Научная статья на тему 'Оценка успешности педагогической деятельности преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих'

Оценка успешности педагогической деятельности преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / PEDAGOGIC / PEDAGOGICAL ACTIVITY / SUCCESS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL ABILITIES / PEDAGOGIC PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONALISM / TEACHERS / CIVIL SERVANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каразеева Жанна Валерьевна

В статье приводятся результаты оценки успешности педагогической деятельности преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, сформированность у них пяти групп общепедагогических умений (гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные). Полученные данные сравниваются с результатами аналогичных исследований по преподавателям технических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of success of pedagogical activity of high schools teachers carrying out the improvement of professional skills of civil servants

The article presents the results of evaluating the success of educational work of university teachers engaged in advanced training of public servants, formation among them of five general pedagogic skills (gnostic, design, structural, organizational, communication). The data obtained are compared with results of similar studies among teachers of technical universities.

Текст научной работы на тему «Оценка успешности педагогической деятельности преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих»

ВЫВОДЫ

1. Показатели специальной физической подготовленности таеквондистов 16 лет дифференцируются по различным типам ведения поединка. Представители атакующего типа превосходят своих сверстников по показателям скоростно-силовых и скоростных способностей. Представители защитного типа отличаются более высоким уровнем развития выносливости и координационных способностей. Показатели спринтерской выносливости наиболее развиты у юношей контратакующего типа.

2. Основным направлением методики физической подготовки 16-летних таек-вондистов различных типов ведения поединка следует считать: адекватные нагрузки, не приводящие к срыву адаптации; средства и методы, направленные на повышение уровня ведущих физических качеств и подобранные с учетом предрасположенности спортсменов к той или иной группе.

3. Организация и построение тренировочного процесса с учетом экспериментальной методики способствует значительному повышению уровня специальной физической подготовленности таеквондистов, что, естественно, способствует повышению эффективности соревновательной деятельности спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобров, А. А. Совершенствование технического мастерства в подготовительной части тренировочного занятия по дзюдо в условиях, приближенных к соревновательному поединку / А. А. Бобров, А. Ф. Каращук, Н. Ю. Студеникин // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 4-10.

2. Гожин, В. В. Теоретические основы тактики в спортивных единоборствах: учебник для слушателей образовательных учреждений и подразделений дополнительного проф. образования / В. В. Гожин, О. Б. Малков. - М. : Физическая культура и спорт, 2008. - 229 с.

3. Лахно, Д. Н. Формирование системы комплексного контроля за состоянием юных дзюдоистов / Д. Н. Лахно // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / под ред. С. С. Ермакова. - Харьков, 2005. - № 8. - С. 37-43.

Контактная информация: nina4588@rambler.ru

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Жанна Валерьевна Каразеева, заместитель директора филиала, Северо-Западная академия государственной службы, г. Нижневартовск

Аннотация

В статье приводятся результаты оценки успешности педагогической деятельности преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, сформированность у них пяти групп общепедагогических умений (гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные). Полученные данные сравниваются с результатами аналогичных исследований по преподавателям технических вузов.

Ключевые слова: педагогика, педагогическая деятельность, успешность педагогической деятельности, педагогические умения, повышение квалификации, профессионализм, преподаватели, государственные служащие.

ESTIMATION OF SUCCESS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OF HIGH SCHOOLS TEACHERS CARRYING OUT THE IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF CIVIL SERVANTS

Jeanne Valerevna Karazeeva, the deputy director of branch,

Northwest Academy of Public Service,

Nizhnevartovsk

Annotation

The article presents the results of evaluating the success of educational work of university teachers engaged in advanced training of public servants, formation among them of five general pedagogic skills (gnostic, design, structural, organizational, communication). The data obtained are compared with results of similar studies among teachers of technical universities.

Key words: pedagogic, pedagogical activity, success of pedagogical activity, pedagogical abilities, pedagogic professional development, professionalism, teachers, civil servants.

ВВЕДЕНИЕ

Высокие требования, предъявляемые в настоящее время к подготовке государственных служащих, определяют большую актуальность исследования профессионализма педагогической деятельности преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих [6].

Большой научный и практический интерес в плане оценки профессионализма преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, представляет экспериментальное исследование уровней успешности их педагогической деятельности и профессионально-педагогической направленности, проведение анализа сформированности общепедагогических умений и результатов деятельности преподавателей [2].

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу методических подходов к оценке успешности профессиональнопедагогической деятельности преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, нами были положены принципы и уровни профессионализма, обоснованные Н.В. Кузьминой и ее последователями в рамках проблемы оценки педагогической деятельности [3, 5].

В исследовании изучалось распределение преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, по пяти уровням (табл. 1).

Таблица 1

Классификация уровней успешности педагогической деятельности

(по Н.В. Кузьминой)

Наименование уровня Краткая характеристика уровня педагогической деятельности

Репродуктивный (минимальный) Педагог умеет пересказывать обучаемым то, что знает или умеет сам.

Адаптивный (низкий) Педагог умеет приспособить свое сообщение к возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых.

Локально-моделирующий знания обучаемых (средний) Педагог умеет формировать у обучаемых прочные знания, умения и навыки по отдельным разделам курса или темам преподаваемого предмета.

Системно-моделирующий знания обучаемых (высокий) Педагог умеет формировать у обучаемых прочные знания, умения и навыки по всем основным разделам курса, программы подготовки.

Системно-моделирующий деятельность и поведение обучаемых (высший) Педагог умеет сделать свой предмет средством формирования личности обучаемого, сознательно формировать творческое мышление, умение самостоятельно добывать новые знания, обобщать их и переносить в новые условия деятельности.

бЗ

Также были исследованы вопросы успешности педагогической деятельности по трём уровням (высокий, средний, низкий) профессионально-педагогической направленности и пяти уровням общепедагогических умений (гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные), которые оценивались методом экспертных оценок по девятибалльной шкале у 91 преподавателя, осуществляющего повышение квалификации государственных служащих в Северо-западной академии государственной службы.

Использовались традиционные в педагогических исследованиях методы (анализ документов, в том числе результатов аттестации, должностных обязанностей и решаемых преподавателями учебно-воспитательных задач; интервью, беседы, анкетирование, «включенное» наблюдение).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Согласно приведенным данным (табл. 2), значительная часть (40,7%) преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, находится на среднем (локально-моделирующем знания обучаемых) уровне педагогической деятельности. Среди преподавателей технических вузов на аналогичном уровне находятся большинство - 56,4%.

Таблица 2

Сравнительное распределение преподавателей, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, и преподавателей технических вузов

по уровню успешности педагогической деятельности

№ Уровень педагогической деятельности Распределение педагогов техн. вузов Ранговая значи- мость Распределение педагогов, осущ. по-выш. квалиф. госслужащих Ранговая значи- мость

кол-во % кол-во %

1. Репродуктивный 8 6,4 4 7 7,7 5

2. Адаптивный 17 12,7 3 8 8,8 4

3. Локально-моделирующий знания учащихся 69 56,4 1 37 40,7* 1

4. Системно-моделирующий знания учащихся 24 19,3 2 26 28,6 2

5. Системно-моделирующий деятельность и поведение 6 5,2 5 13 * 14,3 3

* - различия достоверны на уровне значимости р<0,05.

Следовательно, значительное количество преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, и преподавателей технических вузов умеет:

во-первых, формировать у обучаемых прочные знания, умения и навыки по отдельным разделам курса или темам преподаваемого предмета;

во-вторых, они умеют не только передавать знания и трансформировать их применительно к аудитории, но и конструировать их, заранее рассчитывая, с каким ранее изученным материалом нужно его сопоставить, какие трудности при восприятии нового материала слушатели могут встретить, чем они могут быть вызваны, как их преодолеть, как возбудить интерес и внимание к теме.

Однако основная часть (42,9%) преподавателей, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, находятся на высоком (системно-моделирующий знания) и высшем (системно-моделирующем деятельность и поведение) уровнях успешности педагогической деятельности, в то время как лишь четверть преподавателей (24,5%) технических вузов находятся на этом уровне (табл. 2). Эти преподаватели, раскрывая перед слушателями ту или иную тему, учитывают всю систему знаний учащихся, хорошо осознают конечные цели: какого специалиста, с каки-

ми знаниями, умениями, нравственными убеждениями, мировоззрением, общественной активностью нужно готовить в вузе, осуществляющем повышение квалификации государственных служащих.

Вместе с тем, приходится с сожалением констатировать, что достаточно большая часть (16,5%) преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, находятся на низком (адаптивном) и минимальном (репродуктивном) уровнях педагогической деятельности (табл. 2). Количество преподавателей технических вузов, находящихся на этих уровнях, заметно больше (19,1%).

Очевидно, что профессионально-педагогическая деятельность таких преподавателей будет неэффективной, что объективно отразится на уровне формирования профессионализма слушателей.

В дальнейшем исследовании проводилось сопоставление уровней успешности педагогической деятельности (УПД) преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, их педагогической направленности. В результате было установлено, что между ними существует достаточно тесная связь. Так, 77% преподавателей с высоким уровнем УПД имеет высокий уровень педагогической направленности, а 73% педагогов с низким УПД имеют низкую педагогическую направленность. Это подтвердилось и результатами корреляционного анализа УПД и педагогической направленности (г=0,683; Р<0,01).

В общей выборке (п=91) преподавателей, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, средний уровень (Х) сформированности общепедагогических умений составил 7,59 и 5,6 для гностических и проектировочных умений, 6,23 - для конструктивных, 6,71 и 5,79 - для организаторских и коммуникативных умений (табл. 3).

Таблица 3

Средние значения сформированности педагогических умений в общей (п=91)

выборке преподавателей

Общепедагогические умения (по Н.В. Кузьминой) Статистический показатель

X т Ит

1. Гностические умения 6,59 0,19 2

2. Проектировочные умения 5,60 0,15 5

3. Конструктивные умения 6,23 0,14 3

4. Организаторские умения 6,71 0,16 1

5. Коммуникативные умения 5,79 0,15 4

Следовательно, в структуре общепедагогических умений наиболее сформированы организаторские (1-е ранговое место) и гностические (2-е ранговое место) умения. Именно за счет них во многом и обеспечивается профессионализм педагогической деятельности преподавателей, которые не только хорошо знают свой предмет, но и умеют извлекать новые знания, учитывают индивидуальные особенности слушателей, анализируют достоинства и недостатки собственной личности и деятельности в целях ее совершенствования (гностические умения), а также умеют организовать свои действия по реализации педагогического замысла, информацию в процессе изложения, деятельность учащихся и собственную деятельность и поведение (организационные умения).

По данным, приведённым в таблице 4, у преподавателей с высоким уровнем успешности педагогической деятельности наиболее сформированы гностические (8,38), организаторские (8,21) и конструктивные (7,81) умения. Уровни выраженности проектировочных (7,03) и коммуникативных (7,24) умений у них ниже. В группах преподавателей со средним и низким уровнем успешности педагогической деятельности наиболее сформированы организаторские (6,71 и 5,21, соответственно), гностические (6,35 и 5,03) и конструктивные (5,92 и 4,95) умения.

Таблица 4

Средние значения сформированности общепедагогических умений у преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных слу-________жащих, с различной успешностью педагогической деятельности_________

Общепедагогические умения (по Н.В. Кузьминой) Уровень успешности педагогической деятельности

Высокий Средний Низкий

Х1 т1 Х2 т2 Х3 т3

1. Гностические умения 8,38 0,19 6,35 0,14 5,03 0,30

2. Проектировочные умения 7,03 0,20 5,38 0,15 4,38 0,20

3. Конструктивные умения 7,81 0,25 5,92 0,19 4,95 0,26

4. Организаторские умения 8,21 0,20 6,71 0,23 5,21 0,30

5. Коммуникативные умения 7,24 0,24 5,61 0,20 4,51 0,34

Уровни выраженности проектировочных и коммуникативных умений во всех группах преподавателей ниже, чем других групп умений, что является основным резервом роста их педагогического мастерства. Вместе с тем, полученные данные указывают на необходимость формирования всех групп педагогических умений как важного фактора профессионализма преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих [1].

ВЫВОДЫ

1. Преподаватели, осуществляющие повышение квалификации государственных служащих, по сравнению с преподавателями технических вузов, характеризуются достоверно более высоким уровнем успешности педагогической деятельности.

2. В структуре общепедагогических умений преподавателей, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, наиболее сформированы гностические и организаторские умения.

3. Основным резервом повышения успешности педагогической деятельности преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, является преимущественное развитие проектировочных и коммуникативных умений среди всех общепедагогических умений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акмеология : учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. - М. : Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.

2. Лутовинов, А.И. Управление территориальным образованием : монография / А.И. Лутовинов. - СПб. : СПб ИВЭСЭП, 2005. - 226 с.

3. Муртазина, Г.Х. Оценка профессионально значимых свойств специалистов по связям с общественностью // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 7 (53). - С. 77-80.

4. Оноков, И.В. Система научного обеспечения эффективного использования новых информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов (на примере технических вузов) : дис. ... д-ра пед. наук / Оноков И.В. ; Всерос. науч.-исслед. ин-т М-ва внутр. дел Рос. Федерации. - М., 2002. - 420 с.

5. Подольская, Т.А. Психологическое обеспечение дополнительного профессионального образования госслужащих (на примере повышения квалификации и переподготовки специалистов налоговых органов) : дис. ... д-ра психол. наук / Подольская Т А. - М., 2005. - 310 с.

6. Нехвядович, Э.А. Организационно-педагогическая система эффективного использования новых информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных служащих : дис. ... д-ра пед. наук / Нехвядович Э.А. - СПб., 2006. - 486 с.

Контактная информация: janet_nv@list.ru

ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ СРЕДСТВ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Александр Петрович Карпухин, аспирант,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Краснодар

Аннотация

Представлено эффективное средство военно-прикладной физической подготовки учащихся классов казачьей направленности - Учебно-тренажерный комплекс «Казачья верховая езда» (УТК КВЕ). На основании изучения опыта работы и проведённого факторного анализа показателей проведена классификация упражнений УТК КВЕ по степени их влияния на развитие двигательных качеств занимающихся.

Ключевые слова: учащиеся классов казачьей направленности, военно-прикладная физическая подготовка, двигательные качества, факторный анализ, традиционные казачьи средства.

MILITARY-APPLIED TRAINING OF STUDENTS' GROUPS WITH COSSACK SPECIALISATION ON THE BASIS OF TRADITIONAL MEANS OF PHYSICAL

EDUCATION Alexander Petrovich Karpuhin, the post-graduate student,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism,

Krasnodar

Annotation

Effective means of military-applied physical training for students with Cossack specialization has been presented in article. It is an educational training complex «Cossack Riding». The classification of exercises ETC CR has been done according to the degree of their influence on the development of students' movement qualities and on the basis of studying the work experience and indices of the factor analysis.

Key words: students of Cossack specialization groups, military-applied physical training, motion qualities, factor analysis, traditional Cossack means

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

На современном этапе общественно-исторического развития Кубани значительно активизируется процесс возрождения казачества. Создана серьезная нормативноправовая база (Законы Краснодарского края "О реабилитации Кубанского казачества", 1995; "О привлечении к государственной и иной службе членов казачьих обществ Кубанского казачьего войска в Краснодарском крае", 2002 и др.). В результате ее реализации значение казачества усиливается во многих сферах жизнедеятельности населения, в частности, в системе обеспечения правопорядка, защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения, в системе патриотического воспитания подрастающего поколения и в других.

Благодаря целенаправленной политике администрации Краснодарского края, руководства Кубанского казачьего войска на Кубани в настоящее время функционируют 5 кадетских корпусов и планируются к открытию еще два. На базе общеобразовательных учреждений созданы 950 классов казачьей направленности, планируется открытие казачьих колледжей.

Одним из важнейших направлений деятельности Кубанского казачьего войска, учебных заведений и классов казачьей направленности остается обеспечение общей, профессиональной и военно-прикладной физической подготовленности подрастающего поколения будущих казаков в соответствии со специфическими требованиями тру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.