УДК 343.85 ББК 67.409
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10281
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
Дарья Николаевна КРОТОВА, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: dnkrotova@yandex.ru
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В представленной работе освещается необходимость особенного психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях, обусловленная их психологическими и личностными характеристиками.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, несовершеннолетние осужденные, подростки, воспитательная колония, уголовно-исполнительная система.
Annotation. The presented work highlights the need for special psychological support for juvenile prisoners in educational colonies, due to their psychological and personal characteristics.
Keywords: psychological support, juvenile convicts, adolescents, educational colony, penal system.
Я свете гуманизации уголовно-исполнительной системы России за последние " —го^т происходит значительное снижение числа несовершеннолетних, в отношении которых применяется реальное лишение свободы. Российское законодательство, судебная система делают все возможное, чтобы избавить подростков от соприкосновения с уголовной средой в местах лишения свободы. За впервые и даже не впервые совершенное нетяжкое преступление к ним, как правило, применяется наказание в виде лишения свободы условно. Но, тем не менее, по состоянию на 1 апреля 2020 г. отбывают наказание в 22 воспитательных колониях для несовершеннолетних 1100 человек1.
Особую озабоченность как отдельных граждан, так и общества в целом вызывают преступные проявления среди несовершеннолетних детей. Такое положение дел требует разработки системы психопрофилактических мер, применение которых позволит не только предотвратить повторные преступления, но и предупредить совершение новых правонарушений.
В связи с этим несовершеннолетние осужденные, находящиеся в воспитательных колони-
ях, относятся к одной из наиболее сложных категорий лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы. Работа с ними требует высокого уровня компетенции и знания особенностей подросткового и юношеского возраста, а также индивидуальных психологических особенностей личности каждого отдельного осужденного.
Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних также имеет свои особенности. Отбывая наказание, они лишаются свободы, привычного образа жизни, обучения, общения с родными и близкими и т.д.
Все это указывает на то, что данная категория осужденных нуждается в особом внимании и систематическом психологическом сопровождении.
Организация своевременной профилактической и психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными позволит, прежде всего, исключить рецидивы совершения противоправных деяний и сформировать устойчивую позицию к соблюдению законодательства Российской Федерации, стать законопослушными гражданами.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020
Приоритетным направлением в деятельности пенитенциарных психологов нам видится оказание психологической помощи подросткам, отбывающим наказание в воспитательных колониях. Данная категория осужденных характеризуется девиантным поведением, основными видами которого являются: преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства и др.
Сложность и своеобразие психики подростка с проблемами в поведении требуют тщательного методологического подхода к процессу оказания психологической помощи. И, в первую очередь, это относится к вопросу о следовании принципам как основополагающим идеям при психологическом сопровождении данной категории осужденных.
Понимание цели психологической помощи подросткам, отбывающим наказание в воспитательной колонии, исходит из знания психологических особенностей их личности, в соответствии с которыми осуществляется их дальнейшее психологическое сопровождение. Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции, которая может быть общей, частной или специальной, представленной в виде психокоррекционной программы.
В соответствии с вышесказанным пенитенциарными психологами для каждого осужденного, поступающего в воспитательную колонию, разрабатывается индивидуальная психокоррек-ционная программа. С ее помощью можно обеспечить оказание адресной психологической помощи с учетом социально-демографической,
уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристик подростка.
Отметим, что имеющиеся в пенитенциарной психологии психокоррекционные программы ориентированы преимущественно на лиц зрелого возраста в связи с превалирующим большинством взрослых осужденных при явной недостаточности внимания к лицам подросткового и юношеского возраста.
Между тем несовершеннолетние осужденные относятся к одной из наиболее сложных, но в то же время и к одной из социально значимых категорий.
Необходимо сказать, что, по нашему мнению , профилактику противоправного поведения необходимо начинать с самого раннего возраста, пока криминальные ценности не стали ведущими в структуре личности.
Таким образом, поскольку в практике функционирования пенитенциарных учреждений не существует четко оформленной единой программы организации психологического обеспечения несовершеннолетних осужденных, необходимость дальнейших исследований и разработок в данной области представляется нам весьма актуальной и своевременной.
1 Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // М1р://фсин.рф/81гис1иге/1шрес1ог/1ао/ 81аи$ика/Кга1кауа%20Ьаг-ка%20и18/ (Дата обращения: 16.04.2020)
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020