Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО ХАРАКТЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО ХАРАКТЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погожева Ольга Владимировна, Плиев Сослан Муратович

В статье рассмотрены подходы к психолого-педагогическому сопровождению подростков в образовательном пространстве в России и Республике Южная Осетия. Психолого-педагогическое сопровождение подростков в образовательной среде рассматривается, с одной стороны, как предмет профессиональной деятельности педагога, психолога, педагога-психолога, социального педагога, и, с другой стороны, как инструмент оказания психологической, социальной, педагогической поддержки. Особенно это касается профилактики и предупреждения развития девиаций у подростков. За последнее время значительно изменились показатели отклоняющегося поведения детей и подростков, причем как в количественном, так качественном и соотношении. Статистические данные по преступлениям, совершёнными подростками в Ставропольском крае, говорят о тенденции снижения по отдельным видам преступлений. Однако, проводимое исследование показывает, что подросток испытывает, в том числе, и деформацию определённых форм нормосознания, то есть изменение внешней стороны поведения влечет за собой, в том числе, деформацию внутренней личностной сферы с ослаблением системы внутреннего контроля и саморегуляции. Таким образом, анализ статистических данных, а также данных полученных экспериментальным путем показывают, что в настоящее время, происходят не только количественные, но и качественные характеристики девиантного поведения у подростков. Во многом, они приобретают форму деликтов, то есть таких проступков, за совершение которых государство устанавливает различные формы юридической ответственности: от дисциплинарной до уголовно-правовой. Причины девиантного поведения достаточно разнообразны. В целом, их можно подразделить на: причины, обусловленные социальным окружением, континуум жизнедеятельности подростка; физиологические факторы: отягощенная наследственность, патологии центральной нервной системы, особенности пубертатного периода и многое другое. Поэтому, перспективным направлением современных психологических исследований является поиск психологических инноваций в контексте психологического сопровождения подростков, нацеленных на развитие несовершеннолетними аттитюдов к систематической работе над собой Определяющую роль в данном процессе играет диагностика подростков, своевременное выявление тех, кто своим поведением нарушает нормы общественного устройства. В статье исследованы цели, задачи, выявлены основные проблемы институционального и нормативного содержания психологического сопровождения обучающихся в рамках образовательного процесса в России и Южной Осетии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Погожева Ольга Владимировна, Плиев Сослан Муратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF TEENAGERS: INSTITUTIONAL AND REGULATORY PROBLEMS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA AND SOUTH OSSETIA

The article discusses approaches to psychological and pedagogical support of adolescents in the educational space in Russia and the Republic of South Ossetia. Psychological and pedagogical support of adolescents in the educational environment is considered, on the one hand, as a subject of professional activity of a teacher, psychologist, teacher-psychologist, social pedagogue, and, on the other hand, as a tool for providing psychological, social, pedagogical support. This is especially true for the prevention of the development of deviations in adolescents. Recently, the indicators of deviant behavior of children and adolescents have changed signiicantly, both in quantitative and qualitative terms. Statistical data on crimes committed by teenagers in the Stavropol Territory indicate a downward trend in certain types of crimes. However, the conducted research shows that a teenager experiences, among other things, a deformation of certain forms of norm consciousness, that is, a change in the external side of behavior entails, among other things, a deformation of the internal personal sphere with a weakening of the system of internal control and self-regulation. Thus, the analysis of statistical data, as well as data obtained experimentally, show that at present, there are not only quantitative, but also qualitative characteristics of deviant behavior in adolescents. In many ways, they

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО ХАРАКТЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ»

L®_®_

УДК 159.92(470)

http://doi.Org/10.37493/2409-1030.2022.1.15

О. В. Погожева С. М. Плиев

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО ХАРАКТЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ1

В статье рассмотрены подходы к психолого-педагогическому сопровождению подростков в образовательном пространстве в России и Республике Южная Осетия. Психолого-педагогическое сопровождение подростков в образовательной среде рассматривается, с одной стороны, как предмет профессиональной деятельности педагога, психолога, педагога-психолога, социального педагога, и, с другой стороны, как инструмент оказания психологической, социальной, педагогической поддержки. Особенно это касается профилактики и предупреждения развития девиаций у подростков. За последнее время значительно изменились показатели отклоняющегося поведения детей и подростков, причем как в количественном, так качественном и соотношении. Статистические данные по преступлениям, совершёнными подростками в Ставропольском крае, говорят о тенденции снижения по отдельным видам преступлений. Однако, проводимое исследование показывает, что подросток испытывает, в том числе, и деформацию определённых форм нор-мосознания, то есть изменение внешней стороны поведения влечет за собой, в том числе, деформацию внутренней личностной сферы с ослаблением системы внутреннего контроля и саморегуляции. Таким образом, анализ статистических данных, а также данных полученных экспериментальным путем показывают, что в настоящее время, происходят не только количественные, но и качественные характеристики девиантного поведения у подростков. Во многом, они приобретают форму деликтов, то есть таких проступков, за совершение которых государство устанавливает различные формы юриди-

ческой ответственности: от дисциплинарном до уголовно-правовой. Причины девиантного поведения достаточно разнообразны. В целом, их можно подразделить на: причины, обусловленные социальным окружением, континуум жизнедеятельности подростка; физиологические факторы: отягощенная наследственность, патологии центральной нервной системы, особенности пубертатного периода и многое другое. Поэтому, перспективным направлением современных психологических исследований является поиск психологических инноваций в контексте психологического сопровождения подростков, нацеленных на развитие несовершеннолетними аттитю-дов к систематической работе над собой Определяющую роль в данном процессе играет диагностика подростков, своевременное выявление тех, кто своим поведением нарушает нормы общественного устройства.

В статье исследованы цели, задачи, выявлены основные проблемы институционального и нормативного содержания психологического сопровождения обучающихся в рамках образовательного процесса в России и Южной Осетии.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, образовательный процесс, пубертатный период, аддик-тивное поведение, девиантное поведение.

Для цитирования: Дехтярь И. Н., Конина Е. Н. Вопросы применения положений антимонопольного законодательства к деятельности цифровых платформ. // Гуманитарные и юридические исследования. 2022. Т. 9 (1). С. 124-130. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.1.15

Olga V. Pogozheva Soslan M. Pliev

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF TEENAGERS: INSTITUTIONAL AND REGULATORY PROBLEMS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA AND SOUTH OSSETIA1

The article discusses approaches to psychological and pedagogical support of adolescents in the educational space in Russia and the Republic of South Ossetia. Psychological and pedagogical support of adolescents in the educational environment is considered, on the one hand, as a subject of professional activity of a teacher, psychologist, teacher-psychologist, social pedagogue, and, on the other hand, as a tool for providing psychological, social, pedagogical support. This is especially true for the prevention of the development of deviations in adolescents. Recently, the indicators of deviant behavior of children and adolescents have changed significantly, both in quantitative and qualitative

terms. Statistical data on crimes committed by teenagers in the Stavropol Territory indicate a downward trend in certain types of crimes. However, the conducted research shows that a teenager experiences, among other things, a deformation of certain forms of norm consciousness, that is, a change in the external side of behavior entails, among other things, a deformation of the internal personal sphere with a weakening of the system of internal control and self-regulation. Thus, the analysis of statistical data, as well as data obtained experimentally, show that at present, there are not only quantitative, but also qualitative characteristics of deviant behavior in adolescents. In many ways, they

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и МОН РЮО в рамках научного проекта № 20-513-07003 МОН РЮО. The study was financially supported by the Russian Foundation for Basic Research and the Ministry of Education and Science of the Republic of South Ossetia within the framework of the scientific project No. 20-513-07003 of the Ministry of Education and Science of the Republic of South Ossetia.

fri

СКШУ

take the form of torts, that is, such offenses for which the state establishes various forms of legal responsibility: from disciplinary to criminal law. The reasons for deviant behavior are quite diverse. In general, they can be divided into: causes caused by the social environment, the continuum of the adolescent's life activity; physiological factors: burdened heredity, pathologies of the central nervous system, features of the puberty period and much more. Therefore, a promising direction of modern psychological research is the search for psychological innovations in the context of psychological support of adolescents, aimed at developing attitudes by minors to systematic work on themselves, the diagnosis of adolescents plays a decisive role in this process, timely identification of those who violate the norms of social structure by their behavior.

В настоящее время Республика Южная Осетия, будучи молодым суверенным государством, реализует свою собственную независимую политику в различных сферах общественных отношений, координируя и гармонизируя свою деятельность с Российской Федерацией в контексте формирования модельной институциональной и нормативной базы в области образования, науки и культуры, в сфере воспитания, социальной поддержки населения. И, как известно, Российская Федерация в полной мере содействует этому процессу.

Все вышеуказанное наглядно демонстрирует международное сотрудничество, которое сложилось между профессорско-преподавательским составом Юридического института СКФУ, СОГУ, ЮОГУ, специалистами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства Образования Ставропольского края, Министерства науки и образования Республики Южная Осетия, Управлением образованием Администрации города Ставрополя и др. В результате совместной работы были разработаны и внедрены нормативно-правовые акты Республики Южная Осетия в сфере образования, сформирована нормативно-институциональная оценка качества образования, также в рамках выполнения государственного задания были проведены серьёзные научно-практические исследования [6].

Сегодня продолжается международное сотрудничество и в аспекте указанной проблемы. Так с 2020 г. совместно с коллегами из Южной Осетии ведется разработка научных и практических рекомендации, которые могут быть использованы в дальнейшей деятельности органов государственной власти и образовательных организаций Российской Федерации и Республики Южная Осетия по проблемам психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних в образовательном процессе, с учетом взаимного положительного опыта Южной Осетии и Российской Федерации.

Целью исследования является изучение и совершенствование институциональных и нормативных баз в Российской Федерации и Южной Осетии, которые могут обеспечить качественный процесс психологического сопровождения несовершеннолетних.

The article examines the goals and objectives, identifies the main problems of the institutional and normative content of psychological support of students in the educational process in Russia and South Ossetia.

Key words: psychological support; educational process; puberty; addictive behavior; deviant behavior.

For citation: Pogozheva O., Pliev S. Psychological support of teenagers: institutional and regulatory problems in the educational space of Russia and South Ossetia // Humanities and law research. 2022. V. 9 (1). P. 124-130. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.1.15

Психологическое сопровождение в образовательном пространстве представляет собой актуальную, значимую психолого-педагогическую и правовую проблему. Она затрагивает субъект-объектную сферу общественных отношений, в которой субъектами выступают: специалисты, осуществляющие психологическое сопровождение; участники, педагогического процесса в образовательной ситуации; другие задействованные лица (например, родители). При этом объектом психологического сопровождения являются общественные отношения по обеспечению полноценного развития и сохранения психологического здоровья населения как естественного права, обеспечиваемого государством в институциональном и нормативном порядке.

Следует сказать, что психолого-педагогическое сопровождение направлено на выявление и разрешение проблем в образовательном процессе, в контексте воспитания обучающихся. Особая роль отведена специалистам - педагогам, психологам, которые в рамках своей деятельности должны создавать максимально эффективные условия для обучения и психологического развития детей и подростков, а также решения сопутствующих проблем личного характера, которые возникают (или могут возникнуть) в процессе его обучения [4].

В специальной научной литературе - психологии, педагогике и юриспруденции вопрос психологического сопровождения подростка в образовательном процессе вызывает активный интерес, что обусловлено институциональным и правовым характером рассматриваемого феномена. Специалисты по-разному подходят к определению термина «психолого-педагогическое сопровождение». Хотелось бы привести позицию Битяновой М. Р, по мнению которой: «Психолого-педагогическое представляет собой особую помощь, которая предоставляется ребенку в процессе его обучения, в целях разрешения или предупреждении возникающих проблем» [2]. Иное определение было предложено Шипицы-ной Л. М.: «Психологическое сопровождение - это совокупность приёмов, средств и способов, посредством которых создаются и обеспечиваются

условия, необходимые для принятия подростком оптимальных решений в различных ситуациях, которые складываются в процессе его жизнедеятельности». По мнению автора, процесс сопровождения является комплексным, поскольку представлен в единстве взаимодействия специалистов различных областей (психолога, педагога, врачей и т. д.) и сопровождаемого, результатом которого является помощь в разрешении проблем личностного развития [9].

С точки зрения психологов (В. А. Горянина, А. А. Деркач, Л. М. Митина, В. С. Мухина) психологическое сопровождение понимается в качестве поддержки психически здоровых людей, у которых на определённом жизненном этапе возникают трудности, с которыми они самостоятельно, без помощи специалистов не могут справиться.

Как видно из приведенных позиций, ученые едины в том, что понятие «сопровождение» и «поддержка» в рассматриваемом контексте имеют единообразный смысл, в основу которого заложено осуществление анализа конкретной ситуации подростка, в которой он находится, а также диагностика уровня его психического развития, применения соответствующих методов активного-социально-психологического обучения и индивидуальных методов работы [5].

Анализируя вышеприведенные положения, хотелось бы резюмировать следующее: психологическое сопровождение подростков в образовательном процессе представляет собой комплексную деятельность психолога, а также других специалистов, которая проявляется в изучении и анализе психологического и психического состояния подростка, отслеживании динамики его состояния его развития; создании оптимальных условий, обеспечивающих эффективное психическое развития подростка в процессе его жизнедеятельности; в осуществлении консультирования по вопросам касательно его психологического состояния, а также оказании психологической поддержки в процессе его обучения. Посредством осуществления психологического сопровождения подростку оказывается комплекс мер и условий, которые способствуют переходу личности от помощи из вне к самопомощи, что влияет на формирование у подростка жизненной позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными проблемами».

Психологическое сопровождение подростков включает в себя в качестве неотъемлемого элемента профессиональную деятельность психолога. Из этого следует, что цель психологического сопровождения подростков должна быть направлена на формирование потенциала личности психолога с его четкой профессионально-психологической устойчивостью, в том числе, с позиции обеспечения прав и обязанностей субъекта деятельности.

В качестве задач психологического сопровождения, обучающихся Белоус Е. Н. выделяет [1]:

- проведение анализа социально-психологических условий деятельности обучающихся;

- изучение характерных особенностей развития и формирования подростка в образовательной среде;

- обоснование факторов, на основе которых обеспечивается положительная динамика учебной деятельности;

- определение основ психологического обеспечения учебной деятельности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно выделить как минимум три направления (проблемы) в данной исследовании.

Первое - это работа специалистов-психологов в образовательных учреждениях.

Второе - дети как субъекты психологического сопровождения.

Третье - это, собственно, сам процесс психологического сопровождения.

Стоит заметить, что все три указанные проблемы характерны как для российского, так и для юго-осетинского образовательного пространства.

Психологическое сопровождение несовершеннолетних в образовании преследует цель - защиты прав детей и формирования благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса, создание междисциплинарных комплексных программ, психологического, педагогического, социального и правового характера, цель которых - преодоление психолого-педагогических и социальных проблем детей и подростков в образовательном процессе. При этом, например, согласно Положению о службе практической психологии в системе Министерства Образования РФ, задачи в этой сфере перед государством и его институтами ставятся следующие [8]: психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально психологического климата в образовательных учреждениях; участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений, содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии, содействие в обеспечении деятельности специалистов научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

fri

СКШУ

В своей деятельности специалисты по психологическому сопровождению должны руководствоваться следующими законодательными актами, среди которых:

- Конституция РФ 1993 года (с поправками, внесенными в ходе Общероссийского голосования 01.07.2021 г.);

- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 2000 г);

- Декларация ООН о правах инвалидов (Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 г.);

- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии);

- Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.);

- Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 30 декабря 2021 г);

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 11 июня 2021 г.);

- Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями на 24 апреля 2020 г.);

- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями на 1 июля 2021 г.);

- Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» от 27.12.2018 N 501-ФЗ (с изменениями на 30 апреля 2021 г.);

- Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 (ред. от 15.01.2019) «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (с изменениями на 15 января 2019 г);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологиче-

ские требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Письмо Минобразования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. N0 27/901-6;

- Концепция психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 19.12.2017);

- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (с изменениями на 3 ноября 2017 г);

- Устав (Основной Закон) Ставропольского края от 12 октября 1994 г N 6-кз (с изменениями на 22 декабря 2020 г.);

- Закон Ставропольского края № 20-кз от

10.04.2008 г «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» (с изменениями на 7 июня 2021 г.);

- Закон Ставропольского края № 52-кз от

29.07.2009 г. «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних»;

- Закон Ставропольского края от 30 июля

2013 г №72-кз «Об образовании» (с изменениями на 26 июля 2021 г.);

- Закон Ставропольского края от 25 декабря

2014 г. № 126-кз «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ставропольском крае» (с изменениями на 2 ноября 2021 г.);

- Закон Ставропольского края «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства» (с изменениями на 8 февраля 2021 г.);

- Распоряжение Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2004 г. N 474-рп «Об исполнении Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в Ставропольском крае;

- Приказ Министерства образования Ставропольского края № 1304-пр от 28.12.2011 г. «Об утверждении плана мероприятий по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений»;

- Совместный Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края, Министерства образования Ставропольского края,

Министерства социальной защиты населения Ставропольского края от 22.10.2012 г. № 01-05/768/983-пр/428 «О ежегодном добровольном тестировании учащихся, студентов образовательных учреждений Ставропольского края, воспитанников и учащихся учреждений социального обслуживания на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ»;

- Проект Федерального закона N 553338-6 «О психологической помощи населению в Российской Федерации».

Таким образом, стоит отметить, что нормативное регулирование процесса психологического сопровождения в РФ достаточно развёрнутое.

Для реализации задач проекта в рамках Гранта «Психологическое сопровождение несовершеннолетних в образовательном процессе в Республике Южная Осетия и Российской Федерации» была проведена встреча с психологами школ города Цхинвал, с целью обсуждения сложностей по работе с детьми и их психологическому сопровождению.

В основном специалисты отметили следующие проблемы в их работе: профессиональный статус психолога в школе ( привлечение к деятельности, не связанной с психологической работой), режим работы и рабочее время (отсутствие собственных знаний по этому вопросу и нарушение норм со стороны администрации), взаимодействие специалистов сопровождения и воспитания (не регламентирован порядок), отсутствие соответствующего учебно-методического обеспечения, необходимость нормативного порядка закрепления прав и обязанностей участников образовательного процесса (например, возникают сложности с психо-диагностическим направлением деятельности) и другие.

Представляется, что согласно задаче по гармонизации нормативных актов в России и Южной Осетии, есть смысл юристам предложить и разработать соответствующие нормативные акты и документы в Южной Осетии, с учетом специфики потребностей данного государства. Именно четкий нормативный и институциональный регламент позволит решить и проблемы, о которых сказали психологи.

Оказание различной психологической помощи в деятельности психолога осуществляется через соответствующие направления работы: психологическая профилактика, психологическое просвещение, консультирование, психологическая диагностика, коррекция и развитие и другое. В работе специалиста можно отметить стадии субъектного воздействия на участника образовательного процесса: поступление ребёнка в школу, переход детей из начальной школы в среднее звено, период перехода в старшие классы. В любой стадии де-

ятельность психолога важна. Но, особенно хотелось бы остановиться на необходимости работы психолога с подростками в период пубертата. Именно в этот период ребёнок переживает возрастной криз (12 - 18 лет). Как отмечает Гурьева В.: «Критический характер развития в пубертате объясняется незаконченностью в формировании разных органов и систем, а также повышенной реактивностью, обуславливающей чрезвычайную чувствительность к психотравмированию. Считается, что пубертат - не банальная перипетия, а критическая фаза с богатыми возможностями и критическими осложнениями. Показателем критически протекающего пубертатного криза является частота психических расстройств и поведенческих нарушений в этом возрасте» [3]. При этом, автор отмечает, что критический возраст приобретает такую свою характеристику тогда, когда ребенок попадает в определённые социальные условия. При этом не только внешняя обстановка развития определяет сложности пубернтатного периода, но и физиологические процессы, которые переживает подросток в этот период. Кон-тинум жизнедеятельности ребенка претерпевает свои изменения в каждой стадии его развития. Так, Гурьева В. отмечает, что: «Трудности разграничения нормального и патологического созревания связаны с тем, что пубертат и в норме оформляется как кризисное состояние» [3].

За последнее время значительно изменились показатели отклоняющегося поведения детей и подростков, причем как в количественном, так качественном и соотношении.

Статистические данные по преступлениям, совершённых подростками в Ставропольском крае, говорят о тенденции снижения по отдельным видам преступлений. По состоянию оперативной обстановки в Ставропольском крае Органами внутренних дел ГУ МВД России по Ставропольскому краю за 2017-2018 года наблюдался рост особо тяжких преступлений, совершённых несовершеннолетними или при их соучастии - с 40,7 % до 50 % - с 16 до 24 соответственно, а с 2019 г. -по 1 полугодие 2020 г. зарегистрировано снижение уровня показателя совершение несовершеннолетними преступлений [7].

Однако, проводимое исследование показывает, что подросток испытывает, в том числе, и деформацию определённых форм нормосознания, то есть изменение внешней стороны поведения влечет за собой, в том числе, деформацию внутренней личностной сферы с ослаблением системы внутреннего контроля и саморегуляции. Таким образом, анализ статистических данных, а также данных полученных экспериментальным путем показывают, что в настоящее время, происходят не только количественные, но и качественные характеристики девиантного поведения у подростков. Во многом, они приобретают фор-

fr I

СКШУ

му деликтов, то есть таких проступков, за совершение которых государство устанавливает различные формы юридической ответственности: от дисциплинарной до уголовно-правовой. В целом, психологи, педагоги, работники правоохранительной системы указывают, в большей степени, на деградацию личности подростка, когда он теряет социально-значимые личностные ценностные ориентиры, когда вступает в конфликт между собственными внутренними потребностями и слабо развитой социальной адаптацией, оптимальным выбором траектории своего поведения в аспекте социально-приемлемой формы поведения и отождествления субъекта со здоровой личностью.

Тем не менее, несмотря на снижение статистики в сфере девиантного поведения подростков в виде их противоправных деяний, аддиктивное поведение продолжает оставаться предметом озабоченности государства, общества и семьи. Сегодня меняются качественные характеристики девиантного поведения, оно всё больше принимает вид скрытых, асоциальных девиаций и аддикций.

С позиции современной психологической науки основные детерминанты в развитии личности подростка, с признаками аддиктивного поведения имеют ряд скрытых, «завуалированных», личностных и поведенческих изменчивостей. Их наличие обусловлено взаимосвязью психического и физического здоровья подростка, в зависимости от континуума его жизнедеятельности, особенно если государство, общество, семья живут в период социально- экономических, политических, геополитических, актуальных сейчас - эпидемиологических (пандемия, самоизоляция), стрессорных условиях. Тревожность, страх, беспокойство, агрессия, провоцируют формирование девиантного, аддиктивного поведения у подростков (его скрытой формы), когда «уход в себя», в несуществующий мир Интернета, гаджетов и других современных аддикций, способствуют разблокировке тревожных психических состояний на уровень кажущихся спокойных плат, которые обманчиво обеспечивают личности покой душевных конституций.

Также в последние время наблюдается активизация отдельных лиц, незаконных организаций, чья деятельность направлена на детей и подростков. Это массовые акции, осуществляемые

с помощью сети Интернет, которые подталкивают подростка к правонарушениям, преступлениям, и, в большей степени, к саморазрушающемуся поведению, вплоть до суицида через использование преступных психологических технологий воздействия на подростка, скоординированных с помощью сети Интернет, направленных на подростков в период пубертата, когда их стремление к признанию, самореализации, самоидентификации, желании быть в группе особенно проявлено.

Всё вышеуказанное провоцирует подростков на насильственные преступления, которые носят характер вандализма, слепой ярости и необузданного протеста. Молодые люди стали чаще вовлекаться в экстремистские группировки и националистические движения. По данным правоохранительных служб РФ, террористические группы, действующие на Северном Кавказе, незаконные организации (ИГИЛ) вовлекают в свою деятельность подростков, которые готовы участвовать в террористической деятельности, зачастую, не в полной мере осознавая незаконность своих действий и высокий риск выполнения определённых заданий. Как правило, это подростки из социально неблагополучных семей, либо страдающие определёнными психическим отклонениями.

Таким образом, видим, что причины девиантного поведения достаточно разнообразны. В целом, их можно подразделить на: причины, обусловленные социальным окружением, континуум жизнедеятельности подростка; физиологические факторы: отягощенная наследственность, патологии центральной нервной системы, особенности пубертатного периода и многое другое. Поэтому, перспективным направлением современных психологических исследований является поиск психологических инноваций в контексте психологического сопровождения подростков, нацеленных на развитие несовершеннолетними аттитюдов к систематической работе над собой, рефлексивного отношения к собственной личности.

И от того как мы, путем нашего взаимодействия, взаимодействия специалистов различных направлений (психологов, педагогов, юристов) будем решать эту проблему, зависит будущее наших государств, тех людей, которые будут жить и формировать будущую общественную платформу.

Список литературы

1. Белоус Е. Н. Задачи обеспечения психологического сопровождения спортивной деятельности URL: http://www. firstjob.ru/?ScienceView&ID=193. (Дата обращения: 10.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Битянова М. Р Практическая психология в образовании. М.: Генезис, 2000. 304 с.

3. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 208 с.

4. Долгова В. И., Крыжановская Н.В., Непомнящая Н.А. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности // Концепт. 2016. Т. 44. С. 1-8.

5. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А. Диагностико-аналитическая деятельность психолога в сфере образования. М.: Перо, 2016. 241 с.

6. Погожева О. В., Джиоева Ц. Г. «Искусство дипломатии» в формате модернизации национального образования в России и Южной Осетии // Материалы международной конференции: Публичная дипломатия: формирование эффективных моделей системного сотрудничества в кавказском регионе. Ставрополь: СКФУ, 2020. С. 11-14.

7. Преступность в регионах - Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru//;http://regionschartstotal.ru// (Дата обращения: 10.02.2022).

8. Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» // Вестник образования. 1999. Декабрь.

9. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб: Речь, 2003. 240 с.

References

1. Belous E. N. Zadachi obespechenija psihologicheskogo soprovozhdenija sportivnoj dejatel'nosti (Tasks of providing psychological support for sports activities) URL: http://www.firstjob.ru/?ScienceView&ID=193. (Accessed: 10.02.2022). (In Russian).

2. Bitjanova M. R. Prakticheskaja psihologija v obrazovanii. (Practical psychology in education). Moscow: Genezis, 2000. 304 р. (In Russian).

3. Gur'eva V. Psihogennye rasstrojstva u detej i podrostkov (Psychogenic disorders in children and adolescents). Moscow: KRON-PRESS, 1996. 208 р. (In Russian).

4. Dolgova V. I., Kryzhanovskaja N. V., Nepomnjashhaja N. A. Aktual'nye problemy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija lichnosti (Psychogenic disorders in children and adolescents) // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept», 2016. Vol. 44. Р. 1-8. (In Russian).

5. Dolgova V. I., Rokickaja Ju. A. Diagnostiko-analiticheskaja dejatel'nost' psihologa v sfere obrazovanija. (Diagnostic and analytical work of the psychologist in the field of education). Moscow: Pero, 2016. 241 р. (In Russian).

6. Pogozheva O. V., Dzhioeva C. G. «Iskusstvo diplomatii» v formate modernizacii nacional'nogo obrazovanija v Rossii i Juzhnoj Osetii. Materialy mezhdunarodnoj konferencii: Publichnaja diplomatija: formirovanie jeffektivnyh modelej sistemnogo sotrudnichestva v kavkazskom regione. («The art of diplomacy» in the format of modernization of national education in Russia and South Ossetia. Materials of the international conference: Public Diplomacy: Formation of effective models of systemic cooperation in the Caucasus regio). Stavropol', 2020. Р. 11-14. (In Russian).

7. Prestupnost' v regionah - Portal pravovoj statistiki. (Crime in the regions - Portal of legal statistics) URL: http://crimestat. ru//; http://regionschartstotal.ru// (Accessed: 10.02.2022). (In Russian).

8. Prikaz Minobrazovanija RF ot 22.10.1999 № 636 «Ob utverzhdenii Polozhenija o sluzhbe prakticheskoj psihologii v sisteme Ministerstva obrazovanija Rossijskoj Federacii» (Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 636 dated 10/22/1999 «On approval of the Regulations on the service of practical psychology in the system of the Ministry of Education of the Russian Federation») // Vestnik obrazovanija. 1999. December. (In Russian).

9. Shipicyna L. M., Hil'ko A. A., Galljamova Ju. S., Dem'janchuk R.V., Jakovleva N.N. Kompleksnoe soprovozhdenie detej doshkol'nogo vozrasta (Comprehensive support of preschool children / Under the scientific editorship of prof.) / ed by L. M. Shipicyna. St. Petersburg: Rech', 2003. 240 р. (In Russian).

Сведения об авторах

Погожева Ольга Владимировна - доктор психологических наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Юридического института Северо-Кавказского федерального университета; e-mail: olga-pogozheva@mail.ru.

Плиев Сослан Муратович - кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии Юго-Осетинского государственного университета им. А. А. Тибилова (Цхинвал, Южная Осетия); e-mail: aza.plieva@mail.ru.

Information about the authors

Pogozheva Olga V. - Doctor of Psychological Sciences, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Chair of Constitutional and International Law, Law Institute, North-Caucasus Federal University; e-mail: olga-pogozheva@mail.ru.

Pliev Soslan M. - Phd in Political Studies, Associate Professor, Chair of Political Science and Sociology named after A. A. Tibilov, South Ossetian State University; e-mail: aza.plieva@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.