Научная статья на тему 'Феномен я в процессе профессионализации'

Феномен я в процессе профессионализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ФЕНОМЕН Я / МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT / THE SUBJECT APPROACH / PROFESSIONALIZING / PHENOMENON I / THE MECHANISM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глуханюк Н. С., Дьяченко Е. В.

Статья посвящена анализу современных подходов к изучению феномена Я человека, его роли в построении и развитии себя как профессионала. Представлены результаты серии эмпирических исследований и авторских представлений о Я как механизме профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Me-phenomenon in the process of professionalization

This article is devoted to the modern approaches analysis of Me-phenomenon research, its role in development and elaboration as a professional. The results of empirical and authors researches of Me-mechanism of professional development are provided.

Текст научной работы на тему «Феномен я в процессе профессионализации»

Н. С. Глуханюк, д-р психол. наук, профессор, кафедра управления персоналом и психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Е. В. Дьяченко, канд. психол. наук, доцент, кафедра теоретической и экспериментальной психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, profi.n@mail.ru

ФЕНОМЕН Я В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Предметом нашего интереса вот уже более 20 лет является развитие человека в профессии и установление факторов достижения вершин на этом пути. Динамичность мира профессий, вариативность траекторий развития обуславливают актуальность изучения психологических оснований профессионализма. Обеспечение конкурентоспособности профессионала, его мобильности зависит от проявления активной роли в собственной профессиональной биографии. Однако принятие и освоение активной жизненной позиции у многих людей сталкивается не только и даже не столько с объективными преградами экономического и социального характера, сколько с субъективными, имеющими психологическую природу. Немаловажная роль в этом процессе принадлежит феномену «Я человека».

Профессионализация рассматривается нами с позиции категории развития как объяснительного принципа. В основу понимания сущности профессионального развития человека в современных условиях положен субъектный подход (А. В. Брушлинский, А. К. Осницкий, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчи-ков). Профессиональное развитие рассматривается как способ саморазвития человека в течение жизни, форма становления его субъектности. Привлечение субъектного

подхода позволяет выделить основной механизм развития человека в профессии — проектирование собственной деятельности и себя как профессионала. В качестве психологического обеспечения функционирования данного механизма мы рассматриваем феномен Я человека. Отсюда предметным полем исследования является взаимодействие Я и профессионального развития.

Анализ и систематизация современных подходов к изучению феномена Я позволили прийти к следующим выводам. Во-первых, установлены объединяющие положения: рефлексивная природа Я, двойственность, многоаспектность, структурно-уровневое строение, основные функции, открытость Я как системы к воздействию внешних и внутренних факторов.

Во-вторых, выделены разногласия: отсутствие единой общепринятой концепции и, как следствие, понятийно-терминологическая неопределенность; наличие трех обобщенных базовых методологических подходов к изучению Я (когнитивного, интерперсонального, субъек-тно-деятельностного); существование двух исследовательских стратегий (дифференциальной и интегративной); противоречивость взглядов относительно положения «стабильность-изменчивость Я»; неоднозначная сопряженность Я и жизненного, в частности,

Обеспечение конкурентоспособности профессионала, его мобильности зависит от проявления активной

роли в собственной профессиональной биографии.

дискуссия

журнал научных публикаций

профессионального пути человека, которая проявляется в изменении направленности причинно-следственных отношений в диаде «самосознание-поведение» под действием факторов времени, среды, критических и случайных жизненных событий, а также инди-видуально-психологиче- -

ских характеристик.

В-третьих, обозначена специфика и проблемы изучения феномена Я: в зарубежной психологии — существенное преобладание дифференциации Я как исследовательской стратегии и наличие концептуального и методологического плюрализма, как следствие, существование множества мини-теорий Я с небольшим радиусом действия; в отечественной — единство теоретико-методологических принципов и подходов при их декларативном использовании; преобладание условно-схематичного рассмотрения Я (структура, уровни, функции и т. п.).

И, наконец, установлены общие современные тенденции в изучении феномена Я: увеличение интереса к интегративному, полисистемному подходу; концептуальный поиск оснований для выделения базовых, системообразующих единиц предметного содержания Я; приоритет динамических представлений о Я.

Выбранный нами ориентир исследования — теория единства сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) — дает основание предположить, что деятельность, в частности, профессиональ-

Я выступает как условие и показатель субъектной профессионализации человека.

ная как ведущая в период зрелости, может обладать каузальным статусом в отношении Я. Но также и особенности Я могут обусловливать стратегию, интенсивность развития деятельности, ее структурно-функционального содержания.

Таким образом, результаты представленного анализа позволяют сделать вывод о согласованности позиций авторов в том, что феномен Я в целом и его отдельные компоненты сопряжены с развитием человека в профессии. Однако теоретические предположения о роли Я в трудовой деятельности и значении профессии в представлениях человека о себе обнаруживают недостаточность экспериментальных работ, посвященных проверке данных предположений, а также необходимость эмпирического установления границ действия закономерных отношений между Я и профессиональным развитием. Остается открытым вопрос о характере сопряженности образа Я и развитии человека в профессии на разных этапах профессионализации.

Результаты теоретического осмысления проблемы позволили определить общее концептуальное предположение: Я выступает как условие и показатель субъектной профессионализации человека.

Опытно-экспериментальную работу объединяла общая однотипная технология реализации: 1) исследовательские дизайны — сравнительный, корреляционный и ex post facto; 2) методы сбора эмпирических данных — стандартизированные (опросники) и нестан-дартизированные (свободное самоописание, контент-анализ, психосемантические техники) методики. Разработана авторская методика комплексной экспертной оценки успешности профессиональной деятельности1; 3) методы обработки эмпирических данных — меры дескриптивной, индуктивной статистики (методы Стьюдента, Манна-Уитни, Вилкоксона и др.), корреляционный, канонический, конфирматорный факторный, одно факторный дисперсионный

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

анализы. Количественная обработка данных осуществлялась с помощью программ SPSS 10.5 и Statistika.

Индивидуальные характеристики участников исследования были сбалансированы по показателям стажа как этапа профессионального развития (оптация как выбор профессии, обучение, адаптация, профессиональное мастерство). К исследованию были привлечены учащиеся старших классов, студенты вузов, представители таких профессиональных сообществ, как педагоги коллежей и техникумов, преподаватели университетов, менеджеры, предприниматели. Всего 563 человека.

Получены следующие результаты. Исследование старшеклассников (этап выбора профессии) с устойчивыми и неустойчивыми во времени (ре-тест через один год) профессиональными предпочтениями позволило установить различные представления о себе. Учащимся с устойчивым выбором профессии свойственны выраженная самоидентификация через социальные роли (Я юноша/девушка, Я учащийся, Я спортсмен и т. п.), когнитиво сложные, надситуативные и менее эмоциональные описания своего Я, в сравнении с учащимися с неустойчивым профессиональным выбором. Данные свидетельствуют о большей целостности Я, сформированности рефлексивного опыта у старшеклассников, которые отличаются устойчивостью профессиональных ориентиров. Также установлено, что этой группе свойственна более позитивная самооценка и отсутствие тенденции к самообесцениванию, а в личностном профиле — меньшая склонность к доминантности, нефрустрированность потребностей, уважение и принятие социальных норм и правил. Интеллектуальный профиль соответствует возрастному этапу и не обнаруживает различий в сравниваемых группах старшеклассников.

Изучение содержания профессиональной составляющей образа мира и его сопряженности с образом Я у студентов

Высоко успешных отличает наличие целей, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

на разных курсах (этап профессионального обучения) позволило установить, во-первых, что в содержании образа мира и внутренней картины жизненного пути студентов вне зависимости от этапа обучения превалируют компоненты, характеризующие социальные взаимодействия и лич-ностно-психологические особенности. Во-вторых, на этапе окончания обучения студентам свойственна когнитивная сложность и высокая дифференцированность отражения образа мира и картины своей жизни; на начальном этапе обучения — высокая поглощенность внутриличностны-ми проблемами, акцентуация внимания на сфере Я. В-третьих, в процессе обучения у студентов наблюдается расхождение между реальным и идеальным Я. Отсюда следует, что Я студентов является взаимосвязанным с профессиональным обучением, предметное содержание которого определяют структуру и содержание Я. Его своеобразие на этапе завершения вузовской подготовки проявляется в когнитивной сложности, повышенном внимании к Я; расширении временных границ восприятия себя; обнаружении потенциала в саморазвитии, представленного расхождением между идеальным и реальным Я. Специфика профессиональной подготовки участников

дискуссия

журнал научных публикаций

данного исследования (психологическое образование) оставляет открытым вопрос об экстраполяции результатов на студентов других специальностей.

На этапе самостоятельного выполнения профессиональной деятельности в ходе серии эмпирических исследований с участием представителей различных профессиональных групп получены следующие результаты. На примере педагогов среднего и высшего профессионального образования в зависимости от успешности и длительности их деятельности изучалось своеобразие строения Я и его семантическая насыщенность. Установлено, что своеобразие Я в зависимости от стажа работы проявляется в автономности когнитивной составляющей (знания о себе) у молодых педагогов, которая на более поздних этапах профессионализации обнаруживает высокую плотность связей с аффективно-оценочной составляющей Я (самоотношение) у педагогов со стажем 5-10 лет, а у педагогов со стажем более 15 лет с регулятивной составляющей Я (саморегуляция и ответственность за свое поведение и деятельность).

Изменчивость Я современных педагогов в зависимости от успешности их профессиональной деятельности проявляется в том, что высокоэффективных педагогов отличает достоверно более высокий уровень осознания своих профессиональных особенностей, глобальной самооценки, самоуважения, самоуверенности и интернальности в межличностных отношениях в сравнении с низко-и среднеэффективными педагогами, не обнаруживающими достоверных различий между собой по данным показателям.

Обнаружена взаимосвязь Я педагогов и успешности их деятельности, характеризующаяся своеобразием на разных этапах профессионализации. Для молодых педагогов характерна низкая согласованность успешности с показателями всех составляющих Я; у педагогов со стажем от 5 до 10 лет наивысшая плотность взаимосвязей выявлена с аффективно-оценочной стороной; у педагогов со стажем более 15 лет — когнитивной.

Руководители с высоким уровнем сформированности саморегуляции обнаруживают большую успешность в принятии и реализации управленческих решений, нежели руководители с низким уровнем саморегуляции поведения

Таким образом, ус-пешность деятельности педагога более тесно связана с областью знаний о себе и своих профессиональных особенностях, нежели с самоотношением и саморегуляцией. Данный вывод послужил эмпирической предпосылкой изучения содержания когнитивной составляющей профессионального Я педагога.

Основу исследования составил психосемантический подход, изучались предме-то-семантические пространства Я преподавателей вуза в зависимости от стажа работы. Выявлено, что вне зависимости от длительности включения в профессиональную деятельность преподавателей вуза объединяет выделение двух факторов в имплицитном описании психологического пространства своего Я в области профессии. Эти факторы отражают две стороны профессиональной деятельности — структурную и ценностно -смысловую, которые рассматриваются в научной литературе как две формы регуляции деятельности. Первая связана с обеспечением адекватности операциональных характеристик деятельности особенностям ее предмета. Вторая определяет согласование целей и средств деятельности с мотивами, потребностями, ценностями и установками субъекта. Их «встреча» и рождает деятельность2.

Обнаружено, что ценностно-смысловые ориентиры в пространстве профессии имеют различный вес (в терминах доли объяснимой дисперсии в факторном анализе) и различное содержание у преподавателей с разным стажем работы. Для молодых преподавателей со стажем до 4 лет смысловым ориентиром выступает «овладение идеалом профессии», со стажем от 5 до 9 лет работы — «активность в профессиональной коммуникации», 10-21 год работы — «активность в науке, заинтересованность в дополнительных источниках материального достатка», и вес этого фактора в пространстве Я самый низкий в сравнении с другими стажевыми группами, стаж более 22 лет — «личностная включенность в профессию».

Анализ сходства и различия семантических пространств Я преподавателей вуза

подтверждает зависимость их составляющих от стажа. Категоризация оказывается подчиненной решаемым на конкретном этапе профессиональным задачам. Каждый этап развития в профессии содержит условия, сопутствующие и препятствующие профессиональному становлению.

Исследование специфики осознания способности к саморазвитию позволило установить, что высокоуспешных отличает наличие целей, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Педагоги с низкой успешностью труда находятся в ситуации поиска и неопределенности. Интересен факт, что и те, и другие принимают представление о том, что человек способен осуществлять контроль над собственной жизнью, свободен в принятии решений и их реализации. Однако воплощают подобное представление в жизнь педагоги по-разному. Высокоуспешные берут на себя ответственность за происходящие с ними события, низкоуспешные — не уверены в своей способности контролировать жизнь в соответствии со своими стремлениями и целями; причину происходящих с ними как позитивных, так и негативных изменений они видят в других людях, в стечении обстоятельств и редко в себе.

Изучение особенностей восприятия жизненного и профессионального пути показало, что успешности деятельности способствует наличие жизненного и профессионального опыта и способности к прогнозированию. Высокоуспешные специалисты отличаются общей высокой продуктивностью прошлых и будущих жизненных событий, широтой значимых переживаний, способностью к более четкой дифференциации значимых событий жизни, а также наличием тенденции к простраиванию профессиональных перспектив и реалистичностью ближних целей.

Для выявления характерных психологических особенностей успешных представителей определенных профессиональных

групп (руководители среднего и высшего звена, предприниматели) использовался метод свободного самоописания с последующим контент-анализом текстов независимыми экспертами. Достоинством данного метода в сравнении с психосемантическим выступает то, что тексты являются результатом рефлексивного, осознаваемого анализа представлений о своем Я на языке участников исследования.

Успешным руководителям свойственны: сочетание экстернального локуса контроля в сфере неудач и интернального — в решении будущих проблем; гармоничность интересов и ценностных установок в отношении работы и других сфер жизни (семья, увлечения, спорт); склонность рассматривать приобретение профессиональных знаний в качестве резерва развития; тенденция оценивать успешность профессиональной деятельности через показатели внутреннего роста, а не объективные результаты своего труда; стремление к управлению, основанному на научных представлениях в области менеджмента, маркетинга и т. п.; стремление рассматривать профессиональные успехи в качестве следствия собственной активности, влияния личностных качеств.

Также на примере руководителей среднего и высшего звена установлено влияние (в терминах дисперсионного анализа ANOVA) уровня саморегуляции на успеш-

дискуссия

журнал научных публикаций

ность управленческих решении: руководители с высоким уровнем сформированное™ саморегуляции обнаруживают большую успешность в принятии и реализации управленческих решении, нежели руководители с низким уровнем саморегуляции поведения.

Характерными психологическими особенностями успешного предпринимателя являются: развитая интуиция; выраженные познавательные потребности и стремление к профессиональному росту; потребность в самоактуализации в сфере бизнеса; выраженный интернальный локус ответственности в ситуациях как успеха, так и неудачи; ориентация на результат, а не на процесс; явное доминирование интересов и ценностных установок, связанных с работой, нежели с другими сферами жизни, их направленность в будущее; развитые рефлексивные способности, выраженная самоидентификация с бизнесом, высокие самоэффективность и уверенность в себе; развитая и эффективная система психологических защит.

Исследование особенностей феноменологического проявления Я предпринимателей позволило установить следующее. Собственникам бизнеса свойственны высокий уровень и оптимистичность самооценки, уверенность в собственных шансах на успех, высокая самоэффективность. Данный факт согласуется с мнением ряда исследователей, отмечающих, что самоэффективность, понимаемая как убеждение в способности «поднять» компанию, наиболее существенный фактор, определяющий рост организации (Bandura, 1977; Baum, 1994; Markman, et al., 2001). Умение предпринимателей адекватно корректировать собственный уровень при-

тязаний в соответствии с субъективной оценкой трудности задания. Также выявлено (метод корреляционного анализа по Спирмену), что чем критичнее, дифференцированнее предприниматели подходят к оценке собственной компетентности, тем выше результативность их работы.

Таким образом, обобщение представленных в статье результатов проведенных нами исследований позволяет систематизировать чувствительность Я к характеристикам процесса профессионального развития (табл. 1).

Схематичное обобщение результатов, предложенное в табл. 1, позволяет эмпирически установить границы действия закономерных отношений между Я и профессиональным развитием человека. Итак, в заданном нами феноменологическом поле Я областью сосредоточения механизмов и закономерностей субъектного развития человека в профессии выступает сфера когниций, представлений о Я. Наименьшим потенциалом обладают сферы отношений человека к себе и регуляции своего поведения.

Детальный анализ и сопоставление результатов проведенных исследований позволили контурно обозначить механизмы развития человека как субъекта в пространстве профессии. Область работы данных механизмов очерчена когнитивной сферой Я профессионала. Во-первых, это когнити-во сложная, открытая, динамичная система представлений профессионала о себе, своем Я, обеспечиваемая развитыми рефлексивными способностями. Онтологическая природа этого механизма близка аутопсихо-логической осведомленности и компетентности.

Таблица 1

Сензитивность различных составляющих Я к процессу профессионального развития человека

Составляющие Я человека

Когнитивная (представления о себе) Аффективная (самоотношение, самооценка) Регулятивная (саморегуляция)

Характеристики профессионального развития (успешность, стаж и др.) +++ + + / -

Примечание. Знаками +++ обозначено наличие высокой сензитивности Я во всех проведенных нами исследованиях, проявляющееся в изменчивости как уровня выраженности, так содержания феноменов Я в отношении характеристик профессионального развития. Знаком + обозначено наличие сензитивности отдельных феноменов Я. Знаками + / — обозначена противоречивая картина сензитивности.

Во-вторых, это работа самого человека со смысловым содержанием, которое он вкладывает в свое развитие в профессии. Работа со смыслами собственного профессионального становления, их осознание, ревизия, переоценка также составляет ресурсный механизм развития человека как субъекта, автора своего профессионального пути.

В-третьих, это наличие богатого, разнообразного жизненного надпрофессиональ-ного опыта, выступающего потенциалом для решения профессиональных задач и ситуаций, в особенности ситуаций, обладающих высокой степенью неопределенности.

Обозначенные механизмы выступают содержанием и ориентирами концептуализации представлений о роли Я в субъектной профессионализации человека, ставят новые исследовательские вопросы и требуют необходимой эмпирической верификации.

Основные результаты можно выразить в следующих положениях.

1. Эмпирически установлена качественная и количественная полиморфная сопряженность Я человека и характеристик его развития в пространстве профессии, в частности, в отношении ее выбора, этапа становления профессионала, успешности и длительности включенности в деятельность.

2. Выявлена различная по уровню сен-зитивности отзывчивость разных составляющих (когнитивная, аффективная, регулятивная) Я. В наибольшей степени в процесс развития человека в профессии включены феномены когнитивной составляющей Я — представления и знания человека о себе, своих возможностях, достоинствах, стремлениях и т. д.

3. Серия эмпирических исследований позволила вывести индуктивные предположения о некоторых механизмах развития субъектности человека в процессе профессионализации, область действия которых очерчена сферой Я.

Результаты исследования открывают возможность создания информационной базы для разработки научно-обоснованных технологий психологического сопровождения процесса субъектной профессионализации. (

1. Глуханюк Н. С., Дьяченко Е. В. Эффективность профессионально-педагогической деятельности: опыт параметризации и экспертной валидизации // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2002. № 1 (13). С.117-128.

2. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.