УДК 37
Круткина Е.И.
студент магистратуры Самарский государственный социально-педагогический университет
(г. Самара, Россия)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СДАЧЕ ЕГЭ
Аннотация: в статье рассматривается важность психологического сопровождения старшеклассников в период подготовки к сдаче ЕГЭ. В теоретическом обосновании рассматривается необходимость исследования психологической готовности старшеклассников и методы психологического сопровождения к сдаче ЕГЭ, а также раскрываются компоненты психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, психологическая готовность, диагностика, психологическое консультирование, единый государственный экзамен.
Единый государственный экзамен - форма проведения итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в ВУЗ. Этот процесс может стать источником значительного стресса для старшеклассников из-за высоких ожиданий со стороны педагогов и родителей, а также давления конкуренции. Нередко подростки могут испытывать тревожность, беспокойство перед сдачей ЕГЭ. Учитывая это, психологическое сопровождение старшеклассников к сдаче ЕГЭ становится важнейшим аспектом в обеспечении их успеха и благополучия в этом периоде.
В этой ситуации выпускник более чем когда-либо нуждается в психологической помощи и поддержке родителей, педагогов, психологов. Идея психологического сопровождения является востребованной и достаточно разработанной в образовательной практике [1].
Авторы Г. Бардиер, В.С. Мухина, Ю.В. Слюсарев полагают, что важнейшей характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи, в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями» [5].
Психологическое сопровождение предполагает поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития личности и адаптации в социуме [7].
Психологическое сопровождение выпускников в период итоговой аттестации является необходимым направлением работы психолога образовательного учреждения. На сегодняшний день имеется огромное количество материалов для выпускников и педагогов, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к ЕГЭ. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к единому государственному экзамену [2].
Центральным, системообразующим ориентиром в процессе подготовки к экзамену является понятие психологической готовности выпускника к сдаче выпускного экзамена. Под психологической готовностью к ЕГЭ мы понимаем внутренний настрой на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализацию и приспособление возможностей личности для успешной деятельности в ситуации сдачи экзамена [4].
Для формирования психологической готовности у старшеклассников и создания благоприятной ситуации, психологу-педагогу необходимо знать структуру психологической готовности школьника. М.Ю. Чибисова выделяет четыре основных компонента психологической готовности:
1. Мотивационно-ценностный компонент отражает цели, потребности, желания и ценности человека, которые мотивируют его к действию.
Представляет собой систему ценностей, убеждений, целей и мотивации человека, которые влияют на его готовность к выполнению определенных действий и достижению конкретных результатов. Включает в себя как внутренние, так и внешние мотивы, которые могут стимулировать человека к действию. Этот компонент определяет, что для человека является значимым, что его вдохновляет и удерживает, и какие ценности он ценит в своей жизни.
2. Эмоциональный компонент включает в себя эмоциональные реакции человека на ситуации, связанные с готовностью к выполнению определенных действий. Включает в себя уровень стресса, тревожности, уверенности, и вовлеченности в деятельность, описывает эмоциональное состояние человека во время выполнения определенных задач или перед выполнением них.
3. Когнитивный компонент отражает интеллектуальные процессы, связанные с оценкой ситуации, планированием и принятием решений. Относится к умственным процессам, предшествующим выполнению определенной задачи. Он включает в себя планирование, прогнозирование, принятие решений, концентрацию внимания и умение решать проблемы.
4. Поведенческий компонент связан с реализацией планов и принятых решений, а также с осуществлением конкретных действий. Он включает в себя умение контролировать свои эмоции, принимать решения и предпринимать действия в соответствии с поставленными целями [8].
Таким образом, компоненты психологической готовности описывают различные аспекты, которые влияют на готовность старшеклассника к выполнению определенных действий или решению задач.
Проблема формирования психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ требует комплексного подхода на основе построения психолого-педагогической технологии, которая позволила бы не только спланировать конкретные мероприятия по решению вышеозначенной проблемы, но и отследить результативность ее решения [6].
Для психологического сопровождения целесообразно использовать консультирование, диагностику, коррекционно-развивающую работу,
просвещение, психологическое консультирование, направленное на формирование у старшеклассников знаний о трудностях, которые возникают при подготовке к экзамену, активизацию личностных и социальных ресурсов, помогающих приобрести уверенность в возможности преодоления трудностей [1].
Психологическое сопровождение старшеклассников реализуется следующими способами:
1. Психологическая диагностика. Первоначально показано проведение фронтальной диагностики обучающихся выпускных классов: выявление детей группы риска, диагностика уровня тревожности. По результатам проведенной диагностики педагог-психолог составляет программу коррекционной работы и программу психологического сопровождения. На этом этапе можно сформировать группу поддержки, состоящую из детей, у которых могут возникнуть трудности в подготовке к экзаменам. Работа с группой поддержки проводится в рамках индивидуальных или групповых консультаций, проведения тренинговых занятий корректирующей направленности.
2. Индивидуальное и групповое консультирование старшеклассников. Проведение консультативной работы с обучающимися по преодолению трудностей и развитию навыков, способствующих эффективной сдаче ОГЭ и ЕГЭ: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей.
3. Тренинговые занятия со старшеклассниками. Групповые занятия по контролю эмоций, преодолению стрессового состояния (личностные трудности), ознакомлении с процедурой сдачи экзаменов, проведение встреч с выпускниками прошлого учебного года, уже сдавших экзамены (процессуальные трудности), выработка индивидуального стиля работы (когнитивные трудности).
4. Информационная поддержка старшеклассников. Составление и выпуск различной информационной литературы - буклеты, памятки, брошюры. В рамках данного направления также рекомендуется оформление
информационного стенда для учеников («Сдаем ОГЭ и ЕГЭ», «В день экзамена» и т.п.) [7].
Таким образом, психологическое сопровождение выпускников в период подготовки и сдачи ЕГЭ является необходимым направлением работы школьной психологической службы. При отсутствии психологической подготовки, выпускник знает предмет, умеет решать те или иные задачи, но может не справится с экзаменационными заданиями, ввиду неуверенности в собственных силах или недостаточного уровня управления своими эмоциями в деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Батищев В.Н. Психологическая помощь старшеклассникам перед Единым государственным экзаменом // Психология и школа. - 2014. - № 4. - С. 23-34;
2. Жильцова Ю.В. Профилактика и коррекция психологического здоровья учащихся и педагогов при подготовке и сдаче ЕГЭ/ Ю.В. Жильцова. Рязань, РИРО, 2010. с. 53;
3. Лихачева А.Ю. Психологическая готовность старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 42. - С. 121-126;
4. Макарова, Е. С. Программа психологического сопровождения старшеклассников как средство повышения уровня готовности к ЕГЭ / Е. С. Макарова, Е. В. Ярославкина // Шамовские чтения : сборник статей XV Международной научно-практической конференции: В 2 ч., Москва, 21-25 января 2023 года. Том Ч. 1. - Москва: 5 за знания, 2023. - С. 717-724;
5. Мухина В. С., Горянина В. А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО // Воспитание и развитие личности: Материалы международной научно-практической конференции. Под ред. В. А. Горяниной. - М.: ИРЛ РАО, 1997. С. 4-12;
6. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие/ Сост. Л.Р. Халикова, Р.Р. Шафигуллина. -Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. - 204 с;
7. Романова, А.Н. Психологическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ/А.Н. Романова//Научно-методический электронный журнал «КОНЦЕПТ» «Архив номеров». - Октябрь, 2012. http: //scipeople. ru/publication/111571/;
8. Чибисова М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами и родителями. - М.: Генезис, 2009. - 184 с.
Krutkina E.I.
Samara State Socio-Pedagogical University (Samara, Russia)
PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR HIGH SCHOOL KIDS TO TAKE UNIFIED STATE EXAM
Abstract: the article discusses the importance of psychological support for high school students in preparation for the Unified State Exam. The theoretical justification considers the need to study the psychological readiness of high school students and methods of psychological support for passing the Unified State Exam, and also reveals the components of the psychological readiness of high school students for the Unified State Exam.
Keywords: psychological support, psychological readiness, diagnostics, psychological counseling, unified state exam.