УДК 796.332 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-2-92-98
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ФУТБОЛЕ
М.А. Кузьмин, И.Н. Антонова, Н.Г. Ефремова, А.В. Носова
Рассмотрены вопросы дифференциальной спортивной психологии. Выявлены
общие и специфически показатели адаптации спортсменов. Раскрыты психологиче-
ские характеристики футболистов, влияющие на успешность психологической адап-
тации к условиям соревновательной деятельности.
Ключевые слова: футбол, дифференциальная спортивная психология, психоло-
гическая адаптация, показатели адаптации, критерии адаптированности, условия
соревновательной деятельности.
PSYCHOLOGICAL SUPPORT
IN FOOTBALL
Kuzmin M.A., candidate of psychological
sciences, associate professor, kuzmin-ma-
xim@yandex.ru, Russia, Moscow, Plekhanov
Russian University of Economics,
Antonova I.N., senior lecturer, Antonova.
IN@rea.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Rus-
sian University of Economics,
Efremova N.G., senior lecturer, Efremova.
NG@rea.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Rus-
sian University of Economics,
Nosova A.V., senior lecturer, Nosova.AV@
rea.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian
University of Economics
Questions of differential sports psychology are
considered. The general and specific indices
of sportsmen's adaptation were revealed. The
psychological characteristics of football play-
ers that influence the success of psychological
adaptation to the conditions of competitive
activity are revealed.
Key words: football, differential sports psy-
chology, psychological adaptation, adaptation
indicators, adaptability criteria, competitive
activity conditions.
Кузьмин Максим Александрович, канд. пси-
хол. наук, доц., kuzmin-maxim@yandex.ru, Россия, Мо-
сква, Российский экономический университет имени
Г.В. Плеханова,
Антонова Ирина Николаевна, старший пре-
подаватель, Antonova.IN@rea.ru, Россия, Москва, Россий-
ский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
Ефремова Надежда Георгиевна, старший пре-
подаватель, Efremova.NG@rea.ru, Россия, Москва, Рос-
сийский экономический университет имени Г.В. Плеха-
нова,
Носова Алла Викторовна, старший преподава-
тель, Nosova.AV@rea.ru, Россия, Москва, Российский
экономический университет имени Г.В. Плеханова
Состояние и перспективы разви-
тия системы подготовки спортивного ре-
зерва актуализируют работу, направлен-
ную на совершенствование системы пси-
хологического обеспечения спортивной
деятельности. Необходим поиск новых
эффективных путей психологической
подготовки спортсменов, учитывая спор-
тивную специализацию.
В данном исследовании в рамках
дифференциальной спортивной психоло-
гии, изучающей групповые различия в развитии и проявлении психики
спортсменов, рассматриваются психологические особенности адаптации
успешности деятельности при организации психологической подготовки в
футболе.
Специфика соревновательной деятельности в футболе определяется
тем, что она включает преобразующую деятельность ее субъектов, а также
соперничество команд, успешность которых определяется индивидуальной
подготовкой игроков и командным мастерством футболистов. Структура
соревновательной деятельности в футболе состоит из взаимодействия
игроков одной команды и их противодействия игрокам другой команды в
определенных условиях [3].
Цель исследования состоит в изучении и определении теоретиче-
ских и эмпирических оснований психологической адаптации футболистов
к условиям соревновательной деятельности.
Материалы и методы исследования: теоретический анализ науч-
ной и методической литературы.
В качестве испытуемых выступили футболисты детско-юношеских
спортивных школ в возрасте от 15 лет до 21 года.
Результаты исследования и их обсуждение. Наряду с вопросами
физической, технической, тактической подготовок спортсменов, особую
актуальность приобретают направления совершенствования системы пси-
хологического обеспечения спортивной деятельности, в частности, специ-
альной психологической подготовки: чем выше уровень квалификации
спортсменов, тем более решающим становится учет и значение психологи-
ческого фактора при общем одинаковом уровне их подготовки и функцио-
нального состояния.
Нами рассмотрены базовые вопросы психологической подготовки и
психологической адаптации в футболе, определены общие закономерности
психологической адаптации для спортсменов различных специализаций, а
также выявлены специфические особенности психологической подготовки
и психологической адаптации непосредственно игроков в футболе.
Результаты исследования показали, что учитывать особенности
видов спорта необходимо, поскольку виды деятельности предъявляют спе-
цифические требования к спортсменам различных специализаций. Кроме
того, существуют и общие закономерности, отражающие общую специ-
фику спортивной деятельности в целом [3, 6].
Таким образом, психолого-педагогическая деятельность по подго-
товке и сопровождению спортсменов должна быть двусторонней. С одной
стороны, необходимо развивать психологические качества, необходимые
для успешной адаптации и успешной деятельности для всех спортсменов
вне зависимости от спортивной специализации, а с другой, необходимо
учитывать специфику деятельности в отдельных видах спорта и развивать
психологические качества, влияющие на успешность адаптации и непо-
средственно на успешность деятельности в футболе.
Представители специализации «футбол» должны соответствовать
данным общим требованиям, которые предъявляются ко всем спортсме-
нам, так как данные показатели влияют на адаптацию спортсменов к усло-
виям соревновательной деятельности и на успешность в целом.
К общим показателям, которые определяют успешность психологи-
ческой адаптации и успешность деятельности всех спортсменов, отно-
сятся: целеустремленность, организованность, настойчивость, общая ин-
тернальность, мотивация достижения, адаптивные способности (нервноп-
сихическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нор-
мативность), к мотивационным характеристикам: мотивация на процесс и
мотивация на результат. Причем необходимо отметить, что мотивация на
процесс и на результат у спортсменов должна быть выражена как в спор-
тивной деятельности в целом, так и в отдельном соревновании [1–3, 5].
Кроме общих требований, предъявляемых ко всем спортсменам,
определены специфические характеристики, обеспечивающие успех в иг-
ровых видах спорта (футбол). К специфическим требованиям в футболе
относятся: подвижность нервных процессов, сила возбуждения, интер-
нальность в сфере межличностных отношений, коммуникативные особен-
ности, а также мотивация на общение.
Подвижность нервных процессов объясняется тем, что деятель-
ность игроков осуществляется в постоянно меняющихся условиях, и в ка-
ждый момент времени футболисту необходимо принимать оптимальное
технико-тактическое решение и делать правильный выбор с учетом изме-
няющейся ситуации на футбольном поле.
Касательно волевых качеств, выраженность целеустремленности и
настойчивости у спортсменов является неотъемлемым условием достиже-
ния высоких спортивных результатов. Целеустремленность – это систе-
мобразующее волевое качество, цементирующее общую волевую струк-
туру, без которого невозможно проявление других волевых качеств.
Результаты теоретического, методического и эмпирического анали-
зов показали, что у футболистов, по сравнению с другими спортсменами,
более развиты коммуникативные способности, а также интернальность в
области межличностных отношений [3].
Специфические мотивационные факторы и их личностные детер-
минанты, в свою очередь, зависят от вида спорта, в котором специализи-
руются спортсмены. В футболе – это социальная мотивация или мотивация
на общение, на которую оказывают влияние коммуникативные качества и
интернальность в области межличностных отношений.
Выраженность коммуникативных качеств является специфической
особенностью, а их развитие – необходимым процессом в футболе, кото-
рому нельзя не уделять внимание.
Деятельность футболистов осуществляется в большом коллективе,
где каждый игрок обладает своим уникальным набором психологических
свойств. Поэтому этика и психология взаимодействия игроков между
собой как на футбольном поле, так и за его пределами, в частности в раз-
девалке, приобретает особое значение. Роль тренера в организации дан-
ного коммуникативного взаимодействия и психолого-педагогической
работы в целом невероятно важна.
Правила и этику общения в коллективе определяет лидер, руково-
дитель, в футбольной команде лидером и главным организатором позитив-
ного коммуникативного пространства, органичной психологической атмо-
сферы, должен быть тренер.
Таким образом, к тренеру предъявляются определенные требования
в отношении знаний психологии, а также наличия у специалиста конкрет-
ных умений и навыков по их практическому применению [3, 7, 8].
Далеко не всегда даже профессиональным, высокостатусным тре-
нерам удается решить психологические проблемы, возникающие в коллек-
тиве. Не всегда получается донести до игроков установку, которая на прак-
тике почему-то не реализуется, хотя, казалось бы, все детали предстоящей
игры были учтены.
Неоправданные ожидания от качества игры, неверный, по мнению
игрока, выбор стартового состава на матч, невыход игрока на поле, невы-
полнение командой или отдельными игроками установки, о которой дого-
варивались до игры, отрицательный результат матча приводят к недопо-
ниманию, конфликтам, проблемам психологического характера в коллек-
тиве, которые необходимо оперативно решать, но в идеале лучше упреж-
дать, занимаясь психологической профилактикой и превентивной адапта-
цией.
В целом же невозможно учесть все организационные, климатиче-
ские, бытовые, социальные и психологические особенности условий в
футболе, а также технико-тактические особенности своей игры и команды
соперников. Поэтому форс-мажорные обстоятельства или непредвиденные
факторы, а также новые условия будут возникать постоянно, и к ним
нужно будет быть готовым или максимально быстро адаптироваться.
Во многом в данной непредсказуемости и состоит привлекатель-
ность футбола: какая команда быстрее и эффективнее адаптируется ко
всему многообразию новых условий и непредвиденным факторам, та в ко-
нечном итоге и окажется победителем.
В сложившейся ситуации разработка дифференцированного под-
хода к психологической подготовке и психологической адаптации спорт-
сменов и футболистов, в частности, к условиям соревновательной деятель-
ности на сегодняшний день выглядит одной из самых актуальных задач
спортивной психологии.
Выявленные психологические характеристики футболистов,
влияющие на успешность психологической адаптации к условиям сорев-
новательной деятельности и успешность деятельности, в том числе и с
точки зрения практического использования данных результатов, можно
разделить на две группы. В первую группу необходимо отнести личност-
ные качества, которые являются природными или врожденными и практи-
чески не поддаются развитию (подвижность нервных процессов, сила воз-
буждения), во вторую – личностные качества, поддающиеся развитию,
коррекции (коммуникативные особенности и интернальность в сфере меж-
личностных отношений, то есть ответственность за организацию и каче-
ство общения с партнерами).
Заключение. Практическая значимость полученных результатов
заключается в том, что работу по психологической подготовке можно и
нужно организовывать с игроками в целях повышения общей психологи-
ческой и коммуникативной культуры, что в конечном итоге определяет
спортивный результат команды.
Специально организованная психолого-педагогическая деятель-
ность с игроками дает возможность с помощью бесед и объяснения важно-
сти эффективной коммуникации в команде выйти на новый уровень пси-
хологической адаптации и в целом успешности в соревновательной дея-
тельности.
Особое значение необходимо уделить таким важнейшим аспектам
коммуникации, как принятию партнеров по команде, психологической
поддержке партнеров, когда в игре не все получается, правильной, стиму-
лирующей реакции на действия партнеров во время матча.
О важной роли эффективной коммуникации и психологического
микроклимата в команде все без исключения игроки должны не только
знать, но и уметь с помощью специальных приемов выстраивать и регули-
ровать коммуникационные отношения [3, 4]. Поддержка друг друга внутри
команды дает возможность сформировать необходимую позитивную атмо-
сферу или оптимальные психологические условия, при которых футболи-
сты будут способны раскрыть свои лучшие качества, потенциал, профес-
сиональное мастерство.
Специальные беседы с игроками в индивидуальной, групповой или
коллективной форме, в зависимости от возникающих ситуаций, должны
проводить в команде тренеры, подготовленные к работе такого рода.
Одна из основных задач психолого-педагогической работы доведе-
ние до игроков информации о принципиальной важности психологиче-
ского климата в команде и прямой зависимости результата игры от психо-
логической обстановки и отношений в коллективе.
Список литературы
1. Взаимоотношения подростков и тренера в команде по футболу /
О.Н. Андрющенко [и др.] // Физическая культура и здоровье. 2020. № 4
(76). С. 90–94.
2. Глазкова Г.Б., Грачева Д.В., Кондраков Г.Б. РЭУ имени Г.В. Пле-
ханова – инновационная площадка развития социального спорта // Акту-
альные проблемы, современные тенденции развития физической культуры
и спорта с учетом реализации национальных проектов: материалы Всерос.
науч.-практ. конф. с междунар. участ. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова,
2021. С. 36–41.
3. Кузьмин М.А. Психологическая адаптация к условиям соревно-
ваний в игровых видах спорта // Теория и практика физической культуры.
2018. № 9. С. 24–27.
4. Носов С.М. Использование современных технологий как фактор
повышения мотивации к процессу физического воспитания // Физическая
культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики:
сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию основания ка-
федры физ. воспитания / под ред. Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой.
М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. С. 222–225.
5. Носов С.М., Шутова Т.Н., Носова А.В. Необходимость повыше-
ния квалификации тренеров спорта высших достижений // Ученые записки
университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 301–304.
6. Селье Ганс. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. 368 с.
7. Татарова С.Ю., Татаров В.Б., Борданов В.В. Влияние физической
культуры на формирование и воспитание личности // Культура физическая
и здоровье. 2021. № 2 (78). С. 18–21.
8. Татарова С.Ю., Татаров В.Б., Симина Т.Е. Сравнительный анализ
моделей силовой подготовленности в спортивных играх // Ученые записки
университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 410–413.
References
1. Vzaimootnosheniya podrostkov i trenera v komande po futbolu [Relationship
between teenagers and a coach in a football team] / O.N. Andryushchenko [et
al.] //
Fizicheskaya kul'tura i zdorov'e [Physical culture and health]. 2020. No. 4
(76). P. 90–94.
2. Glazkova G.B., Gracheva D.V., Kondrakov G.B. REU imeni G.V. Plekhanova –
innovacionnaya ploshchadka razvitiya social'nogo sporta [Russian University of
Economics
named after G.V. Plekhanov – an innovative platform for the development of
social sports] //
Actual problems, current trends in the development of physical culture and
sports, taking into
account the implementation of national projects: materials of the Vseros.
scientific-practical.
conf. with international participation M.: Publishing House of the Russian
University of Eco-
nomics. G.V. Plekhanova, 2021 P. 36–41.
3. Kuz'min M.A. Psihologicheskaya adaptaciya k usloviyam sorevnovanij v igrovyh
vidah sporta [Psychological adaptation to the conditions of competitions in
team sports] //
Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Teoriya i praktika fizicheskoy
kul'tury]. 2018. No. 9.
P. 24–27.
4. Nosov S.M. Ispol'zovanie sovremennyh tekhnologij kak faktor povysheniya
motivacii k processu fizicheskogo vospitaniya [The use of modern technologies
as a factor in
increasing motivation for the process of physical education] // Physical
culture, sport, tourism:
innovative projects and advanced practices: coll. proceedings of the Intern.
scientific-
practical. conf., dedicated 90th anniversary of the founding of the Department
of physics.
education / ed. L.B. Andryushchenko, S.I. Filimonova. M.: Publishing House of
the Russian
University of Economics. G.V. Plekhanova, 2019. P. 222–225.
5. Nosov S.M., Shutova T.N., Nosova A.V. Neobhodimost' povysheniya kvalifikacii
trenerov sporta vysshih dostizhenij [The need to improve the skills of coaches
in sports of
higher achievements] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta
[Scientific notes of
the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 2 (180). P. 301–304.
6. Sel'e Gans. Ot mechty k otkrytiyu [From dream to discovery]. M.: Progress,
1987.
368 p.
7. Tatarova S.Yu., Tatarov V.B., Bordanov V.V. Vliyanie fizicheskoj kul'tury na
formirovanie i vospitanie lichnosti [Influence of physical culture on the
formation and
upbringing of personality] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical
culture and health].
2021. No. 2 (78). P. 18–21.
8. Tatarova S.Yu., Tatarov V.B., Simina T.E. Sravnitel'nyj analiz modelej
silovoj
podgotovlennosti v sportivnyh igrah [Comparative analysis of models of strength
training in
sports games] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific
notes of the
University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 2 (180). P. 410–413.