Научная статья на тему 'Психологическое обоснование субъектной модели гражданского самосознания личности'

Психологическое обоснование субъектной модели гражданского самосознания личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СУБЪЕКТНАЯ МОДЕЛЬ / ГРАЖДАНИН / ПАТРИОТ / SYSTEM APPROACH / CIVIC CONSCIOUSNESS / SUBJECT MODEL / CITIZEN / PATRIOT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Василевская Елена Александровна, Артюков Антон Петрович

В статье с позиции системного подхода представлено обоснование субъектной модели гражданского самосознания личности. При помощи метода системного анализа раскрывается взаимодействие структурных компонентов идентичности, рефлексивности, ценностных ориентаций представляющих собой целостное образование, образующих новое свойство и раскрывающих понятие гражданское самосознание как системное образование. Обосновываются психологические механизмы, обеспечивающие проявление и функционирование каждого структурного компонента субъектной модели гражданского самосознания личности: мотивационно-смысловые и инструментально-стилевые. Представлено, что психологические механизмы обеспечивают проявление и функционирование каждого структурного компонента субъектной модели гражданского самосознания личности. Рассматриваются вопросы детерминированности развития гражданского самосознания личности: на поверхностно-психологическом уровне возможность и способность в жизни и деятельности выделить себя из среды, осознать себя субъектом, автономным от среды; на глубинно-психологическом уровне гражданское самосознание осознание себя как деятельного начала, проявляемое как самопереживание, зрелость, способность к самопознанию и саморазвитию, положительная и отрицательная идентификация, поддержание аутоидентичности своего «Я». А также представлены уровни становления гражданского самосознания личности, которые соотносятся с принципами функционирования гражданского общества гуманизма, свободы самовыражения человека, равенства возможностей, коллективизма, культуросообразности, толерантности, функциональной обусловленности, организованности, сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL BASIS OF SUBJECTIVE MODEL OF CIVIL CONSCIOUSNESS OF THE PERSON

In the article from the position of system approach the substantiation of subject model of civil self-consciousness of the person is presented. Using the method of system analysis reveals the interaction of structural components-identity, reflexivity, value orientations-representing a holistic education, forming a new property and revealing the concept of civic consciousness as a system education. Psychological mechanisms that ensure the manifestation and functioning of each structural component of the subjective model of civil self-consciousness of the individual are substantiated: motivational-semantic and instrumental-stylistic. The essence of psychological mechanisms is revealed through the mechanisms of human relations with the world, society, the state, with representatives of other national groups, and act as ways of internal transformation and organization of the individual. It is presented that psychological mechanisms ensure the manifestation and functioning of each structural component of the subjective model of civil self-consciousness. The questions of determination of development of civil self-consciousness of the person are considered: at the superficial psychological level-possibility and ability in life and activity to allocate itself from the environment, to realize itself as the subject, Autonomous from the environment; at the deep psychological level civil self-consciousness awareness of itself as the active beginning shown as self-realization, maturity, ability to self-knowledge and self-development, positive and negative identification, maintenance of self-identity of the "I". It also presents the levels of formation of civil consciousness of the individual, which are correlated with the principles of functioning of civil society humanism, freedom of human expression, equality of opportunity, collectivism, cultural diversity, tolerance, functional conditioning, organization, cooperation.

Текст научной работы на тему «Психологическое обоснование субъектной модели гражданского самосознания личности»

психологические науки

Василевская Елена Александровна, Артюков Антон Петрович ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ...

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКОГО

САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

© 2018

Василевская Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики Артюков Антон Петрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, международного права и зарубежного регионоведения Московский городской педагогический университет, Самарский филиал (443081, Россия, Самара, ул. Стара Загора, 76, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье с позиции системного подхода представлено обоснование субъектной модели гражданского самосознания личности. При помощи метода системного анализа раскрывается взаимодействие структурных компонентов - идентичности, рефлексивности, ценностных ориентаций - представляющих собой целостное образование, образующих новое свойство и раскрывающих понятие гражданское самосознание как системное образование. Обосновываются психологические механизмы, обеспечивающие проявление и функционирование каждого структурного компонента субъектной модели гражданского самосознания личности: мотивационно-смыс-ловые и инструментально-стилевые. Представлено, что психологические механизмы обеспечивают проявление и функционирование каждого структурного компонента субъектной модели гражданского самосознания личности. Рассматриваются вопросы детерминированности развития гражданского самосознания личности: на поверхностно-психологическом уровне - возможность и способность в жизни и деятельности выделить себя из среды, осознать себя субъектом, автономным от среды; на глубинно-психологическом уровне гражданское самосознание - осознание себя как деятельного начала, проявляемое как самопереживание, зрелость, способность к самопознанию и саморазвитию, положительная и отрицательная идентификация, поддержание аутоидентичности своего «Я». А также представлены уровни становления гражданского самосознания личности, которые соотносятся с принципами функционирования гражданского общества - гуманизма, свободы самовыражения человека, равенства возможностей, коллективизма, культуросообразности, толерантности, функциональной обусловленности, организованности, сотрудничества.

Ключевые слова: системный подход, гражданское самосознание, субъектная модель, гражданин, патриот.

PSYCHOLOGICAL BASIS OF SUBJECTIVE MODEL OF CIVIL CONSCIOUSNESS OF THE PERSON

© 2018

Vasilevskaya Elena Alexandrovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of pedagogy Artyukov Anton Petrovich, candidate of historical Sciences, associate Professor of history, international law and foreign regional studies Moscow City Pedagogical University, Samara branch (443081, Russia, Samara, St. Stara Zagora, 76, e-mail: [email protected])

Abstract. In the article from the position of system approach the substantiation of subject model of civil self-consciousness of the person is presented. Using the method of system analysis reveals the interaction of structural components-identity, reflexivity, value orientations-representing a holistic education, forming a new property and revealing the concept of civic consciousness as a system education. Psychological mechanisms that ensure the manifestation and functioning of each structural component of the subjective model of civil self-consciousness of the individual are substantiated: motivational-semantic and instrumental-stylistic. The essence of psychological mechanisms is revealed through the mechanisms of human relations with the world, society, the state, with representatives of other national groups, and act as ways of internal transformation and organization of the individual. It is presented that psychological mechanisms ensure the manifestation and functioning of each structural component of the subjective model of civil self-consciousness. The questions of determination of development of civil self-consciousness of the person are considered: at the superficial psychological level-possibility and ability in life and activity to allocate itself from the environment, to realize itself as the subject, Autonomous from the environment; at the deep psychological level civil self-consciousness - awareness of itself as the active beginning shown as self-realization, maturity, ability to self-knowledge and self-development, positive and negative identification, maintenance of self-identity of the "I". It also presents the levels of formation of civil consciousness of the individual, which are correlated with the principles of functioning of civil society - humanism, freedom of human expression, equality of opportunity, collectivism, cultural diversity, tolerance, functional conditioning, organization, cooperation.

Keywords: system approach, civic consciousness, subject model, citizen, patriot.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Принцип системности представляет собой многофункциональный инструмент в изучении личности и всех ее свойств как сложных образований (Барабанщиков В. А., Ломов Б. Ф., Крупнов А. И.)[1, с. 8-19]. «Специфика системного познания состоит в возможности описания, объяснения и понимания интегральных образований психики и поведения» (Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии) [2, с. 39-46].

Для построения субъектной модели гражданского самосознания личности нами использовалось системное моделирование. Системное моделирование строится на теории системного полхода. На рисунке 1 представлена модель гражданского самосознания личности.

Теория систем находит свое начало в концепции Людвига фон Берталанфи, основу которой составляет идея о том, что живой организм есть определенная по-

стоянно изменяющаяся система, а не просто набор отдельных элементов [3, с. 75-80]. И далее, системный характер находит свое обоснование в соответствующей позиции Б. Г. Ананьева, рассматривающего личность в контексте идеалов и ценностей своей исторической эпохи, ее событий и т.д. «Социальная взаимозависимость - есть основа динамической структуры личности» (Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус)[4, с.276-317].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. Исследования К. А. Абульхановой-Славской указывают на то, что цельность исследования явления позволяет прояснить природу многих психологических феноме-нов[5]. П. К. Анохин характеризует систему как «научную и философскую категорию, ведущую к усовершенствованию познавательного процесса» [6, с. 5-61].

Реализация системного подхода субъектной модели

Vasilevskaya Elena Alexandrovna, Artyukov Anton Petrovich PSYCHOLOGICAL BASIS OF SUBJECTIVE MODEL ...

psychological science

гражданского самосознания личности на философском уровне методологии объясняется идеей концепции формирования гражданской личности - «гармонизации системы отношений с окружающей действительностью», представленных в рамках соотношений «гражданин-государство», которое может быть отражено через содержание следующих дефиниций: гражданин, общество, сообщество, права и защита, добровольность, участие. Это позволяет представить личность как автономную целостную систему и судить о ее «моносистемности». Методы системного анализа широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач (А. Н. Аверьянов, П. К. Анохин, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, В. А. Садовский, Э. Г. Юдин).

Рисунок 1 - Модель гражданского самосознания личности

В трактовке Б. Ф. Ломова «системный подход выступает в качестве главного инструмента психологического познания, предметом которого выступает системогенез психики[7]. Главной задачей - выявление объективных законов образования и функционирования психологических систем и анализ объектов на трех уровнях — макро-, мезо- и микроуровне».

Субъектная модель гражданского самосознания личности опирается, во-первых, на определение системы как сложного объекта; во-вторых, на совокупность качественно-различных устойчивых элементов, которые взаимообусловлены сложными динамическими отношениями. Функционирование системы гражданского самосознания личности определяется характером связей между элементами.

Развивая идею реализации системного подхода в становлении гражданского самосознания личности, мы опираемся на определение системного подхода П. К. Анохина, где система представлена как комплекс компонентов у «...которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия», направленный на получение фокусированного полезного результата[8, с. 5-61].

Формирование целей статьи. Теоретическое осмысление данной проблемы позволило аргументировать цель данной научной работы, заключающейся в теоретическом обосновании использования системного подхода к психологическому обоснованию субъектной модели гражданского самосознания личности.

Изложение основного материала исследования. Сущность системного подхода к исследованию гражданского самосознания личности заключается во взаимодействии структурных компонентов - идентичности, рефлексивности, ценностных ориентаций - представляющих собой целостное образование, образующих новое свойство и раскрывающих понятие гражданское самосознание как системное образование.

Психологическими свойствами выступают: 1. Потребность личности участия в политической, социальной жизни; 2. Интересы, как мотивы участия в ней; 3. Переживания событий, явлений, действий и поступков; 4. Оценка на основе идей, норм, правил общения; 5. Способы поведения и деятельностная активность личности; 6. Созидательное участие в жизни общества; 7. Активная реализация своей гражданской позиции.

Это позволяет раскрыть системный подход к исследованию гражданского самосознания личности как лич-ностно-смысловое образование, которое носит многовариантный и многосторонний характер.

Принципами реализации системного подхода в процессе становления гражданского самосознания личности выступает рассмотрение гражданского самосознания в нескольких аспектах: мотивационно-потребностном; рефлексивно-оценочном; конативном; умении личностью находить взаимосвязи между граждановедческими и обществоведческими знаниями с окружающей действительностью; установлением связей между процессом становления личности гражданина и результатом гражданской деятельности.

Отвечая на вопрос, что в человеке выступает объектом его самопознания как гражданина, мы прибегаем к соответственной точке зрения У. Джемса, который выделяет физическую, социальную и духовную личность [9]. Все эти типы личности иерархически организованы, могут быть подвергнуты самоанализу и самопознанию, что. способствует моделированию собственной гражданской личности, способов поведения, общественно и личностно значимых, социально одобряемых, детерминируемых отношением к гражданскому обществу как интересом к проблемам социума: осмысление норм и требований, предъявляемых обществом к гражданину; установление степени соответствия (несоответствия) деятельности нормам и требованиям, предъявляемых к гражданину обществом. Гражданская деятельность обеспечивает процесс самореализации личности. В данном контексте самореализация понимается как многоуровневое системное образование, в котором выделяются необходимые психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные условия: [10, с. 26-31; 11, с. 28-35].

Назначением системного подхода субъектной модели гражданского самосознания личности является выделение психологических механизмов. Такими психологическими механизмами выступают самоизучение, самопознание, самоотношение, самоконтроль и волевая саморегуляция, эмоциональная устойчивость.

Л. И. Анцыферова раскрывает психологические механизмы путем «закрепления в психологической организации личности способов ее преобразования» [12, с. 369-378]. Психологические механизмы гражданского самосознания личности делятся на мотивационно-смыс-ловые и инструментально-стилевые. В первую очередь мы выделяем самопознание, рассматривая его как процесс, включающий в себя последовательную смену состояний и явлений, последовательность действий для достижения цели. А также выделяем в процессе самопознания личностные ценности, которые формируются в процессе социогенеза в достаточно сложном взаимодействии с потребностями [13, с. 17]. В данном контексте, потребность - это формирование нового образа гражданского «Я». Исходя из того, что самопознание есть целостная структура внутреннего взаимодействия рефлексии, идентификации и эмоционально-ценност-

психологические науки

Василевская Елена Александровна, Артюков Антон Петрович

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ...

ного отношения, возникает необходимость обоснования функций «Диалога» [14].

В результате чего происходит обобщенное когнитивно-смысловое образование. Личность задает себе вопросы: Кто Я? Что Я? Для чего я рожден? Каково мое место в обществе и стране, которой я проживаю? Могу ли я считать себя патриотом своей Родины? Мог бы я пожертвовать чем-то самым дорогим для меня во имя своей Родины? Могу ли я считать себя истинным гражданином своей страны? В этих вопросах выявляется проблема оценивания личностью себя и своей гражданской позиции. Происходит осмысление понятий «гражданин», «гражданская позиция». Это позволяет раскрыть понятия личности как ее отношение к какой-либо стороне действительности. Тем самым складываются представления о себе и рождается самоотношение.

Основу самоотношения составляют отождествление себя с гражданином-патриотом, формирование и развитие гражданского представления о себе - философско-нравственного, культурологического, этического, морального, эстетического и эпического смысла.

Например: «Как я могу проявить себя во взаимодействии с гражданским обществом и государством?», «Какое влияние оказывает на мое сознание существующий политический, экономический, социальный и духовный режимы?», «На какие действия стимулирует меня нынешний политический очаг - демократичные, направленные на выдвижение активной позиции в защиту своего гражданского общества и его состояния, или солидарные с уже существующей политикой, не требующей дополнительного вмешательства в уклад и его радикального изменения?», «Какую взаимосвязь

- согласованную или кардинально противоречащую

- можно проследить в стране между мной, моим ещё формирующимся или уже сформированным сознанием и внутренне - социальной политикой и дипломатией государства?», «Можно ли еще в процессе формирования моего гражданского сознания - сознания, связанного с пониманием себя как субъекта гражданского правового общества, в котором основополагающим звеном является преобладание прав и свобод человека, прививающихся и становящихся неотъемлемой, неотчуждаемой частью его жизни ещё с момента рождения - выявить однозначное понимания себя как вышеназванного субъекта непосредственно с помощью соответственного уклада в стране?».

Таким образом, действие двух взаимосвязанных механизмов - идентификации и рефлексии - дает возможность уподобиться познаваемому в других и в себе, а также как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением внутренних причинно-следственных связей. Осуществление того или иного действия происходит за счет воздействия таких психологических механизмов, как механизм сдвига мотива на цель и механизм волевой регуляции поведения [15].

В контексте раскрытия сути гражданского самосознания личности сдвиг мотива на цель позволяет личности решить ряд следующих вопросов: «Добровольно ли я исполняю правовые нормы?», «Свободен» ли я в своих действиях?», «Способен ли я самостоятельно принимать или изменять ситуацию, в которой я нахожусь?», «Какое эмоциональное воздействие оказывают на меня вешние факторы?», «Как я могу оценить свое состояние в той или иной общественной ситуации?», «Способен ли я сдерживать свое эмоционально-активное поведение как реакцию на окружающий меня общественные устои?», «Способен ли я переводить свое негативно окрашенное эмоциональное поведение в умеренно-адекватное состояние по отношению к окружающим?». Данный процесс предполагает развитие способностей к распознаванию, выражению и контролю собственных эмоциональных проявлений.

Следует отметить действие такого психологического

механизма, как «интеоризация». В контексте становления гражданского самосознания личности, деятельность сначала является коллективной, социальной, а затем внутренним способом мышления. И тогда становится возможным процесс экстериоризации - вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемой сначала как замысел во внутреннем плане.

На следующем этапе происходит проработка межличностных проблем и продолжают действовать предыдущие, вышеописанные психологические механизмы. Помимо данных начинают включаться в работу и другие: самопознание, самопонимание и понимание других людей; конфронтация; коррегирующий эмоциональный опыт; неоднозначное отреагирование; осознание.

Если попытаться выделить наиболее общие результаты самопознания с точки зрения гражданского самосознания, то к ним можно отнести чувство гражданской идентичности, гражданской рефлексивности, гражданских ценностей, патриотичности, самопринятия, самоуважения и как итог — чувство личностной гражданской компетентности. Все эти понятия тесно и активно связаны друг с другом.

В основе гражданской идентичности лежит ценностно-смысловое понимание человеком спектра гражданских обязанностей - складывается комплекс представлений, ценностей относительно своего государства, то есть, как необходимо поступать в целях взаимодействия с ним и его структурами.

В научных трудах, посвященных понятию «идентичность», выделяются конфессиональная, или идеологическая, принадлежность, гражданство, а также национальная, цивилизационная принадлежность и т.д. (Абдулатипова Р.Г., Арутюнян Ю.В., Гудков, Кузнецова А.В., Лапкин В.В., Пантин В.И., Семененко И.С., Федотова В.Г., Ядов В.А. и др.).

Согласно гражданской идентичности, понятие «россиянин» рассматривается в двух аспектах: государственном и гражданском. Если, по утверждению Н.А. Галактионовой, государственный аспект выражается исключительно административным закреплением статуса гражданина страны, который присваивается автоматически, то гражданский аспект подразумевает, в первую очередь, ценностно-когнитивное наполнение, реализуемое в рамках патриотических чувств, приверженности ценностям конкретной страны[16, с. 30-40].

Происходит процесс самопринятия личностью в себе отрицательного и положительного, сильного и слабого и выражает меру близости к себе на основе самотождественности и идентичности. Действие идентификации неотделимо от рефлексивного механизма. Гражданская рефлексивность заключается в целенаправленной гражданской деятельности, в которой формируется и проявляется гражданин[17, с. 182-186].

Являясь средством регуляции и оценки гражданского поведения, рефлексия обеспечивает личности способность рассматривать процессы, происходящие в обществе и государстве, позволяет преодолевать односторонние установки, встать на позиции общественного интереса, осмыслить происходящее с позиции общего блага. Особенностью рефлексии выступает ее критичность как по отношению к себе, к собственной деятельности и поведению, так и к другим людям, их деятельности и поведению [18, с. 552-556].

С помощью рефлексии достигается соотнесение своих мнений, отношений с мнениями, отношениями других людей, группы, общества в целом. В этой связи интерес представляет классификация последовательности работы рефлексивного механизма А.А. Тюкова, включающая в себя шесть этапов: 1. Рефлексивный выход путем постановки цели познания самого себя и другого человека. 2. Интенциональность, обеспечивающая направленность на объект рефлексирования и последующую отчужденность. 3. Первичная категоризация, направленная на осуществление самого процесса рефлексирова-

Vasilevskaya Elena Alexandrovna, Artyukov Anton Petrovich PSYCHOLOGICAL BASIS OF SUBJECTIVE MODEL ...

psychological science

ния.4. Конструирование системы рефлексивных средств путем рефлексивного анализа.5. Схематизация рефлексивного содержания - использование образов, символов, схем, языковых конструкций. 6. Объективитизация рефлексивного описания - оценка и обсуждение полученного результата [19, с.51-55].

Гражданские ценности определяются ценностным отношением, исходящим из признания особой значимости понятий «культура», «человек», «сознание», «самосознание», «добродетель», из признания уникального опыта межчеловеческих добродетельных отношений, где человеческие добродетели выступают в качестве движущей причины культурно-эволюционного развития личности.

Патриотизм раскрывается путем причастности человека к социуму, своей культуре, общечеловеческим ценностям, а также служит основание для сохранения и развития достижений культуры своего народа. Ключевым этапом в становлении гражданского самосознания личности выступает стремление ее к достижению ощущения себя как важного и активного субъекта гражданского общества и неотъемлемой принадлежности к его целостной структуре.

Уровни работы гражданского самосознания соотносятся с принципами функционирования гражданского общества - гуманизма, свободы самовыражения человека, равенства возможностей, коллективизма, культуро-сообразности, толерантности, функциональной обусловленности, организованности, сотрудничества.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, представленная субъектная модель гражданского самосознания личности объединяет следующие основные идеи: скоординированность действий субъектов гражданского воспитания, учет индивидуально-психологических особенностей граждан, обеспечение готовности заинтересованно участвовать во всех политических, социально-экономических процессах, а также самоотверженно отстаивать и защищать интересы своего государства как практического результата гражданского самосознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барабанщиков В.В. Системное исследование психики //Вестник РУДН, сер. Психология и Педагогика. - 2007. № 1(5). С. 8-19.

2. ЛомовБ.Ф. Системность в психологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.

3. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологи// Вопросы психологии, 1975. № 2. С. 31-45.

4. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус. Хрестоматия по психологии. Л., 1968, с.276-317.

5. Панкратова В. В. Сравнительный анализ концептуальных подходов к изучению самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии //Вестник РУДН. Серия «Педагогика и психология», 2013. № 1. С. 75-80.

6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.

7. Абульханова К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.

8. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем //Принципы системной организации функций. М. «Наука», 1973. С. 5-61.

9. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 271 с.

10. Кудинов С.И. Суад Мухаммед Хаммад Психологическая устойчивость личности как основа самореализации субъекта// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. М.: Изд-во РУДН, 2015. № 1. С. 26-30.

11. Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности/ С.И. Кудинов, А.И. Крупнов // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2008. № 1. С. 28 - 35.

12. Харламенкова Н.Е., Журавлев А.Л. Психология личности в трудах Л.И.Анцыферовой и современные представления о личностном развитии и посттравматическом росте// История отечественной и мировой психологической мысли: судьба ученых, динамика идей, содержание концепций. Материалы всероссийской конференции по истории психологии «VI Московские встречи», 2016 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016(б). С. 369-378.

13. Ахрямкина Т.А., Горохова М.Ю, Линькова А.А. Особенности формирования ценностно-смысловой сферы старших школьников: гендерный аспект// Психолого-педагогическое знание в контексте современности: теория и практика/ сборник статей. СФ ГБОУ ВО МГПУ, 2015. 168 с.

14. Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, тео-

рии и прикладных исследований. М.: Институт психологии РАН, 2010. 272 с.

15. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер, 2006, 2008 с.

16. Санина А.Г., Павлов А.В. Государственная идентичность: содержание, понятия и постановки проблемы //Управленческое консультирование. № 9, 2015 С. 30-40

17. Андронова Т. Рефлексивные технологии развития готовности студентов университета к решению профессиональных педагогических задач//Вестник Мордовского университета Образование и педагогика, 2007. № 2. С. 182-186.

18. Бездухов В.П., Носков И.А. многоуровневом характере педагогической рефлексии//Известия Самарского научного центра Российской академии наук Т. 17. №1(3), 2015. С. 552-556.

19. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития/ Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.51-55.

20. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции//Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005. Т. 2. № 1. С. 27—42.

Статья поступила в редакцию 28.09.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.