в соответствии с нормами трудового законодательства РФ высвобождаемых работников на постоянную работу на места, занимаемые работниками-совместителями; - временное ограничение приёма новых работников и сокращение вакансий; - временный отказ от введения совмещения профессий; - отказ от применения на определённый период сверхурочных работ, работ в выходные и нерабочие праздничные дни; - перевод работников в соответствии с нормами трудового законодательства РФ на работу в другие подразделения и организации; - совершенствование графиков работы с введением режима неполного рабочего времени в порядке, предусмотренном трудовым законодательством; - установление для отдельных категорий работников неполной рабочей недели с корректировкой размера заработной платы локальными нормативными актами организации, в порядке, предусмотренном трудовым законодательством РФ. - установление режима неполного рабочего времени для самостоятельного поиска работы. - осуществление опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения; - направление работников на обучение другим профессиям в связи с возможным перепрофилированием производства; - переобучение, повышение квалификации работников с учётом имеющихся вакантных рабочих мест в организации, её филиалах; - оказание помощи в поиске работы в организациях соответствующего вида экономической деятельности, включая организации, расположенные в других регионах, при содействии органов государственной службы занятости
В антикризисной программе должны применяться различные меры и способы выхода из кризиса, обусловленные спецификой, условиями деятельности и финансово-экономическим состоянием организации. Использование каждой из отобранных мер должно быть согласовано в ходе соответствующих переговоров социальных партнёров. Для сохранения кадрового потенциала и рабочих мест могут быть использованы следующие меры [4]:
Стороны социального партнерства разрабатывают совместные мероприятия, направленные на обеспечение занятости работников, находящихся под риском увольнения, с учётом реализуемой региональной программы содействия занятости. Проект комплекса антикризисных мероприятий целесообразно обсудить на общем собрании работников, а также согласовать при необходимости с органами местного самоуправления [5].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация комплекса антикризисных мер предусматривает участие
Библиографический список
широкого круга работников и их представителей. При этом в целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Формы антикризисных программ в сфере социально-трудовых отношений, институты их разработки и согласования могут быть различны в зависимости от особенностей конкретной организации, например, комиссии по заключению и контролю выполнения коллективных договоров. Тем самым социальное партнёрство представляет собой механизм регулирования социально-трудовых отношений, основанный на согласовании интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Практическая реализация механизмов, предусмотренных социальным партнёрством, поможет максимально учесть интересы работников и помочь им в условиях кризиса.
1. Ляпанов А.В. К проблеме развития социального партнёрства в России. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014; 1.
2. Трудовой кодекс РФ. Available at: http://trudinspection.rU/kodeks.html#read
3. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие. Москва, 2009.
4. Рекомендации по взаимодействию социальных партнёров в организации в условиях экономического кризиса. Москва, 2009
5. Тохчуков М.О. Роль инноваций в развитии корпоративной культуры как элемента социально-трудовых отношений (теоретические аспекты). Вестник Академии права и управления. 2015; 38: 196 - 202.
References
1. Lyapanov A.V. K probleme razvitiya social'nogo partnerstva v Rossii. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomiki i servisa. 2014; 1.
2. Trudovoj kodeks RF. Available at: http://trudinspection.rU/kodeks.html#read
3. Holostova E.I. Social'naya politika isocial'naya rabota: uchebnoe posobie. Moskva, 2009.
4. Rekomendacii po vzaimodejstviyu social'nyh partnerov v organizacii v usloviyah 'ekonomicheskogo krizisa. Moskva, 2009
5. Tohchukov M.O. Rol' innovacij v razvitii korporativnoj kul'tury kak 'elementa social'no-trudovyh otnoshenij (teoreticheskie aspekty). Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2015; 38: 196 - 202.
Статья поступила в редакцию 23.04.16
УДК 159.9
Tsechoeva R.H., senior teacher, Department of Psychology, Ingush State University (Russia), E-mail: [email protected]
FACTORS AND CONDITIONS OF FORMATION OF EMOTIONAL STABILITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION SCHOOL. The article reveals psychological characteristics of students' emotional stability of the Ingush nationality, factors and conditions that enhance the emotional stability. The author concludes that the system of psychological skills, abilities and knowledge provides a repertoire of behavioral possibilities of a person, so any skill or knowledge adds to the noise immunity of a person in a difficult situation, increases emotional stability. Good physical and mental health contributes to successful exit from the crisis. However, the priority belongs to emotional health, which is defined as the presence of harmonious relationship of the man with the world. Among the main personal characteristics to overcome crisis situations, as the author believes, there are the strength, optimism and confidence, which are formed in the educational environment of a university.
Key words: emotional health, emotional stability, adjustment mechanisms.
Р.Х. Цечоева, ст. преп. каф. психологии, Ингушский государственный университет, г. Магас, E-mail: [email protected]
ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
В статье раскрываются психологические особенности эмоциональной устойчивости студентов ингушской национальности, факторы и условия, способствующие повышению эмоциональной устойчивости. Автор делает вывод, что система психологических навыков, умений и знаний обеспечивает репертуар поведенческих возможностей человека, поэтому любой навык или знание добавляет помехоустойчивости человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, повышает эмоциональную устойчивость. Хорошее физическое и психическое здоровье способствует успешному выходу из кризиса. Однако приоритет здесь принадлежит именно эмоциональному здоровью, под которым понимается наличие гармоничных отношений человека с окружающим миром. Из личностных особенностей главными для преодоления кризисных ситуаций, на наш взгляд, являются стойкость, оптимизм и уверенность в своих силах, которые формируются в образовательной среде вуза.
Ключевые слова: эмоциональное здоровье, эмоциональная устойчивость, адаптационные механизмы.
В жизни и деятельности любого человека независимо от возраста, пола, социального положения возникают напряжённые ситуации. Важно, чтобы человек умел находить выход из напряжённой ситуации, сохранил эмоциональную устойчивость, нормальный уровень работоспособности и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки деятельности и возникновение высоких эмоциональных нагрузок [1]. Хронический стресс, длительное переживание негативной эмоции ослабляют иммунную систему, организм предоставляет вредоносным бактериям благоприятную почву для развития болезней [2]. Эмоциональное здоровье способствует сохранению здоровья физи-
ческого, поэтому человеку в любом возрасте необходимо своё эмоциональное здоровье уметь держать под контролем.
Функционируя в модальности здоровья, эмоции обеспечивают условия личностного роста. Эмоциональное здоровье является индивидуальной гипотезой жизни, той перспективой, которую человек видит для себя и предопределяет направление и энергию деятельности, личной жизни. Личность должна быть независимой и самостоятельной; это достигается в том случае, если идеальные устремления будут значительнее, содержательнее, выше, чем оценка других, поскольку последняя адресована к продукту деятельности, уже состоявшемуся, то есть прошлому.