Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья при занятиях адаптивной физической культурой'

Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья при занятиях адаптивной физической культурой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
704
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (АФК) / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION (APC) / DISABILITIES / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / DISEASE INTERNAL PICTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипова Наталья Сергеевна

Двигательная активность и адаптивная физическая культура важны не только для поддержания физической формы, но имеют также психотерапевтический и социализирующий эффект. В статье приведены результаты исследования отношения ребенка к своей болезни. Рассмотрены данные, полученные при изучении отношения семьи к ребенку с ОВЗ и его занятиям АФК. Таким образом, обоснована необходимость психологического сопровождения занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шипова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support for children with disabilities at the lessons of adaptive physical education

Physical activity is important not only to keep fit but to have a psychotherapeutic and socialising effect. This article presents the study results of children’ attitude towards their health problems. Here we considered the data obtained in the study of family” attitude to the disabled child and his attitude to the lessons of the APC. Thus, the necessity of psychological support of the lessons is proved.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья при занятиях адаптивной физической культурой»

УДК 796:61 ; 159.9:796/799

Шипова Наталья Сергеевна

кандидат психологических наук Костромской государственный университет ronia_777@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Двигательная активность и адаптивная физическая культура важны не только для поддержания физической формы, они дают также психотерапевтический и социализирующий эффект. В статье приведены результаты исследования отношения ребенка к своей болезни. Рассмотрены данные, полученные при изучении отношения семьи к ребенку с ОВЗ и его занятиям АФК. Таким образом, обоснована необходимость психологического сопровождения занятий.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура (АФК), ограниченные возможности здоровья, психологическое сопровождение, внутренняя картина болезни.

Современный мир «повернулся к инвалиду лицом». В настоящее время издаются правительственные распоряжения, призывающие к изменениям социальной среды и ее адаптации к нуждам лиц с ОВЗ, разрабатываются образовательные программы, учитывающие все особенности данной группы населения, перестраиваются сами здания городов для обеспечения доступа всех людей без исключения. Сфера физической культуры тоже ощутила на себе влияние этих изменений. Большое внимание уделяется проблемам реабилитации и социализации средствами физической культуры и спорта инвалидов.

Адаптивная физическая культура - это ин-тегративная область знаний, базирующаяся на теории физической культуры, медико-биологических и психолого-педагогических дисциплинах, выступает как социокультурный феномен и педагогическая система для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями и направлена на удовлетворение их потребностей в двигательной активности, оздоровлении, коррекции, компенсации и профилактики двигательных нарушений, развитие потенциальных возможностей организма и личности; она способствует улучшению качества жизни, социализации и интеграции в общество [5].

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры [1, с. 128].

Одной из главных проблем в системе комплексной реабилитации является «борьба» с последствиями вынужденной малоподвижности, активизация деятельности всех сохранных функций и систем организма человека, профилактика огромного количества болезней, зарождающихся в результате гиподинамии и гипокинезии. И именно эту проблему в первую очередь должна решать адаптивная физическая культура [3, с. 137].

Суть адаптивной физической культуры состоит в разработке физических навыков, проявляющихся внешне, дефекты здоровья детей видны окружающим и привлекают к ним особенное внимание инструктора. Это часто очень неудобно для детей, способствует их смущению и стимулируют желание закрыться. Также часто занятия АФК требуют проявления определенных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и т.п., хотя развитию этих качеств у детей с ОВЗ уделяется мало внимания. На практике стремление сформировать двигательную активность ребенка часто сталкивается с рядом проблем: привычкой клиента к отсутствию такой активности, нежеланию социального окружения способствовать закреплению полученных навыков.

В связи с этим остро встает вопрос о необходимости психолого-педагогического сопровождения детей в процессе их занятий адаптивной физической культурой.

Роль психологического сопровождения занятий АФК велика, поскольку у детей наличествуют большие психологические проблемы. Лица с нарушениями в различных сферах острее переживают малейшие успехи в разработке своих двигательных способностей. Они настроены на получение изменений и более чутко отслеживают их наступление. Само занятие за счет того, что открывает их новые физические возможности, превращается для них в источник положительных эмоций. Тем более эмоционально насыщенным для них выступают соревнования и подвижные игры. Задача специалиста по АФК состоит в том, чтобы создать атмосферу психологического комфорта, доверия, доброжелательности, свободы, раскованности, дать возможность радоваться, получать удовольствие от физических упражнений.

Педагогически-психологическое сопровождение при работе с детьми с ОВЗ должно быть комплексным процессом, поскольку практически в любой момент времени на занятии ребенку может потребоваться психологическая помощь. На основании теоретических и эмпирических данных нами выделены стресс-факторы на занятии:

© Шипова Н.С., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

183

- Задание (сложность, неизвестность, непривычный реквизит);

- Инструктор (взрослый, не абсолютно нацеленный на принятие ребенка - в отличие от родителей);

- Ситуация (обстановка, место, время);

- Родитель (присутствие или отсутствие в зависимости от отношений с ребенком и требований инструктора);

- Группа;

- Возможность оценки/ожидание негативной оценки;

- Страх самопредъявления.

Основная сложность, как показывает практический опыт, это преодоление внутреннего сопротивления клиентов на занятии. У лиц с ОВЗ за время существования с диагнозом сложилась собственная стратегия взаимодействия с ним, собственное видение себя в мире, ощущение себя нераздельно с диагнозом, постоянное незримое присутствие его в жизни, частые ограничения в связи с ним. В психологии для этого существует определение «внутренняя картина болезни». Данное понятие было введено А.Р. Лурией и означает возникший у больного целостный образ собственного заболевания.

В большинстве современных психологических исследований внутренней картины заболевания при различных нозологических формах болезней в ее структуре выделяется несколько взаимосвязанных сторон: болевая, эмоциональная, интеллектуальная, волевая [4].

Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение отношения ребенка к своей болезни. Респондентами выступили дети, находящиеся на лечении в Областном госпитале (13 человек) и дети-инвалиды детства (6 человек). Возраст испытуемых от 8 до 18 лет, средний возраст 12 лет. Испытуемые имеют такие болезни как сколиоз 2 степени, гастрит, перелом позвоночника, укорочение ноги, болезнь Келлера, недоразвитие лучезапястного сустава, сложный перелом, гипертония, сахарный диабет, астма, детский церебральный паралич.

Метод исследования - анализ рисунков проводился нами следующим образом: были выделены значимые категории, важные для интерпретации результатов, после чего проводился подсчет количества присутствия признаков данной категории в рисунках респондентов. Категориями анализа выступали: цвет, выбранный для рисования; эмоциональное состояние персонажа; наличие дополнительных деталей; символичность рисунка; наличие себя на рисунке; расположение болезни на листе; наличие или отсутствие позитивного исхода (выздоровление, улучшение состояния).

Отмечено, что не все дети рисуют себя, практически половина испытуемых рисует только болезнь (42% выборки). Объяснение такому факту нам видится в четком следовании инструкции, по которой

задано нарисовать свою болезнь. Иное объяснение может быть в неприятии себя по причине болезни или же в отождествлении себя с болезнью (чаще это происходит у детей-инвалидов с детства, которые при обсуждении рисунка говорят, что не отделяют себя от болезни, привыкли к ней).

Расположение изображения болезни на листе также неодинаково. В большинстве случаев болезнь занимает центральное место листа (14 рисунков, то есть 74%), в значительно меньшем количестве случаев центральное место рисунка занимает выздоровление (2 рисунка). Один рисунок примечателен тем, что болезнь занимает там весь лист. Объяснение такого результата видится нам в том, что ребенок настолько свыкся с наличием болезни (детский церебральный паралич), что не представляет себя в отрыве от нее. Также один рисунок отличается тем, что центральное место листа занимает переход (выраженный в виде цепочки следов) от болезни к выздоровлению. Еще двое детей расположили болезнь ниже выздоровления, показав таким образом ее «подавление», «подчиненное положение». Наличие выздоровления или улучшения состояния, то есть видение позитивного исхода болезни отмечено в рисунках 42% выборки, причем как в рисунках заболевших детей с нормальным развитием, так и детей-инвалидов. Возможно, это связано с ситуацией, в которой они находятся - в больничном учреждении, где ожидают определенного лечения и улучшения собственного состояния здоровья. Себя в негативной ситуации, к которой привела болезнь, рисуют 4 ребенка. Мотив одиночества представлен в двух рисунках.

Негативные эмоции ярко выразили трое ребят: слезы (2 человека), гримаса (1). Недовольное выражение лица у 26% нарисованных персонажей. Негативные эмоции столь ярко отмечены только в группе детей-инвалидов. Дети, временно находящиеся на лечении, выражают негативные эмоции в основном избранием более темного цвета для прорисовывания болезни и более светлого - выздоровления (42% испытуемых данной группы). Также для их рисунков более характерно наличие положительных эмоций, связанных с выздоровлением: цветы, солнышко, «радость», «веселье», «друзья», «игры», «дети», «семья». Фон болезни обычно выбирается темно-фиолетовый, коричневый или красный.

Нами отмечено также символическое представление болезни в некоторых рисунках. Примерами таковых в рисунках детей-инвалидов являются лабиринт; многогранное образование (жесткое и колючее, грани слабо раскрашены в разные цвета, контуры ярко черные). Дети, оказавшиеся временно на лечении, используют следующий символический ряд: темное облако, от которого персонаж пытается уклониться; пожар в животе, который персонаж пытается закрыть руками; змея, отравляющая землю; поврежденная кость; скорпион; инва-

лидная коляска и смерть с косой; кушетка красного цвета, выделенная красным ореолом на фоне темно-коричневой мебели.

Дети-инвалиды также свои рисунки сопровождают привычными для них приспособлениями: инвалидная коляска, скамейка для поддержки, костыли. Другая группа респондентов никаких дополнительных приспособлений не указала.

Таким образом, нами проведено исследование, которое прояснило определенные сходства между отношением к своей болезни детей, временно находящихся в лечебном учреждении, и инвалидов детства. Болезнь многим респондентам представляется в символическом обозначении, чаще всего в темных тонах. По контрасту с этим, выздоровление видится светлым и ярким, оно связывается с социальной активностью, отдыхом, положительными эмоциями. Основное различие между исследуемыми группами респондентов выявлено в большей склонности детей-инвалидов не рисовать себя, ограничившись только прорисовкой болезни. Объяснение данному факту нам видится в привычке и сложности отделения себя от болезни для такого ребенка.

Итак, ребенок в процессе приспособления к жизни с поставленным ему диагнозом проходит этап, условно названный нами как «срастание» с болезнью, который характеризуется ощущением неразрывности себя и болезни, неотделимости ее от физического самоощущения ребенка. «Срастание» значимо затрудняет процесс занятия адаптивной физической культурой, поскольку требует переключения фокуса внимания ребенка с ограничения возможностей, на которое он привык оглядываться, к собственному потенциалу, который только начинает раскрываться. Это переключение нетипично для ребенка и вызывает внутреннее сопротивление. Снятию сопротивления может способствовать грамотное психологическое сопровождение занятий, в ходе которого специалист по некоторым внешним признакам наблюдает состояние, переживаемое ребенком, и дает ему рекомендации по изменению поведения. Однако не всегда эффективна только работа с ребенком. Специалисту необходимо помнить, что клиентом на занятиях является не столько ребенок, сколько вся семейная система, в которую включен маленький инвалид. От родителей зависит вся жизнь ребенка, а ребенка с ОВЗ особенно. Во многом они формируют отношение ребенка к болезни своим отношением, демонстрацией заботы или наоборот пренебрежения к ребенку, предпринимаемыми усилиями по компенсации или коррекции дефекта или же отказом от лечения. Однако нельзя сказать, что проблема состоит только в ограниченных возможностях и определенном дефекте здоровья одного из членов семьи. Постановка диагноза является сильнейшим стрессом, который может надолго, если не навсегда, изменить жизнь и психологиче-

ский климат в семье (Р.Ф. Майрамян, В.В. Ткачева, Г. А. Мишина и др.).

Таким образом, у родителей, приводящих ребенка на занятие адаптивной физической культурой, и адаптивной верховой ездой, в частности, тоже присутствуют определенные психологические сложности.

Мы обнаружили, что родители переживают в период диагностики заболевания и постановки диагноза их ребенку следующие чувства и эмоции: любовь, забота, внимание, беспокойство, тревога, страх, нежность, возмущение, надежда, огорчение, чувство вины, ощущение неловкости за ребенка, грусть, удивление, беспомощность, отчаяние, безысходность, нервозность, ужас, горе, злость и другие.

Как мы видим, здесь присутствуют и положительные, и отрицательные эмоциональные состояния. Можем утверждать, что такое смешение происходит из-за того, что объект изначально положительных чувств - ребенок, совмещает в себе объект изначально негативных чувств - болезнь.

Также нами проанализированы чувства родителей к ребенку, имеющему ограниченные возможности здоровья, на данный момент. Это любовь, забота, внимание, понимание, нежность, чувство вины, ощущение неловкости за ребенка, радость, гордость, грусть, сожаление, страх, тревога, симпатия, сомнение, надежда, привязанность, нервозность, смущение, счастье, огорчение, решимость, беспокойство, уныние, вдохновение. Можем отметить, что здесь значимо меньше негативных эмоциональных состояний. Причина этого может быть в адаптации, привычке родителей жить с диагнозом ребенка, складывании системы отношений и жизни с учетом его ограниченных возможностей. Таким образом, фокус внимания родителей переключается с диагноза на самого ребенка, поскольку именно ему необходимо обеспечить возможности для роста и развития. Возможно, именно поэтому превалируют положительные эмоциональные состояния.

На занятиях явно видны внутрисемейные коммуникации - наличие коалиций в семье (в 85% случаев это диада «мать-ребенок»), отсутствие коммуникации между членами семьи и т.п. В интервью тоже прослеживается четкая закономерность: большинство отцов признает главенство матери в вопросах реабилитации ребенка с ОВЗ. Отцы говорят, что именно жена проконсультировалась с врачом и договорилась о занятиях, матери чаще присутствуют во время занятий (91% случаев). Отцы признают, что ребенок с матерью меньше стесняется. Именно мать чаще интересуется успехами ребенка и обсуждает с ним прошедшее занятие (84%). В связи с этим одной из задач АФК можно считать восстановление нарушенных коммуникаций между членами семьи. АФК дает эту возможность, поскольку часто требуется помощь отца, который чаще всего оказывается в изоляции

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

185

при объединении матери и ребенка. Поскольку требуется физическая сила и поддержка мужчины, это дает ребенку возможность преодолеть создавшийся дефицит общения, показать значимость отца для ребенка, дать ему возможность быть причастным к процессу реабилитации ребенка и полезным собственной семье.

Таким образом, адаптивная физическая культура является практически универсальным средством, которое может давать устойчивые положительные результаты в работе с инвалидами разных нозологических групп. Грамотное психологическое сопровождение занятий способно учесть психологические особенности каждого ребенка, его стиль взаимодействия с помогающими взрослыми (родители, инструктор), наиболее стрессогенные факторы занятия и т.п. и сделать сами занятия более комфортными и эффективными.

Библиографический список

1. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры. - М.: ФиС, 2003. - 128 с.

2. Пасичник М.О., Марченкова У.А., Чу-нин А.И. Адаптивная физическая культура как средство комплексной реабилитации инвалидов // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2013 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. scienceforum.ru/2013/229/4170 (дата обращения: 15.01.2017).

3. Теория и организация адаптивной физической культуры: В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общей ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2003. - 448 с.

4. Психология: учебно-методическое пособие для студентов медицинских специальностей / под ред. А.С. Татрова. - М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2010. - 284 с.

5. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: методология и развитие в сфере высшего профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб, 2003. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.