Научная статья на тему 'Личностные проекты детей-сирот: экзистенциальные смыслы и содержание'

Личностные проекты детей-сирот: экзистенциальные смыслы и содержание Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл жизни / личностные проекты / дети-сироты / meaning of life / personal projects / orphans

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белокопытова Элина Аркадьевна

Статья посвящена психологическому анализу содержания личностных проектов детейсирот с учетом степени их социально-психологической адаптации и уровнем интеллекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белокопытова Элина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL PROJECTS OF ORPHANS: EXISTENTIAL MEANINGS AND CONTENT

The article is devoted to the psychological analysis of the content of personal projects of orphans, taking into account the degree of their social and psychological adaptation and the level of intelligence.

Текст научной работы на тему «Личностные проекты детей-сирот: экзистенциальные смыслы и содержание»

психологических наук. Специальность: 19.00.04 - медицинскаяпсихология. НЦПЗ - Москва -2015. - 168 с.

9. Коченов М.М. Мотивация при шизофрении / М.М. Коченов / В.В. Николаева // Издательство Московского университета - 1978 - с. 11, 23, 40

10. Обухова Ю.В. Самоуважение как фактор самооотношения личности / Ю.В. Обухова //Северо-Кавказский психологический вестник - № 10/4 - 2012.- с. 37-40

11. Шинина Т.В. Влияние семейной среды на готовность подростков к самостоятельной жизни /Т.В. Шинина/ О.В. Митина // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной / Урал. гос. пед. ун-т-Екатеринбург.: 2018. -С.589-596.

12. Шинина Т.В. Готовность подростков к самостоятельной жизни: ресурс в изменяющемся мире /Т.В.Шинина// Социальный мир человека. — Вып. 8. Материалы VПМеждународной научно- практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация»/ под ред. Н.И. Леонова. — Ижевск: ERGO, 2018. - С.270-273.

13. Шинина Т.В. Ресурсы жизнестойкости личности в пространстве формирования готовности подростков к самостоятельной жизни / Т.В. Шинина // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. - С.195-198.

14. Rosenberg M. Society and the adolescent self-image/M.Rosenberg // NJ: Princeton University Press - Princeton - 1965.

УДК 159.9

ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ И СОДЕРЖАНИЕ

Белокопытова Элина Аркадьевна - педагог-психолог ГОУ ТО «Новомосковский центр», студентка магистратуры кафедры психологии ТулГУ; Тула

Аннотация.

Статья посвящена психологическому анализу содержания личностных проектов детей-сирот с учетом степени их социально-психологической адаптации и уровнем интеллекта.

Ключевые слова: смысл жизни, личностные проекты, дети-сироты

PERSONAL PROJECTS OF ORPHANS: EXISTENTIAL MEANINGS AND

CONTENT

Belokopytova Elina Arkadyevna-teacher-psychologist of the state educational Institution "Novomoskovskiy center", master's student of the Department of psychology of Tulsu; Tula

Abstract.

The article is devoted to the psychological analysis of the content of personal projects of orphans, taking into account the degree of their social and psychological adaptation and the level of intelligence.

Keywords: meaning of life, personal projects, orphans.

Изучение специфических особенностей формирования личности подростка, воспитывающегося вне семьи, его стремления, желания, надежды, профессиональные и другие намеренья, т.е. его отношение к своему будущему, имеют немало важное значение

для построения личностных проектов. Одно из экзистенциально-психологических устремлений личности является определение своего места в жизни, осознание своей личной значимости, собственного Я. Для детей-сирот характерны такие особенности как низкая социальная активность, несформированность жизненных планов и жизненных ценностей, слабо развитое чувство ответственности за свои поступки. Они стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. Личные проекты и оказываются той системой, которая придает личностный смысл как текущей ситуации деятельности человека, так и востребованным ею его индивидуально-психологическим характеристикам. И то, и другое становится элементами новой системы, выстроенной под личностный проект человека. Это определяет необходимость исследования особенностей условий формирования личностных проектов детей-сирот.

Изучение поведения человека как ориентированного, прежде всего на достижение цели исследовалось в западной психологии в работах Б. Литтла, Л.А. Первина, Н. Кантор, Р.А. Эммонс [1]. Одним из теоретических результатов этих исследований стала перспективно развивающаяся социально-экологическая модель личности (Б. Литтл) [4]. Она ориентирована, прежде всего, на выделение особых конструктов, объединяющих в себе как интенционального, целенаправленного и действующего субъекта, так и те условия и процессы социального мира, в которых он действует.

Личностный проект как особое субъектное образование характеризуется достаточной протяжённостью и охватом разных аспектов жизни. Отмечается, что он представлен длящимися интенциональными действиями субъекта, которые варьируют от повторяющихся рутинных дел повседневности до принципиальных жизненных решений и масштабных обязательств человека по отношению к принятым им целям.

Личностный проект, который субъект выстраивает и реализует на протяжении более или менее длительного срока, может касаться самых различных сторон жизни человека. Он может относиться к личной жизни или к внутреннему миру человека, а может охватывать процессы, связанные с интересами больших групп людей или задач, решение которых существенно влияет на развитие всего человечества. Логично предположить, что субъект в разные периоды своей жизни может руководствоваться несколькими проектами, которые взаимосвязаны друг с другом. Однако, в ситуациях его хаотичной и противоречивой жизненной активности, возможно и отсутствие у него вообще каких-либо проектов.

Личностный проект осуществляет преобразующую деятельность в отношении внешней и внутренней реальности человека. Применительно к активности субъекта он рассматривается в качестве функциональной структуры, которая данную активность одновременно интегрирует и дифференцирует. По отношению к текущей ситуации деятельности и востребованным ею индивидуально-психологическим характеристикам человека, проект трактуется в качестве системы, которая придает личностный смысл. Личностное проектирование представляет собой процесс, направленный на решение личностно значимой проблемы в качестве продукта, который может быть применен в деятельности (М.В. Клементьева) [1].

Система личных проектов субъекта не остаётся в процессе жизни человека неизменной, она развивается и трансформируется. В течение её реализации роль образующих проекты элементов модифицируется, происходит перераспределение используемых ими ресурсов, формулируются новые темы. Те же проекты, которые уже выполняются, могут переходить в фазы завершения или даже прекращения. Согласно принципу активности, в разработанной структурно-функциональной модели личностного проектирования М.В. Клементьевой, это форма внутренней и внешней активности человека, способного самостоятельно осуществлять деятельность [1].

Важной характеристикой личного проекта выступает его успешность, содержательно раскрываемая через достижение субъектом в нормативные сроки некоторого статуса или социальной позиции, социально желательной или необходимой с точки зрения соответствия одной из моделей жизненного пути. К факторам, обозначаемым как достаточные для

описания формально-динамических сторон значительной части проектов, можно отнести личностный смысл, структурированность и управляемость, социальную референтность, результативность и стрессогенность.

Цель нашего эмпирического исследования - изучить особенности формирования личностных проектов детей-сирот.

Методика

Исследование проводилось на базе ГОУ ТО «Новомосковский центр» г.Новомосковск. В эмпирическом исследовании приняли участие 25 детей-сирот в возрасте 16-17 лет (14 юношей и 11 девушек).

Мы использовали следующие диагностические методики: интеллектуальный тест Векслера [2], опросник социально-психологической адаптации Р.Даймонда-К.Роджерса [3], личностные проекты Б.Р.Литтла [5].

Результаты и их обсуждение

По итогам диагностики мы получили следующие результаты:

1. На основании данных, полученных с помощью интеллектуального теста Векслера, для юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей, характерен средний уровень Щ, проходящий по нижней границе (для 100% испытуемых). У испытуемых слабый словарный запас, низкая академическая успеваемость. Задания на логическое мышление и кратковременную память даются им с трудом.

2. По социальной адаптации мы получили следующие результаты: 90% детей показывают средний уровень социальной адаптации, 10% детей показывают низкий уровень социальной адаптации. Также все испытуемые показывают средний уровень стрессоустойчивости, слабый внутренний контроль.

3. По методике личностных проектов Б.Р.Литтла испытуемые смогли написать от 3 до 5 личностных проектов. 75% данных проектов были направлены на процесс и 25% на результат. Большинство проектов (75%) были посвящены повседневной жизни детей и выстраиванию межличностных отношений (например, «Найти свою любовь», «Отметить день рождение с друзьями»).Что примечательно, мальчики чаще пишут о материальных ценностях («Купить новый телефон», «Купить машину»), девочки же больше оперируют семейными ценностями («Завести семью», «Выйти замуж», «Родить ребенка»). Также большинство проектов находится на стадии разработки, 100% подростков отметили «неважность» своих проектов для других людей, 72% не готовы принимать на себя ответственность за свои проекты, 60% испытуемых исключают свою автономию в выборе проектов. 72% испытуемых отметили низкий шанс «вероятности успеха». Главным личностным проектом на текущий момент 100% подростков обозначили «Закончить школу», при этом шкалы «важность» и «вовлеченность» были на низком уровне.

В ходе проведения исследования подростки столкнулись с большими сложностями в определении личностных проектов, долго думали над целями, с трудом обозначали свои ценности. С одной стороны, подростки хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Что примечательно, после проведения диагностики 14 подростков записались на различные секции и дополнительные занятия, 9 подростков поменяли свой выбор в дальнейшей профессиональной деятельности. Это говорит о стремлении к саморазвитию, раскрытию творческого потенциала, обращению к своему «Я». Личностные проекты направляют личность на выделение ценностных и смыслообразующих контекстов, задают необходимость развития личностных смыслов и ценностей, осознание своих потребностей и целей, раскрытия своего собственного «Я». Все это подчеркивает важность дальнейшего проведения исследований. Таким образом, личностные проекты сирот в старшем подростковом возрасте отличаются направленностью на процесс, отсутствием ответственности и автономии в выборе проектов, низкой степенью важности и сомнением в

успешности собственных проектов. Данные характеристики, как мы полагаем, обусловлены трудностями социально-психологической адаптации.

Литература

1. Клементьева М.В. Личностное проектирование в образовании: структурно-функциональная модель // Проектирование и экспертиза в современном образовании: методология, методы, практики // ФБГОУ ВПО Калужский государственный университет им. Циолковского - Калуга, 2019. -35-40.

2. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Векслера / А.Ю. Панасюк.- М.: Просвещение, 2002. - 378с.

3. Практическая психодиагностика.Методики и тесты. Учебное пособие./ ред.-сост. Райгородский Д.Я. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». - 1998. - 672с.

4. Little, B.R. Personal projects analysis: Trivial pursuits, magnificient obsessions, and the search for coherence // Buss&Cantor (Eds). Personality psychology: Resent trends and emerging issues.- New-York, 1989. - pp.15-31.

5. Little, B.R., Lessi, L. & Watkinson, B. Personality and personal projects: Linking Big Five and PAC units of analysis // Journal of Personality, 1992, 60. - pp. 501-525.

УДК 159.9

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ «СМЫСЛ ЖИЗНИ И СУДЬБА. КАК ПОСТРОИТЬ СОБСТВЕННОЕ БУДУЩЕЕ?»: ПОДГОТОВКА

ПРАКТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ

Гончарова Вероника Александровна, (Москва, Россия) студентка 1 курса магистратуры НИУ ВШЭ, г. Москва e-mail gon4arow. gon2010@yandex.ru

Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail elenia2@yandex.ru ORCID 0000-0001-8772-8990

Аннотация.

В статье описан опыт участия в подготовке и реализации проекта для молодежи. Приведены примеры занятий, рассмотрены различные этапы подготовки занятий. Рассматриваются различные стороны практического блока.

Ключевые слова: научно-образовательный проект, практический модуль, участники проекта, психологический тренинг, упражнения, смысл жизни, судьба

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROJECT FOR YOUTH "THE SENSE OF LIFE AND DESTINY. HOW TO BUILD YOUR OWN FUTURE?": PREPARING A PRACTICAL

MODULE

Goncharova Veronika Aleksandrovna, (Moscow, Russia) 1st year student, HSE, Moscow, e-mail gon4arow.gon2010@yandex.ru

Popova Tatyana Anatolievna (Moscow, Russia) - Ph.D. in Psychology, senior researcher at the Laboratory of Consultative Psychology and Psychotherapy, professor Federal State Scientific

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.