Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЕКТОВ МОЛОДЫХ РУССКИХ И ИСПАНЦЕВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЕКТОВ МОЛОДЫХ РУССКИХ И ИСПАНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностный проект / саморегуляция / самодетерминация / возрастная задача / психологическое содержание / молодые русские / молодые испанцы / personal project / self-regulation / self-determination / age-related task / psychological content / young Russians / young Spaniards

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рязанцева Евгения Юрьевна

В статье рассмотрено психологическое содержание личностных проектов молодых русских и испанцев (17-25 лет). Представлены материалы исследования, полученные при авторской адаптации методики Б. Литтла «Анализ личностных проектов». Раскрыты показатели важности, трудности, видимости, контроля, ответственности, адекватности времени, вероятности успеха, самоидентификации, взгляда других, ценности, вовлеченности, компетенции, автономии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONTENT OF PERSONAL PROJECTS OF YOUNG RUSSIAN AND SPANISH

The article deals with the psychological content of the personal projects of young Russians and Spaniards (17-25 years old). The research materials obtained during the author's adaptation of B. Little's methodology "Analysis of personal projects" are presented. Indicators of importance, difficulty, visibility, control, responsibility, time adequacy, probability of success, self-identification, views of others, value, involvement, competence, autonomy are disclosed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЕКТОВ МОЛОДЫХ РУССКИХ И ИСПАНЦЕВ»

4. Для создания реалистичных по содержанию, объёмных по количеству тем представлений о будущем старшеклассникам необходим низкий уровень притязаний;

5. Для создания дифференцированных по содержанию образов Я в будущем старшеклассникам необходим оптимальный и нереалистический уровень притязаний.

Изучение психологических закономерностей, механизмов, условий акмеологического проектирования как одного из важнейших когнитивных процессов, способствующих обретению человеком субъектной позиции и появлению предпосылок для его личностно-профессионального развития, привлекает внимание педагогов-психологов.

Проведённое исследование показало, что для создания представлений о будущем, как одного из начальных этапов акмеологического проектирования, оптимальный и нереалистический уровни притязаний является психологическим препятствием.

Полученные данные могут быть в дальнейшем использованы психологами для составления программ личностно - профессионального развития старшеклассников.

В качестве перспективы исследования может выступить выявление связи уровня притязаний старшеклассников с различным уровнем развития у них профессиональной готовности к осуществлению осознанного выбора профессии и качеством содержания представлений о будущем.

Литература

1. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 319 с.

2. ДеркачА.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Книга 5. Акмеологические технологии диагностики и личностно-профессионального роста. М.: РАГС, 2001. 541с.

3. Кузнецова Л.Н. Личностное самоопределение подростков открытой сменной общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 233235.

4. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. 368 с.

5. Марцинковская Т.Д., Авдулова Т. П., Изотова Е. И., Костяк Т. В., Хузеева Г.Р. Социализация детей и подростков. Методический комплекс М.: МПГУ, 2009.

6. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности М.; СПб.: Нестор-История, 2019. 400 с.

7. Нюттен, Ж. «Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЕКТОВ МОЛОДЫХ РУССКИХ И ИСПАНЦЕВ

Рязанцева Евгения Юрьевна - аспирант кафедры психологии; ассистент кафедры психологии, Тульский государственный университет, г. Тула, Россия, e-mail: evgenia2054@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрено психологическое содержание личностных проектов молодых русских и испанцев (17-25 лет). Представлены материалы исследования, полученные при авторской адаптации методики Б. Литтла «Анализ личностных проектов». Раскрыты показатели важности, трудности, видимости, контроля, ответственности, адекватности времени, вероятности успеха, самоидентификации, взгляда других, ценности, вовлеченности, компетенции, автономии.

Ключевые слова: личностный проект, саморегуляция, самодетерминация, возрастная задача, психологическое содержание, молодые русские, молодые испанцы

PSYCHOLOGICAL CONTENT OF PERSONAL PROJECTS OF YOUNG RUSSIAN AND SPANISH

Ryazantseva Evgenia Yurevna - postgraduate student of the Department of Psychology; Assistant of the Department of Psychology, Tula State University, Tula, Russia, e-mail: evgenia2054@yandex.ru

Abstract

The article deals with the psychological content of the personal projects of young Russians and Spaniards (17-25 years old). The research materials obtained during the author's adaptation of B. Little's methodology "Analysis of personal projects" are presented. Indicators of importance, difficulty, visibility, control, responsibility, time adequacy, probability of success, self-identification, views of others, value, involvement, competence, autonomy are disclosed.

Keywords: personal project, self-regulation, self-determination, age-related task, psychological content, young Russians, young Spaniards

Исследование личностных проектов в период от 17 до 25 лет становится одной из предметных областей научных исследований актуальных на сегодняшний день. Это связано с тем, что позитивное развитие личности в данном возрасте обычно связывают с готовностью и способностью субъекта проектировать свое будущее, достигать поставленные цели и самостоятельно решать задачи, направленные на самореализацию и саморегуляцию. Современное общество ставит высокие требования перед молодыми людьми, где личность должна обладать соответствующим уровнем квалификации, профессиональной компетентностью и профессиональным сознанием.

В современных исследованиях показана структура и смысловое описание жизненных целей, где авторы отмечают тот факт, что молодые люди имеют проблемы в осуществлении своих планов и целей. При этом делая опору на межличностные ценности, способствующие формированию активной жизненной позиции [1].

Личностный проект представляет собой осознаваемые человеком цели с направленной на их достижение внутренней и внешней активностью субъекта [8].

Психологическому исследованию личностных проектов и проектированию посвящены работы: в зарубежной психологии (B.R. Little, Р.А. Эммонс, К.М. Sheldon, Т. Kasser, A. Geers, J. Wellman, L. Domínguez, K. Salmela-Aro, B. Wiese и др.), отечественной психологии (Е.И. Исаев, М.В. Клементьева, Н.В. Матяш, В.И. Слободчиков и др.).

Зарубежная социально-экологическая модель B.R. Little [8] рассматривает как устойчивые особенности человека и стабильные особенности окружающей среды влияют на благополучие и процветание человека.Р.А. Эммонс [6] утверждает, что существует прямая связь между благополучием, жизненными целями и личностными проектами.В своих исследованиях L. Domínguez [7] под проекцией будущего понимает структурирование и интеграцию набора мотивов, разработанных в среднесрочной или долгосрочной перспективе

В отечественной психологии Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков полагают, что, планируя самостоятельно свою жизнь, молодые люди приходят к возможности саморазвития в рамках собственного выбора [2].Н.В. Матяш, пишет, что творческое развитие молодых людей непосредственно связано с влиянием проектной деятельности [4].Нам близка позиция М.В. Клементьевой [3], которая отмечает, что развитая способность к проектной деятельности является неотъемлемой частью выстраивания собственной деятельности в соответствии с персональными мотивами будущей профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что личностные проекты могут выступать психологическим средством в раскрытии человека в различных сферах жизнедеятельности, а также самостоятельном проектировании своего будущего, согласно решению основных возрастных задач.

С этой точки зрения, на наш взгляд, исследование личностных проектов является актуальным, так как затрагивает факт благополучного влияния на развитие личности в возрасте от 17 до 25 лет, позволяя реализовывать поставленные цели и задачи, и выстраивать профессиональную деятельность в соответствии с личностными мотивами и желаниями.

Несмотря на повышенный интерес к проектам и проектированию, недостаточно изучено психологическое содержание и смысловые механизмы их функционирования у современных молодых русских и испанцев, в контексте возрастных задач.

Цель исследования - изучить психологическое содержание личностных проектов молодых русских и испанцев.

Методики:в авторской адаптации методика Б. Литтла «Анализ личностных проектов» [5]. Раскрыты показатели важности, трудности, видимости, контроля, ответственности, адекватности времени, вероятности успеха, самоидентификации, взгляда других, ценности, вовлеченности, компетенции, автономии.

При обработке данных применяли методы анализа: контент-анализ, статистический анализ с использованием и-критерия Манна-Уитни и ф*-критерия углового преобразования Фишера, факторный анализ (методом главных компонентов с вращением варимакс).

Участники: в исследовании приняли участие 256 человек в возрасте от 17 до 25 лет (мужчин и женщин). Из них: 156 - русские, 100 - испанцы.

Результаты исследования и их обсуждение.

В результате контент-анализа выделены основные темы личностных проектов русских молодых людей: образование - 40% (получение образования); работа - 25% (профессиональная деятельность); путешествия - 18% (поездки для души); спорт - 9% (занятия спортом); семья - 8% (создание семьи). Контент-анализ тем личностных проектов испанских молодых людей показал, что образование - 34%; работа - 32%; семья - 15%; отдых - 12% (встречи с родными); путешествия - 7%.

Сравнительный анализ качественных показателей по критерию ф* - углового преобразования Фишера составил 2,31, что указывает на статистически значимые различия (при р < 0,05). Наиболее частыми категориями в личностных проектах русских и испанцев в возрасте 17-25 лет стали: «Образование» и «Работа». В личностных проектах русских молодых людей значимо чаще ф* < 1,94 использована К-переменная «Образование», чем у испанцев. В личностных проектах испанских молодых людей значимо чаще ф* < 1,86 использована К-переменная «Работа», чем у русских.

Из анализа данных мы можем отметить, что испанцы значительно чаще прописывают проекты, связанные с работой, а проекты, связанные с обучением больше связаны с приобретением специальности, направленной на быстрый поиск работы. Личностные проекты русских молодых людей направлены в большей степени на обучение- это скорее проект, который интересен, но не имеет такой ценности и значимости как у испанцев.

Также из контент-анализа видно, что у испанцев преобладают семейные ценности. Т.е. испанские молодые люди готовы большую часть времени уделять семье, родным и близким, об этом говорят проекты, связанные с отдыхом и семьей. Эти проекты предполагают отдых вместе, когда можно говорить на любые темы, выезжать совместно на природу, осуществляя деятельность, которая направлена на достижение цели. Мы полагаем, что для европейского сознания семья - это важный жизненный фактор. Русские же предпочитают путешествовать маленькими компаниями. На наш взгляд, для русских самостоятельность и саморегуляция связаны с переживанием принадлежности к семейной группе, а для испанцев - это чувство семейной принадлежности.

Благодаря факторному анализу метрических показателей обнаружена сходная структура связей личностных проектов в двух выборках, обусловленная латентными переменными.

Так, в русской выборке в результатеФА выделено 4 фактора, объясняющие в 62,92 % общей дисперсии. КМО = 0.84 критерий сферичности Бартлетта (хи-квадрат) при р < 0.001. Мы условно обозначили их: субъектный, эмоционально-оценочный, регулятивный и мотивационный компоненты.

1 фактор, «Эмоционально-оценочный компонент», объясняющий 18,67% общей дисперсии, включает в себя такие переменные: страх (+0,77), напряжение (+0,77), подавленность (+0,77), грусть (+0,75), гнев (+0,75), трудность (+0,57). Фактор описывает степень принятия человеком задачи развития и те эмоции и чувства, которые способствуют принятию и решению возрастных задач, соотнесенных с прогнозируемым и желаемым результатом.

2 фактор, «Субъектный компонент», объясняющий 15,76% дисперсии, образует переменные: самоидентификация (+0,78), вовлеченность(+0,68), компетенция (+0,59), вероятность успеха (+0,57), взгляд других(+0,53), важность (+0,50), ценности (+0,44). Фактор описывает степень преобразования внешней и внутренней активности, позволяющей осуществить намеченную стратегию действий, направленную на саморегуляцию и самодетерминацию.

3 фактор, «Регулятивный компонент», объясняющий 14,65% дисперсии, образует переменные: автономия (+0,72), ответственность (+0,71), контроль (+0,60), ценности (+0,56), вероятность успеха (+0,52), адекватность времени (+0,47), компетенция (+0,43). Фактор описывает степень регуляции поведения, деятельности, направленные на реализацию поставленных возрастных задач.

4 фактор, «Мотивационный компонент», объясняющий 13,84% дисперсии, образует переменные: счастье (+0,82), любовь (+0,74), надежда (+0,64), важность (+0,48). Фактор описывает устремления, личностную заинтересованность и ценности человека, которые помогают совершить оценку событий и делать выводы относительно собственного «Я» в данном возрастном периоде.

У испанцев выделено 5 факторов, объясняющие в 68,83 % общей дисперсии. КМО = 0.66 критерий сферичности Бартлетта (хи-квадрат) при р < 0.001. Мы условно обозначили их: субъектный, эмоционально-оценочный, регулятивный, мотивационный, когнитивный компоненты.

1 фактор, «Субъектный компонент», объясняющий 20,41% общей дисперсии, образует переменные: ответственность (+0,80), вовлеченность (+0,78), адекватность времени (+0,77), ценности (+0,75), контроль (+0,72), вероятность успеха (+0,69),компетенция (+0,60), важность (+0,49).

2 фактор, «Эмоционально-оценочный компонент», объясняющий 15,86% дисперсии, образует переменные: грусть (+0,86), подавленность (+0,83), страх (+0,75), гнев (+0,68), любовь (+0,46), напряжение (+0,46).

3 фактор, «Регулятивный компонент», объясняющий 13,51% дисперсии, образует переменные: трудность (+0,82), взгляд других (+0,76), важность (+0,71), видимость (+0,64), напряжение (+0,45).

4 фактор, «Мотивационный компонент», объясняющий 12,13% дисперсии, образует переменные: надежда (+0,94), счастье (+0,86), любовь (+0,68), напряжение (+0,42).

5 фактор, «Когнитивный компонент», объясняющий 6,90% дисперсии, образует переменные: самоидентификация (+0,85), компетенция (-0,45). Фактор описываетсовокупность знаний, в которых человек не компетентен, но ищет способы решения поставленных задач.

Таким образом, наше исследование позволяет говорить, что психологическое содержание личностных проектов русских и испанцев в возрасте от 17 до 25 лет определяет направление своего развития в контексте решения возрастных задач. Во-первых, как у русских молодых людей, так и у испанских, значительное количество личностных проектов касается образования. Но у испанцев проекты, направленные на обучение, связаны с приобретением специальности, направленной на быстрый поиск работы. У русских же, это

больше поиск своей идентичности и развитие личностной автономии. Во-вторых, у молодых испанцев больше выражены семейные ценности. Вероятно, это сопряжено с тем, что у них нуклеарные семьи и для них важна семейная поддержка и опора. Для русских семья - это скорее поиск своей идентичности, рефлексии и переживаний принадлежности к семье. В -третьих, в процессе субъективной оценки личностных проектов, молодые люди готовы к самостоятельному осуществлению намеченного плана, но в силу недостаточной личностной зрелости, проект приобретает длительную реализацию (долгосрочный проект). В-четвертых, смыслы личностных проектов и возможности их осуществления у русских и испанцев в возрасте от 17 до 25 лет различаются. Мы полагаем, что в связи с этнокультурными различиями и со сложившейся кризисной обстановкой в мире, проекты молодых русских требуют поддержки со стороны родных и близких, а проекты испанцев больше направлены на личностную вовлеченность в процессе реализации, на поиск недостающих для решения задач и знаний, которые предоставляют собой основу в формировании стратегий поведения.

Литература

1. Борисенкова М.В., Володина Ю.А., Матяш Н.В. Проектная деятельность как механизм формирования социальной зрелости старшеклассников // Вестник Брянского государ-ственного университета. 2015. № 1. С. 75-78

2. Исаев, Е.И. Психология образования человека: Становление субъективности в образовательных процессах: Учебное пособие / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. - М.: ПСТГУ, 2013.- 432с.

3. Клементьева М.В. Проектная деятельность как ресурс личностно-профессионального развития студентов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал, 2018. №7 (июль). ART 2634. Объем 0.5 п.л. http://www.emissia.org/offline/2018/2634.htm (дата обращения: 11.11.2020)

4. Матяш, Н.В. [Электронный ресурс]: Психология проектной деятельности школьников: Диссертация.- БГПУ им. Академика И.Г. Петровского: Брянск.- 2000.- Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/psikhologiya-proektnoi-deyatelnosti-shkolnikov

5. Рязанцева Е.Ю. Психометрические характеристики методики оценки личностных проектов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал, 2019. - №12 (декабрь). ART 2803. Объем 0.5 п.л. http://emissia.org/offline/2019/2803.htm(дата обращения: 13.11.2020)

6. Эммонс Р.А. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.: Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 416 с.

7. Domínguez, L. Proyectos profesionales en jóvenes realizadores // Integración Académica en Psicología. 2015. Volumen 3. Número 9. pp.57-66.

8. Little B.R., Salmela-Aro K, Phillips S.D. Personal Project Pursuit: Goals, Action, and Human Flourishing. Lawrence Erlbaum Associates Publishers. 2007. 462 p

УДК 159.9

ЦЕННОСТЬ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Калинина Наталья Валентиновна- доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва, ул. Садовническая, 33 стр.1. e-mail: kalinina-nv@rguk.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу ценностно-смысловых дескрипторов готовности к приемному родительству. Представлены результаты эмпирического исследования специфики родительских установок у приемных родителей с различной значимостью ценности счастливой семейной жизни. Показано, что родители, предпочитающие ценность счастливой семейной жизни, отличаются установками, позволяющими создавать атмосферу, благоприятно влияющую на развитие ребенка, его эмоциональный интеллект и формирование адекватного чувства ответственности за свои поступки.

Ключевые слова: семья, приемное родительство, ценностные ориентации, родительские установки

THE VALUE OF HAPPY FAMILY LIFE AND THE PARENTAL INSTITUTION OF FOSTER PARENTS

Kalinina Natalya Valentinovna - Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Psychology of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Russian State University named after A.N. Kosygina (Technology. Design. Art) ", Moscow, st. Sadovnicheskaya, 33 building 1. e-mail: kalinina-nv@rguk.ru

Abstract

The article is devoted to the analysis of value-semantic descriptors of readiness for adoptive parenting. The article presents the results of an empirical study of the specificity of parental attitudes in adoptive parents with different significance of the value of a happy family life. It is shown that parents who prefer the value of a happy family life are distinguished by attitudes that allow them to create an atmosphere that favorably affects the development of a child, his emotional intelligence and the formation of an adequate sense of responsibility for their actions

Key words: family, adoptive parenting, value orientations, parental attitudes

Семья является важнейшим социальным институтом как для всего общества, так и для каждой отдельной личности. С позиции общества семья выступает регулятором социализации, обеспечивает социальную адаптацию. С позиции отдельной личности, семья воспринимается как обитель любви и защиты, фактор обеспечения чувства «мы». Несмотря на то, что традиционные ценности семьи сегодня подвергаются нападкам и претерпевают изменения, стремление создавать полноценную семью по-прежнему свойственно для большинства представителей нашего общества.

Особенную, непереоценимую роль семья играет в жизни ребенка. Многочисленными исследованиями доказано определяющее значение семьи в когнитивном развитии и личностном становлении, в обеспечении психологического здоровья и социализации [2,4]. Однако для Российской действительности острой социальной проблемой остается воспитание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство стремится к решению этой проблемы, осуществляя воспитание детей сирот и детей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.