Научная статья на тему 'Психологические детерминанты готовности студентов - будущих юристов к профессиональной деятельности'

Психологические детерминанты готовности студентов - будущих юристов к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОГРАММА / "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ФАКТОРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEGAL PSYCHOLOGY / PROFESSIOGRAM / “I-CONCEPT” / PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS AND FACTORS / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасьева Ю.А.

Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей, формирование целостной концепции ювенальной политики в российской Федерации показывает, что для этого необходимо объединить усилия представителей судебных органов, органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, научных сотрудников, работников социально-психологических служб. Это предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке юристов, которые работают в разных структурах правоохранительных органов, ориентирует учебные заведения на высокий уровень подготовки юридических кадров и специалистов, формируя и развивая их психологическую готовность к будущей деятельности, профессиональную «Я-концепцию», профессионально важные качества. В статье представлены результаты исследования среди студентов юридического факультета Бурятского государственного университета, младших (2-го) и старших (4-го) курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological determinants of readiness of students - future lawyers for professional activities

The implementation of the National Strategy of Action for Children, the formation of a holistic concept of juvenile policy in the Russian Federation shows that for this it is necessary to combine the efforts of representatives of the judiciary, legislative and executive authorities, public organizations, researchers, and employees of social and psychological services. This places high demands on the professional training of lawyers who work in various structures of law enforcement agencies, and orientates educational institutions to a high level of training of legal personnel and specialists, shaping and developing their psychological readiness for future activities, professional “I-concept”, and professionally important qualities. The article presents the results of a study among students of the law faculty of Buryat State university, junior (2nd) and senior (4th) courses

Текст научной работы на тему «Психологические детерминанты готовности студентов - будущих юристов к профессиональной деятельности»

психология

Афанасьева Ю.А.

психологические детерминанты готовности студентов - будущих юристов к профессиональной деятельности

Успешность деятельности современного специалиста требует высокого уровня компетентности и предъявляет особые требования к его личностным характеристикам [1, 2, 6, 9, 15, 20] и во многом определяться условиями внешней среды, которая отличается развитием информационных технологий и глобальных процессов [10, 12, 13, 14, 21 и др.]. Дополнительным фактором, влияющим на успешность деятельности, выступают риски для тех профессий, деятельность которых связана с сохранением жизни и здоровья человека [3, 19, 22, 23 и др.].

Ярче всего демонстрирует зависимость успешности деятельности от факторов риска профессиональная деятельность юристов, поскольку их деятельность осуществляется в экстремальных условиях, которые по своей интенсивности и продолжительности выходят за пределы диапазона оптимальных параметров среды и предъявляют повышенные требования к физическим и психофизиологическим возможностям человека [8]. Для эффективности деятельности сотрудник должен обладать профессиональными способностями, знаниями, умениями и навыками, в сочетании с положительным отношением к деятельности. поэтому важное значение в ориентации на полную реализацию личностью своих возможностей имеет такой феномен, как готовность к профессиональной деятельности [16, 17, 18], что непосредственно связано с продуктивностью, удовлетворенностью и состоянием здоровья.

Основой успешности деятельности является профессиональное образование. профессиональная подготовка будущих юристов в процессе обучения в вузе является неотъемлемой частью формирования готовности к профессиональной деятельности как важнейшего, устойчивого личностного образования, имеющего решающее значение для эффективного выполнения функциональных обязанностей, как в обычных, так и в сложных, экстремальных условиях деятельности [4].

Проблема готовности является предметом исследования психологии труда (А.Н. Леонтьев, Е.А. Климов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин и др.), военной психологии (М.И. Дьяченко, А.М. Столяренко, В.Л. Марищук, В.В. Сысоев и др.), социальной психологии (Г. Олпорт, У Томас, С. Аш), психологии спорта (В.А. Алаторцев, А.Д. Ганюшкин, А.Ц. Пуни и др.), а также педагогической психологии (А.А. Деркач, Ф.И. Иващенко, Т.В. Кудрявцев, Р.Д.Санжаева, Г.А.Томилова, Э.А. Фарапонова и др.).

Анализ научных публикаций показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности рассматривалась неравномерно. При этом, роль формирования профготовности работника изучена весьма глубоко (А.Г. Асмолов, Ф. Генов, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, В.Н. Пушкин, К.М. Гуревич, С.В. Ушнев и др.). Менее исследован этот феномен на этапе профессиональной подготовки в вузе (Г.А. Бокарева, Е.А. Климов, Е.П. Кораблина, А.К. Маркова и др.), а для условий юридических учебных заведений данный вопрос исследовался фрагментарно.

В проблеме формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности задействована целая система детерминант, факторов, механизмов, среди которых в данной мы выделяем понятия «профессиональная Я-концепция», «профессионально-важные качества», «личностные качества», «профессиграмма» [5].

В литературе не существует универсального определения понятия «Я-кон-цепция», поэтому происходит смешение понятий «Я-концепция», «самосознание», «самовосприятие», «самоотношение», «образ Я», «идентичность» и т.д. Термин «Я-концепция» появился на рубеже XIX-XX вв.. Американский психолог У Джеймс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. У Джеймс разделил глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой - осознает самого себя как один из элементов действительности. У Джеймс основывал свои утверждения на повседневных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции. Многие формулировки У. Джеймса, касающиеся дескриптивной, оценочной и эмоциональной категориальности Я, предвосхитили развитые впоследствии представления о Я-концепции [7].

Большой вклад в развитие теории Я-концепции внесли представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Бернс и др.). Понятия «Я» и «Я-концепция» К. Роджерс определяет, как синонимы и первым обратил внимание на то, что Я содержит не только Я-реальное, но и Я-идеальное. Он отмечает, что Я-концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. Вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, независимо от того, является ли данная потребность приобретенной или врожденной. Э. Эриксон рассматривает Я-концепцию сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникаю-

щий на биологической основе продукт определенной культуры, как заряжающее человека психической энергией субъективное чувство самотождественности. Источником эго-идентичности является, по Эриксону, культурно значимое достижение. Э. Эриксон указывает, что эго-идентичность - это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, их восприятие индивидом на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие.

С этой точки зрения, профессиональная деятельность юриста в разных структурах правоохранительных органов относится к одной из самых стрессо-генных, связанных с тревожностью, нейротизмом, эмоциональной напряженностью. поэтому его личность является объектом научных исследований. Одно из первых исследований профессиограммы следователя провел В. Л. Васильев [8], представив ее как профессиональный портрет. Он основан на данных, полученных путем психологических и социологических методов изучения. Про-фессиограмма следователя состоит из нескольких составляющих, которые последовательно включают в себя определенные стороны его деятельности. К ним отнесли: 1) коммуникативную деятельность следователя, которая подразумевает общительность, эмоциональную устойчивость, а также умение слушать человека и умение говорить с ним; 2) поисковую деятельность, которая связана с наблюдательностью, любознательностью и высокой степенью ориентации следователя; 3) удостоверительную деятельность следователя, которая предполагает наличие таких качеств, как пунктуальность, аккуратность и т.д.; 4) реконструктивную деятельность следователя, которая зависит от памяти, мышления, воображения, интеллекта и т.д.; 5) организационную деятельность следователя, которая подразумевает хорошие организаторские способности в работе с людьми, а также самоорганизованность и собранность, целеустремленность, настойчивость и т.д.; 6) социальную деятельность следователя, которая должна включать в себя такие качества, как честность, гуманность, принципиальность, а также должна включать в себя профессиональную этику. Элементы структуры профессиограммы следователя должны быть взаимосвязаны между собой таким образом, чтобы наличие одного из этих элементов определяло эффективность функционирования других [11, с.68]. Степень соответствия реально сформированной системы профессионально значимых качеств личности эталонным моделям может быть интерпретирована как мера психологической готовности или уровень профессионализма, мастерства специалиста в деятельности. при профессиографическом принципе построения моделей специалиста психологическая готовность выступает как комплекс фенотипических свойств, доступных внешнему наблюдению и выделяемых обычно экспертным путем (см.табл.1).

В корреляционной матрице мы наблюдаем следующие взаимосвязи:

Прямые (положительные): экстраверсия и общительность (г=0,31); ней-ротизм и настороженность (г=0,31); нейротизм и тревожность (г=0,51); нейро-тизм и эмоциональная напряженность (г=0,44); тревожность и настороженность

(г=0,33); тревожность и мечтательность (г=0,32); самодисциплина и эмоциональная стабильность (г=0,35); самодисциплина и моральная устойчивость (г=0,44).

Обратные (отрицательные): нейротизм и эмоциональная стабильность (г=-0,44); общительность и настороженность (г=-0,30); эмоциональная стабильность и мечтательность (г=-0,31); эмоциональная стабильность и тревожность (г=-0,38); общительность и независимость (г=-0,49); самодисциплина и нейротизм (г=-0,31); эмоциональная напряженность и эмоциональная стабильность (г=-0,34); эмоциональная напряжённость и самодисциплина (г=-0,38).

При персонологическом принципе построения моделей специалиста психологическая готовность выступает как сформированная в процессе обучения и опыта работы целостная структура различных генотипических свойств личности, специфичность которой и определяет успешность человека в конкретном виде профессиональной деятельности, в данном случае, юридической.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы социальной психологии и психологии профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во НИЦ - АРТ, 2015.

2. Апреликова Н.Р., Китова Д.А. Структура потребностей студенческой молодежи в знаниях по психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 4. № 2(14). С. 110-133.

3. Афанасьева (Манкетова) Ю.А., Санжаева Р. Д. Профессиограмма следователя // Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы: IX Всеросс. молодежная науч.- практ. конф (28 апреля 2016 г.). - Чита: Изд-во ЗабГУ, 2016. С.119-124.

4. Афанасьева (Манкетова) Ю.А., Санжаева Р.Д. Психологические особенности личности следователя // Вестник Бурятского госуниверситета. Улан-Удэ. 2015. С.42-48.

5. Васильев В.Л. Психологическая культура прокурорски-следственной деятельности / В.Л.Васильев. - СПб., 1998. 153 с.

6. Гармаев Ю.П., Китова Д.А. Экономико-правовая компетентность личности: проблемы формирования в условиях рыночных преобразований //Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2015. № 9. С. 56.

7. Джемс У Психология / УДжемс. - М., 1991.212 с.

8. Дружественное к ребенку правосудие и проблемы ювенальной уголовной политики // Материалы III междунар.науч.-практ. конф. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ 2014. 324 с.

9. Дышеков Б.Н., Китова Д.А. Формирование психологической готовности

личности к легитимной предпринимательской деятельности // Психология в экономике и управлении. 2011. № 1. С. 29-35.

10. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Глобальные процессы как объект социально-психологического исследования // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2017. № 4(85). С. 4-9.

11. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. М.: ПЕР-СЭ. 2011.

12. Нестик Т.А., Соснин В.А., Китова Д.А., Юревич A.B. Массовое сознание и поведение как объекты исследования в социальной психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 4. С. 71-105.

13. Проблемы социальных конфликтов в современной психологии: сущность, детерминанты, регулирование. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.

14. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы, 2018.

15. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы (коллективная монография). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.

16. Психология субъектности: основные проблемы и пути решения. Коллективная монография. СПб.: Изд-во ООО «НИЦ АРТ», 2016.

17. Санжаева Р. Д. Готовность и психологические механизмы ее формирования/ Р.Д. Санжаева. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос.университета. 2017. 206 с.

18. Формирование экономического правосознания молодежи как стратегический фактор развития современного общества. Н.В. Ефрюкова. Карачаевск: Изд-во КЧГУ им. У.Д. Алиева, 2011.

19. Формирование психологической готовности молодежи к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса: Коллективная монография. Ка-рачаевск: Изд-во КЧГУ им. У.Д. Алиева, 2011.

20. Ханова З.Г., Китова Д.А., Хубиева Р.Т. Психологическая готовность к экономической самореализации как предмет психологического исследования // вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2012. № 4. С. 200-203.

21. Хубиева Р.Т., Китова Д.А. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях // Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 104-109.

22. Юревич А. В., Журавлев А. Л., Соснин B. А., Китова Д. А. Коррупция в предметном поле психологических исследований // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития М.: Изд-во «ИП РАН», 2017. С. 1981-1989.

23. Юревич А.В., Соснин В.А., Журавлев А.Л., Китова Д.А., Нестик Т.А., Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.