Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
214
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНТ-ПЕРВОКУРСНИК / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна, Бакиева Сание Джалиловна

Адаптация - это определенный процесс установления оптимального и правильного соответствия между личностью и окружающей средой в процессе деятельности, которая дает возможность личности удовлетворить актуальные потребности и, в свою очередь, реализовывать значимые и осмысленные цели. В современной социологии и психологии понятие адаптации анализируется как одно из самых важных понятий в процессе нахождения согласованных отношений между личностью и социальной средой. Стресс стал частью жизни каждого человека, поскольку почти все ежедневно подвергаются значительным психологическим нагрузкам. Проблема стрессоустойчивости и социально- психологической адаптации актуальна и для студентов - первокурсников. Студенты - первокурсники, поступая в новое учебное заведение, проходят большой путь социально- психологической адаптации. В этот период они нуждаются в психологической поддержке. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей психологического консультиро- вания по проблемам стрессоустойчивости и социально - психологической адаптации студентов-первокурсников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна, Бакиева Сание Джалиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING ON STRESS RESISTANCE AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS

Adaptation is a certain process of establishing an optimal and correct correspondence between a person and the environment in the process of activity, which enables a person to meet current needs and, in turn, to realize meaningful and meaningful goals. In modern sociology and psychology, the concept of adaptation is analyzed as one of the most important concepts in the process of finding a consistent relationship between a person and the social environment. Stress has become a part of everyone’s life, as almost everyone is exposed to significant psychological stress on a daily basis. The problem of stress resistance and socio-psychological adaptation is also relevant for first-year students. First-year students, entering a new educational institution, go a long way in socio- psychological adaptation. During this period, they need psychological support. This article is devoted to the consideration of the features of psychological counseling on the problems of stress tolerance and socio -psychological adaptation of first-year students

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ»

ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, ОЧУ ВО «Московская международная академия», Бакиева Сание Джалиловна, студент магистратуры ОЧУ ВО «Московская международная академия»

Аннотация. Адаптация - это определенный процесс установления оптимального и правильного соответствия между личностью и окружающей средой в процессе деятельности, которая дает возможность личности удовлетворить актуальные потребности и, в свою очередь, реализовывать значимые и осмысленные цели. В современной социологии и психологии понятие адаптации анализируется как одно из самых важных понятий в процессе нахождения согласованных отношений между личностью и социальной средой.

Стресс стал частью жизни каждого человека, поскольку почти все ежедневно подвергаются значительным психологическим нагрузкам. Проблема стрессоустойчивости и социально-психологической адаптации актуальна и для студентов - первокурсников. Студенты -первокурсники, поступая в новое учебное заведение, проходят большой путь социально-психологической адаптации. В этот период они нуждаются в психологической поддержке.

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей психологического консультирования по проблемам стрессоустойчивости и социально - психологической адаптации студентов-первокурсников

Ключевые слова: личность, студенты - первокурсники, развитие, социально-психологическая адаптация; стрессоустойчивость, психологическое консультирование

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING ON STRESS RESISTANCE AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS

Elmira M. Akhmedova,

Ph. D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of General and Mathematical Psychology, OCHU VO "Moscow International Academy", Sanie D. Bakieva, Master's degree student of the Moscow International Academy

Abstract. Adaptation is a certain process of establishing an optimal and correct correspondence between a person and the environment in the process of activity, which enables a person to meet current needs and, in turn, to realize meaningful and meaningful goals. In modern sociology and psychology, the concept of adaptation is analyzed as one of the most important concepts in the process of finding a consistent relationship between a person and the social environment.

Stress has become a part of everyone's life, as almost everyone is exposed to significant psychological stress on a daily basis. The problem of stress resistance and socio-psychological adaptation is also relevant for first-year students. First-year students, entering a new educational institution, go a long way in socio- psychological adaptation. During this period, they need psychological support.

This article is devoted to the consideration of the features of psychological counseling on the problems of stress tolerance and socio -psychological adaptation of first-year students

Keywords: personality, first-year students, development, socio-psychological adaptation; stress resistance, psychological counseling

Адаптация студента-первокурсника - это его высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным и непривычным условиям внешней среды. Адаптивность зависит от уровня здоровья студента, но может рассматриваться и как запас резервных возможностей организма. Под адаптацией студента в широком смысле понимается процесс приспособления организма к новым для него условиям взаимодействия и функционирования.

Для успешного обучения в вузе, адаптированности к новой среде, новому коллективу, новому образу мышления и образу жизни, студенту-первокурснику необходимо уметь развивать стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость выступает важным фактором во взаимодействии с другими людьми и определяет личностную компоненту подготовленности будущего специалиста. Профессиональная деятельность лиц, которая осуществляется во взаимодействии с людьми, считается одной из самых стрессогенных.

Согласно исследовательским работам таких ученых как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др., можно выявить следующие личностно-индивидные детерминанты стрессоустойчивости студента-первокурсника:

1) Субъективность, представляющая собой высший уровень психического развития, самосознания и саморегуляции. Выражается в способности некоторой независимости от внешнего мира, способностью совершать поступки, меняющих себя и окружающий мир, а также быть источником собственной активности.

2) Социальность, которая понимается как качество человека, которое помогает ему существовать в обществе. Социальное качество является обуславливающим общественно значимое поведение и деятельность личности.

3) Направленность представляет собой активность личности, и овладение собственными установками, принципами и интересами, а также психическими процессами, происходящими внутри личности.

4) Трансцедентальность, выражающаяся через творчество, непрерывное развитие личности и достижение своих целей.

5) Нравственность как важнейший фактор пребывания человека в мире.

6) Уникальность, которая отражает в человеке неповторимость внутреннего мира личности.

И так, можно сделать вывод о том, что стрессоустойчивость имеет большое значение в адаптации у студентов-первокурсников, так как она влияет не только на психическое состояние человека, но и на профессиональную составляющую.

Социально-психологическая адаптация студента-первокурсника означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не вступая с этой средой в противоречие.

Целью психологического консультирования является психологическая поддержка здоровых людей в критических ситуациях. Под критической ситуацией следует понимать

такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализовать внутренних потребностей своей жизни (мотивы, стремления, ценности и др.).

Успешно справиться с критическим периодом в жизни можно, если человек выйдет из него с багажом нового опыта, более продуктивными способами взаимодействия с окружающей действительностью, а также с пониманием и принятием причин, возникших перед ним трудностей. Задача консультативной работы состоит в проживании и осознании симптомов самой проблемы.

Для консультативной работы рекомендуется применять личностно-ориентированное консультирование. Оно направлено на анализ личностных, внутренних причин проблемы, а также на процесс складывания деструктивных личностных стереотипов и предотвращении подобных ситуаций в будущем. Данный вид консультирования позволяет выявить внутренние, глубинные корни проблемы и справляться с ними постепенно. При этом консультант не должен давать советов и предлагать организационную помощь, чтобы избежать неправильной работы данного вида консультирования.

Стадии консультирования, которых стоит придерживаться при проведении беседы со студентами-первокурсниками:

1) установление контакта;

2) сбор информации и осознание желаемого результата;

3) перебор гипотез, способных решить «задачу» и выработать альтернативные решения;

4) обобщение результатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта.

Консультативные приемы, способствующие максимальному решению задач на каждой из

стадий:

1) уточнение, перефразирование;

2) выслушивание, отражение чувств, резюмирование;

3) дальнейшее развитие мыслей, информирование;

4) резюмирование.

У многих студентов-первокурсников при психологическом консультировании выявляется тревожность и агрессия.

При консультировании тревожного клиента, необходимо понимать и уметь разглядеть, что конкретно скрывается под той тревогой, что его беспокоит. Очень важно позволить клиенту выговориться, рассказать о своей тревожности, выразить ее. С тревожным клиентом необходимо обсуждать его тревожность. Консультант, в данном случае, должен проявить понимание и терпимость, потому что чаще всего тревога кроется в бессознательном, и чтобы ее понять, требуется время.

При консультировании студентов с агрессией необходимо, в первую очередь, понимать, что агрессия у него всегда связана с какими-либо жизненными обстоятельствами, но, чтобы выяснить настоящие причины гнева, необходимо заглянуть глубже. При консультировании агрессивных клиентов всегда следует иметь в виду, что очень часто за агрессией скрывается страх. В этом случае темой психологического консультирования может быть разговор о том, почему из всех разнообразных способов реагирования клиент выбрал именно агрессию, чем близка ему такая реакция, какую условную выгоду или приятность для себя клиент извлекает из своей злости. Поиск подобных позитивных сторон агрессивного реагирования помогает увидеть более глубокие причины агрессии клиента.

В целях повышения устойчивости к стрессу для студентов-первокурсников с низким уровнем стрессоустойчивости и проблемами адаптации к обучению в вузе была разработана программа группового консультирования.

Цели данной программы:

- повышение уровня стрессоустойчивости студентов;

- развитие навыков концентрирования внимания на трудных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

- научиться управлять своим стрессом;

- научиться управлять своим психическим состоянием при стрессе;

- научиться быстро восстанавливаться после стресса;

- повысить свою стрессоустойчивость.

Программу следует проводить в 3 этапа:

1 этап - введение в программу;

2 этап - основная часть;

3 этап - завершение.

На 1 этапе следует провести процесс знакомства, представиться, поприветствовать группу, то есть произвести запуск групповой динамики. Также на данном этапе рекомендуется выслушать пожелания к встрече, пообщаться с группой (спросить кто был на таких программах, на каких и т.д.), тем самым создав дружелюбную атмосферу. Конечно, необходимо провести разминочные игры (снежный ком, мячик и т.д.) в целях разминки игроков и сплочения группы.

На 2 этапе рекомендуется начать основную работу в виде специально подобранных упражнений и игр на повышение стрессоустойчивости. Первые упражнения рекомендуется направить на мобилизацию внимания, дать возможность участникам осознать их регулятивные ресурсы, создать условия для их тренировки. После каждого упражнения делать рефлексию, некое обсуждение игроков что для них представляло сложность, а что для них было легко.

Также необходимо с помощью упражнений помочь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, в определении своего отношения к данному феномену, выявить субъективные трудности, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям. После чего участникам необходимо дать познакомиться со своим стрессом (например, в виде рисунка), чтобы человек мог на него посмотреть и определить свое личное отношение к нему, и дать каждому участнику возможность выговориться и рассказать о своем стрессе. С помощью данных упражнений можно выделить участников, нуждающихся в психологической помощи в виде консультирования.

На 3 завершающем этапе следует провести рефлексию с каждым студентом-первокурсником, чтобы каждый имел возможность поделиться своими впечатлениями, эмоциями и своим состояниям в данный момент. Также на данном этапе следует провести упражнения, направленные на благодарность для активизации участников, их сплочения и повышения настроения. В целях положительного завершения рекомендуется провести упражнение «Подарок».

Таким образом, Стрессоустойчивость имеет огромное значение в социально-психологической адаптации у студентов-первокурсников, так как она влияет не только на психическое состояние человека, но и на профессиональную составляющую. И, следовательно, для развития стрессоустойчивости важно внедрять программы группового консультирования, с помощью которых студенты-первокурсники могут повысить уровень стрессоустойчивости и научиться концентрироваться на сложных жизненных ситуациях.

Список литературы

1. Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. - 2007. - № 24. - С. 8.

2. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учебное пособие / Л.Б. Волынская. - 2-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2017. - 164 с. - (Библиотека психолога). - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103494 (дата обращения: 10.04.2023). - ISBN 978-5-9765-1245-0. - Текст: электронный.

3. Гриднева С.В. Психологическое сопровождение первокурсников: учебное пособие для преподавателей и обучающихся: [16+] / С. В. Гриднева, М. Р. Арпентьева, А. И. Тащёва; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2021. - 286 с.: ил., табл. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub. ru/index.php?page=book&id=698778 (дата обращения: 28.03.2023). - ISBN 978-5-9275-3960-4. - Текст: электронный.

4. Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. Екатеринбург, - 2014. - 189 с.

5. Човдырова Г.С. Клиническая психология: общая часть: учебное пособие / Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. - Москва: Юнити-Дана, 2017. - 248 с.: табл., схемы -Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684803 (дата обращения: 01.04.2023). - Библиогр.: с. 220-225. - ISBN 978-5-238-01746-4. - Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.