хроника научной жизни
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 3 (51). С. 285-291
Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2024, vol. 13, iss. 3 (51), рр. 285-291
https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-3-285-291
EDN: XPCEQN
Материалы конференции УДК 159.9
Психологическое сопровождение иностранных студентов в российских вузах: по итогам заседания межрегионального круглого стола
В. В. Константинов С. А. Иванчин
Пензенский государственный университет, Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, д. 40
Константинов Всеволод Валентинович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Общая психология», [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1443-3195
Иванчин Сергей Анатольевич, кандидат психологических наук, начальник управления международного образования Института международного сотрудничества, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2010-1138
Аннотация. Актуальность исследования определяет необходимость содействия поиску инструментов, повышающих эффективность психологического сопровождения и адаптации иностранных студентов в российских вузах, что стало главной идеей межрегионального круглого стола «Психологическое сопровождение иностранных студентов в российских вузах» (Пензенский государственный университет, 25 апреля 2024 г.). Цель: аналитический обзор выступлений участников межрегионального круглого стола «Психологическое сопровождение иностранных студентов в российских вузах». Результаты: Участники, среди которых были представители вузовских структур, ответственных за организацию адаптационного процесса иностранных студентов, представители общественных организаций, иностранные студенты, преподаватели вузов, обсудили вопросы теории и практики психологического сопровождения иностранных студентов, получающих образование в российских вузах. Оригинальность и новизна: межрегионального круглого стола были определены форматом проведения мероприятия, содержанием докладов и составом участников. В работе круглом столе приняли участие представители Российской Федерации, Казахстана, Китая, Индии, Марокко, Египта, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Ключевые слова: иностранные студенты, психологическое сопровождение, адаптация, межрегиональный круглый стол
Информация о вкладе каждого автора. В. В. Константинов - анализ докладов выступающих, написание текста; С. А. Иванчин - написание текста.
Для цитирования: Константинов В. В., Иванчин С. А. Психологическое сопровождение иностранных студентов в российских вузах: по итогам заседания межрегионального круглого стола // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 3 (51). С. 285-291. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2024-13-3-285-291, EDN: XPCEQN
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Conference Proceedings
Psychological support of foreign students in Russian universities: Following the results of the meeting of the interregional round table discussion
V. V. Konstantinov S. A. Ivanchin
Penza State University, 40 Krasnaya St. , Penza 440026, Russia
Vsevolod V. Konstantinov, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1443-3195 Sergey A. Ivanchin, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2010-1138
Abstract. The relevance of the study determines the necessity to promote the search for tools that increase the effectiveness of psychological support and adaptation of foreign students in Russian universities. It became the main idea of the interregional round table discussion "Psychological Support of Foreign Students in Russian Universities" (Penza State University, April 25, 2024). Purpose: an analytical review of the reports of the participants of the interregional round table discussion "Psychological Support of Foreign Students in Russian Universities". Results: the participants, among whom there were representatives of university departments responsible for managing the adaptation of foreign students, representatives of public organizations, foreign students, and university professors, discussed the theory and practice of psychological support for foreign students studying at Russian universities. The originality and novelty of the interregional round table discussion are determined by the format of the event, the content of the reports and the list of participants. The round table was attended by representatives of the Russian Federation, Kazakhstan, China, India, Morocco, Egypt, Uzbekistan, Kyrgyzstan, Tajikistan and Turkmenistan. Keywords: international students, psychological support, adaptation, interregional round table discussion
Information on the authors' contribution. Vsevolod V. Konstantinov analyzed the speakers' reports and wrote the text; Sergey A. Ivanchin wrote the text.
For citation: Konstantinov V. V., Ivanchin S. A. Psychological support of foreign students in Russian universities: Following the results of the meeting of the interregional round table discussion. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2024, vol. 13, iss. 3 (51), pp. 285-291 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-3-285-291, EDN: XPCEQN This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
25 апреля 2024 г. на базе Пензенского государственного университета (ПГУ) состоялась работа Межрегионального круглого стола «Психологическое сопровождение иностранных студентов в российских вузах». С приветственным словом к участникам конференции обратился заведующий кафедрой «Общая психология» ПГУ, доктор психологических наук, профессор Всеволод Валентинович Константинов, который отметил острую актуальность и значимость данного мероприятия в связи с тем, что в формате круглого стола будут объединены усилия коллег, непосредственно осуществляющих психологическое сопровождение иностранных студентов и накопивших богатый опыт работы с иностранными студентами. Председатель Ассоциации иностранных студентов Пензенской области А. Макбол выразил надежду, что общение всех заинтересованных сторон - студентов, преподавателей, представителей психологических служб и администраций вузов - в рамках круглого стола позволит вывести на новый уровень сотрудничество представителей различных вузов.
Наталья Владимировна Волкова, кандидат психологических наук, доцент департамента менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» (г. Санкт-Петербург) представила доклад об особенностях социально-психоло-
гической адаптации иностранных студентов к программам магистратуры университетов, расположенных в мегаполисе. Основные сложности, с которыми столкнулась администрация программы, затрагивали различия в возрасте отечественных и зарубежных студентов, которое составило порядка 6-7 лет как для мужчин, так и для женщин. Как правило, отечественные абитуриенты поступают в магистратуру сразу же после завершения обучения на программах бакалавриата, в редких случаях берется один-два года на получение опыта работы. Однако зарубежные студенты придерживаются другой традиции и возвращаются в образовательный процесс в возрасте около 30 лет, имея существенно большую вариативность в полученных практических навыках. Тем самым одним из вызовов, как для администрации вузов, так и для преподавателей, становится проблема формирования групп, сплочения коллектива с учетом возрастных различий, а также адаптация учебно-методических материалов; иными словами, процесс адаптации в вузе фактически приближается к деятельности работодателей, нанимающих сотрудников разных поколенче-ских групп.
Кандидат психологических наук, начальник управления международного образования Института международного сотрудничества
ПГУ Сергей Анатольевич Иванчин представил в своем выступлении результаты исследования особенностей адаптационного процесса к учебной деятельности у иностранных студентов ПГУ, указав на ряд проблем, затрудняющих процесс адаптации, в частности: языковой барьер, климатические особенности, различия в образе и стиле жизни, академическую специфику российской системы образования. При этом успешная адаптация иностранных учащихся к обучению в наших вузах имеет немаловажное значение, в первую очередь для академической успеваемости. Также успешность адаптации имеет большое значение для психического здоровья и благополучия учащихся, их социальной интеграции, межкультурного понимания, развития мультикультурных связей в ходе образовательной деятельности.
Участниками исследования стали иностранные студенты ^ = 104) из дальнего (Марокко, Египет, Судан) и ближнего (Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан) зарубежья, окончившие 1-й курс различных направлений подготовки. Для выявления специфики адаптационной готовности был использован сравнительный анализ с применением Г-критерия Стьюдента для несвязных выборок. По итогам исследования были выявлены значимые статистические различия по показателям «Приобретение знаний» (р < 0,01) и «Овладение профессией» (р < 0,01). В частности, это может свидетельствовать о том, что выбор профессии представителями дальнего зарубежья (в данном случае стран Африки) делается более осознанно, чем учащимися из стран, входивших в прошлом в состав СССР. Кроме того, мигранты из Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана часто более мотивированы возможностью совмещать учебу и подработки, чему способствует отсутствие языкового барьера. Также установлено, что у учащихся из стран Северной Африки (Марокко и, особенно, Египет) на протяжении 1-го года обучения наблюдаются снижение настроения, депрессивные состояния, затруднения с соблюдением режима дня. Все это вполне закономерно вызывается сменой часовых поясов, климата, стиля и образа жизни, но студентами не осознается и за психологической помощью к кураторам, студентам более старших курсов, преподавателям и психологам они обращаются редко. Поэтому процесс адаптации у них затрудняется и идет медленнее, чем, например, у студентов из ближнего зарубежья.
Илья Вадимович Кузьмин, заместитель проректора по международным связям Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), представил развернутый анализ деятельности Центра адаптации иностранных обучающихся университета. В докладе обращено внимание на то, что план по адаптации иностранных студентов, обучающихся в УрФУ, разработан с учетом рекомендаций государственных структур и имеющегося опыта других вузов страны и ставит перед собой задачи по культурной, социальной и нормативно-правовой адаптации иностранных обучающихся, а именно: усвоение требований миграционного законодательства, образовательного процесса, трудоустройства и норм поведения в России; содействие конструктивному диалогу иностранных обучающихся с персоналом вуза; минимизация социальной и культурной исключенности иностранных граждан, а также формирование этнических анклавов; решение различных проблем иностранцев путем предоставления доступа к информации, культурной и образовательной инфраструктуре, а также вовлечения в общественную жизнь УрФУ. Отмечено, что в мероприятиях Центра адаптации принимают участие более 50% иностранных студентов от числа постоянно находящихся в г. Екатеринбурге, что позволяет создать условия для первичной адаптации.
Дмитрий Михайлович Грицков, заместитель директора по работе с иностранными студентами Медицинского института и Ирина Алексеевна Соломатина, директор Центра социальной адаптации и межкультурной коммуникации Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина поделились с участниками круглого стола мнением о роли адаптационных центров в социально-психологическом сопровождении иностранных студентов. Центр социальной адаптации и межкультурной коммуникации, включающий в себя такие функции, как правовая поддержка, языковая поддержка, информационная поддержка, культурно-досуговая деятельность и психологическая поддержка, имеет следующие направления деятельности: комплексный подход к реализации программы адаптации иностранных студентов 1-го года обучения, организация и поддержка канала коммуникации с иностранными студентами, проведение мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, поддержка и
развитие национальных сообществ иностранных студентов. Была отмечена необходимость привлекать дипломированных психологов-ассистентов к сопровождению процесса адаптации иностранных студентов в российском вузе.
В докладе клинического психолога, ассистента кафедры «Общая психология» ПГУ Натальи Викторовны Путиловой был развит тезис о том, что трансформация личностной и социальной идентичности является одной из главных задач в юношеском возрасте, при этом у иностранных студентов этап самоосознания осложняется формированием поликультурной идентичности. Иностранным студентам приходится осваивать не только профессиональные установки и ценности, но и социальные, культурные и групповые ценности принимающего сообщества. В период с 2018 по 2023 г. было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого первый срез лонгитюда проводился на этапе, предшествующем миграции в Таджикистане и Кыргызстане, на родине иностранных студентов в рамках профориентационной работы. Проведенное исследование трансформации характеристик идентичности иностранных студентов (К = 406) позволяет сделать следующие выводы: сравнительный и сопоставительный анализ характеристик идентичности на этапе, предшествующем миграции, с последующими курсами обучения, характеризуется трансформацией доминирующих видов идентичности. Этап миграционного цикла влияет на соотношение характеристик идентичности, весомыми становятся виды личностной, коллективной, социальной, реляционной идентичностей. Анализ характеристик идентичности испытуемых студентов в динамике от курса к курсу подтвердил факт трансформации видов идентичности. Также выявлены предикторы изменений характеристик идентичности на разных этапах адаптации иностранных студентов. Частота распределения предикторов различна на этапах адаптации. В процессе адаптации иностранных студентов происходит сдвиг ценностных предикторов от ценностей сохранения к ценностям изменения. Социальная идентичность связана с ценностями безопасности (на 1-м курсе) и конформности (на 1-м и 2-м курсе), адаптивностью (на 2-м курсе), интерактивностью (на 3-м курсе), ценностью универсализма (на 3-м курсе), ценностью традиции (на 4-м курсе). Личностная идентичность связана с ценностями самостоятельности (на 1-м курсе), стимуляции (на 2-м курсе). Реляционная идентичность вза-
имосвязана с интерактивностью (на 2-м курсе), ценностью самостоятельности (на 3-м курсе). Наибольшей частотой обладают ценностные предикторы - конформности и самостоятельности. Конформность положительно детерминирует социальную идентичность, а самостоятельность - личностную и реляционную идентичности. Данный факт свидетельствует об универсальности данных ценностей для характеристик идентичности иностранного студента.
Артём Олегович Люлёв, директор Центра адаптации студентов Департамента по молодежной политике Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (далее - Центр), выступил с презентацией Центра. Это структурное подразделение департамента по молодежной политике МГУ им. Н. П. Огарёва осуществляет деятельность, которая направлена на разработку и внедрение адаптационных практик, способствующих интеграции отечественных и иностранных обучающихся в социокультурную и языковую среду университета, региона и страны в целом. Основными задачами Центра являются: совершенствование системы методического обеспечения образовательного и внеучебного процессов; повышение профессионального уровня курирующего состава (старшие кураторы академических групп - преподаватели, сотрудники; младшие кураторы академических групп - обучающиеся старших курсов очной формы обучения) университета в сфере межкультурной коммуникации и методики проведения адаптационных мероприятий; содействие развитию международных деловых, культурных и академических связей. В презентации была выдвинута гипотеза, что для более эффективной адаптации иностранных студентов необходимо проводить адаптационную работу совместно с российскими студентами.
В докладе аспирантов кафедры «Общая психология» Пензенского государственного университета Равиля Бакировича Акжигито-ва и Артёма Андреевича Кондрашова были представлены результаты исследования роли условий проживания в контексте изменений идентичности. Условия проживания как фактор трансформации идентичности в первую очередь определяются психологическими компонентами, во вторую - конкретной формой взаимодействия внешних социально-экономических условий среды. Это объясняется психосоциальной природой формирования идентичности личности. Условия проживания являются неотъемлемой частью проблемы качественной
стороны жизни, которая выдвинута реальной современной социально-экономической действительностью. Необходимость изучения факторов трансформации идентичности вызвана значимостью ее сущности и места среди других психологических процессов и явлений, а также важностью прикладного применения этой проблемы в различных социальных сферах, в частности в процессе организации психологического сопровождения иностранных студентов в вузах. Удовлетворенность реализацией индивидуальных потребностей влияет на повседневное экономическое поведение личности и взаимодействия в микросоциальной и экономической среде, затрагивает всю систему социальных и экономико-психологических отношений с принимающим обществом, детерминируя установки, ценности и мировоззрение студентов, приехавших в Россию из других государств. Интенсивное изучение факторов, оказывающих влияние на формирование, поддержание и трансформацию идентичности, полностью соответствует вызовам современной России, детерминирующим процесс становления социальной идентичности и активно влияющим на динамику и механизмы ее функционирования.
Гульнара Жакпбаевна Саткангулова, старший преподаватель кафедры психологии Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынулы (Казахстан), поделилась информацией о прошедшей апробацию в ее вузе программы «Одак», которая позволила объединить такие необходимые для улучшения адаптационного процесса иностранных студентов компоненты, как психологический тренинг, включающий ролевые игры, арт-терапевтические практики и поведенческую терапию. В процессе реализации 10 занятий по программе «Одак» 18 иностранных студентов познакомились с существующими воспитательными и культурно-просветительскими программами Костанайского регионального университета. По итогам участия иностранных студентов в программе было диагностировано значимое снижение проявлений культурного шока и рост уровня адаптированности.
Установлено, что программа « Одак» может оказывать позитивное влияние на имеющиеся у иностранных студентов психологические трудности, связанные с вхождением в новую для них культурную среду. Комплекс созданных мероприятий позволил иностранным студентам включиться в казахстанский социум через формирование психологических характеристик
в процессе их участия в культурно-просветительских и воспитательных мероприятиях вуза, следствием чего стало активное развитие коммуникативных навыков, что, в свою очередь, оказало позитивное влияние на качество межличностной коммуникации в студенческих группах.
В докладе Екатерины Григорьевны Сягайло, аспирантки кафедры «Педагогика и психология», начальника отдела социальной адаптации и культурно-массовой работы управления международного образования Института международного сотрудничества Пензенского государственного университета (ПГУ) были представлены сведения о педагогическом обеспечении адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского вуза в условиях организации культурно-массовой деятельности. Программа социализации иностранных студентов, реализующаяся в ПГУ, имеет четыре основных направления: адаптационная и профилактическая работа с иностранными студентами (тьюторское сопровождение, мен-торинг по национальным группам, мониторинг удовлетворенности социально-бытовыми условиями, адаптационные и профилактические мероприятия); организация социально-значимой, культурной, научно-исследовательской и спортивной проектной деятельности; социальная поддержка; психологическая помощь. Психологическая помощь осуществляется совместно с кафедрой «Общая психология» и со службой психологической поддержки ПГУ, проводящей следующие формы работы: психологические консультации, психологические тренинги, психодиагностика и др. Отдел социальной адаптации и культурно-массовой работы совместно с Ассоциацией иностранных студентов Пензенской области ежегодно организует и проводит более 40 культурных, научных, спортивных, общественных и адаптационно-профилактических мероприятий. Благодаря продуманной и правильно организованной адаптационной и воспитательной работе иностранные студенты чувствуют себя членами большой интернациональной семьи, что заметно снижает напряженность и создает комфортные условия для социализации в российском студенческом сообществе.
Доклад аспиранта кафедры « Общая психология» Пензенского государственного университета Максима Александровича Козырева был посвящен анализу факторов экономико-психологической адаптации различных ка-
тегорий мигрантов (беженцев, переселенцев, студентов-мигрантов). В ходе осуществленного теоретического анализа работ, исследовавших экономические аспекты адаптации, было установлено, что высококвалифицированные беженцы имеют более высокий уровень занятости, относительный заработок и соответствие между образованием и работой по сравнению с менее образованными беженцами. Однако эти результаты значительно ниже, чем у высокообразованных коренных жителей. Фактически местные жители с низким уровнем образования имеют более высокий уровень занятости, чем высокообразованные визитеры. Экономическая необходимость и трудности с поиском оплачиваемой работы часто подталкивают беженцев к самозанятости. При трудоустройстве в принимающих странах беженцы сталкиваются с препятствиями, связанными с языком, квалификацией, непризнанным или недооцененным опытом и «культурным разрывом» на рабочем месте. Предпринимательство можно рассматривать как решающий фактор, влияющий на отношения людей, работающих над созданием предпринимательского бизнеса. Во многих случаях предпринимательство для студента-мигранта - это, скорее, не привлекательный выбор карьеры, а необходимость, обусловленная множеством внешних и внутренних факторов, выход из безработицы и адаптация к принимающей стране. В последние годы исследователей предпринимательства все больше интересуют намерения и мотивы, позволяющие прогнозировать действия предпринимателей. В ходе анонимного анкетирования, в котором приняли участие 82 обучающиеся в пензенских вузах студента, приехавшие из Киргизстана и Таджикистана, было установлено, что 28 респондентов совмещают обучение в вузе с работой фактически на постоянной основе, а еще 25 респондентов отметили, что им приходится подрабатывать «время от времени».
Сообщение аспиранта кафедры «Общая психология» Пензенского государственного университета Алексея Валерьевича Буланова было посвящено исследованию связи характеристик адаптации и специфики онлайн-комму-никаций у иностранных студентов. Докладчик актуализировал спектр проблем, которые ярко проявляются у иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. На сегодняшний день Интернет - один из самых распространенных и доступных способов дистанционной коммуникации, оказывающий огромное вли-
яние на самые разные аспекты нашей жизни. Социальные сети, мессенджеры, программы видеосвязи, электронная почта позволяют иностранным студентам общаться как с близкими, оставшимися на родине, так и друг с другом. В ходе проведенного пилотажного исследования, в котором приняли участие 224 студента (Индия, Египет, Йемен, Марокко), обучающиеся в пензенских вузах, было диагностировано, что 100% опрошенных используют цифровой формат онлайн-коммуникации. Математико-стати-стическая обработка полученных эмпирических данных позволила выявить наличие корреляционных связей между количеством времени, проведенного в формате онлайн-коммуникаций, и показателями социально-психологической адаптированности (англоязычная методика C. Rogers, R. Diamond). Установлены корреляционные связи между высокими показателями по шкалам «Дезадаптивность», «Эмоциональный дискомфорт» и «Эскапизм» с количеством времени более 5 ч в день, проведенным в интернет-коммуникациях. У таких респондентов (66 испытуемых) в условиях относительной анонимности и низкой цифровой культуры выражены проявления провокативного поведения. Таким образом, виртуальное общение может способствовать возникновению процессов дезинтеграции, разобщения, провоцировать виртуальные конфликты, переходящие в реальные.
Александр Борисович Тугаров, профессор, доктор философских наук, декан факультета педагогики, психологии и социальных наук Пензенского государственного университета, обратил внимание коллег на особенности преподавания на английском языке для иностранных студентов в российских вузах. С целью максимально адаптировать учебный материал по дисциплине « Философия» для иностранных студентов, обучающихся по специальностям 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.03 «Стоматология», 33.05.01 «Фармация» по образовательным программам с использованием языка-посредника (английский язык), было разработано учебное пособие «Lectures on Philosophy».
Патил Рохит, ординатор 2-го года обучения из Индии, представил свои личные наблюдения процесса адаптации во время обучения в Пензенском государственном университете по специальности «Лечебное дело» с использованием языка-посредника (английского). Положительный эффект в адаптации, по его мнению, был достигнут в конце 2-го курса, за счет максимального вовлечения во внеучебную,
общественную среду российского студенчества. Абдумажидова Паризода, иностранная студентка из Узбекистана, обучающаяся на 3-м курсе по специальности «Лингвистика», выступила с докладом о роли российской школы в процессе адаптации и подготовки к поступлению в российский вуз детей мигрантов. Она отметила, что эти дети имеют больший успех в усвоении учебной информации в университете, так как уже на этапе обучения в школе преодолевают языковой барьер и адаптируются к российскому образовательному стандарту. Хун Е, аспирантка 2-го года обучения по специальности «Теория и методика обучения и воспитания» (русский язык как иностранный) из Китая, в своем докладе рассказала об особенностях адаптации китайских студентов в российских вузах, отметив, что изучение русского языка - сложный процесс, требующий полного погружения в языковую среду. В связи с этим для китайских студентов большую роль в адаптации играет обучение русскому языку на подготовительном отделении перед поступлением на 1-й курс. В течение года обучения на подготовительном отделении студенты успевают пройти первичную адаптацию и дойти до базового уровня владения русским языком. Атаджанова Шабиби, иностранная студентка из Туркменистана, обучающаяся на 3-м курсе по специальности «Лечебное дело», выступила с докладом о влиянии пандемии СОУШ-19 на процесс адаптации иностранных студентов, отметив, что дистанционное обучение повлияло на процесс адаптации в отрицательную сторону: отсутствие групповой работы и прямого общения не позволяет ускорить процесс адаптации, в связи с этим возникают сложности в усвоении учебного материала. Фуад Инесс, российская соотечественница из Марокко, обучающаяся на 2-м курсе по специальности «Фармация», поделилась информацией о роли общественных организаций российских соотечественников в Марокко в изучении русского языка и культуры. Она отметила, что дети от смешанных браков имеют сложности в адаптации, в том числе и в стране проживания, поэтому начальная подготовка происходит в семье (общение на русском языке), затем в клубах по интересам с такими же соотечественниками и далее следует профиль-
ная подготовка к поступлению в российские вузы. Такой подход позволяет российским соотечественникам с меньшими барьерами проходить процесс адаптации в российских вузах.
Сообщение доцента кафедры «Общая психология» Пензенского государственного университета Романа Викторовича Осина и доцента кафедры «Прикладная психология» Пензенского государственного университета Юлии Сергеевны Бузыкиной было посвящено теоретическому осмыслению проблемы интеграции студентов-мигрантов в культурную и образовательную среду российских вузов. Успех интеграции в немалой степени зависит от поддержки со стороны не только российских университетов (администрации, студенческих объединений, национально-культурных объединений), но и государства. Интеграция студентов-мигрантов может в значительной степени зависеть от интенсивности взаимодействия со студентами-представителями принимающего российского социума, а также от продолжительности проживания на территории России. Положительную оценку можно дать тенденции, побуждающей трудовых мигрантов-студентов оставаться жить в России. Стремление жить в России, получить высшее образование, а затем устроиться на работу или открыть свой бизнес, создать семью означает, что уже следующее поколение (дети мигрантов) могут быть вовлечены в местное сообщество, и постепенно такие студенты-мигранты полностью интегрируются в принимающий социум. В сообщении было отмечено, что успех интеграции студентов-мигрантов в принимающее общество во многом будет зависеть от того, возникнут ли такие условия, в которых и студенты-мигранты, и представители принимающего общества согласятся с тем, что успех процесса интеграции отвечает их собственным интересам.
Подводя итоги научного мероприятия, отметим, что проведение межрегионального круглого стола способствовало развитию диалога исследователей и практиков, заинтересованных в эффективной реализации совместных межвузовских проектов по организации психологического сопровождения и адаптации иностранных студентов в российских вузах, сохраняя и приумножая накопленный опыт.
Поступила в редакцию 13.05.2024; принята к публикации 17.06.2024; опубликована 30.09.2024 The article was submitted 13.05.2024; accepted for publication 17.06.2024; published 30.09.2024