Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЕЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЕЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ / ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Носакова Т. В.

Адаптация представляет собой способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. В результате такого процесса возрастает адаптированность - степень приспособленности личности к условиям жизни и деятельности, тогда как под адаптивностью следует понимать способность к адаптации, которая в свою очередь имеет врождённую и приобретённую, в том числе во время обучения, природу. В статье рассматриваются результаты исследования взаимосвязи социально-психологической адаптации и жизнестойкости молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования. Для проведения эмпирического исследования был организован сбор данных у 70 педагогов учреждений дополнительного образования. Обнаруженные закономерности подтвердили предположение о том, что существуют взаимосвязь между социально-психологической адаптации и жизнестойкости молодых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND RELIABILITY OF YOUNG SPECIALISTS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Adaptation is the ability of a person to adapt to the various requirements of the environment without feeling internal discomfort and without conflict with the environment. As a result of such a process, adaptability increases - the degree of adaptability of the individual to the conditions of life and activity, while adaptability should be understood as the ability to adapt, which in turn has an innate and acquired, including during training, nature. The article discusses the results of a study of the relationship between socio-psychological adaptation and resilience of young professionals in institutions of additional education. To conduct an empirical study, data collection was organized from 70 teachers of additional education institutions. The patterns found confirmed the assumption that there is a relationship between the socio-psychological adaptation and resilience of young professionals.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЕЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

EDN: YVXTRU

Т.В. Носакова - к.пед.н., доцент кафедры психологии образования и профессионального развития, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],

T.V. Nosakova - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of psychology of education and professional development, Russian state vocational pedagogical university, Yekaterinburg, Russia.

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЕЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ MANAGEMENT OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND RELIABILITY OF YOUNG SPECIALISTS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация. Адаптация представляет собой способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. В результате такого процесса возрастает адапти-рованность - степень приспособленности личности к условиям жизни и деятельности, тогда как под адаптивностью следует понимать способность к адаптации, которая в свою очередь имеет врождённую и приобретённую, в том числе во время обучения, природу. В статье рассматриваются результаты исследования взаимосвязи социально-психологической адаптации и жизнестойкости молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования. Для проведения эмпирического исследования был организован сбор данных у 70 педагогов учреждений дополнительного образования. Обнаруженные закономерности подтвердили предположение о том, что существуют взаимосвязь между социально-психологической адаптации и жизнестойкости молодых специалистов.

Abstract. Adaptation is the ability of a person to adapt to the various requirements of the environment without feeling internal discomfort and without conflict with the environment. As a result of such a process, adaptability increases - the degree of adaptability of the individual to the conditions of life and activity, while adaptability should be understood as the ability to adapt, which in turn has an innate and acquired, including during training, nature. The article discusses the results of a study of the relationship between socio-psychological adaptation and resilience of young professionals in institutions of additional education. To conduct an empirical study, data collection was organized from 70 teachers of additional education institutions. The patterns found confirmed the assumption that there is a relationship between the socio-psychological adaptation and resilience of young professionals.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, адаптация педагогов, процесс адаптации, жизнестойкость, дополнительное образование.

Keywords: adaptation, socio-psychological adaptation, adaptation of teachers, adaptation process, resilience, additional education.

Введение

А.А. Началджян определяет адаптацию через состояние социально-психической адаптиро-ванности: «Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же - это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности» [4].

В психологической науке выделяются следующие разновидности социально-психологической адаптации (по А.А. Началджяну): нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адаптация [4].

Также классифицируются типы адаптационного процесса, такие как:

- тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду;

- тип, предполагающий пассивное, конформное принятие целей и ценностных ориентаций группы;

- вероятностно-комбинированный тип, в котором сочетаются оба предыдущих типа [6].

Процесс адаптации педагогических работников в профессиональной среде является многоэтапным и многокомпонентным. Наиболее важными периодами адаптации педагога как профессионала является последний курс вуза, а также первые два года работы в педагогическом коллективе. В этот период формируются адаптационные механизмы в профессиональной деятельности и в межличностных отношениях.

В качестве процесса жизнестойкость можно рассматривать как результат суммирования социальных и биологических факторов развития, но с большим преобладанием биологических детерминант, которые обнаруживаются под воздействием социального окружения [1].

С. Мадди изучает жизнестойкость в русле социальной экологии. Он считает, что это качество является неким фундаментом жизнестойкости и вводит понятие "hardiness", что в переводе с английского языка означает «выносливость», «стойкость», «крепость». Развитие установок личности может стать базой для позитивного мироощущения, повышения качества жизни человека, понимания препятствий и стрессов в качестве источников дополнительного роста и развития [3].

Жизнестойкость - это фактор или внутренний ресурс, который способен развить в себе каждый человек и то, что человек может трансформировать и переосмыслить, качество, способствующее поддержанию не только его физического, но и психического, а также социального здоровья [8].

Целью исследования явилось определение взаимосвязи социально-психологической адаптации и жизнестойкости молодых специалистов в сфере дополнительного образования.

Основная часть

Характеристика группы: количество респондентов 70 человек, возраст 22-30 лет.

Для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методики: диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [7]; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [5] и тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева [2].

Для проверки истинности гипотезы о существовании статистически значимых различий в уровнях социально-психологической адаптации, адаптивности и жизнестойкости молодых специалистов в сфере дополнительного образования в зависимости от стажа работы были проведены дескриптивная статистика, сравнительный и корреляционный анализ.

1) Описание дескриптивной статистики проводилось по значению медиан.

Результаты многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина следующие:

По шкалам «Нервно-психическая устойчивость» (Ме=6), «Коммуникативные особенности» (Ме=6) и «Моральная нормативность» (Ме=5) результаты говорят о средней выраженности данных характеристик. Педагоги в целом достаточно устойчивы, способны на саморегуляцию собственного эмоционального состояния и поведения, обладают развитыми коммуникативными способностями и способны воспринимать, осознавать и соблюдать правила и нормы группового поведения.

По шкале «Личностный адаптивный потенциал» (Ме=5) результаты соответствует высокой степени адаптивности, то есть большинство респондентов достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения.

Адаптивность

■ Нервно-психическая устойчивость

Коммуникативные особенности

■ Моральная нормативность

■ Адаптивность Педагоги

lili

Рисунок 1 - Результаты многоуровневого личностного опросника «Адаптивность»

А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина

Для проведения сравнительного анализа был использован непараметрический и-критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок, так как распределение результатов отличается от нормального, а количество анализируемых независимых подгрупп равняется двум.

Выборка поделена на 2 подгруппы в зависимости от стажа работы: I группа - стаж работы от 1 года до 3-х лет; II группа - стаж работы в организации дополнительного образования менее года.

В результате были обнаружены статистически значимые различия между уровнем ведомости, моральной нормативности и вовлечённости у педагогов дополнительного образования с разным стажем работы (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты сравнительного анализа

Стаж / группа Средний ранг и Манна-Уитни Р

Ведомость 1 26,7 336,00 0,002

2 42,1

Моральная нормативность 1 41,05 433,50 0,044

2 31,34

Вовлечённость 1 28,78 398,50 0,017

2 40,54

В подгруппе молодых педагогов со стажем работы менее года выше, чем у подгруппы со стажем работы от года до трёх уровень ведомости (ранг I = 26,7; ранг 11=42,1).

Начинающие педагоги, чаще действуют в соответствии с мнением окружающих, тогда как педагоги, уже имеющие профессиональный опыт, способны проявлять индивидуальность и не соглашаться с мнением других людей, настаивая на верности своей позиции. Данные различия могут быть обусловлены тем, что пришедший в коллектив педагог, не имеющий опыта профессиональной деятельности, нуждается в наставничестве, прислушивается к опыту своих коллег, поскольку пытается адаптироваться как к деятельности, так и к нормам и правилам коллектива, в котором работает.

Также неопытные педагоги более вовлечены в деятельность, результаты по шкале вовлечённости выше у второй подгруппы (ранг I = 28,78; ранг 11=40,54). Можно сделать вывод о том, что только пришедшие в образование педагоги отличаются более высоким уровнем вовлечённости в свою деятельность, тогда как больший опыт ведёт к снижению способности получать удовольствие от своей работы, что может быть связано с кризисом экспектаций, разочарованием в своей работе, различий между ожиданиями и реальностью профессии педагога.

Тогда как у педагогов со стажем от года до трёх лет выше уровень моральной нормативности (ранг I = 41,05; ранг 11=31,34). Это может быть обусловлено тем, что опыт работы в профессии и коллективе позволяет сформировать моральные нормы, свойственные именно текущей деятельности, столкнуться с моральным выбором и дилеммами, тогда как только пришедший на работу педагог не в полной мере может осознавать собственную ответственность, а также не в полной мере включён в деятельность и профессиональное сообщество.

Корреляционный анализ проводился с помощью непараметрического критерия Спирмана, так как распределение результатов отличается от нормального (Таблица 2 и Таблица 3).

При этом, положительные высокозначимые взаимосвязи обнаружены между:

1. Принятием риска, приятием себя (г=0,470; р=0,000) и приятием других (г=0,522; р=0,000), а также внутренним (г=0,342; р=0,004), внешним (г=0,445; р=0,000) контролем и эскапизмом (г=0,334; р=0,005). Это может говорить о том, что готовность к последствиям своего поведения (как положительным, так и отрицательным), обеспечивается положительным отношением к себе и окружающим, а также наличием контроля (внутреннего - принятия ответственности на себя и внешнего - осознания зависимости последствий от внешних условий и других людей), а также отрешённости от реальности. Поскольку результаты по шкале эскапизма располагаются у большинства респондентов в нормальном интервале, можно сделать вывод о том, что некоторая отрешённость способствует принять последствия того или иного действия.

2. Жизнестойкостью и неприятием себя (г=0,321; р=0,007). Педагоги, характеризующиеся готовностью к преодолению жизненных трудностей, в большей степени характеризуются отрицательными эмоциями по отношению к себе, данная взаимосвязь является неоднозначной, поскольку жизнестойкость преимущественно обеспечивается благополучием личности и положительными эмоциями. Однако, вероятно, поскольку неприятие себя у педагогов выражено в средней степени, можно говорить о том, что критичное отношение к себе, адекватное представление о своих недостатках и

стремление изменить их, а значит развиваться, связано со способностью успешно переносить стрессовые ситуации, объективно оценивая свои ошибки.

Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа по всей выборке

Адаптивность Дезадаптивность Приятие себя Неприятие себя Приятие других

КС г -,368**

Р ,002

ЛАП г ,238*

Р ,047

Контроль г -,254*

Р ,034

N 70

Принятие риска г ,470** -,344** ,522**

Р ,000 ,004 ,000

Жизнестойкость г -,268* ,321** -,452**

Р ,025 ,007 ,000

Таблица 3 - Результаты корреляционного анализа по всей выборке

Неприятие других Внутр. контроль Внешн. контроль Ведомость Эскапизм КС

Вовлеченность г ,285* ,272*

Р ,017 ,023

N 70 70

Контроль г -,284* ,243*

Р ,017 ,042

N 70 70

Принятие риска г ,342** ,445** ,334**

Р ,004 ,000 ,005

N 70 70 70

Жизнестойкость г -,250* -,472** -,294*

Р ,037 ,000 ,013

N 70 70 70

Отрицательные высокозначимые взаимосвязи обнаружены между:

1. Неприятием себя и принятием риска (г=-0,344; р=0,004). Чем выше педагоги готовы воспринимать собственную жизнь как возможность получить опыт вне зависимости от его характера, отрицательного или положительного, тем в меньшей степени они склонны негативно воспринимать других людей, что может быть связано с тем, что готовность к риску связана со скорее положительными ожиданиями.

2. Жизнестойкостью и приятием других (г=-0,452; р=0,000), внешним контролем (г=-0,472; р=0,000). Педагоги, характеризующиеся готовностью к преодолению жизненных трудностей, в меньшей степени склонны переносить ответственность за события своей жизни на внешние условия и других людей, а также, вероятнее, относятся к окружающим без положительных эмоций, Это может объясняться тем, что педагоги, устойчивые к жизненным трудностям, скорее, относятся к окружающим непредвзято, не наделяя их заранее положительными чертами для избегания дальнейшего разочарования, а также тем, что отсутствие положительных эмоций по отношению к другим людям, способствует более объективным оценкам происходящего и готовности к принятию тех или иных последствий.

3. Дезадаптированностью и коммуникативными способностями (г=-0,368; р=0,002), что говорит о том, что, чем выше развиты коммуникативные способности, тем ниже может быть дезадаптив-ность или неспособность адаптироваться к новым условиям, поскольку успешность взаимодействия в социуме зачастую обеспечивается именно навыками общения человека.

Положительные взаимосвязи обнаружены между:

1. Адаптивностью и личностным адаптивным потенциалом (г=0,238; р=0,047), что может говорить о том, что более высокие возможности к приспособлению к окружающим условиям обеспечиваются личностным адаптивным потенциалом.

2. Вовлечённостью, внешним контролем (г=0,285; р=0,017) и ведомостью (г=0,272; р=0,023). Заинтересованность происходящим вокруг, в том числе в жизни других людей, связана с передачей ответственности за происходящее внешним условиям и окружающим людям, а также ведомостью,

как подчинением интересам других людей. Излишняя вовлечённость в чужую жизнь и внешние события переносит источник контроля также вовне личности, передавая ответственность за решения и их последствия другим людям и внешним обстоятельствам.

3. Контролем и коммуникативными способностями (r=0,243; p=0,042), что может обуславливаться тем, что взятие контроля за свою жизнь во многом связано с умением эффективно общаться, высказывать свою позицию и корректно передать информацию. Отрицательные взаимосвязи обнаружены между:

1. Контролем и приятием себя (r=-0,268; p=0,025), неприятием себя (r=-0,254; p=0,034), неприятием других (r=-0,284; p=0,017). Как отрицательные, так и положительные эмоции, вызываемые самим собой и другими людьми, связаны с уменьшением контроля над жизнью, поступками и событиями. Эмоциональная составляющая тех или иных событий и поступков снижает уровень критичности восприятия и объективности оценки, что может отрицательно сказаться на контроле, тогда как высокий уровень контроля позволяет оптимизировать влияние эмоциональной составляющей на восприятие событий, действий и поступков, как самого человека, так и окружающих.

2. Жизнестойкостью, вовлечённостью (r=-0,294; p=0,013) и внутренним контролем (r=-0,250; p=0,037). Способность выдерживать напряжённые ситуации связана со сниженным внутренним контролем и вовлечённостью в жизнь и внешние события. Способность выдерживать стрессовые ситуации снижается при принятии ответственности на себя. Также жизнестойкость более развита у педагогов, характеризующихся более низкой вовлечённостью во внешние события, так как постоянная занятость и вовлечённость насыщает жизнь, снижая ресурсы личности.

В целом, педагоги дополнительного образования характеризуются достаточным уровнем адаптивности, устойчивости и самоконтроля, способны успешно совладать со стрессом, различными жизненными обстоятельствами.

Полученные результаты подтверждают гипотезу исследования о существовании статистически значимых различий в уровнях социально-психологической адаптации, адаптивности и жизнестойкости молодых специалистов в сфере дополнительного образования в зависимости от стажа работы.

Источники:

1. Долгова В. И., Мельник Е. В., Моторина Ю. В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении / В. И. Долгова, Е. В. Мельник, Ю. В. Моторина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 76-80.

2. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

3. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С. Мадди // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 85-111.

4. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Эксмо, 2010. 368с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2002. 667 с.

6. Реан А. Психология личности. СПб.: Питер, 2016. 288 с.

7. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 488 с.

8. Maddi S. The effectiveness of hardiness training / S. Maddi, S. Kahn, K. Maddi // Practice and research. 1998. № 2. Vol. 50. P. 78-86.

References:

1. Dolgova V. I., Melnik E. V., Motorina Yu. V. Adaptation of young specialists in an educational institution / V. I. Dolgova, E. V. Melnik, Yu. V. Motorina // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2015. Vol. 31. pp. 76-80.

2. Leontiev D. A., Rasskazova E. I. Test of resilience. M.: Sense, 2006. 63p.

3. Maddi S. Semantic formation in decision-making processes / S. Maddi // Psychological Journal. 2005. Vol. 26, No. 6. pp. 85-111.

4. Nalchajyan A. A. Psychological adaptation: mechanisms and strategies / A. A. Nalchajyan. 2nd ed., reprint. and additional M.: Eksmo, 2010. 368s.

5. Practical psychodiagnostics: Methods and tests / Ed.-comp. D. Ya. Raygorodsky. Samara: BAKHRAKH-M, 2002. 667 S.

6. Rean A. Psychology of personality. St. Petersburg: Peter, 2016. 288 p.

7. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups. M.: Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2002. 488 p.

8. Maddi S. The effectiveness of hardiness training / S. Maddi, S. Kahn, K. Maddi // Practice and research. 1998. № 2. Vol. 50. P. 78-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.