Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 92-97. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 10. P. 92-97.
Научная статья УДК 159.99
https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.14
Теоретико-методологические основания исследования адаптационного процесса иностранных студентов
Всеволод Валентинович Константинов1, Наталья Викторовна Путилова2^
■^Пензенский государственный университет, Пенза, Россия [email protected]
Аннотация. Миграционные процессы, межвузовские международные программы обмена обучающимися акцентируют для современной науки проблемы психологической адаптации иностранных студентов. Практико-ориентированный запрос на изучение и создание программ сопровождения обучающихся из других стран в рамках вузовского образования обуславливает актуальность настоящего исследования. Наличие противоречий и ограничений в теоретических и эмпирических исследованиях прошлых лет свидетельствует об недостаточном наборе условий и переменных, которые бы описывали механизмы реализации адаптационного процесса в условиях пребывания иностранных студентов в принимающей стране. В статье обозначены полюсы применения теоретико-методологических подходов в рамках разнообразных отраслей. Представлен детализированный анализ современных отечественных и зарубежных исследований в плане описания направлений адаптации иностранных студентов к инокультурным образовательным условиям. Обзор публикаций по теме обнаружил необходимость системного учета динамических показателей адаптации, уточнения специфики и психологических уровней интегрированности студентов в зарубежную образовательную среду.
Ключевые слова: адаптация, адаптационный процесс, динамические показатели, идентичность, этническая идентичность, иностранные студенты
Для цитирования: Константинов В.В., Путилова Н.В. Теоретико-методологические основания исследования адаптационного процесса иностранных студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 92-97. https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.14.
Original article
Theoretical and Methodological Foundations for Studying the Adaptation Process of Foreign Students
Vsevolod V. Konstantinov1, Natalya V. Putilova2H
12Penza State University, Penza, Russia [email protected]
Abstract. Migration processes and international interuniversity student exchange programs actualize the psychological problems of adaptation of foreign students. The demand for a practice-oriented approach in the study and creation of support programs for foreign students within the framework of higher education makes the present study relevant. The presence of contradictions and limitations in the theoretical and empirical studies of past years indicates the insufficient set of conditions and variables that would describe the mechanisms of adaptation process in the conditions of international students' stay in the host country. The article highlights the he areas of application of theoretical and methodological approaches within a variety of industries. A detailed analysis of modern domestic and foreign research is presented in terms of describing the directions of international students' adaptation to foreign-cultural educational conditions. An overview of publications on the topic revealed the need for systematic consideration of dynamic indicators of adaptation, and clarification of specifics and psychological levels of students' integration into a foreign educational environment.
Keywords: adaptation, adaptation process, dynamic indicators, identity, ethnic identity, foreign students For citation: Konstantinov, V.V. & Putilova, N.V. (2022) Theoretical and Methodological Foundations for Studying the Adaptation Process of Foreign Students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (10), 92-97. Available from: doi:10.24158/spp.2022.10.14 (In Russian).
Развитие поликультурной образовательной среды, стремительные процессы миграции породили необходимость системного обращения к вопросам сопровождения процессов адаптации иностранных обучающихся к условиям образовательных учреждений в принимающей стране. Студенческая мобильность и процессы глобализации актуализировали новые вызовы для системы
© Константинов В.В., Путилова Н.В., 2022
высшего образования, обозначили современные цели преодоления трудностей в вопросах интеграции студентов в поликультурный мир. На первый план выходят проблемы адаптации иностранных обучающихся к новой социокультурной, лингвокультурной, социальной, академической, языковой, психофизической, психологической среде в условиях профессионального обучения.
Вопросы всесторонней адаптации иностранных студентов изучались в рамках разнообразных отраслей науки. Однако в последнее время ориентация исследовательского интереса изменилась: речь идет не просто о приспособлении иностранных обучающихся к культуре принимающей страны, сколько об их интеграции в нее, о поиске ресурсов для быстрой адаптации молодых людей к иной среде и выстраивании ими личностной и профессиональной траектории развития в новых реалиях высшего образования.
Изучение вопросов адаптационного процесса личности в рамках системного подхода основывается на анализе языковых и социально-психологических барьеров, возникающих перед иностранным студентом (Худобина, 2007; Береговая и др., 2019; Дятлова, 2020; Лисовская, 2020).
В рамках педагогической психологии ученые преимущественно обращают свое внимание на проблемы психофизиологической адаптации обучающихся в высшей школе, на поиск новых методов, средств работы с ними, на создание социально-педагогических условий, позволяющих существенно повлиять на интеграцию иностранных студентов в образовательное пространство вуза (Чонкоева, Чынгышпаев, 2014).
Практический интерес исследователей обращен к вопросам совершенствования методов сопровождения, созданию благоприятной принимающей образовательной среды, которая бы позволила сделать процесс адаптации более системным, в результате чего иностранные студенты смогли бы сформировать интегральные способности по вхождению в образовательную среду вуза (Кармадонова, 2011; Чонкоева, Чынгышпаев, 2014; Бухалко, 2018; Вишневская, 2020).
В рамках педагогики вопросы измерения динамических параметров процесса адаптации иностранных студентов обычно рассматриваются через определение темпов их успеваемости, лингвокультурные характеристики, языковую приспособленность студентов и формирование у них социально-адаптивной компетентности (Поморцева, 2008; Астафьева, 2010; Федотова, Миллер, 2018; Тенденции и вызовы развития непрерывного профессионального образования в России ..., 2021; Mitrofanova et al., 2021).
Педагоги фокусируются на построении модели формирования инокультурной компетентности у обучающихся. Успех ее применения определяется темпами освоения студентом базового уровня общеобразовательной подготовки, развитием его языковых способностей, совпадением ментальных и этнопсихологических установок с окружением, способностями обучающегося выдерживать интеллектуальные, эмоциональные перегрузки в процессе освоения новых знаний, а также справляться с негативными реакциями в контексте учебно-профессиональной деятельности и жизни в принимающем сообществе (Ланина, 2019). Таким образом, достижение необходимого уровня адаптации иностранными студентами сопровождается внедрением новых моделей освоения образовательной среды и применения дидактических средств, которые на разных уровнях интеграции способствуют усвоению обучающимися знаний и формируют навыки коммуникации в новых контекстах поликультурного сообщества.
В социологии процессы адаптации иностранных студентов традиционно рассматриваются через типы поведения личности в рамках приспособления к новым обстоятельствам и соотнесения их со средствами адаптации, которые предложены в рамках социальных систем. Ученые прибегают к анализу академических средств интеграции иностранных студентов, практик адаптации в рамках существующих программ образовательных систем (Константинов, Иванчин, 2020). Исследования ориентированы на определение оптимальных мер, которые позволят при внедрении новых сервисов, социальных структур совершенствовать адаптивное поведение иностранного студента1.
Социально-психологическая парадигма при исследовании адаптации иностранных студентов в сфере высшего образования является наиболее системной и всесторонне обобщает разнообразные показатели и факторы адаптации, затрагивая при этом как средовые, так и индивидуально-психологические и социально-психологические характеристики (Киящук, Киящук, 2010; Юаньян Ван, 2018; Константинов, Иванчин, 2020).
1 Кормилицин А.П. Социально-педагогическая адаптация иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки: на примере авиационно-технического колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук, 1997. 24 с. ; Сухова А.Н. Социальная, академическая и культурная адаптация иностранных студентов : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2013. 27 с. ; Степанова Б.Б. Социальная адаптация иностранных студентов в полиэтническом регионе : дис. ... канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2015. 250 с. ; Тьерри Л. Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2012. 30 с.
Представленное обобщение отражает перспективный анализ исследований в контексте отечественных авторов и исследовательских парадигм. Однако за рубежом проблемы адаптации студентов также являются одной из актуальных тем исследования. В частности, иностранными специалистами анализируется влияние личностных ресурсов и контекстуальных (средовых) факторов на результаты адаптации студентов в новой образовательной среде (Phinney et al., 2001; Rivas-Drake et al., 2014; Vedder, 2005; Worrell et al., 2019). Отмечается, что иностранные обучающиеся сталкиваются с проблемами дискриминации, материальной уязвимости, жилищными сложностями при интеграции в чуждую образовательную среду (Phinney et al., 2001; Rivas-Drake et al., 2014). Делается акцент на создании ресурсов для удовлетворения потребностей студентов, что непосредственно снижает влияние на них стрессовых факторов и повышает показатели психологического благополучия обучающихся (Vedder, 2005; Worrell et al., 2019). В рамках эмпирических зарубежных исследований установлено, что идентичность, мотивация, личностные качества, способность выстроить близкие и социальные контакты позволяют студентам быстрее адаптироваться в ситуации академической мобильности и интегрироваться в новое межкультурное пространство (Phinney et al., 2001; Rivas-Drake et al., 2014; Vedder, 2005; Worrell et al., 2019).
Некоторые зарубежные исследователи предприняли попытку рассмотреть способность социальной среды влиять на процессы межкультурной адаптации индивида (Phinney et al., 2001). Так, отмечается, что интеграции в новое культурно-образовательное пространство должна способствовать эмоциональная поддержка со стороны преподавателей и сокурсников, их функциональная и инструментальная помощь. В результате субъект получал психологическую и социально-функциональную поддержку со стороны нового окружения, меньше тосковал по дому, не «закрывался» в рамках своей национальной группы соотечественников (Phinney et al., 2001).
Следует помнить, что неуспешность адаптации может быть определена следующими факторами:
1) низким уровнем владения студентом языком принимающей страны, что тормозит интеграционные процессы как на бытовом, так и на личностном и образовательном уровнях;
2) культурной дистанцией между сокурсниками из разных стран в рамках личных отношений, несовпадающими стратегиями повседневного поведения, разностью социально-поведенческих установок, что снижает эффективность коммуникации и минимизирует возможность установления неформальных межличностных отношений, а также провоцирует повышенную тревожность у субъектов из других стран, обуславливает сниженное настроение, беспокойство и низкий уровень удовлетворенностью собой, жизнью в целом. Эти данные также подтверждаются результатами исследований, позволившими установить, что темпы адаптации иностранных студентов напрямую зависят от культуры страны их происхождения (Fedotova V.A., 2021);
3) социально-демографическими и личностными факторами: полом, возрастом, временем пребывания за границей и т.д. Однако следует признать, что данные исследований, касавшихся влияния на иностранных обучающихся рассматриваемых факторов, фрагментарны и иногда противоречивы (Phinney et al., 2001). Так, в научной литературе отмечается, что дети младшего школьного возраста быстрее приобретают друзей среди принимающего сообщества, чем молодежь; то же касается девушек в сравнении с представителями сильного пола среди иностранных обучающихся. Однако с этим не коррелируют высокие показатели эмоционального благополучия у мужчин-студентов, обнаруженные теми же исследователями (Phinney et al., 2001), что дает нам возможность критически отнестись к данной группе факторов и говорить о конфликтности приведенных результатов, а также об упущенных условиях исследования;
4) характеристиками международного сообщества, образовательных программ и учреждений: благополучие иностранных студентов коррелирует с политикой их поддержки, реализуемой в принимающем вузе, созданием особых условий для интеграции и т.д., что, несомненно, говорит о необходимости создания адаптивной среды и пространства для включения иностранных студентов в академическое сообщество;
5) этнической и расовой идентичностями, которые выступают коррелянтами адаптационных процессов у иностранных студентов. Идентичность в любых своих проявлениях содержит в своей основе многомерные установки, когнитивные, эмоциональные и познавательные компоненты. Как метаконструкция, она выражается через убеждение людей в своей принадлежности к определенной этнической и расовой группе. В ряде исследований установлено, что позитивная этническая идентичность положительно связана с самооценкой и отрицательно - с депрессивными симптомами среди представителей этнических меньшинств, поэтому формирование позитивной этнической идентичности у иностранных обучающихся повысит темпы и качество их адаптационных процессов (Worrell et al., 2019).
Осознание своей этнической и расовой принадлежности влияет на нормативное развитие личности через ценности, традиции, конкретный позитивный опыт включенности индивида в академическое и образовательное сообщество, способствует позитивной интеграции молодежи (Phinney et al., 2001).
В контексте адаптации иностранных студентов имеет значение тот факт, что развитие позитивных форм принятия чужой этнической и расовой идентичности влияет на их психическое здоровье, снижает симптомы тревоги, депрессии, обеспечивает академические достижения и вовлеченность в социальную структуру групповых взаимоотношений внутри университета (Rivas-Drake et al., 2014).
П. Веддер, проводя исследования процессов адаптации, установил, что этническая идентичность, языковая ассимиляция и интеграция как критерии моделей адаптационного поведения имеют особую представленность в среде иностранных студентов. Выраженная ориентация на исконную этническую культуру дает негативный результат по темпам адаптации личности и представлена в модели ассимиляции (Vedder, 2005).
Таким образом, в рамках изучения адаптационных процессов иностранных студентов сегодня следует отметить ориентацию отечественных ученых на социально-демографические, частно-личностные и социально-психологические факторы, влияющие на интеграцию молодых людей в новое для них культурно-образовательное пространство. Существует некоторая неопределенность и несистемность в отображении адаптационного процесса современными представителями научного сообщества. Кроме того, отсутствуют исследования динамических аспектов интеграции, нет лонгитюдных и системных работ, которые в современных реалиях смогли бы создать обобщенную картину данного процесса в контексте получения иностранными студентами академического образования. Зарубежные исследования ориентированы преимущественно на изучение адаптации ограниченного контингента иностранных студентов - афроамериканцев и представителей азиатских народов, обучающихся за границей по программам обмена. Объективности картине исследования не добавляет также ограниченность выборки. В этой связи следует сказать, что изучение адаптационного процесса иностранных студентов в условиях академической мобильности нуждается в детализации и систематизации переменных, которые позволили бы говорить о коррелянтах адаптационных способностей иностранных студентов на разных этапах их интеграции в новую среду коммуникации.
Список источников:
Астафьева Л.С. Теоретико-методологические аспекты педагогического исследования проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 1. С. 63-68.
Береговая О.А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 108-118. https://doi.Org/10.32744/pse.2019.2.9.
Бухалко А.Д. Адаптация иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе: проблемы и критерии оценки // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 199-203.
Вишневская М.Н. Особенности адаптации иностранных студентов к процессу обучения в российском вузе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. С. 1-10. https://doi.org/10.15862/63PSMN220.
Дятлова А.К. Языковой барьер у иностранных студентов провинциального вуза: основные проблемы и пути их решения // Мир педагогики и психологии. 2020. № 4 (45). С. 55-58.
Кармадонова Т.Н. Адаптационные процессы социализации личности в учебном процессе в высшей школе // Вюник Нацюнального техычного уыверситету УкраТни «КиТвський полггехычний Ыститут». Серiя: Фiлософiя. Психолопя. Педа-гопка. 2011. № 3 (33). С. 29-33.
Киящук Т.В., Киящук А.А. Виды адаптации иностранных студентов к условиям обучения и проживания в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 1. С. 25-30.
Константинов В.В., Иванчин С.А. Теоретические основания изучения адаптационной готовности личности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 6. С. 1-11. URL: https://mir-nauki.com/PDF/87PSMN620.pdf (дата обращения: 31.10.2022).
Ланина Л.В. Адаптация иностранных студентов в российском вузе (на примере Астраханского ГМУ) // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 5. С. 1-7. URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN519.pdf (дата обращения: 31.10.2022).
Лисовская Е.О. Особенности языковой адаптации обучения иностранных студентов в медицинском вузе // FORCIPE. 2020. Т. 3, № S-1. С. 743-744.
Поморцева Н.В. Лингвокультурная адаптация иностранных учащихся в процессе обучения русскому языку в условиях языковой среды: социально-психологический аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2008. № 5. С. 69-75.
Тенденции и вызовы развития непрерывного профессионального образования в России / Е.В. Маркова [и др.] // Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи России в условиях обострения глобальной политической ситуации. Ульяновск, 2021. С. 155-161.
Федотова Н.Л., Миллер Л.В. Особенности адаптации иностранных студентов к русской лингвокультурной и образовательной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2018. Т. 16, № 2. С. 191-206. https://doi.org/10.22363/2313-2264-2018-16-2-191-206.
Худобина О.Ф. Психологические барьеры у иностранных студентов в процессе обучения в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007. № 1 (19), 82-86.
Чонкоева А.А., Чынгышпаев Д. Ш. Сравнительная оценка психофизиологической адаптации иностранных студентов к условиям профессионального обучения // Медицина Кыргызстана. 2014. № 5. С. 84-87.
Юаньян Ван. Эмоциональный интеллект и социально-психологическая адаптация иностранных студентов в российских вузах (на примере китайских студентов) // Проблемы современного образования. 2018. № 2. С. 65-71.
Fedotova V.A. International Students' Adaptation in Russia: Its Varying Due to the Student's Culture of Origin // Bulletin of Kemerovo State University. 2021. Vol. 23, iss. 4 (88). Р. 995-1004. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-995-1004.
Mitrofanova A.V., Mutavchi E. P., Stepanova T. N., Dragileva I.I. The Factors of Adaptation of Foreign Students in the Kaliningrad Socio-Cultural Environment // E3S Web of Conferences. 2021. № 291. Р. 05024. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202129105024.
Phinney J.S., Horenczyk G., Liebkind K., Vedder P. Ethnic Identity, Immigration, and Well-Being: An Interactional Perspective // Journal of Social Issues. 2001. Vol. 57, iss. 3. Р. 493-510. https://doi.org/10.1111/0022-4537.00225.
Rivas-Drake D., Seaton E.K., Markstrom C., Quintana S., Syed M., Lee R.M., Schwartz S.J., Umaña-Taylor A.J., French S., Yip T. Ethnic and Racial Identity in the 21st Century Study Group // Child Development. 2014. Vol. 85, iss. 1. Р. 40-57. https://doi.org/10.1111/cdev.12200.
Vedder P. Language, Ethnic Identity, and the Adaptation of Immigrant Youth in the Netherlands // Journal of Adolescent Research. 2005. Vol. 20, iss. 3. Р. 396-416. https://doi.org/10.1177/0743558405274853.
Worrell F.C., Mendoza-Denton R., Wang A. Introducing a New Assessment Tool for Measuring Ethnic-Racial Identity: The Cross Ethnic-Racial Identity Scale-Adult (CERIS-A) // Assessment. 2019. Vol. 26, iss. 3. P. 404-418. https://doi.org/10.1177/1073191117698756.
References:
Astafeva, L. S. (2010) Theoretical and Methodological Aspects of Pedagogical Research of Problem of Adaptation of Foreign Students. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. (1), 63-68 (in Russian).
Beregovaya, O. A., Lopatina S. S. & Oturgasheva, N. V. (2019) Barriers of Social and Cultural Adaptation of Foreign Students in Russian Universities. Perspectives of Science and Education. (2 (38)), 108-118. Available from: doi:10.32744/pse.2019.2.9 (in Russian).
Buhalko, A. D. (2018) Adaptation of Foreign Students to the Training at the Russian Technical University: Problems and Evaluation Criteria. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. (5 (72)), 199-203 (in Russian).
Chonkoeva, A. A. & Chyngyshpaev, D. Sh. (2014) Sravnitel'naya otsenka psikhofiziologicheskoi adaptatsii inostrannykh studentov k usloviyam professional'nogo obucheniya [Comparative Assessment of Psychophysiological Adaptation of Foreign Students to the Conditions of Vocational Training]. Meditsina Kyrgyzstana. (5), 84-87 (in Russian).
Dyatlova, A. K. (2020) Language Barrier of a Provincial University's Foreign Students: Main Problems and Ways to Solve Them. Mirpedagogikiipsikhologii. (4 (45)), 55-58 (in Russian).
Fedotova, N. L. & Miller, L. V. (2018) Features of Adaptation of Foreign Students to the Russian Linguo-Cultural and Educational Environment. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Russkii i inostrannye yazyki i metodika ikh prepo-davaniya. 16 (2), 191-206. Available from: doi:10.22363/2313-2264-2018-16-2-191-206 (in Russian).
Fedotova, V. А. (2021) International Students' Adaptation in Russia: Its Varying Due to the Student's Culture of Origin. Bulletin of Kemerovo State University. 23 (4 (88)), 995-1004. Available from: doi:10.21603/2078-8975-2021-23-4-995-1004.
Karmadonova, T. N. (2011) Adaptation Process of Socialization of the Individual in the Educational Process at High School. Visnik Natsional'nogo tekhnichnogo universitetu Ukraini «Kii'vs'kii politekhnichnii institut». Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Peda-gogika. (3 (33)), 29-33 (in Russian).
Khudobina, O. F. (2007) Psikhologicheskie bar'ery u inostrannykh studentov v protsesse obucheniya v vuze [Psychological Barriers for Foreign Students in the Process of Studying at the University]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. (1 (19)), 82-86 (in Russian).
Kiaschuk, T. V. & Kiaschuk, A. A. (2010) Adaptation Kinds of Foreign Students to the Conditions of Education and Residence in Russia. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. (1), 25-30 (in Russian).
Konstantinov, V. V. & Ivanchin, S. A. (2020) Theoretical Grounds of Studying the Adaptive Readiness of Foreign Student's Personality for Educational Activities in the University Educational Medium. World of Science. Pedagogy and psychology. 8 (6), 1-11. Available from: https://mir-nauki.com/PDF/87PSMN620.pdf [Accessed 31st October 2022] (in Russian).
Lanina, L. V. (2019) Adaptation of Foreign Students in Russian Universities (on the Example of Astrakhan State Medical University). World of Science. Pedagogy and psychology. 7 (5), 1-7. Available from: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN519.pdf [Accessed 31st October 2022] (in Russian).
Lisovskaya, E. O. (2020) Osobennosti yazykovoi adaptatsii obucheniya inostrannykh studentov v meditsinskom vuze [Features of Language Adaptation of Teaching Foreign Students at a Medical University]. FORCIPE. 3 (S-1), 743-744 (in Russian).
Markova, E. V., Al-Darabseh, A. M., Ilyazova, D. Z., Dababneh I. E., Ahmed, A. R. & Arazveliev, B. T. (2021) Trends and Challenges for the Development of Lifelong Professional Education in Russia. In: Problemy patrioticheskogo vospitaniya stu-dencheskoi molodezhi Rossii v usloviyakh obostreniya global'noi politicheskoi situatsii. Ul'yanovsk, рр. 155-161 (in Russian).
Mitrofanova, A. V., Mutavchi, E. P., Stepanova, T. N. & Dragileva, I. I. (2021) The Factors of Adaptation of Foreign Students in the Kaliningrad Socio-Cultural Environment. E3S Web of Conferences. (291), 05024. Available from: doi:10.1051/e3sconf/202129105024.
Phinney, J. S., Horenczyk, G., Liebkind, K. & Vedder, P. (2001) Ethnic Identity, Immigration, and Well-Being: An Interactional Perspective. Journal of Social Issues. 57 (3), 493-510. Available from: doi:10.1111/0022-4537.00225.
Pomortseva, N. V. (2008) Linguacultural Adaptation of Foreign Students to the Process of the Language Teaching in the Language Surroundings: Its Social-Psychological Aspect. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i spetsial'nost'. (5), 69-75 (in Russian).
Rivas-Drake, D., Seaton, E. K., Markstrom, C., Quintana, S., Syed, M., Lee, R. M., Schwartz, S. J., Umaña-Taylor, A. J., French, S. & Yip, T. (2014) Ethnic and Racial Identity in the 21st Century Study Group. Child Development. 85 (1), 40-57. Available from: doi:10.1111/cdev.12200.
Vedder, P. (2005) Language, Ethnic Identity, and the Adaptation of Immigrant Youth in the Netherlands. Journal of Adolescent Research. 20 (3), 396-416. Available from: https://doi.org/10.1177/0743558405274853.
Vishnevskaya, M. N. (2020) Features of the Adaptation of Foreign Students to the Process Studying at a Russian University. World of Science. Pedagogy and psychology. 8 (2), 1-10. Available from: doi:10.15862/63PSMN220 (in Russian).
Worrell, F. C., Mendoza-Denton, R. & Wang, A. (2019) Introducing a New Assessment Tool for Measuring Ethnic-Racial Identity: The Cross Ethnic-Racial Identity Scale-Adult (CERIS-A). Assessment. 26 (3), 404-418. Available from: doi:10.1177/1073191117698756.
Yuanyang Wang (2018) Emotional Intelligence and Socio-Psychological Adaptaion of Foreign Students in Russian Universities (Using the Example of the Chinese Students). Problemy sovremennogo obrazovaniya. (2), 65-71 (in Russian).
Информация об авторах В.В. Константинов - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Общая психология» Пензенского государственного университета, Пенза, Россия. Ьйр8://шшш.еПЬга17.ги/аиШоМ1ет8.а8р?аиШо1^=350013.
Н.В. Путилова - аспирант кафедры «Общая психология» Пензенского государственного университета, Пенза, Россия.
Information about the authors V.V. Konstantinov - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of General Psychology, Penza State University, Penza, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=350013.
N.V. Putilova - PhD student, Department of General Psychology, Penza State University, Penza, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.10.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.10.2022.