Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
674
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСТАНОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PSYCHOLOGICAL PREPARATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / ATTITUDE / PROFESSIONAL IDENTITY / READINESS FOR ACTIVITY / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Темчур А.С., Котлярова А.С.

В работе описываются теоретико-методологические основы психологического сопровождения личности в профессиональной деятельности в рамках различных философских и психологических теорий. Раскрываются идеи гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс), сущность понятий "готовность к деятельности", "установка", "психологическое отношение индивида" как показатель готовности, "профессионализм", "психологическая подготовка к профессиональной деятельности", "профессиональная идентичность". Объясняется важность психологического сопровождения личности для ведения эффективной и безопасной трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Темчур А.С., Котлярова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE INDIVIDUAL IN PROFESSIONAL ACTIVITY

The paper describes the theoretical and methodological foundations of psychological support of the individual in professional activity within the framework of various philosophical and psychological theories. The author reveals the ideas of humanistic psychology (G. Allport, A. Maslow, R. May, K. Rogers), the essence of the concepts of "readiness for activity", "attitude", "psychological attitude of an individual" as an indicator of readiness, "professionalism", "psychological preparation for professional activity", "professional identity". The importance of psychological support of the individual for conducting effective and safe work activities is explained.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.С. Темчур, магистрант А.С. Котлярова, студент

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты (Россия, г. Шахты)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-3-58-61

Аннотация. В работе описываются теоретико-методологические основы психологического сопровождения личности в профессиональной деятельности в рамках различных философских и психологических теорий. Раскрываются идеи гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс), сущность понятий "готовность к деятельности", "установка", "психологическое отношение индивида" как показатель готовности, "профессионализм", "психологическая подготовка к профессиональной деятельности", "профессиональная идентичность". Объясняется важность психологического сопровождения личности для ведения эффективной и безопасной трудовой деятельности.

Ключевые слова: психологическая подготовка к профессиональной деятельности, установка, профессиональная идентичность, готовность к деятельности, профессионализм.

К вопросам психологического обеспечения начинают обращаться различные авторы в рамках неофрейдистских и экзистенциальных философских теорий 60-х годов ХХ века. Приобрела популярность гуманистическая психология, объясняющая развитие человека и его стремление к самоактуализации, творческой реализации собственных потенциальных возможностей. Идеи, близкие к гуманистической психологии, наблюдаются уже в поздних работах А. Адлера и К. Юнга, но настоящими основоположниками этого направления считают таких ученых, как А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт,

К. Роджерс [1]. Представители гуманистической психологии, признавая главным предметом своих исследований личность как целостную неповторимую систему, открытую к самоактуализации, подчеркивают значение уникальности личного, в том числе и профессионального опыта человека к его дальнейшего развития.

Прогрессивной для становления идеи психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов оказалась теория Г. Олпорта, согласно которой личность является открытой психофизиологической системой, которая стремится вполне реализовать свой жизненный

потенциал, есть динамичной организацией личных мотивационных систем, привычек, установок и личностных черт индивида, определяют уникальность ее взаимодействия со средой [2]. Концепция Г. Олпорта была развита в иерархической модели мотивации А. Маслоу, согласно которой необходимость в самоактуализации является высшей духовной потребностью, а личность, самоактуализируясь, служит примером ее нормального развития и максимально полно воплощает истинную человеческую сущность [3].

Р. Мэй, развивая идеи гуманистической психологии, доказал, что важнейшая задача в работе с личностью заключается в том, чтобы помочь ей осознать цели собственного существования, вселить уверенность в том, что судьба человека находится в его собственных руках. В то же время ученый особое значение придавал социальной реализации индивида как предпосылке его гармоничного развития [4].

Теоретико-методологические основы психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов получили развитие в исследованиях отечественных психологов.

В 1918-1940 гг. научные исследования в данной области в основном проводились в

контексте нейрофизиологической саморегуляции поведения (П. Анохин, М. Бернштейн, М. Левитов, А. Лурия,

A. Ухтомский). В течение 1940-1960 гг. Происходит активизация исследований готовности с позиции теории деятельности (Б. Ананьев, Ю. Гиппенрейтер,

B. Петровский), а теории психологической готовности применяются к конкретным видам деятельности человека (А. Пуни, А. Чернигова, А. Столяренко). В частности понятие готовности к высокопроизводительной деятельности в определенной области труда или общественной жизни Б. Ананьев определяет как проявление способностей, в то время В. Крутецкий под готовностью к деятельности понимает синтез свойств личности как значительно более широкое понятие, чем способности индивида [5].

В 60-х годах ХХ в. готовность начали изучать спортивные (А. Пуни,

A. Черникова, Ф. Генов и др.) и военные психологи (М. Дьяченко, А. Столяренко). Они рассматривали готовность как кратковременное состояние функциональной настроенности психики специалиста на решение конкретных задач в соответствующих обстоятельствах и условиях. В их понимании готовность к деятельности определяется через понятие «бдительность» (В. Пушкин, Л. Нарсесян), «мобилизационная готовность» (Ф. Генов), «боеготовность» (М. Дьяченко), «предстартовое состояние» (А. Пуни), «работоспособность» (М. Левитов) и др. Позже готовность стала изучаться представителями социальной и педагогической психологии (А. Деркач,

B. Сластенин, Л. Кандибович) [6].

Влияние установки на результат деятельности экспериментально доказал Д.Н. Узнадзе. Он трактовал готовность как установку, то есть, психическое состояние, в котором человек настроен на активность соответственно от конкретной ситуации. Установка, по его мнению, хотя и не является осознанной, но предопределяет поведение индивида для нахождения оптимальных способов решения профессиональных задач. В концепции Д.Н. Узнадзе установка рассматривается как готовность личности к активности в определенном

направлении и возникает на основе взаимодействия первоочередной потребности и внешней среды, которая влияет на личность в данный момент.

Готовность как один из психических состояний личности рассматривает

A. Пуни, доказывая, что через психическое состояние активизируются личностные характеристики, благодаря которым разворачивается динамика психических процессов.

В своих исследованиях психики

B.Н. Мясищев пришел к выводу, что психологическое отношение индивида является целостной системой осознанных связей с объективной действительностью, которая определяет индивидуальный опыт, действия и переживания. Для нас важно то, что, по В. Мясищевым, отношение может рассматриваться как один из показателей готовности, поскольку оно выступает как активная, интегрированная, избирательная готовность, усвоенная на опыте взаимодействия личности с различными сторонами действительности.

Мы придерживаемся мнения

В. Шадрикова, что готовность необходимо рассматривать сквозь призму профессионализма индивида. В основу своего толкования этого понятия исследователь положил опыт и практику обучения, в результате чего производится готовность к трудовой деятельности как проявление личностного потенциала индивида. По мнению ученого, готовность является сложной целостной характеристикой личности и предполагает следующие составляющие: уверенность в собственных силах, способность произвольно управлять собственными действиями, чувствами, поведением в особых условиях, высокая степень психологической устойчивости к негативным факторам работы в экстремальных условиях [7].

В. Сластенин, также рассматривая готовность как проявление способностей личности, выделил в ее структуре три компонента: психическое, практический и научно-теоретический. Готовность к деятельности ученый определял как способность личности к правильному выполнению профессиональной деятельности, со-

держит в себе наставления и побуждает личность тщательно и практически безошибочно выполнять поставленные перед ней задачи

Психологическая подготовка к профессиональной деятельности представляет собой комплекс специальных мероприятий и средств психологического воздействия на психику специалиста с целью формирования, поддержания и восстановления оптимальной работоспособности в обычных и экстремальных условиях. По мнению О.С. Дейнека и Е.Р. Исаевой, к ним относятся профессиональная ориентация, профессиональный отбор, психологическая подготовка и профессионально-психологическое обучение персонала, создание оптимальных условий для его психологического благополучия, прежде всего предполагает наличие благоприятного социально-психологического климата, учета при организации деятельности личностных свойств сотрудников, уровня развития у них профессионально важных качеств, осуществления психокоррекционного воздействия в случае возникновения временных психологических трудностей, внедрение реабилитационных мероприятий для восстановления утраченных психоэмоцио-

Психологическая подготовка к профессиональной деятельности способствует формированию адекватной профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность является сложной, многокомпонентной и интегративной характеристикой личности, в структуре которой содержится социальный и личностный компоненты, которые определяются осознанием своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу, наличием внешних и внутренних факторов, которые способствуют успешной реализации специалиста в профессиональной деятельности [9].

Можно сделать вывод, что комплексное психологическое обеспечение профессиональной деятельности того или иного специалиста создает благоприятные условия для укрепления его нервно-психической устойчивости, снижение ситуативной и личностной тревожности, способствует адекватной и ускоренной адаптации к особым условиям деятельности, преодолению выраженной усталости, приобретенной при реализации рабочих циклов, что является свидетельством его важности и значимости для успешного управления человеческими ресурсами.

нальных ресурсов [8].

Библиографический список

1. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л.Н. Кандыбовыч, В.А. Пономаренко. - Минск: «Университетское», 1985. - С.49.

2. Зуева Е.Г. Психологическая подготовка сотрудников полиции: учебное пособие / Е.Г. Зуева, О.А. Жидкова, И.Г. Елесина. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. -С. 58.

3. Зуева, Е.Г. Психологическая подготовка сотрудников полиции: учебное пособие / Е.Г. Зуева, О.А. Жидкова, И.Г. Елесина. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. -С. 60.

4. Василенко, Е.В. Психологические особенности экстремальных ситуаций в деятельности полиции // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6. - С. 227.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - С. 45-47.

6. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие для студентов вузов / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТ И-ДАНА, Закон и право, 2011. - С. 54.

7. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие для студентов вузов / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТ И-ДАНА, Закон и право, 2011. - С. 64.

8. Дейнека О.С. Проявления адаптационного ресурса при социальной и психосоматической дезадаптации / О.С. Дейнека, Е.Р. Исаева // Психологические проблемы самореализации личности. - Вып. 12 / Под ред. Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. -С. 146-175.

9. Малышев, А.Г. Психология поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы в экстремальных ситуациях // Человек: преступление и наказание. - 2015. - № 4. -С. 153.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE INDIVIDUAL IN PROFESSIONAL ACTIVITY

A.S. Temchur, Graduate Student A.S. Kotlyarova, Student

Institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) of DSTU in Shakhty (Russia, Shakhty)

Abstract. The paper describes the theoretical and methodological foundations ofpsychological support of the individual in professional activity within the framework of various philosophical and psychological theories. The author reveals the ideas of humanistic psychology (G. Allport, A. Maslow, R May, K. Rogers), the essence of the concepts of "readiness for activity", "attitude", "psychological attitude of an individual" as an indicator of readiness, "professionalism", "psychological preparation for professional activity", "professional identity". The importance ofpsychological support of the individual for conducting effective and safe work activities is explained.

Keywords: psychological preparation for professional activity, attitude, professional identity, readiness for activity, professionalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.