ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.Н. Лебеденко
PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PRE-SCHOOL CHILDREN'S SELF-CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT
Lebedenko E.N.
The article is devoted to the problem of self-consciousness structure in the context of psychological supporting pre-school children's self-consciousness development. The substance of author's self-consciousness model its practical application potentialities for pre-school children's self-consciousness development are considered.
Статья посвящена вопросу о структуре самосознания в контексте психологического сопровождения развития самосознания детей дошкольного возраста. Рассматривается содержание предложенной автором модели самосознания, её возможности в русле практического применения для развития самосознания дошкольников.
Проблемой самосознания занимались многие исследователи в рамках психологической, философской, педагогической и социальной наук. Психологический феномен самосознания продолжает вызывать исследовательский интерес, и несмотря на глубокий теоретический и эмпирический анализ, представленный в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Н.Л. Белопольской, А.А. Бо-далева, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, И.И. Чесноковой и др., оставляет открытыми некоторые вопросы. Один из них - вопрос о структуре самосознания, в контексте психологического сопровождения развития самосознания детей дошкольного возраста, который и является предметом статьи.
Кратко охарактеризуем основные позиции некоторых отечественных ученых, акцентировавших свое внимание на структуре самосознания. Известна концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание, предложенная В.В. Столиным (1).
М.И. Лисина, изучая структуру самосознания в русле концепции генезиса общения, выделяла две основные составляющие: когнитивную и аффективную. Когнитивная подструктура затрагивает проблему самопознания. Аффективная подструктура отражает особенности механизмов формирования самооценки ребёнка. Рассматривая процесс
УДК 159.922.7
ы
ШЛебеденко Е.Н
«Психологическое сопровождение развития самосознания детей дошкольного возраста»
формирования ребёнком представлений о самом себе и целостного образа своего «Я», М.И. Лисина высказывала верное, на наш взгляд, положение о его структуре. Автор считает, что есть все основания выделять в структуре образа, с одной стороны, частные, конкретные представления субъекта о своих способностях и возможностях, составляющие как бы его «периферию», а с другой -«центрально-ядерное образование», на которое конвергируют все частные представления субъекта о самом себе (2).
Стройная концепция развития самосознания в дошкольном возрасте представлена В. С. Мухиной. Автор определяет самосознание как совокупность ценностных ори-ентаций, образующих систему личностных смыслов. Составляя индивидуальное бытие личности, они организуются в структуру самопознания. В исследовании самосознания дошкольника, В.С. Мухина определяет его структуру как единство развивающихся по определенным закономерностям звеньев: имя собственное, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, строящееся внутри той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность. Нам представляется важным, что автор показывает неизменность структуры самосознания не только в историческом, но и в индивидуальном процессе (3).
Особый интерес при рассмотрении структуры самосознания вызывает подход И.И. Чесноковой, определяющей самосознание как центральное образование в структуре личности, как интегрирующей процесс психики. Уровни самосознания автор различает по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе: самопознание, самоотношение, саморегуляция. Для нашей работы важным представляется рассмотрение социальной микросистемы, частью которой является человек [4], так как каждый человек, включаясь в специфическую форму взаимодействия людей, перевоплощаясь в те или иные роли, раскрывает себя с определенной стороны, в определенной степени. Он непрерывно контролирует свое поведение, соответственно тому образу
себя, который, по его мнению, является наиболее адекватным и необходимым.
Можно констатировать, что все исследователи проблемы самосознания оперируют единым термином - «самосознание», но выделяют разные аспекты в его определении и индивидуально подходят к дифференцированию его структур.
Такая многоплановость в теоретической представленности, с одной стороны, позволяет расширять горизонты этого психологического феномена, с другой - вызывает затруднения в практическом применении теоретических знаний. В контексте изучения особенностей психологического сопровождения развития самосознания в старшем дошкольном возрасте, при разработке программы для развития этого процесса, нам представляется необходимым более четко обозначить критерии, структуру и подходы к решению этой проблемы.
Анализ представленных работ послужил теоретической основой в понимании методологии проблемы самосознания, а также побуждающей причиной к обобщению и преобразованию основных идей и подходов этих авторов в контексте нашего исследования. Результатом этого стала разработка модели самосознания, которая представляет собой графическую характеристику структуры самосознания дошкольника (рис). Моделирование позволило в дальнейшем разработать программу психологического сопровождения развития самосознания на ранних этапах онтогенеза.
Основными характеристиками модели самосознания являются системность и многофункциональность. Подобная уровневая модель самосознания сочетает в себе генетические, социальные, психологические аспекты личности ребенка и имеет широкий спектр возможностей.
Структура модели самосознания включает в себя четыре уровня: центральный («Какой Я?»); социальный («Кто Я?»); интегрирующий («Я это Я»), уровень «Я -концепции» («Какими Я вижу их, каким они видят Меня»).
Макросреда Традиции и ценности культуры
Рис. Модель самосознания.
ы
ШЛебеденко Е.Н
«Психологическое сопровождение развития самосознания детей дошкольного возраста»
В пространственном представлении модель выглядит как четыре сферы, последовательно включенные друг в друга. Первые три уровня этой модели, образующие «Образ Я», пронизывают следующие понятия: представление о себе, самочувствие, самооценка, рефлексия, иерархия мотивов, ценностей, внутренние позиции, базовые и высшие потребности индивида.
Четвертый уровень выделен в нашем исследовании как уровень «Я - концепции». Понятие «Я - концепция» в рамках представленной модели трактуется как результат, итоговый продукт процессов самосознания, сквозь призму которого происходит восприятие окружающего мира и контакт личности с микро- и макросредой.
Таким образом, мы отделяем друг от друга понятия «Я - образ» и «Я - концепция», используемые как синонимы во многих психологических исследованиях проблемы самосознания. Основными характеристиками «Я - образа», как динамической системы представлений человека о себе, являются процессуальность и осознание личностью своих границ, т.е. выделение себя из внешнего мира посредством самопознания и самоотношения.
«Я - концепция» рассматривается как продукт, результат самосознания, пространственно располагающийся в «пограничной зоне» контактов личности с микро- и макросредой. Она в значительной степени определяет развитие личности, деятельность и поведение. Этот уровень пронизывают механизмы психологической защиты, индивидуальные представления и ожидания, самоотношение, саморегуляция.
Конкретизируем сущность и содержание обозначенных уровней модели самосознания.
Центральный уровень (индивидуальный) «Какой Я?» - в данном исследовании определен как уровень физиологически заданный, субъективный. Его можно охарактеризовать как внутреннее пространство личности. Интенциональность сознания на этом уровне характеризуется интроверсией.
Содержание этого уровня включает: образ тела (мой портрет); моё имя; мои чув-
ства; темперамент; черты характера; мои мысли, желания, возможности; мои фантазии; моё прошлое, настоящее, будущее.
Социальный уровень «Кто Я?» - уровень коммуникативной деятельности в системе социальных ролей, которая сопровождается рефлексией и осознанием себя «через другого». Это пространство связей личности с другими людьми. Интенциональность сознания на этом уровне характеризуется экстраверсией.
Содержание уровня включает в себя следующие роли: Я - ребенок; Я - мальчик/девочка; Я - член семьи; Я - ученик/ученица; Я - друг; Я - друг/часть природы.
Интегрирующий уровень («Я это Я») -это уровень целостной личности, которая объединяет все свои свойства и качества, представления и знания о себе и определенным образом относится к себе. Это пространство осознания и ощущения границ своей личности. Интенциональность сознания на этом уровне характеризуется как ин-троверсией, так и экстраверсией.
Содержание этого уровня интегрирует первый и второй уровни в целостный «Образ Я», на нем происходит осознание своей индивидуальности, внутренних ресурсов, ценности и достоинства, а также возможности самоактуализации.
Уровень «Я - концепции» - можно определить как продукт самосознания, выражающийся в представлении о себе и мире и включенный в микро- и макросреду, окружающую личность.
В основе содержания уровня - индивидуальная система взглядов, поведения, установок и оценок. «Я - концепция» может быть реальной/нереальной, адекватной/неадекватной, в зависимости от способности сопоставлять свой «Образ Я» с образами «Я» других людей и образом объективной реальности.
На основе вышеизложенного, можно предположить, что «Я - образ» - это пространство процесса познания себя, построения границ личности, а «Я - концепция» -пространство, которое поддерживает защиту этих границ, с помощью механизмов психо-
логической защиты, а также обеспечивает тактику самопрезентации, на основе меры социальной желательности. «Я - концепция» содержит поведение, направленное на поддержание своего образа в глазах других, саморегуляцию этого образа, а также взгляд на другого с точки зрения своей «Я - концепции». Она детерминирует ожидаемое отношение других, представление о том, как личность выглядит в глазах других людей.
Содержание каждого уровня модели определяется возрастными параметрами. Представленное содержание актуально для старшего дошкольного возраста, рассматриваемого в нашей работе, но, как показывает практика использования данной модели, оно может сохраняться и для детей младшего школьного и подросткового возраста. Необходимо лишь учитывать степень влияния конкретной группы социальных ролей (ролевого набора).
На разных этапах онтогенеза на первый план выступает следующий ролевой набор: в старшем дошкольном возрасте - «Я
- ребенок», «Я - мальчик/девочка», «Я -член семьи»; в младшем школьном возрасте
- «Я - ученик», «Я - член семьи», «Я - часть природы»; в подростковом возрасте - «Я -ребенок», «Я - друг/приятель», «Я - мальчик/девочка».
В контексте нашего исследования, рассматривающего проблему психологического сопровождения развития самосознания в старшем дошкольном возрасте была разработана «Модель развития самосознания в дошкольном и младшем школьном возрасте». Следующим этапом этой работы явилось создание программно-методического обеспечения процесса развития самосознания, результатом которой стало пособие в серии «Психологическая служба» -«Развитие самосознания и индивидуальности «Какой Я?», «Кто Я».
Программа развития самосознания в старшем дошкольном возрасте соответствует разработанной модели и состоит из трех этапов работы.
Целью первого этапа является «выделение» себя из внешнего мира. Его задачи -принятие своих личностных качеств, ста-
новление адекватной самооценки, повышение мотивации к достижению успеха, овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать внимание на самом себе.
Целью второго этапа выступает осознание ребенком своих социальных ролей и оценка себя с точки зрения социальных контактов. Осознание и принятие различных сторон своей личности и личности других людей. Задачами второго этапа являются: осознание целостности группы, в которую он включен, осознание своего места в этой группе; осознание наличия норм, правил, ценностей, целей, действий в системе ролевых взаимоотношений, осознание системы взаимоотношений, действующих в группе (степень близости, ответственности, зависимости); определение качеств, необходимых для каждой роли; осознание своих чувств, испытываемых в разных ролях, достоинств и недостатков.
Цель третьего этапа - интеграция всех структур в целостный «Образ Я». Задачами этого этапа выступают: осознание собственных личностных качеств, способностей, а также причин успехов и неудач; развитие и усложнение личностных качеств; создание мотивации к потребности в саморазвитии, самоизменении; осознание собственной ценности, уникальности своего существования, своего «Я».
Программа развития самосознания отражает процессы интериоризации и эксте-риоризации, в результате которых ребёнок приобретает, с одной стороны, понимание своей уникальности и неповторимости своего индивидуального бытия, с другой -субъективное чувство принадлежности к различным социальным группам.
Подводя итоги вышеизложенному, подчеркнем, что рассмотрение структуры самосознания, условий, влияющих на процесс развития самосознания, требуют уточнения их особенностей в различные онтогенетические этапы развития. Интересом нашего исследования стал дошкольный возраст как период формирования новообразований, связанных с процессом развития самосознания. Недостаточная разработанность
Лебеденко Е.Н.
«Психологическое сопровождение развития самосознания детей дошкольного возраста»
психологического сопровождения этого процесса в дошкольный период послужила основанием для создания модели самосознания, характеризующейся системностью и многофункциональностью. Комплексная программа развития самосознания дошкольников позволила нам реализовать теоретическую модель на практике и подтвердить наши предположения о возможности оптимизации этого процесса в старшем дошкольном возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
12. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002, -440 с.
13. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания дошкольников. - Кишинёв, 1983. -110 с.
14. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. - М, 1998.
15. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. -М.: Наука, 1977.
Об авторе
Лебеденко Елена Николаевна, руководитель центра психологического консультирования, частнопрактикующий психолог, соискатель кафедры прикладной психологии и педагогики НОУ «Северо-Кавказский социальный институт».