МОДЕЛИРОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ
УДК/UDC 796.83
Поступила в редакцию 19.12.2019 г.
Доктор педагогических наук, профессор И.С. Колесник1 Кандидат педагогических наук А.Н. Илькин1 Кандидат педагогических наук Д.А. Осипов1
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск
TACTICAL TRAINING DESIGN FOR SKILLED BOXERS
Dr.Hab., Professor I.S. Kolesnik1 PhD A.N. Ilkin1 PhD D.A. Osipov1
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk
Информация для связи с автором: KolesnikIS 1965@mail.ru
Аннотация
Цель исследования - разработать и экспериментально доказать эффективность модели совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров для роста их спортивного мастерства. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняло участие 24 квалифицированных боксера 16-18 лет (I разряд, КМС и МС). Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 12 человек. Тренировочные занятия в КГ проводились в соответствии с программой спортивной подготовки боксеров (2007 г.), утвержденной Федерацией бокса России. В ЭГ применялась методика на основе разработанной нами модели тактической подготовки квалифицированных боксеров. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня физической и тактической подготовленности.
Результаты исследования и выводы. Разработанная модель совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров раскрывает основные структурные компоненты и элементы, знание которых позволит спортсмену усвоить ведущие приемы тактики противоборства с противником, дающие возможность при примерно одинаковом уровне физической и технической подготовленности добиться победного результата. В процессе проведения педагогического эксперимента была апробирована готовность единоборцев ЭГ к усвоению основных компонентов тактической подготовки; выполнению различных алгоритмов усвоения тактических приемов. После окончания педагогического эксперимента были получены данные, свидетельствующие о том, что результаты физической и тактической подготовленности улучшились в обеих группах с явным приростом показателей боксеров ЭГ. Применение данной модели обеспечивает полное представление о данном процессе и помогает детализировать его в соответствии с поставленными задачами спортивной подготовки.
Ключевые слова: боксеры, тактическая подготовка, модель, педагогический эксперимент.
Annotation
Objective of the study was to develop and experimentally prove the effectiveness of the model of improvement of tactical training of qualified boxers aimed to increase their sports mastery level.
Methods and structure of the study. The educational experiment involved 24 qualified boxers of 16-18 years of age (Class I, CMS and MS), who were divided into the Control (CG) and Experimental (EG) Groups, 12 people each. The CG athletes were trained in accordance with the program of sports training for boxers (2007) approved by the Boxing Federation of Russia. In the EG, we used a training methodology based on the developed model of tactical training of qualified boxers. Prior to the educational experiment, we tested all subjects to identify the baseline level of their physical and tactical fitness.
Results and conclusions. The developed model of improvement of tactical training of qualified boxers helped reveal the basic structural components and elements, the knowledge of which will enable athletes to master the leading tactical skills of confrontation, which make it possible to achieve a victorious result with approximately the same level of physical and technical fitness. During the educational experiment, we tested the readiness of the EG subjects for the assimilation of the main components of tactical training, implementation of various algorithms of assimilation of tactical techniques. After the educational experiment, we detected the improvement of physical and tactical fitness rates in both groups, with a clear increase in the performance rates of the EG boxers. The use of this model provides a complete picture of this process and helps detail it in accordance with the objectives of sports training.
Keywords: boxers, tactical training, model, educational experiment,
Введение. Постоянно возрастающий уровень спортивного мастерства сильнейших боксеров различных стран, увеличивающийся объем научной информации о разработке новых идей, подходов, взглядов по проблемам повышения технико-тактической подготовки единоборцев; увеличение требований к соревновательной деятельности обусловили необходимость
пересмотра традиционных методов тренировки. Сущность традиционной методики спортивной подготовки состоит в передаче знаний вне создания проблемной ситуации, что не требует от спортсмена активной мыслительной деятельности. Применение словесных и наглядных методов обучения не обеспечивает обратной связи, что не позволяет дать объ-
ективную оценку полученным боксером знаниям. Примерно одинаковый уровень физической и технической подготовленности высококвалифицированных единоборцев предъявляет высокие требования к их тактической подготовке, позволяющей найти оптимальное решение сложной двигательной задачи в самый короткий промежуток времени и тем самым контролировать ход спортивной борьбы.
Цель исследования - разработать и экспериментально доказать эффективность модели совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров для роста их спортивного мастерства.
Методика и организация исследования. На основе концептуальных положений, изложенных в научных трудах А. О. Акопяна, И. С. Колесника, Л. Д. Назаренко, В. А. Санни-кова [1-3, 5, 6], разработана модель (см. рисунок), в которой представлены: цель и задачи тактической подготовки; ее основные компоненты, усвоение которых создает необходимый базис для увеличения показателей спортивного мастер-
Цель: Повышение уровня тактической подготовленности квалифицированных боксеров
Формирование навыков:
■ ориентировки в сложной ситуации спортивного поединка;
■ моментальной оценки сложившейся обстановки;
■ выбора наиболее эффективного атакующего или защитного приема
Компоненты тактической подготовки:
- уровень физической и технической подготовленности;
- скорость и точность зрительного восприятия действий противника;
- степень сформированное™ навыков ориентировки в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах технического приема
Виды алгоритмов повышения уровня тактической подготовленности
Решение задач, обеспечивающих оптимальную последовательность выполнения атакующих и защитных действий
Самостоятельная работа как главное условие совершенствования тактической
подготовки
/вариант:
Формирование навыков мысленного моделирования действий противника в конкретной ситуации
Методика совершенствования тактической подготовки:
- серии специальных заданий для усвоения тактических приемов;
- реализация целевых установок тренера
Критерии оценки уровня тактической подготовленности:
1. Точность моделирования тактических ситуаций.
2. Время, затраченное на выполнение эффективного приема.
3. Умение выбрать наиболее результативный вариант атакующего или защитного действия
Модель повышения уровня тактической подготовленности квалифицированных боксеров
ства единоборцев; разновидности алгоритмов повышения уровня технической подготовленности.
В процессе моделирования выявлены роль и место самостоятельной работы квалифицированных боксеров по усвоению тактических приемов, обусловливающих результативность его соревновательной деятельности. Формирование навыков выполнения эффективных технико-тактических приемов осуществления более успешно при разработке алгоритмов, существенно обогащающих творческие возможности боксеров. В спортивной подготовке боксеров используются следующие виды алгоритмов:
I - для решения познавательных задач, предусматривающих рациональную последовательность выполнения серии атакующих и защитных приемов;
II - для выявления условий, обеспечивающих эффективность применяемых тактических приемов.
За основу алгоритма принимается модель конкретной проблемной ситуации, характерной для бокса. Каждый атакующий или защитный прием имеет различные варианты применения
в зависимости от возникающего момента. Спортсмен может выполнить один и тот же удар в атакующей, встречной опережающей, ответной манере; конкретный защитный прием: продвигаясь вперед, на отходе, с шагом вправо или влево. Умение выбрать наиболее результативный вариант ударного или защитного действия в сложной ситуации боксерского поединка характеризует уровень тактической подготовленности бойца.
Методика формирования навыков выполнения тактических действий включает в свое содержание: приемы совершенствования скорости мыслительных операций в ходе поединка; выполнение подготовительных упражнений в логической последовательности; использование большого количества элементарных моторных актов, что позволяет решать тактические задачи в условиях выбора результативного приема; завершение атакующего удара с применением неожиданного действия; применение рациональных мыслительных операций в четкой последовательности, обусловливающих эффективную реализацию поставленной задачи; выполнение системы специальных заданий, направленных на повышение уровня тактической подготовленности; реализация целевых установок тренера [4].
Важным структурным компонентом модели совершенствования тактической подготовленности квалифицированных боксеров являются объективные критерии оценки ее двигательных действий.
Выявление условий, повышающих эффективность тактических приемов
II вариант:
Умение на основе данной модели разработать или внести коррективы в собственную программу действий
В КГтренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных боксеров, утвержденной Федерацией бокса РФ. В ЭГ использовалась разработанная модель совершенствования тактической подготовки с учетом ее основных структурных компонентов; применением различных вариантов алгоритма повышения уровня тактической подготовленности; организацией самостоятельной работы единоборцев ЭГ по совершенствованию технико-тактического мастерства; использованием методики формирования навыков выполнения тактических действий, предусматривающей усвоение приемов совершенствования скорости мыслительных операций в ходе поединка; выполнением подготовительных упражнений в логической последовательности и др.; а также критериев оценки показателей тактической подготовленности.
Для проверки эффективности применения разработанной модели совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 24 квалифицированных боксера 16-18 лет (I разряд, КМС и МС). Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 12 человек. Тренировочные занятия в КГ проводились в соответствии с программой спортивной подготовки боксеров (2007 г.), утвержденной Федерацией бокса России [1]. В ЭГ применялась методика на основе разработанной нами модели тактической подготовки квалифицированных боксеров. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня физической подготовленности с использованием следующих тестов: бег на 30 м (с); бег на 100 м (с); бег на 3000 м (мин); прыжок в дину с места (см); подтягивание в висе на перекладине (кол-во раз); толкание ядра (4 кг) правой и левой рукой.
Определялся также уровень тактической подготовленности по следующим показателям: количество защитных приемов при выполнении атакующих и контратакующих действий; качество и эффективность ложных приемов; своевременный уход от контратакующих приемов противника.
Уровень тактической подготовленности оценивался группой экспертов в количестве пяти человек из числа высококвалифицированных тренеров по боксу и судей. Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню физической и тактической подготовленности боксеров КГ и ЭГ (р>0,05).
Результаты исследования и их обсуждение. После окончания педагогического эксперимента были получены данные, свидетельствующие о том, что результаты улучшились в обеих группах с явным приростом исследуемых показателей боксеров ЭГ. Так, в КГ при исходных данных в прыжке в длину 230,3±6,8 см к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли до 236,4±10,8 см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 227,97±6,5 см к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 244,83±8,3 см (р<0,05). При исходных показателях выполнения подтягивания в висе на перекладине 18,59±0,18 раза в КГ к окончанию педагогического эксперимента данные улучшились до 20,07±0,19 раза (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 18,37±0,29 раза после завершения педагогического эксперимента показатели возросли до 24,86±0,32 раза (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения результатов в ЭГ была выявлена и по другим тестам.
Динамика показателей тактической подготовленности единоборцев КГ и ЭГ имела следующий характер. При исходных данных количества защитных приемов при выполнении атакующих и контратакующих действий в КГ 2,54±0,18 балла к окончанию педагогического эксперимента
показатели улучшились до 2,87±0,15 балла (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 2,51±0,11 балла к завершению педагогического эксперимента данные возросли до 3,89±0,14 балла (р<0,05). При исходных показателях проведения эффективных ложных приемов в КГ 2,47±0,14 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли до 2,71±0,17 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 2,44±0,12 балла к завершению педагогического эксперимента данные улучшились и составили 3,96±0,17 балла (р<0,05). При исходных данных показателя своевременного ухода от контратакующих приемов противника в КГ 2,81±0,15 балла к окончанию педагогического эксперимента данные возросли до 2,98±0,12 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 2,74±0,20 балла к завершению педагогического эксперимента данные улучшились и составили 3,96±0,14 балла (р<0,05).
Выводы. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность моделирования тактической подготовки квалифицированных боксеров. Тактическая подготовка единоборцев является длительным и сложным процессом, что обусловлено ее разнонаправленным содержанием, требующим развития мыслительных процессов, специфического тактического и логического мышления; высоких показателей физической и технической подготовленности, специальных навыков управления собственными действиями и моторными актами противника. Уровень тактической подготовленности позволяет единоборцу оценивать результативность используемого технического приема. Высокие показатели технического мастерства, опыт соревновательной деятельности детерминируют степень сформированности тактического мышления, основными параметрами которого являются скорость и вариативность выполнения наиболее эффективных атакующих и защитных приемов.
Литература
1. Акопян А.О. Бокс: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализирующих детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О. Акопян и др. 2-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2оо7. - 72 с.
2. Колесник И.С. Структура и содержание спортивной подготовки боксеров 15-17 лет / И.С. Колесник. - Ульяновск, 2010. - 342 с.
3. Колесник И.С. Интеллектуальная подготовка боксеров / И.С. Колесник. - М.: «Теория и практика физической культуры и спорта», 2015. - 132 с.
4. Назаренко Л.Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. - 2013. -№ 10. - С. 9-12.
5. Назаренко Л.Д. Воспитание в спорте / Л.Д. Назаренко, Е.А. Ани-симова. - М.: «Теория и практика физической культуры и спорта», 2015. - 80 с.
6. Санников В.А. Теоретические и методические основы подготовки боксера: учеб. пособие / В.А. Санников, В.В. Воропаев. - М.: Физическая культура, 2006. - 272 с., ил.
References
1. Akopyan A.O. et al Boks: Primernaya programma sportivnoy podgo-tovki dlya detsko-yunosheskih sportivnykh shkol, spetsializiruyuschikh detsko-yunosheskikh shkol olimpiyskogo rezerva [Boxing: Sample sports training program for children and youth sports schools, specialised children's and youth schools of Olympic reserve]. 2nd ed., ster. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2007, 72 p.
2. Kolesnik I.S. Struktura i soderzhanie sportivnoy podgotovki bokserov 15-17 let [Structure and content of sports training for boxers aged 1517 years]. Ulyanovsk, 2010. 342 p..
3. Kolesnik I.S. Intellektualnaya podgotovka bokserov [Intellectual training of boxers]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2015, 132 p.
4. Nazarenko L.D. Rol intellekta v sportivnoy deyatelnosti [intelligence in sports activities]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2013. no. 10. pp. 9-12.
5. Nazarenko L.D., Anisimova E.A. Vospitanie v sporte [Education in sports]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2015. 80 p.
6. Sannikov V.A., Voropaev V.V. Teoreticheskie i metodicheskie osnovyi podgotovki boksera [Theoretical and methodological foundations of boxer training]. Study guide. M.: Fizicheskaya kultura publ., 2006. 272 p.,il.