Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение курсантов в период их первоначального обучения, как одно из условий формирования психологической готовности к служебной деятельности'

Психологическое сопровождение курсантов в период их первоначального обучения, как одно из условий формирования психологической готовности к служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
206
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ФСИН РОССИИ / ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА / КУРСАНТЫ ПЕРВОКУРСНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрина Ольга Игоревна, Лаврентьева Инна Валериевна

Авторами рассматривается понятие психологического сопровождения, а также особенности психологического сопровождения курсантов в Академии ФСИН России. В статье приведены данные, полученные по результатам первичной диагностики первокурсников академии, которая показывает, что в период адаптации курсанты сталкиваются со многими трудностями. Их преодоление, обеспечение оптимальной адаптации к вузу связано с планомерной и поэтапной организацией психологического сопровождения обучающихся. Представлены этапы проведения психологического сопровождения курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юрина Ольга Игоревна, Лаврентьева Инна Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of cadets during their initial training as one of the conditions for formation of psychological readiness to service activities

The authors consider the concept of psychological support, and also the features of psychological support of the cadets in the academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. The article presents the data obtained based on the results of the primary diagnostics of the freshmen of the Academy, which shows that in the period of adaptation the cadets face many challenges. Their overcoming, ensuring the optimal psychological adjustment to University is connected with the systematic and gradual organization of the psychological support of cadets. The article presents the stages of psychological support of the cadets.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение курсантов в период их первоначального обучения, как одно из условий формирования психологической готовности к служебной деятельности»

7. Hanin, Yu.L. (1980), Psychology of communication in sport, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: olgatiunova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2017

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСАНТОВ В ПЕРИОД ИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СЛУЖЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ольга Игоревна Юрина, старший преподаватель, Инна Валериевна Лаврентьева, кандидат психологических наук, доцент, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (Академия ФСИНРоссии, Рязань)

Аннотация

Авторами рассматривается понятие психологического сопровождения, а также особенности психологического сопровождения курсантов в Академии ФСИН России. В статье приведены данные, полученные по результатам первичной диагностики первокурсников академии, которая показывает, что в период адаптации курсанты сталкиваются со многими трудностями. Их преодоление, обеспечение оптимальной адаптации к вузу связано с планомерной и поэтапной организацией психологического сопровождения обучающихся. Представлены этапы проведения психологического сопровождения курсантов.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, курсанты, образовательные учреждения ФСИН России, первичная диагностика, курсанты первокурсники.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CADETS DURING THEIR INITIAL TRAINING AS ONE OF THE CONDITIONS FOR FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS TO SERVICE ACTIVITIES

Olga Igorevna Yurina, the senior lecturer, Inna Valeryevna Lavrentyeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan

Annotation

The authors consider the concept of psychological support, and also the features of psychological support of the cadets in the academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. The article presents the data obtained based on the results of the primary diagnostics of the freshmen of the Academy, which shows that in the period of adaptation the cadets face many challenges. Their overcoming, ensuring the optimal psychological adjustment to University is connected with the systematic and gradual organization of the psychological support of cadets. The article presents the stages of psychological support of the cadets.

Keywords: psychological support, cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, primary diagnostic, first-year cadets.

Понятие «психологическое сопровождение» в психологической литературе появилось сравнительно недавно, поэтому еще не получило однозначного толкования. Однако идеи психологического взаимодействия субъектов педагогического процесса уже находят свое отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого, Л. С. Выготского, П.П. Блонского и др. [1, 4].

Анализ психологических исследований показал, что аспектами рассмотрения психологического сопровождения могут выступать как педагогический процесс (развитие, обучение, воспитание и др.), так и личность сопровождаемого (учащегося, студента,

слушателя и др.) [3].

В отношении субъектов образовательных учреждений, в том числе будущих сотрудников УИС, мы придерживаемся мнения Ю.В. Слюсарева, который понятие «сопровождение» употреблял для обозначения не директивной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности» [2].

Следует отметить, что психологическое сопровождение подразумевает определенную деятельность в образовательном пространстве учебного заведения при непосредственном взаимодействии всех субъектов педагогического процесса. При этом координирующая и организационная функция принадлежит психологу как сопровождающему субъекту. Психологическое сопровождение курсантов в Академии ФСИН России осуществляется непрерывно. На протяжении всего периода учебы и службы проводится динамическое наблюдение за их обучением и поведением.

По результатам проведенных исследований процесса адаптации первокурсников к вузу можно выделить следующие главные трудности:

- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

- неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;

- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов;

- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; отсутствие навыков самостоятельной работы и т.п.

Успешное преодоление этих трудностей и обеспечение оптимальной адаптации к вузу связано с планомерной и поэтапной организацией психологического сопровождения обучающихся.

1 этап - проведение первоначальной профессиональной подготовки в загородном учебном центре. На наш взгляд, именно на этом этапе происходит зарождение нового коллектива и рекомендации психолога здесь очень важны, поскольку всегда формирование нового коллектива сопряжено со столкновением взглядов, интересов и характеров, что приводит к возникновению конфликтов и нарушениям служебной дисциплины.

На данном этапе проводятся следующие мероприятия: изучение индивидуально-личностных свойств каждого первокурсника и фактора мотивационного выбора при поступлении; анализ жизненного пути, изучение биографии; контент-анализ сочинения «Моя будущая профессия. Анализируя данные психодиагностики поступивших курсантов можно сделать следующие выводы:

- 18,0% от всех поступивших первокурсников «рекомендованных к обучению» в первую очередь, имеют высокий уровень интеллектуального развития и нервно-психической устойчивости, хорошие способности к анализу и обобщению, что обеспечивает успешную адаптацию;

- 78,0% поступивших первокурсников «рекомендованных к обучению», имеют средний или выше среднего интеллектуальный уровень и темп мыслительной деятельности, уровень мотивационной зрелости - выше среднего, высокий интегральный уровень нервно-психической устойчивости, ценностные ориентации личности существенно не расходятся с требованиями, выдвигаемыми в образовательном учреждении ФСИН России;

- 4,0% поступивших первокурсников «условно рекомендованных» к обучению, имеют средний или ниже среднего уровень развития интеллекта, не высокий интегральный уровень нервно-психической устойчивости, у них несколько затруднены социально-психологическая адаптация и установление социальных контактов, самооценка понижена.

Особое внимание уделяется курсантам, получившим по результатам первичной диагностики такие показатели как повышенная тревожность, сниженная эмоциональная устойчивость, низкая стрессоустойчивость. Психологами проводится разъяснительная работа, и даются рекомендации курсовым офицерам для выработки совместных методов сопровождения таких курсантов. Совместно с руководством учебно-строевых подразделений (далее УСП) осуществляется подбор младших командиров, с учетом данных первичной психодиагностики и индивидуально-личностных особенностей поступивших. Проводятся индивидуально-воспитательные беседы и лекции ознакомительного характера.

2 этап - психологическое сопровождение и помощь в адаптации на 1 курсе обучения. На данном этапе проводятся следующие мероприятия:

- для сплочения коллектива и улучшения взаимоотношений курсантов во всех учебных группах первого курса всех факультетов проводятся социально-психологические тренинги. Во время занятий отрабатываются упражнения, направленные на групповое сплочение поддержку, умения слушать и понимать собеседника;

- составление психологических характеристик с целью оказания помощи руководству УСП при проведении индивидуально-воспитательной работы;

- работа с курсантами, требующими дополнительного психолого-педагогического воздействия.

3 этап - осуществление мониторинга СПК в курсантских подразделениях 2 раза в год, с целью поддержания благоприятного морально- психологического состояния. По запросу руководства академии, а также по мере необходимости проводится анкетирование на предмет изучения характера отношений, сложившихся во время учебы и службы между курсантами и руководством УСП, по итогам вырабатываются рекомендации и информация доводится до заинтересованных лиц.

С помощью метода социометрических опросов выявляются неформальные лидеры в учебных группах; использование потенциала лидера положительной направленности на позитивное отношение к служебной деятельности курсантов также является предупредительной мерой по профилактике правонарушений.

В заключении хотелось бы отметить, что подобная программа психологического сопровождения переменного состава академии на протяжении всего периода обучения помогает первокурсникам быстрее адаптироваться к условиям и требованиям, предъявляемым образовательным учреждением ФСИН России и свести к минимуму нарушения служебной дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский ; Академия педагогических наук РСФСР. - М : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 690 с.

2. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности : автореф. дис ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Слюсарев Ю.В. - СПб., 1992. - 16 с.

3. Строкова, Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике / Е.К. Строкова // Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 20-27.

4. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 239 с.

REFERENCES

1. Blonsky, P.P. (1961), Selected pedagogical works: scientific publication, Academy of pedagogical Sciences of RSFSR, Moscow.

2. Slysarev, Yu.V. (1992), Psychological support as a factor in enhancing self-development, dissertation, St. Petersburg.

3. Strokova, T.A. (2002), "Pedagogical support and assistance in modern educational practice", Pedagogic, No 4, pp. 20-27.

4. Ushinsky, K.D. (2004), Man as a subject of education: experience of pedagogical anthropology, FAIR-PRESS, Moscow.

Контактная информация: innalavr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.10.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.