УДК:159.9-053.6:61
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТНОГО
РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ
КАСЫМОВА ГУЛЬНАР МАРУПОВНА
доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук НАО «Казахский национальный женский педагогический университет» г.Алматы,
Республика Казахстан
РАДЧЕНКО ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА САРСЕКОВА АНЕЛЬ РУСЛАНОВНА ХАЛМУРАТОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
студентки специальности 6В03102 - Психология НАО «Казахский национальный женский педагогический университет» г.Алматы, Республика Казахстан
Аннотация. Психологическое сопровождение личностного развития проблем современных подростков, необходимо, так как многие находятся в кризисном состоянии и становления своей жизненной позиции, осознания собственного «Я», своего статуса в социуме. В этой связи важным представляется выбор эффективных стратегий оказания помощи подросткам в рамках программы комплексной игровой терапии.
Ключевые слова: личностное развитие, подростки, программа, комплексная игровая терапия.
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях реализации основных направлений образовательной стратегии подрастающего поколения наиболее уязвимой категорией являются подростки, поскольку они - одна из составных частей общества, поэтому мы должны понимать, в чем состоят их личностные и социальные запросы, и как можно им помочь в трудных жизненных ситуациях.
В исследовании С.Л.Рубинштейна подчеркивается, что сознание конкретного реального индивида - это единство переживания и знания, некая система, где внутренняя природа переживаний выявляется в его отношении к внешнему миру. В этой связи важен тезис о том, что всякое действие человека исходит из мотивов, которые направляются к определенной цели, разрешая ту или иную задачу, выражают определенное отношение к окружающему миру, вобрав в себя работу сознания и всю полноту непосредственного переживания в деятельности [1, с. 14, 21].
А.А.Реан отмечает, что в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный внутренний мир, своей «Я-концепции» [2, с.357].
На личностное развитие подростков в значительной степени влияет общество, в котором они растут. Именно в обществе подростки учатся налаживать отношения с окружающими, приспосабливаться к различным ситуациям, бороться с окружающими трудностями.
В этом возрасте дефицит необходимого внимания, понимания и признания подростка у окружающих его близких людей может привести к несформированности и диффузии кризиса, что в результате ведет к бесполезности существования в обществе для самого человека. Целью нашего исследования является психологического сопровождения изучение теоретических и практических основ личностного развития подростков в условиях применения игровой терапии. Объектом исследования стал процесс применения комплексной игровой терапии в коррекции проблем личностного развития подростков. Предмет исследования: психологические закономерности личностного развития подростков.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Гипотеза исследования: позитивная динамика личностного развития подростков может быть обусловлена применением комплексной игровой терапии. Задачи исследования^) проанализировать теоретические и практические аспекты исследований проблем личностного развития подростков; 2) провести экспериментальное исследование применения комплексной игровой терапии личностного развития подростков; 3) предложить рекомендации по психологическому сопровождению проблем личностного развития подростков.
Основная часть. Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых. В современной психокоррекции игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких взаимоотношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимает опасность социально значимых последствий.
Психотерапевтический эффект игровых занятий у подростков достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между ними и взрослыми. Игра корректирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных личности действий в социуме.
Отличительные признаки развертывания игры - это быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
Структуру игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое применение предметов - замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.
Сюжетом игры является воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится подростками как главный момент деятельности и отношений между ними. Игровые ситуации помогают формированию произвольного поведения личности в процессе ее социализации.
Общими показаниями к применению игровой терапии является: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки и др.
Использование комплексной (смешанной) игровой терапии для коррекции личностной сферы у подростков становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых подвижек в поведении ребенка. Умение психолога своевременно отреагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации различных методов игровой терапии, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.
В первый цикл могут войти занятия, в которых присутствует синтез директивной и недирективной игровой терапии при превалировании директивной терапии. Каждое занятие этого цикла включает в себя три этапа Свободная игра подростка без вмешательства психолога. Данный этап предполагает организацию взрослым свободной игры подростка, используя метод недирективной игротерапии. Например, конкретные игры или структурированные игровые ситуации, предлагаемые психологом, свободная игра подростка (при желании).
Во второй цикл входят занятия, в которых также присутствует синтез недирективной и директивной игротерапии, но в этом цикле превалирует недирективная игровая терапия. В исследовании Г.М. Касымовой представлена характеристика направлений игровой терапии и подчеркнута необходимость применения методов диагностики в различных направлениях игровой терапии [3].
Метод комплексной игровой терапии показался нам наиболее приемлемым в данной ситуации. Метод позволяет включать в занятия свободную игру подростка, развивающие коммуникативные игры, подвижные игры, игры, поднимающие эмоциональный тонус, сюжетно-ролевые игры, игры - драматизации, а также программные занятия директивной игровой терапии.
В формирующем эксперименте нами была применена комплексная программа с использованием системы игр, упражнений, ситуаций, представленной в исследованиях С.А.Игумнова, Г.М.Касымовой, В.Оклендер, Н.В. Самоукиной и др., предварительно адаптированная к данной подростковой группе [3 -6].
Цель программы: комплексная игровая терапия личностного развития подростков. Задачи программы: 1) установление дружеской атмосферы среди подростков; 2) развитие коммуникативных навыков общения в подростковой среде; 3) создание ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной деятельности;4) раскрытие положительных качеств и черт подростков; 5) развитие чувства понимания и сопереживания к другим людям. Этапы работы по программе: 1этап (диагностический) - 2 занятия; 2 этап (установочный) - 1 занятие; 3 этап (коррекционный) -6 занятий; 4 этап (закрепляющий) - 1 занятие; 5 этап (контрольный) - 1 занятие. Методы реализации программы: ролевые игры; игровые ситуации, упражнения; эмоционально-символические игры-упражнения и др.
Содержание представленной комплексной программы игровой терапии может творчески применяться психологом с учетом потенциала и проблем подростков.
Длительность одного занятия с учетом возрастных особенностей подростков - 60 минут. Всего было проведено поэтапно 1 1 занятий. примерная тематика которых представлена ниже: Первый этап (констатирующий). Первое занятие. Цель: определение уровня личностного развития и межличностных отношений у старших подростков. Проведение методик «Дом.Дерево.Человек.» Дж.Бука, «Социометрия Д.Морено. Второе занятие.
Цель: определение уровня самооценки психических состояний и социальной фрустрированности у подростков. Методика диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка измеряет сразу четыре фактора, влияющие на межличностные отношения испытуемым предлагается описание различных психических состояний. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И.Вассермана (модификация В.В. Бойко) позволяет фиксировать степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Второй этап (установочный). Третье занятие. Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении. «Здравствуй»; «Великолепная Валерия»; «Ежики»; «Одеяло»; «Займи место»; «Молекулы»; «Дрозд»; «Кисочки»; «Техника «Розовый куст». Третий этап (формирующий) Цель: коррекция личностного развития и межличностных отношений. Четвертое занятие. Цель: научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций. «Ласковое имя»; «Грузинский хор»; «Мы идем в поход»; «Оркестр»; «Чихание слона»; «Ипподром»; «Рыбка»; «Правда или ложь»; «Гром - ураган - землетрясение»; «Рассказ охотника»; «Три музыкальных слога». Пятое занятие. Цель: создание психологически защищенной ситуации для личностного самораскрытия участников игр. «Имя превратилось»; «Как привлечь внимание»; «Ссора»; «Покажи-кто?»; «Сравнение с вещью»; «Отгадай вещь»; «Изобрази животное»; «Ожившие картины»; «Эмоциональное состояние»; «Визуализация вербальной фразы». Шестое занятие. Цель: знакомство с базовыми навыками общения. «День рождения»; «Цветы»; «Тосты»; «Мое поведение в конфликте»; «Автобус в час пик». Седьмое занятие. Цель: обучение подростков навыкам коллективной самоорганизации. «Следопыт»; «Заснуть на плече»; «Строим автомобиль». Восьмое занятие. Цель : развитие чувства интуиции. «Мафия». Девятое занятие. Цель: развитие у подростков навыков общения в различных жизненных ситуациях. «Чай в половине двенадцатого ночи»; «Треугольник»; «Знакомство на лавочке»; «Согнать со стула». Четвертый этап. Цель: закрепление у подростков навыков межличностных отношений. Десятое занятие. «Дальние коммуникации»; «Да - нет - да»;
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
«Паром»; «Наблюдение за движениями»; «Самый рассеянный»; «Дождик»; «Мне нравится в тебе»; «Волшебное зеркало». Пятый этап (контрольный). Цель: выявить уровни личностного развития и межличностных отношений, самооценки психических состояний, социальной фрустрированности у подростков. Одиннадцатое занятие. Тестирование; методика «Социометрия» Дж. Морено»; методика диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка и методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И.Вассермана (модификация В.В. Бойко).
Заключение. В исследовании была подтверждена гипотеза о том, что позитивная динамика личностного развития подростков может быть обусловлена применением комплексной игровой терапии. Так, например, в экспериментальной группе позитивная динамика прослеживается по двум факторам: тревожность и фрустрированность, а по методике уровня социальной фрустрированности экспериментальная группа до коррекционной работы находилась на неопределенном уровне и после коррекции на пониженном уровне фрустрированности. В исследовании межличностных отношений с помощью методики "Социометрия" прослеживается определенная позитивная динамика групповых взаимоотношений, выявлены подростки с различными социальными статусами: лидеры, отвергаемые и изолированные. Кроме того, выделяются подростки по активности в общении: общительные, стремящиеся со всеми иметь хорошие дружеские отношения; имеющие несколько постоянных друзей (как правило, это подростки, отвергаемые другими); избирательные в общении, пассивные и подростки, находящиеся в самоизоляции, негативно настроенные, с агрессивными тенденциями.
Итак, цель нашего исследования по исследованию психологического сопровождения проблем личностного развития подростков в условиях применения комплексной игровой терапии была достигнута. Методики исследования выявили средний уровень самооценки психических состояний и неопределенный уровень фрустрированности в группе, что может быть связано с самоопределением учащихся в социуме. Психологическое сопровождение проблем личностного развития подростков имеет определенные перспективы дальнейших исследований в контексте разработки и применения коррекционных программ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2019. - 720с.
2. Психология человека от рождения до смерти /Под общей ред. А.А.Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - с.357
3. Касымова Г.М. Психологические основы игровой терапии детской тревожности. - Алматы, 2005. - 111с.
4. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков: Справ.пос. / Под ред. В.Т.Кондрашенко. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 176с.
5. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2002. - 416с.
6. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. - М., 2000. - 192с.