субъекта труда и приводит к изменениям во временной проекции ретроспективного и актуального в педагогической деятельности респондентов. При этом нами отмечено, что изменениям выраженного характера наиболее подвержены эмоционально -ценностный и конативный компоненты профессионального самосознания педагога.
Таким образом, организуемая нами артпедагогическая работа с педагогами способствует позитивным изменениям в ценностно-смысловой сфере профессионального самосознания, что в свою очередь отражается на эффективности и успешности индивидуальной педагогической деятельности. Следовательно, сказанное позволяет рассматривать артпедагогику как педагогическую инновационную технологию, максимально использующую воспитательный потенциал искусства, которая находит применение в образовательной сфере не только в работе с детьми и подростками, но и взрослыми представителями педагогической общности.
Предложенный нами психолого-акмеологический подход к проблеме влияния артпедагогической технологии на профессиональное самосознание педагога заключается в рассмотрении данного психологического феномена в диалектическом единстве художественных форм творческой активности педагога с профессионализмом его деятельности и личности. Он расширяет возможности применения инновационно-воспитательного потенциала искусства, обеспечивая влияние артпедагогики через призму структурно-динамического строения профессионального самосознания педагога на акмеологические составляющие субъекта педагогической деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 248с.
2. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. - 1996. - Т.17, №6. - С.30-37.
3. Ершова Н.Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1997.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.- 308с.
5. Кан-КаликВ.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
6. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост.
- Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1995. - 176с.
7. Слободчиков В.И., Исаев И.Ф. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384с.
О.Г. Власова, Н.А. Белых
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА ТРУДА: РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД
Переход от индустриального общества к постиндустриальному влечет за собой коренные трансформации труда, как на социальном уровне (организация труда, система отношений между его субъектами, формы общественного разделения труда и т.п.), так и на уровне его важнейших содержательных элементов (предмета, средств, продукта труда). Какова сущность этих изменений, как они влияют на психологическое содержание труда и, главное, на человека как его субъекта?
Поиск ответа на эти вопросы необходим для адекватного решения широкого круга психологических проблем, связанных с определением требований, предъявляемых отдельными видами труда к личным качествам работника; с выделением психо-
логических характеристик субъекта, имеющих высокую ценность для профессиональной деятельности; с разработкой новых подходов к психологическому сопровождению профессионального развития человека, с учетом изменившейся реальности.
Во-первых, многие современные профессии являются абсолютно новыми; те же из них, которые существуют традиционно, постоянно диверсифицируются.
Во-вторых, как показывают исследования социологов, для постиндустриального общества характерна дестандартизация и флексибилизация занятости, то есть, занятость теряет свою стабильность, широкое распространение получают гибкие и изменчивые формы занятости. А это означает, что выбор профессии теряет свою полную определенность, характерную для индустриального общества и все больше возрастает вероятность того, что современному оптанту в будущем предстоят смены не только сферы приложения своих профессиональных знаний, но и самой профессии.
Наблюдаемые нами сегодня изменения в мире труда коснулись самых ключевых его моментов - профессионального разделения труда, его условий, рабочего времени и т.п. Еще 20-30 лет назад, в эпоху индустриализма, профессионал, как правило, осуществлял свою деятельность в рамках единственной профессии, на вполне определенном рабочем месте, в условиях достаточно жесткой фиксации рабочего времени и с использованием относительно стабильного набора инструментов и средств труда; при этом его карьера была «восходящей» и во многом предсказуемой.
В отличие от него, для современного профессионала эпохи постиндустриализма, характерны частые смены рода деятельности, наличие одновременно нескольких мест работы (так называемый «портфель работ»), дискретность карьеры без четких границ ее начала и окончания, а главное - постоянно трансформирующаяся и усложняющаяся система средств и орудий труда.
В ходе проведенного нами контент-анализа содержательной части вакансий, представленных в сети Интернет, нам удалось построить виртуальные портреты конкурентоспособных специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. Сопоставление профилей этих специалистов позволило выделить две группы основных характеристик современного профессионала, востребованного на рынке труда.
Первая группа - вариативные характеристики, отражающие специфику и психологическое содержание конкретного труда. Преимущественно, эту группу характеристик составляют всевозможные «узкие» компетенции специалиста, отражающие его профессиональные знания, умения и навыки и, лишь частично, психологические свойства, необходимые для выполнения той или иной деятельности.
Вторую группу составили инвариантные характеристики виртуального субъекта труда, представленные, с одной стороны - весьма стабильной группой интегральных личностных характеристик, и, с другой - ограниченной группой компетенций.
Основными личностными характеристиками «желаемого» специалиста являются следующие качества (перечислены в порядке убывания значимости): 1) активность (включающая потенциальную и актуальную энергию), 2) интеллект (в том числе, креативность, гибкость мышления), 3) коммуникативные качества (способность работать в группе). Кроме того, нами были выявлены две инвариантные компетенции, которые необходимы любому специалисту с высшим образованием вне зависимости от сферы его деятельности. Первой такой компетенцией является готовность к работе с информационными системами и технологиями (представлена в требованиях работодателя преимущественно в виде различных уровней знания ПК
- от продвинутого пользователя до программиста). Эта компетенция соотносится с группой личностных требований к интеллектуальным качествам потенциального работника, и, прежде всего, с гибкостью его мышления. Другой инвариантной компетенцией, необходимой практически во всех областях современного производства и бизнеса является знание иностранного языка. Причем, нижняя граница этого зна-
ния достаточно четко определяется работодателем (минимум как разговорный). На рынке труда, при прочих равных условиях весомое преимущество имеют те специалисты, которые владеют более чем одним иностранным языком, причем весьма желательным является наличие подтверждающего этот факт сертификата.
В целом, проведенный нами психологический анализ рынка труда показал, что в настоящее время происходит «сращивание» квалификационных и личностных свойств работника, что порождает и новые проблемы как в определении перечня компетенций, необходимых субъекту для успешной деятельности, так и в построении стратегий развития профессионала. В этих условиях становится очевидной необходимость разработки новых подходов к психологическому сопровождению профессионализации потенциального субъекта труда, отвечающих духу современной эпохи и учитывающих те требования современного рынка труда, которым субъект должен соответствовать. Одним из таких подходов является развиваемый нами ресурсный подход, базирующийся на трех основных идеях.
Первая идея состоит в рассмотрении человека как обладателя собственных психологических ресурсов, то есть, актуальных и потенциальных свойств и качеств, реализация которых приносит субъекту своего рода психологические «дивиденды» в виде новых возможностей и открывающихся перспектив роста.
Вторая идея заключается в признании ограниченности исходных свойств субъекта. Так, параметры различных психологических свойств каждого индивида имеют свою определенность, заданную, с одной стороны, биологически, а с другой -темпорально и социально. Биологическая ограниченность характерна, например, для порогов различных видов чувствительности, объема и распределяемости внимания, скорости проведения нервного импульса, силы и подвижности нервной системы и т.п. Темпоральная ограниченность состоит в том, что в течение жизни человека происходят закономерные изменения в его психических свойствах и особенностях протекания психических процессов; при этом на всех этапах жизненного пути человека четко выделяются сензитивные периоды, характеризующиеся наибольшими возможностями в развитии определенных психических свойств и личностных новообразований. С темпоральной ограниченностью тесно связана социальная ограниченность психологических ресурсов: известно, что социальная депривация в ходе онтогенеза человека может снижать или блокировать возможности развития его психики.
Третья идея состоит в понимании психологического ресурса как функции, значение которой может возрастать, не смотря на заданность ее отдельных переменных. Возрастание и приумножение психологических ресурсов связано, прежде всего, с расширением границ опыта человека, включением в новые виды деятельности, приносящим актуализацию потенциальных возможностей.
Метафорически, психологические ресурсы человека можно понять как своего рода психологический капитал, приумножение которого связано не только с его исходными количественными и качественными характеристиками, но и с тем, насколько целесообразным и рациональным является его вложение.
Опираясь на эти идеи, основные задачи психологического сопровождения профессионализации субъекта труда на стадии оптации состоят в следующем.
Психологическая диагностика ресурсов, направленная, с одной стороны, на определение содержания и природы психологических ограничений субъекта, а с другой - на установление его потенциальных и актуальных возможностей в развитии профессионально ценных и психологических свойств и компетенций.
Психологическая помощь в выборе профессии, в основе которой лежит установление соответствия между имеющимися у субъекта ресурсами и требованиями, предъявляемыми субъекту труда в конкретных видах профессиональной деятельности.
Расширение границ опыта через ознакомление с широким спектром на-
правлений возможной профессиональной деятельности и включение в новые виды деятельности (исследовательской, социальной, технической и т.п.), дающие субъекту возможность не только осознать свои ресурсы, но и приумножить их.
Психологическая помощь субъекту в осознании своих ресурсов и развитии на их основе профессионально ценных качеств личности и компетенций.
Н.А. Захарченко
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подготовка социальных работников в системе профессионального образования для работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (сиротами, инвалидами, детьми группы риска), количество которых неуклонно возрастает, ведется уже около 15 лет. Наблюдающийся на протяжении всего этого периода рост числа вузов и факультетов, занятых подготовкой сотрудников учреждений социальной защиты, свидетельствует о возросшей потребности в таких специалистах. Запрос на них вызван, с одной стороны, усложнившейся социально-экономической ситуацией, а с другой - ориентацией на демократические достижения развитых государств, особенно в плане продуктивности специалистов социальной работы. Очевидно, что профессиональная подготовка таких специалистов имеет важное значение для решения многих социальных, политических, экономических проблем общества.
Вместе с тем, в условиях роста невротизации и девиации населения, распада института семьи, ухудшения уровня жизни, усиления классовой и этнической поляризации, имея низкий статус профессии и невысокое вознаграждение за труд, не все выпускники вузов по этой специализации готовы работать заниматься своей профессиональной деятельностью. Вступивших же на профессиональную стезю социальноэкономические обстоятельства жизни низводят, зачастую, до переживания тех же трудностей, которые испытывают обучаемые, клиенты, посетители служб (Д.А. Леонтьев). Социальная дезадаптация, девальвация ценностей, межличностное отчуждение, утрата идентичности, жизненных смыслов, веры в авторитеты - все это, в целом, приводит к оттоку дипломированных специалистов в другие сферы. Соответственно, перед системой высшего профессионального образования возникает задача подготовки специалистов, не только устойчиво ориентированных на компетентное решение профессиональных задач социальной работы, но и способных осуществлять в рамках данной деятельности задачи саморегуляции и саморазвития.
Следует признать, что в отечественной науке имеется успешный опыт теоретических разработок в сфере подготовки специалистов социальной работы. Они касаются вопросов специфики учебной работы со взрослыми (С.Г. Вершловский, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Рубцов, Е.И. Степанова, Г.С. Сухобская), в том числе с использованием методов активной групповой работы (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, А.Б. Добрович, Ю.Н. Емельянов, В.А. Кан-Калик, Л.А. Петровская, Л.А. Регуш и др.), осмысления ценностных оснований и установок профессиональной деятельности «помогающего» типа (Б.С. Братусь, Л.В. Воробьева, А.А. Деркач, И.В. Дубровина, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, А.С. Спиваковская, В.А. Ядов), эмоционально-волевой саморегуляции деятельности (Л.М. Митина, А.М. Прихожан), выбора ее стиля (А.К. Маркова, С.Ю. Степанов) и типа преодоления затруднений (Л.И. Анциферова) и т.д.
Обращают на себя внимание достижения зарубежной практики профессио-