Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОГРАММА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ / PROFESSIONAL SELF-AWARENESS / VOCATIONAL SKILL / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL FORMATION / CURRICULUM / EFFECTIVENESS OF THE CURRICULUM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плотникова Маргарита Юрьевна

В статье рассматривается значимость становления профессионального самосознания в процессе обучения в вузе. С целью формирование компонентов профессионального самосозанния разработана программа для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 - психология (уровень бакалавриат). В статье описываются результаты реализации программы психологического сопровождения становления профессионального самосознания студентов психологов в процессе обучения в вузе. Представлено краткое содержание программы, сроки ее реализации, анализ результатов диагностических срезов до и после реализации программы, результаты математико-статистической обработки данных, выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Плотникова Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-AWARENESS OF STUDENTS OF PSYCHOLOGISTS IN THE PROCESS OF TRAINING AT THE UNIVERSITY

The article touches upon of the importance of the formation of professional self-awareness in the process of studying at a university. The curriculum has been developed for students studying in the field of training 37.03.01- psychology (bachelor's level). The purpose of the curriculum is to form the components of professional self-awareness. It is reported about the results of the implementation of the curriculum of psychological support for the formation of professional self-awareness of psychology students in the process of studying at the university. A brief summary of the program, the timing of its implementation, the analysis of the results of diagnostic cross-sections before and after the implementation of the program, the results of mathematical and statistical data processing, and conclusions are presented.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Психология

УДК 37.015.3

кандидат психологических наук Плотникова Маргарита Юрьевна

Забайкальский государственный университет (г. Чита)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается значимость становления профессионального самосознания в процессе обучения в вузе. С целью формирование компонентов профессионального самосозанния разработана программа для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 - психология (уровень бакалавриат). В статье описываются результаты реализации программы психологического сопровождения становления профессионального самосознания студентов психологов в процессе обучения в вузе. Представлено краткое содержание программы, сроки ее реализации, анализ результатов диагностических срезов до и после реализации программы, результаты математико-статистической обработки данных, выводы.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, профессиональный опыт, готовность к профессиональной деятельности, профессиональное становление, программа, эффективность программы.

Anrntation. The article touches upon of the importance of the formation of professional self-awareness in the process of studying at a university. The curriculum has been developed for students studying in the field of training 37.03.01- psychology (bachelor's level). The purpose of the curriculum is to form the components of professional self-awareness. It is reported about the results of the implementation of the curriculum of psychological support for the formation of professional self-awareness of psychology students in the process of studying at the university. A brief summary of the program, the timing of its implementation, the analysis of the results of diagnostic cross-sections before and after the implementation of the program, the results of mathematical and statistical data processing, and conclusions are presented.

Keywords: professional self-awareness, vocational skill, readiness for professional activity, professional formation, curriculum, effectiveness of the curriculum.

Введение. Вопросы профессионального развития личности в период обучения в вузе на сегодняшний день являются приоритетными, о чем указывается в национальном проекте России «Образование» в направлении «Молодые профессионалы». Одна из задач современной подготовки будущих кадров -получение студентами профессиональных компетенций, отвечающих актуальным запросам рынка труда.

Изучение вопросов профессиональной подготовки студентов психологов особенно актуально в настоящее время. Интерес к этой области исследований связан с тем, что психологическое знание активно внедряется во многие социальные сферы, становится востребованным при решении сложных, многогранных задач в различных профессиональных видах деятельности. Это требует от будущих психологов высокого уровня сформированности профессионального самосознания, способного обеспечить конструктивные процессы адаптации к различным социальным условиям, реализацию основных направлений профессиональной деятельности в различных сферах труда, творческую самореализацию, проявление инициативности.

Данные аспекты профессионального становления личности напрямую связаны с формированием профессионального самосознания. Становление профессионального самосознания характеризуется целенаправленным освоением профессионального опыта - системы компетенций и отношений в избранной профессиональной деятельности, ценностных представлений о данной профессиональной общности, развитием и наполнением предметным содержанием мотивов и целей будущей деятельности, формированием готовности к саморазвитию, к осуществлению основных направлений работы психолога в реальной практической деятельности, разнообразным профессиональным опытом, опытом творческой самореализации, проявления инициативности [4].

Вопросы эффективного психологического сопровождения становления профессионального самосознания будущих психологов становятся значимыми в период профессиональной подготовки обучения в вузе.

Изложение основного материала статьи. Многие ученые (A.A. Деркач, Э.Ф. Зеер, Ю.П. Поваренков и др.) отмечают, что профессиональное становление предполагает использование совокупности развернутых во времени приемов социального воздействия на личность, включение ее в разнообразные профессионально значимые виды деятельности с целью формирования системы профессионально важных знаний, умений, качеств, форм поведения и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности.

A.A. Деркач, рассматривая профессиональный путь личности, указывает на то, что становление субъекта деятельности является следствием прохождения человеком сложного пути своего развития, подготовки к вхождению в мир профессий, освоения профессиональной деятельности, адаптации к ней и совершенствования профессионального мастерства. Становление субъекта деятельности со своей позицией, профессиональными планами, стратегией поведения, целями и программами действий, отношением к результатам деятельности и другими специфическими свойствами является результатом преломления законов развития человека, изменения психического склада на жизненном пути под влиянием деятельностных детерминант [1].

Становление профессионального самосознания студентов психологов в процессе обучения в вузе связано с процессом обогащения профессионального опыта, как показал имеющийся опыт психологического сопровождения профессионального становления личности - именно процесс обогащения профессионального опыта расширяет возможности процесса эффективного становления и развития профессионального самосознания личности [7, 8].

На основе ранее проведенных исследований [3], [4] нами была разработана программа сопровождения профессионального становления студентов психологов в процессе обучения в вузе. Цель программы: создать условия обогащения профессионального опыта с целью развития профессионального самосознания студентов психологов. Следует отметить, что в своих исследованиях мы показывали взаимосвязь показателей профессионального опыта с показателями профессионального самосознания, и результативность

сопровождения становления профессионального самосознания студентов психологов разных курсов обучения в вузе [4]. Однако, учитывая динамичное развитие психологической практики, своеобразие социальной среды, в которой происходит становление будущих специалистов, возросшие требования к уровню личностного развития и общей подготовке будущих психологов, определились и новые подходы к реализации программы сопровождения становления профессионального самосознания студентов психологов.

Психологической основой для разработки программы послужили: принцип саморазвития, интегрирующий систему фундаментальных принципов развития личности сформулированных в культурно-исторической теории происхождения и формирования психики и сознания Л.С. Выготского, психологическая теория личности и деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. С точки зрения деятельностного подхода, разрабатываемого С.Л. Рубинштейном [6] и его последователями, деятельность характеризуется, прежде всего, следующими особенностями: 1) это всегда деятельность субъекта, не может быть бессубъектной деятельности; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, то есть она необходимо является предметной, содержательной; 3) она хотя бы в минимальной степени всегда творческая и 4) самостоятельная.

Созданная программа, реализована на кафедре теоретической и практической психологии Забайкальского государственного университета в период с 2017 по 2020 гг., показала свою эффективность и результативность в процессе подготовки будущих кадров психологического профиля. В программе принимали участие студенты очного обучения, обучающиеся по профилю подготовки «37.03.01 -Психология» (бакалавриат) с первого по четвертый курс в количестве 46 человек.

Представим краткое содержание программы сопровождения становления профессионального самосознания студентов психологов и основные результаты её реализации. В программу вошли следующие направления работы: школа профессионального мастерства, неделя психологии (реализуемая ежегодно), психологические мастерские, дискуссионный клуб, различные психологические акции, мероприятия. В планировании и разработке психологических мероприятий студенты привлекались как активные субъекты своего профессионального становления, а не только как участники запланированных мероприятий. В мероприятиях, запланированных и реализованных студентами психологами, участвовали приглашенные студенты вуза, обучающиеся по другим направлениям.

Для выявления эффективности реализации программы сопровождения становления различных компонентов профессионального самосознания у студентов направления «37.03.01 - Психология», была проведена психологическая диагностика до и после реализации программы, результаты диагностических срезов применялся математико-статистический метод Т-критерий Вилкаксона. В диагностический комплекс методов и методик для исследования различных компонентов профессионального самосознания вошли: методика исследования самоотношения (МИС, С.Р. Пантелеева), опросник изучения уровня субъективного контроля (УСК, Е.Ф. Бажина), тест смысложизненных ориентаций (СЖО, Д.А. Леонтьева), методика измерения уровня самоактуализации личности (САТ); методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Представим основные результаты данного этапа исследования, цель которого - выявить произошедшие изменения в показателях самосознания у студентов психологов, участвующих в программе. Для выявления эффективности реализации программы сопровождения становления различных компонентов профессионального самосознания у студентов направления «37.03.01 - Психология», была проведена психологическая диагностика до и после реализации программы, для анализа результатов диагностических срезов применялся математико-статистический метод Т-критерий Вилкаксона. Представим основные результаты данного этапа исследования, цель которого - выявить произошедшие изменения в показателях самосознания студентов психологов, участвующих в программе.

Так, изменения в эмоционально-оценочном компоненте профессионального самосознания нашли свое отражение в статистически значимых различиях по следующим шкалам методики исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантилеева: «Самоуверенность» (р<0,01), «Самопринятие» (р<0,01), «Самоценность» (р<0,01). Полученные данные указывают на то, что студенты психологи, активно участвуя в мероприятиях программы, смогли увидеть себя как активных субъектов деятельности, почувствовать силу собственного «Я», проявить высокий уровень общения в командой работе, осознали свою силу в решении важных жизненных вопросов. Положительный фон восприятия себя и собственной активности позволил иначе воспринимать собственные достижения в процессе профессионального становления, испытывать симпатию к себе и принимать свои достижения. Организовывая и реализуя мероприятия, различные психологические акции будущие психологи смогли оценить свой духовный потенциал как высокий, открыть свою индивидуальность и выработать ценностное отношение к своим уникальным способностям, что позволило участникам программы увидеть ценность собственной активности, творческих решений, инициативности и идей, собственного «Я» для других людей.

Следует отметить, что студенты психологи первого года обучения в вузе демонстрируют высокий уровень переоценки себя, что выражается в активном осмыслении отношения к себе в связи с началом профессионального становления, процессом адаптации к условиям обучения в вузе, освоением новых способов самовыражения, одновременно с этим происходит осмысление себя как субъектов учебного процесса, оценка своих возможностей. Отношение к себе как субъекту осваиваемой профессиональной деятельности строится по внешним критериям на основе оценок, обратной связи от наставников, родителей, значимых других. Вместе с тем, студенты ориентированы на проявление собственных идей, мнений, взглядов, стремятся отстаивать собственную точку зрения, а также проявляют высокий уровень стремления к самопознанию, саморазвитию.

Стоит отметить, что студенты первого курса проявляют высокий уровень сформированности рефлексивных навыков, связанных с вопросами личностного и профессионального становления, что выражается в осознанном рассмотрении, анализе и понимании собственных перспектив обучения, развития и творческой самореализации. Студенты активно анализируют собственные действия, обнаруживают причинно-следственные связи своих поступков, действий, делают выводы о собственном пути профессионального и личностного развития, однако в поведенческий компонент профессионального самосознания принятые решения об изменении поведенческих стратегий на данном этапе профессионализации в процессе обучения в вузе активно не встраиваются.

Студенты психологи четвертого года обучения осознают свои сильные стороны и рассматривают их как внутренние опоры, ресурсы, потенциал. Исходя из такого отношения к себе, они направляют свою активность на планирование своей деятельности, концентрируют свое внимание на конструктивных отношениях с другими людьми, развивают умение видеть причинно-следственные связи своих действий и результатов своего общения с окружающими. Можно предположить, что это связано с тем, что студенты активно принимавшие участие в программе по формированию профессионального самосознания на практике отрабатывали профессиональные компетенции напрямую связанные с содержанием будущей профессиональной деятельностью, реализацией себя в профессии.

Таким образом, эмоционально-оценочный компонент профессионального самосознания студентов психологов, приобретает свойства целенаправленного развития и совершенствования от курса к курсу, что основано на процессе обогащения профессионального опыта в ходе участия в программе формирования профессионального самосознания, развитии осознанности студентов, росте компетентности в сфере психологического знания.

В когнитивном компоненте профессионального самосознания студентов психологов произошли качественные изменения. Так, достоверность сдвигов по шкалам «Я - реальное авторитетность» (р<0,01), «Я - реальное подчиненность» (р<0,05), «Я - идеальное дружелюбие» (р<0,05) методики Т.Лири, свидетельствует о том, что в процессе участия в программе, студенты в настоящем процессе профессионального становления видят себя уверенными в себе, настойчивыми, энергичными, успешными. Вместе с этим студенты готовы активно принимать помощь от наставников, исполнять творческие замыслы других, быть активными участниками и исполнителями психологических мероприятий и акций. В своих представлениях о себе как будущих специалистах студенты обладают такими качествами как ответственность по отношению к людям, деликатность, симпатия, доброжелательность.

При реализации психологических мастерских, предложенных, разработанных и реализованных самими студентами, проявилась тенденция поддержки других и активного участия в профессиональных событиях будущих коллег. Студенты обнаружили стремление к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни, разнообразию своей жизни, повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Будущие психологи считают себя ответственными за профессиональные успехи своей жизни, способными ставить цели и достигать их, а свои действия считают важным фактором в организации учебно-профессиональной деятельности, чувствуют, что в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе симпатию и уважение.

Студенты психологи проявили заинтересованность в анализе своего жизненного пути и профессионального становления, в получении объективной информации о себе, об особенностях своего характера, способностях. Студенты обнаружили высокую степень обращенности к своему внутреннему миру, чувствам, переживаниям, поступкам, мыслям, потребностям. Проявили высокую степень стремления оценивать свои способности, достижения, положительные свойства характера, уважать себя за них.

Изменения поведенческого компонента профессионального самосознания у студентов психологов нашло свое отражение в достоверности сдвигов по шкалам «спонтанность» (р<0,01), «компетентность во времени» (р<0,01) методики САТ. Положительная динамика по данным шкалам свидетельствует о том, что студенты психологи в ходе участия в программе по формированию профессионального самосознания проявили высокую степень гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Способность спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Так, в планировании мероприятий, студенты предлагали интересные идеи рекламы мероприятий и план их осуществления, в ситуациях, связанных с организацией содержания психологических встреч для студентов различных специальностей нестандартно подходили к решению многих вопросов. Активное участие в программе позволило активизировать мотивационную сферу, проявленный мотив «овладение профессией» проявился в желании студентов психологов расширить когнитивный компонент профессионального самосознания новыми знаниями по различным психологическим темам, овладеть современными психологическими технологиями, пользоваться ими в будущей профессиональной практике.

Положительная динамика развития когнитивного компонента профессионального самосознания нашла свое подтверждение в наличии достоверности сдвигов по шкале «Я - реальное агрессивность» (р<0,01) методики Т. Лири, что свидетельствует о том, что в процессе прохождения программы по формированию профессионального самосознания студенты психологи смогли открыть собственные ресурсы, связанные с высоким уровнем ответственности по отношению к себе и другим, что проявилось в требовательности к высокому качеству реализуемых мероприятий. Студенты проявили убеждение в том, что именно они контролируют свою жизнь, способны принимать решения и воплощать их в жизнь. Обнаружили высокий уровень значимости сферы профессионального становления и сферы увлечений, высокую степень обращенности к своему личностному и профессиональному развитию, чувствам, переживаниям, мыслям, поступкам, потребностям, стремление к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни. Способность жить «настоящим», переживать настоящий момент своей жизни во всей полноте, ощущение неразрывности прошлого, настоящего и будущего.

Таким образом, в условиях обучения в высшей школе, при специально организованных условиях развития профессионального опыта, можно активно влиять на процесс развития компонентов профессионального самосознания - когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого.

Выводы. Таким образом, основные результаты нашего исследования показали, что разработанная программа психологического сопровождения становления профессионального самосознания студентов психологов в процессе обучения в вузе показала свою эффективность и определила дальнейшие перспективы в данном направлении.

Особенностью программы явилось расширение профессионального опыта, который осваивается студентами в процессе обучения, содержание программы было построено с учетом современных тенденций психологической практики, новейших психологических форм и методов работы, требований, которые предъявляются к личностному и профессиональному становлению. Все это послужило основой для получения положительных результатов реализации программы становления профессионального самосознания студентов психологов.

Литература:

1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл: Академия, 2005. 352 с.

3. Плотникова М.Ю. Взаимосвязь развития профессионального самосознания с профессиональным опытом студентов педагогов-психологов в процессе обучения в ВУЗе // Вестник Иркутского Государственного Технического Университета. Научный журнал. Выпуск 2 (26). — 2006.

4. Плотникова М.Ю. Формирование профессионального самосознания студентов психологов в процессе обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и Психология. - Ялта: РИО ГПА, Вып. 54. Ч. 5. 2017.С. 366-371.

5. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. Москва: Изд-во УРА0,2002. 160с.

6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2002. 512 с.

7. Столин В.В. Самосознание личности. Москва: Изд-во МГУ. 1983. 201 с.

Психология

УДК 159-96

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Спицына Оксана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); педагог-психолог Иовлева Мария Николаевна Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 (г. Шадринск)

АНОРЕКСИЯ, АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация В статье ставится задача рассмотреть ситуацию распространения заболевания нервная анорексия в России и в Европейских странах в целом. На основе анализа динамики численности заболевающих каждый год расстройствами пищевого поведения людей сделан вывод о том, что данная проблема мало изучена и становится очевидной необходимость ее более глубокого изучения, а так же создания новых наиболее эффективных методов борьбы с РПП.

Ключевые слова: нервная анорексия, причины, индивидуальный подход в лечении, профилактика, лечение.

Annotation. The article aims to consider the situation of the spread of the disease anorexia nervosa in Russia and in European countries as a whole. Based on the analysis of the dynamics of the number of people who fall ill with eating disorders every year, it is concluded that this problem is poorly understood and it becomes obvious that it needs to be studied in more depth, as well as the creation of new most effective methods to combat RPP.

Keywords: anorexia nervosa, causes of the disease, individual approach to treatment, prevention, treatment.

Введение. На сегодняшний день в мире существует много психологических проблем, с которыми человеку трудно справиться самостоятельно, без обращения за помощью к специалисту. Столкнувшись с такой проблемой, человек теряет способность адекватно оценивать ситуацию. Нередко нерешенная проблема способствует дезадаптации человека, потере друзей, утрате не только психического, но и физического здоровья. Такая проблема вживается в подсознание человека и управляет им, меняя его поведение, установки, цели деятельности и личность в целом. Бывают проблемы, которые человек считает собственным личностным ростом и развитием, а на самом деле деградирует или вовсе умирает.

Примером такой проблемы является нервная анорексия. Нервная анорексия (лат. anorexia nervosa) (от др.-греч. av- — «без-», «не-» и ops^iq — «позыв к еде, аппетит») — расстройство приёма пищи, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом, в целях похудения или для профилактики набора лишнего веса (Дорожевец А.Н. Искажение образа «физического Я» у больных ожирением и нервной анорексией. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук., М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 1985 г.) [2].

Ежегодно увеличивается число заболевших нервной анорексией. Лидирующее место в этом списке занимают, девушки-подростки. Данное заболевание малоизучено, этому есть свое объяснение: анорексия-болезнь, лечение которой требует от специалистов индивидуального подхода к каждому больному, причины, симптомы и динамика лечения и течения заболевания очень разнообразна.

Статистика заболевания, фигурирующая в средствах массовой информации такова:

- в Беларуси каждый год появляется 1000 новых пациентов с диагнозом нервная анорексия. На Украине каждый 4 человек болеющий нервной анорексией, умирает;

- во Франции ежегодно вирусом чрезмерной худобы заражается от 3 000 до 6 000 человек (каждая пятая француженка);

- истощению организма ежегодно подвергается 1 из 100 американских девушек, что составляет 1% женщин всей страны. Каждый пятый заболевший умирает от истощения или депрессии, приводящей к самоубийству;

- в Германии анорексией и булимией болеют до 27 процентов девочек в возрасте 11-17 лет, 100 000 -общее количество зафиксированных случаев болезни.

Изложение основного материала статьи. Ученые, занимающиеся изучением данной проблематики, выделяют факторы, способствующие предрасположенности к расстройствам пищевого поведения: сочетания психологического, социального, биологического факторов:

1. И.Г. Малкина-Пых пишет, что по личностной структуре и внутреннему созреванию женщины с анорексией оказываются не готовыми к своей зрелости. Личностная предрасположенность манифестирует при анорексии особой дифференцированностью в интеллектуальной сфере и ранимостью - в эмоциональной [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.