Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение безопасности личности в образовательных организациях'

Психологическое обеспечение безопасности личности в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная агрессия / антитеррор / безопасность личности / антиэкстремизм / social aggression / anti-terror / personal security / anti-extremism

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Людмила Александровна Казанцева, Владимир Иванович Красильников, Сергей Яковлевич Казанцев

Авторами проведен сложный комплексный сочетанный анализ типологии и динамики аффективных расстройств у лиц, находящихся на грани стабильности социума. Учитывая неоднозначность и сложность проблемы, социальная агрессия лежит в междисциплинарной сфере. Научная работа проведена по данным открытых публикаций и согласно авторским исследованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Людмила Александровна Казанцева, Владимир Иванович Красильников, Сергей Яковлевич Казанцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological security of the individual in educational organizations

The authors carried out a complex combined analysis of the typology and dynamics of affective disorders in people who are on the verge of social stability. Given the ambiguity and complexity of the problem, social aggression lies in an interdisciplinary field. The scientific work was carried out according to the data of open publications and according to the author's research.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение безопасности личности в образовательных организациях»

Научная статья УДК 159.9; ББК 88.8

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-39-41 NIION: 2018-0077-1/23-275 MOSURED: 77/27-024-2023-01-474

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Психологическое обеспечение безопасности личности в образовательных организациях

Людмила Александровна Казанцева1, Владимир Иванович Красильников2, Сергей Яковлевич Казанцев3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия krasilnikov.49@bk.ru

2 3 Казанский юридический институт МВД России, Казань, Россия

2 krasilnikov.49@bk.ru

3 krasilnikov.49@bk.ru

Аннотация. Авторами проведен сложный комплексный сочетанный анализ типологии и динамики аффективных расстройств у лиц, находящихся на грани стабильности социума. Учитывая неоднозначность и сложность проблемы, социальная агрессия лежит в междисциплинарной сфере. Научная работа проведена по данным открытых публикаций и согласно авторским исследованиям.

Ключевые слова: социальная агрессия, антитеррор, безопасность личности, антиэкстремизм Для цитирования: Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я. Психологическое обеспечение безопасности личности в образовательных организациях // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 39-41. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-39-41.

Original article

Psychological security of the individual in educational organizations

Lyudmila A. Kazantseva1, Vladimir I. Krasilnikov2, Sergey Ya. Kazantsev3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian named after VYa. Kikot', Moscow, Russia krasilnikov.49@bk.ru

2 3 Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Kazan Russia, Republic of Tatarstan

2 krasilnikov.49@bk.ru

3 krasilnikov.49@bk.ru

Abstract. The authors carried out a complex combined analysis of the typology and dynamics of affective disorders in people who are on the verge of social stability. Given the ambiguity and complexity of the problem, social aggression lies in an interdisciplinary field. The scientific work was carried out according to the data of open publications and according to the author's research.

Keywords: social aggression, anti-terror, personal security, anti-extremism

For citation: Kazantseva L. A., Krasilnikov V. I., Kazantsev S. Ya. Psychological security of the individual in educational organizations // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):39-41. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-63 8Х-2023-1 -39-41.

Проблема безопасности личности в образовательных организациях, подразумевает сложный комплекс отношений человека со средой своего окружения. Взаимосвязи между переменными среды обитания и различными психологическими характеристиками «человеческого фактора», предполагают разработку механизмов взаимодействия и изыскание ресурсов, повышающих готовность личности противостоять предполагаемой

социальной агрессии. Наличие качеств, характеризующих субъекта жизненных условий его существования и развития является условием формирования личности субъекта и предполагаемой деятельности по осуществлению его безопасности [1].

Гуманистическая парадигма психологии базируется на утверждении о том, что человек обязательно стремится самореализации, выраженной раскрытием своего

© Казанцева Л. А., Красильников В. И., Казанцев С. Я., 2023

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

№ 1 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

потенциала в достижении некого идеала. И именно это стремление, является основополагающей мотивацией личности в основе деятельности индивида. Вместе с тем данная личность, остается неизменно и постоянной социальной, и любая ее самореализация происходит на поле ее взаимоотношения с окружающим ее обществом.

Социальное окружение личности, независимо от своего масштаба, будь это микросоциум семьи, коллектив или человеческая цивилизация в целом, является для данной личности источником мотивов и жизненных смыслов, а также пространством их реализации и основной силой сопротивления любому насилию [2].

В зависимости от своих социальных представлений и в зависимости от модели социальной адаптации личность определяет свой жизненный путь, т. е. строит планы своего будущего. Жизненные планы личности, в совокупности с окружающей средой, можно рассматривать в единстве трех аспектов: мечты, собственно жизненные планы и ближайшие цели их осуществления. И если первые носят обязательно идеализированный вид и отдалены во времени на многие годы вперед (так подросток или юноша может мечтать стать космонавтом, разведчиком, или зимовщиком на полярной станции известным артистом или ученым и т. д.) основные жизненные планы являются более конкретными и хотя тоже рассчитаны на многие годы, содержат в себе не только итоговую цель, но и более или менее развернутую программу для ее достижения. При этом ближайшие цели с несколькими предстоящими годами жизни, например получение образования, овладение специальностью, создание семьи и др. [3].

В совокупности эти три вышеуказанных элемента образуют важнейшую часть социального самоопределения личности, влияющую на его жизнь в настоящем, на восприятие, когнитивную оценку и концептуализацию настоящей социальной реальности. Социальное самоопределение личности является итогом социального становления окружающего его социального мира, и формированию всей системы социальных представлений. При этом можно выделить 4 аспекта социального самоопределения личности:

1. Статусное самоопределение (кем я предположительно буду и кем хочу стать);

2. Профессиональное самоопределение (чем я буду заниматься?)

3. Семейное самоопределение (как я хочу прожить личную жизнь?)

4. Нравственное самоопределение (каким правилам я буду следовать в жизни?)

При этом столкновение с «двойными стандартами» жизни, возникающие на жизненном пути трудности и следующие за ними неудачи в разрешении противоречий приводят к моральной усталости, потере личностью самоуважения, переживанию, бесперспективности, беспомощности.

В условиях этой реальности, когда прежние, традиционные средства социализации полностью разрушены, а новые способы еще не сформированы, за-

трудняется включение в систему взаимоотношений и коммуникаций [4].

И неудивительно, что под воздействием мощной пропаганды и массовой культуры «бескультурья», поддерживающую по своей сути примитивную и в тоже время противоречивую картину мира. Многие молодые люди не могут определить для себя ценностно-смысловые приоритеты и пребывают в состоянии экзистенциальной фрустрации и фатализма, от специфики которых зависит форма и содержание протестной активности (или лжепротестная). Протестная активность личности при этом определяется как процесс, направленный пере структурирование внешнего (микро и макро) социума в соответствии со спецификой самоопределения личности и конкретно-исторических противоречиях. Компоненты протестной активности личности (ценностно-смысловая направленность протестной активности личности картины мира, мотивационно потребительская сфера, в сочетании экзистенциальным самоопределением и спецификой субъективной активности личности). Находятся в тесной сопряженности и взаимовлиянии. На основе анализа этих параметров можно выделить и описать деструктивные (нигилизм, оппозиция, негативизм, негативный эскапизм) и вытекающие из них конструктивные протестные формы (такие как эмансипация и высший эскапизм).

Все вышеперечисленное может стать причиной болезненной депрессии, а впоследствии неадекватной рефлексии на уже сформированной системе ценностей. Такая фрустрация личности молодого человека приводит к деструкции его идентичности, способствует развитию характерной интравертности. В процессе приобретения навыков и умений, а также в результате получения высшего академического образования может наблюдаться кризис идентичности в виде постепенного взросления и переход с приобретением профессиональных компетенций в иную социальную группу и сферу профессиональных отношений при этом возникает конфликт между сложившимися к данному моменту спектром элементов идентичности и формирующейся их новой конфигурации [5].

Вместе с тем, молодые люди, ставшие специалистами и обладающие объяснимыми честолюбивыми, подкрепленными определенными лидерскими качествами, тем не менее, не в состоянии самостоятельно определить свое место и роль в обществе. В этом случае решающее значение для индивида может представлять идентичность абсолютно сторонней группы, которая становится для него новой возможностью для реализации. Именно такая микросреда или микро сообщество способно оказывать решающее влияние на выбор новой самоидентификации конкретной личности. В ходе образовательного процесса иногда проявляется острый интерес нетривиальным сообществам и практикам модного направления самосовершенствования. Мотивация их членов становится позитивно направленной. Иногда эта мотивация направлена на конъюнктурные или карьерные достижения и бывает продиктована интеллектуальными либо материальными интересами.

40

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Библиографический список

1. Березанцев, А. Ю. Агрессия, психопатология и социально психологические механизмы регуляции поведения (теоретические аспекты) / А. Ю. Березанцев, Н. Г. Батуева // Российский психиатрический журнал. 2007. № 6. С. 22-28.

2. Брушлинский, А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. 1996. № 6. С. 31.

3. Гайфутдинова, А. М. коррекция ранней стадии девиантного поведения подростков средствами социокультурной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. Наук / А. М. Гайфутдинова. Казань, 2014. 22 с.

4. Масленникова, В. Ш. Теоретические аспекты развития безопасной личности / В. Ш. Масленникова // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 11-12.

5. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И. А. Фурманов. СПб. : Речь. 479 с.

Bibliographic list

1. Berezantsev, A. Yu. Aggression, psychopathology and socio-psychological mechanisms of behavior regulation (theoretical aspects) / A. Yu. Berezantsev, N. G. Bat-ueva // Russian Psychiatric Journal. 2007. No. 6. PP. 22-28.

2. Brushlinsky, A. V. Psychology of the subject in a changing society / A. V. Brushlinsky // Psychological Journal. 1996. No. 6. P. 31.

3. Gayfutdinova, A. M. correction of the early stage of deviant behavior of adolescents by means of socio-cultural activity : abstract. dis. ... candidate of Pedagogical Sciences. Sciences / A. M. Gayfutdinova. Kazan, 2014. 22 p.

4. Maslennikova, V. Sh. Theoretical aspects of the development of a safe personality / V. Sh. Maslennikova // Kazan Pedagogical Journal. 2016. No. 3. PP. 11-12.

5. Furmanov, I. A. Aggression and violence: diagnosis, prevention and correction / I. A. Furmanov. SPb. : Speech. 479 p.

Дополнительная информация об авторах

Л. А. Казанцева - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор;

B. И. Красильников - действительный член Российской академии медико-технических наук, доцент кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России, доктор медицинских наук, профессор;

C. Я. Казанцев - профессор кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России, доктор педагогических наук, профессор, кандидат юридических наук.

Additional information about the authors

L. A. Kazantseva - Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Professor;

V. I. Krasilnikov - full member of the Russian Academy of Medical and Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Criminology of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Medical Sciences, Professor;

S. Ya. Kazantsev - Professor of the Department of Criminology of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 15.01.2023; одобрена после рецензирования 27.01.2023; принята к публикации 06.02.2023.

The article was submitted 15.01.2023; approved after reviewing 27.01.2023; accepted for publication 06.02.2023.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.