Научная статья на тему 'Применение системного подхода для разработки методики совершенствования технической подготовки квалифицированных боксеров'

Применение системного подхода для разработки методики совершенствования технической подготовки квалифицированных боксеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКС / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / BOXING / TECHNICAL TRAINING / SYSTEM APPROACH / METHODOLOGY / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесник И.С., Гатин Ф.А., Осипов Д.А.

Основное содержание соревновательной деятельности квалифицированных боксеров составляют ударные действия. Их эффективность определяется рядом факторов: уровнем общей и специальной физической подготовленности; способностью к усвоению, анализу и использованию новой информации о средствах и методах повышения технической подготовленности квалифицированных боксеров; влиянием показателей технической подготовленности на выбор тактики ведения боя; использованием одиночных и серийных ударных действий; способностью контроля действий противника; управлением психоэмоциональным состоянием как структурных элементов и компонентов технической подготовки. Материал. В данной статье раскрывается необходимость использования системного подхода для выявления структурного содержания технической подготовленности; систематизации ее компонентов и элементов. Это позволяет определить роль и место каждого элемента и компонента технической подготовки для роста спортивного мастерства боксеров, выбора тактики ведения поединка. Методы исследования: анализ и систематизация научной и методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов тренеров по боксу, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. По мере повышения уровня общей и специальной физической подготовленности возрастает значимость самостоятельной подготовки квалифицированных боксеров, направленной на повышение показателей координационной подготовки, тесно связанной с результатами соревновательной деятельности. Техническая подготовка направлена не только на использование наиболее эффективных средств и методов выполнения атакующих и защитных приемов, но и на формирование таких значимых компонентов, как мотивация и целеполагание, развитие двигательной памяти, внимания, восприятия, объективной оценки собственных действий, а также пространственно-временных и пространственно-силовых параметров моторных актов противника. Заключение. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность методики совершенствования технической подготовки квалифицированных боксеров, разработанной на основе системного анализа по степени сформированности мотивации и целеполагания, улучшения двигательной памяти, анализа и оценки собственных действий и действий противника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесник И.С., Гатин Ф.А., Осипов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH USE FOR THE METHODOLOGY CREATION OF TECHNICAL TRAINING IMPROVEMENT AMONG QUALIFIED BOXERS

Striking actions form the main content of qualified boxers’ competitive activity. Their effectiveness is conditioned by several factors: the level of general and special physical readiness; the ability to master, analyze and use new information about the means and methods of technical readiness increase among qualified boxers; the influence of technical readiness indices on the tactics of the fight; the use of single and series of striking actions; the ability to control the opponent’s actions; psycho-emotional state control as structural components and technical training components. Material. The article is about the necessity to use system approach in order to reveal structural content of technical readiness; systematize its components and elements. It helps to determine the role and place of each element and component of technical training for boxers’ sportsmanship improvement, for the tactics of the fight selection. Research methods: scientific and methodical literature analysis and systematization, progressive pedagogical experience of the specialists-boxing trainers summarizing, pedagogical experiment, testing, mathematical statistics methods. Results. With the level of general and special physical readiness increase the importance of independent training among qualified boxers increases, directed at coordination training indices increase, which is closely connected with the results of competitive activity. Technical training is directed not only at the most effective means and methods of the attacking and defensive techniques use, but also at the following important components formation: motivation and goal-setting, motor memory, attention, perception development, objective estimation of own activity and also spatio-temporal and spatio-power parameters of the opponent’s motor acts. Conclusion. The results of the pedagogical experiment proved the effectiveness of technical training improvement methodology among qualified boxers, created on the basis of system analysis according to the degree of motivation and goal-setting formation, motor memory improvement, the opponent’s and own actions estimation and analysis.

Текст научной работы на тему «Применение системного подхода для разработки методики совершенствования технической подготовки квалифицированных боксеров»

Ключникова Светлана Николаевна - доцент, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, 432700 Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4 Вавилов Владимир Валентинович - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, 432700 Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4 Ушников Анатолий Иванович - доцент, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, 432700 Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: ld nazarenkoamail. ru

Для цитирования: Ключникова С.Н., Вавилов В.В., Ушников А.И. Модель повышения эффективност занятий атлетической гимнастикой // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. . - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 60-69 DOI 10.14526/03 2017 235

DOI 10.14526/03_2017_236 УДК 796 ББК 75.713

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ

И.С. Колесник - доктор педагогических наук, профессор Ф.А. Гатин - аспирант Д.А. Осипов — аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: kolesnik.65@mail.ru

Аннотация. Основное содержание соревновательной деятельности квалифицированных боксеров составляют ударные действия. Их эффективность определяется рядом факторов: уровнем общей и специальной физической подготовленности; способностью к усвоению, анализу и использованию новой информации о средствах и методах повышения технической подготовленности квалифицированных боксеров; влиянием показателей технической подготовленности на выбор тактики ведения боя; использованием одиночных и серийных ударных действий; способностью контроля действий противника; управлением психоэмоциональным состоянием как структурных элементов и компонентов технической подготовки. Материал. В данной статье раскрывается необходимость использования системного подхода для выявления структурного содержания технической подготовленности; систематизации ее компонентов и элементов. Это позволяет определить роль и место каждого элемента и компонента технической подготовки для роста спортивного мастерства боксеров, выбора тактики ведения поединка. Методы исследования: анализ и систематизация научной и методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов - тренеров по боксу, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. По мере повышения уровня общей и специальной физической подготовленности возрастает

значимость самостоятельной подготовки квалифицированных боксеров, направленной на повышение показателей координационной подготовки, тесно связанной с результатами соревновательной деятельности. Техническая подготовка направлена не только на использование наиболее эффективных средств и методов выполнения атакующих и защитных приемов, но и на формирование таких значимых компонентов, как мотивация и целеполагание, развитие двигательной памяти, внимания, восприятия, объективной оценки собственных действий, а также пространственно-временных и пространственно-силовых параметров моторных актов противника. Заключение. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность методики совершенствования технической подготовки квалифицированных боксеров, разработанной на основе системного анализа по степени сформированности мотивации и целеполагания, улучшения двигательной памяти, анализа и оценки собственных действий и действий противника.

Ключевые слова: бокс, техническая подготовка, системный подход, методика, педагогический эксперимент.

SYSTEM APPROACH USE FOR THE METHODOLOGY CREATION OF TECHNICAL TRAINING IMPROVEMENT AMONG QUALIFIED BOXERS

Igor S. Kolesnik - doctor of pedagogics, professor Faat A. Gatin - postgraduate Dmitriy A. Osipov — postgraduate Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: kolesnik.65@mail.ru

Annotation. Striking actions form the main content of qualified boxers' competitive activity. Their effectiveness is conditioned by several factors: the level of general and special physical readiness; the ability to master, analyze and use new information about the means and methods of technical readiness increase among qualified boxers; the influence of technical readiness indices on the tactics of the fight; the use of single and series of striking actions; the ability to control the opponent's actions; psycho-emotional state control as structural components and technical training components. Material. The article is about the necessity to use system approach in order to reveal structural content of technical readiness; systematize its components and elements. It helps to determine the role and place of each element and component of technical training for boxers' sportsmanship improvement, for the tactics of the fight selection. Research methods: scientific and methodical literature analysis and systematization, progressive pedagogical experience of the specialists-boxing trainers summarizing, pedagogical experiment, testing, mathematical statistics methods. Results. With the level of general and special physical readiness increase the importance of independent training among qualified boxers increases, directed at coordination training indices increase, which is closely connected with the results of competitive activity. Technical training is directed not only at the most effective means and methods of the attacking and defensive techniques use, but also at the following important components formation: motivation and goal-setting, motor memory, attention, perception development, objective estimation of own activity and also spatiotemporal and spatio-power parameters of the opponent's motor acts. Conclusion. The results of the pedagogical experiment proved the effectiveness of technical training improvement methodology among qualified boxers, created on the basis of system analysis according to the degree of motivation and goal-setting formation, motor memory improvement, the opponent's and own actions estimation and analysis.

Keywords: boxing, technical training, system approach, methodology, pedagogical experiment.

Актуальность. Интерес к боксу обусловлен эффективностью его воздействия на все физиологические системы и функции организма. Бокс способствует разностороннему развитию, формирует волевые свойства индивида, нравственное поведение, развивает интеллектуальные и двигательно-координационные качества; учит преодолевать неуверенность в себе, страх, физическую боль; приобщает к усвоению системы знаний о себе и окружающем мире [5-7]. Основанный на естественных локомоциях, бокс доступен каждому, не требует развития специальных качеств и по мере усвоения практических умений и навыков формирует потребность в самопознании, саморазвитии,

самосовершенствовании и

самореализации. В боксе необходимо уметь своевременно уходить от атакующего удара и самому наносить ударные действия противнику. Это требует специальной физической и технической подготовки. Техническая подготовка направлена на формирование навыков эффективного проведения атакующих ударов, обеспечивающих преимущество нападающего боксера над соперником. Результативный удар требует высших показателей развития мышечной силы, скоростных качеств, быстроты реакции. Это определило направленность различных методик совершенствования технической подготовки, предлагаемых специалистами по боксу,

преимущественно на повышение уровня общей и специальной физической подготовленности, обеспечивающего

прирост скоростно-силовых качеств, быстроты двигательной реакции, общей специальной выносливости. Однако техническая подготовка боксеров является сложным процессом, включающим в свое содержание следующие компоненты: соответствующий уровень теоретической подготовки, способствующий

формированию системы специальных знаний; развитие способности к анализу и усвоению новой информации о появлении

технологий и методик повышения спортивного мастерства единоборцев.

Важным компонентом, в

значительной мере определяющим качество спортивной подготовки квалифицированных боксеров, является профессионализм тренера; уровень развития личностных и двигательно-координационных качеств [5, 13]. При этом большое значение приобретает комплексное развитие качественных сторон двигательной деятельности, предусматривающее, кроме улучшения показателей мышечной силы, скорости и выносливости, ловкости, точности и устойчивости тела, повышение уровня подвижности, гибкости и ритмичности движений, недооценка которых

отрицательно сказывается на

результативности соревновательной

деятельности. Подвижность как

двигательно-координационное качество обеспечивает быстроту выполнения отдельных двигательных действий, неожиданную смену их характера, скорость реагирования на изменяющуюся ситуацию. Гибкость позволяет боксеру принимать удобную для дальнейших действий позу, обеспечивает растяжимость и упругость мышечной, соединительной ткани; ритмичность двигательных действий определяет их характер и особенности выполнения в различные временные отрезки.

Для достижения оптимального уровня развития комплекса двигательно-координационных качеств спортсмену нужно в дополнительное время самостоятельно выполнять специальные упражнения. Готовность боксера к решению задачи повышения уровня качественных сторон двигательной деятельности определялась не только способностью к реализации

интеллектуального и волевого потенциала, но и степенью согласованности, сформированности мотивации и целеполагания; стремлением к

саморазвитию и самосовершенствованию, достижению высокого социального

статуса. Это свидетельствует о том, что техническая подготовка боксера имеет сложное структурное содержание, каждый элемент которого требует осознания его роли и места в повышении уровня спортивного мастерства.

Целью данной работы явилось теоретическое обоснование значимости применения системного подхода для разработки методики совершенствования технической подготовки

квалифицированных боксеров.

Задачи: 1. Выявить структурное содержание технической подготовки занимающихся спортом.

2. Разработать методику повышения технической подготовки боксеров на основе использования системного подхода.

Материалы. По мнению ведущих специалистов З.М. Хусяйнова, 1995; В.И. Филимонова, 2007; В.В. Гожина, О.Б. Малкова, 2008; К.В Градополова, 2010 и др., рост спортивного мастерства боксеров связан с формированием индивидуального стиля ведения поединка. Анализ соревновательной деятельности

сильнейших спортсменов показал, что высококвалифицированные единоборцы наиболее часто используют в соревновательной деятельности прямой удар правой и левой - левой в голову, результативность которых определяется:

- объемом информации об особенностях ведения боя противником, его сильных и слабых сторонах, уровнем физической и технической подготовленности, соотношением росто-весовых показателей;

- скоростью выполнения атакующего удара;

- величиной расстояния для проведения удара;

- проведением приема с большим радиусом вращения тела;

- устойчивостью спортсмена в момент выполнения ударного действия;

- рациональным выбором соревновательной дистанции.

Это свидетельствует о большом разнообразии двигательных навыков, которыми должен овладеть боксер для

успешного противоборства с соперником. При встрече с сильным, опытным противником большую значимость приобретает неожиданное начало первого раунда, в ходе которого, как правило, осуществляется разведка и корректировка программы ведения поединка. Высокий уровень темпо-ритмовых параметров двигательных действий атакующего боксера вынуждает соперника увеличивать привычную скорость движений и вносить соответствующие изменения в свою тактику. Это свидетельствует о сложности поставленных перед боксером задач, реализация которых требует глубоких знаний специфики бокса, определяющих особенности его поведения на ринге.

Мониторинг выступлений

высококвалифицированных боксеров на всероссийских и международных соревнованиях показал, что боксеры с недостаточным опытом участия в крупных турнирах при противоборстве с противником применяют одиночные атакующие действия с целью дезориентировки противника. Отдавая предпочтение серийным атакам, они стремятся завладеть инициативой, установить контроль ситуации, однако результаты их соревновательной деятельности остаются недостаточно высокими [4, 5, 10, 13].

Установка на преимущественное использование серийных ударов предусматривает навязывание сопернику своего алгоритма выполнения

комбинации, изменение противником привычного темпа и ритма двигательного действия. При этом не учитывается, что каждый из серийных ударов не может быть прицельным и точным, так как по ходу боя ситуация постоянно меняется в связи с активным сопротивлением противника, и к моменту окончания серии ударных действий атакующему боксеру по объективным причинам трудно принять удобную боевую стойку, своевременно выполнить ускорение и сконцентрировать внимание на проведении ударного действия.

В соревновательной деятельности более опытных единоборцев одиночные ударные действия применяются чаще. Для выполнения одиночного удара требуется минимально короткий промежуток времени, боксеру легче замаскировать подготовку к его проведению и предпринять неожиданные для противника ускорения при нанесении мощного удара в уязвимую точку с последующим быстрым отходом, пользуясь эффективными защитными приемами. Выполнение одиночного удара позволяет спортсмену сохранять высокую устойчивость тела, контроль действий соперника,

своевременно занимать оптимальную дистанцию. Результативность действий опытных боксеров существенно выше, что подчеркивает зависимость уровня технической подготовленности

единоборцев от способности к получению, усвоению и анализу информации о противнике; способах самоконтроля психоэмоционального состояния,

обеспечивающих повышение уверенности в своих силах.

Результаты и их обсуждение. Сопоставительный анализ особенностей ведения поединка молодыми и опытными боксерами показал, что предпочтение одиночных ударов обусловлено более высоким уровнем развития

интеллектуальных и двигательно-координационных качеств, способностью к мышлению и анализу возникающих ситуаций на ринге - структурных компонентов и элементов содержания технической подготовки боксеров. Это свидетельствует о значительной сложности подготовки, направленной на рост спортивного мастерства боксеров. Знание структурного содержания технической подготовки, соотношения его отдельных компонентов и элементов; характера взаимосвязи между ними; степени их соответствия индивидуальным особенностям спортсмена при становлении его индивидуальной техники является базисом для разработки методики повышения технического мастерства.

Применение системного подхода при разработке данной методики позволяет систематизировать составные части технической подготовки; выявлять специальные средства и методы управления процессом совершенствования мотивации и целеполагания; формировать навыки самостоятельного выполнения двигательных заданий для повышения уровня общей и специальной физической подготовленности; развивать

двигательную память, внимание и восприятие; анализировать и оценивать не только свои действия, но также моторные акты противника.

Для проверки данного положения был проведен педагогический

эксперимент, в котором приняли участие 32 боксера II и I разрядов 17-20 лет. В контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы вошли по 16 спортсменов. Перед началом педагогического эксперимента было проведено

тестирование для выявления исходного уровня физической и технической подготовленности, к котором

использовались следующие контрольные упражнения: бег на 30, 100 и 3000 м; прыжок в длину с места, подтягивание из виса на высокой перекладине, толкание ядра весом 4 кг правой и левой рукой. Обработка полученных данных не выявила существенных различий по уровню физической подготовленности боксеров КГ и ЭГ (р>0,05).

Уровень технической

подготовленности определяется по степени сформированности мотивации и целеполагания, улучшения двигательной памяти, анализа и оценки собственных действий и действий противника. Степень сформированности данных показателей определялась по преобладанию социально-значимых мотивов над личностно ориентированными; предпочтению цели духовно-нравственного, гармоничного развития личности и приобщению к ценностям физической культуры и спорта; степени сформированности двигательной памяти, внимания и точности восприятия пространственно-временных и

пространственно-силовых параметров двигательных действий противника.

Критерии оценки:

5 баллов - преобразование личностно ориентированных мотивов в социально значимые; осознание преимущества цели духовно-

нравственного развития над

материальными ценностными. Высокий уровень сформированности двигательной памяти, внимания и восприятия; объективный анализ и оценка действий противника;

4 балла - высокий уровень сформированности мотивации и целеполагания; оптимальные показатели двигательной памяти, внимания и восприятия, завышенная самооценка собственных действий;

3 балла - сформированность мотивации на духовный рост при явном стремлении к материальным ценностям; переоценка собственного опыта соревновательной деятельности;

необъективная оценка двигательных действий противника;

2 балла - мотивация на достижение личного успеха любыми средствами, непонимание ценности приобретения личного опыта соревновательной деятельности; завышенная самооценка своих технических действий;

1 балл - стремление попасть в сборную команду любой ценой; преимущество материальных ценностей над духовными; необъективность оценки действий противника.

Тренировочные занятия в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных боксеров, утвержденной федерацией бокса [1]. В ЭГ использовалась разработанная методика совершенствования технической

подготовки квалифицированных боксеров, в соответствии с которой спортсмены приобретали навыки анализа усвоения и применения новой информации о технологиях повышения уровня интеллектуальных, двигательно-

координационных качеств,

обеспечивающих повышение уровня общефизической и специальной подготовки единоборцев; спортсмены знакомились со структурным содержанием технической подготовки, ее компонентами и элементами, каждый из которых имеет значение для роста спортивного мастерства занимающегося боксом [ 13 ].

В процессе педагогического эксперимента боксеры ЭГ знакомились с особенностями качественных сторон двигательной деятельности, их влиянием на рост спортивного мастерства; пытались самостоятельно устанавливать

взаимосвязи между повышением показателей двигательно-

координационных качеств и повышением уровня технической подготовки; зависимости выбора одиночных или серийных ударов от показателей координационной и технической подготовленности. В ЭГ большое внимание уделялось управлению формированием мотивации и

целеполагания. Спортсменам

раскрывались духовные ценности физической культуры и спорта, их влияние на духовно-нравственное развитие личности и рост спортивного мастерства. Широко использовались двигательные задания для совершенствования двигательной памяти, концентрации внимания, четкости восприятия

пространственно-временных и

пространственно-силовых параметров двигательных действий противника; формировались навыки объективного анализа, оценки собственных действий и моторных актов противника. Спортсменам ЭГ разъяснялось, что все это входит в содержание их технической подготовки.

После завершения педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической и технической подготовленности.

Полученные данные показали, что повышение уровня физической и технической подготовленности произошло в обеих группах, КГ и ЭГ, при явном преимуществе спортсменов ЭГ. Так, в КГ

при исходных данных в беге на 30м - 5,39 ± 0,36 с, к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 5,27±0,32с, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 5,40±0,22 с к завершению педагогического

эксперимента результаты возросли до 5,10±0,24 с (р>0,05) В КГ в беге на 3000 м при исходных данных 14, 33±0,56 м к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 14,12±0,48 м (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 14,34±0,54 м к завершению педагогического

эксперимента результаты возросли до 13,73±0,33 м (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей у боксеров ЭГ была установлена и по другим контрольным упражнениям.

Анализ показателей технической подготовленности также выявил повышение результатов как в КГ, так и в ЭГ при их разном числовом выражении. В КГ при исходных показателях сформированности мотивации и целеполагания 3,01±0,17 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,39±0,21 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,0±0,15 балла к завершению педагогического

эксперимента показатели возросли до 3,98±0,24 балла (р<0,05). В КГ при исходных данных развития двигательной памяти 3,40±0,17 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,56±0,22 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных исследуемого показателя 3,37±0,26 балла к завершению педагогического

эксперимента результаты возросли до 4,15±0,27 балла, (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей в

экспериментальной группе была установлена и по другим тестам технической подготовленности.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что повышение уровня

технической подготовленности

квалифицированных боксеров в значительной степени определяется знанием спортсменами ее структурного содержания; компонентов и элементов, каждый из которых оказывает специфическое воздействие на личность спортсмена. Установление характера взаимосвязей между структурными элементами и компонентами содержания технической подготовленности

свидетельствует о глубоком понимании единоборцами специфики технической подготовленности, ее сложном

содержании; необходимости усвоения всех элементов и компонентов для повышения результативности соревновательной

деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Бокс: примерная программа спортивной подготовки для дЮсШ, СДЮШОР / А.О. Акопян и др. - 2-е изд. - М. : Сов. спорт, 2007. - 72 с.

2. Градополов, К. В. Бокс : учебник для институтов физической культуры / К. В. Градополов. - М. : ИНСАН, 2010. - 320 с.

3. Гожин, В. В. Маневрирование и предатаковые подготовки в спортивных единоборствах / В. В. Гожин, О. Б. Малков // Теоретические основы тактики в спортивных единоборствах. - М. : ФиС, 2008. - 232 с.

4. Колесник, И. С. Совершенствование экстраполяции двигательных действий боксера / И. С. Колесник // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : сборник научных трудов. -Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2006. - С. 117-120.

5. Колесник, И. С. Основные направления повышения эффективности системы подготовки квалифицированных боксеров : монография / И. С. Колесник. - М. : Флинта: наука. - 2010. - 350 с.

6. Колесник, И. С. Интеллектуальная подготовка боксеров / И. С. Колесник. - М. : Теория и практика физической культуры, 2015. -132 с.

7. Кузнецов, А. С. Психологическая подготовка в спортивной борьбе / А. С. Кузнецов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - Том 7. - №2. - С. 68-72. Режим доступа: http://www.joш^nal-science.org/ru/magazine/26.html.

8. Назаренко, Л. Д. Воспитание в спорте / Л. Д. Назаренко, Е. А. Анисимова. - М., 2015. - 84 с.

9. Неверкович, С. Д. Спортивная деятельность: психические состояния, диагностика,

отбор / С. Д. Неверкович, У. Ш. Новиков. - М. : ВНИИФК, 2003. - 208 с.

10. Передельский, А. А. Философия, педагогика и психология единоборств : уч. пособие / А. А. Передельский. - М. : Физическая культура и спорт, 2008. - 240 с.

11. Филимонов, В. И. Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой: подготовка в контактных единоборствах / В. И. Филимонов, А. Г. Ширяев. -М. : Академия, 2007. - 240 с.

12. Харлампиев, А. Г. Бокс - благородное искусство самозащиты / А. Г. Харлампиев, А. Ф. Гетье, К. В. Градополов. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2007. - 512 с.

13. Nazarenko, L. D. Physiological bases of improvement system of boxers sports training / L. D. Nazarenko, I. S. Kolesnik // Life Science Journal 2014;11(11s) - Р.642-645. http ://www. lifesciencesite .com.

14. Хусяйнов, З. М. Тренировка нокаутирующего удара боксеров высокой квалификации / З. М. Хусяйнов. - М. :МЭИ, 1995. -72.

15. Кузнецова, З.М. Исследование периода усталости в тренировочном процессе у женщин боксерок /З.М. Кузнецова, Ю.Д.Овчинников, Л.В. Хорькова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Том 12. - №1. - С. 14-21. Режим доступа: http://www.iournal-science.org/ru/article/720. html. DOI 10.14526/01_2017_177.

16. Кузнецова, З.М. Спорт индейцев доколумбовой Месоамерики / З.М. Кузнецова, А.А. Мустакимова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -Том 7. - №3. - С. 74-80. Режим доступа: http://www.iournal-science.org/ru/magazine/27.html.

17. Halyna Butenko, Natalia Goncharova, Volodymyr Saienko, Hanna Tolchieva, Illia Vako. Physical condition of primary school children in school year dynamics. Zhurnal fizicheskogo vospitaniya I sporta [Journal of Physical Education and Sport]. 2017, art # 82, pp. 543 - 549, D0I:10.7752/jpes.2017.02082 (Scopus)

18. Joseph ADiMasi, Ronald WHansen, Henry GGrabowski. The price of innovation: new estimates of drug development costs. Zhurnal Economiki o zdorov'e [Journal of Health Economics]. 2003, Vol. 22, No. 2, pp. 151-185, doi https://doi.org/10.1016/S0167-6296(02)00126-1 (Scopus)

References

1. Akopyan A.O. Box: primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya sportivnyh shkol detej I podrostkov, dlya sportivnyh shkol detej I podrostkov olimpijskogo rezerva [Boxing: model program of sports training for sports schools for children and teen-agers, sports schools for children and

teen-agers of the Olympic reserve]. Moscow, Soviet sport, 2007, 72 p. (in Russian).

2. Gradopolov K. V. Box: uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury [Boxing: textbook for physical culture Institutes]. Moscow, INSAN, 2010, 320 p. (in Russian).

3. Gozhin, V. V., Malkov O.B. Maneuvering and pre-attacking trainings in combat sports. Teoreticheskie osnovy taktiki sportivnyh edinoborstv [Theoretical basis of tactics in combat sports]. 2008, 232 p. (in Russian).

4. Kolesnik I. S. Extrapolation development of a boxer's motor actions. Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury I sporta: sbornik nauchnyh trudov [Urgent problems of physical culture and sport : collection of scientific works]. 2006, pp. 117-120. (in Russian).

5. Kolesnik I. S. Osnovnye napravleniya povysheniya effektivnosti sistemy podgotovki kvalificirovannyh boxerov [The main directions of effectiveness increase of the training system among qualified boxers]. Moscow, Flinta: science, 2010, 350 p. (in Russian).

6. Kolesnik, I. S. Intellektual'naya podgotovka boxerov [Intellectual training of boxers]. 2015, 132 p. (in Russian).

7. Kuznetsov A. S. Psychological training in sports wrestling. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2012, Vol. 7, no 2, pp. 68-72. Available at: http ://www. j ournal-science.org/ru/magazine/26. html.

8. Nazarenko L. D., Anisimova E.A. Vospitanie v sporte [Upbringing in sport]. Moscow, 2015, 84 p. (in Russian).

9. Neverkovich S. D., Novikov U.S. Sportivnaya deyatel'nost' : psihicheskie sostoyaniya, diagnostika, otbor [Sports activity: psychic conditions, diagnostics, selection]. Moscow, All-Russian Scientific Research Institute of Physical Culture, 2003, 208 p. (in Russian).

10. Peredelskiy A. A. Filosofiya, pedagogika I psihologiya edinoborstv [Philosophy, pedagogics and psychology of combats]. Moscow, Physical culture and sport, 2008, 240 p. (in Russian).

11. Filimonov V. I., Shiryaev A.G. Box, kik-boxing, rukopashnyj boj: obuchenie v kontaktnyh boyah [Boxing, kick-boxing, hand-to-hand fighting : training in contact combats]. Moscow, Academy, 2007, 240 p. (in Russian).

12. Kharlampiev A. G., Get'e A.F., Gradopolov K.V. Box - blagorodnoe iskusstvo samozachity [Boxing is a noble art of self-defense]. Moscow, FAIR-PRESS, 2007, 512 p. (in Russian).

13. Nazarenko L. D., Kolesnik I.S. Physiological bases of the system of boxers sports training improvement. Zhurnal nauki zhizni [Life Science Journal]. 2014, No.11(11s), pp.642-645, http ://www. lifesciencesite.com.

14. Khusyaynov Z. M. Nokautovaya podgotovka sredi vysokokvalificirovannyh boxerov [Knockout strike training among highly-qualified]. Moscow, Moscow Energetic Institute, 1995, 72p. (in Russian).

15. Kuznetsova Z.M., Ovchinnikov Yu.D., Hor'kova L.V. The study period of fatigue in the training process of women boxerjock. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2017, Vol.12, no 1, pp. 14-21. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/720.html. DOI 10.14526/01_2017_177.

16. Kuznetsova Z.M., Mustakimova A.A., Simakov Yu.P. Sports Indians of pre-Columbian Mesoamerica. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological

Подано: 20.07.2017 Принято: 23.07.2017

problems of physical culture and sport], 2012, Vol. 7, no 3, pp. 74-80. Available at: http://www.journal-science.org/ru/magazine/27.html.

17. Halyna Butenko, Natalia Goncharova, Volodymyr Saienko, Hanna Tolchieva, Illia Vako. Physical condition of primary school children in school year dynamics. Zhurnal fizicheskogo vospitaniya I sporta [Journal of Physical Education and Sport]. 2017, art # 82, pp. 543 - 549, D01:10.7752/jpes.2017.02082 (Scopus)

18. Joseph ADiMasi, Ronald WHansen, Henry GGrabowski. The price of innovation: new estimates of drug development costs. Zhurnal Economiki o zdorov'e [Journal of Health Economics]. 2003, Vol. 22, No. 2, pp. 151-185, doi https://doi.org/10.1016/S0167-6296(02)00126-1 (Scopus)

Колесник Игорь Степанович - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: kolesnik.65@mail.ru

Гатин Фаат - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

Осипов Дмитрий - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

Для цитирования: Колесник И.С., Гатин Ф.А., Осипов Д.А. Применение системного подхода для разработки методики совершенствования технической подготовки квалифицированных боксеров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 69-77. DOI 10.14526/03_2017_23 6

DOI 10.14526/03_2017_237

УДК 796. 4 ББК 75.6

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ И АРТИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-

АЭРОБИКОЙ

И.А. Мингалишева - аспирант С.А. Гурьянова - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.