Научная статья на тему 'Психологическое содержание успешности педагогической деятельности: квалиметрический подход'

Психологическое содержание успешности педагогической деятельности: квалиметрический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПАРАМЕТРИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКСПЕРТНАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДИКИ / SUCCESS OF ACTIVITY / PEDAGOGIC ACTIVITY / QUALIMETRIC APPROACH / PSYCHOLOGICAL CONTENT OF ACTIVITY PARAMETERIZATION / EXPERT VALIDATION / METHODS FOR SUCCESS OF ACTIVITY ASSESSING / VALIDITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Елена Васильевна

Представлены результаты исследования психологического содержания успешности деятельности современного педагога с позиций квалиметрического подхода. Автором проведена параметризация содержания педагогической деятельности. Предпосылки параметризации теоретико-методологические основания (cиcтемный принцип анализа деятельноcти «по единицам», общепcихологичеcкая теория деятельноcти, cтруктурно-функциональный подход) и результаты эмпирического исследования мнений педагогов (метод незаконченных предложений с последующим контент-анализом). Гипотетический проект параметров был подвергнут экcпертной валидизации. Установлено, что психологическое содержание успешности включает функциональные параметры, представленные совокупностью педагогических умений (коммуникативно-организаторских, дидактических, проектировочно-прогностических, предметных, инновационных, исследовательских), а также субъективные (опыт, компетентность, важные качества и др.) и объективные (стаж, награды и др.) параметры. Доказано, что при относительном постоянстве базовых педагогических умений их операциональный состав динамичен вследствие cензитивноcти деятельноcти педагога к запроcам рынка труда как оcновного «законодателя» воcтребуемого уровня профеccионализма выпускников высших учебных заведений. Установлен факт доминирования «потенциальных», «внутренних» параметров уcпешноcти над формальными, «внешними». Это подтверждает положение, что именно внутренний потенциал человека, его субъектность выcтупают предпоcылкой развития в профеccии. Проект параметров выступил содержательной основой конструирования методики оценки успешности педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяченко Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Content of Success in Pedagogic Activity: Qualimetric Approach

The results of studies on the psychological content of success in the modern teacher activity from the qualimetric approach standpoint are presented. The author leads the content of the activity parameterization. The parameterization backgrounds are theoretical and methodological grounds (the system principle of activity analysis “in units”, general psychological theory of activity, structural and functional approach) and the results of teachers’ opinions empirical research (method of unfinished sentences with content analysis followed). Hypothetical project of parameters was subjected to expert validation. It is found that the psychological content of success includes functional parameters presented by a set of pedagogical skills (communicative and organizational, didactic, design and prognostic, subject, innovation, research) and subjective (experience, competence, important qualities, etc.) and objective (length of service, awards, etc.) parameters. It is proved that in the relative constancy of basic pedagogical skills the operational part of them is dynamic due to the sensitivity of teacher’s activity to labor market request as the major “legislator” of demanding graduates’ professional level. The fact of the dominance of “potential”, “internal” success parameters over formal, “external” is found out. This confirms the state that it is the inner potential of the person, his subjectivity that is the prerequisite of professional development. Parameters project became the ??substantial foundation for design methodology for assessing the success of teaching activity.

Текст научной работы на тему «Психологическое содержание успешности педагогической деятельности: квалиметрический подход»

Дьяченко Е. В. Психологическое содержание успешности педагогической деятельности: квалиметрический подход / Е. В. Дьяченко // Научный диалог. - 2014. - N° 3 (27) : Психология. Педагогика. - С. 7-16.

УДК 159.9:378

П^хологичездое содержание у^ешности педагогичездой деятельности: квалиметрический подход

Е. В. Дьяченко

Представлены результаты исследования психологического содержания успешности деятельности современного педагога с позиций квалиметрического подхода. Автором проведена параметризация содержания педагогической деятельности. Предпосылки параметризации - теоретико-методологические основания (системный принцип анализа деятельности «по единицам», общепсихологическая теория деятельности, структурнофункциональный подход) и результаты эмпирического исследования мнений педагогов (метод незаконченных предложений с последующим контент-анализом). Гипотетический проект параметров был подвергнут экспертной валидизации. Установлено, что психологическое содержание успешности включает функциональные параметры, представленные совокупностью педагогических умений (коммуникативно-организаторских, дидактических, проектировочно-прогностических, предметных, инновационных, исследовательских), а также субъективные (опыт, компетентность, важные качества и др.) и объективные (стаж, награды и др.) параметры. Доказано, что при относительном постоянстве базовых педагогических умений их операциональный состав динамичен вследствие сензитивности деятельности педагога к запросам рынка труда как основного «законодателя» востребуемого уровня профессионализма выпускников высших учебных заведений. Установлен факт доминирования «потенциальных», «внутренних» параметров успешности над формальными, «внешними». Это подтверждает

положение, что именно внутренний потенциал человека, его субъектность выступают предпосылкой развития в профессии. Проект параметров выступил содержательной основой конструирования методики оценки успешности педагогической деятельности.

Ключевые олова: успешность деятельности; педагогическая деятельность; квалиметрический подход; параметризация психологического содержания деятельности; экспертная вали-дизация; методика оценки успешности деятельности; валидность методики.

В связи с переходом российской системы высшего образования на стандарты нового поколения возроc интереc к разработке форм аттестации педагогичетеих кадров и оценке уотешности их деятельности. Аттестационные показатели деятельности педагога во многих образовательных учреждениях уже рассматриваются как основание к заключению с педагогом индивидуальных, так называемых «эффективных», договоров, принимаются во внимание при принятии административно-управленческих решений.

Проблема успешности профессиональной деятельности, в частности педагогиче^ой, имеет много агентов: cоциальный. экономичетеий, юридичетеий, педагогиче^ий, пcихологичеcкий. cоциально-пcихологичеcкий и т. д. В аотекте жихологии ключевым звеном для понимания природы уотешности является cама деятельность, ее то^ологиче^ая характеристика. И^ледования педагогиче^ой деятельности имеют богатую традицию в отечественной шихологичетеой науке.

Однако в и^ледованиях этого вопроcа cущеcтвуют определенные проблемы. Во-первых, отмечается разноречивость представлений о показателях уотешности педагогичетеой деятельности. Во-вторых, имеющиеcя теоретиче^ие представления о показателях уотешности ноcят предположительный характер и не обошованы эмпиричетеи. В то же время отдельные эмпиричетеие и^ледования в этой области «мабы» c точки зрения концептуального обобщения результатов. В-третьих, имеющиеcя эмпиричетеие данные в отношении

успешности деятельности весьма противоречивы. В частности, наиболее дискутируемым остается вопрос о зависимости эффективности деятельности от длительности ее выполнения, от стажа работы. Таким образом, исследования в этой области должны быть продолжены.

Слово «успех» («успешность») трактуется как положительные результаты в деятельности; достижения в освоении, изучении чего-либо; общественное признание, одобрение чьих-либо достижений [Большой толковый словарь..., 2010, с. 1400].

Мы основываемся на представлении о том, что любая деятельность результативна, или продуктивна, то есть успешна в отношении конечного результата. Однако не любая деятельность эффективна, оптимальна, поскольку оценка эффективности описывается следующей формулой:

, Результат

Эффективность = ----------------

Затраты

Следовательно, результативность, успешность деятельности, в том числе и профессиональной, - понятие более широкое, нежели эффективность. Настоящее исследование посвящено изучению феномена «успешность деятельности», который мы рассматриваем как аналог результативности и трактуем как комплексный показатель педагогической деятельности, эксплицирующий ее прогрессивное развитие.

Концептуальные предпосылки и технология конструирования инструмента измерения успешности педагогической деятельности и его эмпирическая валидизация подробно описаны в наших предыдущих работах [Дьяченко, 2002]. Разработка инструмента включала реализацию ряда задач.

Задача 1. Определение теоретико-методологических и эмпирических оснований (предпосылок) параметризации успешности деятельности современного педагога высшего профессионального образования.

Теоретико-методологическими основаниями выступили системный принцип анализа деятельности «по единицам», общепсихологическая теория деятельности, структурно-функциональный подход, положение об обусловленности состава и структуры деятельности социально-экономическими условиями [Глуханюк, 2000].

Эмпирическим основанием выделения параметров успешности деятельности выступило проведенное нами исследование с участием педагогов, имеющих высшую категорию и непрерывный стаж работы более пяти лет. На основе использования метода незаконченных предложений им предлагалось описать образ успешного педагога. Тексты самоописаний обрабатывались с помощью контент-анализа.

Анализ текстов позволил выделить индикаторы успешности педагогической деятельности - их семантическая насыщенность и степень представленности в текстах описаний. Всего было выделено 102 индикатора успешности, которые по семантической насыщенности были объединены в две составляющие: субъективные и объективные параметры.

Интересен факт, что собственно дефиниция выявленных индикаторов явилась не единственным значимым результатом проведенной работы. Наряду с этим важным фактом для интерпретации выступило процентное соотношение представленности в текстах педагогов субъективных и объективных индикаторов успешности деятельности. Установлено, что менее трети (29,0 %) семантической «нагрузки» приходится на внешние, относительно не зависящие от педагогов факторы, обеспечивающие высокие достижения в профессиональной деятельности. Две трети высказываний (71,0 %) апеллируют к внутренним факторам, обусловливающим педагогическое мастерство. Следовательно, уже на данном этапе эмпирического исследования мы получаем свидетельство интернального характера субъективного восприятия педагогами успешности своего труда, ее внутренней атрибуции, ее субъектности.

Продуцированные педагогами характеристики успешности труда контурно показали свою конгруэнтность проекту параметров, выделенному нами теоретически.

Таким образом, результатом решения данной задачи выступил гипотетический проект параметров успешности профессионально-педагогической деятельности.

Задача 2. Проверка содержательной валидности гипотетического проекта (экспертная валидизация).

Экспертиза обоснованности предлагаемого проекта параметров осуществлялась с помощью метода групповых экспертных оценок. Экспертная эмпирическая валидизация проводилась в соответствии с определённой процедурой, принятой в психометрических исследованиях [Общая психодиагностика ..., 1987, с. 80-81]. В качестве экспертов выступили 12 ведущих специалистов в сфере педагогического образования Уральского региона, доктора наук.

Статистическая проверка конкордации (согласованности) мнений экспертов с целью определения возможности получения обобщенного суждения осуществлялась методом х2. Значения данного критерия на массиве проранжированных экспертами функциональных параметров успешности деятельности (х2 (88,4) = 116,9; р < 0,01) и совместно проранжированных субъективных и объективных параметров (х2 (37,8) = 55,86; р < 0,01) позволили принять нуль-гипотезу о согласованности мнений экспертов.

В результате экспертизы разработанный проект параметров успешности профессионально-педагогической деятельности претерпел определенные содержательные изменения. Прошедший экспертную валидизацию проект представлен на рисунке.

Предложения экспертов об изменении состава оцениваемых параметров и их показателей (внесение новых, исключение и т. п.) считались достоверными и принимались, если за них высказались а > 50 % экспертов с учетом их коэффициента компетентности (по шкале желательности Харрингтона) [Черепанов, 1989]. В результате

Параметры успешности профессионально-педагогической деятельности

Функциональные

Коммуникативно-организаторские умения

Умение организовывать и успешно осуществлять образовательный процесс

Умение планировать рабочее время, организовывать свою профессиональную деятельность Умение ясно и логично излагать учебный материал Высокая коммуникативная культура (умение находить общий язык со всеми участниками образовательного процесса: коллегами, руководством, учащимися, родителями)

Дидактические умения

Умение находить адекватные целям образования содержание, методы, формы обучения

Умение трансформировать содержание преподаваемой дисциплины в средстворешения различных педагогических задач (например, низкой учебно-познавательной мотивации учащихся)

Умение создавать посредством своего предмета образовательную среду (условия) для профессионального и личностного развития учащихся

Умение осуществлять непрерывный контроль знаний и умений учащихся с целью управления качеством обучения

Проектировочно-прогностические умения

Умение проектировать образовательный процесс в зависимости от цели обучения, контингента учащихся, темы занятия и прогнозировать его успешность Способность прогнозировать развитие (профессиональный рост) всех участников образовательного процесса (учащихся, педагога, руководства), в том числе образовательного учреждения в целом_______________________________________

Специальные (предметные) умения

Осведомленность о современных научно-прикладных достижениях в области преподаваемого предмета Умение применять на практике профессиональные знания Свободное владение содержание преподаваемого предмета

Инновационные умения

Создание и реализация содержательных инноваций (новшества, адаптирующие содержание профессиональной подготовки к требуемому на рынке труда уровню профессионализма выпускника)

Создание и реализация организационных инноваций (новшества в организации педагогического процесса)

Создание и реализация инноваций в сфере педагогических технологий (новшества в области методов, средств обучения и т. д.)

Исследовательские умения

Умение анапизимировать соответствие содержание профессиональной подготовки требованиям к выпускнику на рынке труда

Мониторинг усвоения профессиональных знаний в рамках преподаваемой дисциплины

Маркетинг дополнительных образовательных успуг (изучение и прогнозирование их спроса на рынке труда, их реклама и реализация)

Способность анализировать успешность собственной профес-сионапьной деятельности ________________________________

Субъективные

Профессиональная компетентность Профессионально важные качества Профессиональный опыт Ответственность педагога за свое профессиональное развитие Удовлетворенность трудом Преданность профессии

Объективные

Периодичность повышения квалификации

Результаты анкетирования «Преподаватель глазами учащегося» Наличие категории или разряда Наличие разработанного учебнометодического комплекса по преподаваемой дисциплине Стаж

Наличие наград, премий

Риа Параметры уcпешноcти деятельности педагога профеccионального образования, прошедшие ^держательную валидизацию

экспертизы в проект были внесены следующие содержательные изменения:

1. Показатели проектировочно-прогностических умений «проектирование и прогноз успешности профессионального и личностного развития учащегося» и «проектирование педагогом собственного профессионального развития и прогноз его успешности» преобразованы в единый показатель «проектирование развития всех участников образовательного процесса, включая образовательное учреждение» (58,33 % человек от общего количества экспертов).

2. Исключены из состава показателей воспитательные умения, поскольку за данный показатель высказался лишь один эксперт из 12 (8,33 %).

3. Добавлены следующие показатели: умение осуществлять непрерывный контроль учебного процесса с целью управления им (66,66 %)

- в дидактические умения; рефлексия результатов профессиональной деятельности (50,0 %) - в исследовательские (гностические) умения; наличие разработанного учебно-методического комплекса по преподаваемой дисциплине (58,33 %), результаты анкетирования «Преподаватель глазами учащегося» (50,0 %) и стаж работы (58,33 %) -в объективные параметры успешности деятельности.

В результате экспертизы установлена иерархия значимости функциональных параметров успешности деятельности педагога профессионального образования на основании весовых коэффициентов их рангов. Обнаружено, что наибольший вклад в успешность педагогического труда вносят специальные, исследовательские, проектировочно-прогностические и дидактические умения, далее идут коммуникативно-организаторские и инновационные. Данный факт согласуется с результатами эмпирических исследований профессиональной деятельности педагога [Глуханюк, 2000].

Однако обнаружено, что состав показателей, раскрывающих содержание данных умений, претерпевает ряд качественных изменений. Во-первых, большинство профессиональных функций

педагога требуют умений, направленных на совместное развитие вcех участников образовательного процесса (например, показатели «использование педагогичеcких коммуникаций как cредcтва конcтруктивного развития участников образовательного процесса» в группе коммуникативно-организаторских умений, «развитие поcредcтвом преподаваемого предмета как личности учащегоcя, так и личности педагога» в группе специальных умений).

Во-вторых, для современного педагога успешность преподавания как ведущего вида профессиональной деятельности обусловливается знаниями и умениями в таких областях, как инновационные методы обучения, психология, маркетинг, практика преподаваемого предмета, а также культура планирования и проведения научных исследований.

Таким образом, экспертиза содержания параметров эффективности деятельности педагога профессионального образования позволила установить, что при относительном постоянстве базовых профессиональных умений их операциональный состав достаточно динамичен. Это происходит, по нашему предположению, вследствие сензитивности деятельности педагога к запросам рынка труда как основного «законодателя» востребуемого уровня профессионализма выпускников высших учебных заведений.

Оценка весовых коэффициентов рангов субъективных и объективных параметров позволила установить иерархию их значимости, при которой наименьшему весовому коэффициенту показателя соответствовало более значимое положение в иерархии. Обнаружено, что наиболее весомый вклад в успешность деятельности педагога вносят следующие параметры: профессиональная компетентность, профессионально важные качества, опыт, ответственность педагога за свое профессиональное развитие, систематическое образование и повышение квалификации, признание коллегами. Такие мотивационноэмоциональные параметры успешности, как преданность профессии и удовлетворенность трудом, а также целый ряд объективных параметров, таких как стаж работы, наличие учебно-методического

комплекса по преподаваемой дисциплине, результаты анкетирования «Преподаватель глазами учащегося», наличие ученой степени, ученого звания, обнаружили достоверно меньший вклад в совокупную успешность педагогического труда.

Отсюда следует, что «вес» функциональных и субъективных параметров успешности деятельности современного педагога значительно превалирует над «весом» объективных параметров. Этот результат согласуется с приведенными ранее результатами исследования мнений педагогов о характеристиках успешности труда. Факт доминирования «потенциальных», «внутренних» параметров успешности над формальными, «внешними» косвенно эмпирически подтверждает положение о том, что именно внутренний потенциал человека выступает предпосылкой развития в профессии [Глуханюк и др., 2005].

Таким образом, результатом экспертной валидизации выступила содержательно выверенная система параметров успешности деятельности современного педагога высшей школы.

Задача 3. Создание инструмента для измерения успешности деятельности педагога профессионального образования; проверка его валидности и надежности.

Удовлетворительные результаты оценки надежности -устойчивости шкал (г = 0,581 - 0,959; р < 0,05), их внутренней согласованности, гомогенности (г = 0,355 - 0,894; р < 0,05) и эмпирической экспертной валидности (г = 0,214 - 0,379; р < 0,05) свидетельствовали о пригодности инструмента к использованию в исследовательских целях.

В основу измерительного инструмента положено эмпирически верифицированное положение о том, что содержание успешности деятельности педагога представлено следующими параметрами (рис.):

1) потенциал успешности деятельности педагога, включающий:

- функциональные параметры - педагогические умения (специальные, проектировочно-прогностические, дидактические, ком-

муникативно-организаторские, инновационные и исследовательские);

- субъективные параметры (профессиональная компетентность, профессионально важные качества, опыт, ответственность за свое профессиональное развитие, удовлетворенность трудом, преданность профессии);

2) результат успешности деятельности педагога, представленный формальными характеристиками труда, такими как стаж работы, наличие категории, наград и т. п. (объективные параметры успешности).

Таким образом, решение исследовательского вопроса о содержании такой характеристики педагогической деятельности, как успешность, позволило разработать инструмент ее измерения.

Литература

1. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - Санкт-Петербург : Норинт, 1998. - 1536 с.

2. ГлуханюкН. С. Психология профессионализации педагога / Н. С. Глу-ханюк. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - 219 с.

3. Глуханюк Н. С. Я в профессии и профессиональное Я : результаты исследования / Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 173 с.

4. Дьяченко Е. В. Особенности самосознания педагога в процессе профессионализации : диссертация... кандидата психологических наук / Е. В. Дьяченко. - Пермь, 2002. - 189 с.

5. Общая психодиагностика : основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования : учебное пособие / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С. 80-81.

6. Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В. С. Черепанов. - Москва : Педагогика, 1989. - 151 с.

© Дьяченко Елена Васильевна (2014), кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный медицинский университет» (Екатеринбург), dyachenko_ev@usma.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.