Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ФУТБОЛЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ФУТБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
478
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
футбол / дифференциальная спортивная психология / психологическая адаптация / показатели адаптации / критерии адаптированности / условия соревновательной деятельности / football / differential sports psychology / psychological adaptation / adaptation indicators / adaptability criteria / competitive activity conditions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Максим Александрович, Антонова Ирина Николаевна, Ефремова Надежда Георгиевна, Носова Алла Викторовна

Рассмотрены вопросы дифференциальной спортивной психологии. Выявлены общие и специфически показатели адаптации спортсменов. Раскрыты психологические характеристики футболистов, влияющие на успешность психологической адаптации к условиям соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмин Максим Александрович, Антонова Ирина Николаевна, Ефремова Надежда Георгиевна, Носова Алла Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN FOOTBALL

Questions of differential sports psychology are considered. The general and specific indices of sportsmen's adaptation were revealed. The psychological characteristics of football players that influence the success of psychological adaptation to the conditions of competitive activity are revealed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ФУТБОЛЕ»

УДК 796.332 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-2-92-98

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ФУТБОЛЕ

М.А. Кузьмин, И.Н. Антонова, Н.Г. Ефремова, А.В. Носова

Рассмотрены вопросы дифференциальной спортивной психологии. Выявлены

общие и специфически показатели адаптации спортсменов. Раскрыты психологиче-

ские характеристики футболистов, влияющие на успешность психологической адап-

тации к условиям соревновательной деятельности.

Ключевые слова: футбол, дифференциальная спортивная психология, психоло-

гическая адаптация, показатели адаптации, критерии адаптированности, условия

соревновательной деятельности.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT

IN FOOTBALL

Kuzmin M.A., candidate of psychological

sciences, associate professor, kuzmin-ma-

xim@yandex.ru, Russia, Moscow, Plekhanov

Russian University of Economics,

Antonova I.N., senior lecturer, Antonova.

IN@rea.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Rus-

sian University of Economics,

Efremova N.G., senior lecturer, Efremova.

NG@rea.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Rus-

sian University of Economics,

Nosova A.V., senior lecturer, Nosova.AV@

rea.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian

University of Economics

Questions of differential sports psychology are

considered. The general and specific indices

of sportsmen's adaptation were revealed. The

psychological characteristics of football play-

ers that influence the success of psychological

adaptation to the conditions of competitive

activity are revealed.

Key words: football, differential sports psy-

chology, psychological adaptation, adaptation

indicators, adaptability criteria, competitive

activity conditions.

Кузьмин Максим Александрович, канд. пси-

хол. наук, доц., kuzmin-maxim@yandex.ru, Россия, Мо-

сква, Российский экономический университет имени

Г.В. Плеханова,

Антонова Ирина Николаевна, старший пре-

подаватель, Antonova.IN@rea.ru, Россия, Москва, Россий-

ский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Ефремова Надежда Георгиевна, старший пре-

подаватель, Efremova.NG@rea.ru, Россия, Москва, Рос-

сийский экономический университет имени Г.В. Плеха-

нова,

Носова Алла Викторовна, старший преподава-

тель, Nosova.AV@rea.ru, Россия, Москва, Российский

экономический университет имени Г.В. Плеханова

Состояние и перспективы разви-

тия системы подготовки спортивного ре-

зерва актуализируют работу, направлен-

ную на совершенствование системы пси-

хологического обеспечения спортивной

деятельности. Необходим поиск новых

эффективных путей психологической

подготовки спортсменов, учитывая спор-

тивную специализацию.

В данном исследовании в рамках

дифференциальной спортивной психоло-

гии, изучающей групповые различия в развитии и проявлении психики

спортсменов, рассматриваются психологические особенности адаптации

успешности деятельности при организации психологической подготовки в

футболе.

Специфика соревновательной деятельности в футболе определяется

тем, что она включает преобразующую деятельность ее субъектов, а также

соперничество команд, успешность которых определяется индивидуальной

подготовкой игроков и командным мастерством футболистов. Структура

соревновательной деятельности в футболе состоит из взаимодействия

игроков одной команды и их противодействия игрокам другой команды в

определенных условиях [3].

Цель исследования состоит в изучении и определении теоретиче-

ских и эмпирических оснований психологической адаптации футболистов

к условиям соревновательной деятельности.

Материалы и методы исследования: теоретический анализ науч-

ной и методической литературы.

В качестве испытуемых выступили футболисты детско-юношеских

спортивных школ в возрасте от 15 лет до 21 года.

Результаты исследования и их обсуждение. Наряду с вопросами

физической, технической, тактической подготовок спортсменов, особую

актуальность приобретают направления совершенствования системы пси-

хологического обеспечения спортивной деятельности, в частности, специ-

альной психологической подготовки: чем выше уровень квалификации

спортсменов, тем более решающим становится учет и значение психологи-

ческого фактора при общем одинаковом уровне их подготовки и функцио-

нального состояния.

Нами рассмотрены базовые вопросы психологической подготовки и

психологической адаптации в футболе, определены общие закономерности

психологической адаптации для спортсменов различных специализаций, а

также выявлены специфические особенности психологической подготовки

и психологической адаптации непосредственно игроков в футболе.

Результаты исследования показали, что учитывать особенности

видов спорта необходимо, поскольку виды деятельности предъявляют спе-

цифические требования к спортсменам различных специализаций. Кроме

того, существуют и общие закономерности, отражающие общую специ-

фику спортивной деятельности в целом [3, 6].

Таким образом, психолого-педагогическая деятельность по подго-

товке и сопровождению спортсменов должна быть двусторонней. С одной

стороны, необходимо развивать психологические качества, необходимые

для успешной адаптации и успешной деятельности для всех спортсменов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вне зависимости от спортивной специализации, а с другой, необходимо

учитывать специфику деятельности в отдельных видах спорта и развивать

психологические качества, влияющие на успешность адаптации и непо-

средственно на успешность деятельности в футболе.

Представители специализации «футбол» должны соответствовать

данным общим требованиям, которые предъявляются ко всем спортсме-

нам, так как данные показатели влияют на адаптацию спортсменов к усло-

виям соревновательной деятельности и на успешность в целом.

К общим показателям, которые определяют успешность психологи-

ческой адаптации и успешность деятельности всех спортсменов, отно-

сятся: целеустремленность, организованность, настойчивость, общая ин-

тернальность, мотивация достижения, адаптивные способности (нервноп-

сихическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нор-

мативность), к мотивационным характеристикам: мотивация на процесс и

мотивация на результат. Причем необходимо отметить, что мотивация на

процесс и на результат у спортсменов должна быть выражена как в спор-

тивной деятельности в целом, так и в отдельном соревновании [1–3, 5].

Кроме общих требований, предъявляемых ко всем спортсменам,

определены специфические характеристики, обеспечивающие успех в иг-

ровых видах спорта (футбол). К специфическим требованиям в футболе

относятся: подвижность нервных процессов, сила возбуждения, интер-

нальность в сфере межличностных отношений, коммуникативные особен-

ности, а также мотивация на общение.

Подвижность нервных процессов объясняется тем, что деятель-

ность игроков осуществляется в постоянно меняющихся условиях, и в ка-

ждый момент времени футболисту необходимо принимать оптимальное

технико-тактическое решение и делать правильный выбор с учетом изме-

няющейся ситуации на футбольном поле.

Касательно волевых качеств, выраженность целеустремленности и

настойчивости у спортсменов является неотъемлемым условием достиже-

ния высоких спортивных результатов. Целеустремленность – это систе-

мобразующее волевое качество, цементирующее общую волевую струк-

туру, без которого невозможно проявление других волевых качеств.

Результаты теоретического, методического и эмпирического анали-

зов показали, что у футболистов, по сравнению с другими спортсменами,

более развиты коммуникативные способности, а также интернальность в

области межличностных отношений [3].

Специфические мотивационные факторы и их личностные детер-

минанты, в свою очередь, зависят от вида спорта, в котором специализи-

руются спортсмены. В футболе – это социальная мотивация или мотивация

на общение, на которую оказывают влияние коммуникативные качества и

интернальность в области межличностных отношений.

Выраженность коммуникативных качеств является специфической

особенностью, а их развитие – необходимым процессом в футболе, кото-

рому нельзя не уделять внимание.

Деятельность футболистов осуществляется в большом коллективе,

где каждый игрок обладает своим уникальным набором психологических

свойств. Поэтому этика и психология взаимодействия игроков между

собой как на футбольном поле, так и за его пределами, в частности в раз-

девалке, приобретает особое значение. Роль тренера в организации дан-

ного коммуникативного взаимодействия и психолого-педагогической

работы в целом невероятно важна.

Правила и этику общения в коллективе определяет лидер, руково-

дитель, в футбольной команде лидером и главным организатором позитив-

ного коммуникативного пространства, органичной психологической атмо-

сферы, должен быть тренер.

Таким образом, к тренеру предъявляются определенные требования

в отношении знаний психологии, а также наличия у специалиста конкрет-

ных умений и навыков по их практическому применению [3, 7, 8].

Далеко не всегда даже профессиональным, высокостатусным тре-

нерам удается решить психологические проблемы, возникающие в коллек-

тиве. Не всегда получается донести до игроков установку, которая на прак-

тике почему-то не реализуется, хотя, казалось бы, все детали предстоящей

игры были учтены.

Неоправданные ожидания от качества игры, неверный, по мнению

игрока, выбор стартового состава на матч, невыход игрока на поле, невы-

полнение командой или отдельными игроками установки, о которой дого-

варивались до игры, отрицательный результат матча приводят к недопо-

ниманию, конфликтам, проблемам психологического характера в коллек-

тиве, которые необходимо оперативно решать, но в идеале лучше упреж-

дать, занимаясь психологической профилактикой и превентивной адапта-

цией.

В целом же невозможно учесть все организационные, климатиче-

ские, бытовые, социальные и психологические особенности условий в

футболе, а также технико-тактические особенности своей игры и команды

соперников. Поэтому форс-мажорные обстоятельства или непредвиденные

факторы, а также новые условия будут возникать постоянно, и к ним

нужно будет быть готовым или максимально быстро адаптироваться.

Во многом в данной непредсказуемости и состоит привлекатель-

ность футбола: какая команда быстрее и эффективнее адаптируется ко

всему многообразию новых условий и непредвиденным факторам, та в ко-

нечном итоге и окажется победителем.

В сложившейся ситуации разработка дифференцированного под-

хода к психологической подготовке и психологической адаптации спорт-

сменов и футболистов, в частности, к условиям соревновательной деятель-

ности на сегодняшний день выглядит одной из самых актуальных задач

спортивной психологии.

Выявленные психологические характеристики футболистов,

влияющие на успешность психологической адаптации к условиям сорев-

новательной деятельности и успешность деятельности, в том числе и с

точки зрения практического использования данных результатов, можно

разделить на две группы. В первую группу необходимо отнести личност-

ные качества, которые являются природными или врожденными и практи-

чески не поддаются развитию (подвижность нервных процессов, сила воз-

буждения), во вторую – личностные качества, поддающиеся развитию,

коррекции (коммуникативные особенности и интернальность в сфере меж-

личностных отношений, то есть ответственность за организацию и каче-

ство общения с партнерами).

Заключение. Практическая значимость полученных результатов

заключается в том, что работу по психологической подготовке можно и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нужно организовывать с игроками в целях повышения общей психологи-

ческой и коммуникативной культуры, что в конечном итоге определяет

спортивный результат команды.

Специально организованная психолого-педагогическая деятель-

ность с игроками дает возможность с помощью бесед и объяснения важно-

сти эффективной коммуникации в команде выйти на новый уровень пси-

хологической адаптации и в целом успешности в соревновательной дея-

тельности.

Особое значение необходимо уделить таким важнейшим аспектам

коммуникации, как принятию партнеров по команде, психологической

поддержке партнеров, когда в игре не все получается, правильной, стиму-

лирующей реакции на действия партнеров во время матча.

О важной роли эффективной коммуникации и психологического

микроклимата в команде все без исключения игроки должны не только

знать, но и уметь с помощью специальных приемов выстраивать и регули-

ровать коммуникационные отношения [3, 4]. Поддержка друг друга внутри

команды дает возможность сформировать необходимую позитивную атмо-

сферу или оптимальные психологические условия, при которых футболи-

сты будут способны раскрыть свои лучшие качества, потенциал, профес-

сиональное мастерство.

Специальные беседы с игроками в индивидуальной, групповой или

коллективной форме, в зависимости от возникающих ситуаций, должны

проводить в команде тренеры, подготовленные к работе такого рода.

Одна из основных задач психолого-педагогической работы доведе-

ние до игроков информации о принципиальной важности психологиче-

ского климата в команде и прямой зависимости результата игры от психо-

логической обстановки и отношений в коллективе.

Список литературы

1. Взаимоотношения подростков и тренера в команде по футболу /

О.Н. Андрющенко [и др.] // Физическая культура и здоровье. 2020. № 4

(76). С. 90–94.

2. Глазкова Г.Б., Грачева Д.В., Кондраков Г.Б. РЭУ имени Г.В. Пле-

ханова – инновационная площадка развития социального спорта // Акту-

альные проблемы, современные тенденции развития физической культуры

и спорта с учетом реализации национальных проектов: материалы Всерос.

науч.-практ. конф. с междунар. участ. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова,

2021. С. 36–41.

3. Кузьмин М.А. Психологическая адаптация к условиям соревно-

ваний в игровых видах спорта // Теория и практика физической культуры.

2018. № 9. С. 24–27.

4. Носов С.М. Использование современных технологий как фактор

повышения мотивации к процессу физического воспитания // Физическая

культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики:

сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию основания ка-

федры физ. воспитания / под ред. Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой.

М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. С. 222–225.

5. Носов С.М., Шутова Т.Н., Носова А.В. Необходимость повыше-

ния квалификации тренеров спорта высших достижений // Ученые записки

университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 301–304.

6. Селье Ганс. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. 368 с.

7. Татарова С.Ю., Татаров В.Б., Борданов В.В. Влияние физической

культуры на формирование и воспитание личности // Культура физическая

и здоровье. 2021. № 2 (78). С. 18–21.

8. Татарова С.Ю., Татаров В.Б., Симина Т.Е. Сравнительный анализ

моделей силовой подготовленности в спортивных играх // Ученые записки

университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 410–413.

References

1. Vzaimootnosheniya podrostkov i trenera v komande po futbolu [Relationship

between teenagers and a coach in a football team] / O.N. Andryushchenko [et

al.] //

Fizicheskaya kul'tura i zdorov'e [Physical culture and health]. 2020. No. 4

(76). P. 90–94.

2. Glazkova G.B., Gracheva D.V., Kondrakov G.B. REU imeni G.V. Plekhanova –

innovacionnaya ploshchadka razvitiya social'nogo sporta [Russian University of

Economics

named after G.V. Plekhanov – an innovative platform for the development of

social sports] //

Actual problems, current trends in the development of physical culture and

sports, taking into

account the implementation of national projects: materials of the Vseros.

scientific-practical.

conf. with international participation M.: Publishing House of the Russian

University of Eco-

nomics. G.V. Plekhanova, 2021 P. 36–41.

3. Kuz'min M.A. Psihologicheskaya adaptaciya k usloviyam sorevnovanij v igrovyh

vidah sporta [Psychological adaptation to the conditions of competitions in

team sports] //

Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Teoriya i praktika fizicheskoy

kul'tury]. 2018. No. 9.

P. 24–27.

4. Nosov S.M. Ispol'zovanie sovremennyh tekhnologij kak faktor povysheniya

motivacii k processu fizicheskogo vospitaniya [The use of modern technologies

as a factor in

increasing motivation for the process of physical education] // Physical

culture, sport, tourism:

innovative projects and advanced practices: coll. proceedings of the Intern.

scientific-

practical. conf., dedicated 90th anniversary of the founding of the Department

of physics.

education / ed. L.B. Andryushchenko, S.I. Filimonova. M.: Publishing House of

the Russian

University of Economics. G.V. Plekhanova, 2019. P. 222–225.

5. Nosov S.M., Shutova T.N., Nosova A.V. Neobhodimost' povysheniya kvalifikacii

trenerov sporta vysshih dostizhenij [The need to improve the skills of coaches

in sports of

higher achievements] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta

[Scientific notes of

the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 2 (180). P. 301–304.

6. Sel'e Gans. Ot mechty k otkrytiyu [From dream to discovery]. M.: Progress,

1987.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

368 p.

7. Tatarova S.Yu., Tatarov V.B., Bordanov V.V. Vliyanie fizicheskoj kul'tury na

formirovanie i vospitanie lichnosti [Influence of physical culture on the

formation and

upbringing of personality] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical

culture and health].

2021. No. 2 (78). P. 18–21.

8. Tatarova S.Yu., Tatarov V.B., Simina T.E. Sravnitel'nyj analiz modelej

silovoj

podgotovlennosti v sportivnyh igrah [Comparative analysis of models of strength

training in

sports games] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific

notes of the

University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 2 (180). P. 410–413.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.