ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ В ВУЗЕ Славгородская Е.Л.
Аннотация. Статья посвящена путям психологической помощи студентам в учебе в период обучения в вузе по инженерным специальностям. Обобщается опыт работы по психологическому сопровождению образовательного процесса в вузе в нашей стране и зарубежом. Указывается на место психологического обеспечения в общей структуре организации профессионального обучения.
Ключевые слова. Психологическая поддержка (помощь, обеспечение), пути психологического обеспечения учебно-профессиональной деятельности студентов в нашей стране и зарубежом: профессиографирование, профдиагностика, профотбор, коррекционно-развивающая и профилактическая работа, психологическое консультирование, психологическое сопровождение специальности, проектная деятельность, повышение психологической культуры преподавателей и уровня преподавания и др.
ABSTRACT. Article focused on how psychological help students learn while studying at the university. The emphasis is on engineering education. Talks of experience in providing psychological in our country and abroad. Indicated on the site psychological support in the overall organization of professional training.
KEY WORDS. Psychological support (help and support), the way psychological support training and professional students in this country and abroad: professiografirovanie, profdiagnostika, professional selection, correction and development and preventive work, counseling, psychological support specialty, project activity, increased psychological culture of teachers and the level of teaching, etc.
Студенты испытывают значительные трудности в регуляции своей учебно-профессиональной деятельности, связанные со всеми структурными компонентами указанной регуляции. Эти проблемы ранее мы уже обобщали в наших публикациях [22], [24] . Ныне мы предпринимаем попытку обобщить практический опыт помощи студентов в преодолении существующих трудностей, прежде всего в рамках психологической службы вуза.
Психологическую поддержку студентов в эффективном освоении программ профессиональной подготовки и успешной адаптации на рынке труда в той или иной форме применяют в следующих российских вузах: Астраханский ГТУ, Волгоградский ГСА, Кемеровский ГТУ, МВТУ им. Баумана, МИСИ, СПб УПП, Северо-Кавказский ГТУ, Саратовский ГТУ, Уральский ГТУ, Томский ГТУ , МГУ, ЛГУ, КФУ, Камчатский ГУВ, Поморский ГУ, Ростовский ГУ, РГУ, Ярославский ГУ и других. Анализируя деятельность различных вузов в оказании психолого-педагогической помощи в освоении учебных программ и адаптации на рынке труда, приходится отметить, что единой концепции психологической помощи студента не существует. В каждом вузе поступают по-своему. Но, тем не менее, анализ источников, позволяет выделить разнообразные подходы к организации психолого-педагогической поддержки студентов вузов в эффективном освоении программ профессиональной подготовки, которые повторяются во многих вузах [1], [2], [3], [4], [5]. [6], [7], [8], [9], [10], [11], [13], [15], [16], [17], [18], [19], [20], [21]. Для преодоления эклектичности в анализе психологической помощи в вузах нами предпринята попытка структурирования направлений психологического обеспечения студентов в России. Среди направлений подобного обеспечения нами выделены следующие: 1. Профессиографирование, составление идеальной «модели специалиста», профессиограмм, психограмм, квалификационных требований к
специалистам, компетенций. Уточнение существующих профессиограмм и психограм в связи с требованиями времени, изучение реального рынка труда, требований работодателей к специалистам.
2. Профориентационная работа с абитуриентами, школьниками (ознакомление
с профессиограммами , психограммами специальностей по которым ведется подготовка в вузе, профпросвещение, изучение рынка труда, профконсультирование, профдиагностика), отбор наиболее подготовленных абитуриентов .
3. Психологическое сопровождение специальности. Разработка программ диагностики, коррекции и развития профессионально важных личностных качеств в соответствии с профессиограммами и психограммами. Подбор инструментария для решения поставленных задач. Непрерывное психологическое сопровождение профессионального образования. Осуществление профессионального становления и развития личности студентов.
4. Развитие учебной мотивации у студентов и заинтересованности в будущей
профессии. Планирование профессионального плана, маршрута будущей профессии, карьерного роста, индивидуальной образовательной
траектории каждого студента, повышения успеваемости студентов, профессиональная адаптация. Развитие рефлексивной сферы сознания и мышления обучающихся в направлении профессионального
самоопределения, развитие творчества, формирование ценностных
ориентаций.
5. Помощь студентам в адаптации к условиям обучения в вузе и к выбранной
профессии. Это осуществляется через институт кураторства, профдиагностики, обучения навыкам культуры познавательной деятельности и общения, психорегуляции, в психологическом консультировании в трудных случаях, при выработке индивидуального стиля учебы и планировании профессиональной карьеры.
6. Проектная деятельность: моделирование в доступной форме будущей профессиональной деятельности : студенческие фирмы, тренажеры и т.п..
7. Повышение психологической культуры преподавательского состава, кураторов, администрации и сотрудников вуза. Это осуществляется через организацию повышения квалификации: тренинги, лекции, обмен опытом работы и т.п.
8. Повышение уровня преподавания в вузе с учетом новейших достижений
психолого-педагогической науки: внедрение активных методов
преподавания, демократизация и гуманизация педагогического общения, учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов, типов их личности и т.п.
9. Психологическое просвещение. Пропаганда возможностей современной
психологии в повышении уровня профессиональной подготовки студентов и помощи в решении их проблем, путей разрешения психологических трудностей.
10. Психологическое консультирование всех участников образовательного процесса в вузе. Разрешение кризисных ситуаций. Проводится в интересах всех субъектов высшего образования: студентов, преподавателей, сотрудников и других. Приоритетным при этом будет являться осуществление психолого-педагогических мероприятий по изучению и оценке способностей конкретного человека с целью оказания профконсультантом помощи ему в выбранной профессии.
11.Психодиагностика. Изучение проблем студентов, абитуриентов, молодых специалистов и т. д. Психологическая диагностика профессионального развития личности : профессиональные предпочтения, склонности, возможности . и др.
12. Психопрофилактическое направление. Предотвращение неблагополучия, проблем.
13.Коррекционно-развивающая работа. Создание психологической среды,
способствующей профессиональному личностному росту студентов, что предполагаент индивидуальную работу с отдельными студентами и фронтальную работу с о студенческими группами.
14.Воспитательная работа со студентами и студенческими группами, построенная в психологически обоснованном направлении.
15.Организационно-методическая деятельность: клубы, диспуты и т.п.
16.Повышение уровня преподавания психологии в вузе и адаптация курсов психологии к выбранной специальности.
17.Научно-исследовательская работа в проблемных направлениях, проведение научно-практических конференций , семинаров.
18.Волонтерское движение студентов. Привлекаются студенты-психологи для оказания психологической помощи студентам других факультетов, а также студенты, уже прошедшие курс психологической помощи (например, тренингов) в оказании помощи психологам в работе с новичками.
19..Получение дополнительной специальности студентами. В случае явной психологической несовместимости студента с требованиями будущей профессии, по которой ведется его основная подготовка или его желания расширить образование.
20. Помощь в успешной адаптации на рынке труда, при подборе наиболее подходящего места работы с учётом психологических показателей. Развитие потребности в непрерывном образовании и самообразовании.
Приведённый выше ряд направлений психологической помощи студентам в российских вузах отличен от направлений такой помощи зарубежом. Анализ литературных источников по проблемам зарубежного инженерного образования [11], [14], [21], [20] позволил выявить приоритетные пути психолого-педагогической поддержки студентов технических вузов за границей. В качестве таких путей мы выделяем следующие:
1.Отбор наиболее подготовленных студентов. Так при поступлении в высшее
профессиональное заведение США [19] кандидаты представляют кроме документа об успехах в школе, результаты тестов, оценивающих склонность к образованию, рекомендации педагогов, письменные сочинения, свидетельства наличия потенциала лидера и участия во внеурочных мероприятиях.
2. Дифференцирование сроков обучения в вузе. Конкурсный подход при отборе
наиболее подготовленных студентов при переходе от одного звена обучения к следующему (бакалавриат, магистратура и далее). Стимулирование непрерывного повышения квалификации от одного образовательного уровня к другому. Так, в США существуют 4 ступени квалификации инженера. При переходе от одной ступени квалификации к другой обязательна дополнительная профессиональная подготовка. [20]
3.При поступлении на работу часто проводится психологическая диагностика на предмет готовности к труду, соответствия будущей специальности.
4.Оказание экстренной психологической помощи всем участникам образования через государственную территориальную психологическую помощь или через разнообразные социальные программы.
5. Предъявление высоких требований к подготовке специалистов. В рамках Болонского процесса обозначены требования к специалистам, способным работать в любой стране мира, обмениваться опытом работы на мировом уровне, способным к сотрудничеству. Современному специалисту необходимы не только познания в области предмета обучения, но также профессиональная и этическая ответственность, лидерские качества, готовность к широким контактам, способность эффективного взаимодействия в коллективе, а также готовность постоянно повышать уровень знаний. Только это делает молодых инженеров конкурентоспособными и востребованными на мировом рынке труда [10].
В соответствии с требованиями вносятся коррективы в программы подготовки специалистов. Генеральный критерий качества -
профессиональная компетентность выпускника, проявляющаяся в его способности без дополнительного доучивания, сразу после окончания вуза выполнять профессиональные функции [там же]. Так, с целью повышения качества инженерного образования проводится аккредитация инженерных вузов АВЕТ - Аккредитационным Советом в области инженерного дела и технологий. В США АВЕТ является признанной во всем мире авторитетной неправительственной профессиональной организацией, представляющей собой Федерацию более чем 30 профессиональных инженерных и технологических сообществ. Именно эта организация стала мировым лидеров в модернизации инженерного образования [20]. Подобные организации существуют и в странах Европы.
Для международного контроля за качеством транснационального образования создана организация ОАТЕ, которая сформулировала принципы транснационального образования. В том числе и о поддержке студентов для максимального усвоения ими программ обучения, и о достаточной квалификации преподавателей [12], [20].
6.Высокие требования к квалификации преподавателей. В документе «Международный преподаватель инженерного вуза» показателем успешной деятельности преподавателя инженерных дисциплин наряду с хорошими научно-технологическими и инженерно-практическими знаниями указываются и психологические знания и компетенции. Преподаватели обязаны проходить специальную подготовку в аккредитованных центрах, многие из которых развились до уровня Института инженерной педагогики [14], [20].
Существуют многочисленные концепции организации педагогических систем в целом и опыт психологического обеспечения учебно-профессиональной деятельности студентов в вузе в частности, достойные внимания, однако знания о правильной организации учебного процесса, полученные в них, недостаточно систематизированы и структурированы. В
итоге педагоги применяют некоторые из отдельных приемов, но в целом проблема создания целостной, закономерно обоснованной системы организационного психолого-педагогического обеспечения учебной деятельности в целом и учебно-профессиональной в частности остается открытой.
Решить проблему построения оптимальной системы организации учебной и учебно-профессиональной деятельности, на наш взгляд, можно исходя из концепции ее психической регуляции. Нами на основании обобщения большого количества экспериментальных данных с использованием методологии субъектно- деятельно стного и системного (комплексного) подходов, выявляюших закономерные связи различных индивидуальных характеристик и успешности деятельности, выявлены закономерные структуры субъектного уровня регуляции различных видов деятельности [22], [23], обобщены также подходы к организации учебы [24].С точки зрения Субъектно- деятельностного подхода, показана роль психологического обеспечения в общей картине оптимизации учебно-профессиональной деятельности студентов. Здесь можно представить следующую таблицу (Таблица 1.): (курсивом выделяем те компоненты, которые вытекают из концепции субъектного уровня психической регуляции учебно-профессиональной деятельности)
Таблица 1. Оптимизация психической регуляции психологическими средствами в структуре организации учебно-профессиональной деятельности студентов
Компонент учебно- Модель ее идеального Приемы психоло-
профессиональной содержания педагогического
деятельности обеспечения
Мотивация
Интерес к профессии.
будущей
Познавательный интерес, творчество
Гордость за свой факультет, университет
Коммуникативный интерес
Адекватно высокая
самооценка Целенаправленность. Воля
Профотбор, профадаптация.
привлечение практиков для увлечения будущей
профессией.
отказ преимуществ будущей профессии.
Интересное, мастерское преподавание (проблемное обучение, разнообразие средств и методов и форм обучения, эмоциональность и
др.).
Интерес преподавателя к своему предмету, умение заразить им студентов.
Привлекательность личности преподавателя.
Повышение имиджа учебного заведения.
Повышение уровня мастерства преподавателей.
Демократизация и гуманизация общения.
Создание ситуации успеха.
Диагностика. Коррекция.
Система требований._
Операционный (исполнительский)
Учебные ситуации
Система учебных задач Система учебных действий (умения, навыки) по решению учебных задач в учебных ситуациях
Соответствие учебных планов структуре изучаемой науки, трансформация их в систему учебных ситуаций и задач, показ студентам логики построения науки
Автоматизация основных фундаментальных действий
Результативный Профессиональное развитие Психодиагностика
Коррекционно-развивающая
Профессиональное работа
становление Профконсультирование
Рефлексия учебно-
профессионального Обсуждение со студентами
развития. хода их профессионального
Общее развитие. развития и становления
(рефлексия), помощь им в
выработке собственного
стиля учебно-
профессиональной
деятельности,
проектирование
Овладение системой профессионального развития.
профессионально- Система учебных ситуаций и
учебных знаний, умений заданий, автоматизация
и навыков основных действий.
Развитие Система самостоятельной
самостоятельности работы, овладение навыками
культуры умственного труда,
культуры общения,
регуляции состояний и т. п.
Контрольно-оценочный Текущий контроль и оценка Задания по проверке знаний в
Промежуточный контроль конце лекций
и оценка Проверка основных понятий и
фактов по каждому разделу
программы
Итоговый контроль и Программированный
оценка контроль.
Совершенствование приема
экзаменов и зачетов,
Развитие самоконтроля и применение знаний на
самооценки в учебе практике
Эталоны контроля,
привлечение к оценке
сокурсников,
Рефлексия своего учебно- самооценивание в сравнении
профессионального с оценкой преподавателя
обучения и развития И Индивидуальные консультации,
самоотчеты
Таким образом, в системе организации учебно-профессиональной деятельности студентов использование концепции субъектного уровня её психической регуляции сводится в основном к обеспечению ее психологической поддержки (помощи) и может быть применено в организации психологической службы вуза и индивидуальной работе со студентами и преподавателями вуза.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Дзирко Т.Г. Социальный проект как способ адаптации студентов к профессиональной деятельности. Электоронный ресурс:. Htth: // festival .1 september. ru festival. 1 september.ru>articles/501087. Дата обращения: 8.12.2011.
2. Добряк С. Ю. Воспитательный потенциал института кураторов в работе со
студентами-первокурсниками. Электронный ресурс: http://www.yong -scince. Ru. Дата обращения : 8.11.2011.
3. Добряк С.Ю. Динамика психической адаптации курсантов на первом и втором
курсе. Автореф.дис...кан.псих.наук. - Спб. - 2004.
4.Иванчев Н.И. Динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи на протяжении профессиональной подготовки. - Кострома. - 2001.
5. Инженерное образование в России. Электронный ресурс : http:// www. Дата
обращения : 8.11.2011.
6. КамГУ: Центр практической психологии. Проект «Проблемы построения и
осуществления стратегии профессионального развития личности». Электронный ресурс: «.kamgu.ru>practical psychology center . Дата обращения 8.11.2011.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Электронный ресурс: . edu.ru>db/mo/Data/d 02Z393.html . Дата обращения: 8.11.2011.
8. Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его
развития. Электронный ресурс: httth ://hr-portal.ru>article/obobshchennost Дата обращения : 8.11.2011.
9. Крицкий А.Г. Ценностные ориентиры профессионального самоопределения
студентов. Электронный ресурс: //tcmich.narod.ru>toppage1 .htm копия Дата обращения : 8.11.2011.
10. Лившиц,В. Болонский процесс и проблемы инженерного образования. Электронный ресурс: http:// elektron2000.com>livshic 0091 .html .Дата обращения: 8.11.2011.
11. Мирзаянова Л.Ф.Решение проблемы упреждающей адаптации студентов к профессиональной деятельности. Электронный ресурс: http: // mirz.brest.by>3 three.htm. Дата обращения: 8.11.2011.
12. Обеспечение и оценка качества высшего образования. Электронный ресурс: //
rudiplom.ru>articles/Obespechenie i otsenka . Дата обращения 8.11.2011.
13. Программа Министерства образования и науки РФ «Развитие практической психологии образования на 2004-2010 г.». - М: Минобразов., 2003.
14.. Программа мероприятия «Развитие службы практической службы образования на 2007-2008 г. Министерством образования и науки Российской Федерации. - М: Минобразов., 2006.
15. Просецкий П. А. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации. - Минск, 1976. -С.124-128.
16. ПряжниковН.С.,Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М., 2001.
17. Пряжников Н.С. Этические проблемы в преподавательской деятельности Электронный ресурс:. http:// fpo.ru>trud/pryai etich.html Дата обращения: 8.11.2011.
18..Романова Е.С. 99 популярных пррофессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб: Питер, 2006.
19. Система образования США.Высшее образование в США. Электронный ресурс: http:// www intem. ru >ap/p/3 71/
20. Современное инженерное образование. Электронный ресурс: http:// library.stu.ru>ingener.html Дата обращения: 8.11.2011.
21.. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе. Электронный ресурс: http// hr-portal.ru>article/problematika-i...v-vuze .Дата обращения:8.11.2011.
22. Славгородская Е.Л. Особенности регуляции учебно-профессиональной деятельности студентов. //Вестник Московского государственного университета. - Серия «Психологические науки». - №2. - Москва, Издательство МГОУ, 2007. - С. 247- 253.
23. Славгородская Е.Л. Особенности профессиональных намерений и
психологических проблем студентов физико-математического факультета. // Вестник Московского государственного областного университета. - Серия « Психологические науки». - №3. - Москва, Издательство МГОУ. - С. 324327.
24. Славгородская Е.Л. Организация учебно-профессиональной деятельности студентов на основе механизмов психической регуляции ими этой деятельности. // Вестник Московского государственного университета. -Серия «Психологические науки». - №1. - Москва, Издательство МГОУ. -2011. - С 45- 49.
25. Славгородская Е.Л. Психологические проблемы студентов технических вузов в обучении. / Четвёртые Левитовские чтения. Психология развития личности и профессиональное развитие: проблемы, перспективы, технологии. М.2009. - С.114- 118.