Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ОТЦЫ / МАТЕРИ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Раиса Викторовна

В статье рассмотрена актуальная проблема родительской толерантности как системного явления и одной из важных составляющих родительства. Исследование посвящено установлению особенностей психологического содержания родительской толерантности при воспитании дошкольников и младших школьников (детский возраст). Новизна методологии заключается в применении системно-деятельностного подхода, а также использовании ряда авторских методик. Результаты: психологическое содержание родительской толерантности по отношению к воспитуемым в детском возрасте характеризует толерантного родителя с присущими ему осознанностью родительства, сформированностью позитивных родительских чувств и отношений, действенной коммуникативной толерантностью и демократическим стилем семейного воспитания. Тем не менее в его содержании обнаружены интолерантные тенденции. Ведущим в структуре родительской толерантности отцов и матерей детей дошкольников и младших школьников является эмоциональный компонент. Родительская толерантность отцов и матерей имеет сходство и различия. Вывод: особенности родительской толерантности обусловлены возрастом детей. Психологическое содержание, состав и соотношение компонентов структуры родительской толерантности отцов и матерей идентичны. Однако степень выраженности их проявлений различна, что обусловлено полоролевой спецификой родительства и гендерными особенностями родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONTENT OF THE FACTOR STRUCRURE OF PARENTAL TOLERANCE

The article deals with the actual problem of parental tolerance as a systemic phenomenon and one of the important components of parenthood. The study is devoted to identifying the features of the psychological content of parental tolerance in the upbringing of preschool and primary school children (childhood age). The novelty of the methodology lies in the application of a system-activity approach, as well as the use of a number of author’s methods. Results: the psychological content of parental tolerance in relation to children raised in childhood characterizes a tolerant parent with the inherent awareness of parenthood, the formation of positive parental feelings and relationships, and effective communicative tolerance and a democratic style of family education. However, there are some intolerant tendencies in its content. The emotional component is leading in the structure of parental tolerance of fathers and mothers of preschool and primary school children. The parental tolerance of fathers and mothers has similarities and differences. It is concluded that the features of parental tolerance are determined by the age of children. The psychological content, composition and ratio of components of the structure of parental tolerance of fathers and mothers are identical. However, the severity of their manifestations varies, due to the gender-role specifics of parenthood and the gender characteristics of parents.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 74-77 Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 1, pp. 74-77

Научная статья УДК 316.647.5055.52:311.16 https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21-1 -74-77

Психологическое содержание факторной структуры родительской толерантности

Р. В. Овчарова

Курганский государственный университет, Россия, 640020, г. Курган, ул. Советская, д. 63, стр. 4 Овчарова Раиса Викторовна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии, oraissa@mail.ru, https:// orcid.org/0000-0001-9822-6232

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема родительской толерантности как системного явления и одной из важных составляющих родительства. Исследование посвящено установлению особенностей психологического содержания родительской толерантности при воспитании дошкольников и младших школьников (детский возраст). Новизна методологии заключается в применении системно-деятельностного подхода, а также использовании ряда авторских методик. Результаты: психологическое содержание родительской толерантности по отношению к воспитуемым в детском возрасте характеризует толерантного родителя с присущими ему осознанностью родительства, сформированностью позитивных родительских чувств и отношений, действенной коммуникативной толерантностью и демократическим стилем семейного воспитания. Тем не менее в его содержании обнаружены интолерантные тенденции. Ведущим в структуре родительской толерантности отцов и матерей детей дошкольников и младших школьников является эмоциональный компонент. Родительская толерантность отцов и матерей имеет сходство и различия. Вывод: особенности родительской толерантности обусловлены возрастом детей. Психологическое содержание, состав и соотношение компонентов структуры родительской толерантности отцов и матерей идентичны. Однако степень выраженности их проявлений различна, что обусловлено полоролевой спецификой родительства и гендерными особенностями родителей. Ключевые слова: родительская толерантность, факторная структура, психологическое содержание, отцы, матери, дети

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект «Исследование субъективного образа социального мира учащейся молодежи Курганской области с целью прогнозирования социальных процессов в молодежной среде» № 19-413-450002/19, № 19-413-450002/20) и правительства Курганской области. Для цитирования: Овчарова Р. В. Психологическое содержание факторной структуры родительской толерантности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 74-77. https://doi. org/10.18500/1819-7671 -2021-21-1 -74-77

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Article

https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21-1 -74-77 Psychological content of the factor strucrure of parental tolerance Raisa V. Ovcharova, oraissa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9822-6232 Kurgan State University, 63 Sovetskaya St., Kurgan 640020, Russia

Abstract. The article deals with the actual problem of parental tolerance as a systemic phenomenon and one of the important components of parenthood. The study is devoted to identifying the features of the psychological content of parental tolerance in the upbringing of preschool and primary school children (childhood age). The novelty of the methodology lies in the application of a system-activity approach, as well as the use of a number of author's methods. Results: the psychological content of parental tolerance in relation to children raised in childhood characterizes a tolerant parent with the inherent awareness of parenthood, the formation of positive parental feelings and relationships, and effective communicative tolerance and a democratic style of family education. However, there are some intolerant tendencies in its content. The emotional component is leading in the structure of parental tolerance of fathers and mothers of preschool and primary school children. The parental tolerance of fathers and mothers has similarities and differences. It is concluded that the features of parental tolerance are determined by the age of children. The psychological content, composition and ratio of components of the structure of parental tolerance of fathers and mothers are identical. However, the severity of their manifestations varies, due to the gender-role specifics of parenthood and the gender characteristics of parents. Keywords: parental tolerance, factor structure, psychological content, fathers, mothers, children |:

Acknowledgements: This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (the project "The study of the subjective image of the social world of young students of the Kurgan region in order to predict the social processes in the youth environment" No. 19-413-450002/19, No. 19-413-450002/20) and the government of the Kurgan region.

For citation: Ovcharova R. V. Psychological content of the factor strucrure of parental tolerance. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 1, pp. 74-77 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-74-77 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

© Овчарова Р. В., 2021

Введение

Актуальность исследования обусловлена определяющей ролью родительской толерантности в формировании общей толерантности личности, повышении эффективности родительства и семейного воспитания. Она является важнейшим ресурсом стимулирования активности ребенка, становления его субъектности.

В психологических исследованиях Г. Л. Бар-диер, В. В. Бойко, С. К. Бондыревой, Г. У. Сол-датовой толерантность трактуется как ценность, личностное качество, социальная норма, условие для эффективного общения, цель и результат образования. Ее связывают с социальной адап-тированностью; демократичностью в общении; эффективным взаимодействием, обусловленными индивидуально-психологическими характеристиками личности. Выделены различные виды толерантности [1—4]. Однако родительская толерантность, ее содержательные аспекты редко привлекают внимание исследователей.

В наших предыдущих исследованиях мы разработали модель родительской толерантности, выявили компоненты ее структуры и показали влияние дихотомии «толерантность - интоле-рантность» на развитие личности ребенка [5, 6]. Данное исследование посвящено выявлению особенностей психологического содержания родительской толерантности при воспитании дошкольников и младших школьников.

Анализ проблемы

Анализ публикаций по теме исследования выявил острый дефицит работ, посвященных родительской толерантности. Данный термин до нас не применялся, хотя отдельные ее проявления рассматривались [7—9]. Эта парциальность не позволяет представить феномен в полном объеме. Противоречие кроется в том, что системное явление изучается по элементам, не раскрывается его полное содержание. Поэтому возникают следующие вопросы: в чем состоят особенности психологического содержания родительской толерантности? отличается ли оно у отцов и матерей? специфично ли оно при воспитании маленьких детей (5—10 лет)?

Предложенная нами ранее системно-деятель-ностная трактовка явления позволяет исследовать все уровни толерантности во взаимодействии и выявить ее действенность. На этой основе мы рассматриваем родительскую толерантность как системную подструктуру личности отца или матери. Она манифестируется на уровне сознания, чувств и поведения родителей и обусловливает в зависимости от модальности ее содержания особенности развития личности ребенка [6].

Методология

Новизна методологии заключается в применении системно-деятельностного подхода в отличие от традиционного парциального, а также в применении авторского диагностического инструментария. В частности, оказались достаточно информативными наша экспресс-диагностика семейного воспитания и отношения родителей к детям и экспресс-диагностика субъектности личности. В дополнение были использованы апробированные в нашей научной школе методики: «Осознанное родительство» (М. О. Ер-михина), «Позитивные родительские чувства» (Е. А. Падурина), «Родительская любовь и симпатия» (Е. В. Милюкова) [10]. Завершают перечень психодиагностических средств опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) и методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко) [2, 11]. Экспериментальная группа была представлена отцами и матерями из 105 полных семей с детьми в возрасте 5—10 лет.

Анализ и обсуждение

результатов исследования

На основе факторного анализа в структуре родительской толерантности отцов и матерей дошкольников и младших школьников были выявлены 4 фактора, совокупный процент дисперсии которых составил 54,37 (табл. 1)

Таблица 1 / Table 1 Факторная структура родительской толерантности Factor structure of parental tolerance

Факторы ^^■Название фактора ■Процент В дисперсии

I (Эмоциональный фактор 24,39

II Фактор коммуникативной 1 толерантности 14,07

III Когнитивный фактор 8,24

IV Поведенческий фактор 7,56

Фактор I «Эмоциональный» является системообразующим. Значимые веса в нем имеют 11 показателей: позитивное отношение к себе как родителю (Г = 89), к родительству как социально-психологическому явлению (Г = 87), к ребенку как ценности с его безусловным принятием (Г = 0,87) или в связи с его положительными чертами и успехами (Г = 86). Важное место в этом факторе занимает родительская любовь (Г = 83), положительные чувства к мужу (жене) как родителю (Г = 0,74), симпатия к ребенку (Г = 68), действенная любовь к нему (Г = 53) и др.

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1

Фактор II «Коммуникативная толерантность» включает показатель общей толерантности (F = 97). Однако в нем обнаружены 10 показателей коммуникативной интолерантности, среди которых решающее значение для взаимодействия с ребенком имеют следующие: неприятие и непонимание уникальности другого человека (F = 70), наличие категоричных либо консервативных оценок (F = 69), неуклонное желание переделывать ребенка под свои представления (F = 62), неумение ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка (F = 60), использование в качестве эталона собственной личности (F = 59).

Фактор III «Когнитивный». Его 5 показателей характеризуют сознательное родительство. Это осознание родительских позиций (F = 83),

родительских чувств (Г = 83), родительской ответственности за ребенка (Г = 80), понимание своих родительских установок и ожиданий (Г = 79) и ценностей семьи (Г = 74).

Фактор IV «Поведенческий». Содержащиеся в нем 6 показателей характеризуют стиль семейного воспитания (Г = 62) и сопровождающие его 2 параметра. Это отношение к ребенку (Г = 53) и типовое семейное состояние (общая психологическая атмосфера семьи (Г = 71), нервно-психическое напряжение (Г = 78), чувство вины (Г = 75) и тревожность в семье (Г = 74)).

Факторные структуры родительской толерантности отцов и матерей идентичны. Они имеют по четыре фактора: доминирующий эмоциональный, коммуникативной толерантности, когнитивный и поведенческий (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Факторные структуры родительской толерантности матерей и отцов Factor structures of parental tolerance of mothers and fathers

Факторы Название фактора Процент дисперсии

Оба родителя Матери Отцы

I Эмоциональный фактор 24,39 27,78 23,29

II Фактор коммуникативной толерантности 8,24 9,41 8,54

III Когнитивный фактор 7,56 7,48 6,68

Поведенческий фактор 14,07 14,78 13,53

Различия в структуре родительской толерантности отцов и матерей заключаются в разной наполненности факторов и величине факторных весов. В целом у отцов сильнее, чем у матерей, выражен когнитивный компонент и в меньшей степени - эмоциональный, коммуникативной толерантности и поведенческий. Различия в толерантности отцов и матерей связаны с гендерной и полоролевой спецификой. Отцы преимущественно выполняют инструментальную функцию, а матери - функцию эмоциональной поддержки. Женщины более эмоциональны, а мужчины - рациональны. Кроме того, в детском возрасте выше привязанность детей к матери, поскольку она в большей степени удовлетворяет потребности детей и взаимодействует с ними.

Заключение

Психологическое содержание родительской толерантности по отношению к дошкольникам и младшим школьникам (детский возраст) характеризует толерантного родителя. На эмоциональном уровне в нем присутствует положительное отношение к отцовству и материнству, роли родителя,

своим детям и воспитательной деятельности. Когнитивный уровень включает осознанность всех компонентов родительства. Это ценности семьи, воспитательные позиции и установки родителей, их чувства по отношению к детям. Поведенческий уровень представлен гуманным стилем воспитания и проявлениями толерантности во взаимодействии с детьми.

Своеобразие толерантности матерей и отцов по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста выражается прежде всего в более высоком уровне ответственности родителей за ребенка с учетом его возраста. У них доминируют чувства позитивной модальности по отношению к ребенку. Отношение к нему чаще носит безусловный и безоценочный характер. Это связано с тем, что в детском возрасте у ребенка преобладают адаптивные тенденции в развитии личности, он в большей степени зависим от родителей, с которыми идентифицируется и которые являются для него авторитетом. Эта специфика детерминируется различием родительских функций отцов и матерей, а также гендерными особенностями.

76

Научный отдел

Результаты исследования могут применяться в качестве диагностической основы при разработке дифференцированных программ и в индивидуальной работе с родителями, имеющими детей дошкольного и младшего школьного возраста. i

Список литературы

1. Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2005. 119 с.

2. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность : методическое пособие. СПб. : Изд-во СПбГУ, СПб МАПО, 1998. 24 с.

3. Бондырева С. К. Толерантность. Введение в проблему. М. ; Воронеж : Модек, 2003. 238 с.

4. Солдатова Г. У. Толерантность и интолерантность -две грани межэтнического взаимодействия // Эпоха толерантности : научно-публицистический вестник. 2001. Т. 2. С. 90-91.

5. Овчарова Р. В. Психологическая структура родительской толерантности // Психологическавя наука и образование. 2018. Т. 23, № 4. С. 122-123. DOI: 10.17759/pse.2018230412

6. Овчарова Р. В. Корреляционное исследование родительской толерантности // Общество : социология, психология, педагогика. 2018. № 7. С. 46-50.

7. Mondak J., Sanders M. Tolerance and intolerance, 1976-1998 // American Journal of Political Science. 2003. Vol. 47 (3). P. 492-502.

8. Rostad W. L., Whitaker D. J. The Association Between Reflective Functioning and Parent. Child Relationship Quality // Journal of Child Family Studies. 2016. Vol. 25 (7). P. 2164-2147. DOI: 10.1007/s10826-016-0388-7

9. Stern J. A., Borelli J. L., Smiley P. A. Assessing parental empathy : A role for showed empathy in child attachment // Attachment and Human Development. 2015. Vol. 17 (1). P. 1-22. DOI: 10.1080/1466734.2014.969749

10. Овчарова Р. В. Психология родительства : учебное пособие. М. : Издательский центр «Академия», 2005. 368 с.

11. Практическая психодиагностика. Методы и тесты / ред. сост. Д. Я. Райгородский. Самара : Бахрах-М, 2001. 672 с.

References

1. Bardier G. L. Sotsialnaya psikhologiya tolerantnosti [Social Psychology of Tolerance]. St. Petersburg, Izd-vo SPbGU Publ., 2005. 119 p. (in Russian).

2. Boiko V. V. Kommunikativnaya tolerantnost [Communicative Tolerance]. St. Petersburg, Izd-vo SPbGU MAPO Publ., 1998. 24 p. (in Russian).

3. Bondyreva S. K. Tolerantnost'. Vvedenie v problemu [Tolerance. Introduction to the Problem]. Moscow, Voronezh, Modek Publ., 2003. 238 p. (in Russian).

4. Soldatova G. U. Tolerance and intolerance - the two faces of inter-ethnic interaction. Epokha tolerantnosti: nauchno-publitsisticheskiy vestnik [Age of Tolerance. Scientific and Journalistic Bulletin], 2001, vol. 2, pp. 90-101 (in Russian).

5. Ovcharova R. V. Psychological Structure of Parental Tolerance. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2018, vol. 23, no. 4, pp. 121-129 (in Russian). DOI: 10.17759/pse.2018230412

6. Ovcharova R. V. Correlation study of parental tolerance. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogy], 2018, no. 7, pp. 46-50 (in Russian).

7. Mondak J., Sanders M. Tolerance and intolerance, 1976-1998. American Journal of Political Science, 2003, vol. 47 (3), pp. 492-502.

8. Rostad W. L., Whitaker D. J. The Association Between Reflective Functioning and Parent. Child Relationship Quality. Journal of Child and Family Studies, 2016, vol. 25 (7), pp. 2164-2147. DOI: 10.1007/s10826-016-0388-7

9. Stern J. A, Borelli J. L., Smiley P. A. Assessing Parental Empathy: A Role for Empathy in Child Attachment. Attachment and Human Development, 2015, vol. 17 (1), pp. 1-22. DOI: 10.1080/14616734.2014.969749

10. Ovcharova R. V. Psikhologiya roditelstva [Psychology of Parenthood]. Moscow, Izdatel'skiy Tsenter "Akademiya", 2005. 368 p. (in Russian).

11. Prakticheskayapsikhodiagnostika. Metody i testy [Practical Psychodiagnostics. Methods and Tests. Ed. comp. D. Ya. Raigorodsky]. Samara, Bakhrakh-M Publ., 2001. 672 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 30.11.2020, после рецензирования 13.12.2020, принята к публикации 20.12.2020 Received 30.11.2020, revised 13.12.2020, accepted 20.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.