В антикризисной программе должны применяться различные меры и способы выхода из кризиса, обусловленные спецификой, условиями деятельности и финансово-экономическим состоянием организации. Использование каждой из отобранных мер должно быть согласовано в ходе соответствующих переговоров социальных партнёров. Для сохранения кадрового потенциала и рабочих мест могут быть использованы следующие меры [4]:
Стороны социального партнерства разрабатывают совместные мероприятия, направленные на обеспечение занятости работников, находящихся под риском увольнения, с учётом реализуемой региональной программы содействия занятости. Проект комплекса антикризисных мероприятий целесообразно обсудить на общем собрании работников, а также согласовать при необходимости с органами местного самоуправления [5].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация комплекса антикризисных мер предусматривает участие
Библиографический список
широкого круга работников и их представителей. При этом в целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Формы антикризисных программ в сфере социально-трудовых отношений, институты их разработки и согласования могут быть различны в зависимости от особенностей конкретной организации, например, комиссии по заключению и контролю выполнения коллективных договоров. Тем самым социальное партнёрство представляет собой механизм регулирования социально-трудовых отношений, основанный на согласовании интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Практическая реализация механизмов, предусмотренных социальным партнёрством, поможет максимально учесть интересы работников и помочь им в условиях кризиса.
1. Ляпанов А.В. К проблеме развития социального партнёрства в России. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014; 1.
2. Трудовой кодекс РФ. Available at: http://trudinspection.rU/kodeks.html#read
3. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие. Москва, 2009.
4. Рекомендации по взаимодействию социальных партнёров в организации в условиях экономического кризиса. Москва, 2009
5. Тохчуков М.О. Роль инноваций в развитии корпоративной культуры как элемента социально-трудовых отношений (теоретические аспекты). Вестник Академии права и управления. 2015; 38: 196 - 202.
References
1. Lyapanov A.V. K probleme razvitiya social'nogo partnerstva v Rossii. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomiki i servisa. 2014; 1.
2. Trudovoj kodeks RF. Available at: http://trudinspection.rU/kodeks.html#read
3. Holostova E.I. Social'naya politika isocial'naya rabota: uchebnoe posobie. Moskva, 2009.
4. Rekomendacii po vzaimodejstviyu social'nyh partnerov v organizacii v usloviyah 'ekonomicheskogo krizisa. Moskva, 2009
5. Tohchukov M.O. Rol' innovacij v razvitii korporativnoj kul'tury kak 'elementa social'no-trudovyh otnoshenij (teoreticheskie aspekty). Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2015; 38: 196 - 202.
Статья поступила в редакцию 23.04.16
УДК 159.9
Tsechoeva R.H., senior teacher, Department of Psychology, Ingush State University (Russia), E-mail: [email protected]
FACTORS AND CONDITIONS OF FORMATION OF EMOTIONAL STABILITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION SCHOOL. The article reveals psychological characteristics of students' emotional stability of the Ingush nationality, factors and conditions that enhance the emotional stability. The author concludes that the system of psychological skills, abilities and knowledge provides a repertoire of behavioral possibilities of a person, so any skill or knowledge adds to the noise immunity of a person in a difficult situation, increases emotional stability. Good physical and mental health contributes to successful exit from the crisis. However, the priority belongs to emotional health, which is defined as the presence of harmonious relationship of the man with the world. Among the main personal characteristics to overcome crisis situations, as the author believes, there are the strength, optimism and confidence, which are formed in the educational environment of a university.
Key words: emotional health, emotional stability, adjustment mechanisms.
Р.Х. Цечоева, ст. преп. каф. психологии, Ингушский государственный университет, г. Магас, E-mail: [email protected]
ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
В статье раскрываются психологические особенности эмоциональной устойчивости студентов ингушской национальности, факторы и условия, способствующие повышению эмоциональной устойчивости. Автор делает вывод, что система психологических навыков, умений и знаний обеспечивает репертуар поведенческих возможностей человека, поэтому любой навык или знание добавляет помехоустойчивости человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, повышает эмоциональную устойчивость. Хорошее физическое и психическое здоровье способствует успешному выходу из кризиса. Однако приоритет здесь принадлежит именно эмоциональному здоровью, под которым понимается наличие гармоничных отношений человека с окружающим миром. Из личностных особенностей главными для преодоления кризисных ситуаций, на наш взгляд, являются стойкость, оптимизм и уверенность в своих силах, которые формируются в образовательной среде вуза.
Ключевые слова: эмоциональное здоровье, эмоциональная устойчивость, адаптационные механизмы.
В жизни и деятельности любого человека независимо от возраста, пола, социального положения возникают напряжённые ситуации. Важно, чтобы человек умел находить выход из напряжённой ситуации, сохранил эмоциональную устойчивость, нормальный уровень работоспособности и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки деятельности и возникновение высоких эмоциональных нагрузок [1]. Хронический стресс, длительное переживание негативной эмоции ослабляют иммунную систему, организм предоставляет вредоносным бактериям благоприятную почву для развития болезней [2]. Эмоциональное здоровье способствует сохранению здоровья физи-
ческого, поэтому человеку в любом возрасте необходимо своё эмоциональное здоровье уметь держать под контролем.
Функционируя в модальности здоровья, эмоции обеспечивают условия личностного роста. Эмоциональное здоровье является индивидуальной гипотезой жизни, той перспективой, которую человек видит для себя и предопределяет направление и энергию деятельности, личной жизни. Личность должна быть независимой и самостоятельной; это достигается в том случае, если идеальные устремления будут значительнее, содержательнее, выше, чем оценка других, поскольку последняя адресована к продукту деятельности, уже состоявшемуся, то есть прошлому.
Наше исследование выполняется на совокупной выборке студентов республики Ингушетии, представители которых имеют этнические особенности в культуре и психологии. Определённая общность и своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий развития, образа жизни, культуры привели к формированию типичных черт социального и национально-психологического облика представителей Северного Кавказа, особенностей эмоционального регулирования в поведении. Данные этнографических, социально-психологических и социологических исследований показывают, что представители ингушского народа наделены:
• высокоразвитым, обострённым чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплочённости и ответственности;
• чертами преимущественно холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации;
• большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально предпочтительны и выгодны;
• подчёркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
• достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;
• стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также к образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку [3].
В повседневном общении и учебной деятельности с представителями других национальностей у жителей Северного Кавказа заметна тенденция к образованию микрогрупп не только по национальному признаку, но и по принадлежности к коренным народам Кавказа вообще. Обладая хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в студенческих коллективах. В этом проявляются особенности воспитания мальчиков в семьях на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о сёстрах, даже старших, о младших братьях. В семьях воспитывается любовь к младшим, помощь им во всём, что превратилось в национальную особенность и постоянную потребность. Дети в ингушских семьях практически не подвергаются наказаниям, вырастают самостоятельными, так как родители предъявляют им минимум запретов. Занятия национальными видами борьбы, своеобразная народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, постоянную готовность к отпору, активность. Такие качества представителей разных народов Северного Кавказа позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности, повысить эмоциональную устойчивость. Достаточно своеобразно понимание старшинства в семьях. Если в многонациональном коллективе задевают их достоинство и самолюбие, не учитывают их национальных традиций, то они способны воспротивиться выполнению их указаний. Встречая в подобных случаях жёсткую требовательность, решительность и уверенность в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Кавказа осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с трудом. Тип личности, свойственный культуре Ингушетии, определяет типичные
Библиографический список
для народа способы общения: медленность вхождения в новую социальную среду, интровертированность как обращённость внутрь своей малой первичной группы. Большое значение первичной группы для человека нашей культуры заключается и в том, что именно через неё происходит передача культуры, архетипов и личностных качеств нашего народа. Не через прессу передаётся память, принципы, «социальные архетипы». Они передаются от человека к человеку непосредственно, лично и строго доверительно. Поэтому нарушения этого критерия особо значимы и ведут к серьёзным нарушениям не только психического (в его традиционном толковании) и душевного здоровья социума (трансформация способов общения, укорененных в национальном характере), но и его духовного здоровья. Эмпирическим подтверждением дезадаптации в микросоциальных отношениях служат следующие факты. Начиная с конца 20 века фиксируется устойчивое снижение количества браков и увеличение числа разводов, что свидетельствует не только о разрушении института семьи и брака, но и о возрастающем чувстве одиночества, покинутости, разрушении человеческих связей, и, как следствие, снижении эффективности социальной поддержки, обеспечивающей так называемый «буферный эффект» по отношению к стрессовым факторам. По данным нашего исследования, в среде студентов чувство одиночества «часто» испытывают 23 % респондентов, «редко» - 42 %, в то же время «чувство локтя», защищённость «редко» испытывают 66 %, а 21 % респондента не испытывали его никогда, и только 13 % считают, что они находятся в ситуации защищённости. «Буферный эффект» обеспечивается в основном за счёт таких явлений общения, как соучастие, сопереживание, доброжелательность, вера в человека, его силы. 58 % респондентов указали, что они часто сталкиваются с безразличием.
В этой связи огромную роль приобретают психотерапевтические, психогигиенические и психопрофилактические функции культуры. В каждой культуре наработаны свои способы поддержания душевного здоровья, выраженные в традициях, обрядах, закреплённые в национальном характере [3]. К ним относятся: отработанная в течение веков система удовлетворения первичных потребностей, направленная на обеспечение физического комфорта, как условие телесного, психического и душевного благополучия; традиции переживания горя, смерти; традиции общения; брачные обряды; способы снятия эмоционального напряжения (игры, пение, заговоры, гадания); рассмотрение своей культуры как эталона, на основании противопоставления «мы -они». Поэтому в образовательной среде вуза должны поддерживаться традиции и культура народа.
Таким образом, система психологических навыков, умений и знаний обеспечивает репертуар поведенческих возможностей человека, поэтому любой навык или знание добавляет помехоустойчивости человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, повышает эмоциональную устойчивость. В этой связи следует также упомянуть и о роли разных видов искусства, приобщение к которым повышает шансы человека на восстановление своего внутреннего мира после психической травмы. Произведения искусства, особенно относящиеся к литературе, театру, кино, поставляют модели поведения в ситуации кризиса, следуя которым человек может преодолеть подобную жизненную ситуацию в своей жизни. Хорошее физическое и психическое здоровье способствует успешному выходу из кризиса. Однако приоритет здесь принадлежит именно эмоциональному здоровью, под которым понимается наличие гармоничных отношений человека с окружающим миром. Из личностных особенностей главными для преодоления кризисных ситуаций, на наш взгляд, являются стойкость, оптимизм и уверенность в своих силах, которые формируются в образовательной среде вуза.
1. Медведева Н.И. Психологическая помощь первокурсникам в адаптации к обучению в университете. Вестник университета (Государственный университет управления) 2014; 13: 314 - 316.
2. Медведева Н.И. Современные подходы к психологическому сопровождению личности в условиях стрессогенной социальной среды. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014; 4 (43): 236 - 239.
3. Крысько В. Этническая психология: учебное пособие. Москва, 2002.
References
1. Medvedeva N.I. Psihologicheskaya pomosch' pervokursnikam v adaptacii k obucheniyu v universitete. Vestnikuniversiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya) 2014; 13: 314 - 316.
2. Medvedeva N.I. Sovremennye podhody k psihologicheskomu soprovozhdeniyu lichnosti v usloviyah stressogennoj social'noj sredy. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2014; 4 (43): 236 - 239.
3. Krys'ko V. 'Etnicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2002.
Статья поступила в редакцию 11.05.16