Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-психологическая адаптация / критерий / параметр / уровень социально-психологической адаптации / психологическая работа / групповая консультация / индивидуальные консультации / socio-psychological adaptation / criterion / parameter / level of socio-psychological adaptation / psychological work / group consultation / individual consultations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М В. Сафонова, В В. Аксёнова

В статье рассматриваются процессы социально-психологической адаптации сотрудников в профессиональной среде, её значение для успешной интеграции и профессионального роста. Путём экспериментального анализа, включающего методы психологического консультирования и психотерапевтические техники, выявлена эффективность консультирования как инструмента, способствующего повышению уровня социально-психологической адаптации, снижению стресса и повышению продуктивности. Представленные результаты демонстрируют значимость психолого-педагогической поддержки в кадровой политике, направленной на оптимизацию процессов адаптации в организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — М В. Сафонова, В В. Аксёнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL COUNSELING AS A TOOL FOR IMPROVING THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF EMPLOYEES IN THE ORGANIZATION

The article examines the processes of socio-psychological adaptation of employees in a professional environment, its importance for successful integration and professional growth. Through experimental analysis, including methods of psychological counseling and psychotherapeutic techniques, the effectiveness of counseling as a tool that helps to increase the level of socio-psychological adaptation, reduce stress and increase productivity has been revealed. The presented results demonstrate the importance of psychological and pedagogical support in personnel policy aimed at optimizing adaptation processes in organizations.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ

В ОРГАНИЗАЦИИ

М.В. Сафонова, канд. психол. наук, доцент В.В. Аксёнова, магистрант

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Россия, г. Красноярск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-3-233-237

Аннотация. В статье рассматриваются процессы социально-психологической адаптации сотрудников в профессиональной среде, её значение для успешной интеграции и профессионального роста. Путём экспериментального анализа, включающего методы психологического консультирования и психотерапевтические техники, выявлена эффективность консультирования как инструмента, способствующего повышению уровня социально-психологической адаптации, снижению стресса и повышению продуктивности. Представленные результаты демонстрируют значимость психолого-педагогической поддержки в кадровой политике, направленной на оптимизацию процессов адаптации в организациях.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, критерий, параметр, уровень социально-психологической адаптации, психологическая работа, групповая консультация, индивидуальные консультации.

Социально-психологическая адаптация в профессиональной среде представляет собой ключевой аспект успешной интеграции нового сотрудника в коллектив, его профессионального становления и удовлетворенности трудовой деятельностью. В современных условиях она является приоритетной задачей кадровых служб, поскольку несоответствующий процесс адаптации повышает вероятность увольнений в первые три месяца работы и способствует возникновению значительного психологического дискомфорта. Следовательно, успешная адаптация сотрудников становится определяющим фактором, способствующим поддержанию продуктивности, снижению уровня стресса, а также повышению мотивации и удовлетворенности трудом.

Вопрос социально-психологической адаптации охватывает разнообразие научных подходов и моделей. Основоположниками исследований в данной области являются А.А. Реан, А.И. Хаустова, А.А. Началджян, А.В. Сиомичев и другие исследователи. Научные принципы адаптации персонала детально раскрыты в монографиях, статьях и учебных пособиях таких авторов, как А.Я. Кибанов, О.А. Горленко, О.А. Лапшова, И.Б. Дуракова и др. В зарубежных источниках вопросы адаптации рассматриваются в трудах

З. Фрейда, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, К. Роджерса, В. Франкла и других исследователей.

В рамках анализа социально-психологической адаптации Е.А. Климов акцентирует внимание на том, что это процесс приспособления к новой социальной среде, интеграции в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоении новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, а также на идентификации с профессиональной группой [1].

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс взаимодействия индивида с социальной средой, направленный на достижение определенного уровня соответствия его деятельности социальным нормам и ожиданиям. Этот процесс функционирует как самоорганизующаяся система, включающая взаимодействие структурных элементов личности и свойств социального окружения. Подобно любой системе, адаптация характеризуется множеством показателей, критериев, видов, уровней, типов и стадий развития.

В научной литературе А.А. Началджян выделяет три основных типа психологической адаптации личности, которые зависят от ха-

рактера её взаимодействия с социальной группой: нормальная, девиантная и патологическая адаптация [2, с. 108-114].

О.В. Хухлаева исследует социально-психологическую адаптацию, используя многоуровневый подход, что обеспечивает более детальный анализ данного процесса. В рамках этой модели выделяются адаптивный, средний и дезадаптивный уровни, что позволяет различать степень успешности адаптации индивидов в социальной среде [3].

В рамках исследования была поставлена цель и выдвинута гипотеза.

Целью исследования являлось: экспериментально подтвердить результативность применения психологического консультирования как средства социально-психологической адаптации сотрудника в организации.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что психологическое консультирование сотрудников будет эффективным средством при социально-психологической адаптации в организации, если:

1) в процессе консультирования будут определены причины и выявлены факторы, препятствующие активному процессу социально-психологической адаптации сотрудника;

2) психологическое воздействие будет направлено на изменение поведения и ожидания сотрудника в период адаптации;

3) в содержание психологического консультирования будут включены практические психотехники и упражнения, влияющие на благоприятную социально-психологическую адаптацию сотрудника.

На основе анализа психолого-педагогической и специализированной литературы, а также наблюдений за сотрудниками, были выделены критерии и параметры исследования социально-психологической адаптации, к которым были подобраны соответствующие методики. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 19 человек в возрасте от 23 до 50 лет, мужчины и женщины, представляющие различные профессиональные сферы.

В качестве критериев для оценки уровня социально-психологической адаптации были определены: внутренний (принятие организа-

ционных норм и правил, субъективная удовлетворенность сотрудника), внешний (продуктивность деятельности, взаимоотношения в коллективе) и психофизиологический (настроение, самочувствие). Для измерения этих критериев был использован диагностический комплекс, включающий опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации работников предприятий Р.Х. Исмаилова, проективную методику «Я на работе», опросник САН (самочувствие, активность, настроение), разработанный В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой,

В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым, а также авторский опросник.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы. У 32% сотрудников выявлен низкий уровень адаптации, что проявляется в трудностях в соблюдении норм и правил, а также проблемах в межличностных отношениях. У них наблюдаются признаки повышенной утомляемости, тревожности, сниженной мотивации, а также психосоматические расстройства, такие как ухудшение сна и аппетита.

Средний уровень адаптации выявлен у 47% работников. Эти сотрудники в основном удовлетворены своей работой, поддерживают положительное эмоциональное состояние, но иногда испытывают колебания настроения. Они проявляют ограниченную инициативу и ориентируются на личные интересы, что сдерживает их интеграцию в командные процессы.

И только у 21% сотрудников отмечен высокий уровень. Сотрудники легко интегрируются в коллектив, сохраняют положительное настроение и активно включаются в рабочие процессы. Эти сотрудники проявляют инициативу, участвуют в корпоративной жизни и строят дружеские отношения, создавая благоприятный климат в коллектив.

На основании полученных результатов нами была разработана программа психологического консультирования сотрудников.

Э.Ф. Зеер и его коллеги утверждают, что организация психологической работы с сотрудниками осуществляется на основе вариативно-субъектного подхода, который рассматривается как двусторонний процесс. Главной целью данного подхода является создание оптимальных условий для решения психологических проблем, мобилизация лич-

ностных ресурсов, а также формирование позитивных ценностных ориентаций сотрудников в новом коллективе [4].

Цель программы заключается в улучшении уровня социально-психологической адаптации сотрудников организаций через реализацию групповых и индивидуальных консультаций.

Задачами программы является:

1. Содействовать участникам в осознании потенциальных трудностей, связанных с социально-психологической адаптацией в организации.

2. В процессе индивидуальной работы с каждым сотрудником разработать стратегии для улучшения показателей социально-психологической адаптации, принимая во внимание результаты диагностических методов и группового взаимодействия.

3. Повысить навыки успешной интеграции в коллектив, а также улучшить производительность труда и субъективное чувство удовлетворенности.

4. Обучить сотрудников навыкам самоподдержки и заботы о психофизиологическом состоянии.

5. Закрепить достигнутые результаты в деятельности сотрудников.

Консультативная работа включала в себя три этапа.

1. Групповая работа, с целью просвещения и осознания проблем социально-психологической адаптации самими сотрудника на новом рабочем месте.

2. Проведение индивидуальных консультаций с целью решение имеющихся проблем и трудностей с каждым конкретным сотрудником.

3. Завершающая групповая консультация с целью закрепления полученных результатов.

Групповой формат работы включал проведение двух групповых консультаций с элементами тренинга продолжительностью 100 минут, организованных в течение одной недели с трехдневным перерывом, а также завершающей консультации длительностью 90 минут, проведенной после индивидуальных сессий с каждым сотрудником. Данные групповые консультации направлены на улучшение уровня социально-психологической адаптации сотрудников на новом рабочем месте и охватывают ключевые параметры, такие как принятие норм и правил, продуктивность,

коммуникация в коллективе, управление стрессом и настроением.

После завершения двух групповых консультаций были организованы индивидуальные встречи с каждым участником программы. Встречи проводились на протяжении шести недель с продолжительностью 75 минут каждая, осуществляясь один раз в неделю. Для каждого участника было установлено индивидуальное количество сессий, не превышающее пяти встреч. Консультационно-психологические встречи основывались на общем плане проведения консультаций:

1. Введение и установка раппорта (10 минут).

2. Анализ текущего состояния (20 минут).

3. Основная работа: поиск и решение проблемы (35 минут)

4. Завершение консультации и подведение итогов (10 минут).

Темы, которые были разобраны на консультационных встречах включали в себя: принятие организационных норм и правил, субъективная удовлетворенность на работе, повышение продуктивности деятельности на рабочем месте и улучшение взаимоотношений на работе.

Для проведения консультирования были выбраны следующие методы и техники работы:

- Групповые консультации с элементами тренинга. Консультации способствовали установлению контакта, формированию целей консультирования и снятию напряжения.

- Техники из телесно-ориентированной психотерапии. Использование телесных практик для снятия мышечного зажима и улучшения психоэмоционального состояния.

- Техники работы с метафорическими ассоциативными картами. Применение техник с целью диагностики и проработки психоэмоционального состояния, анализа проблемы и нахождение ее решения.

- Техники из когнитивно-поведенческой терапии. Выявление и переосмысление негативных моделей мышления, связанных со стрессом и социально-психологической адаптацией.

После проведения психологической работы нами были проведены повторные исследования социально-психологической адаптации сотрудников, которые можно видеть на рисунке (см. рис.).

До эксперимента После эксперимента

Рис. Распределение уровня социально-психологической адаптации по общему результату экспериментальной группы до и после эксперимента

Низкий уровень адаптации был полностью устранен - 32% сотрудников преодолели трудности и улучшили свое состояние на работе, что способствовало повышению их уровня адаптации до среднего и высокого. Основные проблемы, с которыми они сталкивались, были связаны с самочувствием, настроением, отношениями с коллегами и руководством, а также с продуктивностью.

Средний уровень адаптации сократился с 47% до 26%, поскольку значительная часть сотрудников повысила свой уровень адаптации до высокого. Ранее они испытывали трудности в области продуктивности и тайм-менеджмента, однако после работы над снижением напряжения и улучшением рабочих отношений их состояние и результаты значительно улучшились.

Наиболее значительные изменения наблюдались в группе с высоким уровнем адапта-

трудники, ранее находившиеся на среднем и низком уровнях адаптации, смогли значительно улучшить свое самочувствие, настроение и продуктивность. Сотрудники, чей уровень изначально был высоким, смогли укрепить свои навыки и освоили новые техники релаксации.

Для проверки достоверности различий мы выбрали Т-критерий Вилкоксона, и проведя статистическую обработку выяснили, что интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении с вероятностью 99%, следовательно, наша гипотеза доказана.

Таким образом, можно констатировать, что осуществленная нами психологическая работа привела к положительным результатам и психологическое консультирование сотрудников будет эффективным средством при социально-психологической адаптации в организации.

ции, которая увеличилась с 21% до 74%. Со-

Библиографический список

1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 200 с.

2. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

3. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Академия, 2008. - 160 с.

4. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Лопес Е.Г., Павлова А.М., Реньш М.А., Садовникова Н.О., Сы-манюк Э.Э. Психология профессионального консультирования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер [и др.]; под ред. Э.Ф. Зеера. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. - 246 с.

PSYCHOLOGICAL COUNSELING AS A TOOL FOR IMPROVING THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF EMPLOYEES

IN THE ORGANIZATION

M.V. Safonova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor V.V. Aksenova, Graduate Student

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev (Russia, Krasnoyarsk)

Abstract. The article examines the processes of socio-psychological adaptation of employees in a professional environment, its importance for successful integration and professional growth. Through experimental analysis, including methods of psychological counseling and psychotherapeutic techniques, the effectiveness of counseling as a tool that helps to increase the level of socio-psychological adaptation, reduce stress and increase productivity has been revealed. The presented results demonstrate the importance of psychological and pedagogical support in personnel policy aimed at optimizing adaptation processes in organizations.

Keywords: socio-psychological adaptation, criterion, parameter, level of socio-psychological adaptation, psychological work, group consultation, individual consultations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.