Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКС / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осипов Д.А., Гатин Ф.А., Колесник И.С.

Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности применения методики психологического сопровождения тренировочного процесса квалифицированных боксеров. Методика и организация исследования. Был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали 28 квалифицированных боксеров (I и II разряд) 15-17 лет; педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ олимпийского резерва г. Ульяновска. Оценка физической подготовленности определялась по следующим показателям: бег на 30 м (с) с ходу, на 100 м (с) и на 3000 м (мин); прыжок в длину с места, (см); толкание ядра (4 кг) правой и левой рукой (см); подтягивание в висе на высокой перекладине (кол-во раз). Показатели технической подготовленности устанавливались по количеству точных, эффективных атакующих и пропущенных ударов; частоте и своевременности смены дистанции; количеству и результативности защитных приемов; числу ложных ударных действий. Результаты исследования и выводы. Итоги педагогического эксперимента показали, что в экспериментальной группе (ЭГ) результаты оказались более высокими, чем в контрольной группе (КГ). При исходных данных толкания ядра: правой рукой в КГ - 6,71±0,56 м, левой рукой - 5,83±0,47 м - к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили: правой рукой - 7,12±0,45 м (р0,05); левой рукой - 6,93±0,59 м (р0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных толкания ядра правой рукой - 6,73±0,61 м к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 8,21±0,53 см (р0,05); левой рукой - до 7,62±0,35 см (р0,05). Уровень технической подготовленности у боксеров ЭГ также оказался более высоким. В КГ при исходных данных количества проведенных точных атакующих ударов в одном раунде - 4,0±0,17 к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились до 6,0±0,21 удара (р0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных - 3,0±0,22 удара к завершению педагогического эксперимента показатели увеличились до 8,0±0,27 удара (р0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FOLLOW-UP OF SKILLED BOXERS’ TRAINING

Objective of the study was to experimentally substantiate the effectiveness of the methods of psychological follow-up of the process of training of skilled boxers. Methods and structure of the study. Sampled for the educational experiment were 28 Class I/ II boxers aged 15-17 years. The experiment was run on the basis of the Children and Youth Sports School of the Olympic reserve of Ulyanovsk. The subjects’ physical fitness level was assessed in the following tests: 30 m (s)/ 100 m (s)/ 3,000 m (min) run tests; standing long jump (cm); 4kg shot-put test (with the right and left hand); and pull-ups on a horizontal bar test (reps). Their technical fitness was rated based on the number of precise punches and missed offensive actions; the frequency and timeliness of distance changes; the number and effectiveness of defensive actions; and the number of feints. Results and conclusions. The educational experiment showed that the EG boxers performed better than the CG ones. The initial shot-put test rates in the CG were as follows: right hand - 6.71±0.56 m, left hand - 5.83±0.47 m. By the end of the educational experiment, these rates improved: right hand - 7.12±0.45 m (p0.05), left hand - 6.93±0.59 m (p0.05). The initial shot-put test rates in the EG were 6.73±0.61 m for the right hand. By the end of the educational experiment, the results increased to 8.21±0.53 cm (p0.05) for the right hand and to 7.62±0.35 cm (p0.05) for the left one. The EG boxers were also found to have a higher technical fitness level. In the CG, by the end of the educational experiment, the number of precise attacks per round increased to 6.0±0.21 punches (p0.05) versus 4.0±0.17 registered at the start of the experiment; in the EG, the rates increased to 8.0±0.27 punches (p0.05) versus 3.0±0.22 registered at the start of the experiment. The data obtained during the educational experiment proved the effectiveness of the developed system of psychological follow-up of training of skilled boxers, which contributes to the improvement of their sports skills.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ»

психологическое сопровождение спортивном подготовки квалифицированных боксеров

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 11.12.2020 г.

Кандидат педагогических наук Д.А. Осипов1 Аспирант Ф.А. Гатин1

Доктор педагогических наук, профессор И.С. Колесник1

1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

PSYCHOLOGICAL FOLLOW-UP OF SKILLED BOXERS' TRAINING

PhD D.A. Osipov1

Postgraduate F.A. Gatin1

Dr. Hab., Professor I.S. Kolesnik1

1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Информация для связи с автором: ld nazarenko@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности применения методики психологического сопровождения тренировочного процесса квалифицированных боксеров.

Методика и организация исследования. Был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали 28 квалифицированных боксеров (I и II разряд) 15-17 лет; педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ олимпийского резерва г. Ульяновска. Оценка физической подготовленности определялась по следующим показателям: бег на 30 м (с) с ходу, на 100 м (с) и на 3000 м (мин); прыжок в длину с места, (см); толкание ядра (4 кг) правой и левой рукой (см); подтягивание в висе на высокой перекладине (кол-во раз). Показатели технической подготовленности устанавливались по количеству точных, эффективных атакующих и пропущенных ударов; частоте и своевременности смены дистанции; количеству и результативности защитных приемов; числу ложных ударных действий. Результаты исследования и выводы. Итоги педагогического эксперимента показали, что в экспериментальной группе (ЭГ) результаты оказались более высокими, чем в контрольной группе (КГ). При исходных данных толкания ядра: правой рукой в КГ - 6,71±0,56 м, левой рукой - 5,83±0,47 м - к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили: правой рукой - 7,12±0,45 м (^0,05); левой рукой - 6,93±0,59 м (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных толкания ядра правой рукой -6,73±0,61 м к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 8,21±0,53 см (р<0,05); левой рукой - до 7,62±0,35 см (р<0,05). Уровень технической подготовленности у боксеров ЭГ также оказался более высоким. В КГ при исходных данных количества проведенных точных атакующих ударов в одном раунде - 4,0±0,17 к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились до 6,0±0,21 удара (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных - 3,0±0,22 удара к завершению педагогического эксперимента показатели увеличились до 8,0±0,27 удара (р;0,05).

Ключевые слова: бокс, спортивная подготовка, психологическое сопровождение.

Annotation

Objective of the study was to experimentally substantiate the effectiveness of the methods of psychological follow-up of the process of training of skilled boxers. Methods and structure of the study. Sampled for the educational experiment were 28 Class I/ II boxers aged 15-17 years. The experiment was run on the basis of the Children and Youth Sports School of the Olympic reserve of Ulyanovsk. The subjects' physical fitness level was assessed in the following tests: 30 m (s)/ 100 m (s)/ 3,000 m (min) run tests; standing long jump (cm); 4kg shot-put test (with the right and left hand); and pull-ups on a horizontal bar test (reps). Their technical fitness was rated based on the number of precise punches and missed offensive actions; the frequency and timeliness of distance changes; the number and effectiveness of defensive actions; and the number of feints. Results and conclusions. The educational experiment showed that the EG boxers performed better than the CG ones. The initial shot-put test rates in the CG were as follows: right hand - 6.71±0.56 m, left hand - 5.83±0.47 m. By the end of the educational experiment, these rates improved: right hand - 7.12±0.45 m (p>0.05), left hand - 6.93±0.59 m (^0.05). The initial shot-put test rates in the EG were 6.73±0.61 m for the right hand. By the end of the educational experiment, the results increased to 8.21±0.53 cm (p=0.05) for the right hand and to 7.62±0.35 cm (p<0.05) for the left one.

The EG boxers were also found to have a higher technical fitness level. In the CG, by the end of the educational experiment, the number of precise attacks per round increased to 6.0±0.21 punches (p0.05) versus 4.0±0.17 registered at the start of the experiment; in the EG, the rates increased to 8.0±0.27 punches (p< 0.05) versus 3.0±0.22 registered at the start of the experiment. The data obtained during the educational experiment proved the effectiveness of the developed system of psychological follow-up of training of skilled boxers, which contributes to the improvement of their sports skills.

Keywords: boxing, sports training, psychological follow-up.

Введение. Для боксеров характерно высокое психическое напряжение, вызванное экстремальными условиями ведения боя, в ходе которого единоборцу наносятся мощные удары; вероятность получения травмы различной степени; предъявляются высокие требования к концентрации, распределению и перераспределению внимания. Это позволяет осуществлять психологическое сопровождение, способствующее повышению результативности соревновательной деятельности.

Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности применения методики психологического со-

провождения тренировочного процесса квалифицированных боксеров.

Методика и организация исследования. Разработанная методика психологического сопровождения включает следующие приемы: отвлечение мыслей единоборца о предстоящем бое с опытным соперником, сосредоточив их на сильных сторонах своей спортивной подготовки; убеждение спортсмена о высоком уровне его готовности к предстоящим соревнованиям за счет улучшения быстроты двигательных реакций, повышения уровня развития двигательно-координационных качеств,

№2 • 2021 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

обогащения личного опыта проведения поединков с сильными противниками; проведение эмоциональной разминки с использованием ярких метафор: «твои мышцы, как пружины, стоит направить их в нужный момент в уязвимую точку - достигнем нужного результата»; внушающее заключение тренера: «мы можем!», «ты готов!», «не бояться соперника - он сам тебя боится!»; использование аутогенной тренировки; повышение скорости принятия решений в выборе вида атаки и контратаки, защитных приемов, смены дистанции и т. д.; убеждение, что ученик подготовлен к предстоящему бою не хуже соперника; постоянно помнить: «смелость города берет!».

Для проверки эффективности данной методики был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали 28 квалифицированных боксеров (I и II разряд) 15-17 лет; педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ олимпийского резерва г Ульяновска. В контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы вошли по 14 спортсменов. Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень физической и технической подготовленности спортсменов. Оценка физической подготовленности определялась по следующим показателям: бег на 30 м (с) с ходу, на 100 м (с) и на 3000 м (мин); прыжок в длину с места (см); толкание ядра (4 кг) правой и левой рукой (см); подтягивание в висе на высокой перекладине (кол-во раз). Показатели технической подготовленности устанавливались по количеству точных, эффективных атакующих и пропущенных ударов; частоте и своевременности смены дистанции; количеству и результативности защитных приемов; числу ложных ударных действий. Показатели технической подготовленности определялись группой высококвалифицированных тренеров по 5-балльной системе. Анализ материалов исследования показал примерно одинаковый уровень физической и технической подготовленности спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05).

В КГ тренировочные занятия проводились в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных боксеров, утвержденной Федерацией бокса РФ. В ЭГ использовалось психологическое сопровождение тренировочного процесса по разработанной нами методике. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование уровня физической и технической подготовленности единоборцев КГ и ЭГ с целью выявления его динамики. В ходе повторного тестирования использовались те же контрольные упражнения, которые спортсмены выполняли примерно в то же время и в тех же условиях.

Результаты исследования и их обсуждение. Итоги педагогического эксперимента показали, что улучшение результатов произошло в обеих группах, однако более значительный прирост был выявлен в ЭГ. Так, если в КГ при исходных данных в беге на 3000 м 14,53±87 мин к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились и составили 14,17±69 мин (р>0,05), то в ЭГ при исходных данных 14,55±1,03 мин к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 13,51±1,12 мин (р<0,05).

В КГ при исходных данных толкания ядра: правой рукой - 6,71±0,56 м, левой рукой - 5,83±0,47 м - результаты к окончанию педагогического эксперимента улучшились и составили: правой рукой - 7,12±0,45 м (р>0,05); левой рукой - 6,93±0,59 м (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных толкания ядра правой рукой 6,73±0,61 м результаты к завершению педагогического эксперимента возросли до 8,21±0,53 см (р<0,05); левой рукой - до 7,62±0,35 см (р< 0,05). Подобная динамика более существенного улучшения показателей физической подготовленности в ЭГ была выявлена и по другим тестам.

Уровень технической подготовленности у боксеров КГ и ЭГ после окончания педагогического эксперимента из-

менился следующим образом. В КГ при исходных данных количества проведенных точных атакующих ударов в одном раунде 4,0±0,17 показатели к окончанию педагогического эксперимента увеличились до 6,0±0,21 удара (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,0±0,22 удара показатели к завершению педагогического эксперимента увеличились до 8,0±0,27 удара (р<0,05). В КГ при исходных данных количества пропущенных ударов 7,0±0,2 к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 5,0±0,17 удара (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 6,0±0,19 к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 3,0±0,21 (р<0,05); в КГ при исходных данных количества защитных действий 11,0±0,24 к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 14,0±0,27 количества защитных действий (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 12,0±1,17 к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 19,0±0,27 количества защитных действий (р<0,05).

Подобная динамика более существенного улучшения показателей технической подготовленности боксеров ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям.

Выводы. Психологическое сопровождение в течение тренировочных занятий создает условия для совершенствования морально-волевых и нравственных качеств; повышения уверенности в себе; понимания значимости усвоения разнообразных технико-тактических приемов, позволяющих сохранять атакующий стиль, удерживать инициативу; усиливать свои позиции в поединке с противником.

Использованная литература

1. Бальсевич В.К. Методология индивидуализации в физическом воспитании и спорте / В.К. Бальсевич / Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 6. - 74 с.

2. Вызова В.М. Отношение спортсменов к проявлению агрессии / В.М. Вызова // Ананьевские чтения - 2010: Тезисы науч.-практ. конф. - СПб.: СПбГУ, 2010. - С. 14-16.

3. Дементьев В.Л. Взаимосвязь теоретических и практических навыков конфликтного взаимодействия с соперником посредством идеомоторики / В.Л. Дементьев, В.В. Гожин, А.Ю. Лушников // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 3. - С. 49-51.

4. Ерохин А.Н. Антистрессовая релаксация в системе подготовки борцов греко-римского стиля / А.Н. Ерохин, Л.В. Шарапов, А.Н. Кадоч-кин // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 1. - С. 98-100.

5. Колесник И.С. Личность боксера / И.С. Колесник. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2007. - 202 с., ил.

6. Назаренко Л.Д. Воспитание в спорте / Л.Д. Назаренко, Е.А. Ани-симова. - М.: Научно-издательский центр: «Теория и практика физической культуры и спорта», 2015. - 80 с.

7. Озеров В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. - Дубна: «Феникс+», 2012. - 320 с.

References

1. Bal'sevich V.K. Metodologiya individualizatsii v fizicheskom vospitanii i sporte [Individualization technology in physical education and sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2007, no. 6, P. 74.

2. Vyzova V.M. Otnoshenie sportsmenov k proyavleniyu agressii [Athlete's attitude to manifestation of aggression] Ananevskie chteniya -2010 [Anan'ev readings - 2010]. Proc.. St. Petersburg: SPbSU publ., 2010. pp. 14-16.

3. Dementev V.L., Gozhin V.V., Lushnikov A.Yu. Vzaimosvyaz teoret-icheskih i prakticheskikh navykov konfliktnogo vzaimodeystviya s sop-ernikom posredstvom ideomotoriki [Relationship of theoretical and practical skills of conflict interaction with opponent by means of ideo-motorics]. Teoriya i praktika fiz. Kultury. 2009. No. 3. pp. 49-51.

4. Erokhin A.N., Sharapov L.V., Kadochkin A.N. Antistressovaya relak-satsiya v sisteme podgotovki bortsov greko-rimskogo stilya [Antistress relaxation in training system of Greco-Roman wrestlers]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2011. No. 1. pp. 98-100.

5. Kolesnik I.S. Lichnost boksera [Boxer's personality]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2007. 202 p. il.

6. Nazarenko L.D., Anisimova E.A. Vospitanie v sporte [Education in sports]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2015. 80 p.

7. Ozerov V.P. Psikhomotornyie sposobnosti cheloveka [Psychomotor abilities in man]. Dubna: Feniks publ., 2012. 320 p.

10

http://www.teoriya.ru

№2^ 2021 Февраль | February

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.