Научная статья на тему 'Основные направления психосоциальной реабилитации детей, находящихся в стационаре на дому'

Основные направления психосоциальной реабилитации детей, находящихся в стационаре на дому Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / PSYCHOSOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH MENTAL DISORDERS / РАБОТА ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БРИГАДЫ / WORK OF POLYPROFESSIONAL TEAM / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В ОИОПП (СТАЦИОНАР НА ДОМУ) ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / PSYCHOSOCIAL REHABILITATION IN CLINIC WITH HOME CARE DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Александрова Наталия Викторовна, Чуркина Екатерина Викторовна, Емельянова Е. Ю., Егорова Анастасия Дмитриевна

Психосоциальная реабилитация – система психологических, педагогических и профессиональных мер, направленных на восстановление утраченного социального статуса человека (например, социального поведения, общения, взаимодействия), с учетом его потенциала. Специфика работы отделения интенсивного оказания психиатрической помощи для детей и подростков заключается в том, что необходимая психиатрическая помощь детям оказывается в привычных для них условиях, исключающих проблемы стресса госпитализации и выведения ребенка из знакомой для него среды. Работа отделения ведется как с домашними детьми, так и с детьми, находящихся в детских домах и интернатах, таким образом, дети продолжают обучение в школе, посещают кружки, досуговые мероприятия, соблюдается привычный режим дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Александрова Наталия Викторовна, Чуркина Екатерина Викторовна, Емельянова Е. Ю., Егорова Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF PSYCHOSOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS IN CLINIC WITH HOME CARE DEPARTMENT

Psychosocial rehabilitation – system of psychological, educational and professional measures to restore the lost social status of human and potential of everyone. During process of psychosocial rehabilitation in clinic with Home Care Department for children necessary psychiatric aid is provided in the usual conditions, free of the stress of hospitalization and removal from usual environment. The Department works with children from families. Children and adolescents continue schooling, attends leisure activities and keeps their daily routine.

Текст научной работы на тему «Основные направления психосоциальной реабилитации детей, находящихся в стационаре на дому»

Психотерапия и реабилитация

УДК. 616.899

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СТАЦИОНАРЕ НА ДОМУ

Е.В. Чуркина, Е.Ю. Емельянова, Н.В. Александрова, А.Д. Егорова

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова»

Аннотация. Психосоциальная реабилитация - система психологических, педагогических и профессиональных мер, направленных на восстановление утраченного социального статуса человека (например, социального поведения, общения, взаимодействия), с учетом его потенциала. Специфика работы отделения интенсивного оказания психиатрической помощи для детей и подростков заключается в том, что необходимая психиатрическая помощь детям оказывается в привычных для них условиях, исключающих проблемы стресса госпитализации и выведения ребенка из знакомой для него среды. Работа отделения ведется как с домашними детьми, так и с детьми, находящихся в детских домах и интернатах, таким образом, дети продолжают обучение в школе, посещают кружки, досуговые мероприятия, соблюдается привычный режим дня.

Ключевые слова. Психосоциальная реабилитация детей и подростков. Работа полипрофессиональной бригады. Психосоциальная реабилитация в ОИОПП (стационар на дому) для детей и подростков.

MAIN DIRECTIONS OF PSYCHOSOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS IN

CLINIC WITH HOME CARE DEPARTMENT

E. V. Churkina, A.D.Egorova, Alexandrova N. V., E. Y.Emelyanova

Resume. Psychosocial rehabilitation - system of psychological, educational and professional measures to restore the lost social status of human and potential of everyone. During process of psychosocial rehabililitation in clinic with Home Care Department for children necessary psychiatric aid is provided in the usual conditions, free of the stress of hospitalization and removal from usual environment. The Department works with children from families and orphants. Children and adolescents continue schooling, attends leisure activities and keeps their daily routine.

Keywords. Psychosocial rehabilitation of children and adolescents with mental disorders. Work of polyprofessional team. Psychosocial rehabililitation in clinic with home care department.

Психосоциальная реабилитация - система психологических, педагогических и

профессиональных мер, направленных на восстановление утраченного социального статуса человека (например, социального поведения, общения, взаимодействия), с учетом его потенциала. В процессе психосоциальной реабилитации осуществляется комплекс мероприятий, позволяющих восстановить или привить социальный опыт самообслуживания, поведения, общения, взаимодействия, профессиональной деятельности человека.

Специфика работы отделения

интенсивного оказания психиатрической помощи для детей и подростков заключается в том, что необходимая психиатрическая помощь детям оказывается в привычных для них условиях, исключающих проблемы стресса госпитализации и выведения ребенка из знакомой для него среды. Работа отделения ведется как с домашними детьми, так и с детьми, находящихся в детских домах и интернатах, таким образов, дети продолжают обучение в школе, посещают кружки, досуговые мероприятия, соблюдается привычный режим дня. Для детей из детских домов выезд осуществляется в места их проживания, то же

делается и по мере необходимости для домашних детей, за отделением закреплена машина с водителем. Немаловажен и тот аспект, что дети находятся под контролем взрослых, которые могут следить за состоянием ребенка и давать отзывы о результатах проводимого лечения. Поскольку специфика психических расстройств заключается в формировании проблем, препятствующих адекватной социализации, деятельность специалиста по социальной работе и сопровождение детей с психическими расстройствами, являются не менее важной составляющей, чем процесс их фармакологического лечения. В работе ОИОПП накоплен опыт реабилитации детей, которые получают лечение в домашних условиях по следующим направлениям:

1) Мероприятия по формированию нарушенных или утраченных социальных навыков. Тренинг проводится один раз в неделю, в течение одного часа, состоит из 10 -12 занятий. Группы являются гетерогенными по нозологии или личностным качествам. Противопоказанием для включения в группу является: выраженные интеллектуальные снижения, психотическое состояние, декомпенсированные формы возбудимых

личностных расстройств. Группа состоит из 6 -10 человек. Каждое занятие начинается с упражнения на активацию, затем проводятся психологические игры и упражнения, направленные на разные стороны коммуникации (знакомство, сплочение, урегулирование конфликтов). Завершается занятие групповым обсуждением и ритуалом прощания.

2) Занятия с элементами арт-терапии. Творчество помогает устранить поведенческие расстройства, способствует раскрытию ресурсов личности, вызывает позитивный эмоциональный всплеск. В занятиях используется работа с различными изобразительными материалами: карандашами, красками, фломастерами. Используется лепка из глины, пластилина, изготовление поделок.

3) С детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста методом выбора являются игровые, психокоррекционные занятия, как директивной, так и недирективной направленности, в которой дети отыгрывают ситуации, вызывающие социальные стрессы.

4) Очень значимым является тренинг социально-бытовых навыков. Цель - развитие навыков независимой жизни в обществе, в том числе самообслуживания, домоводства, навыков повседневной жизни. На таких занятиях детей обучают, как правильно чистить зубы, аккуратно кушать, выполнять несложные домашние дела, ходить в магазин. Одни из таких занятий проводятся в игровой, а другие - в практической форме.

5) Еще одним направлением социальной работы является нормализация микросоциального окружения ребенка. Эффективной формой такой деятельности являются различные варианты работы специалиста с семьей. Проводится семейное консультирование, тренинги детско-родительских отношений, используются элементы семейной психотерапии.

6) Следующим важным направлением работы, является социализация детей, для которых работа в группе противопоказана. С такими детьми проводятся занятия в индивидуальной форме. Методы коррекции подбираются для каждого ребенка с учетом особенностей развития, уровня интеллекта, нозологической формы и степени

приемлемости данной методики для семейного окружения. Используется игровая терапия, творческие занятия (также, как и в группе), рациональная психотерапия и другие коррекционные методы.

Таким образом, социальная работа по реабилитации детей, находящиеся в ОИОПП для детей и подростков используется в 3 основных направлениях:

- различные виды групповой работы;

- работа с семьей;

- индивидуальные занятия.

В ряде случаев используется комбинация этих методов на разных этапах реабилитационной работы.

Врачи отделения активно включаются в психосоциальную работу с детьми и их родителями, ведь родственникам, ребенок которых страдает психическим заболеванием, часто требуется разъяснение не только по диагнозу, но и по тому, как грамотно общаться с детьми, повышать их адаптацию, способствовать развитию и социализации. Цель - информационная поддержка, формирование партнерских отношений с медицинским персоналом. Предоставляются знания о психических заболеваниях и их лечении в форме бесед и лекций, проводятся обсуждения особенностей общения с психически больным членом семьи, а также ознакомление с современной системой психиатрической, социальной и правовой помощи.

Отдельно можно выделить работу с детьми-инвалидами и оказание правовой и документальной поддержки, поддержание контактов с бюро МСЭ.

Следует отметить, что т.к. в отделении работает полипрофессиональная бригада, на всех этапах психосоциальной реабилитации в работе с детьми задействованы врачи-психиатры, психотерапевт, логопед, психолог, которые активно оказывают помощь ребенку и консультируют родителей или воспитателей в течение всего времени пребывания в стационаре на дому. Такой комплексный подход к лечению способствует достижению значительных результатов не только в терапии ребенка, но и в его адаптации в социальной среде.

Литература

1. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б. Практикум по психосоциальному лечению и реабилитации психически больных. -М.: Медпрактика, М, 2002г,- С.179-180.

2. Корень Е.В. Психосоциальная реабилитация детей и подростков с психическими расстройствами в современных условиях. // Социальная и клиническая психиатрия. - 2008. - Выпуск № 4, том 18.

3. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. - СПб, 1998. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.