Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ АВАРИЙНОСТИ НА ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

МОНИТОРИНГ АВАРИЙНОСТИ НА ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожно-транспортные происшествия / аварийность на дорогах / дорожно-транспортный травматизм / traffic accidents / accidents on the roads / road traffic injuries

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сергей Яковлевич Казанцев, Владимир Иванович Красильников, Альфинур Минсултановна Гайфутдинова

Поведен мониторинг наиболее актуальных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их структуры, показывающий на данный момент самые уязвимые точки соприкосновения с возможными нарушениями на грани криминала или близкими к криминальным деяниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF ACCIDENTS ON THE ROADS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Monitoring of the most relevant causes of road traffic accidents and their structure has been carried out, showing at the moment the most vulnerable points of contact with possible violations on the verge of crime or close to criminal acts.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ АВАРИЙНОСТИ НА ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

УДК 616-001 NIION: 2003-0059-5/21-045

ББК 54.581:53.76 MOSURED: 77/27-003-2021 -05-244

DOI 10.24412/2073-0454-2021 -5-218-221 © Казанцев С.Я., Красильников В.И., Гайфутдинова А.М., 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

МОНИТОРИНГ АВАРИЙНОСТИ НА ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Сергей Яковлевич Казанцев, профессор кафедры криминалистики, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор

Казанский юридический институт МВД России (420059, Республика Татарстан, Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 128) E-mail: krasilnikov.49@bk.ru

Владимир Иванович Красильников, доцент кафедры криминалистики, доктор медицинских наук, действительный член (академик) Российской академии медико-технических наук

Казанский юридический институт МВД России (420059, Республика Татарстан, Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 128) E-mail: krasilnikov.49@bk.ru

Альфинур Минсултановна Гайфутдинова, доцент кафедры журналистики Российского исламского института, старший преподаватель, кандидат педагогических наук

Казанский государственный институт культуры (420059, Республика Татарстан, Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 3) E-mail: krasilnikov.49@bk.ru

Аннотация. Поведен мониторинг наиболее актуальных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их структуры, показывающий на данный момент самые уязвимые точки соприкосновения с возможными нарушениями на грани криминала или близкими к криминальным деяниям.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, аварийность на дорогах, дорожно-транспортный травматизм.

MONITORING OF ACCIDENTS ON THE ROADS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Sergey Ya. Kazantsev, Professor of the Department of Criminology, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor

Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (420059, Republic of Tatarstan, Kazan, ul. Orenburgskiy trakt, d. 128) E-mail: krasilnikov.49@bk.ru

Vladimir I. Krasilnikov, Associate Professor of the Department of Criminology, Doctor of Medical Sciences,

Full member (Academician) of the Russian Academy of Medical and Technical Sciences

Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (420059, Republic of Tatarstan, Kazan,

ul. Orenburgskiy trakt, d. 128)

E-mail: krasilnikov.49@bk.ru

Alfinur M. Gayfutdinova, Associate Professor of Journalism at the Russian Islamic Institute, Senior Lecturer, Candidate of Pedagogical Sciences

Kazan State Institute of Culture (420059, Republic of Tatarstan, Kazan, ul. Orenburgskiy trakt, d. 3) E-mail: krasilnikov.49@bk.ru

Abstract. Monitoring of the most relevant causes of road traffic accidents and their structure has been carried out, showing at the moment the most vulnerable points of contact with possible violations on the verge of crime or close to criminal acts. Keywords: traffic accidents, accidents on the roads, road traffic injuries.

Для цитирования: Казанцев С.Я., Красильников В.И., Гайфутдинова А.М. Мониторинг аварийности на дорогах Республики Татарстан. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(5):218—221.

Введение. В настоящее время в городах и населенных пунктах происходит более 70% всех дорожно-транспортных происшествий. Темпы увеличения количества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в городах, опережают темпы увеличения количества дорожно-транспортных происшествий в целом. Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма

показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся значительной степенью тяжести [1].

В России превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, алкоголь стали причиной почти 70% дорожно-транспортных происшествий с по-

218

Вестник Московского университета МВД России

№ 5 / 2021

Рис. 1. Распределение ДТП по нарушениям (по данным ГИБДД Республики Татарстан)

Рис. 2. Распределение ДТП (по данным ГИБДД Республики Татарстан)

страдавшими (рис. 1). Ежегодный ущерб, по оценкам Минэкономразвития, составляет порядка 2,5% ВВП. Количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, составило одну треть от всех погибших в Европе. При этом детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются несколько тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков [2].

Основным фактором возникновения дорожно-транспортных происшествия является нарушение водителями предписывающих указаний и правил дорожного движения. Управление автотранспортом в экстремальных условиях с нарушениями ПДД [3].

Основные показатели аварийности по РТ. Мониторинг, проведенный за последние годы, показал, что пик аварийности на дорогах Татарстана приходился на конец недели, а именно на пятницу и субботу (рис. 3), когда утомленные рабочей неделей водители готовятся к воскресному отдыху, спеша закончить все свои рабочие нагрузки и поручения, т.е. торопятся, чтобы расслабиться и расслабляются в предвкушении подготовки к воскресному отдыху. Учитывая это, лечебным учреждениям, оказывающим неотложную травматологическую помощь, необходимо находиться в состоянии повышенной готовности в эти дни. Что и необходимо учитывать и администрации лечебных учреждений, расположенных вдоль крупных автодорожных магистралей (рис. 2).

Определяющее влияние на уровень аварийности оказывали водители транспортных средств, на долю которых приходилось до 83,8% ДТП [3; 4] (рис. 6).

37,1% ДТП составляли столкновения, 36,9% ДТП — наезды на пешеходов, 14,1% или ДТП пришлись на опрокидывания.

За исследуемый период с 2016 по 2020 гг. было зарегистрировано до (4,2 %) наездов на препятствия, (1,5 %) наезд на велосипедистов, ДТП (3,7 %) — падения пассажиров [3; 5].

91,4% от общего количества ДТП по вине водителей произошло из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспорта физических лиц (рис. 5).

Из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, находившихся за рулем в состоянии опьянения, зарегистрировано происшествий до 7,8%.

В целом анализ сложившейся ситуации свидетельствует о запланированном в ФЦП процессе стабилизации уровня дорожно-транспортного травматизма. В республике достигнуто установленное значение целевого показателя Программы, а именно число погибших в ДТП людей снизилось по

Рис. 3. Показатели аварийности на дорогах

Республики по дням недели (по данным ГИБДД Республики Татарстан)

Рис. 4. Распределение ДТП по времени суток (по данным ГИБДД Республики Татарстан)

Рис. 5. Распределение ДТП по видам происшествий (по данным ГИБДД Республики Татарстан)

сравнению с базовым 2004 г., и положительное значение всех семи индикаторов эффективности мероприятий ФЦП.

Изучение наибольшей концентрации дорожно-транспортных происшествий по времени суток показало повышение автодорожных аварий в часы пик (рис. 4), а именно рано утром с семи до восьми часов, когда не проснувшиеся еще окончательно, водители торопятся поскорее занять свои рабочие места. Это сочетается с наибольшей плотностью автомобильного движения, осложненной автодорожными пробками [3; 6].

Еще более высокая концентрация дорожно-транспортных происшествий, ее пик, приходится на конец рабочего дня в вечернее время, когда утомленные дневными рабочими заботами водители торопятся домой или на дачи с 17 до 19 часов и даже до 20 часов сумеречного времени (рис. 3, 4).

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах Российской Федерации совершаются несколько тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков [3; 7].

Заключение. В целом анализ сложившейся ситуации свидетельствует о запланированном в ФЦП процессе стабилизации уровня дорожно-транспортного травматизма.

По поручению Президента была подготовлена Федеральная целевая программа по снижению уровня аварийности и радикальному сокращению количества жертв дорожно-транспортных происшествий. В Республике Татарстан для решения этих задач с 2008 г. начала внедряться система фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, которая положительно влияет на фактор созидательной стабильности, повышающий жизненный уровень населения.

В республике достигнуто установленное значение целевого показателя программы, а именно число погибших в ДТП людей снизилось по сравнению с базовым 2004 г., и положительное значение всех семи индикаторов эффективности мероприятий ФЦП.

Литература

1. Алексеева В.М., Микерова М.С., Темишев З.В. Характеристика пострадавших в дорожно-транс-

№ 5 / 2021

Рис. 6. Распределение ДТП по вине участников дорожного движения

220

Вестник Московского университета МВД России

портных происшествиях (на примере города Грозного) // Проблемы управления здравоохранением. 2009. № 3. C. 60-65.

2. Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г. и др. Дорожно-транспортный травматизм как медико-социальная проблема // Скорая медицинская помощь. 2007. № 1. C. 5-11.

3. Красильников В.И., Малеев М.В., Тимер-шин Р.Р. Мониторинг неотложной помощи в крупной многопрофильной больнице пострадавшим в ДТП за 2010-2015 годы: Моногр. Казань, 2017.

4. Семенова В.Г., Боровков В.Н. Социальный профиль жертв дорожно-транспортных происшествий: гендерное сходство и различия // Проблемы управления здравоохранением. 2010. № 2. С. 58-63.

5. Суворов С.Г., Розинов В.М., Чоговадзе Г.А. Детский дорожно-транспортный травматизм в городе Москве: Мат. V Рос. конгресса «Педиатрическая анестезиология и интенсивная терапия». Тверь, 2009. С. 45-49.

6. Raval C.B., Rashiduddin М. Airway management in patients with maxillofacial trauma — A retrospective study of 177 cases // Saudi J. Anaesth. 2011. Vol. 5. № 1. P. 9-14.

7. Tan K.G., Sathappan S.S. Operative fixation of a subtrochanteric fracture in a patient with previous spontaneous hip fusion // Singapore Med. J. 2010. Vol. 51. № 6. Р. 107-110.

References

1. Alekseeva V.M., MikerovaM.S., Temishev Z.V. Kha-rakteristika postradavshikh v dorozhno-transportnykh pro-isshestviyakh (na primere goroda Groznogo) // Problemy upravleniya zdravookhraneniyem. 2009. № 3. C. 60-65.

2. Bagnenko S.F., Miroshnichenko A.G. i dr. Do-rozhno-transportnyy travmatizm kak mediko-sotsial'naya problema // Skoraya meditsinskaya pomoshch'. 2007. № 1. C. 5-11.

3. Krasil'nikov V.I., MaleyevM.V., Timershin R.R. Monitoring neotlozhnoy pomoshchi v krupnoy mnogo-profil'noy bol'nitse postradavshim v DTP za 20102015 gody: Monogr. Kazan', 2017.

4. Semenova V.G., Borovkov V.N. Sotsial'nyy profil' zhertv dorozhno-transportnykh proisshestviy: gen-dernoye skhodstvo i razlichiya // Problemy upravleniya zdravookhraneniyem. 2010. № 2. S. 58-63.

5. Suvorov S.G., Rozinov V.M., Chogovadze G.A. Detskiy dorozhno-transportnyy travmatizm v gorode Moskve: Mat. V Ros. kongressa «Pediatricheskaya anes-teziologiya i intensivnaya terapiya». Tver', 2009. S. 45-49.

6. Raval C.B., Rashiduddin M. Airway management in patients with maxillofacial trauma — A retrospective study of 177 cases // Saudi J. Anaesth. 2011. Vol. 5. № 1. P. 9-14.

7. Tan K.G., Sathappan S.S. Operative fixation of a subtrochanteric fracture in a patient with previous spontaneous hip fusion // Singapore Med. J. 2010. Vol. 51. № 6. P. 107-110.

4-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. 200 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Волкова В.В. и др.

Административный процесс представлен как сложный и комплексный административно-правовой институт. Проанализированы задачи, основные принципы, участники административного процесса. Уделено внимание юрисдикционной и управленческой концепциям административного процесса. Рассмотрена структура административного процесса, виды производств.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также студентов, обучающихся по специальности Государственное и муниципальное управление.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Административный процесс

Четвертое издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.