И. В. Щелин, Е.С. Глухова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОБЛЕМ УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ
Рассматриваются проблемы учебной и социальной адаптации студентов младших курсов. Адаптация к вузовским условиям учебы, досуга связана с резким изменением социального положения личности. Также рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности и первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. В этом возрасте проявляется усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение управлять собой. Повышается интерес к нравственным проблемам: цели, образу жизни, долгу, любви, верности и т.д.
Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, определение смысла жизни, выработка жизненной позиции.
Вчерашние школьники, определяясь в своей будущей профессиональной деятельности, стоят на пороге студенческой жизни. Слово «студент» - латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся» [1. С. 17]. На наш взгляд, реализация потенциала, развитие профессиональных компетенций происходит только тогда, когда студент благополучно прошел процесс адаптации к новой для него образовательной и социальной среде, уверен в правильности своего выбора, испытывает внутреннюю потребность в развитии и готов к самореализации.
Причем личностная адаптация - это не простое приспособление личности к социальной среде, а действенное стремление к установлению оптимальных взаимоотношений с социальной средой [2. С. 27].
Адаптация к вузовским условиям учебы, досуга связана с резким изменением социального положения личности. В связи с тем что происходит усложнение деятельности, юноши и девушки вступают в новую для них систему отношений (традиции, стереотипы, ценности и т.д.), меняется и представление о содержании предстоящей деятельности, об особенностях новой социальной микросреды. Возникает, таким образом, иная, отражающая реалии изменившихся условий, информационная основа адекватности психической и предметно-практической деятельности. Новые представления, знания о деятельности и среде ведут к внутренней коррекции (самокоррекции), которая начинается с ориентированности в себе, в деятельности, в социальном пространстве, времени (психологическом времени личности). Студент, поступивший в вуз, задает себе вопросы: что я могу, что не могу, как меня воспринимают однокурсники, лучше я или хуже других, кем я буду после окончания вуза, достигну ли успеха и в какой сфере или в ряде сфер деятельности и т.п.
На основе ориентированности, которая является неотъемлемой частью самоопределения, корригируются и
направленность личности (на себя, на деятельность, на социальное окружение), ее взгляды, идеалы как образцы для уподобления, интересы, ценностные ориентации, жизненные планы, цели и перспективы. Претерпевает перестройку в связи с новым целеполаганием и мотивацией установка на самоутверждение, Я-концепция. Сущность проблемы личностной адаптации - «в успешном освоении новых условий деятельности и вхождения, “вживания” в систему новых официальных и - что еще важнее - неофициальных взаимоотношений, нахождение в другой микросреде определенного статуса, самоутверждение в эмоционально комфортной, перспективно обнадеживающей позиции» [2. С. 115], причем это не только процесс активного приспособления и волевой регуляции усвоенных норм и ценностей [3. С. 5], но и готовность к использованию различных ресурсов (информационных, коммуникативных, организационных и т.д.), способствующих профессиональному и личностному становлению. Адаптация к новым условиям жизни и деятельности у студентов-первокурсников происходит именно на уровне ориентированности их в различных системах, что, в конечном счете, определяет её результат. При этом личностная адаптация может проявляться в разных формах.
Практика показывает, что студенты младших курсов сталкиваются с двумя (относительно разными) явлениями: профессиональной адаптацией и адаптацией к вузу как к системе получения знаний, развития способностей. Речь, следовательно, идет о том, что учеба в вузе включает в себя не только получение профессии, но и отношение к целому ряду элементов учебной ситуации: качество обучения, интерес к учебе как одному из видов деятельности, организация учебного процесса, навыки самостоятельной работы и т.п. [4].
Безусловно, одним из важных факторов, влияющих на профессиональную адаптацию, является профориентационная работа, проводимая еще в школе с учетом интересов и способностей личности, на основе знаний об индивидуальных особенностях школьника. Особая роль отводится формированию внутренней, познавательной потребности будущего студента. Замечательно, если выбор специальности - результат серьезных раздумий. Правильно выбранная профессия - непременное условие успешной адаптации студентов младших курсов. Если выбор профессии неудачен, т.е. не соответствует ни способностям, ни притязаниям личности, адаптация не будет оптимальной, и в этом случае психологическое сопровождение будет сведено к дополнительной профориентационной работе, помощи в профессиональном и личностном самоопределении (результатом которой, возможно, станет смена факультета, вуза).
Подробнее остановимся на социальной и учебной адаптации, связанной именно с обучением в вузе. По-
стараемся перечислить трудности, с которыми приходится чаще всего сталкиваться студентам младших курсов в своей учебе:
- неумение ориентироваться в расписании, аудиториях, корпусах, электронном каталоге библиотеки;
- неумение хорошо планировать свое время;
- отсутствие навыков работы с первоисточниками;
- плохая подготовка, полученная в школе;
- несамостоятельность;
- неуверенность в себе;
- беспокойство и страх перед сдачей сессии.
Одновременно происходит адаптация и в социальнопсихологическом плане. Социально-психологическая адаптация предполагает осознание социального статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений, формирования и реализации определенных ценностных ориентаций, групповых норм и т.д.
Таким образом, основное содержание процесса адаптации студентов младших курсов можно определить как:
а) освоение новых учебных норм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы и других требований;
б) приспособление к новому типу учебного коллектива, его традициям;
в) формирование нового отношения к профессии;
г) обучение новым видам научной деятельности, НИРСа и УИРСа;
д) приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым образцам студенческой культуры, новым формам использования свободного времени.
Другими словами, на протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и формированию профессионально значимых качеств личности.
Значительное влияние на успешность этого процесса, на наш взгляд, оказывает помощь и поддержка первокурсников со стороны взрослых людей (психологов, кураторов), создающих условия, при которых происходит не только адаптация студентов к новому для них образовательному процессу, но и формируется их готовность максимально раскрыть свои способности через осмысление собственного потенциала и возможностей его реализации.
При зачислении абитуриента в вуз в основном учитываются лишь сведения о результатах обучения его на предыдущих этапах - уровень знаний, умений и навыков. Вне поля зрения остается информация об особенностях личности абитуриентов, их интересах, мотивах выбора факультета, специальности. Именно отсутствие, игнорирование этой информации приводит к тому, что процесс приобщения студента к вузовской жизни затягивается. Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза. Работа в этом направлении ведется и в Томском государственном университете. Психологи службы сотрудничают с деканами факультетов, читают лекции по возрастной психологии для молодых преподавателей, обучают
старшекурсников оказывать психологическую помощь ребятам младших курсов, разрабатывают памятки и буклеты для студентов, проводят анкетирование первокурсников, направленное на выявление проблем учебной и социальной адаптации. Одним из приоритетных направлений деятельности психологической службы ТГУ становится обеспечение работы кураторов по психолого-образовательному сопровождению процесса обучения студентов младших курсов.
Деятельность кураторов осуществляется в различных направлениях: учебном процессе, научно-
исследовательской и внеучебной сфере и включает в себя работу, направленную на развитие интеллектуального потенциала личности студента; содействие формированию студенческого коллектива, опираясь на интеллектуальный и творческий потенциал всей группы и каждого студента в отдельности; оказание помощи органам студенческого самоуправления для проведения различных мероприятий как на уровне группы, так и на уровне факультета и университета; на воспитание моральных ценностей, нравственно-духовного и культурного потенциала, патриотизма и гражданственности. Кроме этого, в последние годы наблюдается тенденция к увеличению процента выпускников школ, поступающих в вузы, с характеристиками недостаточной социальной и психологической зрелости (группирование с асоциальными сверстниками, несформиро-ванность учебной деятельности, отсутствие самостоятельности, слабая рефлексия, протестные и оппозиционные реакции, отсутствие навыков эффективного общения; алкоголизация и наркотизация). Актуальной становится необходимость проведения серьезной профилактической работы, включающей разработку и внедрение таких методов и технологий организации педагогического процесса, которые бы позволяли, интенсивно воздействуя на развитие личности студента, корректировать негативные явления в студенческой среде. Это требует существенного изменения в целях, содержании, психологическом и методическом обеспечении системы профессиональной подготовки кураторов, в технологии самого педагогического взаимодействия, особенно в связи с переходом к многоуровневой подготовке специалистов. Необходимо создавать такие условия, в которых студенты уже в вузе будут учиться функционировать в быстроменяющемся обществе, адаптируясь к его экономическим, социальным и психологическим реалиям как в государстве в целом, так и в ближайшем окружении, и в первую очередь - профессиональном.
Одним из основных направлений в кураторской деятельности является создание условий для учебной и социальной адаптации студентов младших курсов. Степень участия куратора в процессе адаптации студентов различна. Это зависит от уровня подготовленности выпускника средней школы, от его личностных характеристик, от сформированности мотивационной сферы, от его ожиданий и т. д. Кто-то нуждается в каждодневной помощи и контроле, а кому-то достаточно лишь обозначить уровень требований, перспектив. Следовательно, куратору необходимо владеть приемами психолого-педагогической диагностики, прогнозирования, профилактики, активными методами социаль-
но-психологического воздействия, что возможно только при тесном взаимодействии с психологической службой вуза, готовой консультировать кураторов по различным проблемам личностной адаптации.
Таким образом, основными задачами психологообразовательного сопровождения студентов младших курсов должны стать:
1. Сопровождение социальной и учебной адаптации первокурсников:
- задачи информирования: об условиях проживания, учебных предметах, режиме учебы, профессорско-преподавательском составе; о деятельности организаций, призванных помогать студентам (студенческом совете, профкоме, психологической службе вуза);
- коммуникативные задачи - наладить общение внутри группы, сформировать коллектив, устранить барьеры общения между преподавателями и студентами (поход, посвящение в студенты, встреча на кафедре, разработка памяток и рекомендаций и т.д.);
- установление правил и норм взаимодействия взрослых и студентов (в процессе обучения, во время подготовки и сдачи сессии);
- учебные задачи - помощь в овладении учебными навыками, навыками планирования времени, самоорганизации.
Показателями социальной адаптации являются:
- на уровне группы: вхождение в группу; определенный социальный статус; принятие правил и норм корпоративной культуры (группа, факультет, университет);
- на уровне университета: знание инфраструктуры (корпуса, общежития, библиотека, профком, центр культуры, музеи и др.); знание руководства факультета, кафедр.
Показателями учебной адаптации являются: ориентация в учебном расписании, аудиториях, корпусах; умение пользоваться библиотекой, электронным каталогом, информационными образовательными ресурсами; наличие навыков самостоятельной работы, самоорганизации (подбор литературных источников, их анализ, умение планировать время и т. д.).
2. Сопровождение образовательного процесса (в узком смысле).
Задачи обучения:
- знакомство с научными школами и направлениями;
- социально-психологическая поддержка в период сдачи первой сессии (тренинги, беседы, консультации);
- информирование о различных формах представления студенческих работ: реферат, курсовая, отчет, эссе и т. д. (различия, где применяются, технология написания);
- помощь в выборе образовательного направления, специализации;
- анализ текущей успеваемости и посещаемости.
Воспитательные задачи:
- вовлечение студентов в общественно-полезную деятельность;
- содействие студенческому самоуправлению;
- ознакомление с возможностями, которые предоставляет университет для физического и культурного развития (секции, кружки, клубы, музеи);
- организация и участие в различных мероприятиях, проводимых в группе, на факультете, в университете, в городе;
- посещение общежития, изучение условий проживания студентов;
- работа по профилактике конфликтов, правонарушений.
Показателями результативности реализации психо-лого-образовательного сопровождения студентов младших курсов должны стать следующие критерии.
На уровне группы:
- низкий процент «отсева» студентов;
- академическая успеваемость;
- сформировавшийся коллектив; активность и мобильность группы;
- отсутствие конфликтов.
На уровне отдельного студента:
- определенность с научным направлением;
- определенность с научным руководителем;
- овладение навыками оформления курсовой работы;
- участие в делах группы, факультета;
- овладение навыками самопрезентации;
- готовность к осознанному и самостоятельному построению образовательной траектории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 672 с.
2. Глоточкин А.Д. Социальная психология и практика (Избранные публикации). Уфа, 2001. 120 с.
3. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адап-
тации студентов к учебному процессу в вузе: Сб. науч. тр. Кишинев, 1990. С. 3-17.
4. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского, В.М. Ковалевой, А.А. Крашенинникова и др. М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1986. 303 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 9 октября 2007 г.