УДК 37
Круткина Е.И.
студент магистратуры Самарский государственный социально-педагогический университет
(г. Самара, Россия)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СДАЧЕ ЕГЭ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация: статья посвящена психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ. Проанализировано понятие «психологическая готовность» и эффективность ее формирования у старшеклассников. Представлены результаты исследования сформированности основных компонентов ЕГЭ. Полученные результаты могут быть использованы для разработки практических рекомендаций по повышению психологической готовности старшеклассников к сдаче экзамена ЕГЭ.
Ключевые слова: психологическая готовность, единый государственный экзамен, психологическое сопровождение.
Единый государственный экзамен - это особое тестирования для проверки знаний, умений и навыков обучающихся, полученных за годы обучения в школе.
Для многих старшеклассников единый государственный экзамен становится трудной жизненной ситуацией, подготовка к которой на протяжении многих лет вызывает хронический стресс [2]. В связи с чем, вопрос о необходимости оказания психологической помощи старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ на сегодняшний день достаточно актуален.
В нашем научной работе, мы рассматриваем психологическую готовность подростка к ЕГЭ. Не так много ученых занимались исследованием готовности школьников, именно к итоговой аттестации. К ним можно отнести М.Ю. Чибисова, А.Ю. Лихачева, А.В. Запорожец, И.В. Долгополова.
М.Ю. Чибисова считает, что психологическая готовность - это «сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ» [6].
По мнению А.В. Запорожца, для общей характеристики готовности имеет значение совокупность сформированных качеств - психологическую готовность нельзя свести к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений [1]. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т.д. [4].
Сформированность состояния психологической готовности помогает старшекласснику успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, навыки, умения, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при возникновении непреодолимых препятствий [6].
Необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день имеется недостаток психологических исследований, касающихся влияния на сдачу единого государственного экзамена индивидуальных особенностей школьников, представлено малое количество программ психологического сопровождения старшеклассников в процессе сдачи ЕГЭ [3].
Эффективность формирования психологической готовности к единому государственному экзамену старшеклассника зависит от особенностей развития познавательных процессов [2].
Эффективность формирования психологической готовности у старшеклассников может быть достигнута через различные методы и подходы:
1) Психологическое консультирование и поддержка. Предоставление старшеклассникам возможности обращаться за помощью и поддержкой со стороны психолога или педагога. Это позволяет им развивать психологическую стойкость и готовность к решению проблем.
2) Обучение навыкам саморегуляции. Помощь Обучающимся в развитии навыков управления своими эмоциями, стрессом, а также в умении принимать решения и решать конфликты.
3) Развитие эмоционального интеллекта. Помощь старшеклассникам в понимании и управлении своими эмоциями, а также в развитии навыков эмпатии и социальной компетентности.
4) Проведение тренингов и мастер-классов по развитию психологической готовности. Организация специальных занятий, направленных на развитие у старшеклассников навыков адаптации к изменениям, управления стрессом, повышения самооценки.
5) Психологическое обучение и информирование. Предоставление старшеклассникам информации о психологических аспектах развития, возможных проблемах, способах и методах их решения [3].
Таким образом, важно создание такой образовательной среды, которая способствует развитию психологической готовности учащихся, и обеспечение возможности для практического применения приобретенных знаний и навыков в реальных жизненных ситуациях.
С целью выявления уровня психологической готовности старшеклассников было проведено эмпирическое исследование в центре внешкольной работы «Поиск» г. о. Самара среди 29 старшеклассников в возрасте 15-16 лет.
Для реализации эмпирического исследования использованы следующие методики: диагностика психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов (М.Ю. Чибисова), методика «Определение доминирующего состояния» (Л.В. Куликов), методика «Определение личностной и ситуативной тревожности» по Ч.Д. Спилбергу-Ханина.
По результатам диагностики психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов М.Ю. Чибисовой у 20 обучающихся (69%) фиксируется средний уровень психологической готовности, у 6 (20,7%) низкий уровень, и у 3 (10,3%) - высокий.
Результаты диагностики по методике «Определение доминирующего состояния» ДС-8 следующие: у старшеклассников преобладают средние и низкие баллы по шкалам «активное/пассивное отношение», «бодрость/уныние», «тонус высокий/низкий», «спокойствие/тревога», «устойчивость эмоционального тона», «положительный образ себя». Наиболее высокие баллы фиксируются в шкалах «удовлетворенность жизнью» и «раскованность/напряженность».
Методика «Определение личностной и ситуативной тревожности» по Ч.Д. Спилбергу-Ханина показала, что большинство старшеклассников (17 обучающихся), демонстрируют низкие показатели по шкале реактивной тревожности (58,6%), однако по шкале личностной тревожности у большинства старшеклассников - 22 обучающихся (75,9%) отмечается умеренная тревожность.
Исходя из результатов диагностики следует, что эмоциональное состояние большинства старшеклассников нестабильно, у детей отмечается тревожность, снижение жизненного тонуса, понижена активность. Таким образом, требуется психологическое сопровождение старшеклассников, которое будет способствовать формированию психологической готовности к ЕГЭ.
Выделяют следующие направления формирования психологической готовности школьников к единому государственному экзамену [5]:
Психологическую диагностику, которая позволит выявить уровень психологической готовности старшеклассников.
Психологическое консультирование, направленное на формирование у старшеклассников знаний о трудностях, которые возникают при подготовке к экзамену, активизацию личностных и социальных ресурсов, помогающих приобрести уверенность в возможности преодоления трудностей.
Коррекционно-развивающую работу, проводимую со старшеклассниками, имеющими трудности в усвоении общеобразовательной
программы и направленную на обучение их способам снятия эмоционального напряжения, повышение сопротивляемости стрессу.
Психологическое просвещение, которое заключается в формировании у школьников, педагогов и родителей интереса к психологическим знаниям и готовности использовать их в собственном развитии.
Психологическую профилактику, направленную на формирование уверенного поведения старшеклассников посредством их участия в социально-психологических тренингах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 811 с.;
2. Климанова Н.Г. Тревожность и самооценка старшеклассников на пробном ГИА, ЕГЭ // В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 5 частях. - 2012. - С. 73-74;
3. Комолкина О. И. Экзаменационный стресс и его влияние на организм человека // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы науч. -практ. конф. (заоч.) с междунар. участием. 2017. С. 272-275;
4. Хабибуллина, Ф.А., Эмоциональное состояние старшеклассников при подготовке к ЕГЭ / Ф.А. Хабибуллина, О.М. Штерц // изд-во: Казанского федерального университета в г. Елабуга, 2015. - 49 с.;
5. Хухлаева, О. В. Психологическая служба в образовании. Школьный психолог: учебное пособие для вузов / О. В. Хухлаева. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 353 с.;
6. Чибисова, М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями / М.Ю. Чибисова // М.: Генезис, 2013. -184 с.
Krutkina E.I.
Samara State Socio-Pedagogical University (Samara, Russia)
STUDY OF PSYCHOLOGICAL READINESS TO TAKE UNIFIED STATE EXAM IN HIGH SCHOOL KIDS
Abstract: the article is devoted to the psychological readiness of high school students to take the Unified State Exam. The concept of "psychological readiness" and the effectiveness of its formation in high school students are analyzed. The results of the study of the formation of the main components of the Unified State Exam are presented. The results obtained can be used to develop practical recommendations for improving the psychological readiness of high school students to take the Unified State Exam.
Keywords: psychological readiness, unified state exam, psychological support.