Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ НА КОНФЛИКТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ НА КОНФЛИКТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / КОНФЛИКТНОСТЬ / СТРАТЕГИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьянов Алексей Сергеевич, Фурсова Диляра Викторовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования связи параметров стрессоустойчивости и стратегий конфликтного поведения как показателя конфликтности личности у студентов первых курсов для разных уровней их социально-психологической адаптации. Описаны результаты психологической диагностики выборки студентов первого курса по параметрам стрессоустойчивости, стратегий конфликтного поведения и социально-психологической адаптации. Показано, что в зависимости от уровня социально-психологической адаптации респонденты из числа студентов с низким уровнем стрессоустойчивости, где преобладают избегание и приспособление как стратегии поведения в конфликте, относятся к низкому уровню социально-психологической адаптации; респонденты из числа студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости с доминирующими в конфликтном поведении стратегиями сотрудничества и компромисса включает первокурсников с высоким уровнем социально-психологической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF STRESS RESISTANCE ON THE CONFLICT OF FIRST-YEAR STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION: RESULTS OF EMPIRICAL RESEARCH

The article presents the results of an empirical study of the relationship between stress resistance and conflict behavior strategies as an indicator of personal conflictness in first-year students for different levels of socio-psychological adaptation. The results of psychological diagnostics of students on the parameters of stress resistance, strategies of conflict behavior and socio-psychological adaptation are described. It is shown that, depending on the level of socio-psychological adaptation, respondents with a low level of stress resistance, where avoidance and adaptation as strategies of behavior in conflict prevail, belong to a low level of socio-psychological adaptation; students with a high level of stress tolerance with dominant strategies of cooperation and compromise include respondents with a high level of socio-psychological adaptation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ НА КОНФЛИКТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

13. Эльканова Б.Д. Формирование лингвистической инфокоммуникационной компетентности учителя иностранного языка (на основе тезаурусного подхода) / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук) // Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2011

14. Эльканова Б.Д. Инновационный подход и современные тенденции развития науки и образования / В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. // Материалы XXVIII международной научно-практической конференции. - Прага, 2020. - С. 111-112.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент Лукьянов Алексей Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Фурсова Диляра Викторовна

Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Будённовск)

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ НА КОНФЛИКТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ

ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования связи параметров стрессоустойчивости и стратегий конфликтного поведения как показателя конфликтности личности у студентов первых курсов для разных уровней их социально-психологической адаптации. Описаны результаты психологической диагностики выборки студентов первого курса по параметрам стрессоустойчивости, стратегий конфликтного поведения и социально-психологической адаптации. Показано, что в зависимости от уровня социально-психологической адаптации респонденты из числа студентов с низким уровнем стрессоустойчивости, где преобладают избегание и приспособление как стратегии поведения в конфликте, относятся к низкому уровню социально-психологической адаптации; респонденты из числа студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости с доминирующими в конфликтном поведении стратегиями сотрудничества и компромисса включает первокурсников с высоким уровнем социально-психологической адаптации.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, конфликтность, стратегии конфликтного поведения, студенты первого курса, эмпирическое исследование.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the relationship between stress resistance and conflict behavior strategies as an indicator of personal conflictness in first-year students for different levels of socio-psychological adaptation. The results of psychological diagnostics of students on the parameters of stress resistance, strategies of conflict behavior and socio-psychological adaptation are described. It is shown that, depending on the level of socio-psychological adaptation, respondents with a low level of stress resistance, where avoidance and adaptation as strategies of behavior in conflict prevail, belong to a low level of socio-psychological adaptation; students with a high level of stress tolerance with dominant strategies of cooperation and compromise include respondents with a high level of socio-psychological adaptation.

Keywords: stress resistance, conflictness, conflict behavior strategies, first-year students, empirical research.

Введение. Изучение природы стрессоустойчивости, механизмов развития и проявления, зависимости от внешних факторов и влияния на процессы преодоления стресса выступает актуальной проблемной сферой в рамках комплексных предметных исследований, предполагающих специфичное сочетание заглавного феномена со смежными, которые имеют значение в связи с психологическими характеристиками конкретных социальных групп. Студенческая выборка, несомненно, обладает своими аутентичными характеристиками как с точки зрения возрастно-психологического критерия, так и с точки зрения критерия социально-профессионального (Т.Н. Воронина, 2015 [2]; А.А. Извольская, 2010 [3]; И.М. Пучкова, 2015 [7] и др.). Особенно проблема стрессоустойчивости и специфичность её репрезентации стала активно развиваться в условиях всемирной пандемии COVID-19 и переходом студентов на дистанционный формат обучения (Н.П. Волкова, 2020 [1]; Е.А. Карпинская, 2020 [4]; А.С. Смирнова, 2020 [10] и др.).

Специфичность студенческой выборки по своим психологическим характеристикам, помимо традиционных для педагогической психологии тем, связанных с учебной деятельностью (мотивация, успешность и др., определяет частое особое внимание к проблематике конфликта и конфликтного поведения студента: формирование конфликтологической компетентности, выбор стратегий конфликтного поведения, конфликтность личности в целом (В.И. Рерке, 2017 [8]; Харламова Т.М., Ряпосова А.В., 2019 [11] и др.). Это имеет особенное значение в рамках исследования проблемы адаптации студента к учебному процессу вуза, особенно принципиальной для начального периода обучения (уровень первого-второго курсов) (Л.Х. Манучарян, 2016 [5]; В.И. Седин, 2009 [9]; О.В. Чернова, 2008 [12] и др.).

Сказанное позволяет говорить о правомерной постановке проблемы выявления особенностей связи параметров конфликтности, стрессоустойчивости и адаптации у студентов первого курса с учётом того, что именно уровень адаптивности (социально-психологической адаптации) выступает условием для различения специфики связи стрессоустойчивости и конфликтности.

Изложение основного материала статьи. Гипотезу исследования на эмпирическом уровне можно сформулировать следующим образом: существуют различия в связях между параметрами стрессоустойчивости и конфликтности у студентов-первокурсников с разными уровнями социально-психологической адаптации.

В качестве выборки нашего исследования выступили студенты первых курсов ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет». Общее количество обследованных студентов - 118 человек направлений подготовки 37.03.01 - «Психология», 37.03.02 - «Конфликтология» и специальности 37.05.02 -«Психология служебной деятельности» в возрасте от 17 до 19 лет (средний возраст - 18,2 л.). Методиками исследования выступили: «Шкала нервно-психического напряжения» (автор - Т.А. Немчин), «Оценочная

шкала стрессовых событий» (авторы - Т. Холмс и Р. Раге), «Тест на поведение в конфликтной ситуации» (авторы - К. Томас и Р. Килманн), «Тест социально-психологической адаптации (автор - А.К. Осницкий). Основную задачу выяснения силы и направления связи между параметрами конфликтности, стрессоустойчивости и социально-психологической адаптации мы решали с использованием корреляционного анализа (программа IBM SPSS Statistics 22.0).

Таким образом, представленные методические основания позволили нам провести основное эмпирическое исследование, результаты которого представлены ниже.

Результаты использования первой методики (методика на нервно-психическое напряжение, Т.А. Немчин) показали следующее:

- слабое (детензивное) психическое напряжение представлено у 43,2% студентов (степень напряжения может быть названа напряжением лишь условно, так как при этом признаков напряжения либо не наблюдается совсем, либо их проявления настолько незначительны, что испытуемые не склонны считать своё состояние нервно-психическим напряжением);

- умеренное (интенсивное) психическое напряжение представлено у 50,9% студентов (если у обследуемых и наблюдаются отдельные неприятные ощущения со стороны соматических органов и систем, то они как бы маскируются, заслоняются общей позитивной окраской, позитивным эмоциональным фоном, приподнятым настроением, активным стремлением преодолеть трудности и добиться высоких результатов при достижении цели);

- чрезмерное (экстенсивное) психическое напряжение представлено у 5,9% обследованных студентов (это характеризует тенденцию к снижению работоспособности, нахождение в условно сниженном эмоциональном состоянии с точки зрения ощущения благоприятности).

Результаты обследования по второй методике (опросник Томаса-Килманна) показывают, что большинство испытуемых принимают компромиссный тип стратегии поведения в конфликтной ситуации (38,3%), многие предпочитают сотрудничать (32,2%), к соперничеству прибегает 11,3% студентов, студентов с приспособительным типом поведения - 9,4%, а с избегающим типом - 8,8%.

По третьей методике - методике социально-психологической адаптации (А.К. Осницкий) результаты показали следующее:

- по шкале «самоприятие» высокие баллы у 20,3% студентов, низкие - у 5,9% (шкала связана с самоодобрением или видением только недостатков);

- по шкале «приятие других» высокие баллы - у 43,2% студентов, низкие - у 12,2% (шкала отражает критичность или же дружественность по отношению к другим);

- по шкале «эмоциональный комфорт» высокие баллы - у 26,7% студентов, низкие - 15,4% (шкала описывает модальность эмоционального самоощущения);

- по шкале «интернальность» высокие значения - у 54,3% студентов, низкие - у 11,2% (шкала связана с активностью / пассивностью субъекта в социальном взаимодействии);

- по шкале «стремление к доминированию» высокие показатели у - 17,5% студентов, низкие - у 68,4% (шкала отражает стремление субъекта к главенствованию в межличностной коммуникации).

Наконец, по четвёртой методике («Оценочная шкала стрессовых событий») результаты показали, что у 60,8% студентов выявлена высокая степень сопротивляемости стрессу, то есть такой человек сохраняет спокойствие при любых обстоятельствах, даже тех, в которых большинство из нас впадет в панику или, как минимум, испытает душевное смятение. Таким людям гораздо проще минимизировать последствия шокирующих или неприятных событий. Для 10,6% респондентов свойственен умеренный уровень стрессоустойчивости. Здесь человек способен противостоять проблемам и неприятностям, хоть и через определённое время, но отпускает критические ситуации, он способен трезво оценить проблему, ищет пути преодоления трудностей. У 28,6% респондентов обнаружена низкая сопротивляемость стрессу. Этот уровень характерен для тревожных личностей с повышенным эмоциональным фоном, часто сопровождается нарушением способности к анализу и рефлексии, низкой степенью концентрации внимания. Данный уровень стрессоустойчивости опасен возникновением различных психосоматических заболеваний.

Для подтверждения гипотезы исследования о том, что существуют различия в связях между параметрами стрессоустойчивости и конфликтности у студентов-первокурсников с разными уровнями социально-психологической адаптации, был проведен корреляционный анализ показателей, выявленных в ходе первичной психологической диагностики в первой части эмпирического исследования.

В качестве конкретного метода математической статистики был использован критерий корреляционного анализа r-Спирмена (программа IBM SPSS Statistics 22.0).

Результаты - в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Связь параметров стрессоустойчивости и стратегий поведения в конфликте для выборки

обследуемых студентов

Параметры Высокий уровень стрессоустойчивости Низкий уровень стрессоустойчивости

Избегание гспирмена=0,049 гспирмена=0,841

Приспособление гспирмена=0,124 гспирмена=0,746

Сотрудничество гспирмена=0,794 гспирмена=0,109

Соперничество гспирмена=0,124 гспирмена=0,351

Компромисс гспирмена=0,651 гспирмена=0,321

Прежде всего анализу подверглись базовые параметры конфликтности и стрессоустойчивости, в результате чего были выделены условные две группы: группа А - характеризуется использованием стратегий избегания и приспособления, у респондентов этой группы - низкий уровень стрессоустойчивости; группа Б -характеризуется использованием стратегий компромисса и сотрудничества, у респондентов этой группы -высокий уровень стрессоустойчивости. (В таблице 1 группы по основанию доминирования параметров выделены полужирным начертанием).

Далее была реализована процедура корреляционного анализа между интересующими нас параметрами в этих группах с показателем уровня социально-психологической адаптации.

Таблица 2

Зависимость параметров конфликтности и стрессоустойчивости от уровня социально-

психологической адаптации

Параметры Высокий уровень социально-психологической адаптации Низкий уровень социально-психологической адаптации

Группа А гспирмена=0,0241 гспирмена=0,612

Группа Б гспирмена=0,851 гспирмена=0,123

Как видно в табл. 2, группа студентов с низким уровнем стрессоустойчивости, где преобладают избегание и приспособление как стратегии поведения в конфликте, относится к низкому уровню социально-психологической адаптации, в то время как группа с высоким уровнем стрессоустойчивости с доминирующими стратегиями сотрудничества и компромисса включает респондентов с высоким уровнем социально-психологической адаптации. Содержательно отметим, таким образом, что для лиц с низким уровнем социальной адаптации свойственна низкая стрессоустойчивость, стремление избежать конфликта, пытаться не вступать в конфронтацию с оппонентом, а при удобном случае принять правила игры. Для лиц же с высоким уровнем социальной адаптации свойственна высокая стрессоустойчивость, проявление сотрудничества и поиск решения выходов из конфликтной ситуации.

Таким образом, полученные данные позволяют говорить о том, что существуют различия в связях между параметрами стрессоустойчивости и конфликтности у студентов первокурсников с разными уровнями социально-психологической адаптации.

Выводы. Особенности ситуации обучения в вузе и специфика собственно студенчества как особой социально-профессиональной группы совокупно определяют необходимость постановки задач для решения проблем в рамках конкретных психологических исследований. Одной из ведущих таких проблем для педагогической психологии при изучении студенчества выступает проблема выявления особенностей адаптации студентов первых курсов, причины и факторы этой адаптации, её связь со значимыми индивидуально-психологическими характеристиками. В данной работе на эмпирическом уровне показана специфика связи параметров адаптации со стратегиями конфликтного поведения и стрессоустойчивостью студентов.

Выделены связи низкого уровня стрессоустойчивости у студентов с используемыми ими в конфликте стратегиями избегания и приспособления и высокого уровня стрессоустойчивости с используемыми стратегиями компромисса и сотрудничества. Показано, что в зависимости от уровня социально-психологической адаптации респонденты с низким уровнем стрессоустойчивости, где преобладают избегание и приспособление как стратегии поведения в конфликте, относятся к низкому уровню социально-психологической адаптации; студенты с высоким уровнем стрессоустойчивости с доминирующими стратегиями сотрудничества и компромисса включает респондентов с высоким уровнем социально-психологической адаптации.

Литература:

1. Волкова, Н.П. Особенности дистанционного обучения в вузах в современных условиях / Н.П. Волкова // Успехи гуманитарных наук. - 2020. - № 8. - С. 53-55.

2. Воронина, Т.Н. Формирование профессиональной мотивации у студентов вуза / Т.Н. Воронина, А.С. Лукьянов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2018. - № 5 (68). - С. 172-179.

3. Извольская, А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе / А.А. Извольская // Молодой учёный. - 2010. - № 6. - С. 327-329.

4. Карпинская, Е.А. COVID-19: эффекты для высшего образования [Электронный ресурс] / Е.А. Карпинская / Российский совет по международным делам. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/covid-19-effektydlya-vysshego-obrazovaniya/ (дата обращения: 28.08.2021).

5. Манучарян, Л.Х. Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям вуза / Л.Х. Манучарян // Молодой учёный. - 2016. - № 5 (109). - С. 628-632.

6. Мешков, Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. - Саранск [Электронный ресурс] / Н.И. Мешков. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001640904 (дата обращения: 26.08.2021).

7. Пучкова, И.М. Диагностика психологической готовности студентов к профессиональной деятельности / И.М. Пучкова, В.В. Петрик // Учёные записки Казанского университета. - 2015. - Том 157, кн. 4. - С. 245-252.

8. Рерке, В.И. Конфликтность и ее проявление у обучающихся высших учебных заведений / В.И. Рерке // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2017. - № 3. - С. 52-58.

9. Седин, В.И. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты / В.И. Седин, Е.В. Леонова // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 83-89.

10. Смирнова, А.С. Организация дистанционного обучения студентов в условиях пандемии [Электронный ресурс] / А.С. Смирнова // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2020. - № 4 (41). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-studentov-v-usloviyah-pandemii (дата обращения: 29.08.2021).

11. Харламова, Т.М. Роль гендерной идентичности в выборе стратегий поведения в конфликте / Т.М. Харламова, А.В. Ряпосова // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2019.

12. Чернова, О.В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения / О.В. Чернова, М.В. Сячин // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008. - № 4. - С. 65-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.