УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОТЕРАПЕВТОВ ЧЕРНОГОРСКА (АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ЗА ПЕРИОД 1984-2003 ГОДОВ)
Л.Ф. Чупров. Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия), e-mail: [email protected]
Резюме. Статья обобщает опыт просвещения и распространения специальных знаний среди населения, осуществляемого специалистами (психологами и психотерапевтами) Черногорска. Осуществлен анализ публикаций, их тематики, взаимоотношения со СМИ.
Ключевые слова: СМИ, публикации, психологи, психотерапевты, психологическое просвещение.
Предисловие автора к републикации
Эта статья - один из четырех материалов, опубликованных автором на не функционирующем ныне (по причине кончины модератора) сетевом ресурсе12. Не смотря на это, фрагменты публикации уже появились в сети как части дипломных работ студентов. Поскольку сама история психологического просвещения в нашей стране в большей части является «белым пятном», то автор счел целесообразным воспроизвести публикацию в первоначальном виде. Внесено лишь некоторое изменение в название, по просьбе одного иностранного коллеги, обратившего внимание на то, что выражение «черногорских психологов и психотерапевтов» заграничным читателем воспринимается, как «специалистов из Черногории».
12 Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] / под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского: OIM.RU, 2000-2003.
Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием
SI&fHi.misaiiiK«»: исследовано в мире
Мод латронятом Российской академик образования ж и Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушниского
Начапо Концепция Статус Редколлегия Читателям Авторам Гостевая книга Редакция
Статьи Пресс-бюро Рецензии Информация
О5цщй ошш каталог ГКПБ им. К. Д. Уттшскгто С оивлиогр:гфи<|
Библиографическая БД оцифрогажьз: авторефератов ГНПЕ им. К. Д. Укшгеского
(Доступк самим текстам по-локальной сети Библиотеки. Заказ фрагмешов по [email protected])
Г'ОСТ 7.1-20ПЗ Бпблисграфическаяза1;исв. Библиографическое спасание.
ГОСТ 7.^2-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание :шектзонкь:1хресурсов
Новости отГоссийского общеобразовательного портала3CHQQLEDU.RU II а д:иг о 61 ■ шм шлцл:и п а е с шш словарь KaFIO.RU Русский язык. Словари на GRAMQTA.RU
Статья:
Психологическое просвещение черногорских психологов и психотерапевтов (¿анализ публикаций в прессе за период 13&4-20СЗ гг.)
Авто;;: Чупров Леонид Фёдорович Дата выхода: 16.08.2003;
Страница 1 из 5
Итак, текст публикации13.
Психологическое просвещение - одна из традиционных и наиболее распространенных форм психопрофилактической работы, общая как для педагога-психолога, так и для психотерапевта, независимо от того, где, в каком учреждении или в какой из отраслей практики они работают. В медицине сложились следующие виды просвещенческой работы: вербальные (индивидуальная и групповая беседа, публичная лекция,
13 Чупров, Л.Ф. Психологическое просвещение черногорских психологов и психотерапевтов (анализ публикаций за период 1984-2003 гг.) / Л.Ф. Чупров // Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] / под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - М.: OIM.RU, 2000-2003. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=357 - 16.08.2003. - http://leo-chuprov.narod.ru/pchppt.html.
выступления в средствах массовой информации), наглядные (бюллетень, буклет и др.). Поскольку практическая психология в большинстве случаев копирует и заимствует многое из системы организации здравоохранения, то правомерно применение таких видов просветительства и в практике психологии.
Одной из разновидностей психологического просвещения являются публицистические выступления практического психолога и врача-психотерапевта в средствах массовой информации (СМИ). Материалы, помещаемые специалистами в «печатных» СМИ, представляют для любого исследователя особую ценность по сравнению с таковыми, но устными выступлениями или даже трансляцией беседы по телевидению. Печатные материалы легко фиксируются, накапливаются, их можно легко анализировать и изучать.
У практических психологов г. Черногорска (Республика Хакасия) накоплен значительный опыт в плане сотрудничества с печатными (газетными) изданиями. Первое обобщение некоторых аспектов этого вида работы, где анализировался опыт психологического просвещения, было сделано ранее (Л.Ф. Чупров, 1997; 2001). Данное сообщение собственно подводит своеобразный итог, ограниченный деятельностью городской психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК): от периода, предшествовавшего ее созданию (19 сентября 1995 г.), до последнего дня ее работы (6 апреля 2000 г.) и психологической службы (ПС) города в целом в области психологического просвещения за этот период. В общей сложности за 20 лет на страницах печатных СМИ было помещено более 150 статей (см. Публицистика), интервью и 50 кратких сообщений, отражающих работу Черногорской ПС по психологическому просвещению и информированию населения о работе службы. Психологическое информирование населения, если судить по хронологии появления таких материалов на страницах местных и республиканских газет, было не всегда регулярным. Это зависело от ряда объективных и субъективных причин. Некоторое оживление интереса СМИ к психологической проблематике был в канун юбилея газеты «Черногорский рабочий» (ЧР) и по инерции какое-то время после. О других факторах, влиявших на
регулярность появления психологических работ на страницах газетных изданий, будет описано ниже.
В Черногорске две газеты. Первая - это газета ЧР, основанная еще в 1931 г., долгое время была единственным из печатных СМИ в городе, имеющая стабильный тираж даже в последние годы в пределах 7-8 тысяч экземпляров. С 2000 г. ЧР меняет своего учредителя, став ведомственным изданием. Место муниципальной газеты заняла вторая - более молодая по сроку, основанная в том же 2000 г., - «Черногорск» с начальным тиражом в пределах 1200 экземпляров. Постепенно вторая газета завоевала свое место среди подписчиков, увеличив тираж до двух с половиной тысяч по вторникам и 4200 экземпляров по четвергам. Еще два периодических издания: «Хакасия», ранее носившая название «Советская Хакасия», - республиканская общественно-политическая и «Взгляд» -независимая республиканская еженедельная газета - можно назвать, образно говоря, были трибунами публицистических выступлений психологов черногорского методического объединения (МО). Вполне естественно, что ЧР был долгое время самой «психологической газетой». Да и первые публицистические выступления психологов и логопедов Хакасии были напечатаны здесь. На страницах этой газеты помещено подавляющее количество оригинальных материалов, комментариев и интервью практических психологов и врачей (психотерапевтов и наркологов) г. Черногорска. В период 1994 - 1997 гг. для выступления психологов и освещения их деятельности представлял эфирное время городской телеканал «Виктория» (Л.Ф. Чупров, 1997). В данном же сообщении обобщается опыт взаимодействия психологов и психотерапевтов с печатными СМИ.
Предыстория газетной публицистики черногорских психологов довольно прозаична. В городских и республиканских СМИ в период с 1984 по 1993 гг. были напечатаны всего три публицистические работы по психологии [Публицистика; 69; 70; 71]. Собственно психологического просвещения через СМИ в тот период почти не велось. Приоритет в изложении психолого-педагогической проблематики принадлежал педагогам-преподавателям АГПИ (Абаканского государственного
педагогического института), доцентам Б.М. Ховратовичу и А.Н. Швецову. Отдавая должное этим преподавателям кафедры педагогики и психологии АГПИ, следует отметить и тот факт, что именно они были лидерами в плане научных и методических публикаций (Труды преподавателей, аспирантов ..., 1986).
Второе место принадлежало представителям партийного аппарата. И первые, и вторые выступали в СМИ по вопросам нравственного и коммунистического воспитания подрастающего поколения. Психологические вопросы освещались лишь как вспомогательные, объясняющие рассматриваемые педагогические явления, хотя ссылки и цитирования ведущих ученых-психологов были не всегда корректны. Занятие практической психологией и преподавание учебного курса по психологии в АГПИ были в тот период времени делом весьма не престижным. Научная работа в области психологии вообще вызывала определенное подозрение, и поэтому даже остепененные преподаватели психологии (кандидаты педагогических наук) старались свои крайне редкие публикации в виде тезисов выполнять по педагогической тематике или методике преподавания психологии в ВУЗе. Не способствовала такому просвещению и политика Хакасского отделения общества «Знание» РСФСР. В методическую работу засчитывались только лекции на предприятиях, перед рабочей общественностью. Тем не менее, уже на пороге систематической работы психологов в школе, преподаватели кафедры педагогики и психологии АГПИ осуществляли такую психологическую просветительскую работу (Л.Ф. Чупров, 1982). В ней, в частности, был использован и накопленный ранее опыт санитарного просвещения (Л.Ф. Чупров, 1981).
Начало официального разрешения в Хакасии практической психологической деятельности вызвало «первый поход в народ» преподавателей только что созданной в июне 1988 г. кафедры психологии АГПИ. Это «хождение» было неудачным: преподаватели не знали чем конкретно в школах заниматься, а школьная администрация использовала наличие «психологической помощи» только как модную вывеску своего учреждения. Собственно этими обстоятельствами было продиктовано
опубликование первой статьи с разъяснениями непосредственных целей и задач ПС [Публицистика: 70]. Массовое развертывание ПС в городе Черногорске и республике произошло в сентябре 1991 г. В систему образования пришла первая группа психологов - выпускники 9-ти месячных «курсов практических психологов и социальных педагогов» Новосибирского государственного педагогического института. Некоторое время даже существовал компьютерный центр психологической диагностики и профориентации при АГПИ [Публицистика: 71]. Следующие выпуски практических психологов, теперь уже слушателей спецфакультета при АГПИ, состоялись в 1992 и 1994 гг.
Фактически активное сотрудничество со СМИ и, в частности, с ЧР у практических психологов Черногорска начинается именно с этого времени, т.е. с 1994 г. ПС Черногорска в этот период была небольшой, но укомплектованной специалистами - практическими психологами на 100%. Апогея своего развития служба достигнет в 1995/96 учебном году. Только укомплектованность ее специалистами снизится уже до 60% (Л.Ф. Чупров, 1997, с. 128). После сокращения кадров в системе городского образования в мае 1996 г., в первую очередь, пополнили ряды безработных практические психологи.
Необходимо отметить, что еще в 1994 г. появились сложности в оценке работы практических психологов со стороны администрации образовательных учреждений и городского управления образования, и тогда МО школьных логопедов и психологов было принято решение о сотрудничестве со СМИ в плане психологического просвещения, пропаганды психологических и логопедических знаний. Предполагалось, что эта работа станет действенным инструментом «психологизации социума» (Л.Ф. Чупров, 1997, С. 124). Осознание того, что это была всего лишь романтическая иллюзия, пришло позднее. После смены руководства городским образованием такая тенденция: сокращения специалистов-психологов и замена их лицами без психологической подготовки только упрочилась [Публицистика: 133]. Образовательным учреждениям психолог оказался нужным, но не как специалист, а, следовательно, и требования к его профессиональным навыкам не были необходимы.
Собственно, частотность выступлений практических психологов по годам - своеобразный индикатор, как их индивидуального статусного неблагополучия, так и МО в целом: когда сгущались тучи -активизировалась работа со СМИ. Основные публикации в СМИ были представлены 13 психологами: О. Бухаркиной С. Вершининой. Г. Елешиной, Г. Гораль, О. Суворовой, Н. Ропотько и др. В 1997 г. на страницах ЧР появляются материалы врачей-психиатров (наркологов и психотерапевтов). Материалы черногорских врачей (психотерапевтов и наркологов) в СМИ стали появляться чаще лишь с возникновением в городском бюджете проблем с финансированием здравоохранения и, в частности, содержания городской психиатрической больницы, реальной угрозы ее закрытия [Публицистика: 6]. Всего среди врачей психдиспансера активными пропагандистами явились четверо (Г. Казанцева, И. Малюткин, Е. Малюткина, А. Павельчик), поместившие в общей сложности десяток статей и интервью в газете ЧР. Забегая вперед, следует отметить, что публицистические старания медиков дали свои плоды. Корреспонденты СМИ, врачи-популяризаторы, городской департамент здравоохранения и Минздрав РХ свои усилия направили в одно русло.
Исходя из имеющихся в распоряжении материалов, можно выделить следующие виды публицистических выступлений педагогов-психологов и врачей (психотерапевтов и наркологов) в СМИ за анализируемый период:
1. Постоянные рубрики.
2. Мнения.
3. Проблемные выступления.
4. Отдельные разобщенные публикации.
5. «Запросная» тематика.
6. Хроника ПС.
7. Реклама, краткая информация и объявления.
Варианты взаимодействия специалистов со СМИ - интервью, комментарий по письму читателей или к материалу корреспондента, самостоятельные статьи. В основе интервью лежат интерес и инициатива корреспондента СМИ. В комментариях по письму границы темы
очерчиваются лишь той информацией, которую можно выкристаллизовать из содержания письма читателя и при этом сделать его доступным для других читателей. Статейный материал представляет максимальные возможности для самостоятельного публицистического творчества психолога.
Теперь рассмотрим более подробно каждый из выделенных видов публицистических выступлений педагогов-психологов, врачей-психотерапевтов и врачей-наркологов в СМИ.
Постоянные рубрики. Некоторое время в ЧР имелись две постоянные рубрики, выделившиеся только в 2000 г.: «На приеме у психолога» (автор - Н. Ропотько) и «Сфера чувств» (автор - Н. Юрьев). В первой помещались материалы по школьной зрелости и вопросам адаптации детей в школе [Публицистика: 34; 36; 38; 39; 40; 42; 43; 44], и психологических проблемах подросткового возраста [Публицистика: 45; 46]. Вторая освещала вопросы взаимоотношений в семье, отношений родителей и детей, влияние на развитие детей нарушенных семейных отношений, возрастные особенности детей. Всего в этой рубрике помещено четыре материала [Публицистика: 124; 125; 128; 129] и вне этой рубрики по вопросам воспитания детей в семье еще ряд выступлений автора [Публицистика: 120; 133; 139; 140; 143; 144]. К этой же тематике имеют отношение публикации Л. Чупрова [Публицистика: 93]. И все же школьная проблематика - это относительно постоянная тематика любой из городских или республиканских газет. Такое внимание обусловлено, прежде всего, постоянным интересом самих работников редакции, имеющих детей дошкольного и школьного возраста. Отсюда и значительное количество публикаций черногорских психологов О. Бухаркиной [Публицистика: 7], Л. Чупрова [Публицистика: 30; 74; 85; 94], Г. Елешиной [Публицистика: 15] в рамках этой тематики по чисто практическим вопросам, например, о готовности ребенка к школе, какую программу обучения выбрать и т. п.
Актуальными для провинциальных СМИ считаются темы правонарушений в среде подростков, их агрессивном поведении [Публицистика: 2; 47; 77; 133].
Мнения. Этот вид публицистики является распространенным в любом современном СМИ. Журналисты часто проводят небольшие экспресс-опросы населения по тому или иному вопросу, чтобы представить по нему как можно более разностороннее и максимально объективное мнение. Насколько это бывает возможным в СМИ. Тематика таких вопросов не обязательно касается проблем психологии, но практические психологи, как и любые другие граждане города, высказывают свою точку зрения по заданному им вопросу. Хотя, здесь необходимо учитывать тот факт, что какой-либо объективности и репрезентативности экспресс-опросы журналистов региональных СМИ не имеют. Отбор мнений ведет корреспондент СМИ, оставляя, выправляя и направляя в печать лишь те из них, которые подтверждают его собственную субъективную точку зрения, далеко не всегда безупречную в плане объективности и специальных познаний. В рубриках, приуроченных к определенным датам или в традиционной колонке ЧР «Вопрос по вторникам» мнения психологов были нередки. Это выступления по оценке работы депутатского корпуса, взгляд на насущные проблемы города и республики, места и роли газеты в жизни каждого [Публицистика: 83]; «Татьянину дню», празднику «Первое мая» и т. п. (О. Суворова) [Публицистика: 27], ко «Дню учителя» [Публицистика: 62]. Коэффициент полезного действия, как и объем такого рода выступлений в СМИ, небольшой. Он исчерпывается лишь рамками бесплатной рекламы самих психологов и косвенно ПС в целом.
Проблемные выступления. В этот вид публицистики включены материалы с самой разнообразной тематикой. Среди них выступления касательно статусного положения психолога и его роли в образовательном процессе [Публицистика: 70; 73;]. Отдельное направление составляют психологические аспекты конфликтных взаимоотношений между учителями и учащимися [Публицистика: 98; 101; 102; 104]. Как правило, психологи публиковали свои материалы уже после того, как утихнет шумиха в СМИ, и будут ясны причины и механизмы конфликтов.
Значительное количество и объем материалов были размещены на страницах республиканских и городских газет по актуальной для города и
республики проблеме: детской беспризорности. В рамках этой тематики обсуждались вопросы психологического климата в детских домах и преимущества воспитания детей-сирот в приемных семьях. В частности, анализировался и пропагандировался опыт семейного воспитания приемных детей в семейном детском доме Хлупиных (г. Черногорск) [Публицистика: 99; 134]. Позднее тематика семейных детских домов стала регулярно появляться на республиканских телевизионных каналах. Обстоятельства заставили возвратиться к такому обсуждению еще раз: на одном из республиканских телевизионных каналов и в одной из городских газет появились материалы оскорбительного содержания по отношению к детям-сиротам: через СМИ зондировался вопрос о смене статуса муниципальных детских домов. После выступления в печатных СМИ [Публицистика: 112; 113; 114; 115] на эту некорректность обратили внимание представители Министерства здравоохранения РХ и лишь однажды на абаканском телевидении был возобновлен разговор, но уже в другой тональности.
В этой же серии следует рассмотреть и материалы резонансного характера на отдельные журналистские «проблемные» публикации [Публицистика: 93; 96].Это, как правило, темы об эрозии нравственности или социологии власти.
Редко привлекают внимание провинциальных СМИ вопросы психологии безработного и психологической поддержки этой категории граждан [Публицистика: 123; 146]. Вероятно, это общая тенденция и не только для представителей «четвертой власти».
О вреде самолечения, знахарства и психологических корнях таких явлений в газете ЧР помещены выступления Л. Чупрова и Н. Юрьева [Публицистика: 88; 107; 141]. Было и выступление на тему суеверий [Публицистика: 1].
Несколько особняком отстоят публикации по специальной психологии и коррекционной педагогике. Их просто мало. Дефектологическая (к сожалению, приходится из-за отсутствия другого комплексного термина использовать недавно устаревшую дефиницию) тематика редко привлекает внимание сотрудников СМИ [Публицистика: 51;
66; 67; 68; 91; 106]. Небольшое количество такого рода публикаций и в республиканских периодических изданиях, и в газете «Абакан», подготовленных психологами Хакасии. Порой сами представители журналистского ремесленного цеха высказываются по данному вопросу не совсем компетентно и этично, взяв за основу мнение своего коллеги, опубликованное в каком-либо из центральных СМИ. Проблематика детей с ограниченными возможностями требует при ее освещении комплексной подготовки от самого пишущего по ней [Публицистика: 126].
Очень мало выступлений практических психологов в СМИ было и по инновационным педагогическим технологиям. Просто пристальное их изучение показало, что они, даже те, что были отмечены грандами фонда Дж. Сороса, - результат обычного подтасовывания и «педагогической селекции». Описывался лишь проверенный опыт учителей [Публицистика: 3; 79], отношение самих учащихся к школьным инновациям [Публицистика: 20]. Необходимо отметить, что первоначально психологи поддерживали эти самые инновации в городских учреждениях образования и ратовали за то, чтобы было дано время для изучения их эффективности [Публицистика: 22]. В результате однажды даже спровоцировали негативное выступление в свой адрес - пришлось ответить на страницах того же издания [Публицистика: 80]. Позднее психологи к этим экспериментам в школе уже стали относиться более осторожно [Публицистика: 24].
Отдельные разобщенные публикации. Самый распространенный среди практических психологов вид выступлений в СМИ - это публикации материалов, продиктованных ситуацией. Например, перед предстоящей аттестацией на квалификационную категорию психологи помещали в газетах тот материал, который им был более знаком и наработан. Среди такого плана выступлений можно найти освещение результатов небольших социально-психологических исследований (С. Вершинина, О. Лабзенина; Г. Гораль; Л. Чупров) [Публицистика: 8; 10; 13]. Кроме всего прочего, отдельные публикации позволяют практическому психологу освещать те вопросы, которыми он в силу специфики работы в учебном учреждении не может заниматься, но считает необходимым
рекомендовать их для учета в семейном воспитании. О поведении в ситуации сексуального насилия был помещен совместный с корреспондентом материал [Публицистика: 48].
Порой психологи преследовали чисто просветительские цели: просто занимательно рассказать о психологии взаимоотношений человека и «братьев меньших» [Публицистика: 75], высказать свое мнение по психологии менеджмента [Публицистика: 35; 37]. В частности, так была помещена статья об анекдотах [Публицистика: 97] и об основателе психоанализа З. Фрейде [Публицистика: 82].
Иногда так называемые «отдельные» публикации вызывались ситуацией в самих СМИ. В частности, когда городские и республиканские газеты стали муссировать тему «экспорта спор сибирской язвы» - была написана статья о «белом порошке» [Публицистика: 142] или когда полосы городских газет стали заполняться взаимной перебранкой - было высказано мнение на этот счет [Публицистика: 112].
«Запросная» тематика. Запрос к психологу, сотрудничающему со СМИ, может формироваться как интересами самих сотрудников издания, так и быть делегирован через СМИ извне. В первом случае запросная тематика провинциальных изданий фокусируется вокруг тривиальных тем: любви, смерти и зрелищ или календарных дат. Во втором - во многом напоминает так называемый «социальный заказ» прежней эпохи.
Выполняя запрос редакции ЧР, психологи размещали статьи и заметки по психологическим вопросам любви, подростковой дружбы и влюбленности [Публицистика: 55; 63; 87; 130], а также публикации «некрофилической направленности» [Публицистика: 14; 49; 109; 103; 118; 138]. Зрелищная тематика нашла отражение в материалах, размещенных на страницах ЧР [Публицистика: 57; 143]. Республиканскую газету «Хакасия» больше интересовала тема «психологической безопасности» [Публицистика: 59; 60; 61; 92]. Различия в предпочтениях сотрудников разных СМИ позволяли размещать тот материал, который психологи считали необходимым, в одном из изданий. В последние годы в городских газетах поднимался вопрос о легализации проституции и по «сексуальной распущенности» подрастающего поколения, что также дало возможность
высказаться в рамках этой тематики [Публицистика: 47; 137; 147].
В освещении своей точки зрения по запросу (во втором случае) у практических психологов и врачей-психотерапевтов часто имеются общие точки соприкосновения и, порой, такой запрос на материал поступал одновременно к тем и другим специалистам. Все объясняется просто. Основная направленность таких публикаций - выступления на антиалкогольную и антинаркотическую тематику. Как правило, такие выступления привязываются к соответствующим кампаниям и акциям, планируемым администрацией или общественными фондами города и республики Хакасия. Здесь преобладают большие по объему материалы медицинских работников. В газете ЧР было опубликовано четыре материала о вреде наркотиков (врача-психиатра Г. Казанцевой и врача-нарколога А. Павельчика) [Публицистика: 19; 31;32; 54]. Кроме этого на ее страницах были помещены два интервью врача-психотерапевта И. Малюткина по алкоголизму [Публицистика: 25; 56]. Психологи же менее подготовлены для такого рода выступлений. Естественно, что и их материалы представлены более скромно и менее объемно. Практические психологи представили по этой тематике всего четыре материала (А. Петракова, Л. Чупров, Н. Юрьев) [Публицистика: 33; 78; 84; 105; 127]. Вредные привычки, такие как курение, получили свое освещение в публицистике Л. Чупрова [Публицистика: 100]. Собственно - это дежурная календарная тема.
Чаще всего так называемый «запрос СМИ» предлагается самим автором материала. Например, психотерапевты сформулировали для городских СМИ запрос по семейной психотерапии. Врачом Е. Малюткиной помещены интервью и две статьи из опыта работы в психотерапевтической группе [Публицистика: 26; 28; 29]. Публикации психологов в рамках такой тематики носили в основном теоретический характер [Публицистика: 65]. Практического опыта по этому направлению деятельности они также не имели.
Достаточно плодотворным было сотрудничество в плане комментариев по письмам читателей газеты [Публицистика: 118; 130]. Нередко использовались комментарии и пояснения психологов к
материалам, подготовленным журналистами печатных СМИ. Это касается в первую очередь публикаций совместных с журналистом ответов на письма читателей [Публицистика: 52; 53], во вторую - вопросов политической или общественной жизни города и республики [Публицистика: 23; 41; 72].
Как ответы на читательские письма были помещены выступления психологов С. Вершининой по вопросу подростковых взаимоотношений [Публицистика: 9], О. Суворовой о материнской любви [Публицистика: 17], Л. Чупрова [Публицистика: 17; 76; 86; 89; 90; 94] и Н. Юрьева по детской психологии [Публицистика: 12]. В ряде случаев по одному и тому же вопросу высказывались одновременно двое из психологов [Публицистика: 50].
Хроника ПС. В ряде газетных изданий, таких как «Черногорский рабочий» [Публицистика: 110; 111; 131; 136], «Хакасия» [Публицистика: 58; 116], «Республика» [Публицистика: 18], опубликованы выступления черногорских психологов, представляющие историю городской ПС, освещающие отдельные вехи жизни и летопись событий, происходивших в ПС города. За рассматриваемый период таких чисто хроникальных публикаций было не много: всего 18 статей и интервью, 48 кратких сообщений и 11 публикаций, где упоминалась о работе ПС города другими авторами. Как правило, эта информация поступала от МО. Своеобразным итогом таких публикаций за прошлый XX век являются статья Н. Юрьева в газете «Черногорский рабочий» [Публицистика: 133] и материал Л. Ф. Чупрова (2000).
Хроникальный материал, подготовленный журналистами газеты ЧР, осуществлен на основе информации, представленной или целиком подготовленной практическими психологами.
Реклама, краткая информация и объявления. В настоящее время деятельность большинства служб, осуществляющих разнообразные виды помощи населению, не обходятся без прямой или косвенной рекламы.
Наиболее рекламируемой в СМИ городской службой являлся «Телефон доверия», основанный по инициативе отдела по работе с молодежью городской администрации. Это была вторая и более успешная
попытка создания «Телефона доверия» в Черногорске. Курировала его работу городская ПМПК. В период с ноября 1994 г. по май 2002 г. на страницах городских и республиканских периодических изданий помещено 58 единиц информационных сообщений, среди которых 12 статей и интервью консультантов, обобщенная информация по итогам работы за год [Публицистика: 5; 11; 21; 81; 117; 119; 121; 122; 145]. Также на страницах газет размещались репортажи корреспондентов СМИ, дежуривших вместе с консультантами на «Телефоне доверия» [Публицистика: 4; 16;], краткая, косвенная и скрытая реклама, стихотворная продукция. Опыт работы городского «Телефона доверия» и его взаимодействия со СМИ уже обобщен в более ранних публикациях: Л.Ф. Чупров (1997; 2001); Л.Ф. Чупров, В.В. Осинина, О.М. Суворова (2001).
Среди такого вида информационных сообщений следует отметить и так называемую «случайную рекламу», например, когда какое-либо образовательное учреждение (детский сад, школа, лицей), или реабилитационный центр помещают обширную или краткую рекламную информацию о своей деятельности, где несколько строк или фраз свидетельствуют о том, что в данном учреждении работает психолог. Иногда сам практический психолог пишет рекламную заметку об учреждении [Публицистика: 64]. Иногда использовали возможность частного рекламного объявления для выражения собственной точки зрения [Публицистика: 108].
Для полноценной и эффективной практической психологической деятельности в образовании в целом и психологического просвещения в частности одного энтузиазма, активности и способностей специалиста явно недостаточно. Необходимо наличие объективных условий для качественного выполнения такой работы. Среди которых существенным является готовность чиновников конкретного регионального министерства, конкретного управления образования, администрации конкретного образовательного учреждения к сотрудничеству со специалистами-психологами. Именно эти самые объективные условия могут, как способствовать, так и существенно затруднять работу специалиста. Современная база нормативного обеспечения ПС в образовании
достаточно детально разработана, хотя и здесь имеют место быть документы не достаточно проработанные, противоречащие друг другу или не прошедшие полной процедуры официального утверждения. В любом случае, нормативная послушность зависит не от одной стороны, а от обеих: и от психологов, и от администраторов. От последних зависит действенность этих самых нормативных документов. Функционирование ПС в образовании может быть эффективным только при наличии двух, однонаправленного рода, факторов: субъективных и объективных условий.
Полный список публицистических работ психологов Черногорских и другого рода материалы автора размещены на страницах сайта http://chuprov.boom.ru.
Литература:
1. Чупров, Л.Ф. Санитарное просвещение во вспомогательных школах / Л.Ф. Чупрова // Фельдшер и акушерка. - 1981. - № 2. - С. 36-37.
2. Чупров, Л.Ф. Психологическая служба в школах Хакасии / Л.Ф. Чупров // Психология учебной деятельности школьников: тезисы докладов Второй Всесоюзной конф. по педагогической психологии. - М., 1982. - С. 334-335.
3. Чупров, Л.Ф. Совместная работа психологической службы города и средств массовой информации по пропаганде психологических знаний / Л.Ф. Чупров // Журнал практического психолога. - 1997. - № 4. - С. 123128.
4. Чупров, Л.Ф. Черногорская психологическая служба: хроника газетной строкой / Л.Ф. Чупров // Психолог в школе. - 2000. - № 3-4. - С. 195-206.
5. Чупров, Л.Ф. Психологическое просвещение и СМИ / Л.Ф. Чупров // Психология и психотерапия: актуальные проблемы клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры: сб. тезисов III Всерос. конф. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 2001. - С. 36-37.
6. Чупров, Л.Ф. Телефон доверия и СМИ / Л.Ф. Чупров, В.В. Осинина, О.М. Суворова // Психологическая газета (ИМАТОН). - 2001. - №
6 (июнь). - С. 22-23.
7. Труды преподавателей, аспирантов и студентов института (19811985 гг.). Библиографический указатель / сост.: Р.Т. Уварова, Е.В. Акайкина. - Абакан: АГПИ, 1986. - 41 с.
Публицистика:
1. Азизмурадова, Л. А через 200 лет я буду кошкой? (интервью Л. Чупрова) / Л. Азизмурадова // ЧР. - 1996. - 3 сентября.
2. Азизмурадова, Л. Маленькие «чикатило». Влияет ли наследственность на совершение преступлений малолетними (интервью Л. Чупрова «Самые неагрессивные - это покойники») / Л. Азизмурадова // ЧР. -1996. - 19 ноября.
3. Азизмурадова, Л. Что написал учитель в дневнике? (комментарий Л. Чупрова) / Л. Азизмурадова // ЧР. - 1997. - 11 января.
4. Алехина, М. Что, казалось бы, проще - выслушать человека (интервью консультантов «Телефона доверия» и Л. Чупрова) / М. Алехина // Хакасия. - 1995. - 11 мая.
5. Балацкая, Ю. Тоска, сомнение, беда? Звони: два тридцать два ноля (интервью Л. Ф. Чупрова) / Ю. Балацкая // Черногорск. - 2000. - 20 апреля.
6. Бухарева, А. Палата № 6. Попасть сюда может каждый (интервью с врачом-психиатром А. Павельчиком) / А. Бухарева // ЧР. - 2000. - 25 ноября.
7. Бухаркина, О. В школу сына отправлять, или дома еще с год подержать? / О. Бухаркина // ЧР. - 1997. - 5 мая.
8. Вершинина, С., Лабзенина О. С чем я к маме не пойду / С. Вершинина // ЧР. - 1995. - 16 марта.
9. Вершинина, С. Если обидчики наглеют... не поддавайся на провокацию (комментарий психолога) / С. Вершинина // ЧР. - 1997. - 6 декабря.
10. Гораль, Г. «Я счастлив, потому что небо красивое» или что о счастье знают дети / Г. Гораль // ЧР. - 1996. - 13 июня.
11. Грязнова, Р. Когда мир от тебя отвернется / Р. Грязнова // ЧР. -1999. - 23 марта.
12. Задорожная, М. Вы спрашивали (ответ Н. Юрьева) / М. Задорожная, М. Кремлякова, Л. Рябинина // ЧР. - 1997. - 14 июня.
13. Задорожная М. Девчонки - знакомятся легко, но в дружбе юноши -
надежней (интервью Л. Чупрова) / М. Задорожная // ЧР. - 1996. - 2 июля.
14. Задорожная, М. А на кладбище все спокойненько, все покойнички мирно спят... Все ли спокойненько? (комментарий Л. Чупрова) / М. Задорожная // ЧР. - 1999. - 21 сентября.
15. Елешина, Г. Каким ребенок будет в школе, ясно с пеленок / Г. Елешина // ЧР. - 1996. - 11 апреля.
16. Ильина, М. Алло, помогите, мне так плохо / М. Ильина // ЧР. - 1999.
- 1 апреля.
17. Ильина, М. Ну не люблю я своего ребенка (комментарий О. Суворовой и Л. Чупрова) / М. Ильина // ЧР. - 1997. - 31 мая.
18. Интервью с психологом Л. Ф. Чупровым // Республика. - 1994. - 10 августа.
19. Казанцева, Г. Иллюзия, ведущая к смерти / Г. Казанцева // ЧР. -2000. - 13 июля.
20. Корнева, Т. Не много ли нас хвалят? (интервью Л. Чупрова) / Т. Корнева // ЧР. - 1995. - 5 января.
21. Корнева, Т. Позвони мне, позвони (интервью консультантов «Телефона доверия» и Л. Чупрова) / Т. Корнева // ЧР. - 1995. - 14 марта.
22. Кремлякова, М. Эксперименту дали выжить (интервью Г. Радеевой, Л. Стрижковой, Т. Лыфарь, Л. Чупрова) / М. Кремлякова // ЧР. - 1994. - 13 октября.
23. Кремлякова, М. Немного авторитарности не помешает (интервью Л. Чупрова) / М. Кремлякова // ЧР. - 1994.- 17 декабря.
24. Кремлякова, М. Реформы в образовании: кому это нужно? (интервью И.А. Бакутиса, М.Н. Глебышевой, Е.Д. Марковой, Л.Ф. Чупрова) / М. Кремлякова // ЧР. - 2001. - 3 мая.25. Кремлякова М. Он хочет бросить пить, да не может (интервью с психотерапевтом И. Малюткиным) // ЧР. - 1997. - 2 октября.
26. Кремлякова, М. Заболела ... душа. Вернуть ей здоровье поможет психотерапевт (интервью с психотерапевтом Е. Малюткиной) / М. Кремлякова // ЧР. - 1998. - 21 марта.
27. Кремлякова, М. Особенности студенческой поры: вчера, сегодня, завтра... (интервью с психологом О. Суворовой) / М. Кремлякова // ЧР. - 2001.
- 25 января. 28. Малюткина Е. Наведи в душе порядок. Некоторые мысли о том, как не пропасть в смутное время // ЧР. - 1997. - 13 сентября.
29. Малюткина, Е. Кому-то наступили на ногу, кому-то - на душу... / Е.Малюткина // ЧР, 1998. - 19 мая.
30. Михалева, Н. Вот и стали мы на год взрослей (интервью О. Бухаркиной и Л. Чупрова) / Н. Михалева // ЧР. - 1994. - 23 июня.31. Павельчик А. Врач, увы, не волшебник // ЧР. - 1999. - 26 июня.
32. Павельчик, А. Нет наркотиков легких и безвредных / А. Павельчик // ЧР. - 2000. - 12 сентября.
33. Петракова, А. Наркоман: для родителей - горе, а для сомнительных клиник - средство наживы / А. Петракова // ЧР. - 2000. - 6 апреля.
34. Ропотько, Н. Я бы в первоклассники пошел... / Н. Ропотько // ЧР. -1995. - 6 июня.
35. Ропотько, Н. О «титаниках» или стрессы деловых мужчин / Н. Ропотько // ЧР. - 2000. - 18 мая.
36. Ропотько, Н. «Почему сегодня Петя просыпался десять раз?» / Н. Ропотько // ЧР. - 2000. - 29 августа; ЧР. - 2000. - 5 сентября.
37. Ропотько, Н. Руководить - не руками водить / Н. Ропотько // ЧР. -2000. - 19 сентября.
38. Ропотько, Н. Вместо школы - мультики у бабушки / Н. Ропотько // ЧР. - 2000. - 23 ноября.
39. Ропотько, Н. О трудностях и переживаниях младшего школьника / Н. Ропотько // ЧР. - 2000. - 30 ноября.
40. Ропотько, Н. Четыре истории о младших школьниках. История первая, «Миша» / Н. Ропотько // ЧР. - 2000. - 5 декабря.
41. Ропотько, Н. Выслушай всех - выбери достойного / Н. Ропотько // ЧР. - 2000. - 21 декабря.
42. Ропотько, Н. Четыре истории про младших школьников. История вторая - о Марине / Н. Ропотько // ЧР. - 2000. - 26 декабря.
43. Ропотько, Н. Четыре истории о младших школьниках. Витя / Н. Ропотько // ЧР. - 2001. - 6 января.
44. Ропотько, Н. Четыре истории о младших школьниках. Кирюша / Н. Ропотько // ЧР, 2001. - 13 января.
45. Ропотько, Н. Современный подросток, какой он? / Н. Ропотько // ЧР. - 2001. - 6 февраля.
46. Ропотько, Н. А виноват ли сын? / Н. Ропотько // ЧР. - 2001. - 12 мая.
47. Рябинина, Л. «Ради бога бейте тревогу, наши дети превращаются в
шлюх» (комментарий психолога С. Вершининой) / Л. Рябинина // ЧР. - 1996. -21 декабря.
48. Рябинина, Л. Насилуют? Не кричите: «Помогите!» (интервью Л. Чупрова) / Л. Рябинина // ЧР. - 1997. - 9 января.
49. Рябинина, Л. В этой жизни умирать не ново... (интервью Л. Чупрова) / Л. Рябинина // ЧР. - 1997.- 27 февраля.
50. Рябинина, Л. Нужен ли ребенку новый папа? (Комментарий С. Вершининой и Л. Чупрова) / Л. Рябинина // ЧР. - 1998. - 22 января.
51. Рябинина, Л. Ребенок - урод, дитя - дебил... (комментарий Л. Ф. Чупрова) / Л. Рябинина // ЧР. - 1998. - 12 марта.
52. Рябинина, Л. Игрушка была, есть и будет только игрушкой (комментарий Л. Ф. Чупров) / Л. Рябинина // ЧР. - 1998. - 1 января.
53. Рябинина, Л. Я не алкаш и не наркоман... (комментарий Н. Юрьева) / Л. Рябинина // ЧР. - 1999. - 2 ноября.
54. Рябинина, Л. Дорога в никуда на длину иглы (интервью с врачом-наркологом А. Павельчиком) / Л. Рябинина // ЧР. - 1999. - 2 декабря.
55. Рябинина, Л. «Седина - в бороду, бес...» (интервью с психологом О. Суворовой) / Л. Рябинина // ЧР. -2000. - 18 января.
56. Санина, М. «С начала года он не пил всего четыре дня»... (интервью «Прямой ли-нии» с психотерапевтом И. Малюткиным) / М. Санина // ЧР. - 1998. - 5 мая.
57. Семенова, Л. Сериалы: смотрим или подглядываем (комментарий Л. Чупрова) / Л. Семенова // ЧР. - 1999. - 14 сентября.
58. Старцева, И. Приверженцы Галилея (интервью Л. Ф. Чупрова) / И. Старцева // Хакасия. - 2000. - 26 мая.
59. Старцева, И. Учитель и ученик: разные стороны баррикады (интервью Л. Ф. Чупрова) / И. Старцева // Хакасия. - 2000. - 30 мая.
60. Старцева, И. Не доводи себя до состояния аффекта (интервью с Л. Ф. Чупровым) / И. Старцева // Хакасия. - 2000.- 22 августа.
61. Старцева, И. Болит душа? Свой рецепт ищите сами (интервью Л. Ф. Чупрова) / И. Старцева // Хакасия. - 2000. - 13 октября.
62. Стрельцова, О. А пошли бы вы в учителя? (интервью Л. Чупрова) / О. Стрельцова // ЧР. - 2000. - 3 октября.
63. Суворова, О. Ты знаешь, все в твоих руках / О. Суворова // ЧР. -2000. - 11 ноября.
64. Утенина, О. Что делать, как быть, когда тяжело? / О. Утенина // ЧР.
- 2000. - 20 ноября.
65. Федосеева, Л. Семейные передряги и «возраст Христа» / Л. Федосеева // ЧР. - 1994. - 20 октября.
66. Чупров, Л. Своевременно выявлять / Л. Чупров // ЧР. - 1979. - 3 января.
67. Чупров, Л. Важно помочь вовремя / Л. Чупров // Советская Хакасия.
- 1980. - 13 февраля.
68. Чупров, Л. Проблемы специального обучения / Л. Чупров // Советская Хакасия. - 1981. - 18 августа.
69. Чупров, Л. Наш почерк / Л. Чупров // Советская Хакасия. - 1984. - 11 февраля.
70. Чупров, Л. Психолог в школе / Л. Чупров // Советская Хакасия. -1989. - 14 сентября.
71. Чупров, Л. Попытка встать на ноги. Компьютерный центр - новое звено в системе психологической службы области / Л. Чупров // Советская Хакасия. - 1991. - 2 июля.
72. Чупров, Л. Язык не должен быть заложником политических игр / Л. Чупров // ЧР. - 1994. - 20 декабря.
73. Чупров, Л. Зерна и плевелы психологической службы / Л. Чупров // Хакасия. - 1995. - 14 января.
74. Чупров, Л. Завтра у вашего ребенка собеседование / Л. Чупров // Хакасия. - 1995. - 20 января.
75. Чупров, Л. Они и мы/ Л. Чупров // ЧР. - 1995. - 21 января.
76. Чупров, Л. Экикики / Л. Чупров // ЧР. - 1995. - 28 февраля.
77. Чупров, Л. Травматизирующая педагогика или как толкнуть ребенка на преступление / Л. Чупров // ЧР. - 1995. - 10 июня.
78. Чупров, Л. Почему он пьет треклятый? / Л. Чупров // ЧР. - 1995. - 29
июня.
79. Чупров, Л. Из детского сада в школу? Это очень просто / Л. Чупров // Хакасия. - 1995. - 21 июня.
80. Чупров, Л. Найти ошибку легче, чем истину / Л. Чупров // ЧР. - 1995.
- 31 октября.
81. Чупров, Л. Хроносу вопреки / Л. Чупров // ЧР. - 1996. - 7 мая.
82. Чупров, Л. Человек, расшевеливший ад / Л. Чупров // Хакасия. -
1996. - 13 мая.
83. Чупров, Л. Газета для того, чтобы выпустить пар / Л. Чупров // ЧР. -
1996. - 6 июля.
84. Чупров, Л. Психолог наркоману вряд ли поможет / Л. Чупров // ЧР. -
1997. - 26 июня.
85. Чупров, Л. Вместо послесловия (к материалу О. Бухаркиной «В школу сына отправлять, или дома еще с год подержать?») / Л. Чупров // ЧР. -1997. - 5 июля.
86. Чупров, Л. Одаренные дети - никаких проблем? / Л. Чупров // ЧР. -1997. - 29 ноября.
87. Чупров, Л. Треугольник бывает не только в любви / Л. Чупров // ЧР.
- 1998. - 18 апреля.
88. Чупров, Л. Целителей много, но добавляют ли они здоровья / Л. Чупров // ЧР. - 1998. - 5 декабря.
89. Чупров, Л. Не первый ученик / Л. Чупров // ЧР. - 1999. - 19 января.
90. Чупров, Л. Детская ложь / Л. Чупров // ЧР. - 1999. - 1 мая.
91. Чупров, Л. Аномальный ребенок: беда или стимул? / Л. Чупров // ЧР.
- 1999. - 21 октября.
92. Чупров, Л. А кому она нужна, эта «школьная зрелость»? / Л. Чупров // Хакасия. - 2000 - 13 июля.
93. Чупров, Л. О трусиках для Венеры и вечных сентенциях/ Л. Чупров // ЧР. - 2000. - 3 августа.
94. Чупров, Л. Так переучивать или нет? / Л. Чупров // ЧР. - 2000. - 17 августа.
95. Чупров, Л. Подводные рифы неполной семьи / Л. Чупров // ЧР. -2000. - 19 августа.
96. Чупров, Л. Миром правит не интеллект / Л. Чупров // ЧР. - 2000. - 9 сентября.
97. Чупров, Л. Да здравствует анекдот! или Над чем смеемся, господа? / Л. Чупров //ЧР. - 2000. - 16 ноября.
98. Чупров, Л. Разговор на волнующую тему: диалог из двух монологов. Комментарий психолога / Л. Чупров // ЧР. - 2001. - 29 марта.
99. Чупров, Л. Из одного и того же дерева может получиться и икона, и лопата / Л. Чупров // Хакасия. - 2001. - 15 мая.
100. Чупров, Л. Почему подростки начинают курить? / Л. Чупров // ЧР. -
2001. - 29 мая.
101. Чупров, Л. О, времена! О, нравы! (Начало) / Л. Чупров // Хакасия. -2001. - 29 мая.
102. Чупров, Л. О, времена! О, нравы! (Окончание) / Л. Чупров // Хакасия. - 2001. - 27 июня.
103. Чупров, Л. Дети - всегда жертвы / Л. Чупров // ЧР. - 2001. - 5
июня.
104. Чупров, Л. Психологию за уши притянули... / Л. Чупров // ЧР. -2001. - 23 июня.
105. Чупров, Л. Наркотики - социальная проблема / Л. Чупров // ЧР. -
2001. - 26 июня.
106. Чупров Л. В море непонятных звуков, в мире непонимающих людей / Л. Чупров // ЧР. - 2001. - 10 июля.
107. Чупров, Л. Морозник круче мухомора / Л. Чупров // ЧР. - 2001. - 14 августа.
108. Чупров, Л. Гувернантка / Л. Чупров // ЧР. - 2001. - 13 сентября.
109. Чупров, Л. Жизнь - штука трудная, но самоубийство - не выход / Л. Чупров // ЧР. - 2001. - 18 сентября.
110. Чупров, Л. Черногорск - на карте «Психологической газеты» / Л. Чупров // ЧР. - 2001. - 6 ноября.
111. Чупров, Л. Ошибка Герберта Уэллса / Л. Чупров // ЧР. - 2001. - 18 декабря.
112. Чупров, Л. Что бы не хотелось читать на страницах «Черногорска» (письмо главному редактору) / Л. Чупров // Черногорск. - 2002. - 11 июля.
113. Чупров, Л. Игра в психиатрию по-черному / Л. Чупров // Хакасия. -
2002. - 21 августа.
114. Чупров, Л. Шизо-педагогика детского дома / Л. Чупров // Взгляд. -2002. - 22 августа.
115. Чупров, Л. Самодурство чиновников / Л. Чупров // Школьный психолог. - 2002.- № 34. - 8-10 сентября.
116. Шишкина, Н. Храни меня, сова Минервы, храни меня, мой талисман (интервью Л. Чупрова и И. Гончаровой) / Н. Шишкина // Хакасия. -1995. - 27 октября.
117. Юрьев, Н. Звонок... что за ним? / Н. Юрьев // ЧР. - 1995. - 27 мая.
118. Юрьев, Н. Безнадежная любовь, безответная... (комментарий по
письму) / Н. Юрьев // ЧР. - 1995. - 17 августа.
119. Юрьев, Н. Не все потеряно, или Телефон как друг и советчик / Н. Юрьев // ЧР. - 1995. - 5 декабря.
120. Юрьев, Н. Неряха-сын к отцу пришел... / Н. Юрьев // ЧР. - 1997. -16 августа.
121. Юрьев, Н. А с вами можно о любви? / Н. Юрьев // ЧР. - 1997. - 11 февраля.
122. Юрьев, Н. Если есть проблемы, позвоните: 2-30-00/ Н. Юрьев // Взгляд. - 2000. - 2 марта.
123. Юрьев, Н. Исповедь бывшего безработного: мысли по поводу / Н. Юрьев // ЧР. - 2000. - 16 марта.
124. Юрьев, Н. Нет супружеской измены, есть те, кому изменяют / Н. Юрьев // ЧР. - 2000.- 15 июля.
125. Юрьев, Н. В разводе женщина - Медея / Н. Юрьев // ЧР. - 2000. -22 июля.
126. Юрьев, Н. Молох, пожирающий детей, или На эти грабли уже наступали / Н. Юрьев // ЧР. - 2000. - 14 сентября.
127. Юрьев, Н. Больше демократии - больше наркотиков? Размышления пессимиста по поводу акции «В XXI век - дети без наркотиков» / Н. Юрьев // ЧР. - 2000. - 21 сентября.
128. Юрьев, Н. Какой должна быть будущая теща / Н. Юрьев // ЧР. -
2000. - 28 сентября.
129. Юрьев, Н. Конфликты в семье / Н. Юрьев // ЧР. - 2000. - 17 октября.
130. Юрьев, Н. Ты знаешь, все в твоих руках / Н. Юрьев // ЧР. - 2000. -11 ноября.
131. Юрьев, Н. Специалистам показали будущее... / Н. Юрьев // ЧР. -
2001. - 15 февраля.
133. Юрьев, Н. Газетная летопись жертвенной профессии / Н. Юрьев // ЧР. - 2001. - 20 февраля.
133. Юрьев, Н. Подросток - он и в джунглях подросток / Н. Юрьев // ЧР. - 2001.- 6 марта.
134. Юрьев, Н. Где мой очаг, где мой ночлег? (А главное - какой он? В казенном доме, приемной семье, или... / Н. Юрьев // ЧР. - 2001. - 13 марта.
135. Юрьев, Н. Психологи России начинают акцию / Н. Юрьев // ЧР. -
2001. - 3 апреля.
136. Юрьев, Н. Последнее, прощальное / Н. Юрьев // ЧР. - 2001. - 5 апреля.
137. Юрьев, Н. Новая жизнь, новые профессии / Н. Юрьев // ЧР. - 2001. - 10 мая.
138. Юрьев, Н. Неискореняемый феномен / Н. Юрьев // ЧР. - 2001. - 28
июня.
139. Юрьев, Н. Воспитание любви к отечеству начинается в семье / Н. Юрьев // ЧР. - 2001. - 4 августа.
140. Юрьев, Н. Книга доктора Спока и реальность / Н. Юрьев // ЧР. -2001. - 21 августа.
141. Юрьев, Н. Знахарство бессмертно? / Н. Юрьев // ЧР. - 2001. - 2 октября.
142. Юрьев, Н. Новые игры - белый порошок / Н. Юрьев // ЧР. - 2001. -30 октября.
143. Юрьев, Н. В чем виновен «одноглазый...»? / Н. Юрьев // ЧР. -
2001. - 9 декабря.
144. Юрьев, Н. Воспитание леди начинают с ее бабушки / Н. Юрьев // ЧР. - 2001. - 25 декабря.
145. Юрьев, Н. Когда сжимает душу боль... / Н. Юрьев // Черногорск. -
2002. - 10 января.
146. Юрьев, Н. Куда бедному мужику податься? / Н. Юрьев // Черногорск. - 2002. - 3 сентября.
147. Юрьев, Н. Бабочки, летящие на пламя свечи / Н. Юрьев // Черногорск. - 2002. - 29 октября.
148. Юрьев, Н. У психологов Хакасии есть сайт / Н. Юрьев // Черногорск. - 2003. - 20 января [без подписи].
© Л.Ф. Чупров, 2003, 2014.
© PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2014. — • —